Что рисовать с ребенком 4 года красками. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству

13.06.2019

Дошкольники обожают рисовать. В возрасте 4-6 лет малыш уже овладел базовыми навыками обращения с карандашом, фломастерами, кисточками и красками. Как научить рисовать ребенка в 4, 5, 6 лет простые, но реалистичные рисунки, какие поэтапные схемы использовать, чем запастись для творческих поисков малыша и как научить его создавать сюжетные картинки?

Мы постараемся ответить на все вопросы.

Польза рисования для детей

О пользе рисования наслышаны многие родители.

Рисование для детей 4, 5, 6 лет помогает:

  • стимулировать мелкую моторику;
  • развивать речь;
  • правильно формулировать мысли, складывать их в предложения;
  • самовыражаться;
  • самоутверждаться;
  • развивать творческий подход;
  • развивать внимательность, усидчивость, трудолюбие.

Кроме прочего, рисование способно:

  • подарить положительные эмоции;
  • укрепить запоминание материала;
  • подать сигнал родителям об имеющихся у ребенка комплексах и проблемах;
  • побороть боязнь начинать работу «с нуля»;
  • заложить основы эстетического восприятия.

Из рисования можно извлечь массу пользы, если проводить занятия правильно. Главное – не переусердствовать и не отбить у ребенка желание вообще что-либо и когда-либо рисовать.

Что купить ребенку для рисования

Залог хороших занятий по рисованию – правильная подготовка процесса. Дети ждать не любят, и если случится творческий порыв, нужно быть готовым на 100%:

  • Бумага. Берите листы формата А3. Дети в 4-6 только развивают свой глазомер и, увлекшись рисованием головы зверя, забывают оставить место для туловища.
  • Простой карандаш. Дети им пользуются для создания базовых контуров. Берите с пометкой НВ, он не крошится и не слишком жирный.
  • Ластик. Это незаменимая вещь для стирания лишних границ и черточек. Можно купить, а можно сделать эксклюзивный, при помощи специального пластилина. За одно вспомните занятия по —лепке из пластилина—, что неплохо для разнообразия деятельности.
  • Цветные карандаши и фломастеры. Чем шире их палитра, тем счастливее ребенок.
  • Точилка. Не экономьте, купите хорошую, профессиональную. Так малыш не будет сердиться, что она не точит, ломает стержень и т. п., а будет с удовольствием рисовать.
  • Восковые мелки. Ими хорошо контуры закрашивать.
  • Краски. Если малышу 4-5 лет – это гуашь. В 6 лет можно дать малышу акварель. Эти краски прозрачные, живые, но требуют определенных навыков.
  • Кисти. Выберите большую (для фона), среднюю (для широких линий) и маленькую (для прорисовки контуров). Диаметр древка подберите такой, как у пишущей ручки – пальцы ребенка начнут готовиться к начертанию букв и цифр.
  • Баночка для воды. Можно использовать обычный стакан или купить специальный.
  • Палитра. Ребенку непременно понадобится смешать цвета.
  • Цветные мелки. Кто знает, вдруг вдохновение посетит ребенка на прогулке?
  • Мыло и полотенце. Каким бы аккуратным не был ребенок, если он работает с красками, в них будут и руки по локоть, и щеки, и нос. Вы уж поверьте.


Когда все куплено, внимательно отнеситесь к творческому уголку ребенка:

  • Освещение. Место для рисования должно хорошо освещаться – проблемы со зрением в столь юном возрасте никому не нужны.
  • Доступность. Все художественные принадлежности ребенок должен доставать, не вставая со стула.
  • Практичность. Позаботьтесь о том, чтоб все поверхности поддавались легкой очистке и чтоб ребенок был в состоянии сам убрать за собой.

Когда все готово, можно приступать к работе!

Как поэтапно научить ребенка рисовать деревья

Дерево – это самый простой рисунок, который можно научить рисовать ребенка даже в 4 года, как основу используя поэтапную схему. С изображением деревьев при помощи прямых линий и геометрических фигур малыш уже знаком. Усложним задачку и добавим дереву реалистичности. Вот как мы нарисуем лиственное дерево:

  1. Начертите бугорок, над ним – круг и соедините два объекта прямыми линиями (это ствол).
  2. Нарисуйте кругу улыбку, которая пройдет через верхние точки прямых линий. Пририсуйте к ней ветки.
  3. Сделайте край кроны неровным, выделите места, в которые входят ветки, прорисуйте ствол и травку на бугорке. Дерево готово!


По такому же принципу – от простых схематических начертаний до нужных контуров – нарисуйте ель и березу, как показано на следующих картинках.



Удобно то, что ствол и ветки можно нарисовать карандашом, а крону ребенок волен создавать по своему желанию. Оттисками пальцев, нажимом кисточки, штрихами карандаша. В любом случае дерево получится живым и настоящим.

Как поэтапно научить ребенка рисовать животных

Для рисования животных с детьми 4-6 лет используйте тот же метод. Нарисуйте каркас при помощи геометрических фигур и придайте ему форму.

Разберем этот момент на примере лучшего друга человека – собаки:

  1. Нарисуйте кружок и неправильный овал – это голова и туловище собаки.
  2. Соедините две округлости плавными линиями – это шея.
  3. Добавьте морду и хвост.
  4. Дорисуйте ушко и лапы.
  5. Закрашиваем ушко, рисуем носик, глазки и язычок, добавляем контур второй пары лап, стираем ненужные границы – собака готова к охране двора!

Двор можно нарисовать вокруг собаки позже. Добавите домик, будку, забор – и сюжетный рисунок готов!

По принципу собаки попробуйте изобразить:

  • котенка;
  • уточку;
  • лошадку;
  • свинку.

Если малыш захочет лошадку на бегу, просто приподнимите при рисовании перед туловища повыше и «согните» передние ноги коня в колене, позвольте гриве и хвосту развеваться на ветру.

Как поэтапно научить ребенка рисовать человека

Одно из первых желаний ребенка – нарисовать маму, папу и себя. Сначала это палочные человечки, но такой вариант малыша в 4 года не устроит, а угловатый человечек перестает казаться хорошим рисунком уже в 5 лет. А еще ребенку хочется, чтоб человек на бумаге что-то делал.

Попробуем нарисовать мальчика, собравшегося играть в шахматы:


Если ребенок всерьез увлекся рисованием людей и то, что вы ему предлагаете, его не устраивает по причине непропорциональности, покажите маленькому художнику следующую схему:



Тут приведены пропорции людей разного возраста, ребенка это может заинтересовать, и он попробует нарисовать настоящего пропорционального человека. Такая информация актуальна для ребят 6 лет.

Осенний пейзаж – поэтапное рисование для детей

Самый простой способ для детей 4-5 лет рисовать красками – создать пейзаж.

Возьмем осенний – он самый красочный:


  1. Не заставляйте малыша 4 лет рисовать. Не хочет – замените рисование . Наскучили? Попробуйте переключить его внимание на . Для него рисование может быть пройденным этапом, и он самореализуется через другие виды деятельности.
  2. Если малыш в 5-6 лет совсем «зарисовался», отвлекайте его от любимого занятия или вносите элементы таких игр в его посиделки за альбомом. Малыш должен развиваться гармонично.
  3. Говорите с ребенком о его рисунках. Простого «ух ты, красота» недостаточно. Спросите, что происходит на рисунке, почему все так, а не иначе – малышу будет приятно ваше внимание.
  4. Не сравнивайте работы малыша с одним образцом. Солнце можно изобразить сотней различных способов. Не прививайте малышу комплекс, что именно так у него не получится, поощряйте индивидуальность его работ.
  5. Храните работы ребенка. И ему приятно, и вам на старости будет, что посмотреть да вспомнить.

Рисование для детей – видео

На этом ролике показано, как рисовать человека. Рассказывают, как рассчитать пропорции человека.

На этом видеоматериале показан подробный урок по рисованию акварелью. Подробно рассказано, как подготовиться к такому мероприятию.

Рисование – полезный вид детской деятельности. Рисуя, ребенок тренирует внимание, память и руку, а рассказывая о нарисованном, упражняется в речи. Для некоторых детей рисование – настоящая отдушина, свой собственный мир, от которого их невозможно оторвать. Не все дети становятся художниками, но все детские рисунки – шедевры для их родителей.

А ваш малыш много рисует? Что ребенок любит рисовать больше всего? Если у вас есть интересные идеи для детских рисунков или опыт, как научить рисовать детей 4-6 лет, поделитесь им с нами в комментариях!

Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.


Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:


Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать , распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.


  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.



А помните всем известную школьную линейку?


Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.


Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.


Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:


В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.

Прежде, чем рассказать о комплексе базовых занятий, плавно вводящих малышей в мир классической живописи, мы представляем оригинальные методы рисования для самых маленьких: Рисуем картошкой!
КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.
РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца -- хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.
ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.
РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.
Кляксография.
Суть заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Итак, лист белой бумаги согните и разогните пополам. Вместе с малышом поставьте на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши (чернил). Сложите лист пополам и с волшебными словами "крекс, фекс, пекс" проведите пальцем от центра к краям. Откройте лист -- и получите бабочку или цветочек! После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали.
Ниткография
Согните и разогните лист белого картона примерно 20х20 см. Возьмите толстую шерстяную нитку длиной около 30 см и окуните ее конец на 8-10 см в густую краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисуем по мокрому
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -- снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
Волшебная свеча
Восковой свечой (или кусочком хозяйственного мыла) втайне от ребенка нарисуйте на плотной бумаге елочку или домик. Затем вместе с ним с помощью поролона начинайте наносить на всю поверхность бумаги краску. Так как домик, нарисованный свечой, будет жирным, краска на него не ляжет, и рисунок внезапно проявится перед ребенком. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем.
Старое золото
С детьми более старшего возраста можно сделать картину, рисуя клеем ПВА, который оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок нужно покрыть золотой краской и слегка протереть черным кремом для обуви, создав эффект "старого золота".
Выдуваем рисунки
Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать "лицо", а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек.
Акварель с солью
Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.
Потрескавшийся воск
Простой рисунок можно превратить в полотно художника прошлых веков. Для этого необходимо рисовать восковыми карандашами. Главное -- сильно нажимать на карандаш и покрыть рисунком и фоном всю поверхность бумаги, не оставив просветов. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин. Берем темную жидкую
краску и заливаем ее во все трещинки, а затем промываем рисунок с обеих сторон под краном и даем высохнуть. Если ваша картина получилась слишком измятой, ее можно прогладить, положив между двух газетных листов.
Точечный рисунок
Попробуйте порисовать фломастером или карандашом, делая множество точек, быстро-быстро ударяя инструментом по листу бумаги. А лучше всего получаются точечные рисунки красками. Можно использовать жесткую кисточку, а можно -- спичку, очищенную от серы и туго замотанную небольшим кусочком ваты. Ее окунают в краску и начинают творить.
Ксерокопия без ксерокса
Для развития мелкой моторики рук очень полезно рисование вслепую через лист копировальной бумаги. Положите его красящей стороной на лист бумаги и прямо по копирке начинайте рисовать пальцами, карандашом или тупой палочкой. Когда рисунок будет закончен, уберите копирку и вместе с ребенком посмотрите, нет ли деталей, которые вы забыли изобразить.
Коллаж
В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части картины краской. Должно получиться что-то очень интересное.
Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
А вот - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ, - предложенные Галиной Галициной: РИСУЕМ ВМЕСТЕ.
Длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился общий сюжет.
ПРОДОЛЖИ РИСУНОК.
Когда вашему ребенку исполнится 4 года, настоятельно советуем прибегать к следующему методу. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ.
Для рисования на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
МЕТОД ПАЛЬЦЕГРАФИИ.
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Ход занятия:
Сейчас мы будем рисовать не кисточкой, а пальчиками. Для работы нам понадобятся бумага, разведенная гуашь в плоской тарелочке.
- Обмакни подушки пальцев в краски и сделай отпечатки на бумаге. Так можно нарисовать ягодки, разноцветные огоньки, одуванчики.
- Сожми руку в кулак и поводи им по тарелке с краской из стороны в сторону, чтобы краска хорошо распределилась по руке.
- Подними кулак и приложи его к бумаге. Получатся крупные отпечатки. Их можно превратить в птицы, цветы, облака.
- Окуни в краску ладонь с раскрытыми пальцами и приложи её к бумаге. Рассмотри, что получилось и дорисуй недостающие детали. Так можно нарисовать динозавриков, елочки и даже создать композицию "Весёлое лето".
МЕТОД МОНОТОПИИ.
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
ТКАНЕВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
РИСУЕМ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК.
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ФОН.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
А теперь - базовые занятия классической живописью для детей 3-4 лет: Занятие 1.
Знакомство с кисточкой и красками.
Для первого занятия понадобятся гуашевые краски, кисточка, лист бумаги, вода. Сначала детям предлагается разгадать загадку:

По бумаге я бегу,
Все умею, все могу:
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад.
Мне любой ребенок рад. (Кисточка).
Л.А. Венгер, А.Л. Венгер

Отгадав загадку, дети берут в руки кисточку и внимательно ее рассматривают. Можно провести сухой кистью по руке ребенка, обращая внимание, что она мягкая. Маленькие художники отмечают, что если проводить сухой кистью по бумаге, на листе не остается никаких следов. Затем взрослый показывает, что для рисования необходима краска. Для примера рисуется солнышко или цветок. Малышам показывается два вида красок: гуашевая и акварельная.

Акварельные и гуашевые краски расскажут о себе:

Акварель.
"Я - прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен цвет посветлее, - меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой. Когда я высыхаю, светлость рисунка изменяется незначительно".
Гуашь.
"Я - краска непрозрачная. Если требуется осветление цвета, в меня добавляют белила. Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить то, что не получилось, - красить нужно поверху первого слоя. Когда я высыхаю, рисунок сильно светлеет".
Теперь взрослый объясняет малышу правила обращения с кисточкой:
-Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.
-Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.
-Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Не три Кисточкой о бумагу.
Техника "Примакивание".
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом?
Например, орешки. - Сначала прочитайте малышу стихотворение "Белочка":

Орешки, орешки у белки на тележке.
Всем она их раздаёт.
-Вот тебе, лисичка,
Это двум синичкам,
Вот зайчику, вот мишке,
Да позовите мышку,
Пусть бежит скорее к нам,
Я и ей орешков дам.

Предварительно нарисуйте или наклейте на лист бумаги вырезанных зверюшек и людей, которым белочка будет раздавать орешки. Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом "Примакивание", рисуя их в лапках животных, клювах птиц или руках мальчика и девочки.

Скатерть, принцесса.
Техникой примакивания можно также украсить скатерть или платье принцессы. (Такое задание скорее придется по вкусу девочкам). Для этого предварительно нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "Примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы.
Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным.
Занятие 2.
Образы неба.

"Сегодня мы будем рисовать небо" - говорит учитель и показывает детям разные фотографии и пейзажи Коровина, Ван Гога, Сера. Голубые небесные краски получаются в результате смешения "волшебных" красок - синей и белой. Однако краски неба бывают различными: розовая заря (учитель показывает смешение красной и белой красок), оранжевый закат (смешение оранжевой и белой красок), серое утро (учитель смешивает черную и белую краски), солнечные зайчики окрашивают небо в светло-желтые тона (педагог смешивает желтую и белую краски).

На столах детей стоят гуашевые краски (розовый, голубой, оранжевый, желтый, светло-серый), кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага. Дети работают на половинке (или четверти) альбомного листа. Учитель предлагает детям изобразить красивое небо, выбрав любые понравившиеся им цвета.

Важным моментом урока является показ приемов наложения красок на лист. Чистой (умытой) кисточкой берется понравившийся цвет и методом мазка (методом примакивания - движения сверху вниз) оставляется много следов на листе (до тех пор, пока не кончится краска). Затем кисточка моется в воде, лишняя вода отжимается тряпочкой, берется новый цвет, и кисточка снова прыгает по листу, оставляя следы-мазки и т.д. Таким образом получается небо сказочной красоты.

Перед тем, как начать рисовать, дети выполняют это упражнение на расслабление кисти руки. Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии.

А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").

Упражнение на расслабление кисти руки:

Кошка мышку цап!
Подержала, подержала.
Отпустила.
Мышка побежала,
Хвостиком махала -
До свиданья.

После того, как дети завершили работу, перекрыв красками всю поверхность (половина или четверть альбомного листа), проанализируйте детские рисунки, присваивая им названия: "Утреннее небо", "Тревожное небо", "Веселое небо" и т.п.

Занятие 3.
Облака.

В качестве основы берутся работы, выполненные детьми на прошлом занятии. Каждый ребенок получает свое небо. Учитель показывает детям картины с облаками с ярко выраженным настроением (радость, грусть, тревога). Учитель замечает, что настроение человека часто зависит от погоды. Светит солнышко - и у нас радостное настроение, на улице дождь - и наше настроение становится пасмурным, грустным. На картинах Шишкина "Полдень" и "Рожь" облака светлые, словно белые пуховые подушки. На картине Рериха "Небесный бой" облака темные и тяжелые.

Далее учитель показывает детям приемы работы гуашевыми красками при изображении облаков. Чистой кистью он берет белую краску и в виде пятен различной формы наносит на небо. Белая краска, смешиваясь с цветом неба, приобретает тот или иной оттенок - желтоватый, голубоватый, розоватый.

На столах у детей стоит белая краска, кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага. Теперь попросите их изобразить красивые облака. После работы проанализируйте рисунки.

Занятие 4.
Красно солнышко.

Учитель показывает детям картины природы, на которых изображено солнце. На некоторый пейзажах солнце изображается в виде круга без лучей. На пейзажах Богаевского оно лучезарно, на картине Ван Гога "Красные виноградники" солнечные лучи, как волны, расплескались по всему небу.

Кроме того, дети смотрят фотографии с изображением солнца в разное время суток. В зените оно - светло-желтого цвета, а к закату оно меняет свой цвет от оранжевого до ярко-красного.

Затем учитель показывает детям приемы работы двумя красками - красной и желтой. Учитель показывает, как красная краска, смешиваясь с желтой, превращается в оранжевую.

Внимание детей акцентируется на форме солнца (круг) и его лучей (палочки, волны, точки).
На столах детей стоят красная, желтая и оранжевая краски, кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага.

Учитель предлагает детям изобразить солнце с лучами, используя любую понравившуюся краску. Рисовать можно как на чистом листе, так и на небе с облаками, нарисованными детьми на прошлых занятиях.
Анализируя детские работы, можно сравнить образ солнца с образом цветка (астры, ромашки, хризантемы).

Занятие 5.
Дорожка из осенних листьев.

Учитель приносит на занятие букет осенних листьев, подбрасывает его вверх, чтобы дети полюбовались их падением. Затем листочки собирают и внимательно их рассматривают. Учитель обращает внимание на разнообразные оттенки, которые можно увидеть на листьях (оранжевые, красные, зеленоватые, желто-зеленые).

Затем учитель показывает детям произведения художников, на которых осенняя земля изображена мозаичным мазком (И. Грабарь, К. Коровин, В. Ван Гог, Ж. Сера). Детям раздаются бумажные полоски - осенние дорожки, которые надо заполнить разноцветными листиками-мазочками.

На столах у детей желтая, красная, оранжевая и коричневая гуашь. Учитель напоминает детям метод примакивания. Упал листочек на дорожку, упал мазочек на лист (рука сверху вниз). Дети должны украсить всю бумажную полоску так, чтобы осенняя дорожка получилась разноцветной. Перед работой малышам нужно напомнить о том, что кисточку надо мыть и вытирать перед тем, как работать с новым цветом.

Мазки надо наносить до тех пор, пока они не закроют белый лист бумаги полностью.

Занятие 6.
Веточка рябины.

На столах у детей стоят баночки с оранжевой, красной, серой и коричневой краской и лежит половина чистого альбомного листа.

Учитель приносит на урок веточку рябины, внимательно рассматривая ее вместе с детьми. Можно попробовать ягоды на вкус. Можно сравнить ягодки с бусинами, показав малышам бусы с красными бусинами.

Затем учитель показывает приемы изображения ягод методом пальчиковой живописи. Обмакнув в оранжевую краску указательный палец, учитель оставляет им отпечаток на листе. Потом, не вытирая пальца, обмакивает его в красную краску и рядом с оранжевыми оставляет красные отпечатки. Затем вытирает палец тряпочкой и кистью (или пальцем) дорисовывает веточку серой или коричневой краской. Создать ощущение золотой осени можно с помощью падающих разноцветных листьев, наносимых на свободное пространство листа с помощью кисти методом мозаичной живописи.

Занятие 7.
Лебедь.

Учитель вместе с детьми внимательно рассматривает репродукции картин с лебедями и их стилизованные изображения. Особое внимание обращается на форму тела, головы, шеи, хвоста, клюва, лапок гусей-лебедей. Дети вспоминают песенку "Жили у бабуси два веселых гуся".

Затем учитель показывает ребятам способ изображения лебедя при помощи отпечатка ладони. Четыре пальца руки соединяются вместе, а большой палец отодвигают в сторону. Ладонь окрашивают белой или серой гуашью и накладывают на лист цветной бумаги. Теперь руку можно вымыть. Взглянув на полученный отпечаток, несложно заметить, что след, оставленный большим пальцем, напоминает шею лебедя. Ее остается только немного загнуть и закруглить, как голову цифры 2. , а потом дорисовать головку с клювом и лапки.

Для того, чтобы образ птицы был завершенным, методом мозаичной живописи вокруг лебедя можно нарисовать солнечных зайчиков, капельки грибного дождя, солнышко, светлые облака.

Занятие 8.
Море.

"Сегодня мы будем рисовать море" - говорит учитель и показывает детям разные фотографии и пейзажи Айвазовского, Моне, Сера. Голубые морские краски получаются в результате смешения "волшебных" красок - синей и белой. Однако краски моря бывают различными: спокойная зеленоватая вода (учитель показывает смешение синей и зеленой красок), отражение закатного солнца на воде (смешение синей и красной красок), бурное море (учитель смешивает черную и синюю краски), солнечные зайчики окрашивают море в светло-желтые тона (педагог смешивает желтую и белую и голубую краски).

На столах детей стоят гуашевые краски (розовый, голубой, желтый, черный, синий и зеленый), кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага. Дети работают на половинке (или четверти) альбомного листа. Учитель предлагает детям изобразить красивое море, выбрав любые понравившиеся им цвета.

Важным моментом урока является показ приемов наложения красок на лист. Чистой (умытой) кисточкой берется понравившийся цвет и методом мазка (методом примакивания - движения сверху вниз) оставляется много следов на листе (до тех пор, пока не кончится краска). Затем кисточка моется в воде, лишняя вода отжимается тряпочкой, берется новый цвет, и кисточка снова прыгает по листу, оставляя следы-мазки и т.д. Таким образом получается море сказочной красоты.

После того, как дети завершили работу, перекрыв красками всю поверхность (половина или четверть альбомного листа), проанализируйте детские рисунки, присваивая им названия: "Утреннее море", "Бушующее море", "Спокойное море" и т.п.

Малышам очень нравится рисовать, но в среднем дошкольном возрасте их произведения искусства слабо напоминают что-то реалистичное. Как организовать занятия по рисованию для детей 4-5 лет так, чтобы привить крохам любовь к изобразительному искусству и научить рисовать простые рисунки? Расскажем, с чего начать занятия, в чем заключается польза подобных уроков и какие художественные принадлежности можно использовать.

Польза рисования

Занятия творческой деятельностью – это важный элемент в процессе развития ребенка. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление, поэтому уроки рисования имеют большое значение на данном возрастном этапе.

Рисование помогает в развитии:

  • воображения;
  • абстрактно-логического мышления;
  • мелкой моторики;
  • логики;
  • творческого мышления;
  • внимательности.

А также рисование – это повод провести с малышом больше времени, что оказывает существенное влияние на его психоэмоциональное развитие.

Принадлежности

Какие вам нужны принадлежности на занятия, зависит от того, чем вы собираетесь рисовать. А делать это можно по-разному:

  • пальцами;
  • ладонями;
  • кисточками;
  • карандашами;
  • фломастерами;
  • ватными палочками;
  • ватой.

Можно использовать раскраски или просто альбомные листы.

Чтобы рисование для детей оказалось максимально эффективным, используйте различные предметы и формы уроков. Например, вы можете показать несколько творческих приемов ребенку с помощью цветных карандашей, а на следующий день закрепить эти приемы, рисуя мелками на асфальте и т. п. Малышам 4-5 лет может не понравиться однообразное рисование фломастерами или карандашами, поэтому важно периодически менять способы обучения.

5 идей для обучения

Чтобы научить ребенка рисовать, необходимо знать несколько интересных приемов, которые мгновенно расположат кроху к занятиям. Рассмотрите их и начните с наиболее подходящего.

  • Кляксы.

Это простой способ, но его очень любят малыши. Вам понадобится альбомный лист, краски и кисточки. Согните лист пополам, на одной стороне нарисуйте крыло бабочки, затем плотно прижмите половины друг к другу, так, чтобы на пустой части отпечаталось крыло. Таким образом можно нарисовать не только бабочку, но и лист, цветок, двух друзей и т. п.

  • Геометрические фигуры.

Используйте знакомые малышу геометрические фигуры. Например, чтобы поэтапно нарисовать девочку, используйте, круг, линию и треугольник. Сначала рисуем голову (показываете малышу, как рисовать круг), от круга рисуете платье в виде треугольника, ноги и руки рисуются, соответственно, линиями.

  • Трафареты.

Подготовьте заранее различные трафареты, которые ребенок будет сначала обводить, а затем раскрашивать. Постепенно он запомнит образ и форму, и ему уже не понадобится трафарет, чтобы нарисовать определенный предмет. Если у крохи будет трафарет квадрата, треугольника и прямоугольника, то он сможет нарисовать домик. Затем он начнет выдумывать, что еще мог бы нарисовать из этих фигур.

  • Отпечатки.

В 5 лет детям нравится что-то закрашивать, а затем делать отпечатки. Можно начать с ладоней, потом снимать отпечатки с выпуклых поверхностей. Сейчас продаются фигурные печати, из которых малыш может создавать образы. Из отпечатков цветка получается цветочное поле, а над ним можно нарисовать солнышко из геометрической фигуры – круга.

  • Аппликации.

Совмещайте рисование с другими творческими приемами. Можно нарисовать фон (голубое небо, горы, скалы и т. п.), а другие предметы (звезды, облака, деревья) вырезать из бумаги, раскрасить и приклеить к фону. Можно также использовать цветной песок или бисер.

Заключение

Рисование с детьми – часть вашего с ними общения. На занятиях вы постоянно разговариваете с малышом, задаете наводящие вопросы, раздумывая над которыми, он приходит к определенным выводам. Таким образом складываются его представления о мире. Рисуя море, ребенок его, возможно, никогда не видел, но уже знает, какого оно цвета и что на море есть волны. Изображая дерево, малыш запоминает, из чего оно состоит, и что по листве можно определить время года. Обязательно включайте уроки рисования в деятельность вашего ребенка, ведь оно способствует полноценному формированию его личности.



Похожие статьи
 
Категории