Что такое динамика в музыкальных произведениях. Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией

01.07.2020

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Динамика

«Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами,
которые я называю: ещё не звук, и уже не звук».
Г. Нейгауз

Вы, конечно, слышали о взрывчатке под названием «динамит». Знаете спортивную команду «Динамо». Где ещё можно встретить этот корень? Ну конечно, в магнитофонных усилителях - «динамиках». Во всех этих примерах речь идёт о силе: δύναμις [динамик] в переводе с греческого «сила». Но последний пример нам ближе всего, потому что в нём идёт речь именно о силе звука. Силу звука мы регулируем не только с помощью рычага громкости. Это можно сделать прямо на клавишах фортепиано, сыграв громче или тише, forte или piano. Эти оттенки (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Динамика - сила звука, динамические оттенки (нюансы) - оттенки силы звука.

Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе.

Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания.

А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»?

Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.

Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.

Это тот самый реализм в музыке, о котором писал Б. Пастернак: «Везде, в любом искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую степень авторской точности». Такая точность свойственна творчеству каждого большого музыканта, одинаково добросовестного и в построении большой композиции, и в отделке каждой мелочи. На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л. Бетховена! Послушайте, как наряду с оркестровкой и гармоническими красками проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает ее наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тремоло литавр), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Все это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется - и лишь отдаленные раскаты грома еще слышатся в музыке. Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору), музыка просветляется.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие.

Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты - например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков. Г. Нейгауз – выдающийся пианист и педагог - повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mр) с Марией Федоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)». Эти слова говорят нам не только о живом восприятии динамических оттенков, но и о требовательности замечательного мастера к соблюдению мельчайших нюансов громкости.

Динамические оттенки :
рр – пианиссимо - предельно тихое исполнение.
р – пиано - тихо.
mp – меццо-пиано - умеренно тихо.
mf – меццо-форте - умеренно громко.
f – форте - громко.
ff – фортиссимо - предельно громко.

Разумеется, как и любое другое выразительное средство, динамика исключительно редко применяется в каком-нибудь одном звучании. Во всей истории музыки не найдешь произведения, которое от начала до конца было бы одинаково громким или одинаково тихим. На движение динамики оказывают влияние не только естественные законы распределения громкости, но и многие другие обстоятельства.

Попробуйте, например, пропеть любую мелодию непременно звуком одной громкости - и вы тотчас же убедитесь в немузыкальности вашего исполнения. Мелодия ведь сама по себе гибка и изменчива; когда она движется вверх, хочется спеть ее чуть погромче, когда заканчивается – требует уменьшения звука. При этом она вся целиком может звучать в пределах какого-либо одного оттенка - например, mf; таким образом, все более тонкие градации громкости будут происходить в границах данного обозначения.

Именно поэтому выразительность музыки основана на динамической изменчивости. Постепенное нарастание кульминация - спад, например, в рассмотренном нами фрагменте из Симфонии № 6 Л. Бетховена - один из возможных вариантов динамики; контрастное сопоставление звучностей, как в хоре О. Лассо «Эхо»,- другой ее вариант.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси, как и большинство произведений этого поэтичнейшего композитора, отличается мельчайшей детализацией музыкального письма. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная,- вот образ этой музыки, которая, как всегда, намного выше и богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.

Эти строки из стихотворения С. Малларме «Явление». Они могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси - яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, ароматы, звучащий свет - это мерцание передается в его музыке как будто на грани ее мыслимых возможностей. Все, чем о себе говорит музыка, утончается до предела, детализируется - и в переливах гармонического колорита, и в ажурной детальности ритма, и в тончайшей динамической нюансировке. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого темного сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.

Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно наполняется он разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна ее пению, - все это учило точности, детальности, выразительности музыкальных характеристик. Оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц» - один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц. В музыкальном фрагменте, приводимом ниже, можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышевки, черного дрозда и других птиц, постепенно пробуждающихся и своим пением встречающих рассвет. Музыка «Пробуждения птиц» открывает новые возможности звукоизобразительности – не только ритмической и тембровой, но и динамической.

«Динамика» в переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире - как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключен огромный мир образных возможностей: мир звукового многообразия, мир выразительного музыкального движения, внутренней жизни музыкального произведения, каждый миг которого никогда не бывает эмоционально-нейтральным, безразличным. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

Вопросы и задания :
1. Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря (продолжи этот ряд сам)?
2. Есть ли, по-твоему, динамические оттенки у незвучащих явлений или предметов? С чем ты их связываешь (какие качества, с какими оттенками)?
3. В Дневнике определи «громкое» и «тихое» стихотворения.
4. Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейгауза, вынесенными в эпиграф к этому разделу.
5. Среди средств музыкальной выразительности назовите, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире; которые являются принадлежностью только музыки.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 16 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», mp3;
Бетховен. Симфония №6 фа мажор, op.68 - IV. Allegro, mp3;
Лассо. «Эхо», mp3;
Мессиан. «Пробуждение птиц», mp3;
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Обозначения

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

Кроме знаков f и p , есть также

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p . Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp . У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии - fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf . У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать. Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах .

Обозначение Наименование Уровень громкости, фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо - самое громкое 100 88
ff Фортиссимо - очень громкое 90 38
f Форте - громкое 80 17,1
p Пиано - тихое 50 2,2
pp Пианиссимо - очень тихое 40 0,98
ppp Пиано-пианиссимо - самое тихое 30 0,36

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо (decrescendo ) - постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc. ). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) - ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. - изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко - немного), poco a poco (рус. поко а поко - мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито - внезапно) и т. п.

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то (sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz . Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf. , rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano ) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Акцент

Акцент (итал. accento ) - выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения . При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente - буквально «до ничего», до тишины
  • calando - «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo - усиливая
  • decrescendo или diminuendo - снижая громкость
  • marcato - подчёркивая каждую ноту
  • morendo - замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi - теряя силу, сникая
  • più - более
  • poco - немного
  • poco a poco - мало-помалу, постепенно
  • sotto voce - вполголоса
  • subito - внезапно

История

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano , più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Динамика (музыка)" в других словарях:

    МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь

    Музыка - (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии

    I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Педагог дополнительного

образования: Лысенко Наталья Анатольевна

Группа № 4

Дата:

План-конспект занятия.

Тема: Динамика как средство музыкальной выразительности.

Цель занятия: Расширить и углубить уже полученные знания о динамике музыкального звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками и их обозначениями.

Задачи

Образовательные: дать определение понятию динамика, динамические оттенки. Научить различать динамику голоса, музыкальных инструментов. Научить слышать динамические оттенки в музыкальных произведениях. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Развивающие: Развивать осознанное, целостное восприятие музыки. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать интерес к классической музыке, умение слушать, анализировать и говорить о музыкальном произведении. Развитие певческих навыков, навыков фразировки вокального произведения, используя полученные знания.

Воспитательная: вовлечь учащихся в активную деятельность, способствовать свободному общению в коллективе с помощью музыкальных игр. Воспитывать любовь к музыке, желание слушать и исполнять ее. Совершенствовать эмоциональную сферу, эстетический вкус, приобщить к музыкальным ценностям на примере музыки Антонио Вивальди.

Ход занятия.

Педагог: Музыка способна воздействовать на чувства человека, вызвать в нас чувство радости или наоборот грусти, тревоги или восторга. Мы с вами уже говорили об музыкальной интонации, как о языке музыки, на котором автор говорит с нами. А сегодня мы поговорим еще об одном средстве музыкальной выразительности, которое помогает и усиливает воздействие на наше восприятие. И это музыкальная динамика. Кто может сказать что такое динамика?

(Ответы учащихся.)

Динамика - это изменение силы звука, громкости звучания музыкального произведения.

Какие динамические оттенки вы уже знаете? (ответы учащихся)

Правильно мы с вами уже знаем что громкое звучание называется форте, а тихое- пиано. Но оттенков громкости очень много, также как и оттенков одного цвета в живописи. И мы с вами слушая музыку научимся их различать. Перед вами (на слайде) таблица динамических оттенков. Как видите музыканты используют и другие обозначения громкости, такие как: не очень тихо или наоборот очень громко и другие.

Динамика помогает композитору или исполнителю правильно передать слушателю нужные чувства и настроения. Так колыбельная звучит особенно нежно благодаря нюансу пиано(тихо). Торжественность маршу придает Форте (громкое звучание) и т.д.

Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывки из музыкальных произведений, проанализировать и обьяснить как динамика помогает передать настроение музыки. (Учащиеся делятся на группы, слушают отрывки, обсуждают их в группе и дают ответы)

Следующее задание также выполняется в группах.

Перед вами даны 4 схемы динамического развития музыкального произведения. Вы прослушаете 4 отрывка из скрипичных концертов А.Вивальди «Времена года». Ваше задание определить какая схема к какому из прозвучавших фрагментов подходит. (Учащиеся выполняют задания и объясняют свои ответы)

Я думаю вы уже хорошо разобрались в динамических оттенках и теперь мы с вами сами попрактикуемся исполнять вокальные примеры с динамикой.

На примере уже изученного распевочного материала и песен учащиеся выполняют задания. Спеть на Форте; на пиано; начать на пиано и выполнить крещендо; начать на пиано и выполнить диминуэндо. Задания выполняются вначале всем хором, потом индивидуально каждым учащимся. Учащиеся вместе с педагогом подбирают наиболее логичный вариант фразировки и динамики в изучаемой песне и отрабатывают правильное исполнение.

Итог занятия:

Педагог задает вопросы учащимся что нового они узнали и научились на уроке.

Сегодня мы не только получили представление о музыкальной динамике, о том как она помогает реализовать замысел автора в музыкальном произведении, но и применили эти знания на практике, исполняя вокальные упражнения и песни. Благодарю всех за урок!

Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний. Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности. Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки « Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока : Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы «Песни друзей» Г.Гладкова; «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; В.Шаинский «Голубой вагон»

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

3. Работа по теме урока

Станция «Цветочная».

Станция Форте и Пиано

4.Закрепление изученного материала.

Станция «Горный перевал».

Станция «Загадочная».

5. Итог урока .

6 . Проверь себя . Динамика. Станция «Конечная».

7. Рефлексия

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа.

Оборудо-

вание.

До

зи

ров

ка

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Привет

ствие.

Слайд 1

Добрый день, добрый день

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь

Мы уже готовы.

Принятие социальной роли обучающегося .

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).

Ребята! Давайте проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

Что мы можем сказать о мелодии, которая сейчас прозвучала?

Что происходит в этом произведении?

О каком средстве музыкальной выразительности идёт речь?

Мелодия появляется из тишины, затем набирает максимальную силу и мгновенно угасает, звучание набирает силу и теряет её.

Прочитайте, пожалуйста выразительно стихотворный текст Агнии Барто «Наша Таня». (относительно громко и относительно тихо)

Понятия «громко» и «тихо» очень относительное.

Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?

Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.

Проведем эксперимент: Постучите по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую.

(ответы обучающихся)

О силе звука

Ребята читают:

Наша Таня громко плачет: громко
Уронила в речку мячик. (форте)
- Тише, Танечка, не плачь: тихо
- Не утонет в речке мяч. (пиано)
А.Барто

Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.

Стучат карандашом по столу

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную ность с партнёрами

3. Работа по теме урока

Станция «Цвето

чная»

Станция «Форте и Пиано»

Слайд 2

«Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Слайды 3 - 5

Слайд 6

Приложение 1

Стих Е.Королёвой.

Звук баяна постепенно

от тихого

до громкого.

Приложение 2

Слайды 7,8

Как называется сила звука?

Правильно! Сегодня мы расширим знания о динамике. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А чтобы вы лучше запомнили динамические оттенки, и вам было интересней, мы будем путешествовать на «Весёлом экспрессе».

Ребята, какую веселую песню мы с вами знаем? Я предлагаю вам исполнить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Цветочная».

Давайте посмотрим, какие перед нами красивые цветы. Сейчас мы с вами будем их нюхать. Делаем короткий вдох и длинный замедленный выдох со счетом: 1,2,3,4.5 и т.д.

А сейчас давайте посмотрим на эту цветочную полянку, назовем наши цветы Егорками и попробуем их посчитать. Запоминаем фразу: «Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.

Продолжаем наше путешествие на «Весёлом экспрессе».

Двигаемся к следующей станции с такими словами: «Тук, тук, тук, стучат колёса, едет, едет паровоз. Мимо ёлок, мимо сосен – далеко он нас завёз».

Я вам расскажу, какие жители живут на этой остановке.

Какие слова чаще всего встречаются? Как эти слова обозначаются в музыке:

Как вы. Ребята, думаете кто живёт на этой станции7

Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки:

Динамика

На экспрессе нашем быстром

Никому скучать нельзя.

В путь, веселые туристы,

В путь, веселые друзья!

А чтобы ещё интересней

И легче казалось идти,

Споём – и весёлая песня

Поможет в далеком пути.

(дети отвечают)

(Исполняют 1 куплет)

Работают над дыханием

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Работают над дыханием

(ребята повторяют слова, при этом громко топают ногами)

(Громко, тихо)

f - ФОРТЕ (громко)

p - ПИАНО (тихо)

Значит, на этой остановке живут Форте и Пиано.

Обучающиеся записывают термины с объяснением

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

Устанавливать причинно следственные связи.

выдвигать гипотезу и доказательства

Давать определения понятиям.

4.Закрепление изученногоматериала

Станция «Горный перевал».

Станция «Зага

дочная».

(игра предлагается М.А.Михайло

вой).

Приложение 3

Игровой материал: игрушка.

В.Шаинский «Голубой вагон»

Слайд 9

Приложение 4

Мы находимся на станции Форте и Пиано

Они предлагают нам поиграть в игру «Громко – тихо запоём»

Каким средством выразительности мы пользовались при игре?

Какими?

Ребята, что-то мы засиделись на этой станции. Давайте отправляться дальше.

Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»?

Давайте пропоем 1 часть припева только f.

Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее?

Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?

Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?

Мы с вами прибыли на станцию, которая называется «Горный перевал».

Ребята, а вы знаете, как отвечает эхо в горах. Вот, например, если я высоко в горах крикну: «Сколько времени сейчас» Что мне ответит эхо? (час, час). А может эхо ответить: «Два часа, сорок минут»?

Давайте сейчас сыграем в игру, которая так и называется «Эхо».

Я буду спрашивать, а вы повторять последний слог и при этом хлопать в ладоши. Последний слог повторяем два раза и два раза хлопаем в ладоши, делая это одновременно. Начинаем!

Что нам помогало в игре?

Разгадайте загадку:

К двум нотам известным

прибавим предлог,

получится громкий

и долгий гудок

Играют в игру

Выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен её найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали)

Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и, наоборот, стихает, по мере отдаления от неё.

Динамическими оттенками

(ответы обучающихся)

(ребята исполняют припев)

(ребята исполняют).

(ответы детей)

Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише».

крещендо и диминуэндо.

Ну, конечно же, нет.

Динамические оттенки

(СИРЕНА).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.Итог урока.

Станция конечная.

«Проверь себя»

Динамика.

Слайды 10-17

Наше путешествие подходит к концу. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Давайте проверим знаете ли вы в динамические оттенки?

Предлагается тест «Проверь себя»

(ответы детей)

(ответы детей)

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6.Реф

лексия.

Слайд 18

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать динамические оттенки.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки по теме "Динамические оттенки, их роль и значение в музыке.«Король» бальных танцев (история возникновения и распространения вальса)"


Автор: Атаманова Людмила Ивановна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ, г. Усмань, Липецкой обл.
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки для 1 класса. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Данная работа содержит презентацию для наглядности изучаемого материала. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «динамика», помочь разобраться с обозначением, ролью динамических оттенков в музыке, а также рассказать о возникновении и распространении вальса, его месте в богатом и разнообразном мире музыки, привлекая детей к активному участию в уроке.
Задачи:
1. Воспитательные : воспитывать чувство бережного и уважительного отношения к культурному наследию, принимать танец как часть духовной и национальной культуры.
2. Развивающие : развивать музыкальные способности: слух, речь, память, включать творческое воображение на уроке, проявлять максимальную активность.
3. Образовательные : формировать умение запоминать, ориентироваться в динамических оттенках, применять их на практике. Узнавать вальс среди других музыкальных жанров.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный, литературный и учебный материал, технические средства.

Ход урока

(Слайд)
Учитель: Ребята, на нашем самом первом уроке мы познакомились с понятием «звук». Что же это?
Ученики: Звук - результат колебаний упругого тела (например, струны, столба воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Учитель: А еще по своей природе звуки бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Перед вами две коробки. (Слайд)
Учитель: Угадайте, какие звуки в них прячутся? Сначала впишите недостающие буквы в клетки по горизонтали, затем обозначьте в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.


Учитель: И все же понятие «громко» или «тихо» очень относительное. Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете проигрыватель на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение, поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Один и тот же звук воспринимается нами по разному. Но и звучать он может неодинаково. Например, звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкие, скажем, для арфы или гитары. Давайте постучим по столу: тихо- чуть громче- еще громче- громко- очень громко! Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.(Слайд)
Учитель: Сила звучания называется громкостью и является очень важным свойством музыкальных звуков.
Записать определение в тетради.
Музыка может быть громкой или тихой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. (Слайд)
Учитель: Изменение громкости звуков в музыке называется динамикой .
Записать определение в тетради
Динамика (греческое слово dinamikos означает «силовой») - сила звука. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит от того, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой - значит, с чувством, с большим душевным подъемом. Если сильно ударить по клавишам, получится…
Ученики: Громко!
Учитель: А если слабо?
Ученики: Тихо!
Учитель: Итальянские слова форте (громко) , пиано (тихо) . Название какого инструмента получится из этих слов?
Ученики: Фортепиано.


Учитель: Запомните эти обозначения и запишите. (Слайд)
Учитель: А сейчас давайте поиграем. Разгадайте шараду и заполните клетки. Ответ записывают на доске
К двум нотам известным прибавим предлог,
Получится долгий и громкий гудок.
СИ-РЕ-(НА)


Учитель: Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивайте громкость- сирена приближается, проезжает мимо, удаляется… Чем ближе, тем громче, чем дальше, тем тише.(Слайд) Запишем определения:
(crescendo) крещендо- постепенно усиливая, (diminuendo) диминуендо -постепенно ослабляя .

Домашнее задание

нарисуйте динамические вилочки к этим обозначениям:
P_________f ; f_________p
Учитель: Мы познакомились сегодня только с основными динамическими оттенками, но если посмотреть на динамические вилочки, то можно увидеть, что в разных точках этих вилочек звук будет меняться. Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас- слушание музыки и вы наверняка обратите внимание на динамические оттенки, которые будут в ней звучать, как на одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Но, прежде, чем музыка зазвучит, я должна о ней рассказать. Вы, конечно, много раз убеждались в том, что музыка тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром, кино и даже с изобразительным искусством: живописью, архитектурой, скульптурой. Но все эти искусства существуют и без музыки, имея вполне самостоятельное значение. А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует. Какое же это искусство?
Ученики: Танец.


Учитель: Конечно, танец. И поэтому, когда мы произносим слово «танец», в нашем сознании всегда возникают не только танцевальные фигуры самого танца, но и характерная для него музыка- музыкальный образ этого танца. Танец, хореография- это огромная и очень разнообразная область искусства. Бывают танцы, рожденные одним народом, а ставшие достоянием многих. Одни только танцевались простым народом в деревнях и городах, другие - только в аристократических салонах, а бывали и такие, которые пользовались одинаковым успехом и в простом народе, и в придворных кругах.




Мы сегодня поговорим только об одном танце, удивительном танце! Он возник на определенной национальной почве, но постепенно стал танцем почти всех народов мира, появился в широкой демократической среде, можно сказать, на городской и деревенской площади, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сперва он только предназначался для того, чтобы его танцевали. А очень скоро он буквально пронизал собой все области музыки без исключения. Существует этот танец более трех веков и не подает никаких признаков постарения. Я думаю, вы догадались, что это за танец. Ну а чтобы ваш ответ был более убедительным, отгадайте загадку:

Ярко зал весь засверкал,
Приглашают всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Вальс!


Ну, конечно, вальс, танец, имеющий трехдольный размер (раз, два, три). Он подчеркнут типичным для вальса изложением аккомпанемента: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях - два аккорда, образующих с басом слитно звучащую гармонию. (показ нотного текста)
А сейчас послушайте, как этот вальс прозвучит в исполнении.
Исполняет ученик Р. Бажилин «Вальс»
К домашнему заданию раздать ноты с «Вальсом», где дети должны расставить динамические оттенки.

Учитель: А вы знаете, как возник вальс?


Давным-давно жители небольших австрийских городов и деревень после работы собирались на лужайках отдохнуть. Они пели, плясали, бойко притопывая своими деревянными башмаками, кружась и подпрыгивая: раз-два-три. Весело играла нехитрую мелодию скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошел этот танец до самого главного города Австрии, ее столицы - Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и просто на улицах города. Когда деревенский танец «раз-два-три» пришел в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: « ландль», что означало провинциал, деревенщина. Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй спляши такой танец на гладком паркете- тотчас шлепнешься! Разве что в шутку попробовать? Конечно, не так лихо…тише, тише! Не надо так прыгать! Движения помягче, плавнее. А он ничего, этот «лендлер», этот провинциал! И танец «Лендлер» стал постоянным гостем всех танцевальных залов.(Слайд)
Исполняю Ф. Шуберт «Лендлер»
Обсуждение, связанное с характером и динамикой

Учитель: А потом этот танец превратился в другой, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может, оно благороднее предыдущего? Ничуть! Есть такое приспособление вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика все время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»- крутящийся, вращающийся. (Слайд)
Вот как описывает характер вальса в своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Но по настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание композиторы. А знаете ли вы, кто первым начал сочинять вальсы? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу. Но для этого давайте вспомним сказки Андерсена.
Ученики: Огниво, Дикие лебеди, Дюймовочка.
Учитель: Ну а в какой сказке главную роль играет музыка?
Напомню вам, что в этой сказке принцесса отказалась принять от принца подарки-настоящую розу и соловья - и выйти за него замуж. Тогда принц измазал себе лицо сажей и поступил к королю-отцу принцессы на работу. К вечеру принц смастерил волшебный горшочек, весь увешанный бубенчиками: когда в этом горшочке что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песню.
Звучит «Ах, мой милый Августин»
Ученик: Сказка называется «Свинопас». (Слайд)


Учитель: Ну а кто такой Августин?
Августин-это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Черный мор безжалостно косил людей. Но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его песни и верили, что чума скоро пройдет. Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром, Августин, как ни в чем не бывало, встал и пошел в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца возросла еще больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Песня звучит еще раз.
Учитель: Это же вальс! Возможно, что Августин один из первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы! А сколько красивых вальсов написаны композиторами в разных странах! Это и русские композиторы, и французские, и немецкие. (Слайд)


А сейчас мы послушаем вальс немецкого композитора К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок».
Это один из самых ранних вальсов, опера была создана в 1821 году. Здесь еще чувствуется связь с лендлером, тем более что в опере его танцуют крестьяне под незамысловатый аккомпанемент деревенских музыкантов прямо на площади.
Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой незамысловатой одежде и деревенских башмаках танцуют не спеша, плавно описывая круги. И мелодия простая и безыскусная, имеет равномерное вращательное движение.
Звучит вальс К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок»
В вальсе всего лишь одна тема, она звучит несколько раз на протяжении пьесы. Каждое построение вальса имеет 8 тактов- такая структура типична для танцевальной музыки. Ну а закончим мы наш урок одним из самых прекрасных вальсом в мире. Его сочинил человек, который в начале 20 века жил в столице вальсов- городе Вене и получил там титул «Король вальсов». Это знаменитый Иоганн Штраус (их было двое- отец и сын, оба были известны и оба знамениты, но сын значительно превзошел своего отца). (Слайд)

Похожие статьи
 
Категории