Чтение художественной литературы в старшей группе ноябрь. Воспитателю дошкольного учреждения на заметку: чтение в старшей группе художественной литературы

10.07.2019

Ху дожественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички .

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки .

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».


Булычева Александра Валерьевна

Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 2)

Тема: Зимовье зверей

1. С. Козлов "Как ежик с медвежонком протирали звезды"

2. Н. Сладков "Медведь и солнце"

3. А. Милн "Винни-пух и все-все-все"

4. В. Шульжик "Белый медвежонок"

5. В. Бианки "Купание медвежат"

6. Е. Чарушин "Медвежонок"

7. И. Соколов-Никитов «Медвежья семья», «Медведи»

8. Р. н. с «Медведь липовая нога»

9. Р. н. с. "Старик и медведь"

10. И. Соколов-Никитов «В берлоге»

Тема: Деревья зимой

1. Н. Павлова «Деревья зимой»

2. Каплан «Деревья в зимнем сне»

3. Пушкин «Зимнее утро»

4. Островский «Зимний лес», «Деревья зимой»

5. М. пришвин «Осинкам холодно»

6. С. Есенин «Береза»

7. Братья Гримм «Три счастливца»

8. Р. н. с. Сказка о молодильной яблоне и живой воде»

9. С. Воронин. «Голубая ель», «Птичья кладовая»

10. П. Соловьёва «Рябина».

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

1. Б. Заходер «Черепаха», «Жираф».

2. таджикская сказка «тигр и лиса»

3. К. Чуковский «Черепаха»

4. Д. Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»

5. Б. Житков «Про слона».

6. Н. Сладков «Во льдах».

7. Е. Чарушин «Слон», Мартышки».

8. Л. Толстой «Лев и собачка».

9. Л. Рожковский «В зверинице»,«Три крокодила», «Длинная шея».

10. В. Степанов «Тигр».

11. Д. Родович «Крокодил».

12. М. Москвина «Что случилось с крокодилом».

13. Ю. Дмитриев «Верблюжонок и ослик».

14. А. И. Куприн «Слон»

15. С. Баруздин «Верблюд».

16. Хмельницкий «Гусеница и крокодил»

17. Б. С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра».

Тема: Инструменты

1. «Плохой молоток и непослушные гвозди».

2. Маршак, «Какими бывают молотки».

1. 3. С. Черный «Отвертка».

2. М. Шапиро «Иголка с ниткой».

3. Сказка «Об иголке и непослушной нитке».

4. Сказка «Как пальцы спорили, кому носить наперсток».

5. Р. Бойко «Наша Армия родная»

6. И Шамов «На дальнем рубеже»

7. А. Жаров «Пограничник»

8. Сказка «Каша из топора».

Тема: Окончание зимы 1. И. Никитин «Кудесница зима». С. Иванов «Каким бывает снег».

2. Р. Снегирев «Ночлег зимой».

3. В. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Как Белочка Дятла пасла»,«Любопытный Дятел»,Какие бывают дятлы».

4. Соколов-Микитов «Глухари».

5. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

6. С. Козлов «Зимняя сказка»

7. К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».

8. Н. Некрасов Не ветер бушует над бором» Зимние забавы».

9. С. Маршак «12 месяцев» сказка.

10. И. Суриков «Зима»

11. В. Даль «Старик годовик»

12. А. С. Пушкин «За весной красой природы» (времена

13. Б. Гримм «Беляночка и Розочка»

Тема: Моя семья. Человек.

1. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

2. В. Осеева «Просто старушка».

3. Я Сегель «Как я был мамой».

4. П. Воронько «Мальчик Помогай»

5. Д. Габе «Моя семья».

6. А Барто «Вовка – добрая душа»

7. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

8. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

9. Е. Благинина «Аленушка».

Тема: Дом и его части. Мебель.

1. Ю. Тувим «Стол».

2. С. Маршак «Откуда стол пришел?».

4. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

5. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава)

Тема: Рыбы

1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Н. Носов «Карасик»

3. Р. н. с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

4. Г. -Х. Андерсен «Русалочка».

5. Е. Пермяк «Первая рыбка».

6. Л. Н. Толстой «Акула».

7. В. Данько «Головастик».

8. О. Григорьев «Сом»

9. Б. Заходер «Кит и кот».

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

1. Б. Житков «Что я видел».

2. С Маршак «Мяч»

3. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

4. В. Катаев «Цветик – семицветик»

5. Е. Серова «Нехорошая история».

6. В. Драгунский «Друг детства»

Тема: Профессии.

1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?» Чем пахнут ремесла?»

2. Я Аким «Неумейка».

3. А. Шибарев «Почтовый ящик».

4. В. В. Маяковский «Кем быть»

5. С. Михалков «А что у вас?»

6. К Чуковский «Доктор Айболит»

7. Р. н. с. Семь Семеонов- семь работников»

8. Ш. Пьерро «Золушка»

9. Г. Х. Андерсон «Свинопас»

10. Г. Сребицкий «Четыре художника»

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

3. Александрова «Дозор».

4. Л. Кассиль «Твои защитники».

Тема: Комнатные растения.

1. В. Катаев «Цветик-семицветик»

2. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

3. Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».

1. М. Родина «Ммины руки».

2. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», «Одуванчик», «Весна»

3. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

4. Е. Пермяк «Мамина работа»

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», «Лес весной»

6. Л. Квитко «Бабушкины руки».

7. С. Михалков «А что у вас?».

8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

9. И. Тютчев «Зима недаром злится»

10. С. Маршак «Круглый год»

11. Г. Скребицкий «Апрель», «Март».

12. В. Бианки «Три весны», «Апрель»

13. «История про Снеговика»

14. Г. Ладонщиков «Помощники весны

15. И. Соколов-Микитов Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу»

16. М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену»

17. Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов»

18. В. Стюарт «Подснежник»

19. И. Лопухина «Помощница»

20. Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны»

21. П. Радимов «Март»

22. Н. Плавиновщиков «Капель, проталины»

23. О. Высотская «Разговор с весной», «Мимоза»

24. «Двенадцать месяцев» (славянская сказка)

25. сказка «Весенняя песенка»

26. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

27. И. Токмакова «Весна»

28. В. Бианки Как звери и птицы весну встречают»

29. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокращ., пер. со швед. Л. Лунгиной

30. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

31. С. Аксаков «Аленький цветочек»

32. П. Соловьёва «Подснежник»

Тема: Прилет птиц

1. И. Соколов-Микитов «Над болотом», «Цапля»

2. Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Серьезная птица», «Кукушкины годы»

3. В. Чаплина «Прилетели грачи», «Птицы в нашем лесу»

4. В. Бианки «Мастера без топора», «Грачи открыли весну»

5. М. Пришвин «Говорящий грач»

6. В. А. Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца»

7. К. Постельных «Журавли», «Стерх», «Иволга»

8. А. Прокофьев «Весенняя телеграмма», «Грачи»

9. А. Крылов «Кукушка и петух»

10. Н. Бацанова «Кукушка»

12. ратья Гримм «Король дроздовик»

13. Р. н. с. Хитрая наука»

14. Сказка «Весна белого и синего цвета»

15. Б. Асаналис «Краски весны»

16. В. Стюарт «Весна пришла»

17. В. Флинт. «Птицы»

18. В. Пермяк «Птичьи домики»

19. В. Чаплина «Птицы в нашем лесу»

20. «Кукушка» ненецкая сказка

21. Я. Аким «Весна»

22. А. А. Плещеев «Ласточка», «Весна»

23. Г. Глухов «Птичьи хлопоты» .

24. словацкая сказка «У солнышка в гостях»

25. С. Есенин Белая береза»

26. С. Осипов «Птичья столовая».

27. Обработка С. Маршака «Ласточка проворная»

28. Н. Носов «Тук-тук-тук»

29. Н. Романова «Котька и птичка».

30. «Гуси Лебеди» р. н. с

Тема: Почта.

1. С. Маршак «Почта».

2. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

3. «Чем пахнут ремесла?»

4. Я Аким «Неумейка».

5. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы .

1. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

3. М. Пожарова «Маляры»

4. Г. Люшнин «Строители»

5. Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Посуда

1. А. Гайдар «Голубая чашка».

2. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»

3. Бр. Гримм «Горшок каши».

4. Р. н. с. «лиса и журавль».

5. Л. Берг «Пит и воробей»

6. Р. н. с. «Три медведя»

7. «Сказка про чашечку»

8. «Как Аленка разбила чашку»

9. Г. Горбовский «За обедом», «Деревянная ложка».

10. З. Александрова «О кастрюльке», «Большая ложка»

Тема: Космос. День космонавтики.

1. А. Барто «Веревочка».

2. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

3. Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

1. В. Бианки «Приключение муравьишки».

2. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

3. К. Ушинский «Капустница»

4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».

5. Ю. Мориц «Счастливый жучок».

6. В. Лунин «Жук»

7. В. Брюсов «Зеленый червячок».

8. Н. Сладков «Домашняя бабочка»

9. И. Мазнин «Паучок».

Тема: Продукты питания.

1. И. Токмакова «Каша»

2. З. Александрова «Вкусная каша».

3. Э. Мошковская «Маша и каша»

4. М. Пляцковский «Кому что нравится».

5. В. Осеева «Печенье».

6. Р. н. с. «Горшочек каши»

Тема: День Победы.

1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

4. А. Митяев «Мешок овсянки», «День победы»

5. М. Исаковский «Навек запомни».

6. С. Баруздин «Слава».

7. К. Симонов «Сын артиллериста».

8. Л. Серова «Дедова калоша»

9. Б. Заходер Серая звездочка»

10. В. Осеева «Таран», «Лесные партизаны», «Что легче», Прямой наводкой»

11. В. Степанов «Праздничный день»

12. А. Смирнов «Кто был на войне»

13. В. Лебедев – Кумач «Мы храбрые люди»

Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.

1. А. прокофьев «Родина».

2. З. Александрова «Родина».

3. М. Ю. Лермонтов «Родина»

4. С. Баруздин «За Родину».

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

1. В. Берестов «Читалочка».

2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

3. С. Я. Маршак «Первый день календаря».

4. В. Осеева «Волшебное слово».

5. Л. Н. Толстой «Филлипок».

Тема: Электрические приборы

1. «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»

2. «История о солнце и электрической лампе»

3. Сказка «Утюг и платье»

4. Кот Барсик и стиральная машина».

5. «Сгоревшее печенье»

6. «Люстра – зазнайка»

7. А. Масленникова «Пылесос»

8. «Я чайник – ворчун»

9. Н. Носов «Телефон»

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

1. К. Ушинский «Четыре желания».

2. А. Плещеев «Старик»

3. Е. Благинина «Одуванчик».

4. З. Александрова «Сарафанчик».

5. В. А. Жуковский «Летний вечер».

Тема: Музыкальные инструменты

1. Братья Гримм «Бременские музыканты»

2. «Сколько же здесь свирелей»

3. «Флейта и ветер»

4. Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы» «Скипка»

5. В Семерин «Музыка всюду живет»

6. Ю. В. Гурин «Музыкальная кошка»

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Старший дошкольный возраст (5-6лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 5-6лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1.Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2.Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

3.Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

4.Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

5.Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

6.Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

7.Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

8.Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

9.С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

Ребёнок 5-6 лет, как утверждают физиологи, психологи и педагоги, находится как раз в том возрасте, когда его мышления и восприятия в полной мере готовы к всестороннему развитию. Он действительно хочет учиться, и физиологически организм детей соответствует тем нагрузкам, которые связаны с Старший дошкольный возраст - самое эффективное время, чтобы начать активно осваивать не только азы чтения, но и продвигаться вперёд в этом направлении.

Цели и задачи

Как и любая программа, чтение в старшей группе художественной литературы не является процессом спонтанным или пущенным на самотёк. Главная его цель - воспитание стойкого интереса к книге. С ней связана ещё одна, не менее значительная: формирование навыков беглого, осмысленного чтения. Цель определяет и задачи:

  • Расширенное знакомство с лучшими образцами художественной литературы.
  • Разборчивость и сознательный подход в выборе книг.
  • Заинтересованное, вдумчивое чтение. В старшей группе художественной литературы для активного ознакомления предоставлен широчайший выбор. Важно, чтобы ребёнок осознавал, что именно его привлекает в той или иной книге, умел
  • Воспитание критического подхода к процессу и объекту чтения, правильная оценка той информации, которую черпает дошкольник из печатных изданий.
  • Чтение в старшей группе художественной литературы не должно превращаться в простое заполнение свободного времени, средство от скуки или безделья. Одна из главных задач процесса - воспитание читателя творческого, чувствующего и понимающего красоту слова, умеющего отличать подделку от настоящего произведения.
  • И наконец, чтение в старшей группе художественной литературы преследует такие серьёзные, особенно остро стоящие сейчас задачи, как любовь к книге, заботливое, бережное обращение с ней и активное обогащение лексикона дошкольников, обучение их культуре речи, умению выражать свои мысли точно, грамотно и красиво.

Багаж для школы

Какие же навыки должно сформировать у детей дошкольного возраста чтение художественной литературы? Старшая группа - последнее звено перед переходом учащихся к обучению в школе. Поэтому они должны иметь довольно глубокое представление о литературных художественных жанрах, анализировать поступки персонажей, давать им оценку, пересказывать содержание всего произведения или отдельных его эпизодов, строить свою речь в соответствии с правилами русской стилистики.

Выбор произведений

Чтение сказок в старшей группе не должно занимать превалирующих позиций. Воспитателю важно грамотно сочетать доступные по возрасту произведения разных жанров: поэзию, драматические фрагменты и т.д. Если же говорить о сказках как основном типе произведений, то следует предлагать детям не только русские, но и других народов мира, а также литературные. Например:

  • народные сказки «Сивка-Бурка», «Заяц-хвастунишка»;
  • повести о Карлсоне, произведения братьев Гримм, Ш.Перро, некоторые рассказы про Маугли, сказки Пушкина;
  • рассказы Толстого, Бианки, Кассиля;
  • стихи о природе, родине, временах года, дружбе и т.д., с заучиванием наизусть.

Руководствуясь общими положениями программы, каждый воспитатель может подобрать такой список произведений, который будет изучаться детьми старшей группы с удовольствием.



Похожие статьи
 
Категории