Дефицит общения. Одиночество — мука? Почему мы страдаем от недостатка общения

26.09.2019

Дефицит общения

(дефицит общения) - снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с его пребыванием в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, где родители или воспитатели не уделяют ребенку достаточного внимания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Нарушение общения.

Специфика.

Снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми. Обычно это связано с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.

Синоним.

Госпитализм.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ

(от лат. deficit - недостает) - недостаточное по количеству и качеству ребенка с окружающими людьми. Д. о. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения.

Д. о. - одна из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный Д. о., необходимо организовывать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются отмеченные пробелы. См. , . (С. Ю. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "дефицит общения" в других словарях:

    Дефицит Общения - снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку… … Психологический словарь

    Дефицит общения - – недостаточность общения с другими людьми, в частности, общения ребенка. Отражается на чертах характера: развивается замкнутость, ксенофобия 1, неумение общаться. Я обернулся и увидел маленькую крестьянскую девочку… Она, вероятно, никак не… …

    Дефицит - (лат. – недостаток) – нехватка, недостаток товаров, денег и других материальных ценностей, необходимых для жизнедеятельности человека; убыток, повышение расходов над доходами. Дефицитный – не имеющийся в необходимом количестве. Это понятие часто… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Общения дефицит - [лат. deficit недостает] недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми. О. д. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (дефицит общения) снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с его пребыванием в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, где родители или воспитатели не… …

    Дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнеся картины внутр. переживаний ребенка с развитием в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Языковой дефицит - – ситуация, когда во время общения с иноязычным лицом человек не может достаточно естественно и адекватно выразить мысль, которая была бы понятна собеседнику, и прибегает к опосредованным приемам ее выражения: к жестам, к объяснительным… … Языковые контакты: краткий словарь

    - (от лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от… … Большая психологическая энциклопедия

    Дамский мастер - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Хорошие манеры прибыльны, или Секреты делового этикета , Татьяна Королева. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. Поэтому сегодня особенно актуальна предлагаемая широкому кругу читателей книга о…

от лат. deficit - не достает) - недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми. Д. о. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения.

Д. о. - одна из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный Д. о., необходимо организовывать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются отмеченные пробелы. См. Анаклитическая депрессия, Госпитализм. (С. Ю. Мещерякова.)

Дефицит общения

Специфика. Снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми. Обычно это связано с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.

Синоним. Госпитализм.

Общения дефицит

лат. deficit - недостает] - недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми. О. д. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения. О. д. является одной из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный дефицит общения, необходимо организовывать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются пробелы, отмеченные в каждой форме общения. С. Ю. Мещерякова

Порою, даже когда кажется, что человек говорит откровенно, он утаивает важную информацию. Это случай недостаточного общения, когда по меньшей мере один человек скрывает истинные чувства, мысли или желания. В этой ситуации люди часто раздражаются или обижаются, когда не получают от других того, чего они желают, или когда другие действуют вопреки их ожиданиям. Но при этом они не говорят отчетливо о том, что их беспокоит. Другим же только остается надеяться угадать их мысли. В ином варианте, люди не пытаются прояснить то, что им было неясно из чьего-либо сообщения. Это также случай недостатка общения. Это может привести к неадекватным действиям или полностью их затруднить, что может повлечь за собой развитие конфликта. В период недостатка общения проблема, связанная с ним, будет все усугубляться, пока этот недостаток не будет восполнен.

Множество примеров недостатка общения вы можете обнаружить в окружающей вас жизни. Например, если вы заглянете в колонку советов к газете, то в качестве типичных жалоб прочтете: "Мой муж не поговорил со мной... он не допускает меня в свою жизнь... он не делится своими чувствами..." ."Мой начальник постоянно ругает меня, но при этом не говорит, чего от меня хочет..." "У нас есть родственники, которые вторгаются к нам и живут целыми днями; это меня очень раздражает. Я пыталась намекнуть им, что мы не в восторге от их присутствия, поскольку у нас очень много забот с детьми, но они все приезжают и приезжают каждый год. Что мне делать?..."

В большинстве подобных случаев решение проблемы, казалось бы, находится на самой поверхности - прямо сказать тем, с кем эта проблема связана, о том, что вы в действительности думаете или чувствуете. Преодолейте робость. Не ходите вокруг да около. Не старайтесь дать что-либо понять намеками. Скажите прямо. Может быть, для этого потребуется дипломатический подход; будьте тактичны. Но скажите все. Пренебрегаемая жена может отметить, что чувствует себя отстраненной и что хотела бы знать и делить все, что бы ни случилось, со своим мужем. Служащий мог бы сказать начальнику, что хотел бы получить от него четкие инструкции. Обремененная детьми женщина могла бы сказать своим родственникам, что из-за детей она не может их принимать или что они могут приехать, когда у нее будет меньше работы.

Ключ к решению проблемы недостатка общения, само собой разумеется, состоит в восполнении этого недостатка. Будьте открытыми; говорите обо всем, что скрывается или что непонятно. Напряжение, создаваемое отсутствием общения, может создать мучительные безвыходные положения. Они могут стать причиной обид и раздражения. Или вы можете затратить много душевных сил, беспокоясь о чем-то или делая что-то, основываясь при этом на ложных представлениях.


Чтобы избежать проблем, связанных с недостатком общения, последуйте нескольким рекомендациям:

Спросите самого себя, говорите ли вы то, что думаете? Есть ли в том, что сказано вами, что-нибудь такое, что может оказаться непонятным для другого человека или что может быть им неправильно интерпретировано? Вы должны следить за некоторыми признаками, свидетельствующими о том, что другой человек вас не понимает, такими, как смятение, смущение во взгляде, возврат к предыдущему вопросу или разговору, что говорит о том, что другой человек в действительности не услышал сказанного вами. Затем, если вы поняли, что где-то произошла осечка, вам следует успокоиться, вернуться к уже сказанному и объяснить его иными словами. Или вы можете попросить другого человека передать содержание вашего сообщения для того, чтобы убедиться в том, что оно понято правильно. Если нет, то вы можете все объяснить снова.

Спросите самого себя, соответствует ли сказанное вами вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными. Если вы говорите о каких-то неприятных вещах, будьте дипломатичны и тактичны. Но если вы ходите вокруг да около, то сказанное вами не будет понято. Как бы ни было трудно, лучше сказать все сразу. Для того, чтобы подготовить почву для своих слов, вы даже можете дать понять человеку, что вам очень трудно это говорить.

Спросите себя, понимаете ли вы другого человека. Действительно ли вы выслушали его открыто и заинтересованно? Есть ли какие-нибудь предположения, подозрения или мысли, от которых вы хотели бы избавиться? Если есть какие-то неясности, то лучший способ проверки - это повторить сказанное другим человеком. Он может тогда подтвердить правильность передачи содержания, и значит, можно двигаться дальше; если нет, то попросите его объяснить еще раз.

Что же такое в психологии дефицит общения? Это, в первую очередь, его недостаток, неважно по качественным или количественным показателям, который вызван личностными характеристиками человека, устойчивыми трудностями в процессе налаживания и поддержания взаимоотношений с другими людьми. Сюда также можно отнести нежелание или неумение проявлять эмоции, отчужденность, чрезмерную застенчивость и необщительность, неумение грамотно выходить из критических ситуаций. Дефицит общения не может возникать просто так, обычно он имеет несколько причин.

Почему может возникнуть недостаток общения?

Если дефицит общения у взрослых, что делать? Выявить проблему, особенно со стороны, бывает не так-то и просто. Обычно они сопровождаются внутренним напряжением, какими-то личными проблемами. Например, это может быть агрессия, результат психологической травмы, перенесенные стрессы и страдания, низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка. Все эти проблемы и еще множество других вызывает недостаток в общении и внимании. Проблемой может стать и банальное неумение строить диалог и отношения с людьми. Зачастую эти проблемы могут крыться в глубинах детства, а также быть результатом неправильного воспитания. В современном мире решать такую проблему стало еще сложнее. Теперь внимание человека может быть полностью направлено на компьютерные технологии, где у людей появляется возможность проживать свою жизнь не в реальном, а в виртуальном мире. Нередко случаются такие ситуации, когда человек в социальных сетях создает себе образ того, кем хотел бы быть, но в реальном мире сталкивается с трудностями. Причиной нехватки общения может стать перенесенная психологическая травма после предательства или обмана. Человек просто перестает доверять окружающим, разрывает все контактны и запирается дома. Также виной дефицита общения могут стать специфические черты характера, которые могут быть неприятны другим людям. Это зависть, лживость, эгоизм и так далее. Отсюда появляются постоянные ссоры, неумение искать компромиссы. Тут появляются трудности в налаживании контактов, появляется неловкость, страх, негатив к окружающим так далее - это последствия дефицита общения.

Социализация

С самого раннего детства на уровень умения общаться с другими людьми влияет социализация человека. С самого рождения ребенок окунается в социум и учиться адаптироваться в обществе. Начинается процесс социализации с общения с родителями, с бабушками и дедушками, потом добавляются дяди и тети, сверстники, другие взрослые, детский сад, школа, университет и так далее. Каждый период жизни - это этап социализации, и дефицит общения с детьми пагубно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Если по каким-то причинам ребенок не отправляется в детский сад, он обязательно должен находится в компании других детей, и родители не должны избегать этого. Только чужие люди помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, а не в том, который создают его родители. Дефицит общения со взрослыми у детей как раз и начинается из-за родителей, которые всячески оберегают свое чадо от контактов извне. Научиться строить здоровые отношения можно, только практикуясь. Мы формируем свой круг общения из тех людей, которые, как нам кажется, вписываются в наш мир. Мы развешиваем ярлыки направо и налево, совсем не думая о том, что каждый человек может быть достоин нашего внимания и совсем неважно, как он выглядит и чем занимается.

Что мешает нам избежать дефицита общения?

Каждый человек в какой-то период жизни сталкивался с некоторыми распространенными заблуждениями касательно людей. Если попробовать переступить через свои принципы, можно качественно разнообразить свою жизнь интересным общением.

Внешний вид

Каждый человек хоть раз в жизни произносил фразу: «внешность - это не главное», а друзья задумчиво кивали и соглашались в ответ. Что бы кто ни говорил, первое впечатление о человеке всегда базируется на внешнем облике, важно лишь не зацикливаться на этом и узнавать человека дальше. Нередко можно встретить человека безупречно одетого, но с пустотой внутри, и наоборот. Безвкусно одетый или неопрятный человек может с одинаковым успехом оказаться местным алкоголиком или известным музыкантом, которому просто-напросто плевать, что и как на нем надето. Тысячи вариантов, и вы никогда не узнаете правду, если пройдете мимо.

Люди со странностями

Все мы не без тараканов в голове. То, что может казаться привычным и нормальным для одних, может быть совершенно неприемлемым для других. Все мы росли в разных условиях, общались с разными людьми, усвоили свои принципы и правила жизни. Почему бы не научиться разрушать стереотипы и перестать считать всех подряд, у кого мнение не совпадает с вашим, ненормальными безумцами? В любом случае в современном мире понятие «нормально» очень размыто. У многих великих людей были свои тараканы в голове и заморочки, но это же не мешает нам считать их великими? Вы знали, что Черчилль каждый вечер перед тем, как ложится спать, менял постельное белье? Эйнштейн отказывался носить носки, а Бетховен не признавал бритья, считая, что это приносит ему вдохновение. Стив Джобс тоже любил ходить босиком, и вообще все вокруг считали его странным и ненормальным. А что вышло? Продолжать можно бесконечно, но факт остается фактом: странности ни о чем не говорят.

Вредные привычки

Мы зачастую априори относимся плохо к людям с вредными привычками. Курильщики для большинства людей неотесанные чурбаны, а любители выпить на вечеринках - беспробудные алкоголики. Но разве то, что человек пристрастился к сигарете, означает, что он плохой или глупый? Например, известный писатель Эдгар Алан По был суровым алкоголиком, который даже умер именно от спиртного, но он же написал книги, о которых знает фактически каждый житель планеты. Хемингуэй не представлял свой день без виски или вина, но это же не значит, что вы бы отказались пообщаться с ним, если бы такое было возможно? Смысла нет перечислять всех актеров, музыкантов, политиков, за которыми прячется грешок, связанный с употреблением наркотиков. Но ведь общество признает их нормальными!

Попробуйте посмотреть на мир, как дети

Малыши всегда честны и искренни в своих поступках и словах, они не смотрят на социальное положение, внешний вид и так далее. Попробуйте и вы избавиться от привычки вешать ярлыки, загонять людей в рамки, несмотря на его манеру речи или какие-то странности. Зачем погружать себя в состояние дефицита из-за навязанных стереотипов?

Какие бывают виды дефицита общения

Факт остается фактом: каждому человеку необходимо самое простое человеческое общение, а его недостаток влечет за собой возникновение различных форм психических расстройств. Всего в психологии известно пять видов дефицита в общении, которое Э. Берн называл «голодом».

Первый тип - голод на стимуляцию

Данный тип характеризуется полным отсутствием коммуникаций в жизни человека. Психологи выяснили, что уже спустя пару дней сознание человека начинает меняться в негативную сторону. Особенно плачевно такое полное отсутствие общения для детей. Все это сказывается на растущем организме и малышу, когда он уже вырастет, будет сложно вписаться в общество «нормальных».

Второй тип - голод на узнавание

Данная категория характеризуется тем, что испытывает человек, когда попадает в непривычную для него обстановку. Даже в толпе людей человек может чувствовать полное одиночество и все так же испытывать потребность в общении. Особенно такое состояние знакомо человеку, когда он оказывается один в незнакомой стране. Тут недалеко и до депрессий.

Третий вид - голод на удовлетворение потребностей в качественном общении

Здесь уже речь не идет о полном отсутствии общения, здесь имеется в виду качество этого общения. Например, если человек контактирует с людьми только на работе, ограничиваясь формальным общением. Особенно присуща такая разновидность дефицита тем, кто имеет богатый внутренний мир, тонкую душевную натуру, но не имеет возможности выразить все это. В первую очередь, это творческие люди, которым тяжело смириться с тем, что жизнь протекает на таком примитивном уровне

Четвертый вид - голод на события

Если человека окружают интересные люди, и он постоянно находится в процессе общения, это еще совсем не значит, что он не будет испытывать потребность в чем-либо. Таким людям недостаточно других людей, им нужно, чтобы в жизни постоянно что-то происходило. Зачастую это носит негативный окрас, так как удовлетворяется потребность различными слухами и сплетнями.

Пятый вид - голод на признание

Все люди в той или иной степени жаждут славы и признания. Люди стремятся достигнуть высоких результатов в своей профессиональной сфере и делают они это не только для собственного спокойствия, но и для того, чтобы получить признание от других людей. Негативно голод признания может сказаться на тех людях, которые когда-то имели толпу поклонников, но в будущем потеряли былую славу.

Люди, которые имеют дефицит общения, нередко сами не осознают, в чем причина их постоянного недовольства, хронической депрессии и подавленности. Потребность в любом из видов дефицита испытывает каждый из нас в определенный период своей жизни.

Последствия

Последствия дефицита общения могут быть самыми разными. Это может пройти для человека незаметно и отразиться только на его настроении. В более тяжелых случаях все может закончиться депрессией или психозом. Для детей дефицит общения может обернуться проблемами в будущем, им будет сложно контактировать с людьми, ребенок может вырасти замкнутым и нелюдимым.

Привет, уважаемое сообщество.
Текущий твой "пациент" страждует помощи в сферах:
- способов поиска нового личного круга общения, в силу утраты старого
- обретения харизмы и улучшение способности вливания в коллективы, чтобы не оставаться в стороне от праздника жизни
- оценки себя со стороны, т.к. хочется действительно понять где косячу, а где нет, что самостоятельно не совсем получается.

Постановка диагноза:
Если смотреть на многие подобные посты об отсутсвии круга общения или умения влиться в коллектив, то лейтмотивом большинства из них является вполне комфортное существование человека в одиночку и, вообщем-то, лишь праздный интерес, нормально ли это. Увы, персонально для меня это также нормально, как с прыгать с десятого этажа вниз головой.

В качестве исходных данных имеем непростой возраст в 27 лет и, предположительно, отсутствие таких явных косяков при взаимодействии с социумом как закрытость, враждебность, мизантропия, интернетная игромания, и т.д.
Тем не менее, это не спасло от отсутствия хоть какого-то круга людей, который покрывал бы потребности в живом общении. Чисто символические пару приятелей с редкими встречами. А параллельно, чувствую свое неумение влиться в коллектив, если люди сами явно не настроены на прием нового гостя с хлебом и солье:). А очень хочеться находить с большим числом общий язык, ощущая открытые двери.

Предполагаю, что во многом моя беда в том, что я - амбиверт. При том, что общение мне крайне необходимо и без него я сдуваюсь, испытываю все те классические проблемы, списываемые на интроверсию: при первом разговоре приходится напрягаться, чтобы разговор как-то закрутился (не хочется спрашивать банальщину, а что еще?), напряжение в большой компании, нервозность, рефлексия, ощущение, что любое неверно сказанное слово дурно повлияет на репутацию, ощущение растерянности, когда люди общаются между собой по принципу "нам друг с другом интересно и больше никто не нужен" (не до конца понимаю, как вклиниться), дикое раздражение, если кто-то отпустит "смищную" шутку в мой адрес (люто, бешенно ненавижу таких людей). В дополнении ко всему, нету какой-то яркой харизмы. Не могу заставить людей ржать до потери пульса, как это затребовано московским обществом, или что-то долго заумно рассказывать, чтобы привлечь внимание. Хотя тет-а-тет могу вполне неплохо справиться - наверное, тут меньше беспокойста обо мнении окружающих, проще делать рискованные шаги.

Если во времена ВУЗа все складывалось, люди часто рисовались, радуя обилием общения, то к 25 еле-еле смог по крупицам собрать круг общения, и опять через год все развалилось. Причем люди не переженились даже, а просто где-то пропадают.
Замечаю, что на предложения встретиться знакомые реагируют очень вяло, не могу даже установить, чем занимаются таким интересным. Создается ощущение, что или общение помимо своих "половинок" и секса имеет ценность для них ценность песка в пустыни, или я являюсь таким же интересным как романы Дарьи Донцовой:)

Даже будучи вполне склонным к самокритике, ну не могу сказать, что являюсь глупым или овощным. Например, путем обманов и подлогов к нынешнему времени смог устроиться на неплохую даже по меркам Москвы з/п при исходных условиях 25 лет совсем без опыта работы (тупил, сидел дома на шее). Спокойно отказался от сериальчиков, игрушечек, начал следить за собой. Когда надо, мозг включается, готов работать и не прокрастинировать.

Только вот с общением все не так линейно как с работой - непонятно, как "прокачивать" те качества (например, юмор и харизма) что нравятся людям, чтобы быть удостоенным их внимания. Где знакомиться, в исходной ситуации, когда нету зацепок за компании и мощных социальных козырей в рукаве, будучи обычным офисным пареньком без явных успехов в общественно-популярных делах.

Буду очень благодарен за конкретный вывод на цель.



Похожие статьи
 
Категории