Цитаты софьи в комедии горе от ума. Образ Софьи в комедии «Горе от ума

22.04.2019

Образ Софьи (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

Единственный персонаж, в некоторой степени близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: "Софья начертана неясно…". И только Гончаров в "Мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Cофья лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий - натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Софьей движет любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?". Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит... // Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" "Горе от ума", "горе от любви" Софьи заключается в том, что она выбрала и полюбила человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках), не увидев при этом его истинного облика. Он подлец. Это качество Молчалина Софья откроет в финале комедии. В финале же, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, когда "спала пелена", она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматических моментов всей пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? В "Горе от ума" есть исчерпывающее определение женского образования той поры, данное Фамусовым:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

В этой гневной реплике отчетливо сформулированы ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были необразованными: они знали не так уж мало. Дело в ином: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья свою жизнь строит по общепринятым образцам. С одной стороны, ее воспитывают книги - те самые французские романы, от которых "ей сна нет". Она зачитывается сентиментальными историями неравной любви бедного и безродного юноши и богатой, знатной девушки (или наоборот). Восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя чувства. Молчалин в ее глазах похож на романтического героя:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. Вспомним, ведь и пушкинская Татьяна Ларина "воображалась героиней своих возлюбленных творцов" и на заре своей трагической любви к Онегину видела в избраннике то Грандисона, то Ловласа! Но Софья не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь "отбывает повинность": "И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…". И не подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, она так бы и осталась уверенной в его добродетелях.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии c общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье, "у порога" светской карьеры. Вот Наталья Дмитриевна Горич - молодая дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные ступени светской карьеры: помыкает супругом, руководит его мнениями и "подстраивается" к суждениям света. А вот и те дамы, которые формируют "мненье света": княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы - комическая маска графини бабушки: "Когда-нибуть я с пала та в могилу". Это несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу, - непременный атрибут бальной залы... Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который стремится любая барышня - и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих - и так до того момента, когда "с бала да в могилу". И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин - просто идеал!

"Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом", - презрительно бросает Софье Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей скорее всего окажется именно "муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей". Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие - вот почему поистине драматичен образ главной героини "Горя от ума".

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье "Мильон терзаний" он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Одна характеристика заслуживает особого внимания: "Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

Новые исторические изменения почувствовал Грибоедов в личности русской девушки, воплотив их в образе Софьи Фамусовой. Она – единственный персонаж, в достаточной степени близкий главному герою Чацкому. В этом женском образе воплощен сильный и сложный характер, избавленный автором от сатиры. Напротив, Софья так же, как Чацкий, переживает свое «горе от ума». В ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой, как княжны Тугоуховские. От природы она является одаренной множеством достойных качеств, однако, воспитание в атмосфере фамусовских идеалов сделали из Софьи настоящую жертву, заложницу идеалов «века минувшего».
В одной из обличительных реплик Чацкого очень точно сформулированы ответы на вопросы консервативного воспитания в фамусовском обществе:
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Дело в том, что, несмотря на природный ум и стремление к духовному совершенству дворянских девушек, вся система женского образования была направлена на цель привить им необходимые навыки для удачной светской карьеры и выгодного замужества. Так и Софья свою жизнь строит по принятому светскому образцу. Ее мечты строятся по сюжетам сентиментальных романов, в которых герои жертвуют всем ради любви. С одной стороны, Софья в ужасе оттого, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду». С другой - ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Воспитанная в век Карамзина и Жуковского, Софья слишком полна «чувствительности». Ее идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Поэтому она и полюбила Молчалина, идеализируя его образ в своих мыслях. В этом также заключается «горе от ума» Софьи, ведь она сделала своим избранником человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного, каким представляется Молчалин в ее разговорах. Софья в силу своей сентиментальности не увидела истинного характера Мочалина, его принципиального угодничества и излишней почтительности по отношению к ее отцу.
Во власти эмоций, вызванных первой любовью, Софья беспокоится о том, что отец не позволит ей выйти замуж за человека неравного с ней социального положения. Эта мрачная мысль вызывает в Софье, движимой сентиментальными эмоциями, решимость к борьбе за свою любовь. Теряя всякий здравый смысл, героиня делится своими сокровенными чувствами с людьми, по большому счету не имеющими к ее переживаниям никакого отношения: служанкой Лизой, а потом и с Чацким. При этом главной проблемой Софьи является ее неспособность отличить реальные чувства от видимых. В то время как она искренне переживает любовные муки, Молчалин всего лишь подыгрывает ей:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Лишь случайно Софья узнает о предательстве со стороны своего избранника, и это открытие разбивает ей сердце. В финале комедии, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, перед нами один из самых драматических моментов всей пьесы. Но и в этих обстоятельствах можно быть уверенным в том, что если героиня не помирится с Молчалиным, ее женихом станет такой же угодник светских правил, муж-подхалим, карьерист, следующий идеалам фамусовского общества. При этом такая судьба ожидает всякую девушку, воспитанную в соответствии с нравами барской Москвы, убежденной в нерушимости своих устоев.
Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная натура, наделенная всеми достойными качествами, порабощена фамусовщиной, губящей все живое, естественное в человеке. В реалистическом характере героини сочетаются искренние движения души с лицемерием, принятом в светском обществе; живой ум и отсутствие здравых суждений, сильные эмоции и нравственная слепота. И все эти свойства являются типичными для молодых людей той эпохи столкновения двух веков, минувшего и нынешнего.
Тем не менее, нельзя не оценить по достоинству яркий образ Софьи Фамусовой. Пусть предмет ее любви на самом деле представляет собой довольно жалкое зрелище, героиня комедии «Горе от ума» жаждет настоящих эмоций и в полной мере испытывает их по отношению к своему избраннику. Эти чувства выдают натуру страстную, сильную. Личная трагедия Софьи, открывшей для себя истинное лицо Молчалина, не усиливает комизм ситуации, а напротив, усугубляет внутренний драматизм комедии.
При этом на фоне героини ярче раскрывается образ Чацкого, каждое действие которого в пьесе связано с чувством к Софье. Однако, не сумев разгадать в нем истинного романтика, Софья Фамусова отвергает главного героя. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи, его постепенное разочарование в ней послужило мотивом к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он смог выполнить свою роль в комедии. И именно Софья невольно способствует изгнанию главного героя из столичного светского общества своим заявлением о сумасшествии Чацкого. Таким образом, благодаря образу Софьи Фамусовой, читатель понимает, что ничто не держит прогрессивных и духовно развитых людей, подобных Чацкому, в обществе лицемерия и ханжества, барских нравов и невежественных суждений представителей и жертв «века минувшего».

Меню статьи:

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.


Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих. Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца. Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник. Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину. Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером. «Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».


«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого. Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший. Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».

Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

I. Вступление

Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что ука­зывал ещё Пушкин («Софья очерчена неясно…»).

II. Главная часть

1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрос­лая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий. От­ношения с ним три года назад Софья называет «детской друж­бой». Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей.

2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: «Кто беден, тот тебе не пара». Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: «С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». За что же Со­фья любит Молчалина?:

а) про Софью можно сказать словами Пушкина: «Пора пришла, она влюбилась»;

б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;

в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.

3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацко­го не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветре­но, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же из­менила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастли­вить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в ко­медии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отри­цательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасно­го расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, коль­нуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или ина­че отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возник­новение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Люби­те вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?»

4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде все­го для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ра­ди нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «доз­наться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и по­следний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»).

Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Гри­боедова «Горе от ума»?»).

/В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума" (Бенефис г-жи Н. Репиной). «Московский телеграф», 1830, № 11 и 12./

Прекрасная по наружности, умная, образованная Софья во время отсутствия друга своих детских лет, любимого ею Чацкого, достигла того возраста, когда потребность любви оказывается в полном смысле, когда уже не дружба, а необходимость быть любимой и привязаться к своему обожателю тревожит сердце молодой девушки. Софья, лишившаяся матери еще в младенческих летах, единственная дочь человека, который дышит одними честолюбивыми расчетами, Софья, беспомощная, относительно к своей нравственности, не имеющая наставников и благоразумного надзора за собою, неприметным образом прилепляется к человеку, который во всех поступках отзывается низким своим происхождением. Это Молчалин, чиновник, живущий в доме Фамусова, своего благодетеля, но неспособный чувствовать цены благодеяния. Этот презренный Алексей Степанович, который, по отцовскому завещанию, обязан угождать всем людям без изъятия, и даже собаке дворника, чтоб ласкова была, это лицо столь естественное, так часто в нашем быту встречаемое и так хорошо знаменующее дар наблюдения бессмертного Грибоедова, — совершенно оправдывает несчастную Софью в той безумной любви, которую она к нему возымела.

Чацкий мог нравиться и быть любим дитятем, четырнадцатилетнею девочкою, которую он тешил своим остроумием и ласками. Семнадцатилетняя Софья невольно увлеклась хитростями покорного прислужника ее родителя, готового представить себя влюбленным и даже страстным как Вертер, для того чтобы удержаться на своем выгодном месте у значущего чиновника. Бедная девушка позабыла странствующего друга своей юности и полюбила негодяя Молчалина, который отвечает ее склонности умильными словами и между тем волочится за ее служанкою! Вот верное изображение того, что нередко делается в большом свете! Вот совершенное знание страстей и наклонностей человеческих! <...>

Но что же делает тем временем Чацкий, этот искатель совершенства, этот нравственный Дон-Кихот, долженствующий, как и Рыцарь плачевного образа, обмануться во всех своих надеждах? Утомленный тщетным преследованием мечтательного совершенства, свергнувший с себя иго приличий, он приехал на родину с возобновившеюся любовью к Софье и с уверенностию, что он ее обрадует своим возвращением, что для нее также оживятся все приятности прежней любви, и... увы!.. бедный Чацкий должен со вздохом сознаться в том, что:

Тот скажи: любви конец, Кто на три года вдаль уедет!

Софья принимает его с холодностью, не тешится более его сатирическими выходками, не открывает ему тайны своего сердца и мучит его недоумением. Горестная встреча на этой родине, где беспокойный Чацкий надеялся обрести по крайней мере блаженство семейственной жизни и где кроме Софьи нет и не может быть ничего привлекательного для милого мечтателя!

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

  • Характеристика Софьи
  • Общество в комедии "Горе от ума". Век нынешний и век минувший

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова



Похожие статьи
 
Категории