Доклад на тему традиции дагестана. Народ Дагестана: обычаи и традиции

21.04.2019

– В ауле Ходота есть родник, около которого еще несколько лет назад оставляли кувшины, ведра со сметаной и молоком. Это был своеобразный холодильник, и никто никогда не брал чужого.

– В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачи, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь по сей день оставляют на видном месте. В селении Тидиб найденное приносят к роднику. В селении Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся и забрал свою потерю.

– Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.

– В старину в селении Тлядал закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем Аллаха его обязывали жениться на ней.

– В селении Ванашимахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок.

– В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть – до утра.

– По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет.

– В селении Дусрах в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры замужества, заточали в пещере, если она отказывалась выходить замуж, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет.

– В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот.

– В Ашты в ночь на 25 июня девушки в праздничных одеждах с полными хурджинами припасов шли в местность Кар-бан-капу (на границе нынешнего Кулинского района). Утром девушек встречали юноши верхом на лошадях, поднимали их хурджины на лошадей, затем устраивали танцы, песни. По-видимому, этот обычай тесно связан с сельскохозяйственным календарем. Его дата (25 июня) близка к летнему солнцестоянию. Аналогичные празднества можно наблюдать и в других селениях Дагестана, а также за его пределами.

– В Ицари девушки, увидев человека из другого села, с шутками окружали его, затем всячески начинали донимать прохожего. Думая напугать озорниц, путник вытаскивал пистолет, но они обезоруживали его и начинали хлестать крапивой по оголенным местам. Следует отметить, что все эти «экзекуции» совершались безобидно, с шутками и смехом. Очевидно, обычай этот восходит ко временам матриархата, когда женщина полновластно распоряжалась в роде и держала власть в своих руках.

– В Хустиле ночью накануне свадьбы у невесты собираются девушки и приносят ей очески шерсти для набивки матраца, кур, яйца, кисеты и т. п. для подарка жениху. Весь этот обряд в ночь накануне свадьбы называется «кизляр геже» (т. е. «девичья ночь»).

– В Унцукуле использование садов и виноградников строго регламентировалось. Строго запрещалось раньше времени пробовать виноград. Если даже виноград пробовал сам владелец участка, его приравнивали к вору. Существовал даже обычай, по которому за такого «нарушителя» унцукульцы избегали выдавать замуж дочерей.

– В селе Гимры жених, выбравший себе невесту, должен заготовить для ее дома запас дров на целую зиму. Он должен сделать это сам или позвать на помощь друзей.

– В Харачи считалось позором для мужчины умереть естественной смертью (от старости или болезни). Настоящему мужчине следовало погибнуть или в бою, или от руки кровника. Не было другого аула в Дагестане, где кровомщение было бы столь распространено, как в Харачи. Тут даже родственники убивали родственников, т. е. кровная месть бытовала и внутри тухума.

– В pяде аулов имеются земли, которые носят странные названия – «пиpожные земли». Такие земли есть в аулах Дибгаши, Калкин, Гунакаpи, Бускpи и дpугих. На вопрос, почему эти земли назывались «пиpожными», старики отвечают, что до pеволюции здесь существовал такой обычай: молодежь одного села, собрав со всех домов муку, яйца и мясо, пекла большой пиpог и силами лучших бегунов относила его в соседнее село. Бегуны, доставив пиpог, должны были крикнуть: «Мы из нашего села, мы принесли вам пирог!» И в тот же миг должны были исчезнуть из селения. Молодежь этого селения гналась за бегунами, стаpаясь не выпустить их со своей теppитоpии. Если бегунов не смогли догнать, пpеследующие пpиглашали к себе всю молодежь того села, откуда пpинесли пиpог, устpаивали пиp и одаpяли победителей землей. Вот почему эти земли называются «пиpожными». Этот обычай, как говоpят стаpики, укpеплял дpужбу между аулами.

– В селе Мокок мать паpня с хуpджином со сдобным хлебом шла в дом девушки, котоpая по сеpдцу ее сыну. В доме невесты мать паpня вела pазговоp, в котоpом не касалась цели своего визита. Уходя, она вешала свой хуpджин на видное место. Чеpез 2-3 дня она вновь пpиходила в дом pодителей девушки и забиpала свой хуpджин. Если pодители девушки брали пpинесенный ею хлеб и взамен клали свой, они были согласны поpодниться. Если же хлеб оказывался целым, это означало отказ.

– В селе Муги при женитьбе записывали все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома.

– В Чохе своеобразным оберегом для невесты являлось зеркало, которое помещали под платьем в области груди. Оно было призвано отражать от невесты злых духов или колдовство, а наличие различных украшений усиливало свойства зеркала как оберега. Считалось большим несчастьем, если зеркало случайно разбивалось или трескалось, тогда все неприятности связывались с этим случаем.

– В селе Ругуджа невеста при входе в дом перешагивала через бронзовый котел, встречающие бросали на нее серебряные монеты, сахар, конфеты.

Самым впечатляемым из обычаев дагестанцев у людей, которые посетили Дагестан это их обычай гостеприимства. У дагестанского народа существует пословица: "Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость". Поскольку каждый из них считает за честь принять достойно гостя в любое время суток. Издавна у дагестанцев существует обычай, когда все члены семьи садились пообедать или поужинать, отделяли порцию для запоздалого гостя. Неписаным обычаем для горцев является то, что гость ни в чем не должен нуждаться. Также для запоздалого гостя они держали шубы, вдруг если тот промокнет. Существовал обычай у багулалцев, по которому у приезжего не спрашивать ни о чем, а по истечению 3-х дней с приезжим разговаривали как с членом их семьи. Горец при уходе гостя из дома давал в хурджины сытую еду и какой-нибудь подарок, чтобы гость в пути не проголодался.

Дагестанци воспитывают свое подрастающее поколение строго по заветам предков, быть честными и правдивыми.

Недалеко от аула Ходот есть родник с холодной водой. Возле которого всегда много стоит бедонов, ведер, кувшинов, для которых этот родник служит своего рода холодильником, а собственникам этих бидонов, ведер и кувшинов не стоит переживать за их сохранность и сохранность содержимого, поскольку никто к ним не притронется.

Также дагестанские жители могут повесить тушу мяса на дереве около проезжей части, на которой будет прикреплен листок бумаги с весом и ценой на мясе. А купившие это мясо могут положить деньги за мясо возле дерева.

Самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой много посуды из меди, а в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке у которой не было медной посуды вообще не женились.

В старину в Тлядал старики аула закрывали в доме вдову, называли ей имя любого мужчины (будь он женат или же нет) из аула и предлагали выйти за него замуж, если этот мужчина отказывался, его обязывали жениться на ней. В ауле Тандо, если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в браке, то ее сажали на ишака задом наперед и водили по всему селению. Это делалось для того чтобы над ней насмехались и оскорбляли.

Для горцев святым идеалом служит достоинство родителей и кровно-родственные тухумные связи. Пред отцом преклоняется мать и дети. Детям давалось имя отца. Развод по инициативе жены у них считается позором и унижением для мужа. В семейный этикет входит уважение и оказание почета отцу. Никакое наказание или убийство не может быть в присутствии женщины. Мужья бережно относятся к своим женам и не допускают к грубой и тяжелой работе.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №2

города-курорта Железноводска Ставропольского края

Номинация: «Традиции народов России»

Сегодня, когда жизненные ценности изменили свои критерии, возможно, многие просят, чтобы ребенок стал большим начальником или богатым бизнесменом. Но всем хочется напомнить, что основой подлинного счастья в обоих мирах является вера и набожность человека и воспитывать эти главные качества необходимо с самого раннего возраста.

Благопожелания родителей рисуют будущий образ идеала человека. В них мы видим, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться, чего добиваться.

С помощью Аллагьа народ верит в благополучие, удачу и в то, что сбудутся их пожелания. Ведь вершителем благопожеланий является Милостивый Аллагь, и народ верит в то, что Он поможет им.

Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Многие блюда, которые ранее вообще не употреблялись или готовились лишь в дни торжеств, сейчас вошли в повседневное меню каждой семьи.

Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут на себе особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подается как первое или второе блюдо, но всегда можно определить, каково его происхождение. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц, и гурманы, понимающие толк в дагестанской кухне, никогда не ошибутся, какой национальности повар готовил это блюдо.

Дагестан - многонациональная республика. У каждой из ее народностей сложилась своя кухня. В то же время эти кухни имеют много общего: сочетание растительных и животных продуктов, сравнительно несложное приготовление, высокие вкусовые качества блюд.

Все первые и вторые блюда в основном готовят из баранины, говядины. Часто используют субпродукты - кишки, рубец, сердце, печень, легкие.

Очень популярны в дагестанской кухне блюда из пшеничной и кукурузной муки

Блюдо хинкал - это изделие из крутого теста в виде ромбиков, ушек, клецек. Способов приготовления хинкала в Дагестане много. Подается он как первое и как второе блюдо.

Самыми распространенными блюдами считаются курзе (вид крупных пельменей) и чуду (пироги). Курзе готовят из различных трав, творога с тыквой и яйцом, мясом, пассерованным репчатым луком.

Пироги чуду из пресного теста также готовят с различными начинками.

Вторые блюда как таковые обычно не готовят, вместо них подают чуду, курзе и т.д.

Для блюд национальной кухни широко используют фасоль, чечевицу, горох, а также травы - крапиву, кресс-салат, лебеду и др. Зелень к блюдам подают в Дагестане к обеду и к ужину.

Дагестанская кухня богата и сладкими блюдами, напитками. Особое лакомство - халва (мучная, из орехов).
Народный быт и национальное искусство Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел - художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане .

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент.
Ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в дагестанском доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаран хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой. С приходом советской власти и организацией артелей, ковроделие в Дагестане получило благоприятную почву для своего развития. Эти предприятия создавались путем объединения мастериц-одиночек, которые обучали своему мастерству молодежь. Так же были созданы промышленные предприятия по переработке шерсти.

Искусство резьбы по камню - искусство народное, органично существовавшее и развивавшееся в русле богатого декоративного - прикладного искусства Дагестана, составляя достаточно глубокий пласт в истории народного искусства. Памятники камнерезного искусства разбросаны по всему Дагестану и составляют, как и в прошлые века, неотъемлемую часть быта и жизнедеятельности горца.

Всего на сегодня насчитывается около 550 каменных кубачинских рельефов. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен -Музей, Лувр, Эрмитаж), зарубежных частных коллекциях и музеях Дагестана (ДМИИ и ДГОМ). Часть камней сохранилась в самом Кубачи .

Резное дерево

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

Ковроделие , наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, что, скорее всего, обусловлено географической близостью к одному из основных центров мирового коврового искусства - Персии.

С принятием ислама и распространением арабской письменности отдельные представители дагестанские мастера получили возможность приобщаться к достижениям восточной культуры.

Первые упоминания о дагестанских коврах встречаются еще у Геродота. Говорят, что по готовому изделию пропускали табун лошадей, выжигали под солнцем и держали в воде. Так проверяли их качество. Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом, оттачивались навыки и совершенствовались узоры и композиции орнамента.

Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад. Самый древний из ковров, дошедших до нас, был соткан предположительно более двух тысяч лет назад! Плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа. Да, именно «шедевр веков», ведь ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.

Изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Тогдашние рукотворные ковры служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Постепенно человек начал отходить от примитивной философии «тепло и сухо» - ему захотелось, чтобы было еще и красиво, изысканно, а главное – ни как у всех. Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества.

Рисунок ковров ручной работы никогда не бывает случайным. В выборе и расположении определенных элементов узора стоят вековые традиции, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи , в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу

Ковроделие в Дагестане возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Да будет мир над цепью гор,

Да не коснется зло родного края.

Так, заклиная, ты ткала ковер

За нитью нить в раздумье выбирая

В узор вплетались горы и снега,

Крик журавлей и облачные перья,

Цветущие альпийские луга,

Старинные преданья и поверья.

И расцветал ковер к цветку цветок,

Как Дагестан родной в разгаре лета.

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта.

Истоки традиций народов Дагестана

Истоки традиций, объединяющие дагестанские народы

Общеизвестно, что Дагестан страна многонациональная, многоязычная. Что объединяло его народы? О чем говорят общественные традиции, исторический опыт совместного проживания на дагестанской земле?

Давайте начнем отвечать на эти вопросы с самого названия Дагестана, который переводится: «даг»-гора, «стан»-страна- страна гор. Дагестан с глубокой древности вошел в историю как цельная этнотерриториальная единица. За истекшие 8 тысяч лет оформилась главная особенность Дагестана-это наличие на его территории историко-культурного единства родственных этносов (народностей). В основе этого единства лежит ряд признаков, в том числе таких, как материальная и духовная культура, быт, обычаи, традиции и язык. Древние предки нынешних дагестанцев еще имели общий язык-проязык. (К началу I тыс. лет до н. э. население Дагестана говорило уже на разных языках.) Нынешние дагестанские языки являются разветвлениями этого проязыка. Процесс их дальнейшего оформления привел в конечном счете к образованию современных народностей Дагестана. Тем не менее, общность их происхождения, сходство условий их жизни, постоянные хозяйственные, культурные, а затем и политические связи проявлялись на всех последующих этапах становления этих народностей и их исторического существования, Итак, один корень происхождения, одна мусульманская вера и одна историческая судьба явились прочным фундаментом сплоченности и единства дагестанских народов и их политического сознания.

Это единство подкреплялось множеством других факторов. Среди них:

Все дагестанские народы находились в собственной этнической среде. Они ничьей земли не захватили, исконно жили на собственной земле среди сородичей и потому не имелось причин для распрей и конфликтов. Тут все было родное, близкое и общее. Любой горец, к какой бы народности не относился, мог жить в любой части Дагестана, не чувствуя себя одиноким. Языки, составлявшие одну семью дагестанских языков, еще не стали главным определяющим признаком общественного самоопределения личности. Выработались привычки быть, вместе, общаться и чувствовать рядом соседа, с которым можно обменяться производственным опытом и знанием языка,

Героические традиции дагестанских народов

1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу

У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выковывались на протяжении 1многих веков, и каждый народ по праву является законным наследником всего того, что создали его предки. На протяжении многих веков сменялись одна за другой формации, гибли государства, сметались правительства и исчезали целые народы, а история совершала свой бег. Много горечи и поражений было на этом пути. Из прошлого наследия мы должны брать все лучшее, "все полезное, что украшает и прославляет нашу жизнь. Молодежь должна знать славные страницы героической истории своего народа.

Взять, к примеру, наш Дагестан, ведь это небольшая страна, страна множества народов и языков. Все ли мы знаем о его историческом прошлом? Известно ли как эта небольшая страна смогла устоять, выдерживая непрерывный натиск завоевателей? Все ли мы знаем о том, как в борьбе с врагами народы Дагестана шли на любые лишения ради своей свободы и независимости существования?

Надо восстановить образы эпических и исторических героев дагестанских народов. Ведь каждый народ воспевает силу, ловкость, храбрость своих героев, сражавшихся с врагами. Стоит оглянуться на прошлое наших народов и перед нами раскроются картины, которые обязательно заставят задуматься о героях.

Орды степных кочевников бились с нашими предками, и дагестанские народы не погибли под страшным напором варваров. Развалины дербентских памятников, городов, крепостей вдоль Каспийского побережья и поныне как бы воскрешают перед нами бурный период истории.

Рабовладельческий Рим посылал на Кавказ свои легионы, чтобы поработить его народы, но Кавказ устоял.

Земли Дагестана топтали войска сасанидских царей, гуннов, хазар, половцев. Дагестан устоял перед их натиском и выдержал завоевание арабов, страшные нашествия орд Чингисхана.

Северный, равнинный и южный Дагестан со второй половины XIII в. стал ареной почти столетней ожесточенной борьбы между Золотой ордой и государством Хулагуидов.

Мировая и отечественная история не обошла Дагестан. Письменные истоки сообщают об отчаянном, героическом сопротивлении кайтагцев в борьбе против Тимура, когда из каждой тысячи остался в живых лишь один.

Весна следующего 1396 года. Более месяца обороняется от полчищ Тимура даргинское село Ушкунджа недалеко от Акуша. На помощь ему направляются три тысячи добровольцев из Аварии и Лакии во главе с кумухским правителем, причем все они гибнут в бою. Тимур так и не смог понять, почему аварцы и лакцы-тогда мусульмане выступили против него, единоверного им завоевателя полумира, на верную гибель ради помощи своим иноверным и иноземным землякам даргинцам.

Исторический фольклор (легенды, предания) доносит до нас массу сведений и фактов, подчас очень выразительных и детальных, о набегах, о борьбе против произвола и насилия угнетателей, о Хочбаре и трагической гибели героя на костре. Многолетняя неравная, отчаянная борьба гидатлинского Хочбара, морально-психологический конфликт в душе героя между трезвым рассудком и чувством личной гордости, его неукротимая воля перед лицом мучительной смерти, трагическое торжество над врагом-все это потрясло слушателей и три, и два вежа назад. Недаром сюжет о Хочбаре перешел от аварцев и к лакцам, и к даргинцам.

Сюжет этот потрясал не только горцев. Восторженную оценку этой героической, песне дал в свое время Л.Н. Толстой.

Кто назовет, кроме Парту Патимы и Хочбара, имена других мужественных и отважных сынов Дагестана, отличившихся в этих битвах?

Свободолюбивый горец всегда был на страже своей родины, сельчан, народа. Когда горец располагался на полугоре, на уступе крутого склона в окружении отвесных скал, то имел в виду, что это его крепость, доступ к которой возможен только тропинками, и он защищен. Когда на окраине аула строились боевые и сторожевые башни (в Ицари, Кахибе, Ругуджа, Кули, Гапшиме, Муни, Мусрухе, Тидабе, Кубачи, Гочобе, Гидатле) горцы становились защитниками всего джамаата, У дагестанцев были свои центры по выделке оборонительного и наступательного оружия. Издавна прославленными центрами выделки оборонительного вооружения (брони, латы, шлемы, кольчуги, кинжалы, сабли, пистолеты, ружья, клинки) считались Кубачи, Дербент, Амузги, Харбук, КУМУх, Казанище, Хунзах, Ахты. В некоторых аулах воины хранили оружие в специальных помещениях около годекана или.мечети. У каждого было свое место, куда вешали заряженные ружья. Когда сторожевые посты сообщали сигнальными выстрелами или кострами на возвышенности, что по их земле двигается противник, воины спешили к месту хранения оружия, и дружина сразу была готова к сражению.

Русский офицер И. Гербер, - служивший в первой четверти XVIII в. в Дагестане, свидетельствует, что у кубачинцев самые лучшие оружия. Отливали они несколько пушек для своей обороны. «...Дагестанцы люди храбрые и наездники, все вооружены огнестрельным оружием, добрыми саблями, и многие в панцирях». Своей отвагою, гордостью воина, умением воевать и сохранять независимость дагестанцы сумели внушить уважение соседям.

Дагестанский историк прошлого века Гасан Алкадари дает перечень всего того, что хотел бы иметь горец:

Тридцатые-сороковые годы XVIII века. На Дагестан неоднократно накатываются полчища завоевателя всего Среднего Востока и половины Индостана-Надыр-шаха. И каждый раз его народности, сплачивая свои силы, наносят ответные удары захватчику. В долинах южного и среднего Дагестана, на высотах Турчи-Дага и Андалальской долины народы Страны гор нанесли такое сокрушительное поражение иранскому шаху Надыру, после которого он более не оправился. Подвиг этот, и в том числе подвиг горянок, воспет в героических поэмах на всех горских родных языках. Народы хорошо помнят отважных героев освободительного движения Чолака Сурхая, хана Муртазали, уцмия Ахмед-хана, Кудия-кади Согратлинского, Hyp-Магом еда Хунзахского, Гаджи-Мусу Мегебского, Хочобского муллу, тухумы дайтиевы и угозилал из Хунзаха.

Примечательно, что единственной страной, оказавшей Дагестану в те годы реальную помощь в меру своих тогдашних возможностей, была Россия. События освободительной борьбы дагестанских народов отозвались в истории сопредельного Закавказья, громким эхом прокатились по Ближнему и Среднему Востоку» повлияли на политику европейских держав.

Волею истории боевая слава сделалась насущной потребностью в жизни всех дагестанских народов. Потому то в песнях и преданиях горцев так много воспоминаний о славных боевых делах их предков. Они в борьбе с врагами развили в себе превосходные боевые традиции и передавали их из поколения в поколение. И так было не только потому, что деды хотели сохранить предания о былых днях, рассказать о них внукам, но и потому, что героические боевые традиции имели практическое значение при защите своей Родины.

традиция дагестан народ героизм

По своей природе большая часть Дагестана оставалась усеянной вольными демократическими обществами. Свободу и честь народа горцы воспринимали как сохранение своего языка, обычаев, культуры, дружбу и взаимопонимание. За сохранение своего национального достоинства они готовы были всегда драться с кем угодно и как угодно, но чести не роняли.

Народ не сохранил в своей памяти воспоминания о легких и случайных победах. Он бережно сохранил в памяти именно те битвы и дела, которые потребовали напряжения всех сил, стоили много жертв и были связаны с борьбой за волю, за честь, за будущее.

Народ обобщает прошлое. В одно целое сливается все, что говорит о стойкости, напоминает о людях с сильным характером. Не началом ли таких эпических обобщений в фольклоре и является тот цикл, который нам известен под названием «Песни о джигитах», «Кади Ашильтинский», «Песня об Али-молодце», «Песня о походе Ермолова», «Богатырь карт-кожак и красавица Максуман», «Песня о защитниках Анджи», «Песня о герое Мур

тазали», «Песня о Шарвели», «Батыр Амат, сын Айсыла» и т. д. А сколько пословиц и поговорок создано о смелости и отваге дагестанских горцев и в то же время беспощадно клеймящих людей нерешительных и трусливых. Не случайно одна из аварских песен начинается со слов: «Не рожайте, женщины, трусов!». У каждого-народа существует целый цикл песен о набегах, где воспевается стойкость горца. Образец такой песни приведем из даргинского фольклора: «Вокруг огненное кольцо, а я-посередине огня. Но хотя огонь и сжигает меня, не буду просить о помощи». «Вокруг боя-кольцо, а я в середине боя. Но хоть в куски разорвите меня, не смирюсь я перед вами!»

В первой половине XIX века, в мрачные годы царствования Николая 1, горы и долины Дагестана были затоплены кровавой войной. Горцы и здесь не посрамили себя. Против них был брошен герой Отечественной войны 1812 г. царский наместник на Кавказе А.П. Ермолов. Ни карательные меры, ни угрозы, ни разорения ему не помогли в этом. Как бы оправдываясь в. своем бессилии, Ермолов потом говорил: «Не стыдимся признаться, что Дагестан не повиновался? Стыд весьма напрасный, ибо земли непокорные не повинуются: их надобно взять прежде!» В другом случае он подчеркивал: «Народы Дагестана имеют «знаменитость и никакой не признавать над собой власти». В тридцатилетней своей борьбе с царскими войсками во главе с имамом Шамилем горские народы еще раз проявили свою доблесть и стойкость. Разве не декабрист А. Марлинский говорил об этом, когда писал: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его... как искусно умеют они сражаться, как геройски решаются умирать». Не об этом ли свидетельствует штурм Ахульго?

Героическая, многолетняя борьба горцев под руководством Шамиля привлекла к себе внимание не только на Востоке, но и в странах Запада. Таким образом, значение ее выходит далеко за пределы Дагестана, Чечни и Кавказа.

Исторические традиции -неиссякаемый источник боевой, патриотической закалки новых и новых поколений. Вдохновляющая сила этих традиций с особой силой проявилась в годы революции. Следует помнить имена героев революции и гражданской войны: У. Буйнакского, Махача Дахадаева, Алибека Богатырева, Сафара Дударова, Казимагомеда Агасиева, Гаруна Саидова, С. Казбекова, О. Лещинского, Д. Коркмасова, Н. Самурского, Омара Чохского, Г. Далгата, М. Атаева, С. Габиева, Г. Саидова и многих других. Они с юношеских лет посвятили свою жизнь борьбе за народное счастье.

Великая Отечественная война. Традиции боевого героизма и патриотизма наших народов множились в жестокой схватке с немецко-фашистскими захватчиками. Вместе с русским и другими народами Отечества дагестанцы показали в эти дни беззаветную храбрость. Уходя на фронт, сыны Дагестана давали клятву биться насмерть, не щадя сил и самой жизни для полной победы. Бессмертные подвиги 50 героев-дагестанцев и многих тысяч сынов страны гор на фронтах вписаны золотыми буквами в летопись Великой Отечественной войны.

Народ обессмертил имена тех, кто верно служил Родине! Во всех горных аулах им воздвигаются памятники и монументы. Такие исторические памятники имеют огромное значение в воспитании патриотизма и укреплении дружбы народов. Беречь и развивать 6oeвые традиции-это значит проявлять заботу о каждом монументе, напоминающем о героическом прошлом народа, о революционных событиях в стране. Демократические преобразования немыслятся без проявления в жизнь глубоких патриотических, поддерживающих связь поколений, художественных, исторических традиций.

Афоризмы, пословицы и поговорки о мужестве, героизме и отваге горцев

По традиции в Дагестане надписи делались на оружии, стенах домов, камнях, дереве, предметах домашнего обиход была своего рода «библиотека». Вот некоторые из таких записей.

«Кто не защищает свою честь, тот погибнет». Надпись на могильном камне в ауле Ашильта.

«Предпочитаю огонь - позору, смерть - унижению» на клинке кинжала Хаджалова из аула Игали.

«Слава и честь- на спинах коней». Надпись на украшении конской сбруи, принадлежащей жителю с. Обода 3. Гамзатову.

«Трус - оружие смерти». Надпись на мече жителя селения Муни С. Гаджиева.

«Прежде чем стрелять, колчаны наполняют стрелами». Надпись на колчане наиба Шамиля Бусилова из Тинды.

«Рай находится под тенью сабель». Надпись на клинке Д. Мур-тазалиева из селения Гиничутль.

«Кто не защищает свой заповедник своим оружием, тот вынужден мириться с унижением». Надпись на сабле жителя селения Гиничутль И. Чунка.

«Кто не стремится к прославлению, слава пройдет мимо него, «то острием сабли не прославится, тот никогда не будет благородным». Надпись на сабле жителя из селения Гинич М. Даилова.

«Углубляйтесь в лес и не бойтесь львов, если надвигается страшное испытание, смело идите вперед». Надпись на потолке дома хунзахца Гасана - сына Сайфулы.

«Не ищите справедливости у угнетателя или предателя». Надпись на потолке бассейна в селении Ашильта.

«Мужественный-в бою, имеющий большой тухум - в ауле.

«Между друзьями меч войны-из войлока».

«Друг смотрит в глаза, враг-в ноги».

«Храбрость-это умение править не только конем, но и собой»

«Мать храброго-не плачет».

«Тот, кто расскажет о войске,-пусть будет всенародно сожжен

«Оружие горцы носят всю жизнь, а нужда в нем - на один день».

«Защищайся палкой или пикой». Надпись на пике знаменосца нуцала Мама Рустамова из селения Гиничутль.

«Храбрость, что молния-она мгновенна».

«Жизнь храбреца-четверть века».

«Джигит умрет-слово живет». «Храбрец сохраняет аул».

«Да погибнут трусы! Честь батырам!»

«Богатырь узнается, когда наступает время».

«Мужество удальца и не доят и не седлают».

«Чем жить без чести,-говорят горцы,-лучше принять смерть

«Да дойдет добро до храброго молодца».

«Лучше быть вдовою героя, чем женою труса»- говорят горянки.

«Лень не родит героя».

Презренен тот, кто потерял в пылу сражения винтовку, кинжал и бежит

Мужчина должен владеть острым кинжалом и быстрой лошадью

«Прославленный герой из скалы воду добудет». «Пусть прославится тот, кто справедлив».

«Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч».

Пословицы и поговорки

Аркан хорош длинный, а речь- короткая.

Бедняк живет, как может, а богач-как хочет. Бедняку и кукурузный хлеб-сахар.

Богатый и дедовы похороны справляет, а бедный не может похоронить отца.

Богатый за совесть не переживает.

Без труда нет и покоя.

Без ребенка в семье нет счастья.

Без достоинства нет своего мерила происходящего.

Бойся беды, а придет-будь мужественным.

Бойся безделия, ибо оно хуже всех пороков.

Веку насильника долгим не бывать.

Вино раскрывает в человеке ржавчины.

Где бы ни собирались тучи, они разряжаются дождем, молнией и громом на Гуниб.

Герой умрет однажды, трус -сто раз.

Да будет урожай на хлеб, чтобы можно было делать побольше бузы.

Да дойдет добро до храброго молодца.

Да первенствуем над врагом мечом, а над другом-хлебом.

Да увеличится богатство, чтобы нас любили люди.

Делай для друга, учись для себя.

Деньги делают и хана рабом, а раба ханом.

Доброта и честность украшают человека.

Дом, куда не ходят в гости-несчастный дом.

Доброе имя лучше сокровищ.

Доброе слово и кинжал отведет.

Если говорящий глуп, хотя бы слушатель должен быть умным!

Если даже рот кривой, на сходе богатый говорит.Если криком можно было что-нибудь сделать, осёл каждый день строил бы по семь домов.

Если соседи хорошие, то и слепая девушка замуж выйдет. Если тебя не слушают, лучше сидеть молча.

Жизнь всегда дорога.

Жизнь без труда-это не жизнь,

Земле нужен мир.

Зима-это дракон.

Клятва вора пусть будет на родителях жены. Каков корень-таковы и побеги.

Кто будет беречь свой рот, у того голова будет цела. Крапиву рвать лучше чужими руками. Кто не в поле-тому горе.

Когда шухтинец поправляет постель, в сарае акушинца корова мычит, думает, что сено несут.Кто умеет, тот и на море огонь разводит. Кто советуется, тот не ошибается.

Когда умирает взрослый-в доме пусто, умирает малый-в сердце пусто.

Когда приходит бедность, убегает свет.

Когда гневаешься, ум убегает.

Когда приходит власть, убегает милосердие,

Лень не родит героя.

Лучше краска на лице, чем пятно на солнце.

Любишь почет-люби и труд.

Мать храброго не плачет.

Мужество удальца и не доят и не седлают.

Мужчина должен владеть острым кинжалом и быстрой лошадью.

Мужа честь можно убить, но не опозорить. .

Не быть маслом в воде-это значит не быть равнодушный!

созерцателем зрелищ.

На языке мед, под языком лед.

На дне терпения оседает золото. ^

Не всегда жить в обиде, не всегда хан в Гунибе.

Не подходи к чиновнику, когда разбогатеешь, он сам придет. Нукал куда бы не пошел, найдет пир, бедняк, хотя бы куда пойдет, найдет труд.

Нечистая совесть, хуже змеиного яда. Овечий язык ешь, а человеческого берегись. Около золота и железо блестит.

Плохо шутить зимой с горой, летом с рекой,-зимой обвалы, летом полноводье.

Пусть прославится тот, -кто справедлив. Покорную овцу трижды доят. Поле засевают не словами, а семенами.

Самый лучший друг тот, кто следует заветам предков.

Сила жизни-в дружбе.

Спрашивать не стыдно.

Суетясь, за счастье не ухватишься.

Тебе не быть сорокой (это означает-не болтай много, а исполняй приказание).

У кривой палки не бывает прямой тени.

У лжи хвост короткий.

Умен дурак, когда молчит.

Хороший камень из аула не выносят.

Хоть на свадьбу попадет бедняк, ему работа, а богачу веселье.

Что в сердце хранится, то на лице отражается.

Чем богаче человек, тем он жаднее,

Чем жить без чести, лучше с честью умереть.

Чем родиться нищим, лучше не родиться.

Честь может быть потеряна только однажды.

Честность-лучшее лекарство души.

Чья жена умерла-тот ночью плачет; чья обувь рвана-тот днем плачет


В Дагестане с 2013г. в культурно-досуговых учреждениях в рамках проекта развития республики «Человеческий капитал» (подпроект «Культура и традиции народов Дагестана») создаются центры традиционной культуры народов России.
Работа центров направлена на изучение и возрождение национальных традиций, культурное сотрудничество. Региональные и национальные особенности народного творчества сегодня актуализируются. Возрастают проявления национального сознания, в том числе и в области этнокультуры.
В Дагестане это тенденция связана, в том числе и с образованием центров традиционной культуры народов России. Центры - это та область, где в условиях автономного развития, возможно сохранение и развитие не только единого культурного пространства, отдельной народности, но и углубление творческих связей, сотрудничества между регионами.
Во всех центрах представлены экспозиции этнокультурного наследия: предметы быта и старинная домашняя утварь; национальные костюмы, музыкальные инструменты. Создаются мастерские по народным промыслам: тастароплетению, ковроткачеству, резьбе по дереву, изготовлению музыкальных инструментов в селах Бабаюрт, Нижнее Казанище, Вачи, Унцукуль, Маджалис, Уркарах и др. Центры традиционной культуры народов России некоторых сел Сергокалинского, Левашинского, Хунзахского районов и некоторых других создали кунацкие, где посетителей знакомят с этнокультурой народов Дагестана, готовят национальные блюда.
Работники Центра Цунтинского района восстановили старинный женский дидойский костюм и уникальные головные уборы. При центре вновь начал функционировать фольклорный ансамбль «Цези», в репертуаре которого самобытные дидойские танцы и песни на местном диалекте. В Центре Новолакского района создан фольклорный ансамбль «Дараччи»; в селе Маджалис открыта и действует студия народно-прикладного творчества «Кайтагская вышивка», где возрождаются традиции древнего женского рукоделия.
Работники центров прилагают усилия для сохранения этнопраздников и обрядовых ритуалов. При поддержке центров проводятся праздник поливного канала в Гумбетовском, зимний обрядовый праздник «Урхобай» в Чародинском, обряд жатвы в Левашинском, выход невесты к роднику в Хунзахском; праздники встречи весны «Новруз», «Эбелцан», «Яран-Сувар» в Табасаранском, Дербентском, Хивском, «Интнил хьхьу» в Кулинском, Лакском, Новолакском, «Масленица» в Кизлярском и Тарумовском районах, первой борозды в разных районах Дагестана.
Эти примеры свидетельство того, что культурно-просветительская деятельность центров – территория открытая. В центрах свободно пересекаются интересы всех муниципальных ведомств, продолжаются и развиваются традиции, пробуются новые формы работы.
С 2013 по 2015 годы центры открыты во всех муниципальных образованиях. Работа в этом направлении продолжается. На сегодняшний день открыты 52 муниципальных и около 200 поселенческих центров традиционной культуры народов России.
Ведется соответствующая работа по улучшению материально-технической базы центров, приобретению инвентаря, звуко- и светотехнического оборудования, автотранспорта и др. На эти цели из республиканского бюджета каждому муниципальному центру в 2014-2015 гг. было выделено 1 млн.400тыс.р. По информации из районов многие центры существенно улучшили свое материально-техническое состояние: приобрели музыкальные инструменты (пандуры, агач-кумузы, аккордеоны, баяны, бубны и др.), звукоусилительную аппаратуру (микрофоны, колонки и др.). Многие центры приобрели швейные машинки или ткацкие станки, сшили национальные костюмы для своих творческих коллективов.
В центрах традиционной культуры народов России проводятся художественно-творческие проекты для детей и с участием детей. Среди них «Золотые звездочки Кавказа», «Маленькие горцы», «Мир начинается с детства», «Энемжая», «Серпантин дружбы», «Дети гор», «Золотые ручки», «Мы за мир на планете» и др.
В центрах уделяется внимание развитию детского художественного творчества, патриотическому воспитанию. Достаточный опыт по патриотическому воспитанию подростков и молодежи накоплен во многих районах и городах (Левашинском, Буйнакском, Кизлярском, Ногайском, Тарумовском, Бабаюртовском, Хунзахском районах, Махачкале, Дербенте, Кизилюрте, Буйнакске, Избербаше, Южно-Сухокумске, Кизляре и др.), где совместно с образовательными учреждениями проводятся смотры-конкурсы военно-патриотической песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных военных событий, молодежные конкурсы, праздники, фестивали, тематические вечера и др.
В целях пропаганды здорового образа жизни практикуется проведение различных мероприятий, молодежных акций антинаркотической направленности с привлечением сотрудников правоохранительных органов и наркоконтроля, медработников, представителей духовенства. По местным телевизионным каналам транслируются передачи этой тематики.
Центры сегодня один из способов сохранения и развития народного искусства и культурных традиций. В них создаются новые фольклорные коллективы, которые порой являются единственной средой бытования народных исполнительских искусств, сохранения национальных инструментов и костюмов. В республике действуют около 100 фольклорных ансамблей, народных вокальных групп, сводных фольклорных коллективов.

Во всех центрах традиционной культуры народов России имеются талантливые исполнители народных и современных национальных песен. Во многих функционируют вокально-инструментальные ансамбли. В Ахтынском, Докузпаринском и Магарамкентском районах успешно работают ансамбли ашугов, в том числе и семейные.
Ведется работа по открытию студий или кружков по обучению игре на сазе, пандуре, чунгуре, зурне, агач-кумузе и других музыкальных инструментах. Подобные студии уже есть в центрах Магарамкентского, Ботлихского, Левашинского, Сулейман-Стальского, Дахадаевского, Кайтагского, Сергокалинского и некоторых др. районов. Созданы ансамбли пандуристов и зурначей в центрах традиционной культуры народов России Левашинского и Дахадаевского районов.
Одной из задач центров является сохранение и развитие традиций семейного художественного творчества. Республиканский фестиваль «Семья Дагестана» ежегодно проходит в Сергокалинском районе при поддержке администрации муниципального района и собирает семейные ансамбли из всех уголков Республики. Они представляют любительское семейное творчество во всем жанровом многообразии: фольклор, инструментальное исполнение, народный и эстрадный вокал, хореографическое искусство. В рамках республиканского фестиваля также при поддержке глав муниципальных районов в центрах Ахтынского, Бабаюртовского и Чародинского районов, проходят зональные фестивали семейных творческих коллективов.

Общим показателем работы центров служат районные, республиканские, региональные фестивали народного творчества, способствующие самоинтеграции народной культуры в российское этнопространство. Традиционными стали республиканские праздники канатоходцев, народных костюмов, фольклорных традиций, национальных и исполнительских искусств: «Пагьламан» и фестиваль «Наследие» в Кулинском районе; фестивали «Поэзия народного костюма», «Голос гор», «Играй, гармонь!» в Левашинском районе; праздник «Шори Ники» в г. Дербенте; фестиваль зурначей в Дахадаевском районе; праздники «Казачье подворье» и «Русь народная» в Кизлярском районе; «Севиндж» и «Золотая осень» в Дербентском районе; фестиваль «Слава казачья» в г.Кизляре; фестиваль «Аварское Койсу – река дружбы» в Шамильском районе, республиканские проекты «Новруз» и «Масленица» и мн.др.
В 2015г. в рамках празднования 2000-летия г.Дербента центры развернули подворья «Родники Дагестана», где представили ремесла, быт, национальную одежду, музыкальные инструменты и народные исполнительские искусства, национальную кухню. Творческие коллективы центров участвовали в праздниках канатоходцев «Пехлеваны», гала-концерте и др. мероприятиях.
Утвержден Календарь мероприятий центров традиционной культуры народов России. С 2014 года при поддержке центров стал проводиться культурно-просветительский проект - «творческий десант»: встречи государственных учреждений культуры, творческих союзов, деятелей культуры и искусства с работниками муниципальных учреждений, жителями городов и районов.

Совместно с творческими коллективами центров традиционной культуры народов России проходят резонансные международные и всероссийские фестивали и праздники «Цамаури», «Журавли над Россией», «Горцы», «Каспий – берега дружбы» и др.
2016 стал годом проведения VII Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы». В нем участвовали фольклорные ансамбли «Ранранга» из Шри-Ланки, «Алианза» из Мексики, «Омладина» из Словакии и более 40 творческих коллективов Дагестана. В рамках фестиваля прошли около десятка разножанровых художественно-творческих проектов: «Пой, ашуг», «Пахьламан», «Поэзия народного костюма», «Играй, душа», «Дагестанские родники» и др.



Похожие статьи
 
Категории