Чувственное познание. ЕГЭ

11.10.2019

§2. Чувственное и рациональное познание

Познавательные образы по происхождению и сущности делятся на чувственные и рациональные, которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.

1. Чувственное познание

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и рационализма). Сенсуалісти считали источником знания чувственное познание, а рационалисты думали, что только мышление способно дать истину.

Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятия; ♦ представление.

Ощущение - непосредственное отражение какого-либо отдельного свойства объекта (цвета, звука, запаха) с помощью одного из органов чувств. Ощущения зависят как от свойств объекта, так и от строения органа, что воспринимает. Животные, в глазах которых нет "колбочек", не различают цвета. Но эти органы восприятия построены таким образом, чтобы давать достоверную информацию, иначе жизнь владельца органов станет невозможным.

Восприятие - высшая форма чувственного познания - отражение целого, системы свойств с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов. С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой, от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики личности, как метод Роршаха и т.д.

Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает разнообразные цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства, а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.

В других проективных тестах подопытный должен дописать незаконченные предложения, определить, что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и т.д. Во всех этих случаях подопытный объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость восприятие от этой структуры.

Специфической формой чувственного познания является представление - воспроизведение в психике чувственного образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.

Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, хранятся в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.

Представление - это переходная форма от чувственного познания к познанию логическому. Оно принадлежит к формам чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены, но отграничены от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.

Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета, что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то единичное дерево, но про дерево вообще, как о растении, которое имеет корни, ствол, ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.

Восприятие относится только к настоящему, тому, что существует в этот момент, а явление - и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде образов памяти и образов воображения.

Образы памяти - это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы в психике и является основой фантазии.

Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так, представление памяти, воспоминания разных людей об одни и те же события много чем различаются.

Об этом хорошо знают юристы, которые опрашивают свидетелей. Ярким примером этого явления есть интересные кинофильмы. В частности «Расемон», в котором несколько людей рассказывают на суде про одну и ту же событие (поединок между разбойником и самураем) так, что все основные моменты предстают по-разному. Также «Супружеская жизнь» - кинофильм по роману французского писателя Э. Базена. В этом фильме супруги, которые развелись, вспоминает историю своего знакомства, любви, совместной жизни и развода. Убедительно показано, что при общей схеме событий представление о детали, нюансы и саму сущность их взаимоотношений существенно отличаются.

Характерные черты чувственного познания:

непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.

♦ конкретность; ♦ наглядность;

Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).

Единичность заключается в том, что ощущение, восприятие и представление всегда имеют отношение до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность спрятана и не поддается чувственному познанию.

2. Рациональное познание

Рациональное познание - это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.

Суждение - форма отражения в человеческой голове наличия или нехватки признака у предмета. Суждения осуществляется в форме утверждения или отрицания. Поэтому суждение можно определить еще и так: суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о чем-либо. Внешней, языковой формой выражения суждения является грамматическое предложение. Например, "Листья на дереве зеленые", "Вселенная не имеет границ ни во времени, ни в пространстве" т.д.

В одних суждениях уже достигнуто достоверное знание о признаках предмета, например: "Человек может с успехом работать в условиях космического полета". В вероятных суждениях только предполагается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета: "Возможно, что на Марсе существует органическая жизнь". В суждениях - вопросах лишь делается запрос о существовании какой-либо признака у предмета: "существует вирус, что распространяет онкозаболевания?".

Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений, каждое из которых - это знание о какой-либо свойство или отношение предмета.

Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки, в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированы законы природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными суждениями, т.е. являются результатами выводов.

Умозаключение - это процесс выведения нового суждения из уже имеющихся. То, что выведено в процессе умозаключения, называется заключением. Те суждения, из которых выводится заключение, называются ссылкой, или основаниями. Умозаключение - это закономерная связь суждений, то есть, предложений. Он существует только тогда, когда ссылка связаны между собой какой-нибудь звеном, так называемым средним сроком. Если мы имеем, например, два суждения "Все инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами" и "Грипп - инфекционное заболевание", то с этих ссылок можем сделать вывод: "Грипп вызывается какими-то микроорганизмами". В этом умозаключении ссылка связанные общим для них термином: "инфекционные заболевания", что является необходимой логической основой для заключения. Наоборот, если мы имеем такие суждения, как "Листья на дереве зеленые" и "Кит - млекопитающее", то из них невозможно сделать вывод, потому что нет необходимой логической связи, нет среднего термина.

Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания, человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие - это конечный результат, итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов и явлений.

Понятие - это отражение в психике предметов и явлений действительности при их общими и сущностными признаками. Понятие как форма мысли выражается словами и характеризуется такими чертами. Во-первых, тем, что отражает предмет по его общими признаками. Это означает, что понятие - форма отображения не только единичных предметов или явлений, но и не определенного количества однородных предметов и явлений и их закономерных отношений. Во-вторых, понятие - это знание о сущностные свойства и отношения вещей. Это обстоятельство важно иметь в виду, потому что разные предметы и явления могут иметь довольно много общих свойств, однако их знание еще не означает знания сущности. Например, и человек, и курица, имеют по две ноги. Однако общий признак "двухногая существо" не будет выражать ни сущности человека, ни сущности курицы как птицы. В-третьих, понятие отражает единство общих и существенных признаков, каждая из которых необходима, а вместе они достаточны для определения предмета.

Понятие возникает уже на эмпирическом уровне, в повседневной жизни, когда, например, дети "определяют" вещи функционально: "Что такое фрукты?" - "их едят"; "Что такое собака?" - "Она кусается". То есть, на этом уровне понятия отражают внешние, а иногда и мнимые признаки вещей ("Моя мама лучше всех!").

Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения, оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта познания и скрытых от органов чувств, глубинных, главных свойств и явлений действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности до образования и применения понятий в познании и деятельности.

Характерные черты рационального познания:

опосредованность; ♦ обобщенность;

♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;

♦ сутнісність.

Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания - это первая его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.

Обобщенность - вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.

Третья черта рационального познания - абстрактность. Образуется из выделения и обособления определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, что заменяют явления.

Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности как четвертой черты рационального познания. И наконец, пятая черта - способность системы абстракций, косвенно связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.

3. Единство чувственного и рационального в познании

После всего сказанного об чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос, почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание. Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в него эта способность проникать в сущность вещей?

Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать с собой?).

Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание - это познание темное, ложное, и что истинным познанием является только разумное, рациональное.

Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода: первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.

Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение. Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания и проникал в сущность.

Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом всемирного тяготения - дистанция огромного размера.

Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются, например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того, положения науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например, Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает для познания мира логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего сенсуализма.

Относительно крайнего рационализма, то он также не выдерживает критики. Средневековый схоластический рационализм, нашедший свое отражение в религиозно-идеалистической философии Фомы Аквинского, вполне отрицал любое эмпирическое наблюдение над явлениями природы и был стремлением "рационально обосновать бытие Божие". Галилей приводит пример, когда ученый-схоласт пришел к анатома и попросил показать, где находится центр, к которому сходятся все нервы. Когда анатом показал ему, что они сходятся до человеческого мозга, то монах ответил: "Спасибо тебе, это так убедительно, что я бы тебе поверил, если бы Аристотель не написал, что они сходятся к сердцу". Ф. Бэкон сравнивал схоластов с пауками: "Схоласты, как пауки, плетут свои хитрые словесные тенета, совсем не заботясь о том, соответствует ли их хитрое мудрствования действительности, или нет". Необходимо, однако, подчеркнуть, что к числу сторонников рационализма в свое время принадлежали такие мыслители, как Декарт, Лейбниц, которые разработали логико-математический метод познания, выдвинули много ценных идей.

На самом деле чувственный и рациональный моменты - это две стороны единого познавательного процесса. Логическое мышление благодаря труду и языке исторически возникает из конкретно-образного, чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализованным без устного или письменного слова или какого-либо другого условного обозначения.

Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:

поставляет первичную информацию о внешние объекты;

слова и символы как внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют на основе чувств.

В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде, потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком внешнего мира в идеальных образах - это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального моментов познания.

Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности до установления диагноза.

При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание, однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению, которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.

4. Познание и творчество

В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую, не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества есть гармония чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека), что оказывается у развитому воображению, фантазии и интуиции.

В здравом уме утечка творческой работы, верной... Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь.

Гораций

Все радости жизни - в творчестве... Творить - значит убивать смерть.

Г. Роллан

Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.

М. Гоголь

И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Г. Шуман

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом.

В. Гюго

В работе мысли есть радость, сила, захватывает дух, гармония.

В. Вернадский

Счастье - это легкий продукт свободного труда, свободного творчества.

И. Бардин

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

Ж. Жубер

Всегда следует предпочесть сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями... представь, каким бы привлекательным ни казался полет.

Ж. Фабр

Найнезбагненніша свойство Вселенной - это то, что она постижима.

А. Эйнштейн

Воображение - это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта - особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкий к понятию фантазии.

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности и состоит из создания образа или психической модели, которая не имеет еще своего конкретного аналога (прообраза) в объективном мире. Без способности к созданию образов воображения, фантазии творческое мышление человека вообще было бы невозможным. "Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве,- писал М. И. Пирогов, - создано умом с помощью фантазии, и многое чего - фантазией при помощи разума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которое они имеют".

Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления) существенно различаются между собой.

Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических образов в искусстве, наглядных моделей в науке и т.д.). Во-вторых, руководящую роль в работе представь играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются во имя определенных целей - эстетической, научной, практической деятельности и т.п.). В-третьих, представления - это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются черты, присущие человеку и коню, в образе русалки - черты женщины и рыбы и т.д.

Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти, а и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно. Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых, содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация, является главным элементом творческого воображения.

Французский физик Луи де Бройль утверждал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий ум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувствовать.

Мечта - особая форма воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.

Итак, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях) относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе сложных новых образов и вследствие этого - фантазирование как предположение возможности существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.

Но каков механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают, что это интуиция.

Что такое интуиция? Понятие интуиции происходит от латинского слова, что означает "созерцание", "усмотрение", "видение", "зоркого вглядывания". Платон считал, что интуиция - это внутреннее зрение, с помощью которого человек способна созерцать вечный мир идей, находящихся в ее собственной душе. Сложность выяснение сущности и механизма интуиции связана с ее подсознательным характером и сложностью исследования всех явлений психики, Интуицию можно определить подсознательным познавательным процессом, что ведет к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем логического оперирования имеющимися понятиями.

В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:

накопление образов и абстракций в памяти;

не осознанное комбинирования и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;

четче осознание задачи и ее формулировка;

внезапное нахождение решение (озарение - инсайт - "эврика!" - часто во время отдыха, сна).

Творческая интуиция вступает в свои права тогда, когда имеющаяся информация не дает возможности решить проблему с помощью обычного логического рассуждения. Интуитивное знание возникает вроде бы скачкообразно, без последовательного логического обоснования, при этом важное значение имеет комбинирование чувственных образов (по выражению Эйнштейна, "комбинаторная игра" образными элементами мышления). Известный химик Кекуле долго не мог найти структурную формулу бензола и наконец нашел ее в результате ассоциации, о которой вспоминает так: "Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг одну, то сцепляясь, то роз"єднуючись, и однажды схватились так, что образовали кольцо... Таким образом, пять обезьян, вскочив, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула в голове мысль: вот изображение бензола".

Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение задачей.

Попытки решить задачу до "озарения" являются безуспешными, однако они не бессмысленные. В это время формируется особое состояние психики - поисковая доминанта - состояние глубинной сосредоточенности на решении задачи. Это и приводит к решению проблемы: мышление немного отстраненное ("лицом к лицу лица не увидишь") и мозг, что отдохнул, посещает идея, как говорят, "на светлую голову".

Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта, как результат деятельности чувственного и рационального познания.

Врачебная интуиция связана со скорой, подсознательным позалогічною уверенностью в диагнозе. Такая интуиция - результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.

Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание истины.


Человеку необходимы знания о себе и окружающем мире. Именно знания позволяют нам адаптироваться в мире, объяснять и предвидеть приближение некоторых событий. Сегодня мы имеем возможность изучать различный опыт разных народов. Вместе с тем различают чувственное и рациональное познание. Давайте попробуем разобраться в этом более подробно.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

  1. Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.
  2. Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.
  3. Понятие является формой , которая отражает предметы или явления в их существенных признаках. Известно, что понятие строится на основе представления, которое является чувственной формой. Признаки предметов, полученные из представления подвергаются тщательному анализу и разбираются с выделением на существенные. Для того, чтобы что-то понять, необходимо пропустить это через свои ценности, идеалы, опыт, нормы и т.д.
  4. Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий. При помощи суждения мы можем раскрыть одну из сторон предмета, которая выражается в отсутствии или наличии отдельного признака. Для того, чтобы о чем-нибудь судить, необходимо выразить собственное мнение по поводу сказанной мысли.
  5. Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.
Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

  1. Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.
  2. Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д. Именно восприятие связывает и соотносит предметы в пространстве и времени. Таким образом, обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающей обстановке.
  3. Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Важно отметить, что особенности рационального и чувственного познания должны гармонично сочетаться друг с другом. Нельзя руководствоваться только одной стороной.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

  • вы читаете научную статью;
  • проводите эксперимент;
  • выдвигаете теорию;
  • доказываете теорему;
  • проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

Настоящий процесс познания должен происходить при взаимосвязи чувственных и рациональных форм. Их можно выделять и рассматривать по-отдельности, но они являются сторонами единого процесса, поэтому должны работать сообща. В некоторых случаях может преобладать рациональный компонент (наука), в других - чувственный (искусство). При этом взаимосвязь чувственного и рационального познания очень важна. Если они будут функционировать в гармонии друг с другом, сможет принимать правильные решения и оставаться при этом счастливой.

Познание представляет собой сложный, противоречивый процесс, осуществляемый входе практической, преобразующей деятельности людей. В зависимости от того, какие способности применяет субъект на том или ином этапе познания, можно выделить чувственную , рациональную и интуитивную ступени познания. Они различаются как формами отражения, так и ролью в процессе познания.

Исходной ступенью познания является чувственное познание , в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности. Ощущения возникают под воздействием объективного и субъективного (т.е. внутреннего для человека) мира на наши органы чувств. Оно является источником наших знаний о мире, возникая в результате превращения энергии внешнего или внутреннего раздражения в факт сознания. Ощущение вторично по отношению к материальной действительности. В зависимости от раздражителей ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные и т.п.

Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека. Например, восприятие человеком компьютера основывается на соединении в целостный образ его осязательных, зрительных, слуховых и т.п. ощущений.

Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, т.е. способности психики сохранять и воспроизводить прошлые восприятия субъекта.

К формам чувственного познания относится и воображение , заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта. Воображение имеет огромное значение в науке, технике, искусстве и во всех других сферах человеческой деятельности, где требуется творчество, а не простое копирование.

Человеческое познание не ограничивается чувственными формами в силу того, что, во-первых, не все присущие вещам, явлениям и процессам свойства и признаки можно видеть, осязать, слышать. Во-вторых, глубинная основа вещей, процессов, явлений не может быть постигнута только с помощью ощущений, восприятий и представлений. Для познания законов и закономерностей развития объективной реальности требуется к чувственным формам познания присоединить силу абстрактного мышления. Например, с помощью чувств можно видеть падение тел, но для познания законов земного притяжения одних чувств недостаточно.

В диалоге Платона «Теэтет» можно прочесть. Что посредством зрения мы воспринимаем цвет, посредством слуха – звук. Но чем мы воспринимаем различие между цветом и звуком? Ни в ощущении цвета, ни в ощущении звука знания об этом различии нет. Для различия цвета и звука необходима сила абстрактного мышления.

Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении , представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Абстрактное мышление называют также логическим, поскольку оно функционирует по законам логики – науки о мышлении.

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мысли, выражающая совокупность наиболее общих, существенных признаков объекта. Например, понятия «инженер», «экономист», «программист» и т.п., отражают общие признаки между самыми различными направлениями человеческой деятельности.

Понятие является одной из основных форм логического или рационального познания, основной задачей которого является вскрытие закономерностей развития объективной действительности, проникновение в сущность предметов и явлений. В понятиях концентрируется знания добытые человечеством о тех или иных процессах, явлениях и предметах. Например, понятие «атом» имеет многовековую историю своего становления и развития: от положения, высказанной древнегреческими мыслителями Левкиппом и Демокритом (V в. до н.э.) о том, что это неделимая и неизменная частница вещества, до открытия в атоме сложной структуры, включающей в себя множество элементарных частиц и образований типа кварков. Усвоить понятия - значит усвоить те знания об объектах, к которым относится данное понятие.

Различают понятия обыденные или житейские, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни, и понятия научные, которыми оперируют в соответствующей области научного знания. Понятия являются основными элементами любой научной теории.

Возникая и развиваясь на основе общественной практики, понятия как форма мышления, служат важным средством ориентировки человека в бесконечной массе предметов материального мира. В то же время понятия выступают как образцы или эталоны, по которым обрабатываются вновь приобретенные знания. Весь процесс мышления строится на связях между понятиями. Главное преимущество понятий по сравнению с чувственными образами заключается в том. Что понятия отражают свойства. Признаки, состояния, связи, действия, отношения и т.д. предметов и явлений в отвлеченной и общей форме.

Суждение – форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. Это выраженная в мысли связь между понятиями, отражающими действительные или мнимые связи и отношения предметов, явлений и процессов. В любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «мы - экономисты», «у рынка нет альтернативы», «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю – следовательно, существую». Нельзя отождествлять предложение и суждение, так как повелительные и вопросительные предложения не несут нагрузки суждения.

Суждение является элементарной, абстрактно-мыслительной формой логического обобщения, при котором совершается процесс перехода отдельного в общее. Например, в суждениях: «трение есть источник теплоты», «аист есть птица» - совершается процесс отбрасывания случайного от сущности, от общего. Возникая на основе сопоставления различных понятий, суждения являются тем исходным логическим материалом, из которого создаются теории в области естествознания, техники, экономики и гуманитарных наук.

Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Здесь происходит связывание суждений (оперирование с ними), дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе следующего умозаключения. Все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Значит - она круглая. Или другое умозаключение. Известно, что все металлы электропроводны, медь металл, значит медь – электропроводна.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм . Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль. Оба эти течения страдали односторонностью, вместо того, чтобы признать необходимость и взаимодополняемость чувственной и рациональной ступеней познания.

Дальнейшее развитие философского знания показало, что рациональное познание неразрывно связано с чувственным и играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.

Учет единства чувственного и рационального познания необходим во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в инженерной практике и экономике, так как чувственное познание дает нам ту основу, на которой развивается абстрактное мышление. В свою очередь, абстрактное мышление дает импульс к развитию эмпирического познания. Как свидетельствует история развития науки и техники, факты начинают осознаваться и восприниматься человеком в соответствии с имеющейся теорией. Например, первый лазер существовал вначале в мысли, а затем в реальности.

Многие ученые считают, что важную роль в процессе познания играет интуиция , т.е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, до или помимо логического обоснования. Интуиция основана на неосознанных комбинировании и переработке накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи. Основными типами интуиции являются чувственная , интеллектуальная и мистическая . В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм , считающий интуицию (главным образом, интеллектуальную) основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.

Проблема истины в философии и науке .

Непосредственной целью познания является достижение истины , под которой понимается знание, соответствующее действительности. С точки зрения классической теории познания «соответствие» означает сущностное совпадение содержания знания с объектом, а «действительность» – это, прежде всего, объективная реальность, материя.

Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.

Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.

Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.

Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.

Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.

Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Догматизм , который преувеличивает момент абсолютности, и релятивизм , абсолютизирующий относительность истины.

Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Ємпирический факт о том. Что вода кипит при 100 градусах Цельсия свидетельствует о том, что истина конкретна. Этот факт является истинным только тогда, когда берется обычная вода и давление, при изменении химического состава воды, давления истнное знание превращается в свою противоположность – знанием неистинным.

В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением . Последнее – постоянный спутник процесса познания, и между ним и истиной нет абсолютной границы: она всегда подвижна. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.

В познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина может быть применима. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.

Считается, что все виды познания направлены на достижение истины – знания, содержание которого адекватно действительности, без которого невозможна деятельность человека. Но в большинстве видов познания истина содержит значительную долю субъективности, связанную как с формой ее выражения, так и с субъективными интересами человека. И лишь в научном познании объективная истина, в которой до минимума сведены субъективные привнесения, является самоцелью.

Одной из основных проблем теории познания является вопрос о критерии истины, т.е. о том, что выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались различные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бэкон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), самоочевидность, непротиворечивость и взаимная согласованность всех знаний (Р.Декарт), соответствие вещи понятию (Г. Гегель), польза (У.Джеймс), общезначимость (Э.Мах), конвенция (соглашения) между учеными (неопозитивисты), нравственность (И.В.Киреевский, Вл.С.Соловьев). Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и житейский опыт людей, и традиции, и авторитеты. Но именно общественная практика обладает свойством непосредственной действительности, носит чувствительно-предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности.

Принято выделять два уровня познания - чувственный и рациональный.

Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Формы чувственного познания:

Ощущение - отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);

восприятие - отражение целостного объекта (например, яблока);

представление - воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе как она выглядит, вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи - явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

Рациональное познание - это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют три формы рационального познания:

понятие - фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);

суждение - утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);

умозаключение - логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это - дом, следовательно, у него есть крыша).

В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рацио­нального в познании обсуждался очень широко. Это получило отражение в формировании особых подходов - сенсуализма и рационализма. В настоящее время считается, что: - чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с по­знаваемыми объектами;

Поэтому чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

Рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвлечься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;

Благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).

Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе не­разрывно взаимосвязаны.

Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

Познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

Познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

О структуре познания .Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Материальное производство;

Управленческая деятельность;

Научный эксперимент.

Функции практики - то, что она является:

Критерием истины;

Основой познания;

Целью познания;

Результатом познания.

Чувственное и рациональное познание.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание , при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности.Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии . Виндуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым". Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В общем, познает всегда целостный человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.



Похожие статьи
 
Категории