Детские этапы в проекте. Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду

10.10.2019

Документальное оформление проекта.

Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области"
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Примерное оформление проекта.

Введение. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. В чём заключается инновация данного проекта? Краткое содержание проекта, перечень вопросов, которые ставят перед собой участники проекта.
1.1.Раздел. «Основная часть проекта».
Постановка цели и задач, актуальность. Определение времени работы над проектом (краткосрочный, долгосрочный), определение типа проекта:
Проекты бывают:
а) исследовательские;
б) творческие;
в) игровые;
г) информационные проекты;
д) практико-ориентированные.
1.2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи.
Участники проекта делятся на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. чётко прописываются задачи, поставленные перед каждой группой и сроки их выполнения. Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
Задачи или задание.
Сроки выполнения.
Способы решения.
Ответственный за выполнение. Или группа.
Контроль.
1.3. Составление сметы: какие ресурсы педагогические, ученические, материальные будут задействованы для осуществления данного проекта. Это может быть просто перечень.
1.4. Определение заказчика данного проекта: для кого?
1.5. Поиск информации. Указать источники.
1.6. Планируемый результат. Что приобретут учащиеся. Что приобретёт педагог?
2. Раздел.
2.1. Результат работы – продукт. Описание результата работы: сценарий, доклад, презентация и тд.
Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
2.2. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.
При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.
Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.
3. Заключительная часть проекта.
Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова с.Татарский Канадей

ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Старшая группа

Воспитатель: Санжапова Г.Р.

2014 – 2015 уч. г.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц» .

Проведение акции «Птичья столовая»

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в дошкольную группу.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализация.

Подвижные игры.

Упражнения на дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации .

V. Наблюдение за птицами зимой.

VI. Труд. VII. Коммункация.

VIII.Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

Рисование.

Лепка из пластилина.

Аппликация.

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Игровая деятельность Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

«Разрезные картинки»

Подвижные игры

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Труд:

изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникация :

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Художественное творчество :

Рисование «Снегири».

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:

Цель: учить лепить птиц из целого куска.

Аппликация «Синичка».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации. Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц». Проведение акции с родителями «Птичья столовая»

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург.

Проектная деятельност ь - это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Что я знаю о себе» разрабатывался для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок осознанного отношения к своему здоровью.

Проект: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: в течение учебного года.

Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель,

Возраст участников : дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Образовательная область : проект реализуется в рамках программы «Детство», раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Актуальность темы:

Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение - взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми младшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

1. пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности, эмпатию;

2. формировать у детей основы гигиенической культуры;

3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Что я знаю о себе»

Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.

Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каж-дом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности

Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта

Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадици-онные техники.

Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма

Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста

Дать элементарные представления о значении органов чувств

Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности

Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности

Развивать воображение и творческие способности детей

Гипотеза образовательного проекта.

В результате целенаправленной и системной работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Что я знаю о себе» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

▪ учет возрастных особенностей детей

▪ адаптированность материала

2. систематичность и последовательность:

▪ постепенная подача материала от простого к сложному

▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность:

▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

▪ интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Особенности проектного метода при работе с младшими дошкольниками:

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте - это:

1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности, её этапы

I этап - информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о человеческом организме и его возможностях

3. Консультирование с заместителем руководителя учреждением по вопросам проектной деятельности.

4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

5. Анализ результатов педагогической диагностики

II этап - методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Составить перспективный тематический план по теме проекта «Что я знаю о себе?»

2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.

3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации

4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап - работа с детьми

1. Формировать у детей простейшие представления о человеческом организме и его возможностях

2. Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов

IV этап - работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

1. Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап - работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта

VI этап - подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ.

2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

· освоение проектного метода

· повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост

· повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

2. для детей:

· сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

· повысился уровень познавательного развития

· развитие творческих способностей

· развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении

3. для родителей:

· партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4. для педагогов ДОУ:

· возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

Рисунки детей, выполненные карандашами с использованием трафаретов

Панно «Чудо - дерево» (коллективная работа)

Рисунки «Во что может превратиться ладошка» (дорисовывание деталей)

Композиция «Цветы на поляне» (коллективная работа)

Материал к д/и «Найди пару» - аппликация «Узоры на носочках»

Альбомы «Я расту» (фотографии ребенка от новорожденного до 4 лет)

Атрибуты для проведения гимнастики для глаз, и для развития цветового восприятия - «Бабочки»

- «Игрушки - погремушки»

Книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию»

Коллажи

Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов

Наглядные материалы и пособия

Скачать педагогический проект «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»

Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Паспорт проекта

Название проекта «Играй и развивайся».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  3. Закрепить навыки, полученные в игре.
  4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

  • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
  • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

  • Тематические досуги;
  • Праздники;
  • Интеллектуальные КВНы;
  • Дни открытых дверей;
  • Театрализованные представления.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • фотоматериал;
  • разработка методических рекомендаций;
  • презентация проекта.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

Оформление уголков:

  • формирование элементарных математических представлений,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

2. Изготовление методических пособий.

3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

Методическая копилка:

  • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
  • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап –подготовительный.

Октябрь 2014 г.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

2 этап –основной.

Ноябрь-март 2015 г.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

3 этап – заключительный.

Апрель – май 2015 г.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей и опрос детей; презентация проекта.

Ресурсное обеспечение

№ п/п Наименование ресурсной базы Количество
1. Игровая комната 1
2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве
3. Технические средства:
  • магнитофон,
  • проектор для мультимидийных презентаций
1
4. Наглядный материал:

картинный материал (иллюстрации, плаката),

демонстрационный материал (дидактические игрушки),

дидактические пособия, карточки

В достаточном количестве
5. Методический материал:

общеразвивающая программа дошкольного образования,

календарно – тематические планы по образовательным областям,

развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

В достаточном количестве

План реализации проекта

Подготовительный этап

(октябрь 2014 г.)

мероприятия цель участники сроки
1. Побор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя октября
2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1 неделя октября
3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 2-3 неделя октября
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,

родители

4 неделя ноября

Основной этап

(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
1

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Птицы в ловушке».

3. «Ожившие игрушки».

4. «Одуванчик».

5. У нас порядок».

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели,

родители

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

2

Познавательное развитие

1. «Письмо от Незнайки».

2. «Высоко – низко, далеко – близко».

3. «Курочка Ряба».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. «Летучие мыши».

7. «Что мы делаем».

8. «Загадочные отпечатки».

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
3

Речевое развитие

Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

физкультминутки

на занятиях и т.д.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

4

Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

Рисование «мамочка милая, мама моя»

«Добрый доктор Айболит»

Реализовывать

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» Дети и

воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

5

Физическое развитие:

Игры сбегом:

«Пятнашки», «Ракеты»

Игры с прыжками:

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

Игры с мячом:

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

Словесные игры:

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Народные игры,

Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Работа с родителями

Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
1 октябрь Диагностика:

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

«Исследование игровой деятельности»

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

2007 г. № 6-8

2 ноябрь Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Л.И. Сорокина

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

3 декабрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
4 январь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е.В.Сербина «Математика для малышей»
5 февраль Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
6 март Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Заключительный этап

(апрель-май 2015)

Мероприятия Цель Участники Сроки
1 . Диагностическое обследование:
«Развитие психических процессов у дошкольника». Выявление и Воспитатели Май
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». определение эффективности реализации Родители Дети,
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». проекта.
2. Создание папки для педагогов:
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

«Занимательные физкультминутки»;

«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей Педагоги Воспитатели Апрель
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.
3. Интеллектуальный марафон:

«Знайки»:

Закрепление и обобщение пройденного материала. Воспитатели 15.05.2015г
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по

вопросу интеллектуального развития

Воспитатели

Родители

Апрель

Литература.

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.

Полную версию работы можно .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 «Радость» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Подготовила: Багдасарян А.А.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ТИПЫ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ по составу участников и их объединению: групповой подгрупповой межгрупповой партнерский индивидуальный семейный с привлечением родителей фронтальный по срокам проведения: долгосрочный среднесрочный краткосрочный по видам деятельности: творческий исследовательский комплексный игровой информационный практико-ориентированный

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Содержание проекта 1.Целеполагание (формулировка проблемы) 2.Участники 3.Цель проекта 4.Определение формата и типа проекта 5.Задачи 6. Обеспечение проектной деятельности (методическое, материально-техническое) 7.Предполагаемые итоги реализации проекта, результат 8. Предмет исследования 9.Гипотеза проекта (если ……,то возможна ………) 10. Методы проекта 11. Составление комплексно-тематического плана реализации проекта (стратегия осуществления проекта)

9 слайд

Описание слайда:

МЕТОДЫ ПРОЕКТА НАБЛЮДЕНИЕ СОВМЕСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ МОНИТОРИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ-СКАЗКИ, ДРАМАТИЗАЦИИ ПЕСОЧНАЯ И СКАЗКОТЕРАПИЯ ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

10 слайд

Описание слайда:

Этапы разработки и проведения проекта 1. Поисковый этап Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы Вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель») Планирующий этап Составление плана движения к цели Обсуждение плана работы с родителями воспитанников Обращение за помощью к специалистам ДОУ, родителям (творческий поиск) Изготовление плана-схемы реализации проекта, ознакомление Сбор информации, материалов для реализации проекта при помощи различных средств 3. Основной этап (практический) Организация разнообразной деятельности (игры, праздники, наблюдения,экскурсии, опыты,творческие задания и др.) Домашние задания родителям и детям Самостоятельные творческие работы: поделки,рисунки, альбомы,выпуск газет,выставка плакатов и пр., подбор материалов.

11 слайд

Описание слайда:

4. Заключительный этап (итоговый) Организация презентации проекта через различные формы (праздники, открытые мероприятия для родителей, выставки, составление книг, альбомов и др. Выдвижение новых проблем, идей. Подведение итогов (обобщение опыта педагогов через различные формы)

12 слайд

Описание слайда:

Формирование ключевых компетентностей в процессе реализации проекта ЭТАПЫ: I этап: вводно-ознакомительный, поисковый – сбор информации Информационная компетентность: умение получать информацию, использовать разные источники информации, задавать вопросы на интересующую тему, вживание в игровую ситуацию. Технологическая компетентность: умение ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, выбрать, какими способами будем решать проблему-(прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать…) Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения. II этап: планирующий Технологическая компетентность: умение планировать этапы деятельности (с чего начнем, что для этого необходимо., как это будем делать); умение понимать инструкцию и алгоритм деятельности. Планировать, где и у кого получить конкретную информацию., как зафиксировать результаты деятельности. Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступать, выбирать, убеждать, приходить к общему решению.. Информационная компетентность: умение искать и подбирать различные материалы для планируемой практической деятельности, поиск необходимых источников информации.

13 слайд

Описание слайда:

III этап: реализационный -практический Социально-коммуникативная компетентность: умение защищать свою гипотезу, идею, умение общаться и вести диалог не только со сверстниками,но и взрослыми; умение обращаться за помощью и принимать помощь,если она необходима; выслушивать и не перебивать другого, соотносить свои желания с интересами других Информационная компетентность: умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности по проекту, умение оценивать социальные привычки, связанные с проблемой(экология города, деятельность человека и др.) Технологическая компетентность: умение принимать решения, применять полученные знания, умение организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца, умения вносить изменения,дополнения, делать выводы. IV этап: заключительный-презентационный Социально-коммуникативная компетентность: умение договариваться, кто о чем сообщает, как разместить материалы, умение распределять обязанности, приглашение гостей-детей из других групп на защиту проекта. Технологическая компетентность: умение рассказывать по плану, делать выводы. V этап: заключительный –контрольный Технологическая компетентность: умение выдвигать новую проблему, ставить новую цель.



Похожие статьи
 
Категории