Детские годы. Николай гоголь

14.06.2019

На вопрос как прошло детство гоголя заданный автором Оксана боярина лучший ответ это





Ответ от Ёергей Селетков [новичек]
печально


Ответ от Проскрести [новичек]
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевка. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, но не имел средств дать сыну разностороннее домашнее образование. У Николая Васильевича не было ни гувернеров-иностранцев, ни образованных русских учителей. Всем наукам мальчика обучал семинарист.

Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810-1819). Затем родилась дочь Мария (1811-1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821-1893), Елизавета (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).. .


Ответ от Осоловеть [активный]
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевка. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, но не имел средств дать сыну разностороннее домашнее образование. У Николая Васильевича не было ни гувернеров-иностранцев, ни образованных русских учителей. Всем наукам мальчика обучал семинарист.

Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810-1819). Затем родилась дочь Мария (1811-1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821-1893), Елизавета (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).. .

краткое содержание других презентаций

История создания «Мёртвых душ». Обучение. Паломничество в Иерусалим. Рукопись 2-го тома. Божественная комедия. Мать. Ноздрёв. По аналогии с каким произведением средневекового поэта замыслил создать свою комедию Н.В.Гоголь. История. Проситель. Тарас Бульба. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Душевный кризис. Звонкий и гармонический смех. Гоголь сжигает рукопись. Резкие и насмешливые отзывы. Коллежский советник.

«Биография Николая Васильевича Гоголя» - Детство. Член общества любителей российской словесности. Выбранные места из переписки с друзьями. Биография Николая Васильевича Гоголя. Мёртвые души. Вечера на хуторе близ Диканьки. История фамилии. История создания «Мертвых душ». Петербург в жизни Гоголя. Судьба в нежинской гимназии. Знакомство с Пушкиным. Последние дни. Комедия «Ревизор».

«Творчество и биография Гоголя» - А.Г.Венецианов. Прадед, Ян Гоголь. А.А.Иванов. Музыкальные деятели пытались досочинить и отредактировать оперу. Гоголь уезжает в Петербург. Пушкин стал издавать журнал «Современник». Первые свои лекции Гоголь прочел блестяще. Опера имела значительный успех. Евстратова. В.Е.Маковский. Оперу «Ночь перед Рождеством» написал Николай Римский-Корсаков. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы. Горюнов.

«Страницы жизни и творчества Гоголя» - Отец. Опекун Гоголя. Сюжет. Период напряженной и трудной работы. Изучение трудов. Николай Васильевич Гоголь. Мать писателя. Гоголь. Словарь. Дом княгини Зинаиды Волконской. Гоголь приезжает в Москву. Петербург. Творение. Мёртвые души. Гоголь умер в своей последней квартире. Жуковский. Родился. Памятники Гоголю в Москве. Повесть "Тарас Бульба". Служит в департаменте уделов. 21 февраля 1852 года Гоголя не стало.

«Жизнь Н.В.Гоголя» - Сборники Гоголя. Рим. Детство Гоголя. Первые успехи. Жизнь Николая Васильевича Гоголя. Брак родителей писателя. Намеренье уйти в монастырь. Книга Гоголя. Могила Н.В. Гоголя. Атмосфера веры. Шинель. Смерть. Памятник Н.В. Гоголю в Риме. Новые стороны России. Последнее место земного обитания. Поиск своего дела. Гимназия. Мария Ивановна.

«Жизнь и творчество Н.Гоголя» - «Выбранные места из переписки с друзьями». Зрелое творчество Гоголя. Учится в Полтавском уездном училище. Гоголь пишет свои первые стихи. Диканский цикл. Признаки нового душевного кризиса. За рубежом. Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества Н. В. Гоголя. Сюжет «Мертвых души». Детские годы. «Ревизор». Гоголь прибыл в Петербург.

Годы юности — время становления характера, определения жизненных приоритетов, выбора своего призвания и места в обществе. Не случайно многие писатели посвящают этому периоду своей жизни целые книги, как, например, «Юность» Л.Н. Толстого или «Мои университеты» М. Горького. У Гоголя такой книги нет, но это вовсе не значит, что этот период его жизни прошел незаметно, мало что дал писателю для его дальнейшей жизни. В статье мы рассмотрим, каким было детство Гоголя. Расскажем о том, с кем он общался, с чем были связаны его интересы.

Детство Гоголя прошло на Украине — в селе Васильевка, где было небольшое имение его отца Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, откуда доводилось маленькому Николаю ездить с родителями в Сорочинцы, а иногда и в Полтаву, а рядом располагалась Диканька, которая так хорошо известна всем нам по знаменитой гоголевской книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все эти места были потом так или иначе упомянуты в произведениях писателя, но название города, где он прожил семь лет, учась в гимназии, вряд ли многие почитатели творчества Гоголя смогут сразу вспомнить. И все же Нежин — это город, с которым многое было связано в жизни будущего писателя.

Получив, как и большинство его современников из дворянских семей, первоначальное образование дома, Николай для продолжения учебы был направлен в город Нежин, находившийся недалеко от родных мест. В семье Гоголей-Яновских были высокообразованные люди, несмотря на то что жили они вдали от столиц, а их окружение больше напоминало героев гоголевеских повестей — «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и многих других. В роду Гоголей-Яновских многие были связаны с духовенством. Прадед писателя, отец Иоанн Гоголь, закончил Киевскую Духовную академию. Ее же закончил и дед Гоголя Афанасий Демьянович.

Может быть, потому в произведениях Гоголя так много дьяков, поповичей, священников. Конечно, нам всем памятен и Хома Брут, семинарист из повести «Вий», и дьяк Диканьской церкви Фома Григорьевич («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») и многие другие. Отец Гоголя также окончил духовную семинарию в Полтаве, но он остался помещиком, а женившись, всецело ушел в дела семьи. Отец и мать Гоголя были людьми глубоко религиозными и набожными, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что рядом с домом в Васильевке находится церковь, построенная его родителями в благодарность Богу за рождение сына. Особо почитаем был образ Святителя Николая — мать Гоголя Мария Ивановна окрестила его и нарекла Николаем — как обещала еще до рождения ребенка перед образом святого Николая Чудотворца, которому молилась о спасении сына. Такая же глубокая вера была характерна и для самого писателя, а икону Святителя Николая он всегда возил с собой во всех своих странствиях.

Но в доме Гоголей было много и светской литературы. Мать писателя Мария Ивановна была воспитана в семье своей богатой тети — Анны Матвеевны Трощинской. Здесь она и получила очень неплохое по тем временам образование: хорошо знала литературу, умела играть на фортепьяно, танцевать. А ее муж увлекался театром, хотя, конечно же, в отдаленной от всех центров культурной жизни Васильевке настоящего большого театра не было. Зато в имении Трощинских, которое находилось неподалеку, был свой театр, в котором Василий Афанасьевич не только играл как актер, но и оформлял спектакли, сам сочинял комедии, которые ставились здесь же. Именно здесь у маленького Николая впервые возник интерес к театру и драматургии, который развился потом — в годы учебы в Нежинской гимназии. Итак, что же представляло собой это учебное заведение, в котором прошло детство Николая Гоголя?

Нежинская гимназия высших наук была основана Александром I всего за год до того, как в 1821 году туда поступил Николай Васильевич. Она стала одним из новых учебных заведений, которые создавались тогда во многих российских городах. Подобно Царскосельскому лицею, это было учебное заведение, где из дворян должны были готовить будущих образованных чиновников, ученых мужей, военных. Иногда Нежинскую гимназию тоже называют лицеем.

Отсюда вышло много замечательных людей, таких как писатель Гребенка, драматург Нестор Кукольник. Уклон в образовании был гуманитарный, а на первом месте было изучение истории, словесности, права и языков. Директор гимназии имел звание магистра словесных наук и доктора философии, а как хирург он во время войны 1812 года оперировал раненых в госпиталях.

Другие профессора гимназии тоже имели европейское образование, занимались серьезно наукой и литературой. Так, молодой латинист И.Г. Калужский в 1827 году напечатал книгу «Малороссийская деревня», в которой обработал материал украинского фольклора. Правда, профессор словесности Никольский, не чуждый литературным занятиям, руководствовался вкусами XVIII века, создавая свои торжественные оды и назидательные поэмы.

Даже внешне гимназия была совсем не похожа на то, что ее окружало. Она возвышалась среди захолустного городка как храм науки. Здесь читали и переводили Шиллера и Гете, сочиняли стихи, переписывали по ночам «Евгения Онегина». При гимназии была неплохая библиотека.

Все это так контрастировало с атмосферой, царившей в самом городке, жившем по преимуществу торговлей. Главным событием здесь считались ярмарки, которые устраивались четыре раза в год. Улицы городка тонули в грязи — замостили лишь одну, центральную. На Соборной площади бродили свиньи, коровы, а жители ютились в маленьких од- поэтажных домишках. Лучшими зданиями, которые показывали приезжающим, были лицей, богоугодное заведение и окружной суд. Вот такую картину и показал потому Гоголь в своем «Ревизоре», а потом и в «Мертвых душах». Уже в годы учебы в Нежине наблюдательный молодой человек откладывал в памяти те впечатления, которые потом помогли ему создать картину жизни уездных и губернских городов России. Но и начало литературного творчества тоже связано с Нежинской гимназией.

Именно здесь Гоголь начал всерьез заниматься литературой. Гимназисты образовали свой литературный кружок, издавали журнал, читали друг другу произведения собственного сочинения и обсуждали литературные новинки. Но ни одно из юношеских сочинений Гоголя не сохранилось. Судить о них мы можем только по поэме «Ганц Кюхельгартен», напечатанной им уже в Петербурге и имевшей столь несчастливую судьбу в критике.

Какие же еще интересы были у Гоголя-гимназиста? Как и многие его современники, он увлекался рисованием, но больших достижений в этой По воспоминаниям очевидцев, Гоголь был отличным актером. Причем особенно ему удавались именно комические роли. Так, в фонвизиновском «Недоросле» Митрофанушку играл Кукольник, Софью — А. Данилевский (женские роли в гимназическом театре также исполняли мальчики), а госпожу Простакову — Гоголь.

Как говорил потом однокашник Николая Васильевича и его ближайший друг на протяжении всей жизни А. Данилевский, если бы будущий писатель «поступил на сцену, он был бы Щепкиным». Но тот опыт, который он приобрел, учась в гимназии, безусловно, не прошел даром. Известен один очень любопытный эпизод, показывающий комический талант и актерское мастерство Гоголя. В 1835 году Николай Васильевич отправился навестить родных. В его подорожной значилось, что он адъюнкт-профессор (он тогда преподавал в Петербургском университете). Но непонятное слово «адъюнкт» станционные смотрители прочитали как «адъютант». Кто знает, может, это адъютант какого-нибудь важного генерала — думали они. Л Гоголь не очень старался разочаровать стражей почтовых станций. Платье на нем было петербургское, по самой последней моде, да еще он проявлял какой-то странный интерес к разным мелочам: просил показать конюшню, спрашивал, сколько лошадей на станции, чем их кормят. Товарищ Гоголя, путешествовавший с ним, тоже старался подыграть. Так что смотрители верили, что едет какая-то важная персона из Петербурга, и приятели катили до самой Полтавы без всяких препятствий.

Литературная слава была еще впереди, а годы учебы, которые, как мы увидели, многое дали будущему писателю, уже подходили к концу. Предстояло выбрать свой дальнейший путь. Казалось бы, выпускник такого учебного заведения должен был прежде всего мечтать о карьере государственного чиновника. Но выбор Гоголя пал на литературное поприще, хотя открыто об этом не говорил никому. Матери и друзьям он объявил, что готовит себя к юридической карьере, но, уезжая в Петербург, он как самое ценное вез с собой свою поэму «Ганс Кюхельгартен». На этом закончились его годы учения в Нежине, на этом закончилось и детство Гоголя. Впереди была молодость, пора надежд и свершений, разочарований и новых открытий.

Великий русский прозаик, драматург, критик, поэт и публицист Николай Васильевич Гоголь сделал огромный вклад в отечественную литературу и журналистику, обогатив ее многими бессмертными произведениями, некоторые из которых невероятно актуальны и сегодня. Однако, как известно, все мы родом из детства, поэтому, чтобы понять истоки его творчества, прежде всего нужно узнать, где родился Гоголь, кем были его родители и какие ранние впечатления повлияли на формирование его мировоззрения.

Откуда были родом Яновские

Биографы Гоголя сообщают, что предки писателя были потомственными священникам и не имели никакого отношения к дворянству. Известно также, что его прадед — Афанасий Демьянович — поселился недалеко от Полтавы и взял фамилию Яновский, по названию местности, где им был построен дом. Через несколько лет при получении грамоты на дворянство он дописал к своей фамилии еще одну — Гоголь, чтобы таким образом подтвердить (или, как считают некоторые исследователи, сфабриковать) свое родство с известной личностью — полковником Евстафием Гоголем, который состоял на службе у короля Яна Третьего Собесского. Таким образом, предки писателя переселились в Малороссию из Польши где-то во второй половине восемнадцатого века. Справедливости ради нужно сказать, что сам Николай Васильевич Гоголь ошибочно считал, что фамилию Яновский выдумали поляки. Именно поэтому в 1821 году он ее просто отбросил. На тот момент его отца уже не было в живых, поэтому некому было воспрепятствовать такому вольному обращению с родовым именем.

Где родился Н. В. Гоголь?

Будущий великий русский писатель родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, которое в то время находилось в Полтавской Сегодня этот населенный пункт называется Великие Сорочинцы и является частью Миргородского района Украины. На момент рождения Гоголя оно было известно своей знаменитой ярмаркой, на которую съезжались чуть ли не со всех уголков Малороссии и даже из Польши и центральных губерний России. Таким образом, малая родина будущего великого писателя была довольно известным торговым центром, где кипела жизнь.

Дом, где родился Гоголь

Во время Великой Отечественной войны многие постройки в Великих Сорочинцах, как и на территории всей были уничтожены. К сожалению, такая участь постигла и то самое место, где родился Гоголь, — дом доктора М. Трохимовского, в котором в 1929 году был организован музей, посвященный его детским годам. В послевоенный период была проведена большая работа по поиску вещей и документов, имевших отношение к детству великого писателя. Она увенчалась успехом, и спустя шесть лет на месте разрушенного дома, где родился Гоголь, было построено новое здание, в котором разместился литературно-мемориальный музей. Сегодня он считается одной из главных достопримечательностей Великих Сорочинцев, и там посетители могут увидеть личные вещи писателя, его портрет работы Репина и некоторые редкие первые издания книг. Посетив село, где родился Гоголь (фото ниже) можно также увидеть великолепную Спасо-Преображенскую церковь. Этот величественный храм, построенный в начале восемнадцатого столетия в стиле украинского барокко, примечателен тем, что именно там в 1809 году был крещен писатель.

Ранние годы

Родители Гоголя на момент его рождения проживали в собственном имении Васильевка, или Яновщина, расположенном рядом с селом Диканька. Всего у коллежского асессора Василия Гоголь-Яновского и дворянки Марии Косяровской родилось двенадцать детей, из которых большинство умерли в младенчестве. Сам будущий великий писатель был третьим ребенком и старшим из доживших до совершеннолетия. Дети Гоголь-Яновских росли в атмосфере деревенского быта наравне со сверстниками из крестьянских семей. Однако в то же время родители писателя были частыми гостями в соседских поместьях, а Василий Гоголь-Яновский даже некоторое время руководил домашним театром своего дальнего родственника Д. П. Трощинского — отставного члена Государственного Совета. Таким образом, его дети не были лишены культурных развлечений и с юных лет приобщались к искусству и литературе.

Где прошло отрочество Гоголя

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отправили в Полтаву к одному из местных учителей, который занялся подготовкой будущего писателя к поступлению в Нежинскую гимназию. Если Великие Сорочинцы — село, где родился Гоголь, город Нежин — место, в котором прошли его отроческие годы. В то же время он никогда не забывал о Великих Сорочинцах, так как проводил там все каникулы, беззаботно предаваясь веселью в компании сестер и детей крестьян.

Учеба в гимназии

Заведение, куда родители Гоголя определили его для дальнейшего обучения, было открыто в 1820 году. Его полное название звучало как Нежинская гимназия высших наук. Обучение там длилось девять лет, а учениками могли стать только дети малороссийских дворян. Выпускники Нежинской гимназии в зависимости от результатов экзаменов получали чин двенадцатого или тринадцатого класса по “Табели о рангах”. Это означало, что аттестаты, выдававшиеся этим учебным заведением, котировались наравне с дипломами университетов, а их обладатели освобождались от необходимости сдавать дополнительные экзамены для производства в высшие чины.

Судя по сохранившимся документам, гимназист Николай Гоголь-Яновский не был прилежным школяром, и ему удавалось сдавать экзамены, только благодаря превосходной памяти, которая стала Кроме того, сохранились воспоминания некоторых учителей и однокашников будущего писателя, свидетельствовавшие о том, что ему с трудом давались иностранные языки, а также латынь и греческий, а вот русская словесность и рисование были его самыми любимыми дисциплинами.

во время учебы в гимназии

Вопрос о том, кто повлиял на формирование взглядов на жизнь и характер будущего писателя, не менее важен, чем сведения о том, где родился Гоголь. В частности, уже в зрелом возрасте он вспоминал, как во время учебы в Нежинской гимназии вместе с группой товарищей с увлечением занимался самообразованием. Среди однокашников писателя можно отметить Герасима Высоцкого, Александра Данилевского, с которым Гоголь дружил до конца жизни, а также и Нестора Кукольника. У друзей вошло в привычку выписывать литературные альманахи в складчину, а также раз в месяц издавать свой гимназический рукописный журнал. Причем сам Гоголь часто публиковал в нем свои первые стихи и даже написал для него историческую повесть и поэму. Кроме того, большой популярностью у гимназистов пользовалась написанная им сатира о Нежине.

Последние годы учебы в гимназии

Когда Гоголю было всего пятнадцать лет, он потерял отца, что стало для него невосполнимой утратой. Таким образом, уже в столь юном возрасте он остался единственным мужчиной в семье (четверо братьев умерли во младенчестве, а еще один - Иван - в 1819 году). Несмотря на это мать писателя продолжала отдавать свои скудные средства на то, чтобы ее любимый сын смог окончить гимназию, так как считала его гениальным и верила в его успех. Справедливости ради нужно сказать, что и Николай до конца жизни заботился о ней и сестрах и даже отказался от наследства, чтобы дать им достойное приданое.

Что касается стремлений, которые были у юноши в последние годы учебы в гимназии, то он мечтал о государственной службе, а литературу рассматривал скорее как некое хобби. Между тем то, в каком месте родился Гоголь, сыграло очень большую роль в его дальнейшей карьере и поспособствовало громкому дебюту в Северной столице.

Поездка в Петербург

Покинув место, где родился, Гоголь отправился покорять Санкт-Петербург. Там его приняли отнюдь не с распростертыми объятиями. Сначала Николай захотел попробовать себя в актерстве, но артистическая среда отвергла самоуверенного провинциала. Что касается государственной службы, то она ему показалась скучной и бессмысленной. Однако очень скоро молодой человек заметил, что Малороссия и все, что с ней связано, крайне интересовали петербуржский бомонд, и там с удовольствием слушали произведения малороссийского фольклора. Таким образом, все, что исходило из мест, где родился Гоголь, город на Неве принимал, как говорится, на ура! Поэтому не удивительно, что начинающий литератор практически в каждом письме матери просил ее рассказать о каких-то подробностях местного быта или присылать ему старинные предания, которые мать могла услышать от своих крестьян или странников, совершающих паломничество по святым местам.

Теперь вы знаете, что сказать, если вас попросят: "Назови место, где Также вы сможете привести некоторые подробности его биографии, касающиеся детства и отрочества. А чтобы окунуться в атмосферу Малороссии, вам стоит посетить село Великие Сорочинцы и город Миргород. Тогда вы увидите своими глазами знаменитую ярмарку и лужу, которой восхищался писатель, называя ее единственной в своем роде. Она существует и поныне и даже обзавелась собственной набережной!

История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Детство и юность Гоголя.

Детство и юность Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы его прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в летописи. Здесь Кочубей враждовал с Мазепой, и в диканькской церкви хранилась его окровавленная рубашка, в которой по навету Мазепы он был казнен. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице. Давно уж перевелись в Миргороде те удалые казаки, о которых слагались песни и легенды. Потомки их стали столбовыми дворянами или вольными хлебопашцами. От былой воинской славы остались развешанные по стенам в виде украшения ружья, пистолеты да казачьи шашки.

Семья Гоголей выделялась на этом фоне устойчивыми культурными запросами. Василий Афанасьевич был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Но первые литературные опыты Гоголя до нас не дошли. В 1824 году гимназическое начальство разрешило учащимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечением отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спектаклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».

Этот «молчун» и «мертвая мысль» вдруг вышел из подполья и обнаружил неиссякаемые источники юмора. Все заметили его острый глаз и способность по одной детали схватывать суть человеческого характера. Его коньком стала, например, комическая имитация лицейских учителей, настолько точная и меткая, что учащиеся хохотали до колик в животе. А однажды, чтобы избежать телесного наказания, Гоголь так правдоподобно разыграл сумасшествие, что перепуганное гимназическое начальство направило его в лечебницу. Но за внешней гоголевской веселостью всегда чувствовалась трагическая нотка, звучал какой-то скрытый вызов. Тогда-то и родилась наиболее меткая кличка, которую дали этому маленькому и болезненному проказнику гимназисты, – «Таинственный Карла». Впоследствии Гоголь говорил: «Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал все самое смешное, что только мог выдумать». Так, уже в гимназические годы сформировался комический дар Гоголя – подмеченное Белинским «комическое одушевление, всегда побеждаемое чувством грусти и глубокого уныния».

Период обучения Гоголя в гимназии совпал с поворотом русской общественной мысли от культуры французского классицизма к романтической философии и поэзии Германии. В Нежине этот поворот ознаменовали любимые гимназистами профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер и профессор права Н. Г. Белоусов, знакомивший учащихся с Гердером и Шеллингом. Если классики тосковали по Древней Элладе, то романтики обратились к христианскому Средневековью. Утверждался новый взгляд на историю как процесс, в ходе которого каждый народ в соответствии со своим «национальным духом» и призванием вносит собственный вклад в общее развитие человечества.

Пробудилась мысль о необходимости национального самопознания, и юный Гоголь с помощью своих наставников следил за возникшим в Москве обществом «любомудров». Не прошла для него незамеченной статья Д. В. Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала»: «Самопознание – вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека… С сей точки зрения мы должны взирать на каждый народ, как на лицо отдельное, которое к самопознанию направляет все свои собственные усилия, ознаменованные печатию особенного характера».

Принял Гоголь и то, как Веневитинов подвергал критике современную русскую литературу. «У всех народов, – говорил он, – просвещение развивалось из начала отечественного. Россия же все получила извне». Она «приняла наружную форму образованности и воздвигла мнимое здание литературы без всякого основания». Задача современности – возвращение к себе, к своим собственным историческим корням, к русской древности, к народной песне как хранительнице национальной памяти. Один из «любомудров», М. А. Максимович, приступил тогда к собиранию украинских народных песен, а другой, П. В. Киреевский, – великорусских. Пробуждался интерес к Украине как колыбели восточнославянской и русской истории.

В 1824 году «любомудры» вместе с В. К. Кюхельбекером организовали свой печатный орган – альманах «Мнемозина». Второй выпуск его открывался программной повестью В. Ф. Одоевского «Елладий». В ней звучал призыв к духовному возрождению человека: «Чья жизнь была – беспрерывное совершенствование, тому на земле знакомо небесное, тот бодро оставляет прах земной, он привык отрясать его! – но горе оземленелому телом и духом!»

Гоголь читает этот альманах. За год до окончания гимназии он пишет своему другу Г. И. Высоцкому в Петербург: «Ты знаешь всех наших существователей, которые задавили корою своей земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека. И между этими существователями я должен пресмыкаться». В согласии с религиозной философией «любомудров»-романтиков Гоголь верит в свое высокое предназначение.

Благословен тот дивный миг,

Когда в поре самопознанья,

В поре могучих сил своих

Ты, небом избранный, постиг

Цель высшую существованья… -

так пишет он о своем призвании в романтической поэме «Ганц Кюхельгартен», сочиненной в последний год его обучения в гимназии.

В 1826 году Гоголь начинает труд собирательский. Он заводит «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию» – объемистую тетрадь в пятьсот страниц. Он записывает в ней украинские народные песни, пословицы и поговорки, народные предания, описания деревенских обрядов, отрывки из произведений украинских писателей, выписки из сочинений старинных западноевропейских путешественников по России. Сюда включает он обширный «лексикон малороссийский» – материалы к словарю украинского языка.

В 1825 году семья Гоголей переживает тяжкую утрату: скоропостижно умирает отец, Василий Афанасьевич. Гоголь переносит этот удар «с твердостью христианина». Он остается старшим в семье. С этого момента начинается его стремительное взросление: юноша всерьез задумывается о своем призвании, о выборе жизненного пути. «Ежели об чем я теперь думаю, так это все о будущей жизни моей, – пишет он матери. – Во сне и наяву мне грезится Петербург и служба государству». «Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции», – делится он планами с дядюшкой.

Насколько искренни эти признания «Таинственного Карлы»? Ведь романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и «Подручную энциклопедию» он тщательно уложил в дорожный саквояж! Звание литератора в глазах русского дворянства 1830-х годов не воспринималось серьезно. Да и в жизни того времени понятие «профессиональный писатель», если вспомнить Пушкина, с трудом завоевывало свое место в общественной «табели о рангах».

Из книги Творческий путь Михаила Булгакова автора Яновская Лидия Марковна

Детство Андреевский спуск - одна из самых живописных киевских улиц, особенно если идти сверху - от прелестной, как бы плывущей в небо Андреевской церкви, которую киевляне по традиции называют собором, к Подолу.Улица петляет, пытаясь умерить свою крутизну, зажатая между

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

"БУЧ И САНДЕНС: ЮНОСТЬ" (Butch and Sundance: The Early Days) США. 1979.110 минут. Режиссер Ричард Лестер.В ролях: У ильям Кэтт, Том Беренджер, Джеф Кори, Джон Шак, Брайан Деннехи.В - 2; М - 3; Т - 2,5; Дм - 3; Р - 3; Д - 3; К - 3, (0,539) В 70-е годы Р.Лестера, замечательного мастера эксцентрических и абсурдных

Из книги Эссе автора Шаламов Варлам

Письмо в редакцию «Юность» В газете «Вечерняя Москва» 6 августа напечатана рецензия-крик художника в отставке Ф. Зевакина по поводу новых стихов Андрея Вознесенского в № б «Юности» за 1975 год.Рецензия написана в издевательском тоне и даже озаглавлена «А-Б-E-Б-Е-А,

Из книги Русский гений автора Скатов Николай Николаевич

Юность Уже в 1818 году Пушкин пишет совсем иные стихи. Это поэзия не «потухших», а горящих восторгом глаз: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Юность» (Повесть) Пересказ Николаю Иртеньеву уже шестнадцать лет. Он готовится к вступительным экзаменам, и душа его наполнена мечтами и думами о своем дельнейшем жизненном предназначении. В отдельную тетрадь молодой человек записывает все обязанности, которые

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Юность Герцена. Первые идейные влияния Незаконнорожденный сын родовитого и богатого русского дворянина И. А. Яковлева и немки Л. Гааг (что объясняет секрет его искусственной немецкой фамилии), Герцен получил достаточно хорошее домашнее воспитание, с детства помимо

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Детство и юность Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 (по другим данным – 1794) года в Москве в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец его, человек безвольный, в домашних делах участия не принимал, проводя свою жизнь за карточным столом, и

Из книги Михаил Булгаков: загадки судьбы автора Соколов Борис Вадимович

Юность. Петербургский период. Летом 1817 года состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Сначала Пушкин колебался в выборе жизненного пути, хотел поступить на военную службу. Но друзья отговорили, и он определился чиновником в Коллегию иностранных дел.После

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

Глава 1 «РАЗГОВОРА ПРО ЛИТЕРАТУРУ ТОГДА НИКАКОГО НЕ БЫЛО» Детство и юность 1891–1916 Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Об этом сохранилась запись в метрической книге Киево-Подольской Кресто-Воздвиженской церкви: «Тысяча восемьсот девяносто

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Из отрочества в юность Это случилось в конце лета, в теплый августовский день 1904 года на даче у Владимира Васильевича.Из года в год - более двадцати лет подряд - проводил он летние месяцы в деревне Старожиловке, близ Парголова, Там он снимал всегда одну и ту же дачу у

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай автора Мишаненкова Екатерина Александровна

1. Так начинают… (Детство, юность, подполье, эмиграция) В Киеве, в ЦГИА Украины хранится «Книга для записи родившихся евреев на 1891 год». В ней на обороте листа 21 под № 36 имеется следующая запись: 1-я графа: Кто совершал обряд обрезания - мещанин Ярышева Мошко Сорочин; затем:

Из книги Универсальная хрестоматия. 4 класс автора Коллектив авторов

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Детство Огромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом, и сад, и огород, Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин, И

Из книги автора

Быкова Н. Г «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой вошел в русскую литературу как зрелый и оригинальный художник. Повесть «Детство» (1852), как и последовавшие за ней «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), была произведением необычным уже по той изобразительной силе,



Похожие статьи
 
Категории