Что написал погорельский. Сказки антония погорельского

03.03.2020

Писатель-романтик, который стоял у истоков фантастического жанра российской литературы - это известный Антоний Погорельский. Биография, собранная из многочисленных источников, сообщает очень много интересных фактов об этом известном человеке. Подлинное его имя было Алексей Перовский. А псевдоним образовался от названия поместья отца писателя Погорельцы, расположенного в Черниговской области.

Антоний Погорельский. Биография для детей и взрослых

По происхождению Алексей был незаконнорожденным потомком очень богатого и влиятельного графа Разумовского. А матерью младенца была Мария Михайловна Соболевская, которая впоследствии стала Денисьевой, взяв фамилию мужа. Связь эта стала настолько прочной, что длилась практически до кончины графа.

Кроме законных детей от супруги, Разумовский имел от Марии Михайловны еще десятерых. В тысяча восьмисотых император пожаловал всем незаконнорожденным детям графа дворянские титулы. Они получили фамилию Перовские - от названия поместья Перово.

Детские годы и влиятельные знакомства

Детство писателя прошло в родовом имении Разумовского на Украине, где он получил прекрасное домашнее образование. Уже в те годы многие наблюдали его огромную тягу к творчеству, написанию сочинений. Во многом на это повлияло знакомство с такими известными русскими писателями, как Тургенев, Карамзин, Жуковский.

К сожалению, биография Антония Погорельского кратко повествует лишь об общих чертах этого блестящего и всесторонне развитого человека. Своим прекрасным обликом и чуть заметной хромотой он напоминал Байрона. Был замечательным другом Пушкина и Вяземского, а также занимал должность влиятельного сановника.

Дальнейшее обучение и формирование личности

После того как будущему писателю присваивается дворянский титул, он сразу же получает возможность продолжить обучение в высших заведениях и в августе тысяча восемьсот пятого поступает в университет. А уже через пару лет заканчивает его и получает степень доктора философии.

В этот же период проявляется первый литературный опыт молодого Алексея. В тысяча восемьсот седьмом он принимается за перевод творения Карамзина "Бедная Лиза" на немецкий язык. Затем будущий писатель Антоний Погорельский все свое умение и знания направляет на чиновничью службу. Прежде всего благодаря своему отцу, связи и положение которого давали возможность Алексею достигнуть прекрасных перспектив.

Признание в общественных кругах или связи Разумовского

Закончив образование, Перовский направляется в Петербург. Там в январе тысяча восемьсот восьмого получает очень высокую должность в департаменте. Отец юноши в тот период становится уже министром просвещения.

Но Алексей Алексеевич не хочет оставаться на службе и пользоваться авторитетными связями своего семейства. В тысяча восемьсот девятом он покидает веселую столицу и отправляется в российскую провинцию. Картины провинциального быта дали будущему писателю огромную пищу для размышлений.

Когда он возвращается из этой поездки в Петербург, то понимает, что Москва притягивает его словно магнитом. И в ноябре тысяча восемьсот десятого Антоний Погорельский, биография которого пока связана лишь с чиновничьей службой, переезжает в любимые места и занимает пост экзекутора в отделение департамента.

Первые шаги в творчестве и поиски собственного "я"

В это же время у Алексея Алексеевича появляются первые стихотворения, в которых присутствует традиция шутливого стихотворства. Но не одна веселость отличает Перовского. Он обладает очень острым и проницательным умом, который помогает ему наблюдать за всем происходящим вокруг и определиться с выбором дальнейшей жизненной позиции.

В какой-то период Алексей Перовский даже собирается стать членом масонской ложи, но встречает неожиданное и категорическое сопротивление со стороны своего отца, который сам являлся достаточно влиятельным масоном. Молодой человек продолжает деятельность на общественном поприще, но не найдя удовлетворения, в январе тысяча восемьсот двенадцатого года возвращается в Петербург.

На этот раз он занял должность секретаря министра финансов. Но не довелось ему слишком долго служить на этом месте. Виной тому стало вторжение наполеоновских войск.

Участие в военных действиях

В июле, увлеченный патриотическим порывом, наперекор отцу, который даже обещал лишить его не только содержания, но и наследства, в Украинском казачьем полку появляется штаб-ротмистр Антоний Погорельский. Биография писателя повествует о многочисленных сражениях, в которых он принимал участие.

Военная служба Алексея Алексеевича продлилась до тысяча восемьсот шестнадцатого года. Он прошел очень трудный боевой путь обычного офицера. Защищал свою Родину от вторжения наполеоновских войск, сражался, побеждал и бедствовал. Он прекрасно зарекомендовал себя как доблестный и мужественный человек.

Снова Петербург или возобновление службы и творчества

После окончания войны Алексей Перовский приезжает в Петербург и получает должность чиновника по особым поручениям, а работает под руководством Ивана Сергеевича Тургенева. Здесь он возобновляет свои литературные связи. Знакомится с Александром Сергеевичем Пушкиным и вновь пробует себя в искусстве.

Но теперь он пишет несколько более серьезных произведений. и "Друг юности моей". К сожалению, эти творения не дают достаточной возможности для каких-либо оценок, но, тем не менее, написаны достаточно талантливо.

Первую известность Алексей Перовский приобретает при написании статей, где он выступает в защиту творчества Александра Пушкина. Именно в этих очерках многие заметили его острые суждения и точность высказываний. Все критические выступления имели высокую оценку, и становится членом "Вольного общества".

и отставка Алексея

В тысяча восемьсот двадцать втором умирает граф Разумовский. Теперь Антоний Погорельский, биография которого так тесно была связана с карьерой чиновника, подает в отставку и селится в родовом имении. Именно здесь он начинает писать свои известные произведения. Одно из них - "Лафертовская маковница", которая уже подписана известным на сегодняшний день псевдонимом.

В этих произведениях представлена необычная природа фантастики, заимствованная из народных сказок и творчества которого в начале девятнадцатого века была увлечена практически вся Россия. Затем Погорельский пишет еще несколько произведений, но широкого читательского успеха, тем не менее, все равно не имеет.

Подземные жители Погорельского

Но вот появляется Антоний Погорельский, "Подземные жители" которого заинтересовали не только публику младшего возраста, но и более старшее поколение. И все это благодаря сказке, которую он написал для своего маленького племянника, впоследствии ставшего великим писателем Алексеем Толстым. Называется она или Подземные жители".

Это произведение написано в жанре волшебной повести. Оно прелестно и удивительно в своей непосредственной поучительности и наивности смысла. В нем очень правдоподобно раскрывается внутренний мир ребенка, присутствует ненавязчивая нотка морали и значительная доля юмора и волшебной фантастики. Сказки Антония Погорельского обретают особенный и неповторимый характер, благодаря которому их трудно сравнить с какими-то другими творениями.

В тысяча восемьсот тридцать шестом году у Алексея Алексеевича обостряется хроническая болезнь - туберкулез, на то время еще неизлечимая, и он отправляется на лечение в Ниццу. Но, к несчастью, он не успевает доехать. Девятого июля в Варшаве писатель скончался.

Так прошла насыщенная, полная интересных и даже героических событий жизнь потомка графа Разумовского и появилась биография Антония Погорельского. Кратко говоря о произведениях этого писателя, необходимо отметить его особенное свойство емко и мудро описывать неуловимые движения детской души. Именно благодаря этому он стал настолько известен и популярен среди юных читателей.

ПОГОРЕЛЬСКИЙ, АНТОНИЙ (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, за 1805–1807 успешно окончил Московский университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции (впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830), издававшее сборники по литературе и фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного общества любителей российской словесности.

В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В 1825–1830 – попечитель Харьковского учебного округа, много способствовавший совершенствованию образовательного процесса.

В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова «Новости литературы» была напечатана фантастическая повесть Погорельского Лафертовская маковница – первая в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы – старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича (Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин писал брату: «Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину».

В 1828 вышел сборник Погорельского Двойник, или Мои вечера в Малороссии (помимо Маковницы , включал повести Изидор и Анюта , Пагубные следствия необузданного воображения и Путешествие в дилижансе ), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам воспитания, направленный против эгоизма и пустоты «общепринятого» стиля дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той, однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический Двойник, второе «я» рассказчика, стремится решить естественнонаучным объяснением.

Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. В волшебной повести для детей, как определил ее жанр автор, Черная курица, или Подземные жители , написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после Рыцаря нашего времени Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Впоследствии сказка была особенно любима Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира.

В 1830 Погорельский стал сотрудником «Литературной газеты» А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа Магнетизер и начало романа Монастырка , в котором сентиментальная дидактика и авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда, на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного монастыря. В либеральных литературных кругах это произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а «Литературная газета» называла Монастырку «настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов».

Антоний Погорельский краткая биография русского писателя, члена Российской академи зложена в этой статье.

Антоний Погорельский краткая биография

Настоящее имя писателя — Алексей Алексеевич Перовский. Точная дата рождения его не установлена. Известно, что родился в 1787 году происходил из рода очень известной семьи. Был внебрачным сыном графа Алексея Кирилловича Разумовского. Все свое детство Алексей Перовский провел в имении графа Разумовского на Украине где он и получил начальное образование.

В 1805 году поступает в Московский университет, и окончил его через два года со степенью доктора философских и словесных наук.

С юных лет имел способности к сочинительству, был знаком со многими литераторами — Карамзиным, Жуковским, Тургеневым. Но на тот момент свое предназначение видел только в государственной службе.

С 1808 по 1812 года находился на службе (разные должности) в провинции и в Петербурге. Когда началась Отечественная война в 1812 году, Погорельский вопреки воле своего отца оставляет пост секретаря министра финансов и уходит в ъ армию. Нес службу в третьем Украинском казачьем полку и принимал активное участие в партизанских облавах и крупных сражения.

До 1816 года служил в Саксонии, оккупированной союзниками, адъютантом княгини Н. Г. Репниной. Здесь Погорельский знакомится с творчеством , оказавшим в дальнейшем на него значительное влияние.

В 1816 году будущий поэт покидает службу и возвращается в Петербург, где продолжил нести гражданскую службу. В этот период быстро расширяется круг его литературных знакомств. Погорельский входит в круг арзамасцев и знакомится с . Помимо всего этого он становится воспитателем для своего племянника — , мать которого была сестрой Погорельского, ушла от собственного мужа вскоре после рождения их общего сына.

В 1822 году отец писателя умер и Погорельскому по наследству, в котором он подолгу жил, и от названия которого взял себе псевдоним. Под таким псевдонимом как Погорельский, в 1825 году было опубликовано первую значительную художественную работу писателя – повесть под названием «Лафертовская маковница». К слову, высоко оцененное имение Погорельцы на Украине досталось Пушкиным после смерти хозяина.

Позже, в 1828 году, вышел сборник под названием «Двойник, или Мои вечера в Малороссии».

К 1829 году относится и детская фантастическая повесть Погорельского под названием «Черная курица», а с 1830 года начинается публикация самого известного и крупного произведения поэта – романа «Монастырка» .

Все изданные произведения Антония Погорельского оказались слишком новаторскими для своего времени и вызвали бурю обширных дискуссий.

В 1830 году Погорельский решил окончательно уйти в отставку. Писатель жил в своем имении Погорельцы, ездил по России и Европе, много времени уделял воспитанию своего племянника. Скончался Антоний Погорельский 1836 по дороге в Ниццу для лечения от туберкулеза.

(наст. имя - Алексей Алексеевич П е р о в с к и й)
1787 - 21.07.1836, Варшава

Подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, как многие другие земли с пятьюдесятью тремя тысячами крепостных крестьян, в свое время принадлежали графу Алексею Кирилловичу Разумовскому - внуку регистрового казака Григория Розума, сыну последнего украинского гетмана, влиятельному екатерининскому вельможе и виднейшему российскому масону. Фамилию "Перовские" получили внебрачные дети графа Разумовского и Марии Михайловны Соболевской, которая позже добилась для них дворянского звания.
Находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил.
В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.
В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Что до его собственных достижений в этой области, известны несколько стихотворений в жанре "амфигури", записанных в альбоме С.А.Неелова. К примеру:

Министр Пит
В углу сидит
И на гудке играет.
Но входит поп
И, сняв салоп,
Учтиво приседает.
Вольтер старик,
Cвой сняв парик,
В нем яицы взбивает,
А Жан Расин,
Как добрый сын,
От жалости рыдает.

("Амфигури", по определению, и есть литературная чепуха.)

Тогда же молодой Перовский пожелал вступить в масонскую ложу, но получил отказ: "Алексею Алексеевичу рано еще с нашими беседами заниматься, а надобно ему наперед оглядеть мир с его красотами".
В Отечественную войну 1812 года штаб-ротмистр Третьего Украинского полка Алексей Перовский участвовал в сражениях под Тарутином, Лосецами, Дрезденом и Кульмом, а затем на некоторое время остался в Дрездене, в качестве адъютанта генерал-губернатора Саксонии Н.Г. Репнина-Волконского.
Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.
Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.
Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу". Известно, что она совершенно очаровала А.С.Пушкина, так что тот прочел ее "два раза и одним духом". Все четыре повести (кроме "Лафертовской маковницы" - "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения", "Путешествие в дилижансе") вышли тремя годами позднее в виде книги "Двойник, или Мои вечера в Малороссии". Это вслед за "Двойником" потянулись "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя, "Вечера на Хопре" М.Н.Загоскина и "Русские ночи" В.Ф.Одоевского.
Наконец, пора сказать о "Черной курице". Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Разумеется, это дидактическая - попросту говоря, поучительная - сказка. Но ее содержание вовсе не исчерпывается рассуждениями, что надежно только добытое трудом, что нехорошо предавать товарищей и что ужасно совершать непоправимые поступки. Во-первых, Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Во-вторых, сейчас можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека: в то время до появления "Детства" Л.Н.Толстого оставалось еще двадцать шесть лет, "Детства Темы" Н.Г.Гарина-Михайловского - шестьдесят шесть, а "Детства Люверс" Б.Л.Пастернака - девяносто шесть.
Если "Двойник" - собрание первых русских фантастических повестей, а "Черная курица" - первая русская авторская сказка в прозе для детей, то "Монастырка", по словам П.А.Вяземского, "настоящий и, вероятно, первый у нас роман нравов". В начале тридцатых годов XIX века "Монастырка" принесла Погорельскому литературную славу, какой не доставили ему прежние книги.
Но, кроме перечисленного, да еще новеллы "Посетитель магика", якобы переведенной с английского, не известно ни одного законченного произведения Антония Погорельского. Правда, архив писателя канул в лету. И как?! Управляющий в Погорельцах был большим гурманом, он извел все бумаги Перовского на приготовление "котлет в папильотках".
Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" поехал в Ниццу и, на пути туда, умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.
Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

ИЗБРАННОЕ. - М.: Сов. Россия, 1985. - 432 с.
Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения; Статьи; Письма.

ИЗБРАННОЕ: Проза; Стихотворения. - М.: Правда, 1988. - 399 с.
Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Черная курица, или Подземные жители; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения.
"ДВОЙНИК, или МОИ ВЕЧЕРА В МАЛОРОССИИ".
В один прекрасный летний вечер скучающего помещика села П*** посетил не кто иной, как его двойник, и, после первого разговора о том о сем, предложил, чтобы и впредь по вечерам они сообщали друг другу разные повести.

Среди этих повестей особенно примечательна "ЛАФЕРТОВСКАЯ МАКОВНИЦА".
В Лафертовской (то есть Лефортовской) части Москвы эта старушка прозывалась Маковницей, так как промысел ее состоял в продаже маковых лепешек. Но соседи за глаза звали ее колдуньей и ведьмой; правда, в глаза ей низко кланялись и величали бабушкой.
"ЧЕРНАЯ КУРИЦА, или ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ. Волшебная повесть для детей".
Однажды на Рождество мальчик Алеша спас от кухаркиного ножа курицу Чернушку, а та вдруг оказалась министром подземного королевства. В награду за свою услугу Алеша получил от маленького короля конопляное семечко, которое завернул в бумажку и положил в карман...
"МОНАСТЫРКА".
Это, как сказано больше века назад одним литературоведом, - история двадцатилетней Анюты, "ея молодости, ея любовь к красавцу-соседу, блестящему офицеру, гонения, испытанныя ею от злого опекуна, побег из дому недобрых людей и блаженная встреча с своим Владимиром".

Другие издания произведений А.Погорельского:

ВОЛШЕБНЫЕ ПОВЕСТИ / Ил. Б.А.Дехтерева. - М.: Дет.лит., 1992. - 125 с.: ил.
Содерж.: Лафертовская Маковница; Черная курица, или Подземные жители.
ДВОЙНИК, или МОИ ВЕЧЕРА В МАЛОРОССИИ. - М.: Книга, 1987. - 363 с.: ил.
Миниатюрное издание.
ЧЕРНАЯ КУРИЦА, или ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ / Ил. Н.Гольц. - М.: Рус. кн., 1992. - 56 с.: ил.

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

Стафеев Г.И. В Отчизне пламени и слова: (А.А.Перовский и А.К.Толстой в Красном Роге): Лит.-краевед. очерки. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - 188 с.: ил.
Тихомиров Б.Н. Погорельский, Антоний // Русские писатели XI - начала XX века. - М.: Просвещение, 1995. С.326-330.
Шелаева А.А. Антоний Погорельский и его сочинения // Погорельский А. Избранное. - М.: Правда, 1988. С.373-389.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ -

Черная курица, или Подземные жители. Сцен. Т.Зульфикарова. Реж. В.Гресь. Комп. О.Каравайчук. СССР, 1980. В ролях: В.Сидлецкий, А.Ливанов, В.Гафт, Е.Евстигнеев, Л.Кадочникова, А.Филозов, В.Кашпур и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Лафертовская маковница. Беларусьфильм, 1986. Черная курица (кукольный). Реж. Ю.Трофимов. Комп. А.Рыбников. СССР, 1975. Роли озвучивают: З.Гердт, К.Румянова и др.



Похожие статьи
 
Категории