Что построили в большом кремлевском дворце. Кремль

29.09.2019
Его Величество Московский Кремль.Часть 7.Большой Кремлевский дворец

Это величественное желтое здание с белым декором, увенчанное куполом по центру фасада, запечатлено на тысячах открыток, на страницах художественных альбомов, во всех путеводителях по Московскому Кремлю. Большой Кремлевский дворец — жемчужина архитектуры, памятник истории и то же время «живое сердце» современной России, ведь здесь расположена официальная резиденция Президента страны.



Вид Кремля в конце XVII века

Первые дворцовые здания в Кремле, по всей вероятности, существовали уже в первой половине XII века. Они располагались напротив Грановитой палаты - на самом высоком в Кремле месте. Эти дворцовые здания представляли собой небольшие деревянные хоромы, служившие для князей временным пристанищем летними покоями, а зимой московские князья жили в отапливаемых избах.


В XIII веке, когда князья поселились в Москве постоянно, старое место на кремлевском холме оказалось тесным, и великокняжеский дворец пришлось переместить к востоку. В XIV веке великийкнязь Иван Данилович Калита значительно расширил свой двор, а вместдеревянной церкви <Спаса на Бору> выстроил каменный храм.
Принимая во внимание почти монашеский образ жизни князя, можно предположить, что его дворец был небольших размеров и отличался простотой убранства.


M. Махаев. «Вид Кремля из Замоскворечья». 1763 г.

При Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче великокняжеский дворец стал уже гораздо обширнее и отличался некоторым великолепием. Крыша набережного терема была вызолочена,а на дворе поставлены часы.

Как отмечается в летописи под 1404 годом, <на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитывая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено>.

Что же касается устройства самого дворца, то он, как и все великокняжеские и боярские хоромы того времени, состоял из маленьких особняков, соединенных между собой переходами. Во втором ярусе дворца находились приемные палаты, а сам князь с семейством жил в верхних надстройках - теремах; нижний ярус предназначался для лиц, составлявших княжеский двор, и слуг.


Несмотря на красоту и относительную роскошь Кремлевского дворца XV века, характер его, как и всего Кремля, был деревенским. Ибо все постройки, кроме кремлевских стен и нескольких церквей, были деревянные, больших и величественных строений совсем не было.



Таким дворец оставался до конца XV века, когда князь Иван III приступил к созданию такой столицы, которая соответствовала бы величию и славе Русского государства. Для исполнения этой задачи он пригласил опытных зодчих из Италии, которые начали свою работу с полного разрушения кремлевской деревянной старины и замену ее новыми величественными постройками.


Строительство Ивана III совершенно изменило облик Кремля. Укрепленный двойным, а местами и тройным рядом стен с бойницами, башнями, подъемными мостами и опускными решетками в воротах, украшенный золотоглавыми соборами и великолепным дворцом, Кремль с тех пор сделался красой и гордостью России, достойным воплощением ее силы и величия.



Сам же княжеский дворец стал образцом для всех последующих дворцовых построек, черты его видны и в нынешнем Большом Кремлевском дворце. Так, полукруглые окна нижнего яруса в нынешнем дворце соответствуют аркам Алевиза Фрязина, сломанным лишь при перестройке дворца К. Тоном; наружная галерея соответствует наружным переходам, Грановитая палата и нижний ярус существуют и поныне.


Константин Андреевич Тон



Основные черты первоначальной постройки Ивана III Кремлевский дворец сохранял до конца века, хотя он постоянно украшался и расширялся соответственно росту богатства и силы государства. За это время в нем было произведено множество переделок, пристроены новые части и отдельные здания. Не раз вместе с Кремлем ивсем гор одом дворец горел, но всегда вставал из пепла еще более обширным и прекрасным.

В Смутное время, когда в Кремле сидели поляки, царский дворец подвергся страшному опустошению: все драгоценности из него были похищены, все деревянные части сожжены. Дворцовые палаты стояли без кровель, полов, дверей и окон, так что новоизбранному царю Михаилу Федоровичу Романову негде было даже поселиться.



Лопяло К.К. - Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция.


Михаил Фёдорович Романов

В течение всего времени своего царствования он восстанавливал дворец, приводил его в порядок, расширял и украшал, так что царю Алексею Михайловичу дворец достался в полном благоустройстве.



Временем наивысшего процветания Кремлевского дворца стал XVII век. Великолепие дворца было несказанно: весь он был расписан яркими красками и золотом, украшен художественной резьбой, драгоценными коврами и тканями, наполнен прекрасной золотой и серебряной утварью.

Но в XVIII веке, когда российскую столицу перенесли в Санкт-Петербург, вся эта роскошь, царственный простор и величие Кремлевского дворца пришли в запустение.


Анна Иоанновна

Оставленные без должного ухода дворцовые палаты ветшали и приходили в упадок. Постепенно царский дворец пришел в такое состояние, что жить в нем стало невозможно. Поэтому в 1730 году правительница Анна Иоанновна повелела архитектору Растрелли выстроить новый деревянный дворец - неподалеку от здания нынешнего Арсенала.


Растрелли

Однако этот дворец не был достаточно обширным и уступал прежним в роскоши убранства, поэтому впоследствии его решили перестроить. Императрица Елизавета Петровна поручила опять же Растрелли возвести новое каменное здание на месте обветшавших приемных палат старого дворца.





Зимний Кремлёвский дворец

Это здание,названное Кремлевским Зимним дворцом, пленило Екатерину II, и она повелела <Кремлевский дворец со всеми принадлежностями, а паче старинного строения не переменяя ни в чем, содержать всегда в надлежащей исправности


Вассилий Баженов

Следующий этап в истории Большого Кремлевского дворца связан с именем русского архитектора В. И. Баженова. В 1770-е годы он начал думать о создании нового плана Москвы, достойного этого великого города.





Большой дворец в Московском Кремле (проект В. И. Баженова).

Он усердно изучал Москву, особый архитектурный строй <первопрестольной столицы>, сложившийся веками ансамбль Кремля. Сам зодчий так объяснял свой замысел.


Модель Кремлевского дворца. Портик фасада, обращенного к Москве-реке.





Решил я все древности кремлевские в единый ансамбль объединить. Центром его замыслил я площадь с амфитеатром для народных собраний. Здесь же - обелиски и триумфальная колонна, а по сторонам сего венца конные фигуры трубящих слав.




Отсюда - дороги к воротам Кремля, во глубину России, дороги на Петербург, Ярославль и Владимир. Не крепостью неприступной мыслю я себе Кремль, в коем от врагов когда-то удобно было скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной. Посему намерен красоту его обернуть к первопрестольной столице.



Таким образом, грандиозный дворец, расположившись на Кремлевском холме, объединил бы в своем дворе прославленные кремлевские соборы и исторические здания. По замыслу В. И. Баженова площадь, как гигантская зала, перекрытая небесным куполом, должна была вмещать множество людей и иметь то же значение, что и площади древних русских городов, на которых собиралось народное вече.


Свои первые наброски архитектор показал графу Г. Г. Орлову, и тот, пораженный титаническим замыслом В. И. Баженова, рассказал о нем Екатерине II, которая тоже пришла в восхищение от колоссальности и грандиозности дворца. Кроме того, императрица рассчитала, что о дворце, выстроенном во время войны с турками, заговорит вся Европа и императрицу-строительницу будут сравнивать с римскими императорами.

В. И. Баженову заказали проект исполинского дворца и немедленно освободили от всех других обязанностей. Зодчий создает проект колоссального дворца, который должен был покрыть всю кремлевскую гору так, чтобы все соборы и храмы, все древние кремлевские сооружения поместились бы на его внутреннем дворе.



Проект Баженова





Это грандиозное сооружение по своим размерам и архитектурным достоинствам должно было превзойти дворцы всех европейских государств.
В бурном и пылком воображении В. И. Баженова возникали смелые и величественные архитектурные образы.

Конечно, В. И. Баженов не мог один осилить столь грандиозный проект, ему потребовались преданные помощники, разделявшие его замыслы. Поэтому была создана специальная <экспедиция по строительству Большого Кремлевского дворца> во главе с генерал-поручиком М.М. Измайловым.



В Кремле, около колокольни Ивана Великого, устроили <модельный дом>, в котором искусные резчик исполнили модель Большого Кремлевского дворца, стоившую 30 000 рублей. Они делали ее из липы, специально отобранной приразборке царского дворца в селе Коломенском.


Одновременно началась подготовка и к строительству. Рабочие начали разбирать старые и ветхие кремлевские здания, было снесено здание <приказов>, стоявшее перед Архангельским собором, снесли ряд небольших церквей, Тайницкую и еще две башни, а также крепостные стены между ними.



Сегодня наиболее сохранившиеся фрагменты модели вновь представлены посетителям Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в режиме постоянной экспозиции. Она напоминает нам о времени блестящих и смелых проектов, которые составляют славу российского государства.



Проект Кремлевского дворца. Архитектор М. Казаков.
Столь решительный снос кремлевских древностей взволновал многих: одни упрекали В. И. Баженова в неуважении к историческим сооружениям, другие поддерживали его смелое начинание.


Большой Кремлевский дворец был задуман архитектором как храм славы русского народа. Лес колонн, обрамлявших площадь, был подобен венку победы, венчавшему русского человека за подвиги во славу отечества. Эту мысль В. И. Баженов стремился провести во всем своем проекте - и в общем замысле всего сооружения, и в отдельных его частях и деталях.


Основное здание дворца В. И. Баженов спроектировал четырехэтажным. Два нижних этажа представляли собой грандиозный цоколь, опиравшийся на массивное ступенчатое основание - стилобат. На него опиралась более легкая верхняя часть, в которой располагались парадные помещения дворца. Помимо колонн, эта часть богато украшалась лепниной, фигурами летящих <побед>, вазами, скульптурами и вензелями. В нижних цокольных этажах предполагалось разместить служебные помещения.


Вся роскошь внутреннего убранства дворца сосредотачивалась в его парадном этаже. Особой красотой отделки выделялся зал с коринфскими колоннами в два ряда, к которому подходили галереи с колоннадами и вестибюль с ротондой в центре. Вестибюль дворца являлся своего рода беседкой из двенадцати колонн розового мрамора, за которыми шел другой пояс колонн.


сейчас сохранившаяся модель дворца экспонируется в Музее Архитектуры им. Щусева.

О модели Большого Кремлевского дворца и невиданном проекте действительно заговорили, с восторгом и завистью, во всех европей- ских столицах. Однако на пути к осуществлению замысла неожи- данно возникли преграды. Сначала в Москве вспыхнула эпидемия чумы, а потом при начале работ у Тайницких ворот Архангельским собор дал трещины и грозил сползти вниз, вследствие этого все работы были приостановлены.


А потом последовал официальный приказ Екатерины II о прекращении всех строительных работ на территории Кремля. Указывалось также, что необходимо засыпать все рвы, разобрать фундамент, в прежнем виде восстановить стены и башни. Это стало страшным ударом для В. И. Баженова.


Николай I

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. Некоторые из них использовались различные московские правительственные департаменты, остальная часть постепенно приходила в упадок или погибала от пожаров.


Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлевского дворца, который бы символизировал обновление Москвы. Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. В 1837 году архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя, было поручено разработать проект нового дворца в Кремле


С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выдается вперед и образует открытую террасу. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот уровень дворца выглядит как закрытая галерея. Цоколь облицован натуральным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа разделен пилястрами и украшен резными белокаменными оконными наличниками, выполненными в стиле 17 века. Комнаты второго этажа двусветные.



По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, а на ее скатах с двух сторон помещены часы, а с двух других - часовые колокола. Сейчас действуют только часы.
Дальше устроена открытая площадка с флагштоком. До 1917 года кокошники трибуна украшали двуглавые орлы, над которыми располагались гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды. Рядом с парадным входом во Дворец находится мраморный вестибюль с полированными гранитными колоннами. Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота - 47 метров, а общая площадь - 25 000 квадратных метров.



Вид Средней Золотой палаты во второй половине ХVII в. Миниатюра 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…

Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлевский дворец, помимо здания самого дворца включал в себя и некоторые сооружения периода 15-17 веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).



Окончательно ансамбль Большого кремлевского дворца сформировался, когда в 1851 году была построена Оружейная палата и Апартаменты, соединяющиеся с дворцовым комплексом воздушным переходом. Общее число комнат в дворцовом комплексе достигает 700. Во дворце насчитывается пять парадных орденских залов (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский). Названия залам даны по имени орденов Российской империи.



Сейчас помещения дворца используются для проведения государственных и дипломатических приемов, различных официальных церемоний, кроме того, дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.


Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого этажа напоминает о подклете зодчего Алевиза, а терраса над ней похожа на старинное гульбище. Зимний сад, устроенный над переходом можно сравнить с висячими садами. Декор фасадов второго этажа несколько схож с оформлением Теремного дворца, расположенного по соседству.



При строительстве Большого Кремлевского дворца Тон применил новый прием - это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами, металлическими стропильными конструкциями кровель. Также при возведении здания использовался новый строительный материал - цемент.



Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная ренессансом и заканчивая византийско-русским. Каждый дворцовый зал заслуживает отдельного описания. Пожалуй, самый красивый - Георгиевский, названный в честь Ордена св. Георгия Победоносца - самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного в 1769 году для награждения офицеров и генералов.

Девизом ордена было выражение "За службу и храбрость". В зале расположены мраморные доски с высеченными названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.



1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова). Отголоском столь масштабного строительства можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архит.М. Ф. Казаков)


Работы на существующем здании дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 г., по проекту архит. Н. А. Львова).
После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Н. Бакарев иИ. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле)- некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений еще от дворца Ф.-Б.Растрелли.


В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы —церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.


Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский,Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.


Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков не функционировал. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний.


По решению Президента России в 1994—98 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.


По состоянию на 2012 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.
Залы дворца




















мы попадаем в Грановитую палату

её только недавно реставрировали

по лестнице поднимаемся на второй этаж

слева за кадром лестница в Теремной дворец




поднявшись по лестнице попадаем в царские палаты













Андреевский зал


Императорский трон в Андреевском зале










По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1998 годах







. Александровский зал












Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1998 годах восстановлен.

Владимирский зал










Зал назван в честь Ордена святого Владимира. Владимирский зал находится в своеобразном центре дворца и ведёт в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлёвского дворца. Так получилось, что этот зал как бы связует постройки XV и XIX веков. А сам зал небольшой, с единственным окном на потолке, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.
Георгиевский зал



Самым большим из всех залов Кремлевского дворца является Георгиевский (61х20,5х17,5 метров). Весь белый с золотым <чертог Георгия Победоносца предназначен быть храмом славы победоносного русского воинства






Георгий Победоносец, как олицетворение воинской доблести, почитался на Руси с древнейших времен. Наградой за доблесть и ратныйподвиг сначала была монета с изображением Святого Георгия, которая была введена в конце XVI века. В 1769 году Екатерина II учредиласпециальный воинский орден, которым награждали за подвиги, храбрость и смелость в бою. Девиз ордена - <За службу и храбрость>.



Убранство Георгиевского зала полностью соответствует своему назначению. Его отделка и замечательные лепные украшения посвящены победам русской армии в веках, знаки Георгиевского ордена I степени размещены на сводах и в простенках между колонн.



Этот зал был свидетелем многих исторических событий. В 1945 году здесь проходил торжественный прием участников Парада Победы. В 1961 году в Георгиевском зале чествовали первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
Это самый большой зал дворца после Андреевского зала. Он перекрыт цилиндрическим сводом и обильно украшен лепниной. Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Среди них имена известных русских полководцев и флотоводцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова и других. Имена героев написаны также и на мраморном пояске, обрамляющем двусветные окна

В простенках между нишами поставлено 18 витых колонн, отлитых из цинка и покрытых спиралеобразным орнаментом. Каждая колонна несет аллегорическую статую побед с лавровым венком и памятной датой. Одна из статуй олицетворяет воссоединение Украины с Россией, ряд других связан с вхождением в состав России других народов. Все статуи выполнены скульптором И. П. Витали. Отделка и лепные украшения зала посвящены победам русской армии в XV-XIX вв.






Георгиевский зал освещается 3 тыс. электрических лампочек, размещенных в шести золоченых ажурных люстрах, настенных бра и карнизах. Паркет пола Георгиевского зала набран из нескольких десятков ценных пород дерева по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых шелковым муаром расцветки Георгиевской ленты. В этом зале русской славы в 1945 г. происходил прием участников парада Победы над гитлеровскими захватчиками.


Екатерининский зал
Екатерининский зал расположен в парадной половине Большого Кремлёвского дворца, несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. В прошлые века он являлся тронным залом императоров России. Архитектор —Константин Тон.

Зал получил своё название в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого Пётром I в 1713 году. Позолоченными изображениями этого ордена украшен паркетный пол зала. Также знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. В современную историю России Екатерининский зал вошёл как место заседания руководителей стран «большой восьмёрки» в ходе проведения встречи в Москве 19-20 апреля 1996 года по вопросам ядерной безопасности и борьбы с незаконной торговлей ядерными материалами. В наши дни в Екатерининском зале проходят официальные и торжественные мероприятия с участием Президента России, в частности, церемонии вручения государственных наград и премий

Огромная благодарность за чудесные фото-ancov,автор на фотографии.
Литература

Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 339

Путеводитель по архитектурным стилям

При Иване III здесь появился комплекс зданий. Самому царю не довелось пожить во дворце - его завершили уже при Василии III. Время и пожары не щадили постройку, но каждый раз ее отстраивали.

В 1768 Екатерина II заказала Василию Баженову перестройку дворца. Архитектор создал проект, по которому весь должен был превратиться в один дворец. По плану огромное сооружение спускалось террасами к набережной. А на его постройку только по предварительным подсчетам нужно было 20-30 миллионов рублей.

Баженов даже изготовил из лиственницы разборную модель размером 17м х 10м. А для нее построили одноэтажный Модельный дом. Эта модель впечатляла даже тех, кто был скептически настроен по отношению к проекту. Удивляло все: и техника изготовления, и размеры модели (во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек). Сейчас некоторые элементы модели хранятся в Государственном Музее Архитектуры имени Щусева.

Начали сносить кремлевские постройки и южную стену , но весной 1771 года Москву захлестнула эпидемия чумы. За ней последовал бунт. Дорогостоящее строительство Кремлевского Дворца остановили.
На следующее лето вырыли котлован для фундамента. Но дальше стройка не двинулась из-за отсутствия средств. А весной 1775 года Екатерина II приказала засыпать котлован. Оскорбленный Баженов отказался руководить этой работой. При этом москвичи тоже были против грандиозной стройки, и порой архитектору приходилось спасаться бегством от разъяренной толпы.

В 1838-1849 годах архитектор К.А. Тон построил новый Большой Кремлевский дворец, который объединил постройки пяти веков. Николай I лично следил за ходом работ и утверждал каждый лист проекта. В результате получился дворец, который своими размерами и роскошью отделки превзошел все современные ему постройки.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Большой Кремлевский дворец состоит из системы корпусов и теремов, расположенных прямоугольником вокруг внутреннего двора. Там около 700 залов. Пять из них названы в честь российских орденов.

Ордена появились в Европе в XI веке как военно-монашеские и предназначались для крестовых походов. К XVII столетию они стали уже знаками отличия, и тогда их позаимствовал Петр I.

Каждый из орденских залов Большого Кремлевского дворца соответствует ордену названием, тематикой и цветовой гаммой декора. Например, в Георгиевском зале размещены мраморные доски с именами георгиевских кавалеров, в обивке преобладают оранжевые и черные цвета (как на георгиевской ленте), а в нишах установлены 18 колонн с мраморными статуями работы И.П. Витали, символизирующими победы русского оружия и земельные присоединения. До сих пор в Георгиевском зале вручают правительственные награды.

Главный фасад Большого Кремлевского Дворца тянется вдоль Москвы-реки на 125 метров.

До революции его украшали 5 белокаменных барельефов с гербом России и несколько барельефов с гербами исторических владений Российской Империи (Москвы, Казани и др.). После революции их спилили, так как в здании заседал Верховный Совет СССР. Место центрального двуглавого орла занял барельеф с гербом СССР, а вокруг расположились буквы: «С», «С», «С», «Р».

Во время реставрации Большого Кремлевского Дворца в 1994 году восстановили исторические барельефы на фасаде. Воссоздали также интерьеры Александровского и Андреевского залов, которые в 1932-1934 годах были объединены в зал заседаний. На реставрацию потребовалось около 350 миллионов долларов США.

Сейчас весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме , является Резиденцией Президента РФ. Здесь проходит церемония вступления президента в должность, а также подписывают ключевые международные соглашения.

А еще у Большого Кремлевского Дворца есть особенность: он двухэтажный, но при этом четко видны 3 ряда окон. Дело в том, что по задумке архитектора, окна в парадных залах верхнего этажа расположены в 2 яруса.

Говорят, что... ...дерево для модели Большого Кремлевского Дворца Баженова взяли из разобранного тогда дворца Алексея Михайловича в Коломенском.

Большой Кремлевский Дворец на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Большого Кремлевского Дворца?

Залы БКД

Территория Большого Кремлевского дворца контролируется ФСО, так что попасть внутрь можно лишь с дорогостоящей и редкой экскурсией, да и то лишь в том случае, если служба безопасности сочтет вас благонадежным. Поэтому уделите, пожалуйста, особое внимание виртуальным панорамам интерьера , ведь своими глазами это трудно увидеть. С мобильного смотреть эту ссылку бесполезно. С другой стороны, есть богатые фотопосты ЖЖ-юзеров il-ducess и kukmor , там можно рассмотреть массу деталей. А еще в дополнение к нашим описаниям можете посмотреть чертежи БКД .

Главный вход — со стороны Боровицкой улицы. Выглядит более чем скромно. Дверь можно даже не заметить в череде одинаковых арок. За дверью — сени Парадного подъезда и Парадная лестница. По лестнице мы пока не пойдем, а прогуляемся по первому этажу.

Если пойти направо от сеней, то попадем в большую комнату для придворных. Она называется тафельдекерская, кафешенская, мундшенская, швейцарская. Здесь же кладовые. Тафельдекер — это сервировщик царского стола, то есть аналог допетровского стольника. Кафешенк — кофевар, мундшенк — виночерпий. Кстати, под этими помещениями сохранились подклеты Средней Золотой палаты.

Идем на север — попадаем в сени Благовещенского подъезда. Отсюда также идет лестница наверх, однако мы пойдем дальше на север и попадем в Сервизную.

Налево от Сервизной — Кухни. Есть подозрение, что именно там находится Особая кухня, где готовят для Президента. Если же пройти из Сервизной вперед, то будет подклет Святых сеней. Теоретически, отсюда можно попасть в подклет и южный коридор Теремного дворца.

Но вернемся в Парадные сени. Налево от них — коридор. По правую руку сразу будет Парадная передняя и Большой буфет, по левую — Столовая. Дальше справа комнаты дежурных придворных чинов, а слева — Гостиная, Проходная, Кабинет императрицы и Камер-юнкерская. Затем коридор упирается в сени Собственного подъезда. Справа при этом остается лифт, а слева — Будуар.

Войдем же в вышеупомянутые сени. Слева от них — Опочивальня, справа — лестница Фельдъегерского подъезда. Если пойти прямо и направо, то будут Приемная и Фельдъегерская, а если прямо и налево — Дежурная и Кабинет Императора (в самом углу здания).

Кроме того, во дворе имеется советская гостевая пристройка на месте церкви Спаса на Бору, а на первом этаже крыла, что напротив Оружейной палаты, — комнаты слуг. Само это крыло — Апартаменты Их Величеств.

Что ж, вернемся к парадной лестнице и взойдем на второй этаж. Нас встречает Аванзал (интересные подробности по ссылке). Направо от него — Георгиевский зал, посвященный Ордену святого Георгия Победоносца (высшая военная награда России). Зал прославляет победы русского оружия. Об убранстве парадных залов лучше прочитать , а нашу статью мы не будем загромождать описательными подробностями.

Если по выходе из Аванзала повернуть влево, то будет Владимирский зал, посвященный Ордену св. Владимира. Если взять еще раз влево, то будет Зимний сад, а если вправо — Святые сени и . Если же пойти вперед, то попадете в Белый коридор Теремного дворца.

Вернемся в Георгиевский зал и пройдем его с севера на юг. Свернем теперь направо, в Александровский зал, посвященный Ордену святого Александра Невского.

Если от трона повернуть направо, то будет Кавалергардский (Пикетный) зал. Из него можно выйти на галерею Екатерининской половины вдоль внутреннего двора. У Александровского и Андреевского зала тоже была галерея, но теперь там Аванзал гостевой пристройки.

Так вот, продолжим движение к Теремному дворцу от Кавалергардского зала. Анфилада такова: Екатерининский зал, Парадная гостиная, Парадная опочивальня, Ореховая уборная. А дальше уже церковь Рождества Богородицы. Екатерининский зал посвящен единственному женскому ордену в России — ордену св. Екатерины. Это тоже тронный зал, как и Андреевский.

А на третьем этаже есть только вот что: Тайник над Святыми сенями, хоры Владимирского зала и Зал заседаний в Гостевой пристройке. Парадные залы двухсветные, вот в чем дело.


Древняя планировка

А теперь перенесемся в лихие 1690-е и осмотрим старый царский дворец (следите по чертежу !). От всего нижеследующего уцелели только подклеты Средней Золотой палаты, Святые сени и .

Дворец состоит из живописного нагромождения крайне разнообразных построек, общего фасада не имеет. Крыши — всех мыслимых видов: с золочеными маковками, изразцовыми узорочными трубами, со всякими башенками, с единорогами и львами вместо флюгеров. Большинство кровель и куполов на царском дворце покрыты золотом.

Есть один разведчик. В ходе операция «Западня» в зоне афгано-иранской границы участвовал в ликвидации отрядов Исмаил-хана . Вынес под огнем троих солдат с заминированного участка, но потом был тяжело ранен. Впоследствии стал одним из инициаторов создания в России организаций ветеранов Афганистана. А имя этого разведчика — Ильяс Дауди .

2008

2006

Юбилей Бориса Ельцина в Георгиевском зале (75 лет). Мероприятие, приметное размахом и пестротой. Вечер ведет Михаил Швыдкой . Сперва концерт классической музыки: Башмет , Мацуев , Спиваков . Далее поют Брегвадзе и Пелагея , саксофонирует Бутман .

Говорят, посидели душевно, по-домашнему. Застолье завершилось под Кубанский казачий хор и цветастую речь Ельцина, пестрящую фирменными оборотами наподобие: «Про Лукашенко могут говорить те, кто его хорошо знает. А знает его… я!»

2004

Вторая инаугурация Владимира Путина.

2000

Первая инаугурация Владимира Путина.

Кроме того, девять человек получили Звезду Героя в Георгиевском зале.

Первый, танкист, воевал в Афганистане, потом в Душанбе со своей дивизией сдерживал гражданскую войну, защищал русское население, ликвидировал наиболее агрессивные бандформирования, боролся с наркотрафиком через афганскую границу. Затем воевал в Чечне, отражал вторжение боевиков в Дагестан. А потом он провел внезапную десантную операцию на грузинской границе и взял Аргунское ущелье, отбив четыре крупные атаки боевиков. Так и стал Героем России Мухридин Ашуров .

Второй, артиллерист, будучи начальником ракетных войск и артиллерии Северо-Кавказского военного округа, лично руководил артиллерией при обороне Дагестана от боевиков и в дальнейшем наступлении на Чечню. Зовут героя Владимир Боковиков .

Третий, оперативник, набил руку на задержании опасных преступников в Воронеже, а затем в ходе одной из боевых командировок в Чечню лично провел блестящую операцию по освобождению пленного российского летчика. Отряд СОБРа потерь не понес, а боевики полегли. Зовут героя Юрий Анохин .

Четвертый, радист, в рамках командировки в Чечню пошел в разведгруппе по тылам боевиков. Около станицы Серноводской группа обнаружила чеченские укрепления, но противник засек российских солдат. Вражеские подкрепления окружили разведгруппу. За 7 часов боя половина отряда погибла, а радист из-за контузии лишился слуха, однако прикрыл разведчиков, когда они пошли в прорыв. Всего в том бою уничтожено до 60 боевиков, причем на счету героя — не менее десятка. А зовут героя Иван Ануреев .

Пятый, врач, участвовал в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Ингушетии. Во время первой чеченской войны тяжело ранен при штурме Грозного. Затем была Югославия и вторая чеченская война, на которой герой вынес из-под огня суммарно 23 раненых бойца. Несколько раз со своими людьми прорывался к воинским частям, окруженным боевиками, и вывозил оттуда раненых. Героя этого зовут Игорь Милютин .

Шестой, военный летчик, совершил более 300 боевых вылетов на второй чеченской войне, а на первой — более 100, из которых один наиболее примечателен. Однажды дудаевцы сбили российский самолет, и герой подавил зенитные средства боевиков, а затем огнем с неба отгонял их от места, куда приземлился летчик сбитого самолета, пока не прилетел спасательный вертолет. Виктор Бондарев — имя героя.

Остальные — летчики-испытатели Геннадий Ирейкин , Сергей Борисов и Андрей Солдатенков .

1999

Первый прием в восстановленных Андреевском и Александровском залах (по случаю Дня независимости).

1994—1998

Андреевский и Александровский залы восстановлены под руководством управделами Президента Павла Бородина и профессора Подъяпольского . При этом к делу подошли со всем возможным тщанием: следовали оригиналу во всей его роскоши (например, 50 килограммов золота ушло на позолоту). На месте интерьеров Иванова-Шица в вестибюле перед Гостевой пристройкой появилось Малахитовое фойе. Но малахит не настоящий, а просто нарисованный.

Финансовая сторона проекта — это отдельная песня .

1997

В Георгиевском зале вручают награды двум Героям России.

Первый командовал танковым батальоном «Черное крыло» и за время первой чеченской войны основательно потрепал боевиков почти на всей территории Чечни, обойдясь при этом без собственных потерь. Имя героя — Вадим Макаров .

Второй был летчиком-испытателем и генерал-майором авиации. Создал пилотажную группу «Беркуты». Внес весомый вклад в освоение возможностей вертолета «Черная акула». Правда, в итоге в нем и погиб, но уже после того, как стал Героем России. А звали его Борис Воробьев .

Картинки подписаны и кликабельны.

Поздний СССР

1990

Первый съезд народных депутатов РСФСР. Это переходная форма высшей государственной власти между Верховным советом РСФСР и Федеральным собранием. Съезд народных депутатов решал любые вопросы, относящиеся к ведению РСФСР, а также формировал Верховный совет РСФСР как свой постоянный парламентский орган.

Так вот, первый съезд избирает Председателем Верховного совета РСФСР Бориса Ельцина, Председателем Совета Министров — Ивана Силаева , а также принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. С этой Декларации началась конституционная реформа. Основные положения: приоритет российского законодательства над советским; равноправие политических партий и объединений; разделение законодательной, судебной и исполнительной власти; расширение прав субъектов РСФСР. Все это было попыткой обустроить демократическую Россию внутри СССР.

Картинки подписаны и кликабельны.

1970

Всё, эпоха независимости закончилась, погружаемся в эпоху зависимости. Сессии Верховного совета СССР переходят из Зала заседаний БКД в главный зал Кремлевского президиума.

1962

Съезды КПСС переводятся из Большого Кремлевского дворца во Дворец съездов.

1959

Двадцать первый съезд КПСС в Зале заседаний. Главный итог — принятие семилетнего плана развития народного хозяйства. Этот план предусматривает активное строительство коммунизма как такового, потому что социализм, по мнению собравшихся, уже достигнут.

Хрущев на съезде третирует югославских ревизионистов, исключает возрождение в СССР капитализма, убеждает в неизбежной победе СССР над Западом в мирном экономическом соревновании крепнущего социализма с загнивающим капитализмом…

1958

Верховный совет СССР принимает закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В нем имеется такая статья: «Пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Как же определяется в законе пропаганда войны? Да никак.

1957

Верховный совет СССР указывает восстановить Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР. Чеченцы и ингуши начинают возвращаться на родину из депортации. Реабилитируют также калмыцкий и карачаевский народы с восстановлением их территориальных образований.

1956

Двадцатый съезд КПСС. Обсуждалось мирное сосуществование капиталистических и социалистических стран, многообразие путей к социализму. Принято решение прекратить паровозостроение, а вместо этого внедрять тепловозы и электровозы.

А через несколько дней, 30 июня, в тех же декорациях проходит прием в честь юбилея Академии наук.

А еще Верховный совет устанавливает новое воинское звание — генералиссимус Советского Союза. На другой день это звание присвоено Сталину. А еще упраздняется Государственный комитет обороны, его функции передаются Совету народных комиссаров. А еще была амнистия по случаю победы над Германией.

1944

Верховный совет СССР принимает законы, по которым союзным республикам предоставляются полномочия в области внешних сношений и предписывается создать собственные войсковые формирования.

А еще Верховный совет указывает принять Тувинскую народную республику в состав СССР по просьбе тамошних трудящихся.

А еще указывают они выселить всех балкарцев из Кабардино-Балкарии за сотрудничество многих балкарцев с немцами, и на их место поселить кабардинских колхозников.

А еще они указывают выселить всех чеченцев и ингушей, Чечено-Ингушскую республику ликвидировать, а землю поделить между Ставропольским краем, Дагестаном, Северной Осетией и Грузией.

1943

Верховный совет СССР указывает депортировать карачаевцев и калмыков. Карачаевская АО поделена между Грузией, Ставропольским и Краснодарским краями. Калмыкия превратилась в Астраханскую область, а некоторые ее части ушли в Сталинградскую и Ростовскую области и Ставропольский край.

1942

Верховный совет СССР учреждает комиссию для расследования немецких злодеяний, а также указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».

В августе в Большой Кремлевский дворец прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль . Он привез из Лондона сандвичи, полагая, что в во время войны живут впроголодь, однако роскошный прием ошеломил его. Об открытии второго фронта договориться не удалось, а вот употребил Черчилль неплохо, его выводили под руки.

1941

Прием для участников декады таджикского искусства.

Верховный совет СССР принимает указ, запрещающий предприятиям сбывать оборудование и материалы на сторону.

А потом началась война, и на БКД упала бомба, пробив перекрытие Георгиевского зала. Верховный же совет принимает указы о мобилизации и военном положении, учреждает Государственный комитет обороны, вручает награды, амнистирует польских граждан, томящихся в советских лагерях, а также депортирует немцев Поволжья с попутным уничтожением их Республики.

В октябре Верховный совет эвакуируется в Куйбышев (Самару) и уже там принимает интересный указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

1940

Приемы для участников декад белорусского и бурят-монгольского искусства, а также для участников декады ленинградского искусства.

Тем временем Верховный совет СССР принимает интересный указ, известный в народе как «Закон о прогулах». Устанавливается восьмичасовой рабочий день (раньше был меньше) и семидневная рабочая неделя (выходной один — воскресенье). Запрещается самовольный уход с предприятия и самовольный переход с одного предприятия на другое (за это сажают в тюрьму на 2-4 месяца). За прогул без уважительной причины назначают полгода исправительных работ (а раньше просто увольняли). Начальники предприятий, не предавшие прогульщика суду или принявшие «перебежчика», сами идут под суд.

А еще Верховный совет принимает указы о присоединении Бессарабии и Буковины, а также создании Латвийской, Литовской, Эстонской, Карело-Финской и Молдавской ССР. Латыши, литовцы и эстонцы считают это оккупацией.

1939

Верховный совет СССР принимает законы о включении Западной Украины и Белоруссии в состав Украинской и Белорусской ССР соответственно. Мнение современных жителей Западной Украины по этому поводу известно.

А еще принят обстоятельный, из 8 глав, закон «О всеобщей воинской обязанности». А еще двумя указами отменяют условно-досрочное освобождение для узников лагерей, колоний и тюрем. А еще в шахтных поселках разрешают жить только шахтерам, пенсионерам, инвалидам и семьям военнослужащих.

Большой прием в честь летчиков Владимира Коккинаки и Михаила Гордиенко — они успешно совершили беспосадочный перелет Москва — Северная Америка. А потом прием военных летчиков с Халхин-Гола (там была необъявленная локальная война Японской империи и Маньчжоу-го против СССР и Монголии). А потом прием для участников декад армянского и киргизского искусства.

А еще в этот год состоялся Восемнадцатый съезд ВКП(б). Съезд утверждает третью пятилетку, подводит итоги переходного периода от капитализма к социализму и задает курс на переход к коммунистическому обществу. Поставлена задача догнать и перегнать Запад.

1938

Встреча папанинцев в Большом Кремлевском дворце. Папанинцы — это сотрудники первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс» (Иван Папанин , Евгений Федоров , Эрнст Кренкель , Петр Ширшов). Станция находилась на дрейфующей льдине, однако она начала трескаться и таять, так что была целая эпопея по спасению экспедиции, за которой следила вся страна.

А еще был прием в честь участников декады азербайджанского искусства.

1937

Второй торжественный прием в честь Чкалова , Байдукова и Белякова . Они совершили второй сверхдальний перелет. Затем такой же прием в честь летчиков Михаила Громова , Андрея Юмашева и Сергея Данилина . А еще прием для первой полярной экспедиции.
А еще прием для участников декад республиканского искусства: от Грузии и Узбекистана.

1936

Торжественный прием в честь летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова. Они совершили сверхдальний перелет и стали Героями Советского Союза. Байдуков, кстати, прожил до 1994 года и успел за это время создать систему ПВО СССР и получить 22 ордена.

1935

Первый «большой кремлевский прием» в честь выпускников военных академий. А еще прием в честь железнодорожников, решавших проблемы рационального движения товарных поездов.

1934

Семнадцатый съезд ВКП(б), известный также как «Съезд победителей» и «Съезд расстрелянных». Съезд принимает второй пятилетний план: окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы, завершить коллективизацию и техническую реконструкцию народного хозяйства и т. д. Более половины делегатов съезда через несколько лет отправились в лагеря или сразу к стенке.

В том же году — завтрак для участников первомайского парада (в основном, летчиков). А потом — торжественный обед в честь челюскинцев. Челюскинцы — это не соратники Семена Челюскина, а команда названного в его честь парохода. Эти полярники дрейфовали в Северном Ледовитом океане, пока корабль не раздавили льды. Со льдины их эвакуировали самолетами, но перед этим они два месяца прожили на льдине в условиях полярной зимы. Летчики стали первыми Героями Советского Союза. Самую первую Золотую Звезду получил Анатолий Ляпидевский .

В том же году на месте Зимнего сада в переходе из БКД на Потешный корпус для Сталина устроили кинозал.

1933—1934

Андреевский и Александровский залы соединены в зал заседаний. Заседал, в первую очередь, Верховный совет СССР. Облик зала казенный, форма — очень вытянутая.

Картинки подписаны и кликабельны.

Революция

1927

Пятнадцатый съезд ВКП(б). Делегаты утверждают Директивы по составлению первого пятилетнего плана и принимают план коллективизации. Подводят итоги борьбы с троцкизмом. Из партии исключают Льва Троцкого , Григория Зиновьева , 75 активных членов их блока и около 10000 рядовых сторонников. Также исключены из партии представители левой оппозиции Тимофея Сапронова .

1925

Четырнадцатый съезд ВКП(б) в Андреевском зале («Съезд индустриализации»). Переименовывают РКП(б) в ВКП(б). Громят «Ленинградскую оппозицию» во главе с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым . По части экономики принят курс на индустриализацию, преобладание социалистических элементов над капиталистическими и т. д. Интересная цитата:

Кстати, два слова об одном из источников резерва — о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это — грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, — то остаётся одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются.

Из доклада И. В. Сталина.

1924

Тринадцатый съезд ВКП(б). Было решено, что НЭП себя оправдал, хозяйство восстанавливается, и теперь надо развивать металлургию и легкую промышленность. А еще по настоянию Надежды Крупской за два дня до съезда на заседании Совета старейшин зачитывают «Письмо к съезду» Ленина . Предположительно, Ленин написал этот документ в 1922 году во время болезни, но это вопрос дискуссионный: есть мнение, что автор — Крупская. Как бы то ни было, в письме Ленин призывает сместить Сталина с поста генсека за его грубость, нетерпимость и капризность. Вопрос вынесли на голосование старейшин, в итоге за Сталина проголосовали все, кроме сторонников Троцкого. Документ был оглашен на закрытых заседаниях отдельных делегаций съезда, но ссылаться на него было строго запрещено.

А еще в том же году в Андреевском зале проходит Пятый конгресс Коммунистического Интернационала. Главный вопрос: как быть после подавления коммунистических выступлений в Германии, Болгарии и Греции и после прихода фашистов к власти в Италии? Решили в итоге укреплять дисциплину.

1921

Третий конгресс Коммунистического Интернационала в Андреевском зале. Учрежден Профинтерн, который в европейских странах должен был стать альтернативой социал-демократическим профсоюзам и переходом к тактике «единого рабочего фронта».

1917

Во время Октябрьских событий Большой Кремлевский дворец практически не пострадал. Отдышитесь от красного марша, мы отправляемся в царскую Россию.

Серебряный век

1904

В Большом Кремлевском дворце организован сбор помощи для участников русско-японской войны.

1896

Коронационные торжества в честь Николая II .

Картинки подписаны и кликабельны.

Великие реформы

1883

1870

По случаю 300-летия Войска Донского казаки подносят своему Августейшему Атаману царевичу Александру Александровичу серебряную скульптурную группу с фигурами графа Платова и Ермака . Этот экспонат и сейчас стоит в витрине в Георгиевском зале.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

1855

1849

Освящение готового Большого Кремлевского дворца на Пасху в присутствии Николая I . Император лично инспектирует ансамбль дворца и Оружейной палаты и остается очень доволен. Он поручает украсить стены Георгиевского зала мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена.

Церемония с досками была такая. Митрополит Филарет ведет молебствие в Георгиевском зале. Царь подает знак, и седые гренадеры поднимают доску с именем Преображенского полка. Только они начинают прибивать ее к стене, как царь кричит «ура!», и преображенцы громогласно подхватывают. После церемонии император лично показал солдатам помещения дворца.

1847

Возобновление Святых Сеней.

1842—1845

Переделка Красной лестницы.

1839

Перестройка Святых Сеней.

1838

Закладка БКД. Строительство началось одновременно с Храмом Христа Спасителя работы того же архитектора Тона . Константин Тон — главный архитектор, Федор Солнцев — главный художник, Петр Герасимов и Николай Шохин — «архитектурные помощники», Федор Рихтер и Николай Чичагов — дизайнеры интерьера.

1837

Константин Тон приступает к разработке проекта Большого Кремлевского дворца. В это дореволюционное время архитектор применил революционные строительные технологии: облегченные большепролетные своды из кирпича, металлические стропильные конструкции кровель, первое использование цемента.

По официальной версии, дворец гармонично вписывается в древний ансамбль и развивает в монументальных русско-византийских формах композицию Теремного дворца. Однако есть и критическое мнение: громоздкий монотонный фасад казарменного стиля, неоправданно дорогое строительство и т. д. Динозавр краеведения Сергей Романюк костерит Николая I и Тона на страницах своей книги, как только может.

1830-е

Ликвидация подклетов Золотой палаты.

1826

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1817

Петр Великий

1699

Упоминается Бурмистрская палата (Ратуша, Земская канцелярия) во вторых набережных палатах.

1696

Сгорают шатры и кровля Золотой Красной лестницы. Из ведения Приказа Большого дворца изымается Семеновский потешный двор (средоточие царской соколиной охоты), который передается новообразованному Преображенскому приказу.

1691

Верхний и Нижний сады обносятся новыми решетками. Появляются ранжерейные палаты (оранжереи).

Картинки подписаны и кликабельны.

Ранние Романовы

1687

Строительство особой водовзводной башни с часами у Верхнего сада, передававшей воду из кремлевской Водовзводной башни.

1686

Львы и орлы на Золотой Красной лестнице.

1685

Медная позолоченная кровля над Золотой Красной лестницей.

1683

Украшение Нижнего сада перспективным письмом. Петр Энглес расписывает стены, беседки, столбы, решетки и все остальное.

1681

Разобрана Столовая изба и сад при ней, на их месте устроена площадь. Возобновляются Наугольная и Панихидная Набережные палаты, куда переносят Столовую, поэтому и называется с тех пор Панихидная палата Столовой.

Вторые набережные палаты (точнее, подклеты) отдаются под аптеку. Раньше здесь были Резные и Столярные палаты.

Основание Набережного Нижнего Красного сада на особом каменном здании, к которому со стороны Тайницких ворот подводят контрфорс. Сюда переносят садовые строения из упраздненного сада на Переднем дворе.

В Верхнем же Набережном саду сооружают выложенный свинцом пруд. Вода в него поступала по свинцовому же водопроводу из Водовзводной башни. Именно здесь царевич Петр начал плавать на потешных лодках, комягах, шнягах, карбусах, ошняках, судах и стружках.

1680

Сооружается временны деревянный настил для царского шествия из Оружейной палаты в Потешный дворец.

.

1672

Над приказом Аптекарской палаты устраивают театр, в котором магистр Яган Годфрид «исправляет комедию, или комидейное действо», с труппой из 26 мещан-комедиантов.

1667

1666

В здании Дворцовых приказов расписана Оружейная палата.

1663

Сретенский собор утрачивает статус дворцового храма после постройки Верхоспасского собора.

1662

Поляки выполняют резные, золотильные и живописные работы в Столовой избе.

1661

Вместо старой Столовой избы государь выстраивает новую и великолепно украшает ее резьбою, золоченьем и живописью в новом заморском вкусе, по вымыслу инженера и полковника Густава Декенпина.

1660

Возобновляется дворцовая палата, в которой помещался Аптекарский приказ и Аптека. Каменных дел подмастерье Вавилка Савельев делает в ней окна, двери и новые своды, а знаменщик, т. е. рисовальщик, Ивашка Соловей расписывает стены. Палата эта находится недалеко от церкви Рождества Богородицы.

1643

1606

, любимец Самозванца, убивает дьяка Тимофея Осипова. Согласно патриотической легенде, дьяк обличил Лжедмитрия как Самозванца, но есть версия, что он пытался зарезать царя во сне. Так или иначе, дьяка убивают и выбрасывают в окно на Житный двор.

Через несколько часов после этого Татищев на входе в хоромы убивает самого Басманова. Тогда Лжедмитрий побежал через свои хоромы, преследуем толпой, и выбрался через окно, однако оступился и упал, опять-таки, на Житный двор, вывихнув ногу, разбив грудь и потеряв сознание.

В таком состоянии царя нашел отряд стрельцов, которым он посулил имущество мятежных бояр. Заговорщики, однако, отправили своего человека Ивана Голицына к царице Марфе , чтобы та еще раз подтвердила, что это ее сын и настоящий Дмитрий. Гонец, разумеется, привез обличения в самозванстве, и тогда избитого и растерзанного Лжедмитрия пристрелил в упор Григорий Валуев , предок того самого Петра Валуева, который сносил 200 лет спустя кремлевские древности. Потом было изощренное посмертное поругание, но в другом месте.

После всего этого новый царь Василий Шуйский строит для себя и своей царицы брусяные хоромы, чтобы не селиться в хоромах Лжедмитрия.

1605

Лжедмитрий сносит годуновские хоромы и ставит на их месте, то есть на крыше Запасного дворца, новые изящные хоромы «в польском вкусе». Фасад смотрит на реку. В источниках эти палаты называются также Блудническими.

О постройке этих хором современник и очевидец их рассказывает следующее:

Надъ большою Кремлевскою стѣною Лжедимитрій велѣлъ построить великолѣпное зданіе, откуда была видна вся Москва. Оно было построено на высокой горѣ, подъ которою протекала рѣка Москва, и состояло изъ двухъ строеній, расположенныхъ одно подлѣ другого и сходившихся подъ угломъ. Одно предназначалось для будущей царицы, а другое для царя. Такъ стоялъ дворецъ на верху высокихъ тройныхъ стѣнъ. Въ этомъ дворцѣ Димитрій велѣлъ позолотить очень дорогіе балдахины, стѣны обить дорогою парчою и рытымъ бархатомъ; всѣ гвозди, крюки, цѣпи и петли дверныя покрыть очень толстымъ слоемъ позолоты; внутри сдѣлать превосходныя печи и украсить ихъ разнообразными произведеніями искусства; занавѣсы у оконъ сдѣлать изъ отличной ткани алаго цвѣта. Онъ приказалъ выстроить роскошныя бани, красивыя башни и конюшню рядомъ со своимъ дворцомъ, хотя въ немъ уже была одна большая конюшня. Въ вышеописанномъ дворцѣ царь велѣлъ устроить множество потаенныхъ дверей и ходовъ…

Но не долго музыка играла, не долго Дмитрий танцевал…

1601—1602

Царь Борис Годунов строит Запасный дворец на взрубе (невысоком деревянном подклете), чтобы снизить последствия неурожая и голода («чтобы людемъ питатися»). Здесь были и деревянные жилые палаты Бориса Годунова.

1599

Около этого времени Годунов перестраивает вторые набережные палаты.

Картинки подписаны и кликабельны.

Иван Грозный

1560-70-е

Строительство хозяйственных палат Дворцовых приказов.

1571

Пожар от Девлет-Гирея. При восстановлении все приемные палаты украшены стенописью.

1561

Ремонт царского дворца.

1560

Иван Грозный строит для своих сыновей деревянные хоромы на взрубе, а также Сретенский собор.

Максимилиана I Посол презентует княгине «птицу попагал и сукно серо». Это происходит в «набережном сеннике и середней повалуше» Софьи Фоминичны.

1488

Упоминание набережной горницы великого князя.

1487

Основание Святых Сеней. Марко Руффо закладывает Малую (Набережную) палату на месте набережного терема Дмитрия Донского .

1479

Иван III в. средней горнице дает стол митрополиту Геронтию и духовным властям.

1404

Князь великій замысли часникъ и постави на своемъ дворѣ за церковью, за св. Благовѣщеньемъ. Сіи же часникъ наречется часомерье; на всякій же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размѣряя и разсчитая часы нощные и дневные; не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако; створено есть человѣческою хитростію, преизмечтано и преухищрено.

Летопись

Другой летописец присовокупляет, что часы были «чудны велми и с луною…», или с лунным течением, как выражались о подобных часах позднее. Мастером и художником этих знаменитых часов был чернец Лазарь, родом серб, пришедший в Москву с Афонской горы.

Удельное княжество

1380

Согласно «Повести о Мамаевом побоище», весть о приближении Мамаевых сил застает великого князя Дмитрия Донского за пиром в набережных теремах: пил он чашу за брата своего Владимира Андреевича . Далее, когда московская рать двинулась с князем в поход, повесть описывает плач его супруги: «Княгиня ж великая Евдокия вниде в златоверхий терем в набережный, в свои сени и сяде под стекольчатым окном на одре… слезы проливающе…» По другим спискам: «…сяде под южными окны… вниде в набережные сени и седоша о рундуце (стул) под стеклянным оконцем…»

Начало Москвы

XIII в.

Княжеский двор перемещается от Боровицких ворот на то место, где сейчас Большой Кремлевский дворец. Подробности неизвестны.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла.

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта.

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду».

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов.

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.




Похожие статьи
 
Категории