Дагестанские узоры и орнаменты на болгарских изделиях. Женский дагестанский национальный костюм

04.07.2020

Фотографии экспонатов из двух залов Эрмитажа, посвященных искусству дагестанского села Кубачи. Сейчас это село известно своими мастерами, специалистами по художественной металлообработке. Но в средние века жители села славились как искусные резчики по камню.
Рельефы из села Кубачи очень интересны, они почти не встречаются в других районах Дагестана. И очень похожи на подобные изображения в городах Сельджукского султаната в Малой Азии, я выкладывал их фото раньше и . В селе есть легенда, о том, что их предки пришли сюда из Рума, т.е. из Малой Азии, из Румского султаната, созданного турками-сельджуками. Все архитектурные детали, украшенные резьбой, из села Кубачи датируются 14-15 веками. Можно предположить, что румийцы появились в горах Дагестана после разгрома Румского султаната монголами, как раз в 13-14 вв. Возможно выходцы из Малой Азии пытались укрыться от монголов в труднодоступных горах, в это же время (примерно в 1305 г.) появились первые свидетельства проникновения в Кубачи ислама. На данный момент, эти рельефы плохо исследованы, и четкого мнения о их происхождении нет.

Неизвестно из каких сооружений были взяты эти фрагменты архитектурного декора. Когда они были обнаружены в 19 веке исследователями из России, все камни использовались уже вторично, и были встроены в жилые дома. Но традиция изготовления каменных рельефов в селе Кубачи оказалась очень стойкой, известны изображения 16 и даже 19 веков, имеющие стилистику схожую с камнями 14 века.

Но большая часть рельефов датируется именно 14-15 вв.

Интереснейший фрагмент, слева борющиеся богатыри, в центре флажки и щит с какой-то "птичьей" символикой, справа воин стреляет назад, это так называемый парфянский выстрел, который применяли все кочевники.

Сельджуки принесли в Дагестан и свой главный символ - двуглавого орла . Кроме села Кубачи больше в Дагестане он нигде не встречается.

Кроме каменных рельефов в Кубачи остались бронзовые котлы, они тоже датируются примерно 14 веком. Правда, сейчас доказано, что некоторые из них могли быть сделаны ранее, и не Дагестане, а в Иране. Об этом говорят имена мастеров, их отливших. Например, Казвини, выходец из иранского города Казвина, Марвази - человек из Мерва, Туси - человек из Туса. Но остались котлы и отлитые в ауле Кубачи.

Воин, стреляющий из лука в солнышко, оккупированное злыми четвероногими)

Танцующие люди.

Фигуры, видимо, львов, или каких-то кошачьих, с длинными шеями. Лев, наряду с двуглавым орлом, был важным символом Сельджукского султаната.

Эти кошачьи головы сохранились лишь отдельно, каким фигурам они принадлежали неизвестно.

Фигуры оленей из села Кубачи 16 века.

На этих фрагментах прослеживается стилистика Византии, Ирана, и даже Китая.

Дракон или змеи, вьющиеся кольцами - очень характерные персонажи в искусстве сельджуков. Подобными драконами украшали входные двери, например известные Змеиные ворота - главный вход в цитадель Алеппо.

Усатые люди пляшут с питьевыми рогами. Ислам очень долго пускал корни на Кавказе, язычники горцы сопротивлялись вплоть до 19 века. Поэтому повальное пьянство здесь было неудивительно.

Фасад дома Ахмада и Ибрахима в Кубачи (по рисунку Н.Б. Бакланова, около 1925 года). Видно, что архитектурные элементы с рельефами располагались весьма хаотично, что доказывает их вторичное использование.

И интересный фрагмент с резьбой по камню, выполненной в 1870 годах. Здесь мы наблюдаем змееборчество главного персонажа и женщину в платье, характерном скорее для русской культуры. При этом эстетика средневековья сохраняется. Это как если мастера Румского султаната пытались бы изобразить персонажей русских народных сказок и барышень Российской империи 19 века.

Крышка котла, конец 19 века. Кубачи.

Серебряная пряжка из села Кубачи, конец 19 века. Именно такие ювелирные изделия из серебра прославили Кубачи уже в наше время.

Мои посты, посвященные музеям мира.

Аннотация.

Данная работа представляет собой исследование народных промыслов нашего Дагестана. В работе изучается орнамент языка, раскрывается значение и сущность узора в древнее время.

Данная работа содержит информационный материал, который может использоваться на уроках биологии, истории, истории Дагестана, КТНД, дербентоведения и во внеурочное время

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение…………………………………………….………………….....3

II Основная часть:

1.Узелок к узелку………………… …………………………………….…4

2. Кубачинское серебро: мудрость ювелиров и блеск холодного.

металла …………..........................................................................................6

3. Лезгинка……………………………………………………………..…..7

III Заключение. ……………………………………………………............9

IV Литература…………………………………………………………..….10

V Приложения ………………………………………………………..….11

Введение

Не рвись владеть ларцами золотыми

И саблями чеканно-белыми!

Мечтай владеть руками золотыми,

Которые все это сделали!

Расул Гамзатов

Традиционные народные промыслы являются свидетельством древней и долгой истории народов Дагестана, частью их культурного наследия. Однако это не только важнейшая часть национальной культуры, но и громадный потенциал экономического развития республики. Поэтому изучение территориальной организации промыслов позволяет, как понять особенности этих важнейших сфер культурной и хозяйственной деятельности, так и наметить пути их сохранения и дальнейшего развития на уровне современных требований, особенно в период становления рыночных отношений и формирования туристско-рекреационной индустрии.

Дагестан в переводе с тюркского означает "страна гор", еще этот край называют "горой языков". Этнографы говорят, что Дагестан можно смело называть страной уникальных народных промыслов. Это обстоятельство существенно отличает дагестанцев от других кавказских народов. В Дагестане почти каждый народ специализируется на изготовлении определенных изделий художественных промыслов, и за многие века добились в их изготовлении больших успехов.

Цель изучение народных промыслов Дагестана.

Актуальность возрождение традиционного искусства в Дагестане.

Новизна связь орнамента с растительным и животными образами.

Объект исследования орнамент используемый в народных промыслах.

Глава I Узелок к узелку

Ковры - заклинание Востока. На протяжении многих веков ковер служил столом и постелью, был хорошим подарком и богатым приданым. Дагестанские народы считали его самым надежным оберегом. Они знали, что ковер не только создает атмосферу тепла и уюта в доме, но и способен защитить жилище от злых духов.В то, что ковер действительно обладает магической силой, начинаешь верить, рассматривая его гипнотический удивительный орнамент. И хотя сегодня знания, что скрывает тот или иной узор, безвозвратно утеряны, особое красивое сочетание цветов и традиционный орнамент рукотворного ковра все равно несут в дом особую энергетику, оказывают магическое воздействие, притягивают счастье и удачу 1 .

Орнамент как искусство, как символ зародился на самой заре истории человечества и, поэтому, может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека.

Он многозначен и глубок по своей сути, т.к. в основе его лежат символы и знаки. С ними, как правило, связаны некоторые магические верования – в то, что изображение того или иного животного или растения имеет охранительные функции: может дать защиту, отвести дурное влияние, быть покровителем человека.

Ковер является частью интерьера, и практически неотделим от бытового портрета, что показывает довольно широкое распространение ковров в повседневной жизни. 2

Первое упоминание о ковроткачестве на территории современного Дагестана, по данным этнографов, относится к 5 веку до нашей эры. Эти сведения принадлежат Геродоту

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов верил, что искусство ковроткачества Дагестана и живущих в нем прекрасных мастеров вечно…

Так, заклиная, ты ткала ковер Цветущие альпийские луга,

За нитью нить в раздумье выбирая. Старинные преданья и поверья. 3

И расцветал ковер к цветку цветок,

В предметы быта любого народа ремесленники вставляли священные символы, характерные для своей культуры. Иногда они визуально повторяли оригинал, а иногда эти символы преобразовывались так, что нам сложно разглядеть в них первоначальный смысл.

Приложение.

    Ваш возраст………….

    Предпочтенеиие каким коврам вы отдаете и почему (ручной работы или фабричного производства)?.........................................................................................

……………………………………………………………………………………………………

    Чьим изделиям из серебра вы отдаете предпочтение?

Кубачинским …………………

Современным …………………

    Какие народные промыслы Вам знакомы……………………………..

    Можете ли Вы танцевать лезгинку………………………………………

Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм – все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Серебряный браслет на нежной женской руке притягивает и завораживает замысловатым переплетением узора. Хочется разгадать эти ювелирные знаки, постичь их тайну, не отрывая взора от блеска драгоценного металла .

Издревле одними из самых искусных мастеров-ремесленников, творящих настоящие шедевры из серебра, были кубачи – жители поселения в горах Дагестана, славившиеся умением изготавливать доспехи и кольчуги. С тех пор кубачинское серебро – это знак качества достойный самых драгоценных персон.

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла – дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом. Тем не менее, о самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке. По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники – кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие. Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники».

«Кубачи» по праву является брендом в мире эксклюзивных ювелирных произведений из серебра.


Серебряные изделия ручной работы во все времена считались признаком хорошего вкуса. Столовое серебро кубачинцев поражает своей роскошью и неповторимостью. Серебряные чаши и блюда с черненным цветочным орнаментом удивляют истинных ценителей эксклюзивных ювелирных изделий. Кубки для напитков, инкрустированные различными каменьями, напоминают восточные сказки о джинах и падишахах. Кубачинское серебро по праву займет главное место в коллекции фамильных драгоценностей.

Изделия кубачинских мастеров отмечены премиями и грамотами многих российских и зарубежных выставок. Некоторые серебряные изделия выставлены в музеях всего мира. Столовое серебро Кубачи от других производителей отличает оригинальная обработка металла , сложная гравировка, великолепные узоры, нередко покрытие чернью, эмалью, а также кубачинские мастера размещают на изделиях вставки из слоновой кости и камни различной красоты и ценности.

В истории кубачинцы известны с XI в, как зирихгераны (перс. «кольчужники»), а с XV в. - как Кубачи (турец. «кольчужники»). В V-X вв. Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана, игравшего активную роль в политической жизни Северо-Восточного Кавказа. В XVI-XVII вв. отстаивали независимость в борьбе с кайтагскими уцмиями и казикумухскими ханами. В XVIII в. кубачинцы испытали нашествие войск иранского завоевателя Надир-шаха. После присоединения Дагестана к России по Гюлистанскому договору 1813г селение Кубачи вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа. С 1921 года Кубачи в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Занятия и традиции

Основное традиционное занятие кубачинцев - ремесло. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Развитыми отраслями ремесла являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости.

Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Оформившихся цеховых организаций в селе Кубачи не было. Мастерство передавалось по наследству. Ведущая и высокоразвитая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: 1) медно-чеканное дело - изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; 2) литье бронзовых котлов, светильников; 3) изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия; 4) изготовление разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. Изделия этих производств находили широкий сбыт далеко за пределами края. Высокой степени совершенства достигло в XIII-XV вв. литье декорированных бронзовых котлов. В XIV-XV вв. переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах высекались сцены охоты, состязаний, борьбы животных, звериного гона, изображения животных и птиц, растит, и эпиграфич. орнамент. В XVI-XVII вв. оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля, широко применявшегося в разных видах народного искусства. В XVIII-XIX вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное искусство, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий. Со 2-й половины XIX в. получило широкое развитие отходничество мастеров в города Кавказа. Среди кубачинцев выделялись хозяева златокузнечных мастерских, пользовавшиеся наемной рабочей силой, а также скупщики, ростовщики, антиквары . В быту кубачинцев в XIX - начале XX вв. сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Тухум поддерживал общественное и идеологическое единство, а в хозяйственном отношении каждая родственная семья представляла самостоятельную единицу. Тухум был эндогамным, браки предпочитались внутри-тухумные. Заключение брака, развод, порядок раздела наследственного имущества определялись нормами шариата. Положение женщины было бесправное, её поведение строго регламентировалось адатом и шариатом. Многоженство не получило распространения. Браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами не ограничивались и совершались по воле родителей. Кубачинцы почти не заключали браки с представителями других народов. В общественной жизни кубачинцев большое место занимали мужские союзы гулалла ак букун (союз неженатых), изобиловавшие сложными и разнородными, строго соблюдавшимися церемониями и обрядами. Основу социальной организации кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата. Внутренние и внешние дела, судебная и исполнительная власть находилась в ведении особой организации Чине из 7 чел. избираемой джамаатом на народном сходе. Ей подчинялась военная организация Батирте, в функции которой входили охрана селения от внешних нападений, защита лесных, пастбищных и сенокосных угодий, скота. После введения административного управления в середине XIX в. значение Чине сошло на нет, но селение оставалось самоуправляющейся единицей. Кубачи - крупное горное селение (ши). При выборе места поселения учитывались четыре фактора: 1) максимальная экономия земли; 2) близость источников воды и угодий; 3) надёжная оборона; 4) солнечная (южная) ориентация. По планировке и характеру застройки Кубачи - террасообразное (многоярусное) поселение с тесно и компактно застроенными кварталами и вертикальной зональностью. В планировке и общем архитектурном облике селений Кубачи существенные изменения произошли с начала 60-х гг. XX в., когда началось интенсивное стр-во по всем направлениям, куда позволяет рельеф местности.


Традиционные жилища

Жилища кубачинцев - многокамерные, 2-3х этажные, плоско-кровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жилье из множества комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Своеобразием отличался интерьер жилой комнаты. На полу настилали ковры, В средней части одной из стен находился пристенный очаг с орнаментированным дымарем. Вдоль другой стены располагались полки для разнообразной металлической посуды местного производства и ближневосточного происхождения (Египет, Иран, Ирак, Сирия). Другие две стены увешивались рядами медных подносов, фарфоровых и фаянсовых блюд керамических центров Ирана, Китая, Сирии, Японии, России и европейских стран. Кубачинский интерьер со своеобразными домашними музеями сохраняется и ныне у большинства жителей селения, хотя жилище претерпело изменения (кровати, мебель, телевизоры и т. д., комнаты, кроме каминной, обставлены по-городскому).

Традиционная одежда

Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба; с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги (ныне вышли из употребления) и вязаные узорные носки. Свадебный наряд: платье из вост. парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями «казы», различные украшения - серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске. Ныне национальная мужская и женская одежда вытеснена общеевропейской одеждой городского типа. Однако уникальный для региона «каз» остался обязательным элементом женского гардероба и одевается совместно с современной одежной общеевропейского типа.

Традиционная пища Кубачей

Традиционная пища у кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана, но имеет некоторые особенности в способах приготовления блюд, их компонентах и наименованиях. Основные продукты - зерно и мясо-молочные продукты. Распространенные блюда - хинкал из пшеничной и кукурузной муки, супы с фасолью, рисом, чечевицей, «пироги» (традиционное название в Дагестане «чуду», в с. Кубачи - «Аля-кутце») и вареники с начинкой из мяса, творога, яиц, крапивы, картофеля, требухи, тыквы, плавленого местного сыра. Широко употребляются молочные продукты - молоко, масло, сыр, творог, молочные супы с рисом, лапшой, каши......

Культура

Духовная культура кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты, проявляющиеся в особенностях народных обычаев, обрядов, традиционных верований, большом своеобразии быта и производств, деятельности. Особенности эти проявляются в народной хореографии , музыке, фольклоре. Тщательно разработанные обрядовые и ритуальные танцы разных видов исполняли под музыку (зурна и барабан) члены мужских союзов во время проведения цикла «союза неженатых», а также на свадьбах. Кубачинский фольклор, типологически близкий фольклору даргинцев, имеет свои особенности, обусловленные характером осн. трудовой деятельности кубачинцев - мастеров - оружейников и ювелиров. Отмечаются новогодний праздник (по лунному календарю) - день весны и ежегодно в начале мая праздник «хождение по воду от сглаза», сопровождающийся церемониальными шествиями, музыкой, танцами, весельем, сбором цветов. Вплоть до XX в. у кубачинцев сохранялись традиционные доисламские верования, проявлявшиеся в обрядах вызывания солнца и дождя, почитании священных деревьев, культе орла и разл. животных, магич. обрядах лечения от сглаза, ношении различного рода амулетов и талисманов. В конце XIX - начале XX вв. высокого профессионального мастерства достигли мастера Магомед Гасан, Уста Ибрагим, Гаджиабдулла Ибрагимов, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Париже, Лондоне, Константинополе, Тегеране и неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей. В 1924 году в селе Кубачи была организована ювелирная артель , преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, ставший крупным предприятием народных художеств, промыслов Дагестана (780 мастеров и мастериц, из них - 230 надомниц по вязанию узорных носков). Комбинат выпускает разнообразные изделия из серебра, в том числе высокохудожественные образцы - кувшины, вазы, кубки, сервизы, декоративные блюда, женские украшения, которые удостаивались наград на многих отечественных и зарубежных выставках (Брюссель - 1958 год, Монреаль - 1967 г, Осака - 1970 год и др.). Ведущим мастерам, развивающим национальные традиции народного искусства, присвоены почетные звания народных художников России и Дагестана, многие - члены Союза художников России, награждены орденами и медалями, а Р. Алиханову, Г. Магомедову, А. Абдурахманову, Г. Кишеву и Г. Чабкаеву присуждена Государственная премия Российской Федерации. Коллекции изделий и памятников кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях России и зарубежных стран - в ГИМе, Москва; Эрмитаже, Санкт-Петербург; Лувре, Париж; Музее Виктории и Альберта, Лондон; Метрополитен-музее, Нью-Йорк, и многих других. Деятельность кубачинцев ныне вышла далеко за пределы их традиционных занятий. Среди национальной интеллигенции писатели (Абу-Бакар и др.), учёные, врачи, инженеры.

Народные художественные промыслы Дагестана

Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!

Расул Гамзатов


Трудно отрешиться от ощущения, когда читаешь Расула Гамзатова: ты говоришь не с одним человеком, а со всем Дагестаном – краем необычайной, уникальной природы, туманных гор, хрустального воздуха и серебряных ручьев.
Читая прекрасные поэтические строки, невольно начинаешь чувствовать, что мир гор и горцев становится все ближе, все интереснее. Ведь поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и, конечно же, люди. Он сумел рассказать о своей Родине так, что хочется знать об этом замечательном крае как можно больше.
В своем творчестве народный поэт Дагестана Расул Гамзатов неоднократно упоминал о народных мастерах и художниках, которыми издревле славится Страна Гор:
«Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи».
Мы расскажем о некоторых промыслах подробнее.

Кубачи

Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера.

Расул Гамзатов «Надписи на кубачинских золотых изделиях»

В высоких горах, среди скал, покрытых редкой растительностью, лежит древний знаменитый аул Кубачи.

Кубачи

Еще в VII веке изделия кубачинских мастеров были известны в Закавказье и Ближнем Востоке. Сделанные ими кольчуги, шлемы, мечи, ножи, кинжалы, огнестрельное оружие, медная посуда и ювелирные изделия высоко ценились во многих странах мира.

Расул Гамзатов

Если вдруг я металлом стану,
Не чеканьте из меня монет.
Не хочу бренчать ни в чьих карманах,
Зажигать в глазах недобрый свет.


Если суждено мне стать металлом,
Выкуйте оружье из меня,
Чтобы мне клинком или кинжалом
В ножнах спать и в бой лететь, звеня.


Кубачинский мастер обычно владеет несколькими профессиями; он должен быть гравером, знать до тонкостей слесарное дело, насечку по металлу, художественное литье, филигрань, эмаль, резьбу по кости, дереву и камню. Все эти виды работ в различных сочетаниях применяются при создании кубачинских произведений, в процессе изготовления которых принимают участие несколько мастеров или один.

Вначале мастером создается графический рисунок, который украсит будущее изделие. Затем он приступает к изготовлению самого произведения. Эта работа разбивается на несколько этапов: монтировка, гравировка, насечка, филигрань, эмалевая работа. Автор, как правило, в совершенстве владеет одним из этапов работы, хотя в Кубачи есть мастера, которые выполняют все виды работ от начала и до конца.

В ауле существуют целые династии граверов, монтировщиков, филигранщиков. Специализация была потомственной, переходившей из поколения в поколение, и семья являлась своеобразной школой мастерства.
Создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо, ножны для шашек или кинжалов. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к «хабичу уста» – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения.

Женские пояса

В Кубачи мастер гравировки считается центральной фигурой производства. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет самую ответственную и важную ее часть — гравировочные работы. Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом.
Так как рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, обычно является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов.
Кубачинские мастера – прекрасные знатоки различных стилей. Они хорошо знакомы с искусством Ирана, Ближнего Востока, Индии, Древней Руси.

Женский гарнитур. По эскизам А.Абдурахманова

Расул Гамзатов
У кубачинцев
У кубачинцев нынешней весною
Я наблюдал, как тонко и хитро
Вплетает мастер кружево резное
В черненое литое серебро.

Стекло очков вооружает зренье,
Нетороплива чуткая рука.
В глазах – любовь,
а в сердце – вдохновенье,
Крылатое, как в небе облака.

Придя к нему, вы увидали б сами,
Что мастер верен до конца себе.
Спины не разгибает он часами,
Чтоб новый знак родиться мог в резьбе.

А если ошибется ненароком
И знак резцом неверный нанесет,
То загрустит в молчании глубоком
И всю работу сызнова начнет.

И, славы кубачинцев не нарушив,
Он вновь блеснет высоким мастерством,

Которое волнует наши души
И кажется порою волшебством.

Чтоб дольше жить могло стихотворенье,
Учусь, друзья,
то весел, то суров,
Иметь я кубачинское терпенье,
Взыскательность аульских мастеров.

Пудреницы. По эскизам А.Абдурахманов

Гоцатль

Койсу дорогая, каменья дробя,
За кем ты бежишь, не жалеючи сил?
Не вор ли лукавый ограбил тебя,
Не гость ли ушел и что-то забыл?

Куда ты стремишься? Пути далеки.
Что гонит тебя? Что в низину зовет?
Зачем ты все речки и все ручейки
Уносишь с собой с белогрудых высот?

Люблю я стоять на крутом берегу
В ущелье, где твой начинается бег.
Твой голос глухой отличить я могу
В звучании хора из тысячи рек.
Расул Гамзатов «Аварская Койсу» (Отрывок)

Красиво аварское селение Гоцатль, спрятанное среди высоких гор на берегу Аварского Койсу. В этом селении сто – сто пятьдесят лет тому назад зародилось искусство, которое теперь хорошо известно у нас в стране. Согласно легенде, одним из первых мастеров был Алибек, служивший у Шамиля.

Расул Гамзатов

На сабле Шамиля горели
Слова, и я запомнил с детства их:

Думает о последствиях!»


Поэт, пусть знаки слов чеканных
Живут, с пером твоим соседствуя:
«Тот не храбрец, кто в бранном деле

Думает о последствиях!»


Гоцатлинский мастер, как и кубачинский, владеет несколькими профессиями; он должен знать плавку, ковку, слесарное дело, гравировку, черчение, шлифовку и полировку. Изделия Гоцатля делаются из серебра, меди и мельхиора. Но если процессы труда гоцатлинского и кубачинского мастеров в общем-то схожи, то их произведения отличаются своим орнаментом.
В Гоцатле изготовляют кумганы, столовые приборы, винные сервизы, декоративные тарелки, женские украшения, рога для вина.

Расул Гамзатов
Подняв аварский рог

Сойдем с коней…
Сверкает у дороги
Ручей,
За нами – снежных гор стена…
Пусть отразится в нашем полном роге

Подковой золотистая луна.


За руку выпьем – ту, что рог подъемлет,
За губы, обожженные вином,
За небо над землей, за нашу землю,

Прекрасную в безмолвии ночном…

В отличие от кубачинского орнамента аварский, гоцатлинский, на поверхности изделия занимает не всю площадь и выполняется в строгой графической форме. Существует несколько основных гоцатлинских орнаментов. Один из самых древних называется по-аварски «жураб-накъиш» и представляет собой набор декоративных цветов, листьев, расположенных в строгой последовательности по поверхности изделия.
«Кахаб-накъиш» и «чеэраб-накъиш» являются самыми распространенными гоцатлинскими орнаментами. Они отличаются друг от друга способом воспроизведения. Один и тот же рисунок на поверхности изделия может быть выполнен по желанию мастера способом «кахаб» или «чеэраб-накъиш». Если узор белый и выполнен на черном фоне, которым покрыта поверхность изделия, орнамент называется «кахаб-накъиш»; на белом фоне черный рисунок – «чеэраб-накъиш». При изготовлении женских украшений используется симметричный орнамент, который называется «дамган». При создании произведения очень часто гоцатлинский мастер использует все виды орнаментов, умело их комбинируя.

Расул Гамзатов
Мне случалось видеть иногда:
Златокузнецы – мои соседи–
С помощью казаба без труда
Отличали золото от меди.


Мой читатель – ценностей знаток,
Мне без твоего казаба тяжко
Распознать в хитросплетенье строк,
Где под видом золота – медяшка.

Унцукуль

Вершина далекая кажется близкою,
С подножья посмотришь – рукою подать,
Но снегом глубоким, тропой каменистою
Идешь и идешь, а конца не видать

Расул Гамзатов из «Восьмистиший»


Среди диких крутых гор, стоящих кругом высокой стеной, расположилось большое селение – районный центр Унцукуль – родина уникального декоративного искусства.
Как и Гоцатль, Унцукуль – аварское селение. Истоки промысла, как говорит легенда, уходят в далекое прошлое – ХVII–ХVIII века. Старики помнят, как на двери древней мечети висело большое деревянное кольцо с насечкой из серебра. Предания рассказывают о замечательных древних мастерах Гусейне и Мартале, чьи имена сегодня носят древнейшие унцукульские орнаменты. Известен также мастер Алигаджиместа, который жил около двухсот лет тому назад.

Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, — ручка кнута, сделанная из кизила, украшенная художественной насечкой. Позднее в Унцукуле мастера стали украшать насечкой декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.

Расул Гамзатов
Надписи на унцукульских палках

* * *
Когда с коня сойдешь ты, лишь она

Одна тебе заменит скакуна.
* * *
Хоть и веселей на ней узор, –
У тех, кто с нею, печален взор.
* * *
К ней припадет рука,
Что раньше поднимала
И серебро клинка,
И золото кинжала.
* * *
Хозяин бедный мой,
Ты почестей достоин,
Ты иль старик седой,
Или калека-воин.
* * *
Как ни почтенен ты, как ни велик,
Но склонишься пред ней, седой старик.
* * *
Шумела я листвою,
Была я молодой.
Тетерь грущу с тобою
О юности былой.
* * *
Я ноги для безногого
Джигита-храбреца.
Глаза я для убогого
Слепца.

Чтобы постичь секреты унцукульского искусства, надо познакомиться с его древними орнаментами и процессом производства.
От мастера требуется быть не только художником, прекрасно знающим все существующие виды унцукульских орнаментов, но и в совершенстве владеть токарным и столярным делом, прекрасно разбираться в структуре ценных пород деревьев, знать ювелирное дело, так как в конечном счете только в сочетании этих знаний рождается унцукульский мастер.
Работа мастера начинается с подбора нужной древесины. Обычно для изготовления изделий используются абрикосовые, кизиловые деревья, выдержанные не менее пяти лет, имеющие идеально ровную поверхность и красивую текстуру. Учитывая характер, размеры древесины, художник выбирает форму изделия, разрабатывает специальный орнамент для своего произведения.

Затем древесина обрабатывается на токарном станке или вручную, и заготовка приобретает форму вазы, тарелки, ступки и т. д. Для готовой формы мастер делает рисунок.
Выполненный на бумаге рисунок переносится на дерево с точностью до десятой доли миллиметра. Этот процесс – один из самых ответственных моментов работы мастера. Сначала рисунок переносится карандашом, а затем слегка намечается резцом.
Наступает следующий этап работы – насечка. На нанесенном рисунке мастер делает в древесине надрез, в который вставляется пластинка. Затем она обрезается специальными ножницами; резким и точным ударом молоточка мельхиоровая пластинка длиной 2,5 мм и толщиной 0,05 мм загоняется в древесину. Расстояние между насечками бывает 0,8–0,9 мм. На укрепление одной насечки мастер обычно затрачивает десять–пятнадцать секунд. Из насечек-штрихов образуется своеобразная дорожка, которая затем с двух сторон обкладывается специальной тонкой проволокой-каймой, также укрепляющейся в древесине. В зависимости от выбранного орнамента такая дорожка может быть прямой, в форме шара.
Очень часто вместе с пластиной используются специальные гвоздики, которые применяются для исполнения точечного рисунка, а также металлические кружочки, вокруг которых в виде каймы забиваются гвоздики.

При создании рисунка изделия мастер пользуется различными сочетаниями геометрических фигур в виде кинжалов, окружностей, сеток и т. д. Обычно дорожки выполняются сплошь из одних гвоздиков, обрамляя основные геометрические фигуры, которые неоднократно повторяются на поверхности формы. Изделие унцукульского мастера имеет в рисунке до ста тысяч насечек-штрихов.
После насечки изделие полируется, шлифуется и покрывается лаком.
Существует тринадцать основных древних орнаментов, которыми пользуются унцукульские мастера при создании своих произведений. Все основные орнаменты представляют собой геометрические рисунки, выполненные дорожкой из пластинок, с двух сторон оформленные проволочной нитью. Такая дорожка по-аварски называется «къват». Без этого рисунка не обходится ни один из основных унцукульских орнаментов. Кроме того, существуют десятки вспомогательных орнаментов, которые используются только в сочетании с основными, дополняя их, украшая геометрический рисунок.

А. Магомедов. Ступка и кувшин

Расул Гамзатов
Размытые контуры скал -

День туманный и мглистый с рассвета.
Он пришел к нам, спустился, настал,
Но солнце оставил он где-то.

Он похож на коня, что во мгле
Возвращается с поля сраженья,
Оставив лежать седока на земле
Без движенья...

Мы рассказали только о трех знаменитых аулах Дагестана, известных всему миру благодаря уникальным мастерам, сохранившим и преумножившим древние традиции народных искусств. Рассказ можно было бы и продолжить, но очень хочется, чтобы каждый, прочитавший эту короткую статью, захотел сам узнать больше о многочисленных промыслах и народных мастерах богатой талантами Горной Cтраны.

А закончить бы хотелось еще одной цитатой из Расула Гамзатова:
«В ауле Цовкра — ауле знаменитых канатоходцев — днем рождения сына считают тот день, когда маленький мальчик начинает впервые ходить по канату, а в ауле знаменитых златокузнецов Кубачи днем рождения сына считается тот день, когда мальчик приносит отцу свою первую работу — нанесенные на серебро узоры — и когда обрадованный отец говорит: «Вот и у меня родился сын!»
Мне вспоминается картина: аул Цада, весна. Впервые безусый юнец выходит пахать каменистую землю; второй – его сверстник – впервые приступает к постройке дома; третий, оседлав коня, впервые отправляется в дальнюю дорогу, и, глядя на них, мой довольный отец говорит: «Как много сыновей родилось нынешней весной в нашем маленьком ауле!».
О человеке без призвания и таланта, который не приносит пользы своим трудом, не знает сердечной дружбы, не мечтает о подвигах, в горах говорят: «Дожил до седин, а на свет не родился»
(«Конституция горца»).

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева



Похожие статьи
 
Категории