Что такое азимут определение кратко. Как определить азимут

29.09.2019

1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы

1.1. Определение азимутов на местные предметы
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут - горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

1.2. Ориентирование на местности по азимутам
Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

2. Порядок движения по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема
для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам


точки

Участок пути

Магнитный азимут, градусов

Расстояние, м

Время, мин

Расстояние, пары шагов

Сарай - курган

Курган – дом лесника

Дом лесника – перекресток дорог

Перекресток дорог - мост

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

4. Целеуказания от направления движения

В ряде случаев, особенно в разведке, результаты, полученные при подготовке маршрута движения и замеры, проводимые во время движения, могут быть использованы и для целеуказания.

Например, двигаясь по маршруту, разведка достигла района в квадрате 3098. Слева по ходу движения на удалении 2,9 км обнаружена цель, угол визирования на цель равен 11-08. Для целеуказания сначала определяют свое местоположение на местности по результатам пройденного маршрута, а затем по углу визирования и дальности - местоположение цели.
Имея такие данные, местоположение обнаруженной цели при необходимости можно передать по средствам связи вышестоящему начальнику. Получив такие данные, принимающий целеуказание легко может нанести цель на свою карту, а затем принять меры к ее блокированию или уничтожению.

5. Обход препятствий

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:
При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):
Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.
После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние - 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).
На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.
Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.
Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).
Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

Конспекты

Военная топография

Военная экология

Военно-медицинская подготовка

Инженерная подготовка

Огневая подготовка

Основы внешней и внутренней баллистики. Ручные гранаты. Гранатометы и реактивные противотанковые гранаты. Выполнение упражнений стрельб и стрелковые тренировки. Метание ручных осколочных гранат. Основы управления огнем подразделения. Индивидуальные средства защиты от холодного, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Назначение и устройство частей и механизмов автомата. Принцип работы частей и механизмов. Назначение и боевые свойства ручных гранат. Устройство гранат и запалов к ним. Основы и правила стрельбы. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным (появляющимся) целям днем. Приемы и способы ведения огня из автомата по неподвижным целям днем. Производство стрельбы. Определение установки прицела и точки прицеливания по высоте и боковому направлению Тренировка в изготовке для стрельбы из положения лежа с упора. Ведение огня условными выстрелами по неподвижным целям на действительных расстояниях с использованием стрелковых приборов командирского ящика. Выполнение второго упражнения подготовительных стрельб: стрельба из автомата с места по неподвижным целям одиночными выстрелами.

Азимут — горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северного направления меридиана до направления на ориентир или до направления движения. Измеряется азимут в градусах от 0º до 360º.

Движение по азимуту предусматривает умение выдержать направление движения с помощью компаса и выход в намеченную точку.

Азимут определяется по карте или на местности после выбора направления движения или ориентира. Если маршрут состоит из нескольких отрезков различного направления азимут определяется для каждого отрезка.

Азимут может быть истинным или магнитным , в зависимости от того от истинного или магнитного меридиана он отсчитывается.

Направления истинного и магнитного меридиана не совпадают, поскольку магнитный и географический полюсы находятся в разных точках. Угол между этими меридианами называется магнитным склонением.

Рис.2 Магнитное склонение и азимут

На компасе магнитное склонение выглядит как отклонение магнитной стрелки на определенный угол от истинного меридиана влево (западное магнитное склонение — принято считать отрицательным) или вправо (восточное магнитное склонение — принято считать положительным).

Если мы, поворачивая компас, совместим стрелку с северным направлением и измерим азимут — он будет магнитным.

Для определения истинного азимута необходимо от полученного значения отнять значение магнитного склонения, если оно западное , или прибавить , если оно восточное. Магнитное склонение указывается на карте. Если на карте нет — определяется по справочнику.

Азимут. Личный опыт.

На практике , при движении по азимуту, обращаясь к компасу, проще установить его (компас) так, чтобы стрелка указывала магнитное склонение. Тогда угол между северным направлением и направлением движения будет указывать истинный азимут (см Рис.2). При этом отпадает необходимость при прокладке маршрута для движения по азимуту по карте высчитывать и указывать поправку на магнитный азимут, так как она будет учитываться при каждом обращении к компасу.

Движение по азимуту.

Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность и выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.

Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.

Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:

1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.

2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.

3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.

4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.

5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода. Далее продолжаем основное направление движения.

6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.

Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.

Движение по азимуту. Личный опыт.

На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту . Он характеризуется удобством движения и ориентирования.

В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.

К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.

А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.

Или случай движения по азимуту, немного сложнее, когда на берегу озера находится лагерь группы в который нам надо попасть. По направлению к нему местность болотистая. Поэтому целесообразней и удобней для прохождения и ориентирования выйти, скажем, на берег реки, по нему пройти к устью приметного ручья откуда удобней попасть к озеру. При этом можно проверять направление по компасу и карте. Нормальные герои, как известно, всегда ходят в обход.

При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.

Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.

При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.

Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.

    Нужно сначала понять, что такое азимут. Прочтите определение ниже:

    Как видите, азимут найти на карте весьма просто. Определите северное направление, а потом отмеряйте угол по часовой стрелке от Севера до предмета, как показано на рисунке:

    Для начала нужно научиться пользоваться картой. Нас еще в школе учили, что верхний край карты - это север, нижний край - это юг, справа будет восток, а слева - запад. И параллельно учили ориентироваться на местности: нужно встать лицом к восходу солнца, тогда справа будет юг, а слева - север. Ну а со спины - запад. Но если нужно по карте определить азимут, то есть угол между той точкой, которая нам нужна и меридианом, на котором мы находимся, то нужен компас или транспортир. Компас устанавливаем в точке нашего пребывания, его стрелка смотрит на север, определяем угол по градусам на катушке. Или прочертите линию между точками: ваше место нахождения - объект - ближайший меридиан. Транспортир нужно приложить к этому меридиану и по градусам определить угол.

    Для того чтобы передвигаться по местности, используя компас, нужно будет определить по карте азимут. Это важно как для морских и воздушных судов, которые совершают длительные плавания и перелеты, так и для пеших путешественников, которым нужно найти дорогу в условиях недостаточной видимости, например ночью, когда невозможно передвигаться по ориентиру.

    Для того, чтобы определить азимут, нужно взять

    • путевую карту
    • компас
    • транспортир
    • карандаш
    • линейку

    Азимутом называется угол между меридианом Вашего местонахождения и направлением на объект. Он определяется в градусах от нуля до трхсот шестидесяти и отсчитывается по направлению часовой стрелки.

    Для того, чтобы определить азимут а именно направление на объект а также, вероятно, и направление Вашего движения, необходимо узнать свое актуальное местонахождение. Пометьте его на Вашей карте, ориентируясь по тем данным, которые обозначены на карте.

    Теперь надо найти ориентир, по направлению которого Вам нужно двигаться. Обычно прямолинейное движение по азимуту возможно только по воздуху, а также в открытом море. Но на суше это возможно только в пустыне или в открытой степи. Поэтому в-основном движение по суше происходит по ломаной линии, огибая при этом естественные природные препятствия. По этой причине азимут по ходу движения надо будет периодически корректировать.

    Для то, чтобы определить азимут, возьмите транспортир, лучше всего прозрачный, а также карандаш и линейку. Линейку надо положить на карту таким образом, чтобы точка, в которой Вы находитесь, и ориентир оказались на одной линии по линейке, а затем прочертить карандашом линию до е пересечения со следующим меридианом. Теперь следует приложить транспортир его основанием к линии меридиана. Центральную риску теперь доведите до е пересечения с уже начерченной Вами линией направлением на желаемый ориентир. На дуге транспортира, в том же месте, где он пересекается с той же линией снимите показания (в градусах). Это и есть искомый азимут.

    Если у Вас нет транспортира, можно использовать также компас, используя при этом его градуированную картушку.

    Но это пока еще не вс. К примеру, в результате вычисления Вашего направления на объект (азимут) Вы получили 30 градусов. Это - истинный азимут, который обычно отличается от магнитного. Поэтому, если Вы будете ориентировать Ваш компас на 30 градусов, Вы будете двигаться в неправильном направлении. Поэтому надо найти на карте ближайшую к точке Вашего расположения ремарку со значением магнитного склонения, которое выражено в градусах и может быть как с минусовым, также и с плюсовым значением. Введите теперь поправку, и смело передвигайтесь, теперь уже ориентируясь по компасу.

    Приложи к карте компас, туда где есть стрелка север и юг, и смотри какой азимут показывает на объект, который ты хочешь узнать!

    От нас требуется:

    • компас;
    • карта;
    • понимание того, куда нам нужно идти (направление движения);
    • память, чтобы запомнить следующую информацию.

    Берем наш компас, накладываем его на карту. Крутим компас так, чтобы в конце концов стрелка легла по линии Серер - Юг. По этой линии, кстати, пролегает магнитный меридиан. Теперь последний шаг: определяем угол между линией магнитного меридиана и направлением нашего движения (считаем от севера, причем всегда по часовой стрелке!).

    По карте азимут определить легко, куда сложнее идти по нему в условиях реальности! Даже есть присказка: иду по Азимуту, т.е. по плохой дороге рядом с хорошей.

    Азимутом называют угол между направлением на какую-либо точку и направлением на другую точку, объект от места наблюдателя.

    Азимут бывает магнитный и географический.

    Проще всего определить азимут как по компасу , вторым способом является использование транспортира и карты.

    Ставите компас в ту точку где вы сейчас находитесь и смотрите направление в градусах на тот объект куда хотите попасть.Для более точного определения лучше пользоваться туристическим компасом(прозрачным) с линейкой для определения расстояний.Можно на карте провести карандашом линию от точки своего нахождения к точке куда хотите попасть - тогда азимут будет более точным.На некоторых картах есть стрелка ориентирования карты в направлении север - юг.Если стрелка не обозначена то всегда верхний обрез карты это север,нижний - юг.

    Когда то я умел пользоваться компасом, и он даже был у меня, знаете ли такой с ремешком от наручных часов и размещающийся на запястье, а еще у него была фосфорная стрелка. Очень замечательная вещица, но для определения азимута обязательно нужен прозрачный компас с колбой (желательно Плата - то есть он такой прямоугольной формы, как плата).

    Так же нам потребуется топографическая карта, и лучше, если она будет с крупным масштабом. Так легче для последующей работы и получения навыка использования и применения, так как на карте мира понять будет несколько сложнее.

    Теперь остановившись на местности, и разложив карту на ровной поверхности, прикладываем компас к карте. Для этого мы проводим линию от точки, где мы в настоящий момент находимся, до той точки, к которой планируем двигаться, и где хотим оказаться через некоторое время. Теперь когда мы линию провели, можно карандашом, а можно мысленно, вот только теперь мы прикладываем компас линейкой. На любом компасе, предназначенном для определения азимута имеется линейка с красной полосой, и вот эту полосу мы совмещаем с линией движения. Теперь закрепляем положения компаса пальцами, надежно удерживая его в одном положении, немного прижимая. Далее, теперь мы должны ориентировать колбу компаса, по отношении к северу и югу карты. Для этого на карте нанесены линии. Эти линии идут снизу карты, от юга, к верху карты, на север. Учитывая, что колба компаса прозрачная, и на колбе так же имеются линии и градусы, мы поворачивая колбу, совмещаем северные полюса карты и колбы компаса (совмещаем линии).

    Теперь, когда компас ориентирован по курсу движения, а так же по полюсам карты, необходимо выровняться и самим вместе с картой и компасом, относительно полюсов. То есть поворачиваясь в пространстве, делаем так, что бы магнитная стрелка компаса стала своим острием на север.

    И вот теперь мы можем определить азимут, который откладывается по часовой линии от красной отметки на компасе. Иными словами, азимут соответствует градусному разбиению картушки по кругу горизонта, что составляет триста шестьдесят градусов. А нами достаточно теперь посмотреть внимательно на цифры, и та которая будет как бы по центру направления вперед, и будет искомой величиной азимута в данном нашем положении, достигнутом в результате верного ориентирования в пространстве и на местности. В приложенном одном из видеопримеров эта цифра в районе двухсот двадцати девяти.

Что такое азимут? Это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки от направления на север до направления на данный предмет (ориентир). Азимут измеряется в градусах от 0 до 360. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.

Движение по азимуту заключается в определении на местности нужного направления по заданному азимуту и выдерживании этого направления в пути до выхода к намеченному пункту. В походе к движению по азимуту обычно прибегают на закрытой местности или в бездорожье, для чего заранее по карте определяют магнитные азимуты и расстояние до ориентиров.

Движение с использованием промежуточных ориентиров.
При движении по азимуту практическая точность выхода на ориентир составляет обычно до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому всегда желательно намечать на маршруте промежуточные ориентиры. Для этого перед движением устанавливают визирное приспособление компаса на нужное направление и ориентируют компас. Затем визируют в нужном направлении (или рядом с ним) какой-нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир, к которому и двигаются. Достигнув ориентира, операцию повторяют вновь. При определении направления надо следить, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с отметкой севера на его лимбе.
При движении по азимуту на пути туристов могут встретиться значительные по ширине препятствия, например озеро или скальный участок. Для строгого выдерживания общего направления обходить их желательно по ломаной прямой с наименьшим количеством «колен». При обходе следует четко записать величины промежуточных азимутов и расстояния, пройденные по ним.
Чтобы не сбиться с правильного направления, полезно в процессе движения вычертить на листе блокнота (на планшете), путь обхода с углами и длинами «колен».

Движение без четких ориентиров
В поле, тундре, степи, где нет ориентиров, или при плохой видимости можно двигаться методом створа. Руководящий движением турист контролирует направление, находясь в конце группы: он видит всю цепочку туристов, может сопоставить ее направление с заданным азимутом и – своевременно предупредить об отклонениях.
При наличии солнца (луны, звезд) можно двигаться по азимуту замерив угол направления по отношению к этим небесным телам. Через каждые полчаса их положение на небе надо уточнять с помощью компаса. Из приемов такого ориентирования наиболее распространено ориентирование по своей тени.
В ветреную погоду полезно запомнить направление ветра или движения облаков относительно сторон горизонта.
На широких открытых пространствах зимой можно ориентировать движение по снежным застругам. В густо залесенной местности для выдерживания направления рекомендуется поочередно обходить встречающиеся препятствия - деревья, кусты, завалы - то с левой, то с правой стороны.
Иногда при отсутствии промежуточных ориентиров полезно делать заведомое отклонение в определенную сторону от заданного азимута. Пройдя рассчитанное шагами или по времени движения расстояние до конечного ориентира, туристы круто сворачивают в сторону и разыскивают в новом направлении (одном, а не в двух противоположных, как было бы, если они двигались прямо по заданному азимуту) искомую точку на местности.
При больших расстояниях надо намечать ограничительные (боковые) ориентиры, а конечный ориентир выбирать по возможности линейным и таким, чтобы он был развернут широким фронтом к направлению движения туристов.

При потере ориентировки.
На легком участке можно продолжить движение вперед всей группой до выхода на известное место. На сложном отрезке маршрута так делать нельзя: здесь лучше потратить время на тщательную разведку, чем идти вслепую.
Если туристы заблудились и разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог им надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та - к большой реке, на которой туристы обязательно, встретят человека, жилье, получат необходимую помощь. По пути следует оставлять на видных местах туры с записками - это облегчит и ускорит поиск пропавших

Азимут

А́зимут

угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект (предмет на местности или светило). Азимут отсчитывают от сев. (в геодезии) или от юж. (в астрономии) конца меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Различают истинный (астрономический), геодезический и магнитный азимуты. При определении магнитного азимута вместо плоскости географического меридиана берут плоскость магнитного меридиана. При движении по какому-либо направлению различают прямой азимут, определённый в начальной точке направления, и обратный азимут, указывающий направление от конечной точки к начальной, он отличается от прямого на 180° и величину сближения меридианов. Определение азимута необходимо при движении на местности, в морской и аэронавигации. В кораблевождении вместо термина «азимут» часто применяют термин «пеленг».

A – азимут истиный; δ – магнитное склонение; А м – азимут магнитный

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "азимут" в других словарях:

    азимут - азимут, а … Русский орфографический словарь

    Азимут: В Викисловаре есть статья «азимут» Азимут (геодезия) в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии на юг) и направлени … Википедия

    - (от араб. assumut дорога). 1) дуга горизонта, заключенная между меридианом данной точки и вертикальным кругом какого либо светила. 2) угол, составленный при месте наблюдения между полуденной линией и лучом зрения, направленным на наблюдаемый… … Словарь иностранных слов русского языка

    азимут - а м. azimuth m. <араб. al samt. 1544. Лексис. 1. В астрономии и геодезии угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через данную точку и какое то светило, измеренное по горизонту. БАС 2. Чрез что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от арабск. сл. assumût, т. е. пути, дороги) светила есть угол, образуемый плоскостью меридиана с вертикальной плоскостью, проходящей через это светило, и измеряемый дугою горизонта, которая содержится между этими двумя плоскостями. Азимут бывает … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (араб. ac сунут, мн. ч. от ac самт путь, направление *a. azimuth; н. Azimut, Marschrichtungszahl; ф. azimut; и. azimut) двугранный угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей в данном направлении … Геологическая энциклопедия

    - (араб. ас сумут мн. ч. от ас самт путь, направление) объекта, направления, угол (азимут) между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект. Отсчитывается от севера (в геодезии)… … Большой Энциклопедический словарь

    АЗИМУТ, угол между вертикальной плоскостью, проходящей через небесное тело, и направление север юг. Измеряется астрономами в направлении востока от северной точки горизонта наблюдателя. Мореплаватели и геологи замеряют его в направлении запада от … Научно-технический энциклопедический словарь

    Светила (стар. азимуф) (Azimuth) сферический угол при зените между вертикалом светила и меридианом наблюдателя. Этот угол измеряется дугою истинного горизонта от полуночной части меридиана наблюдателя до вертикала светила к осту или весту от 0 до … Морской словарь

    - (полярный) угол Словарь русских синонимов. азимут сущ., кол во синонимов: 1 угол (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    азимут - и устарелое азимут … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке



Похожие статьи
 
Категории