Чтение сказок в старшей группе с целями. Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе

10.07.2019

(произведения для чтения и заучивания) в старшей группе для детей с ЗПР

Программа

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.– М.: Мозаика- Синтез, 2010 г. – 304 с.

Задачи НОД по образовательной области

Образовательные задачи:

1. Расширять представления детей о книге, ее основных частях; рассказывать о разнообразии книг и формировать представление о том, что у каждой книги есть автор и название.

2. Уточнять, расширять и закреплять знания об окружающем мире.

3. Знакомить детей с новыми произведениями, писателями и поэтами, их жизнью.

4. Учить узнавать в портрете писателя, поэта и называть его.

5. Познакомить детей с жанрами произведений: пословица, загадка, скороговорка, считалка, стихотворение, сказка, рассказ и учить узнавать их.

6. Учить рассматривать иллюстрации к книге.

7. Учить рисовать картинку к произведению или его отрывку.

8. Знакомить детей с новыми персонажами, учить описывать их, оценивать их поступки.

9. Расширять словарь детей, обогащать речь выразительными средствами речи.

10. Учить точно отвечать на поставленные вопросы.

11. Учить составлять полное предложение.

12. Учить пересказывать и придумывать продолжения историй.

13. Учить драматизировать небольшие сказки, читать по ролям.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать операции мышления, словесно-логическое мышление.

2. Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание.

3. Развивать творческое воображение.

4. Развивать свойства памяти, способствовать длительному хранению информации.

5. Развивать связное высказывание, связную речь на основе пересказов и составления рассказов и сказок.

6. Развивать эмоциональный мир детей, чувства сопереживания герою, чувства радости, гордости и др.

7. Развивать умение понимать чувства и эмоции героев.

8. Развивать чувства ритма.

9. Развивать любознательность.

10. Развивать выразительность речи в процессе чтения или рассказывания произведения.

11. Развивать невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику) в процессе драматизации.

12. Развивать моторику в процессе динамических пауз и рисования.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и положительное отношение к книге, к чтению.

2. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Воспитывать привычку в ежедневном чтении.

4. Воспитывать желание делать положительные поступки на примере героев книг.

5. Воспитывать патриотические чувства к родному краю, стране.

6. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Первый период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Сентябрь

Стихотворение

А.К. Толстого «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…»

Чтение, беседа.

Знакомство с жанром стихотворения.

Деревья и кустарники

Стихотворение

А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Знакомство с поэтом.

Чтение полностью и беседа.

Заучивание отрывка.

Русская народная сказка «Пых»

Чтение и беседа.

Знакомство с жанром сказки.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

обр. Толстого А.

Чтение и беседа.

Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом»

Чтение – до занятия.

Театрализация, беседа – на занятии.

Фольклор (пословицы, поговорки, загадки)

Знакомство с жанрами, беседа.

Заучивание

1 пословицы и 1 загадки.

Перелетные птицы

Стихотворение

И. Бунина

«Первый снег»

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка

Дикие животные

Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

Чтение и беседа.

Работа с серией картинок к сказке.

Домашние животные

Стихотворение

С.Я. Маршака

«Пудель»

Знакомство с поэтом.

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка.

Наш город (региональный компонент)

Сказка С. Писахова

«Как поп работницу нанимал»

Знакомство с северным писателем.

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР.

Беседа.

Домашние птицы

Сказка Г. Андерсена «Гадкий утенок»

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР - до занятия.

Беседа.

Второй период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Стихотворение

С.А. Есенина

«Береза»

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка.

Уточнять жанровые особенности стихотворения.

Одежда, обувь, головные уборы

Рассказ Н.Носова

«Живая шляпа»

Знакомство с писателем.

Чтение, беседа.

Придумывание продолжения и окончания рассказа.
Знакомство с жанром.

Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

Чтение, беседа.

Уточнять жанровые особенности рассказа.

Новый год

Русская народная сказка «Снегурочка»

Чтение, беседа,

совместный пересказ.

Уточнять жанровые особенности сказки.

Зимующие птицы

Сказка В.В. Бианки «Сова»

Чтение, беседа,

совместный пересказ.

Животные Севера

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Придумывание продолжения сказки.

Животные жарких стран

Сказка Р. Киплинга «Слонёнок», пер. с анг. К. Чуковского

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР (в сокращении) и беседа.

Квартира. Дом. Мебель.

Сказка А. Линдгрен

«Карлсон, который живет на крыше»

(первая глава)

Знакомство с героем.

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР (в сокращении) и беседа.

Инструменты

Фольклор (пословицы о труде, скороговорки, считалки)

Знакомство, беседа.

Заучивание

1 пословицы и 1 считалки.

Транспорт

Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»

Знакомство с писателем.

Чтение и беседа.

Наша Армия

Стихотворение

Е. Благининой

«Шинель»

Знакомство с поэтессой.

Чтение и беседа.

Заучивание.

Профессии

Рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»

Чтение и беседа.

пересказ.

Третий период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Стихотворение

Г. Виеру «Мамин день»,

пер. с молд. Я. Акима

Чтение и беседа.

Заучивание.

Стихотворение

Чтение и беседа.

Закреплять знания о жанровых особенностях стихотворения.

Продукты питания

Русская народная сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Чтение, беседа.

Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

Русская народная сказка

«Лиса и кувшин»

Чтение, беседа.

Пересказ.

Стихотворение

И. Белоусова «Весенняя гостья»

Чтение и беседа.

Заучивание.

День космонавтики

Стихотворения о космосе и космонавтах

Чтение и беседа.

Рассказ Л. Толстого

Уточнять знания о писателе и его творчестве. Закреплять знания о жанровых особенностях рассказа.

Чтение, беседа. Пересказ.

Электробытовые приборы

Рассказ Н. Носова

«Телефон»

Уточнять знания о писателе и его творчестве.

Чтение рассказа

(в сокращении) и беседа.

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»

Чтение и беседа.

Придумывание продолжения истории.

День Победы

Фольклор (пословицы и поговорки о мире и дружбе, загадки)

Закреплять знания о жанровых особенностях пословицы и загадки.

Знакомство, беседа.

Насекомые

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Чтение в сокращении – до занятия.

Беседа – на занятии.

Сказка В. Даля

«Старик - годовик»

Чтение и беседа.

Итоговое занятие по прочит. произведениям

Викторина, соревнование, конкурсы (на выбор).

Русский фольклор

Песенки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Литературные сказки

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной; X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

Примерный список для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Примерный список для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А.Афанасьева);

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

Проза

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Л. Пантелеев. «Буква «ты»;

М. Москвина. «Кроха»;

А.Митяе. «Сказка про трехпиратов »

Поэзия.

Я. Аким «Жадина»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

Д. Чиарди. «О том, у кого триглаза»,пер.сангл. Р. Сефа;

Б. Заходер. «Приятная встреча»;

С. Маршак. «Почта»

Литературные сказки.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

О.Прослер. «Маленькая Баба-яга», перс нем. Ю.Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан » (из книги «Сказки у которых три конца»), пер. с итал. И.Константиновой;

«Шляпа волшебника», пер.В.Смирнова;

Т.Янсон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л.Брауде;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах».

Елена Нестеренко
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Сентябрь

1 неделя

1. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун».

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

3. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

2 неделя

1. Чтение сказки «Ховрошечка» (в обр. АТолстого)

2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок».

3. Заучивание стихотворения А. Плищеева «Осень наступила…»

З неделя

1. Чтение народной ненецкой сказки «Кукушка».

2. Чтение сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька» (главы).

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Сентябрь» (из цикла «Круглый год»).

4 неделя

1. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем».

2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Октябрь

1 неделя

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

2. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

3. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

2 неделя

1. Чтение рассказа М. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».

2. Чтение сказки И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Октябрь».

3 неделя

1. Чтение русской народно сказки «У страха глаза велики».

2. Чтение рассказа В. Дмитриева «Малыш и Жучка».

3. Заучивание голландской песенки «Счастливого пути» (обр. И. Токмаковой).

4 неделя

1. Чтение произведения Л. А. Кассиля «Приятного аппетита».

2. Чтение произведения И. Гириной «Почему нужно кушать».

3. Повторение изученных стихотворений.

Ноябрь

1 неделя

1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

3. Повторение выученных стихотворений об осени.

2 неделя

1. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

2. Чтение эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Ноябрь».

3 неделя

1. Чтение сказки Б. Заходера «Серая звездочка».

2. Чтение сказки М. Грунштейна «Волшебный суп».

3. Заучивание стихотворения Э. Мошкосвкой «Вежливое слово».

4 неделя

1. Чтение рассказа В. Бианки «Сова».

2. Чтение белорусской народной сказки «Пых».

3. Повторение изученных стихотворений

Декабрь

1 неделя

1. Чтение сказки «Петух да собака».

2. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой…»

2 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Сестра моя, Ксения».

2. Чтение рассказа А. Митяева «Земляника».

3. Заучивание русской народной песенки «Ты мороз,мороз,мороз…»

3 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

2. Чтение глав из книги Д. Родари «Приключение Чиполлино».

3. Заучивание стихотворения К. Чуйковского «Елка».

4 неделя

1. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

2. Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка».

3. Повторение изученных стихотворений.

Январь

1 неделя

1. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

2 неделя

1. Чтение глав из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

2. Чтение сказки Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»

3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

3 неделя

1. Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»

2. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

3. Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

4 неделя

1. Чтение глав из книги Х. Мякхеля «Господин Ау».(пер с финн. Э. Успенксий)

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

3. Повторение изученных стихотворений.

Февраль

1 неделя

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята».

2. Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

3. Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

2 неделя

1. Чтение сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

3. Заучивание стихотворения А. Майкова «Колыбельная».

3 неделя

1. Чтение рассказа Л. Петрушевской «Кот, который умел петь».

2. Чтение сказки «Три поросенка».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Февраль».

4 неделя

1. Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев».

2. Чтение русской народной сказки «Морозко».

3. Повторение изученных стихотворений.

Март

1 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

2. Чтение рассказа А. Н. Толстого «Еж».

3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

2 неделя

1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка оцаре Салтане».

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса».

3. Заучивание стихотворения С. Капутикяна «Моя бабушка».

3 неделя

1. Чтение рассказа О. Н. Пахомова «История с конфетами».

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

3. Заучивание русской народной песенки «Ранним-рано по утру».

4 неделя

1. чтение сказки «Василиса Прекрасная».

2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

3. Повторение изученных стихотворений.

Апрель

1 неделя

1. Чтение былины «На заставе боготырской».

2. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

3. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

2 неделя

1. Чтение рассказа Э. Шима «Медведь и собака».

2. Чтение сказки-повести Т. Янсона «Волшебная зима».

3. Заучивание литовской песенки «Гречку мыли…»

3 неделя

1. Чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица».

2. Чтение сказки «Никита Кожемяка»

3. Заучивание английской народной песенки «Не опаздывай».

4 неделя

1. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

2. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

3. Повторение изученных стихотворений.

1 неделя

1. Чтение рассказа Н. Калнина «Разве так играют?»

2. Чтение русской народной сказки «Финист-Ясный Сокол».

3. Повторение программных стихотворений.

2 неделя

1. Чтение сказки «Лиса и кувшин».

2. Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

3. Заучивание русской народной песенки «Ласточка,ласточка…»

3 неделя

1 .Чтение сказки «Лиса и рак».

2. Чтение былины «Как Илья Муромец богатырем стал».

3. Заучивание стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

4 неделя

1. Чтение русск5ой народной сказки «Каша из топора».

2. Чтение волшебной сказки «Семь Сименов- семь работников»

3. Повторение изученных стихотворений.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе Стихотворение А. Гаврюшкин «Десять правил маленького россиянина».

Конспект интегрированной ООД по чтению художественной литературы в средней группе «Сказки домовёнка» Интеграция областей. Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе «В лесу родилась ёлочка» с показом презентации Конспект НОД по чтению художественной литературы в 1 младшей группе «В лесу родилась ёлочка» с показом презентации. Цели: - познакомить.

Материалы и оборудование: ширма домик,макет р. н. печи,мельница,корзинка, игрушки котик,курочка и яйцо из киндера (большое, лошадка,шапочки.

Составление описательного рассказа «Защитники Отечества». Занятие в средней группе по чтению художественной литературы Конспект занятия в средней группе по чтению художественной литературы. Тема: Составление описательного рассказа «Защитники Отечества». Цель:.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь №1. Рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик» Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослыми художественных произведений; привлекать.

Перспективный план образовательного процесса по чтению художественной литературы и развитию речи Месяц № п/п неделя Тема, предметное содержание Литература Сентябрь 1(1) Ч. Х. Л ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ САШИ ЧЁРНОГО «ПРИСТАВАЛКА». 1. Развитие.

Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада Название проекта: «Книга – источник знаний о жизни». Вид.

«В гости к нам пришёл медведь». НОД по чтению художественной литературы в младшей группе Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельностиВид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.

Библиотека изображений:

Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".

Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.

Описание: Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение : Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.

Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: Виталий Бианки «Чей нос лучше?» Художники – иллюстраторы русских народных сказок: Евгений Михайлович Рачев и Юрий Алексеевич Васнецов.
Цель: Знакомство с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, буквицей.
Задачи:
-учить сравнивать иллюстрации художников, расписывать буквицу;
-формировать позитивное отношение к книге;
-воспитывать любовь к чтению книг.
Предварительная работа:
-экскурсия в библиотеку;
-организация выставки книг в группе;
-изготовление закладок для книг;
-сравнивание книг для взрослых и для детей.
Материалы и пособия:
-книга В.Бианки «Чей нос лучше?» с иллюстрациями Е.Рачева, портрет писателя;
-книги русских народных сказок с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, портреты художников, отдельные иллюстрации;
-листы с контуром букв;
-восковые мелки;
-карандаши, фломастеры;
-магнитофон, аудиозапись.

Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.

Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети: Книга!
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок: Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель: Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок: Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель: Действительно, он любопытный!

Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель: Продолжим рассматривать нашу книгу.


Вот клест, он показывает лапкой на свой нос. Нос у него кривой.
Ребенок: А как называют эту птицу?
Воспитатель: Бекас – долгонос! Нос у него длинный, «как карандаш»!
Вот еще две птицы – у них носы тонкие как шило!
Ребенок: А это – уточка!
Воспитатель: Не просто уточка, а широконос, так ее назвал автор.
Ребенок: Нос широкий?
Воспитатель: Да!


У всех птиц разные носы, и каждой из них нужен именно такой! Пеликану, чтобы рыбу ловить и в « мешок» откладывать, а дятлу…
Ребенок: Чтобы деревья лечить!
Воспитатель: Верно, и дупло выдалбливать – жилье делать «для себя и для других птиц».
Воспитатель: Иллюстрируя эту книгу о птицах, художник решил показать нам их беседы – видно, что птицы общаются.
(Размышления детей).
Воспитатель предлагает двоим детям разобрать иллюстрации, лежащие на столе. (Все дети встают со своих мест, продолжают заниматься стоя).



Это иллюстрации Е. М. Рачева.
Рисунок крупный, животные одеты в одежду людей. Это помогает раскрыть образ -
Лиса – барыня,
Волк – боярин,
Заяц - мужичок,
Колобок – озорной мальчишка!
Дети, приобщившись к разговору, высказывают свои впечатления.


Воспитатель: Рассматривая книги, иллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым (Портрет художника), отмечаем, что в них животные нарисованы мельче, и хоть на зайке, на петушке тоже надеты предметы одежды. Чаще всего, одежда не полностью покрывает всего персонажа - на козе - только юбка, на зайке - курточка.



Деревья, трава, кустики украшены художником мелкими цветами, белыми точками – «оживкой».
И одного и другого художника называют художниками – иллюстраторами.
Иллюстрация – рисунок в книге(дети повторяют слова).
Воспитатель: Дети, книга – это всегда интересно, загадочно. Она открывает нам много нового.
Пока мы еще не умеем читать.
Ребенок: Только рассматриваем книги.
Воспитатель: И по размеру букв, и по иллюстрациям понимаем, что в них – сказка, или рассказ, о чем эта книга.
Физкультминутка:
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеим руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в теплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаем прямо, руки в стороны, вверх).

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.


Посмотрите, первая буква в тексте очень большая и красивая!
Она выделяется среди остальных. Называется она – буквица. Звучит как «царица».
Она первая буква в сказке, хочется всегда сразу начать читать.
Что-то новое, загадочное ждет нас в этой сказке! (Читаем отрывок).
Воспитатель : Поиграем в игру: «Сказки начинаются…»
Кто вспомнит, как начинаются сказки, - получит лист с контуром большой буквы.
Дети: Один за другим:
-В некотором царстве…
-Однажды,
-Давным – давно…
-Было это, когда…
-За высокими горами…
-Пошел как-то старик…
-Это сейчас так…
Раздаем детям листы с контуром буквы.
Детям предлагается сделать красивую буквицу, используя карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Музыкальный фон.


В заключении, изготовленные детьми буквицы размешаем на доске.
Воспитатель: Дети, многие люди могут читать по - очереди одну и ту же книгу. Чтобы она не растрепалась, чтобы листочки ее оставались как можно дольше ровными, книгу надо беречь.
Читая, и останавливаясь в середине, надо пользоваться…
Дети: Закладкой!
Дети дарят гостям закладки, изготовленные своими руками.
Звучит мелодия, все рассматривают книги в книжном уголке.

Программные задачи "Художественная литература" для детей 7 года жизни

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки.
, «Как у бабушки козел...»,
, «Ранним-рано поутру...» ,
«Уж я колышки тешу...» , «Николенька гусачок...»,
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».
Заклички .
«Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...» ,
«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».
Русские народные сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Царевна-лягушка» , «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого ;
«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина;
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
В. Брюсов. «Колыбельная»;
С. Городецкий. «Котенок»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
А. Майков. «Летний дождь»;
Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);
А. Плещеев. «Мой садик»;
И. Тургенев. «Воробей»;
М. Цветаева. «У кроватки»;
С. Черный. «Волк»;
Я. Аким. «Жадина»;
А. Барто. «Веревочка»;
Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель »; С. Маршак,
Д. Хармс. «Веселые чижи»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;
М. Яснов. «Мирная считалка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
С. Черный. «Кот на велосипеде»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
М. Москвина. «Кроха»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Фольклор народов мира
Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Дом, который построил Джек» , «Старушка», англ., пер. С. Маршака ;
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;
«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.
Сказки .
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.
Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.
Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;
Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ;
Н. Телешов. «Крупеничка»;
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Бианки. «Сова»;
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».



Похожие статьи
 
Категории