Деловое рукопожатие: этикет и правила хорошего тона. Нужно ли вставать, когда в кабинет входит начальник

25.09.2019

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru -

«Ни за что!» - резонно скажет каждый второй человек, не обремененный со школьной скамьи изучением правил этикета, скорее всего из соображений потерять собственное достоинство в глазах как присутствующих в кабинете коллег, так и самого начальника. На самом деле, именно при таком поведении он это самое достоинство теряет. Потому что «ежу понятно», что при появлении начальника перед вашим ясным взором, вставать – это не только дань вежливости и учтивости по отношению к боссу, но и первейшая необходимость, показывающая, насколько хорошо вы воспитаны. И не имеет значения, старше вы своего начальника, или младше. Хотя, в первом случае, возможны исключения из правил, в первую очередь, сделанные самим начальником, то есть на его милостивое усмотрение, сидеть вам или стоять. Думается, никто его за это не осудит.

А часто ли вам приходилось, заходя в солидный офис по неотложным делам, видеть встающую навстречу секретаршу, с милой улыбкой на лице, и при сильной занятости шефа любезно предлагающую вам подождать энное количество минуток? Понятно, что для секретаря вы не начальник, но и здесь правила этикета предполагают, что милая девушка, увидев, как вы заходите в приемную, должна обязательно встать.

Приятно видеть вокруг себя воспитанных людей, но еще приятнее видеть себя на вершине Олимпа под названием «Этикет». Только в этом случае к вам будут относиться так, как вы этого не только хотите, но еще и заслуживаете. Разве не так?

Каждое утро, просыпаясь, мы выбираем себе настроение сами, так же, как и одежду. Одевайтесь в счастье, оно всегда в моде.

Многие успешные люди практикуют ранний подъем и рекомендуют его другим. Неужели и вправду это такая необходимая привычка, которую нужно прививать всем? Или можно вставать поздно и оставаться успешным?

О технике раннего подъема много написано, например, в книге «Магия утра» Хела Элрода. Хел пишет о том, как ранний подъем может изменить жизнь в лучшую сторону:

  • Улучшить общее здоровье, сбросить лишний вес (если необходимо);
  • Снизить уровень стресса;
  • Просыпаться каждое утро с зарядом энергии;
  • Больше зарабатывать;
  • Найти свое призвание и следовать ему;
  • Повысить продуктивность и научиться фокусироваться на ключевых задачах.
  • Тишина (5 минут).
  • Аффирмации (5 минут).
  • Визуализация (5 минут).
  • Физические упражнения (20 минут).
  • Чтение (20 минут).
  • Письмо (5 минут).

Этот час — ваше личное время, которое вы посвящаете себе любимой. Это трансформация, которая придаст вам заряд энергии, улучшит настроение и продвинет вас далеко вперед!

Хотите встроить метод раннего подъема в свою жизнь? Прежде, чем делать это, ответьте на один вопрос: вы жаворонок или сова?

Жаворонкам будет легче практиковать технику раннего подъема и просыпаться в 5 утра. Здесь, скорее, нужно будет поработать над психологическими барьерами, вроде откладывания, лени, страха перемен.

Вы можете попробовать проделать следующее:

  • Пропишите мотивирующие цели, которые помогут вам проснуться и сразу приступить к работе над собой.
  • Следующий день будет прекрасным — просыпайтесь с этой мыслью!
  • Пересмотрите свое питание — оно очень сильно влияет на то, как вы спите и, соответственно, хотите ли просыпаться в 5 утра.
  • Пропишите свою индивидуальную программу саморазвития, которую вы хотите выполнять в 5 утра (если вышеприведенная вам не подходит)
  • Начните с небольшой физической активности и приятного душа. Это улучшит ваше настроение и придаст мотивации.
  • Поработайте с коучем. Это поможет вам выявить причины, по которым у вас не получается вставать рано и наметить план действий для эффективного подъема в 5 утра. К примеру, это может быть такой запрос: встать в 5 утра могу, но ничего не делаю или делаю вяло.

И помните, что, если вы решили вставать в 5 утра, то нужно делать это постоянно, без перерывов . Это очень важно!

Так как наш организм привыкает к размеренному графику. И когда вы сбиваете ритм, то это очень большой стресс для всего организма.

Кстати, не забывайте, что оптимальная продолжительность сна составляет примерно 7-8 часов. (среднее значение) Даже если вы жаворонок, у вас не получится ложиться поздно и вставать в 5 утра. Вы просто очень быстро перегорите и забросите это дело, так как не будете высыпаться.

Организуйте свой день так , чтобы вы успевали сделать все свои дела и лечь спать до 21:00 (до 22:00). Это поможет вам хорошо выспаться и легко проснуться. И тогда 1 час утреннего времени для себя вы действительно проведете с пользой и удовольствием.

Если же вы сова, то тут дело обстоит сложнее. Подъем в 5 утра вам определенно не подойдет!

Если вы попытаетесь вставать в 5 утра, то это будет только стресс и мучения для вашего организма. Ранний подъем не будет таким эффективным, и скорее всего, оставшуюся часть дня вы будете «клевать носом».

Что делать совам? У каждого человека есть свое продуктивное время в течение дня. Т.е. то время, когда вы готовы горы свернуть, энергия бьет через край, ощущения просто замечательные!

Найдите это время! К примеру, это может быть обеденный перерыв или поздний вечер, когда все (особенно дети) легли спать. Главное, чтобы вас никто не отвлекал. И этот 1 час вы можете посвятить полностью себе, используя вышеприведенные техники саморазвития. При этом, вы будете высыпаться и эффективно развиваться .

И еще один момент касательно сов, точнее, «псевдосов». Некоторые люди ошибочно причисляют себя к совам и пытаются жить по их «графику». Причем они испытывают некий дискомфорт, но уже привыкли к такому образу жизни и считают это нормой.

Чтобы максимально точно выявить, кто вы — сова или жаворонок, пройдите психологический тест Хорна-Остберга. Это достаточно точный тест по выявлению вашего хронотипа.

И в заключении хочу отметить, что ваша жизнь зависит только от вас . Попробуйте привнести в нее «чудесное утро» (или «чудесный вечер»), и тогда вы станете той волшебницей, которая сможет творить чудеса.

Станьте лучшей версией себя!

А моя профессиональная поддержка поможет вам в этом!

Такие правила включают в себя ряд мелочей и условностей, но именно они составляют азбучные нормы поведения сослуживцев на работе. Начнем все по порядку. Первая служебная ситуация: к двери одновременно подошли начальник и несколько его подчиненных, среди которых несколько женщин.

Возникает вопрос, кто должен открыть дверь? В данной ситуации дверь должен открыть тот, кто находится ближе всего к двери. Если женщина стоит у двери - открывает ее она. Но настоящий джентльмен обязательно перехватит инициативу и скажет: «Проходите, пожалуйста». Еще лучше, когда это сделает сам начальник. Почему? Да потому, что подчиненные всегда спешат, боясь опоздать. И если у двери скопилось много народа, начальник этим жестом может помочь своим подчиненным не опоздать и одновременно выразит свое уважительное отношение к ним, что будет способствовать созданию имиджа воспитанного и очень благожелательного человека.

И вот вы вошли в здание, где работаете. Если на входе или в коридоре находится охрана или пропускная система, следует обязательно поздороваться с человеком, который стоит в дверях или проверяет пропуска. В раздевалке с гардеробщиком также нужно поздороваться.

Войдя в помещение, следует приветствовать встреченных сослуживцев. Если вы обменялись рукопожатием с одним из них, следует обязательно протянуть руку и всем остальным. Когда в помещении много народу, можно не здороваться с каждым сотрудником в отдельности. Достаточно всем сказать «Здравствуйте» и приветливо улыбнуться.

Как известно из общих правил этикета, если женщина входит в комнату, где сидят мужчины, они встают (разрешается не вставать только очень пожилым или людям, имеющим физические недостатки). Но в служебной обстановке это правило не действует. Здесь, когда входит женщина рангом ниже присутствующих, мужчины не встают.

Войдя в помещение, начальник приветствует встреченных ему подчиненных. Руку подавать не обязательно, но сказать «здравствуйте» следует и охраннику, и уборщице, которая заканчивает уборку помещения, и всем остальным сотрудникам, которые работают в сфере обслуживания и попали в данный момент на глаза начальнику. Когда начальник идет по коридору, ему может встретиться сотрудник, которому он хочет задать деловой вопрос (не столь серьезный, чтобы приглашать его к себе в кабинет). В этой ситуации начальник может остановить сотрудника и, поздоровавшись, начать разговор по существу.

Если во время этого разговора другой сотрудник идет по коридору и видит своего начальника, ому следует, если он уверен, что его не заметили, тихо пройти мимо. Здороваться для перестраховки со стороны спины начальника не принято, поскольку это всегда выглядит комично.

Но если сотрудник все же поздоровался и начальник это заметил, то в данной ситуации имею гея два варианта поведения начальника. Первый вариант: если разговор не очень ответственный, то начальник извиняется перед своим собеседником и, повернувшись, здоровается с тем, кто его поприветствовал. Второй вариант: если обсуждаемая тема настолько серьезна, что невежливо в этот момент прерывать разговор, начальник не отвечает на приветствие проходящего сотрудника, и тот, это, скорее всего, поймет. Здороваться же через плечо будет более невежливо, чем просто сделать вид, что он никого не заметил. Однако в течение дня начальнику надо все же найти возможность поприветствовать этого сотрудника.

Создание деловой атмосферы в значительной мере зависит от того, как вести себя в приемной и кабинете начальника. Рассмотрим возможные в этой ситуации случаи.

Случай первый. У начальника есть при- мная. где сидит секретарша. Именно она регулирует поток посетителей. Поэтому, прежде чем войти к начальнику, надо спросить разрешения у секретаря. Случай второй. У начальника нет приемной, и он не имеет секретаря. Первый вопрос, который возникает у подчиненного, когда он хочет войти в кабинет начальника: надо ли стучаться? Ответ однозначный - не надо. Следует просто приоткрыть дверь и спросить, например, так: «К вам можно?» Если в этот момент начальник говорит по телефону и сделает рукой приглашающий жест, то нужно войти в кабинет и остановиться недалеко от двери.

Если начальник вас приглашает, нужно войти в кабинет, поздороваться и пройти до приставленного к столу начальника столика и здесь остановиться.

Если начальник молчит, то входить нельзя.

В том случае, когда вы принесли служебные бумаги в кабинет начальнику, и он, взяв их у вас, говорит: «спасибо», не приглашая садиться, вы должны повернуться и тихо выйти.

Рассматривать такое поведение начальника как невоспитанность или невежливость не следует. Просто он не обязан приглашать всех пришедших к нему присаживаться, даже если к нему пришла женщина.

В том случае, когда вы совершаете визит к крупному чиновнику или ведете официальные переговоры, расстояние между собеседниками должно составлять примерно 3,5-4 метра. Если вы во время разговора приблизитесь к собеседнику на указанную дистанцию, то скорее всего, расположите его к себе. При более близком расстоянии эффект может быть обратным.

Что касается всех остальных случаев, то не стоит начинать деловой разговор с расстояния более 4 метров. Установление хорошего контакта в этом случае почти невозможно, а настроить собеседника против себя очень легко. Но вот улыбка и на таком расстоянии - универсальное средство входить в контакт.

Первые фразы лучше сказать, подойдя на расстояние 1,5-2 метра (в зависимости от близости отношений с собеседником). На таком расстоянии обычно обмениваются новостями или просто собираются поболтать. Чаще

собеседники, когда речь заходит о личных проблемах или о чем- то особо важном или доверительном, предпочитают общаться на более близком расстоянии (0,5-1,5 метра). Поскольку такая дистанция более всего характерна для близких знакомых и друзей, то собеседники подсознательно настраиваются на сочувствие и помощь. Благодаря этой дистанции мы воспринимаемся значительно «ближе».

Существует еще более близкая дистанция общения (обычно менее 40-50 см), которая предполагает полное доверие и духовную близость, однако она в деловой практике обычно не используется и является характерной только для родителей, детей и влюбленных.

Женщине на службе надо помнить, что она подчиненная и поэтому на нее распространяются все правила служебного этикета. Она не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. Попутно заметим, что женщина, как подчиненный служащий, не подает первой руку своему начальнику (хотя во всех остальных случаях она мужчине подает руку первая).

Начальник не обязан подавать руку всем своим подчиненным. Он может просто поприветствовать их кивком головы, сказав «здравствуйте».

А нужно ли вставать женщинам, когда в комнату, где они работают, входит начальник? Если он вошел для того, чтобы познакомиться с персоналом, то вставать нужно. Если начальник вошел первый раз, то также желательно встать Но если это обычный рабочий день, и / начальник входит и выходит из комнаты много раз, то, конечно, вставать не нужно. ^

Попутно отметим еще одну условность. Когда в кабинет начальника входит женщина (сотрудница или посторонний посетитель), то он должен обязательно встать, застегнуть пиджак и выйти из-за стола. К сожалению, наши руководители-мужчины очень часто забывают застегивать пиджак. И это выглядит очень невежливо, говорит о невоспитанности таких людей.

Застегивать пиджак нужно и в других случаях. Например, когда мужчина сидит за столом президиума он может расстегнуть пиджак, но если ему предоставили слово, то он при вставании обязан пиджак застегнуть. То же самое в гостях, на приеме или в ресторане: если мужчина должен говорить тост, ему следует прежде всего застегнуться.

Бывает так. что в кабинет подчиненного входит его начальник. И сразу возникает вопрос: кто должен первым протянуть руку? Правило здесь такое: какого бы высокого ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, руку протягивает хозяин кабинета, независимо от возраста и пола. Только не нужно протягивать руку через стол - это невежливо, хотя у нас так поступают довольно часто. Не нужно также хозяину кабинета идти навстречу вошедшему начальнику с протянутой рукой.

Правильное поведение в указанной ситуации будет заключаться в том, что вы спокойно подойдете к вошедшему начальнику и протянете ему руку, затем вежливо поздороваетесь и предложите ему сесть. Куда? Конечно, не на свое место. И не за большой стол для заседаний, а приставленный к столу хозяина кабинета столик. При этом вошедшему следует предложить место за этим столиком лицом к окну, а самому сесть спиной к окну, но лицом к двери.

В том случае, когда вошедший гость - женщина, она может присесть спиной к окну (иногда женщины не уверены, хорошо ли они выглядят и потому не хотят сидеть лицом к свету, особенно при ярком солнце). Это значит, что женщина сама выбирает место. Даже если начальник уже показал рукой на стул, она имеет право сказать: «Если вы не возражаете, я присяду здесь».

Рассмотрим теперь нормы этикета, которые следует соблюдать на служебных совещаниях. Начнем с поведения на них руководителя.

Открывая совещание, начальник обращается к присутствующим. Раньше он обращался к ним со словом «товарищи». Сейчас до вольно много людей (и прежде всего, молодежь) скептически относятся к этому слову. Поэтому, обращаясь к собравшимся на официальных совещаниях, следует использовать слово «господа». На обычных совещаниях можно использовать нейтральное обращение, например, «уважаемые коллеги».

Итак, вы обратились к присутствующим, объявили повестку дня, после чего предлагаете

три варианта предоставления слова: 1)

предлагают выступить желающим; 2) предоставляют слово сидящим по часовой стрелке слева от себя; 3) в первую очередь дают слово старшему по рангу или возрасту. Из этих вариантов в наше время наиболее предпочтительным является первый, поскольку он самый демократичный. К тому же всегда кто-то готов к выступлению раньше других.

Начальнику, ведущему совещание, не следует навязывать свою точку зрения. Собравшиеся должны свободно высказать собственное мнение. Ведущему совещание нужно держаться хладнокровно, не горячиться и не обрушиваться на инакомыслящих. Если в пылу дебатов некоторые участники совещания допускают грубости, долг ведущего вмешаться и оградить тех, в чей адрес они направлены. Призывая к порядку, начальник должен просить выступающих говорить по существу. Одергивая таких недисциплинированных участников, а также тех из них, которые любят начинать «от Адама», ведущий совещание обычно предлагает держаться ближе к теме.

Самому руководителю следует уметь выделять главное, не позволять себе утопать в мелочах, говорить о деле четко, точно и па гко. Краткость проведения совещания - это показатель качества работы руководителя. Для этого надо стремиться, чтобы все участники совещания были заранее настроены на продуктивное обсуж- деьие вопроса, чтобы коллективно найти средства его решения.

Рассмотрим теперь нормы делового этикета, которых должны придерживаться сами сотрудники, приглашенные на совещание.

Прежде всего, на совещание нельзя опаздывать. Опоздавшие доказывают небрежное отношение к своим служебным обязанностям, а также неуважение к тем, кто пришел на совещание раньше.

Во время совещания не принято переговариваться друг с другом. Отдельные реплики вполне допустимы, но между собой обсуждать данную тему не следует. Ведь в этот момент начальник может подумать, что вы обсуждаете вчерашний футбольный матч или еще что-либо, не имеющее отношение к обсуждаемым вопросам.

Не следует также во время выступлений смотреть на часы, поскольку вас могут неправильно понять, решив, что вам скучно или что вы куда-то очень торопитесь.

Когда вы еще до совещания знаете, что вам по какой-то причине придется его покинуть, нужно заранее предупредить об этом руководителя совещания.

В том случае, когда у вас заранее не было возможности предупредить ведущего совещание начальника, нужно осторожно, спокойно и без шума встать, открыть тихонько дверь и выйти.

Приветствую Вас, уважаемые читатели! С Вами Никандрова Елена. Сейчас практически ото всюду мы слышим, что нужно вставать как можно раньше, желательно до восхода солнца, что именно так вставали древние люди и тем самым продляли себе жизнь. Нас везде учат, как научиться рано вставать. Также есть мнение, что все мы рождаемся «жаворонками», а «совами» уже становимся в процессе жизни.

Наслушавшись этих и многих других изречений, я решила, что хочу научиться рано вставать, чтобы больше успевать и быть здоровее. Сейчас вам расскажу, какими способами можно научиться просыпаться раньше, а потом поделюсь своими результатами от этого эксперимента.

Методы помогающие вставать раньше

  • Самое первое, чтобы я рекомендовала сделать, так это определить, в какие утренние часы вам комфортнее вставать. Я пробовала просыпаться в 8 и 9 утра, но чувствовала себя разбитой. Идеальным временем для меня было 6 часов утра. Вы же должны определить своё время.
  • Чтобы рано просыпаться нужно раньше ложиться спать, желательно это делать до 12 часов ночи, оптимально в 22 часа.
  • Очень трудно заставить себя лечь в 22 часа спать, ведь именно в это время находится много интересных дел, энергия буквально начинает бурлить и хочется сделать как можно больше, а тут нужно ложиться спать. Чтобы это было легко сделать, за день вы должны устать – занимайтесь спортом, давайте себе физические нагрузки и к вечеру организм сам захочет уложить вас пораньше.
  • Также обязательно создайте какую-нибудь цель, которая будет каждый день вас поднимать рано утром. Но помните, мотивация должна быть достаточно сильной, иначе все труды будут впустую.
  • Нужно создать комфортные условия для раннего пробуждения. Например, если в квартире холодно, а за окном темно, то вам не захочется вылезать из-под одеяла. Поэтому положите у кровати теплый, мягкий халат или плед, уютные пушистые тапочки или носки, чтобы можно было сразу после пробуждения в это укутаться. Также сразу включите свет в спальне и желательно верхний.
  • Первое время для раннего пробуждения вам придется пользоваться будильником, но не ставьте его возле кровати, чтобы легко до него дотягиваться. Поставьте его подальше, чтобы для выключения будильника вам нужно было встать с постели.
  • Просыпайтесь в одно время, так ваш организм в скором времени сам начнет пробуждаться без будильника. И просыпаться рано утром нужно не только по будним дням, но и по выходным, во время отпуском и праздников.

На своем опыте могу сказать, что все эти способы действенные и работают, поэтому если вы хотите научиться рано вставать можете смело ими пользоваться.

Надо ли вставать рано?

Теперь давайте поговорим, а действительно ли необходимо себя ломать и вставать рано. Сразу хочу предупредить, что это сугубо мое мнение, основанное на моем неоднократном опыте, у вас возможно будет все по другому.

Я пришла к выводу, что лично мне ранний подъём не принес ничего хорошего. Все дни чувствуешь себя «не в своей тарелке», любимые дела перестали приносить радость и удовлетворение. Потом постоянно не было настроения, я стала раздражительной, работа делалась через силу, чувствуешь полное неудовлетворение жизнью.

Не спорю, кому-то ранний подъём может быть в радость и принесет большие результаты в карьере, в бизнесе и в других сферах жизни, но лично для меня это было пыткой.

Хотя нужно отметить, что многие влиятельные люди встают именно рано утром, чтобы добиться больших результатов. Поэтому тут решать вам и выбор тоже за вами.

И я придерживаюсь мнения, что когда бы мы ни просыпались, главное чувствовать гармонию и удовлетворение жизнью, испытывать радость от каждой прожитой минутки.

С Уважением к Вам, Никандрова Елена

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Да благословит Вас Всевышний Аллах, аминь.
Как ученые трактуют хадисы по поводу вставания при встрече со словами приветствия (мира)? Нужно ли вставать при встрече или оставаться в сидячем положении? Также дайте, пожалуйста, комментарий к следующим хадисам:
- Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) говорил, что не было более любимого человека для них, чем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и когда они видели его, то не вставали, зная, что он не любит это. (Тирмизи. Сунан)
- Передается в «Сахих» имама Бухари и Муслима история Кааба ибн Малика, когда Аллах принял покаяние его и двоих его сотоварищей. Когда Кааб вошел в мечеть, Тальха ибн Убайдулла встал и побежал к нему навстречу, чтобы поприветствовать его и поздравить с прощением Аллаха, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не осудил данный поступок.
- Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) входил к своей дочери Фатыме, она вставала, брала его руку и сажала на свое место. А когда она входила к нему, он брал ее руку и сажал на свое место. (Тирмизи, сахих-хадис)
и др. (Россия, Калининградская обл., Светлый)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Ваш вопрос касается того, можно и нужно ли вставать, чтобы поприветствовать вошедшего человека салямом.

Если говорить о том, можно ли вообще приветствовать человека стоя, то да, можно, в этом ничего плохого нет. Это один из возможных видов приветствия салямом. Теперь рассмотрим ситуацию, когда один или несколько человек сидят в помещении, а в это время входит другой человек: можно ли вставать, или же всем нужно оставаться на своих местах? Шейх Бадруддин Айни (милость ему Аллаха) рассматривал этот случай и давал четыре разных ответа в зависимости от обстоятельств:

А) Запрещено вставать, если известно, что входящий человек, вследствие высокомерия и надменности, ждет, чтобы другие встали для него.

القيام على أربعة أوجه الأول محظور وهو أن يقع لمن يريد أن يقام إليه تكبرا وتعاظما على القائمين إليه

Б) Порицается (макрух) вставать, если есть чувство, что входящий загордится тем, что люди встали ради него.

والثاني مكروه وهو أن يقع لمن لا يتكبر ولا يتعاظم على القائمين ولكن يخشى أن يدخل نفسه بسبب ذلك ما يحذر ولما فيه من التشبه بالجبابرة

В) Разрешается вставать для хорошего или образованного человека из уважения к нему, если видно, что тот не ждет, чтобы другие вставали ради него.

والثالث جائز وهو أن يقع على سبيل البر والإكرام لمن لا يريد ذلك ويؤمن معه التشبه بالجبابرة

Г) Рекомендуется вставать для приветствия того, кто вернулся из поездки или получил радостную весть, чтобы пожелать ему добра и разделить его счастье. Также рекомендуется встать для приветствия человека, которого поразила та или иная беда.

والرابع مندوب وهو أن يقوم لمن قدم من سفر فرحا بقدومه ليسلم عليه أو إلى من تجددت له نعمة فيهنئه بحصولها أو مصيبة فيعزيه بسببها

(Айни. Тухфат-уль-ахвази. - Том 8, стр. 24)

Перечисленные вами хадисы нужно рассматривать с учетом вышеприведенного разъяснения. Если его должным образом понять, то станет ясно, что нет никаких противоречий между данными повествованиями. Просто к ним применимы различные правила. Для вашего удобства ниже дан комментарий к каждому хадису:

Первый хадис:

Господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщал:

لم يكن شخص أحب إليهم من رسول الله صلى الله عليه وسلم، وكانوا إذا رأوه لم يقوموا لما يعلمون من كراهيته لذلك
«Не было для них человека более любимого, чем Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Когда они видели его, то не вставали, зная, что он не любит этого».
(Тирмизи. - № 2754)


В данном повествовании господин Анас (да будет доволен им Аллах) явно указывает на то, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не хотелось, чтобы люди вставали для приветствия в его адрес. Такова была его скромность: несмотря на свое самое высокое положение среди людей, он хотел, чтобы с ним вели себя как с самым обычным человеком. Сподвижники хотели бы встать из почтения к нему, но не делали этого, зная, что это доставит неудобства Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Второй хадис:

Господин Кааб ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил:

دخلت المسجد، فإذا برسول الله صلى الله عليه وسلم، فقام إلي طلحة بن عبيد الله يهرول حتى صافحني وهنأني
«Я вошел в мечеть и сразу увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Затем Тальха ибн Убайдулла (да будет доволен им Аллах) встал, подбежал ко мне, пожал руку и поздравил».
(Бухари. Сахих. - Глава о рукопожатиях)


Господин Тальха ибн Убайдулла (да будет доволен им Аллах) поздравил господина Кааба (да будет доволен им Аллах) с тем, что были ниспосланы аяты о принятии его покаяния. Будучи его близким другом, господин Абу Тальха встал, чтобы поприветствовать господина Кааба и разделить с ним его радость. Данная ситуация относится к четвертой категории случаев, о которых писал шейх Бадруддин Айни (милость ему Аллаха).

Третий хадис:

Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:

ما رأيت امرأة أشبه حديثا وكلاما برسول الله صلى الله عليه وسلم من فاطمة، وكانت إذا دخلت بيته أخذ بيدها فقبلها وأجلسها في مجلسه، وكان إذا دخل عليها، قامت إليه، فقبلته وأخذت بيده
«Я не видела, чтобы кто-нибудь был так похож на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как Фатыма, в его речи и в том, как он сидел. Когда она приходила к нему, он вставал, чтобы поприветствовать и поцеловать ее. Затем он брал ее за руку и усаживал на свое место. Когда же Пророк приходил к ней, она вставала, чтобы поприветствовать его, целовала его и брала за руку».
(Насаи. Сунан кубра. - № 9193)


Данный хадис указывает на большую любовь отца к дочери и дочери к отцу. Понятно, что Пророк Аллаха вставал из-за любви к Фатыме, а она делала то же самое из любви к нему. Поскольку здесь не было никакой гордыни, а все делалось из чистой любви и уважения, то данная ситуация относится к третьей категории случаев, рассмотренных шейхом Бадруддином Айни (милость ему Аллаха).

А в первом рассмотренном хадисе Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не нравилось, когда люди вставали в его присутствии, поскольку таков был обычай в окружении надменных правителей, ожидавших, что подчиненные встанут ради них.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) питал отвращение к высокомерию и потому не любил, когда люди вставали ради него. Это не значит, что вставать для приветствия человека полностью запрещено при любых обстоятельствах, и третий хадис о госпоже Фатыме (да будет доволен ею Аллах) показывает, что общего запрета на данное действие нет. Запрещено оно в тех случаях, когда может быть принято в качестве выражения надменности. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

من سره أن يتمثل له الرجال قياما فليتبوأ مقعده من النار
«Кто хочет, чтобы люди вставали для него, пусть приготовит себе место в аду».
(Тирмизи. - № 2755, передал Абу Миджляз)


Данный хадис запрещает человеку желать того, чтобы люди вставали ради него из-за его положения. Это демонстрирует первую и вторую категорию случаев, о которых говорил шейх Бадруддин Айни (милость ему Аллаха).

Если же люди встают, чтобы поприветствовать человека из уважения или любви к нему, то в этом ничего плохого нет, если он не рассчитывает и не надеется на это.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q540)



Похожие статьи
 
Категории