Что такое баррель, галлон и почему нефть продают баррелями.

23.09.2019

Происхождение нефтяного барреля как единицы измерения объемов добычи нефти скрыто в дымке далекого прошлого. Но кое-что из истории нам все-таки известно.

Нефть небольшими объемами добывали с древнейших времен. И поначалу никакой стандартной емкости для перевозки нефти не существовало. Где-то нефть перевозили в деревянных бочках, где-то - в бурдюках. Пока объемы перевозки и торговли нефтью были незначительными, это не составляло большой проблемы.

Бурное развитие нефтедобычи во второй половине XIX века привело к сильнейшему дефициту емкостей для хранения и перевозки нефти. Для транспортировки нефти использовались все доступные бочки, различного назначения и размеров. Поскольку цену на нефть было удобно назначать за 1 бочку, то использование бочек разных размеров доставляло покупателям большие неудобства. С увеличением объемов торговли отсутствие стандартной емкости при поставках нефти приводило к тому, что процесс подсчета поставленных объемов нефти становился все более длительным и трудоемким.

В августе 1866 года в разгар нефтяного бума на северо-западе Пенсильвании горстка американских независимых нефтепромышленников встретились в городке Титусвилле. Один из вопросов, который рассматривался на этой встрече, было согласование стандартной тары для поставок нефти потребителям. В результате объем в 42 галлона был согласован в качестве стандартного нефтяного барреля.

Почему же все-таки именно 42-х галлонная бочка стала стандартом в нефтяной отрасли?

Уже к 1700-му году повседневная практика в Пенсильвании и наработанный опыт привели к тому, что герметичная деревянная бочка в 42 галлона стала де-факто стандартным контейнером для перевозки рыбы, патоки, мыла, вина, масла, китового жира и других товаров.

Бочки емкостью в 42 галлона при заполнении их нефтью имели как раз такой вес, с которым мог управиться один здоровый человек. C бочками большего размера одному человеку было уже не управиться, а использование бочек меньшего размера было не так выгодно с экономической точки зрения. Кроме того, 20 бочек емкостью 42 галлона идеально помещались на типичных, на тот момент, баржах и железнодорожных платформах.

Таким образом, выбор бочки в 42 галлона в качестве отраслевого стандарта был вполне логичным и естественным шагом для ранних нефтепромышленников. В 1872 году американская Ассоциация производителей нефти официально утвердила бочку емкостью в 42 галлона в качестве стандарта.

В настоящее время нефть, конечно, уже ни в каких бочках не транспортируют. Ее транспортируют танкерами и по нефтепроводам. Но нефтяной баррель в качестве единицы измерения так и остался в практике мировой торговли нефтью.

Миф о голубом барреле
или Почему для обозначения барреля используется аббревиатура «bbl»?

Еще один вопрос, который долгое время не давал мне покоя: почему в обозначении барреля (bbl) две буквы «b», хотя в английском слове barrel, только одна «b»?

Народная молва гласит, что такая аббревиатура обязана своим происхождением словосочетанию blue barrel (голубой баррель). Дело в том, что в ранней практике компании Стандарт Ойл было красить свои бочки с нефтью в голубой цвет. Голубая бочка была своего рода гарантией того, что ее объем равен 42 галлонам.

Хотя эта версия очень широко распространена, на самом деле, это миф. Если копнуть немного глубже, то можно убедиться в том, что аббревиатура bbl использовалась задолго до зарождения нефтяной отрасли и возникновения компании Стандарт Ойл с ее «holy blue barrel». Различные документы, сопровождающие перевозку грузов (меда, рома, китового жира и других товаров), подтверждают, что аббревиатура bbl использовалась еще в восемнадцатом веке.

Декларация судового груза брига Sally, датированная 11-м сентябрем 1764 года
(при внимательном прочтении можно заметить использование аббревиатуры bbl)

Существуют и другие гипотезы о происхождении аббревиатуры bbl. Например, некоторые считают, что bbl использовалась для обозначения множественного числа. То есть один баррель - это 1 bl, два барреля - это 2 bbl и т.д. Другие считают, что аббревиатура bbl использовалась для обозначения слова «бочка» (barrel), чтобы не путать его со словом «тюк» (bale). То есть 1 bl - это один тюк, а 1 bbl - это одна бочка.

Последняя гипотеза представляется мне наиболее правдоподобной. Но найти однозначный ответ мне не удалось. В общем, истина где-то рядом. А как там все было на самом деле, нам похоже уже не узнать...

В отличие от России, где количество нефти и нефтепродуктов измеряются тоннами, на международном рынке используются объемные единицы - нефтяные баррели .

Американский нефтяной баррель - единица измерения объема нефти и нефтепродуктов, равная 158,988 литрам (или 42 галлона).

Стоит отличать нефтяной баррель и стандартный баррель, который используется для измерения всех прочих жидкостей (он равен 119,24 литрам или 31,5 галлонам).

Перевод в другие единицы

Для перевода из баррелей в тонны и из тонн в баррели необходимо опираться на конкретное значение плотности нефти . В связи с существенным различием в плотностях отечественных и зарубежных марок нефти, коэффициенты перевода также различны:

  • Для нефти Brent (среднея плотность 826,5 кг/м 3):

1 баррель = 0,1314 тонн

1 тонна = 7,61 баррель

  • Для нефти Urals (среднея плотность 865,5 кг/м 3)

1 баррель = 0,1376 тонн

1 тонн = 7,28 баррель

Историческая справка

С момента начала добычи нефти возникла и потребность в ее транспортировке. Поначалу, пока объемы перевозок были небольшими, трудностей с емкостями не возникало: в ход шли кожаные бурдюки, бочонки различные размеров и другие подручные средства. Однако постепенно объемы нефтедобычи стали увеличиваться, и проблема транспортировки и хранения встала довольно остро. Тогда самой распространенной тарой стали деревянные бочки самых разных калибров.

Так как продавали нефть также бочкам, то отсутствие стандартной тары существенно усложняло процесс делопроизводства и порождало споры между продавцами и покупателями.

В 1866 году в городе Титусвилль в Пенсильвании (именно тут в 1859 году пробурил свою первую скважину полковник Эдвин Л. Дрейк) состоялось собрание нефтепромышленников, одним из вопросом которого стало установление единой меры для поставок нефти. Долго думать не пришлось, и в качестве стандарта была принята 42-х галлонная бочка, с успехом использовавшаяся для перевозок и хранения рыбы, вина, китового жира, масла и пр. Таким образом и появился знаменитый нефтяной баррель ("barrel" - бочка, англ.), плотно укрепившийся в качестве объемной единицы измерения в мировой нефтяной промышленности.

Официальное одобрение в качестве стандарта баррель нефти получил в 1872 году от Американской ассоциацией производителей нефти, а в 1882 году - от Американской геологической службы.

Аббревиатура

Для нефтяного барреля принято официальное сокращение "bbl", что довольно странно, так как в английском слове barrel только одна "b" и логичнее было бы использовать сокращение "bl". Этот факт вызывает множество предположений, относительно происхождения аббревиатуры.

Существует легенда, согласно которой bbl - сокращение словосочетания "blue barrel" (голубой баррель) - именно в такой цвет красила свои бочки с нефтью Standard Oil. В свое время компания занимала лидирующие позиции в отрасли, и потребители привыкли ассоциировать бочку голубого цвета с нефтью.

Однако приведенная легенда не более чем совпадение: аббревиатура bbl начала встречаться в документах, датированных еще восемнадцатым веком - задолго до формирования нефтяной промышленности и тем более до создания Standard Oil.

По другой теории bbl стали применять для обозначения множественного числа от bl. Данная версия также кажется маловероятной, так как логичне было бы использовать сокращение bls.

Наиболее же правдоподомным предположением выглядит введение bbl, чтобы отличать баррели от тюков. В англйском языке тюк - bale, и соответсвенно имеет сокращение bl.

Официальной версии объясняющей это странное обозначение барреля нефти не существует. Нужно принять это как данность:

1 bbl = 1 нефтяной баррель


Нефтяной баррель, если верить статистике поисковых систем, с первого квартала 2014 года стал одним из самых популярных запросов. Падающая в течение вот уже двух лет цена на сырую нефть различных марок (Urals, Brent, WTI, Dubai Crude) объявила всему миру о том, что финансовый кризис, о котором столько говорилось ранее и продолжает говориться сегодня, начал свой ход совершенно по-новому. Мы все с вами помним, что подобный обвал нефтяных котировок на бирже был зафиксирован в 2008 году, однако тогда цены быстро нащупали "дно" и перешли в уверенный рост. Сегодня же картина такова, что даже самые позитивно настроенные аналитики называют сроком перехода цен в рост - ближайшие 5-7 лет. Мы в своей статье решили разобраться - почему падение общемировое цен на нефть негативно отражается на стоимости бензина? Сколько же бензина получается из 1 барреля так сильно подешевевшей нефти? Почему в России внутренний рынок не насыщается дешевым автомобильным топливом? Давайте обо всем по-порядку.

Сколько бензина получается из 1 барреля нефти

Начиная подсчеты важно помнить, что в 1 нефтяном барреле 158,988 литров объема. Если немного усреднить - в 1 тонне 7.3 барреля. В процессе перегона нефти и прохождения всех процессов по "превращению" её в топливо и продукты, "употребляемые" автомобилями, дизельной техникой и самоходными машинами, объем (за счет дополнительных присадок и химических реагентов) увеличивается примерно на 9 литров. В среднем из 1 барреля сырой нефти выходит:

- 102 литра бензина различного октанового числа (конкретики не будет, все зависит от перегонного процесса),
- 30 литров дизельного топлива различных марок,
- 25 литров сверхчистого авиационного керосина ,
- 7 литров мазута ,
- 1 литр моторного масла

Данный расчет брался согласно статистике, публикуемой российскими нефтеперегонными заводами. Если учесть, что процесс перегона сырой нефти в разных странах отличается малозначительно, можно взять эти данные за основу, заключив главное - на сегодняшний день стоимость 1 литра бензина при цене барреля в $30.34 и курсе 79.82 рубля за 1 доллар США в идеале должна составлять 23.81 рубль за литр (высчитывается стоимость барреля в рублях и делится на количество литров - 102). Повторимся - это цена, взятая без учета затрат на добычу, транспортировку, перегонные процессы и доставку бензина на точки реализации. Нынешняя же картина цен на бензин такова: 1 литр наиболее распространенного АИ 95 составляет от 33.41 до 39.79 рублей за 1 литр (данные по Москве и московской области).

Теперь давайте вспомним, что российскую экономику часто называют сырьевой. Что это значит? Львиная доля поступлений в бюджет страны складывается из собранных пошлин и акцизов за экспортируемые нашей страной добытые полезные ископаемые и нефть с газом в списке на первых позициях. Это сырье, из которого в дальнейшем получаются вышеуказанные продукты переработки. Для насыщения внутреннего рынка оставляется определенное число углеводородов, которые отправляются на нефтеперерабатывающие предприятия с дальнейшей реализацией внутри страны. При этом стоит отметить, что у любого полезного ископаемого существует себестоимость добычи. В среднем себестоимость 1 добытого барреля нефти обходится российской нефтяной компании в 50 долларов.

Если не проводить расчетов на тему того - сколько в итоге в совокупности стоят продукты переработки барреля нефти, можно заключить, что 102 литра бензина в России на сегодняшний день стоят (36,6 *102 = 3 733). То есть добытый при себестоимости в 50 долларов 1 баррель российской нефти, продаваемый сегодня на бирже в среднем за 30 долларов в переработанном состоянии в России стоит 3 733 рубля. При курсе доллара в 79.82 рубля за 1 доллар данная цена более чем оправдана.

Объяснять - почему российские компании (как и все остальные в мире) сегодня работают в убыток, скорее всего не нужно. Ровно как и добавлять, что у любого нефтедобывающего оборудования есть свой срок службы и в дальнейшем его потребуется менять на новое, модернизировать линии добычи и переработки. Повышение цен на бензин в России сегодня - реальность, с которой мы обязаны мириться и не потому, что так хотят нефтемагнаты, а потому что об этом твердит суровая реальность. Для последующего насыщения рынка придется резервировать средства, модернизация производства должна быть и она будет, добыча прекращаться не должна до тех пор, пока человечество не найдет альтернативных способов выработки энергии, при которых нефть и другие полезные ископаемые будут не так нужны.

Сколько бензина получается из 1 тонны российской нефти

Как мы уже писали выше - в 1 тонне 7.3 барреля нефти. Путем простых подсчетов получаем, что 744,6 литра в средней получается после переработки 1 тонны российской нефти. Далее можете самостоятельно произвести подсчеты по уже отработанной формуле получения стоимости.

Во время торговли продуктами нефтяной промышленности на международных площадках для выражения и измерения товара применяют такое фиксированное понятие как «баррель», а не литры, как в повседневной жизни. Переводя дословно с английского как «бочка», и именно так и выглядит емкость для хранения этих продуктов. Этот термин был введен в регулярное пользование еще в государствах Западной Европы, а также на территории ее колоний для выражения количества жидких и сыпучих товаров, такого как пивные напитки, различные масла, порох и другие похожие продукты. В России также имелась эквивалентная замена иностранному термину «баррель» для обозначения товаров, которая составляла 40 ведер или 491, 96 литрам.

Разновидности баррелей (barrel)

Зачастую многие люди, услышав о баррелях сразу представляют себе непосредственно нефтепродукты, что вполне объяснимо, так как в основном термин используется для обозначения их объема. Это так называемые «голубые» баррели, которые равны 159, 988 литрам или 136, 4 килограммам. Данному определению присвоено обозначение BBLS, и осуществляют их продажу традиционно в долларах. Стоит отметить что имеет место соответствие 1 баррель=42 галлона.

Галлоном обычно принято называть объем вещества, который приблизительно равен от 3, 70 до 4, 55 литров, это зависит от того, о каком измерении идет речь. Например, галлон в Соединенных Штатах это 3, 785 литров, а в Британии — 4, 546 литров. И галлон, и баррель приняты к использованию в странах где применяется метрическая система, а именно на территории бывших колоний Великобритании, а также в Странах Латинской Америки, например Мексика, Аргентина, Парагвай, Уругвай и в других ее частях.

Стоит заметить что иногда названная баррелем подразумевает другую величину, как например виды барреля имеющие устойчивые названия «английский», «американский» и «французский». Также в России в пределах местного рынка, на территории страны, нефтепродукты измеряются и реализуются, как правило в тоннах.

Литраж баррелей

Принимая во внимание факты упомянутые в начале, нетрудно догадаться, что баррель это не фиксированное наименование для измерений конкретных продуктов, а целая система измерения величин, которая зависит от плотности и вида отдельно взятого продукта. Например, английский баррель с 1824 года равняется 163, 66 литрам и применялся как пивная мера измерения, а в США для обозначения объема жидких веществ начал применятся стандартный баррель, возникший на основе понятия «винный баррель», он составляет 119, 24 литра. Также на сегодняшний день для выражения объема пивных напитков используется наименование «баррель» равный 117, 3 литра, а для определения сухого вещества В США используют термин » сухой баррель», который равен 115, 6 литра. Так называемый баррик (barrique) , который также носит название «французский», равняется 225 литрам, но находит применение он не в самой Франции, как может показаться из названия, а на Гаити.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 3 минуты

А А

Какое количество бензина получают из 1 баррель нефти?

Начиная с первого квартала 2014-го года запрос «нефтяной баррель», по данным статистики, предоставленной поисковыми системами, вышел на первые места по популярности. Постоянно падающие в последнее время нефтяные котировки на сырье самых разных марок (Brent, WTI, Urals, Dubai Crude и т.д.) говорят о том, что мировой финансовый кризис приобретает новое направление. Всем нам памятен печально известный 2008-ой год, в котором происходило подобное падение биржевых цен на углеводороды.

Однако, в то время цены быстро нашли так называемое “дно”, после чего начался их уверенный рост. В настоящее время сложившаяся ситуация такова, что самые оптимистично настроенные биржевые аналитики осторожно прогнозируют начало роста нефтяных котировок в течение периода от пяти до семи лет.

Каким образом снижение общемировых нефтяных цен отражается на цене бензина, сколько бензина из 1 баррель нефти можно получить и почему в нашей стране на внутреннем рынке нет дешевого автомобильного топлива – тема этой статьи.

Сколько все-таки бензина можно получить из одного барреля нефти?

Начиная наше исследование, хотим напомнить, что в дном барреле нефти содержится 158,988 литров. Если перейти к более привычным нам единицам измерения, то в одной тонне нефти содержится 7.3 барреля.

В процессе прямой нефтеперегонки и последовательной цепочки всех технологических процессов по “превращению” сырой нефти в топливо и нефтепродукты, которые применяются в автомобилях, в дизельной и авиационной технике и прочих самоходных машинах, общий объем за счет применения дополнительных химических реагентов и присадок возрастает примерно на девять литров.

Итак, в среднем из одного нефтяного барреля в России получают следующие количества нефтепродуктов:

  • бензинов с различным октановым числом (без конкретики, поскольку все зависит от применяемого процесса нефтепереработки) – 102 литра;
  • дизельных топлив разных марок – 30 литров;
  • сверхчистый авиационный керосин – 25 литров;
  • мазут – 7 литров;
  • моторное масло – 1 литр.

Данные показатели были получены из статистики, которую публикуют отечественные нефтеперерабатывающие предприятия.

Если взять приведенные выше данные за основу, можно произвести нехитрый расчет, для удобства которого возьмем стоимости одного нефтяного барреля марки Urals 50 долларов США, а стоимость одного доллара – 55 рублей. Тогда стоимость одного литра бензина в идеале составит 26, 96 рубля. (умножаем цену барреля на курс доллара и делим на 102 литра). Сразу оговоримся, что это – цена без учета понесенных затрат на нефтедобычу, транспортировку сырья, сами процессы выработки бензина и его доставку до места продажи.

В настоящее время цена на бензин марки АИ-95 находится в пределах 40-ка рублей за один литр (плюс/минус в зависимости от региона). Много это или мало?

Далее давайте постараемся разобраться, по какой причине российская экономика частенько называется «сырьевой» и что этот термин на самом деле значит. Львиная доля доходной части российского бюджета складывается из поступлений, получаемых от экспортных пошлин на вывозимое нефтяное и газовое сырье и нефтепродукты, а также из нефтяных акцизов.

Для обеспечения внутренних потребностей российской экономики дя внутреннего рынка оставляется некоторое количество углеводородного сырья, которое направляется на предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности для его дальнейшей переработки с последующей реализацией внутри страны полученных нефтепродуктов. Разумеется, как при экспорте, так и при внутренней реализации в стоимость нефтепродукта вкладывается себестоимость сырья и процессов его транспортировки и переработки, добавляется сумма пошлины или акциза и норма прибыли добывающего, перерабатывающего или реализационного предприятия.

Себестоимость нефтедобычи в России весьма значительна. По оценкам некоторых специалистов, она доходит до 50-ти долларов за баррель.

Это объясняется значительной выработанностью эксплуатируемых месторождений и высокой степенью износа применяемого оборудования.

Поэтому зачастую российские компании (впрочем, как и многие зарубежные при сложившейся нефтяной конъюнктуре) работают практически в убыток.

Кроме того, тратятся большие средства на модернизацию добывающего и перерабатывающего оборудования, техническое перевооружение и ремонт.

Так что повышение бензиновых цен в нашей стране в сложившейся ситуации, увы, имеет объективные предпосылки, и вовсе не потому, что так хотят нефтяные магнаты. Этого требует суровые условия нынешней реальности.

Чтобы насытить рынок и удовлетворить потребности отечественной экономики и зарубежных потребителей, приходится тратить большие средства на модернизацию, а прекращение (даже временное) нефтедобычи невозможно в силу целого ряда технологических причин. Пока человечество зависит от углеводородов, колебания нефтяных котировок будут провоцировать повышение стоимости конечных нефтепродуктов, и это будет продолжаться до тех пор, пока альтернативные источники энергии не смогут потеснить существующие на сколь-нибудь значимую долю.

Сколько бензина получают из одной тонны отечественной нефти?

В заключении проведем еще один нехитрый расчет, чтобы от иностранного «барреля» перейти к привычной нам тонне. Как было сказано выше, в одной тонне российской нефти примерно 7.3 барреля нефтяного сырья.

Проведя нехитрые подсчеты (умножив 102 литра бензина, получаемого с одного барреля российской нефти Urals, на 7,3) получаем 744,6 литра.

Это и есть количество бензинового топлива, которое получается после переработки одной тонный нефтяного сырья.



Похожие статьи
 
Категории