Что делает базарова героем своего времени кратко. Что делает Базарова героем своего времени в романе «Отцы и дети»? Сочинения по темам

21.02.2019

БАЗАРОВ - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение - разночинство. После подав­ления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалисти­ческой эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либера­лов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.

Базаров - разночинец. Разночинцы - люди из разных сосло­вий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы. Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского… студенческие беспорядки - при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был при­знать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».

Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Рудиных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля. База­ров критикует бездействие поколения 40-х годов. Он отрицает ста­рые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и бар­ство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни». Тур­генев не верит в перспективность позиций Базарова. Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». Он специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова. Тургенев, выделяя ха­рактерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремлен­ность, незаурядный ум, а главное - трудолюбие.

Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощуще­ний. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощу­щения - это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров - нигилист, он отрицает искусство, красоту при­роды, любовь.

«- В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отри­цаем.

Все? Все. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымол­вить. Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Турге­нев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов. Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова. Одна из главных линий романа - это отношение Базаро­ва к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров счи­тает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Ба­заров гордится своим происхождением.

Так же интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Турге­нев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описыва­ет могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют расте­ния. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Черны­шевского, русских естествоиспытателей. Базаров говорит: «Мы дей­ствуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевско­го - «…только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро».

В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В ро­мане это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному те­чению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писа­рев писал, что базаровщина - болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.

«Герой нашего времени» - так называется ныне знаменитый роман М.Ю.Лермонтова, опубликованный в 1840 году. Само название книги стало нарицательным. Конечно, слово «герой» не всегда надо понимать буквально. Героем называют не только того, кто воевал и совершил подвиги, не только военачальника или правителя. Герой – это еще и герой, т.е. центральный персонаж в литературном произведении, и типичный представитель своего поколения, который в жизни может и ничем особым себя не проявить.

В начале 60-х гг. XIX века был опубликован роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Произведение мало кого оставило равнодушным. Особенно жаркие споры разгорелись вокруг личности главного героя – Евгения Базарова. Мнения разделились: молодежь с восторгом узнавала в Базарове «своего», старшее поколение в массе своей негодовало и обвиняло Тургенева в клевете на себя. Сам писатель, таким образом, оказался как бы между двух огней. Он не мог симпатизировать Базарову во всем, но некоторые черты его характера вызывали искреннюю зависть. Герой словно сошел со страниц книги.

Что же позволяет говорить о Базарове как о герое своего времени? Во-первых, надо знать и помнить, что тогда было за время. А время было горячее! Отмена крепостного права, рост революционного движения, бурные успехи естественных наук.

Базаров – демократ с ног до головы. Он прост в обращении со слугами и крестьянами. Одевается как попало, как ему удобно. Выразительная деталь – его красная рука, видимо, никогда не знавшая перчаток. Он не аристократ и быть им не собирается. Таких людей называли тогда разночинцами. Их было немало, и они жаждали решительных действий.

Во-вторых, Базаров хоть и провозглашает себя нигилистом, т.е. человеком, не верящий ни во что, однако на самом деле ставит опыты над лягушками, работает, лечит людей. В работе для него заключен главный смысл его жизни.

В-третьих, слова у него не расходятся с делом. Он верен себе. В этом смысле Аркадий Кирсанов, Кукшина и Ситников – лишь жалкие пародии на нигилизм.

Базаров, несомненно, герой своего времени, только трагизм ситуации в том, что по-настоящему он еще не нужен этому времени. Вот почему Тургенев и обрек его на такую нелепую, но в контексте романа даже неизбежную смерть.

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре») - -
  • Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского - полноправный герой романа? - -
  • Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? - -
  • Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») - -

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров - это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона - это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм - это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров - это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров - это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) стал новаторским в отношении разработки нового типа героя – демократа-разночинца . Автору удалось угадать веяние эпохи, отразив исторический процесс 60-х гг. XIX в . – конфликт демократов-разночинцев и дворян.

Главный герой романа – Евгений Базаров – является единственным представителем «детей» в произведении. Свое «любимое детище » Тургенев наделяет демократическим обликом и явно неаристократическим происхождением («лицо длинное и худое», «красная рука», простая и небрежная одежда), невероятной трудоспособностью (анатомия, составление гербариев, чтение) и природным обаянием и дружелюбием (простые люди принимают его за своего – «свой человек, не барин »). У Базарова свой - не совсем традиционный – взгляд на многие вещи, но и в уме, начитанности и природной смекалке ему нельзя отказать. Всем этим Евгений вызывает брезгливое отношение к себе холеного аристократа Павла Кирсанова.

Спор между Кирсановым и Базаровым становится сюжетным центром романа и обнаруживает идейную непримиримость взглядов дворян и разночинцев. В сцене спора Базаров со всей мощью раскрывает идеи своего воинствующего демократизма: презрительно говорит об «аристократишках», гордится своим нигилизмом , отрицая все традиционное – самодержавие, крепостничество, религию. У Евгения есть своя цель – очищение места от старого во имя нового. Несмотря на всю революционность и даже агрессивность своей позиции, Базаров любит народ, гордится своим «простым» происхождением. Позиция Базарова небездоказательна – напротив, она основана на логике и фактах, что и заставляет Кирсанова признать свое поражение. Духовное превосходство нигилиста еще более очевидно в сцене дуэли Базарова с Павлом Кирсановым.Противостояние «Базаров-Кирсанов» выходит за рамки сюжетного элемента, приобретая идеологическое значение борьбы «демократизм – аристократизм».

Несмотря на свою мощность и основательность, образ Базарова во многом противоречив: он отрицает первозданность и совершенство природы («природа – не храм, а мастерская») , эстетическое и идейное наследство искусства («Рафаэль гроша медного не стоит» ). Автор подчеркивает, что эти крайности были присущи самому демократическому движению, поэтому небезосновательно перенесены на героя.

На поверку же базаровский нигилизм оказывается надуманным и искусственным: герой не выдерживает традиционного для Тургенева испытания любовью – любовь Базарова превращается в гордое и молчаливое страдание. Не проходит мимо Базарова и истинное дружеское чувство: он искренне пытается понять Аркадия, помочь ему разобраться в себе. Привлекает в Базарове и его нежная любовь к старикам родителям. Не могут не потрясти мужество и сила духа героя перед лицом смерти.

Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем : автор показал весь трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Беспокойный, но тоскующий Базаров, несмотря на весь его нигилизм.
Ф. М. Достоевский
XIX век. Век развития лучших традиций русской классической литературы. Век, ознаменованный глобальными историческими событиями, которые повлияли не только на общество и стронув целом, но и на каждую личность в частности. Век появления и крушения идей, иллюзий и разочарований, поисков героя и способа нравственного оздоровления общества.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» появился тогда, когда исчерпал себя путь поиска героя, начатый А.С.Грибоедовым в комедии «Горе от ума» (Чацкий) и продолженный А.С.Пушкиным (Онегин), М.Ю.Лермонтовым (Печорин), И.С.Тургеневым (Рудин, Инсаров). Герой-дворянин, исключительная личность оказался несостоятельным, «состарившимся в бездействии». Его будущее - Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И.А.Гончарова.
Должен был появиться новый герой, герой, отвечающий запросам времени, герой, отражающий его своеобразие: растерянность в умах, бездействие, отсутствие одной идеи, объединяющей общество, и наличие множества, общество разделяющих. И такой герой появился именно у И.С.Тургенева как у писателя, наиболее чупиао реагирующего на социальные перемены.
Евгений Васильевич Базаров. Кто он? «Я хотел сделать из него лицо трагическое», -скажет о своем герое сам Тургенев, и именно трагичность Базарова и является порождением его времени.
Базаров представляет одну из многочисленных теорий своего времени - нигилизм, пришедший из Германии, но прижившийся на русской почве крайне ограниченно и именно в это время. Но разве на пустом месте появился нигилизм? Отрицание всего, что составляет основу существования русского дворянства: любви как чувства, а не как физиологии («Проштудируй-ка анатомию глаза, откуда там взяться загадочному взгляду?»), искусства, поскольку оно бесполезно, природы как источника наслаждения («Природа не храм, а мастерская»), смерти как философской категории, а не как медицинского явления? Конечно, нет. Если эти нравственные ценности не спасли русское общество, значит, их нужно перечеркнуть, то есть отрицать. Вот откуда идея Базарова, признающего только то, что можно «потрогать руками», что проверил опытным путем, что материально. Все духовное же он отрицает.
Базаров - первый герой русской литературы, который действует, который работает («лягушек режет»), который имеет профессию: он врач. И профессия не случайна, она тоже отражает время. Врач лечит, а общество больно, и Базаров как бы призван лечить это общество. Недаром он говорит: «Исправьте общество - и болезней не будет».
Конфликт романа, в свою очередь, является порождением времени. Что происходит в реальном мире? Спор дворян и разночинцев, либералов и радикалов, старого и нового, спор поколений, спор «отцов и детей». Что происходит в романе? Спор между П.П.Кирсановым (дворянином, аристократом, либералом, представителем «отцов», человеком, для которого «принсипы» важнее живой жизни) и Е.В.Базаровым (разночинцем, «плебеем» («Мой дед землю пахал»), радикалом, представителем «детей», который пришел «место расчистить»).
Судьба Базарова тоже закономерна. Испытание временем выдержали только истинные ценности, а ими являются категории бытия: любовь, природа, искусство, жизнь, смерть. Базаров познает любовь и понимает, что чувство не поддается препарированию, он не может разумом подавить в себе любовь к Одинцовой. Одно звено цепи, составляющей его теорию, рушится. Что же делать человеку, привыкшему верить только опыту, когда огромный пласт таким образом добытых знаний оказался не твердой почвой, а трясиной? Сомневаться во всем остальном. Микроб уже попал в кровь Базарова со стороны духа, теперь осталось поразить тело. И совершенно логично болезнью, от которой умирает Базаров, является заражение крови. Он отравлен изнутри и должен умереть. Теория рушится, и поставить на ее место нечего. «Нужен ли я России?» -вопрос Базарова перед смертью. И герой приходит к выводу, что, видимо, не нужен.
Трагическая личность. Не «волк», как говорил Тургенев, не герой, а человек, чьи ошибки и заблуждения являются ошибками и заблуждениями мира, общества, времени, идейные искания которого Базаров и отразил.



Похожие статьи
 
Категории