Докорм: когда и сколько? Важные вопросы о докорме грудничка смесью Понятие докорм.

29.07.2023
Докорм - дополнительный вид пищи, даваемый ребенку первого года жизни, находящемуся на естественном грудном вскармливании при недостаточном количестве молока, вырабатываемого грудными железами матери. В роли докорма выступают продукты растительного происхождения либо специализированные молочные смеси (чаще всего адаптированные).

Когда нужно вводить докорм?

Докорм вводят ребенку, если у матери недостаточное количество молока, но не ранее 7-8-го дня с момента постановки официального диагноза. Дефицит грудного молока (гипогалактию) по отношению к суточной потребности ребенка можно условно разделить на степени в процентах: 1-я степень - 25%, 2-я степень - 50%, 3-я степень - 75%, 4-я степень - более 75%.

При гипогалактии 3-4-й степени ребенок переводится на смешанное вскармливание с момента ее выявления, и параллельно с этим предпринимаются все меры по восстановлению лактации в полном объеме. Для выявления степени дефицита молока у матери необходимо в разные часы - не менее 3 раз в течение суток - взвесить ребенка до и после кормления.
По разнице в массе тела можно судить о том, сколько ребенок высосал молока. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам (они приводятся в предыдущих главах) и зная количество получаемого от матери молока ребенком, можно подсчитать объем докорма.

Режим питания при этом остается свободным, т. е. не фиксированным по времени, кормить следует по первому требованию малыша. Необходимо только постоянно контролировать количество молока у матери (с помощью контрольных взвешиваний ребенка) и недостающий объем компенсировать за счет специализированных смесей (лучше всего адаптированных).

Как вводить докорм при грудном вскармливании?

Докорм следует давать только после предварительного прикладывания ребенка к груди, даже при минимальном количестве молока у матери (не стоит путать с техникой дачи прикорма, который дают перед кормлением грудью). Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, при большом объеме докорма - из чашечки, так как более легкое поступление молочной смеси через соску способствует отказу ребенка от груди.
При очень большом объеме, даваемом ребенку, для ускорения процесса кормления и облегчения данной работы маме все-таки приходится пользоваться бутылочкой, но при этом соска должна быть достаточно упругой, с маленьким отверстием (или отверстиями) на конце, чтобы смесь не вытекала сама, а малышу приходилось прикладывать определенные усилия (смесь должна выделяться каплями), как при сосании материнской груди (идет имитация процесса).

Если же соска будет достаточно мягкой и/или отверстия на конце - слишком большими, что позволит ребенку получать молочную смесь без труда, то он откажется в дальнейшем от маминой груди (так как грудные железы достаточно упругие). Гипогалактия будет прогрессировать, восстановить лактацию в должном объеме будет достаточно трудно, а у малыша жевательный аппарат не будет развиваться по физиологическим правилам, в дальнейшем может быть нарушение артикуляции и пр.

Докорм в виде самостоятельных кормлений может быть рекомендован только в исключительных случаях - при отсутствии матери возле ребенка в часы кормлений.
Большие интервалы между прикладываниями ребенка к груди приводят к раннему угнетению лактации.

В качестве докорма применяют специальные молочные смеси, при выборе которых предпочтение следует отдавать адаптированным (о них упоминается в предыдущих главах).

Фруктовые соки и пюре в качестве коррекции витаминных и минеральных веществ целесообразно назначать с 3-3,5 месяца соответственно.

С 4,5 месяца в рацион ребенка вводят прикорм - овощное пюре или кашу. В качестве первого прикорма предпочтительнее использовать овощное пюре, однако в определенных ситуациях (недостаточная прибавка массы тела и др.) первым можно назначить злаковый прикорм - кашу. Второй прикорм - вначале 5%-ная, затем 10%-ная каша - назначается через месяц после первого, т. е. с 5,5 месяца.

С 6 месяцев ребенку назначают творог - из расчета 3-5 г/кг массы тела.

С 6-6,5 месяца в рацион ребенка вводится желток куриного яйца, с 7 месяцев - мясо из расчета 3-5 г/кг, вначале в гомогенезированном (однородном, пюреобразном), затем в менее измельченном виде.
В питании широко могут использоваться специальные детские мясорастительные консервы.

Рыбу в питание малыша можно включать с 8-9 месяцев - вместо мяса, 1-2 раза в неделю.

При смешанном вскармливании потребность ребенка в калориях, белках, жирах и углеводах такая же, как и при естественном, поэтому при подборе молочной смеси, используемой для докорма, необходимо как следует рассчитать все его составные компоненты в 100 г продукта и их процентное соотношение. При использовании адаптированных смесей потребность остается такой же, как при естественном вскармливании. Если в качестве докорма дают неадаптированные смеси, то до введения прикорма калорийность пищи должна быть повышена на 5-10% по сравнению с естественным вскармливанием. Потребность в белках в этом случае возрастает до 3 г/кг массы тела.

К концу первого года жизни ребенка при введении всех видов прикорма общее количество белка должно составлять 3,5 г/кг массы тела, количество жира и углеводов остается таким же, как при естественном вскармливании.

Введение прикорма

К вопросу питания необходимо подойти очень ответственно. Молодым мамам легко запутаться в правилах введения прикормов, докормов и пищевых добавок. Не надо пугаться. Постараемся во всём разобраться.

При недостатке молока у матери назначают докорм. Докормом является специальная детская смесь для питания. Существует огромное количество детских смесей (порошкообразные, на основе молока, готовые к употреблению и т.д.). Спросите у врача какую смесь лучше давать вашему ребёнку. Здесь главное соблюсти одно правило, докорм даётся после кормления грудью.

До одного года, в рацион ребёнка вводится три прикорма. Прикорм – это замена кормления чужеродной пищей.

Следует обратить внимание на то, что при введении прикорма есть важные правила, о которых необходимо помнить

Прикорм – это первый шаг к формированию здоровья малыша, знакомство с многообразием вкусов и становление навыком самостоятельного употребления пищи. С 4-6 месяцев молоко матери или его заменитель не могут полностью удовлетворить потребности растущего организма в энергии и питательных веществах. К 3 месяцам жизни созревают пищеварительные ферменты. В 3-4 месяца формируется местный иммунитет кишечника и механизмы проглатывания. Продукты прикорма знакомят ребенка с различными вкусами и текстурами.

Начинайте прикорм с однокомпонентных пюре, соков и каш, в состав которых не входит усилители консистенции вкуса. Любой новый продукт следует давать, когда ребенок здоров. Предлагайте новый продукт утром до кормления грудью, чтобы в течении дня отследить реакцию на него. Новый продукт нужно вводить постепенно, начиная с? ч.л.и постепенно увеличивая его объем на 10-30 г. в течение 7 – 10 дней. В случае плохой переносимости необходимо прекратить введение продукта и попытаться ввести его вновь через некоторое время. При повторной негативной реакции следует отказаться от продукта и попытаться заменить его аналогичным. (например, яблочное пюре – грушевым). Кормите малыша каждым новым продуктом на протяжении 5 – 7 дней перед тем, как вводить другой, иначе, в случае неприятия пищи, Вы не сможете понять, какой именно продукт спровоцировал негативную реакцию. Если блюдо малышу не по вкусу, попробуйте предложить его через несколько дней. Будьте терпеливы, предлагая новый продукт до 10 – 15 раз. Кормить следует с ложечки, разогрев продукт до 37 градусов по цельсию.

ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ВАШИМ ПЕДИАТРОМ, КОГДА И С КАКИХ ПРОДУКТОВ НАЧИНАТЬ ПРИКОРМ : однокомпонентных фруктовых или овощных пюре, соков или однозерновых каш.

1. Прикорм вводится постепенно. Начинают с одной чайной ложки. Дозу увеличивают постепенно. Не спешите увеличивать объем пищи. Дайте возможность малышу привыкнуть к ней.

2. Прикорм даётся перед кормлением грудью.

3. Блюда прикорма должны быть однородными.

4. Каши необходимо чередовать. Не поленитесь готовить разные виды каш.

5. Прикорм лучше давать во второе кормление. Не стоит начинать день малыша сразу с чужеродной пищи.

6. Не начинайте вводить прикорм во время болезни.

7. Не давайте сразу два новых прикорма. Ребёнок должен привыкнуть сначала к одному, затем к другому блюду.

8. Все новые блюда вводите в своё время. Если ввести чужеродную пищу раньше срока, организм ребёнка может быть ещё не готов усвоить её.

График введения прикорма

Возраст

Прикорм

3,5 Месяца

Монокомпонентные соки: яблочный, грушевый, сливовый с мякотью.

4 месяца

Монокомпонентные фруктовые пюре: яблочные, грушевые, сливовые, персиковые, абрикосовые.

4,5 месяца

Монокомпонентные пюре из овощей: кабачков, цветной капусты, капусты брокколи, картофеля, моркови.

5 месяцев

Соки и нектары из черной и красной смородины, малины, черешни, айвы, вишни, черники, брусники (до 20 % сока ягод)
Моно и поликомпанентное пюре из фруктов: черной и красной смородины, малины, черешни, айвы, вишни.
Моно и поликомпанентные пюре из овощей: тыквы, свеклы, капусты белокочанной
Каши: безглютеновые: рисовая, гречневая; кукурузная в смеси с гречневой и рисовой, и глютеносодержащие: пшеничная, манная, овсяная, толокно, растворимое печенье.

6 месяцев

Соки и нектары из цитрусовых, тропических плодов (ананаса), клубники, земляники, томатов (!!! Продукты высокой степени аллергенности – вводить с осторожностью и следить за реакцией организма!!!)
Фруктово – зерновые и фруктово – молочные (йогуртовое) пюре, а так же с цитрусовыми продуктами.
Овощные пюре с добавлением томатов.
Многокомпонентные каши (по 3 вида зерна).
Творог: Этот продукт вводится в рацион малыша постепенно, начиная с 3-5 г. К году колличество творога должно составлять 50 г.

6,5 месяцев

Желток вкрутую сваренного яйца. Желток вводят очень осторожно. При хорошей переносимости к году ребенок может съедать по половине желтка в день.
Мясное пюре: из говядины, свинины, баранины, курицы, индейки, кролика.

7 месяцев

Соки из папайи, киви, гуавы.
Овощные пюре с добавлением зеленого горошка.
Кисломолочные продукты. Первым малыш может попробовать кефир и ацидофильные смеси. Применяйте только специальные кисломолочные смеси.

8 месяцев

Овощные пюре с добавлением шпината.
Мясное пюре с добавлением субпродуктов (печень, сердце и язык).
Продукты на рыбной основе: Пюре из трески, хека, судака, лососевых, пикши. Рыбным пюре заменяют 2 мясных кормления в неделю.

Старше 9 месяцев

Виноградный осветленный сок.
Каши типа «Мюсли» (для детей)

Первый прикорм лучше давать в возрасте 5 месяцев. Детям на искусственном вскармливании первый прикорм можно дать немного раньше, где-то в 4 месяца. В качестве первого прикорма лучше давать овощное пюре т.к. оно содержит микроэлементы и клетчатку. Для начала целесообразно начинать готовить овощноё пюре с какого-нибудь продукта. Можно, например, приготовить из моркови.

Потом овощное пюре можно готовить из нескольких продуктов. Старайтесь, чтобы картофель не превышал более половины объёма. Картофельное пюре слишком тяжёлая пища для малыша. Можно использовать кабачки, тыкву, репу, капусту. Ориентируйтесь на вкусы малыша. Как и взрослому человеку, ему может не понравиться тот или иной продукт.

Второй прикорм вводят в 6 месяцев. При искусственном вскармливании с 5 месяцев.

Лучше второй прикорм начинать с 5% манной каши. Для её приготовления необходимо взять около 200 мл. коровьего молока и добавить в него 70 мл. воды. Эту смесь нужно нагреть до кипения. Когда смесь начнёт закипать, помешивая, засыпьте в неё 10 гр. манной крупы. Варите кашу около 10 минут. В конце варки можно добавить 1 ч. ложку сахара.

Третий прикорм начинают давать в 7 мес. Детям на искусственном вскармливании в 6 месяце. Третий прикорм начинают с мясного бульона. Лучше давать свиной ли говяжий. Можно давать перед овощным пюре. В таком случае не давайте больше 30 мл, чтобы у ребёнка не пропал аппетит. В 8 мес. (при искусственном вскармливании в 7 мес.) можно дать мясо. Из него необходимо сделать фарш, дважды пропустив его через мясорубку. Приготовленный фарш можно добавить в овощное пюре. В 9 -10 месяцев можно дать рыбу. Её можно отварить и хорошо размять. При её приготовлении тщательно освобождайте её от костей. Не давайте жирную рыбу.

К пищевым добавкам относятся:

Соки. Их начинают давать примерно с 3 месяцев. Начинают давать несколько капель сока, постепенно увеличивая его количество. Чтобы узнать, сколько сока можно дать вашему ребёнку. Нужно воспользоваться простой формулой. Возраст вашего ребёнка нужно умножить на 10. Ответ в миллилитрах и будет тем необходимым количеством.

Например, вашему ребёнку 7 мес. 7 умножаем на 10 и получаем 70 мл.

Соки желательно давать прозрачные (яблочный, виноградный). Соки из цитрусовых или красных плодов могут вызвать аллергию.

С 2-3 мес. можно давать тертое яблоко. С ним ребенок получает витамины и микроэлементы.

С 3 мес. можно попробовать дать желток. Не давайте ребёнку в таком возрасте больше нескольких крошек. С желтком ребёнок получает железо. Это очень важно для профилактики железодефицитной анемии.

С 5-6 мес. Дают творог. Не давайте более 20 гр. К 1 году это количество можно увеличить до 50 гр. С творогом ребенок получает белок и кальций.

Сливочное масло можно также дать в 5 мес.

Начиная давать ребёнку чужеродную пищу, учитывайте то, что ребёнок должен привыкнуть к ней. Иногда дети с удовольствием едят новый продукт, а иногда отказываются. В этом случае не стоит заставлять ребёнка. Подождите ещё 1 – 2 недели и повторите попытку. Следите за реакцией малыша на продукты. На что-то может появиться аллергия и разболеться животик. Не кормите ребёнка исключительно кашами. Не давайте слишком сладкую или жирную пищу. Не перекармливаете малыша. Не расстраивайтесь, если ребёнок не съел то количество пищи, которую он должен съесть по подсчётам. Если он нормально прибавляет в весе, если он здоров, жизнерадостен, весел, активен, значит, он съедает то количество, которое ему необходимо.

В настоящее время идёт очень много споров и разногласий о правилах и сроках введения прикорма. В основном начинают отходить от привычного графика прикорма в пользу более его позднего введения. Конечно, грудное молоко является, несомненно, очень важным видом питания малыша, но здоровый ребенок не может удовлетворяться только грудным молоком, даже в том случае если его количества достаточно. Существует потребность в обеспечении малыша витаминами и другими важными элементами, а также в обеспечении достаточной калорийности питания.

    Дается перед кормлением грудью.

    Начинают с 3 - 4 чайных ложек (20 граммов), постепенно увеличивают, в течение 2-х недель заменяют грудное кормление.

    Блюдо должно быть гомогенезированным, достаточно жидким, не вызывать затруднения при глотании.

    Переходить к другому виду прикорма следует только после того, как ребенок привык к предыдущему.

    Если ребенок плохо ест овощное пюре, в качестве первого прикорма можно использовать 5% кашу, а на второй - дать овощное пюре.

    На одно кормление можно давать только один вид прикорма.

    В течение дня каждое блюдо прикорма можно давать только один раз.

    Новые продукты не вводят, если ребёнок болен и в период проведения профилактических прививок.

9. Прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновых круп (рисовой, гречневой, позднее кукурузной). Каши могут быть молочными или безмолочными. Последние разводят грудным молоком, детской смесью, получаемой ребёнком. В дальнейшем могут использоваться глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная, манная) и каши из смеси круп.

10. Вначале овощное пюре должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например, кабачков. Далее целесообразно использовать комбинацию из 3–4 овощей.

У11. КРИТЕРИИ ДОСТАТОЧНОСТИ ПИТАНИЯ

Показанием к переводу ребенка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма и результаты контрольного кормления.

К клиническим признакам недокорма относятся:

    беспокойство ребенка сразу после кормления, в промежутках между кормлениями, ночью;

    уплощение весовой кривой (ребенок не прибавляет или недостаточно прибавляет в весе);

    редкие мочеиспускания,

    стул более густой.

Контрольное кормление проводят с целью выяснения того, сколько ребенок высасывает молока из груди матери. Если ребенок высасывает недостаточное количество молока, а в груди не остается молока, то ребенка переводят на смешанное вскармливание. При этом контрольные кормления проводят несколько раз в течение суток. Если же ребенок высасывает мало молока, в груди остается молоко (при затрудненном молокоотделении у матери, тугом соске и т. п.), то рекомендуют сцеживать молоко и им докармливать ребенка. Это будет считаться разновидностью естественного вскармливания.

Самая частая причина, по которой не удается осуществлять грудное кормление - это гипогалактия (малое количество грудного молока).

Гипогалактия бывает первичной и вторичной. Первичная - это следствие особенностей строения молочной железы (много жира, мало железистой ткани). Такая гипогалактия не поддается лечению, но она составляет только 3 - 5%.

Основная масса - это вторичные гипогалактии, причинами которых являются:

    Тревожное состояние матери - это одна из самых частых причин. По данным ВОЗ 90% всех гипогалактий является следствием нервозности женщин, повышенного беспокойства за ребенка, неуверенности в своих возможностях для грудного вскармливания.

    Неправильный режим дня, нерациональное питание беременных и кормящих женщин.

    Неправильная организация грудных кормлений.

Профилактику гипогалактии необходимо начинать в антенатальном периоде :

    Систематически проводить с беременной психопрофилактические занятия с целью устранить страх перед родами, внушить уверенность в ее силах для ухода за ребенком.

    Готовить молочные железы к кормлению: воздушные ванны 10 - 15 минут, обмывание, растирание махровым полотенцем сосков, вытягивание сосков, носить прокладки из грубой ткани в бюстгалтере.

    3а 6 - 8 недель до родов проводить массаж грудных желез. Перед зеркалом 2 - 3 минуты массировать всей кистью без нажима 2 раза в день:

    сверху - от середины грудины к плечу,

    снизу - к подмышечной впадине;

    круговые поглаживания (не затрагивая сосок и ореолу);

    двумя руками обхватить грудь, не трогая сосок, 2-3 раза прижать к грудной клетке.

    В рацион питания беременной женщины следует ввести ежедневное употребление порции (200 г) салата из свежих овощей с зеленью, кедровыми орешками, заправленного растительным маслом первого холодного отжима.

Свежие овощи оказывают ощелачивающее действие на организм, нейтрализуют свободные радикалы, то есть обладают антиоксидантным действием (снижают чувствительность тканей к кислородному голоданию, которое испытывает беременная и кормящая женщина).

Свежая зелень – источник фолиевой кислоты. Фолиевая кислота способствует правильному развитию плода, вынашиванию беременности, подготовке желез к лактации.

Растительное масло первого холодного отжима (льняное, оливковое, репсовое, кукурузное, подсолнечное) – источник витамина Е, необходимого для нормального функционирования репродуктивной системы и лактации, витамин Е также является антиоксидантом.

Кедровые орешки – источник витамина Е и многих микроэлементов.

Для коррекции питания можно использовать молочную смесь для беременных "Фемилак I" (рекомендация Воз).

Профилактика гипогалактии в послеродовом периоде:

    На 3-и сутки после родов, когда приходит так называемое «большое молоко», грудь становится набухшей, плотной, болезненной, необходимо правильно рассцедить грудь до состояния мягкости. Это обеспечит нормальный отток молока, а следовательно и его секрецию.

    Спать кормящая мама должна в бюстгалтере, обеспечивающем физиологическое положение молочных желез для свободного оттока молока и профилактики застойных явлений.

    Единственным стимулятором лактации служит сосание ребенком груди. Прикладывать малыша к груди необходимо так часто, как он просит, особенно в 1-й месяц жизни в периоде взаимной адаптации матери и ребенка.

    Если вы организовали кормление малыша естественным способом, необходимости в сцеживаниях нет. Молочная железа, реагируя на «запросы» и «требования» со стороны ребенка, производят столько молока, сколько ему нужно.

    Одно из важнейших понятий в организации успешного грудного кормления - ПРАВИЛЬНОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ. Младенец должен максимально глубоко захватить весь коричневый околососковый кружок - ареолу. Радиус захвата ареолы - 2-З см от основания соска. Сам сосок находится глубоко во рту у крохи, не подвергаясь риску травмы.

Основные критерии правильности прикладывания:

Отсутствие болезненности груди у мамы;

Определенные внешние признаки: в момент сосания ареола практически не видна, губы крохи вывернуты наружу, обеспечивая герметичность прикладывания (и непопадание воздуха в желудок малышу), подбородок прижат к груди, а щечки и носик касаются ее.

Правильное прикладывание защищает соски от травм, а благодаря эффекту качественного опорожнения молочной железы оно является профилактикой застоев молока.

    После выписки из родильного дома необходимо создать в семье спокойную, доброжелательную обстановку. Соблюдать правильный режим: сон не менее 8 часов в сутки, ежедневные прогулки на свежем воздухе. Кормящая женщина должна ежедневно на 1-2 часа отлучаться из дома и посвящать это время любимым занятиям (это способствует снятию излишней тревожности за ребенка, нормализует психическое состояние женщины, а значит, устраняет самую частую причину гипогалактий). А с ребенком на время отсутствия мамы останется папа, это будет способствовать более быстрому формированию чувства отцовства.

    Кормящая мама должна продолжать ежедневное употребление порции салата из свежих овощей с зеленью, который был рекомендован во время беременности. Коррекцию питания ВОЗ рекомендует проводить молочной смесью "Фемилак II".

У111. ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ДОКОРМА.

Дополнительное питание молочными смесями называется докормом

    Докорм дается после кормления грудью.

    В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х - 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления. При этом следует придерживаться правила, что объем докорма на 1 кормление не должен быть менее 30 мл.

    Прикладывать ребенка к груди следует не менее 3 - 4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

    Если объем докорма невелик (30 - 50 мл), его нужно давать из ложечки, если объем больше 50 мл - из бутылочки с соской, которая должна быть тугой, с маленьким отверстием.

    В сутки в качестве докорма ребенок должен получать не более 2-х разных смесей.

    Докорм дается после кормления сразу (если ребенок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

Пищевые добавки и прикормы при смешанном вскармливании вводят в те же сроки и по тем же правилам, что при естественном вскармливании.

Когда нужен докорм?

В том случае если были выявлены несоответствия в количестве пеленок, после проведения одноименного теста, или после контрольного взвешивания ребенок за месяц набрал меньше чем 0,5 кг, то необходимо проконсультироваться со специалистом. Это может быть врач-педиатр, который поддерживает грудное вскармливание или консультант по естественному вскармливанию. Родителем не стоит настраиваться сразу на введение докорма, молока в большинстве случае бывает достаточно, но имеет место быть, например, неправильная техника вскармливания. Именно по этим причинам лучше всего проконсультироваться очно у врача или консультанта, так легче всего заметить ошибки мамы во время кормления, если они есть. Только после осмотра и расспроса специалист решит, необходимо ли на самом деле докорм.

Расчет докорма

Все ниже приведенные расчеты показаны только в том случае, если ребенок помимо естественного вскармливания, получает другое питание – смесь, донорское молоко или сцеженное молоко мамы. И при этом происходит неадекватное развитие ребенка. Для детей находящихся полностью на грудном вскармливании, при отличном самочувствии и адекватной прибавке в весе и роста ни каких расчетов не проводят.

Чтобы правильно ввести количество докорма и при этом сохранить грудное вскармливание необходимо точно вычислить объем недостатка питания и соответственно рассчитать количество смеси. Некоторые родители самостоятельно стараются рассчитать недостающий объем, и дают малышу в качестве докорма объем смеси рассчитанный «на глаз», такого ни в коем случае допускать нельзя!

Способы расчета докорма

Для деток старше 10 дневного возраста используют несколько способов расчета объема питания за сутки – это может быть объемный или калорийный способ. Согласно объемному способу, суточный объем питания составляет для деток от 10 дней до 1,5 месяцев – пятая часть от фактического веса; от 1,5 – 4 месяцев – шестая часть; от 4 – 6 месяцев – седьмая часть; от полугода – восьмая доля. Такой способ расчета объема пищи имеет ограничения, так у деток старше6 месяцев или даже раньше, объем питания получается более 1000 мл, но при этом ребенок первого года жизни не должен получать больше 1000 – 1100 мл пищи.

Калорийный способ рассчитывается исходя из килограмма массы тела ребенка, и получается что на 1 кг массы тела, ребенку в сутки необходимо 120 ккал, в возрасте 1 – 3 мес. Для деток 4 – 6 месяцев – 115 ккал; 7 – 9 месяцев – 110 ккал; 10 – 12 месяцев – 100 ккал. В основу расчета положена необходимость ребенка в белке. В грудном молоке сбалансированное число жиров, белков и углеводов, но расчет проводиться исключительно по белку. Так, для малышей, которые находятся на грудном вскармливании, до введения прикорма потребность в белках составляет 2 – 2,2г/кг веса ребенка, в жирах – 6 – 7 г/кг, в углеводах 12 – 14 г/кг. Расчет приведен из расчета потребности в сутки.

Наиболее простым в практическом использовании считается объемный метод вычисления. Чтобы вычислить объем одного кормления, суточный объем питания необходимо разделить на число кормлений за сутки.

Например, 2 месячный ребенок должен получать около 840 – 850 мл в сутки, в том случае если используется 7 разовое кормление, то ребенок должен получать за раз около 120 мл за одно кормление, в том случае если это 6 разовое кормление – 140 мл.

Стоит помнить что расчеты, которые приведены выше, являются приблизительными и колебание в 10 – 20 мл в сторону увеличения или уменьшения считается нормой.

Как действовать при недостатке молока?

В первую очередь родителям стоит успокоиться и обратить внимание на прикладывание, так как часто при налаживании правильного прикладывания проблема сама собой решается. Наладить прикладывание можно при помощи врача-педиатра, или консультантов по грудному вскармливанию. В настоящее время на соответствующих интернет-порталах есть много картинок и видео о правильном прикладывании ребенка к груди. При помощи, которых можно наладить или исправить прикладывание.

Мамочке необходимо давать ребенку грудь по первому требованию, обязательно перед сном, после пробуждения, особенно это актуально в ночное время суток, поэтому необходимо практиковать совместный сон. Карапуз должен получать грудь примерно каждые 1,5 – 2 часа, даже если ребенок спит, можно и нужно ему предлагать грудь. У детей сильно развит сосательный рефлекс, и сосать грудь ребенок может даже во сне.

Доктора и консультанты советуют меньше посещать людные места, но это не говорит о том, что с ребенком не надо гулять. По возможности приглашать меньше гостей, и дома как можно чаще проводить времени с ребенком с обязательным контактом «кожа к коже».

Кроме того, необходим контроль мокрых пеленок за сутки, и проводить контрольное взвешивание каждую неделю. И только в том случае, если нет положительной динамики, и все усилия были напрасными показано введение докорма смесью или донорским молоком. В том случае если у ребенка большой недобор веса, то нужно как можно быстрее вводить смесь и не ждать неделю. Смесь вводиться под контролем доктора или консультанта по естественному вскармливанию.

Вводим смесь

Докорм – это кормление смесью или донорским молоком в условиях, когда ребенку, в силу возраста, невозможно ввести частый прикорм – до 5 – 6 месяцев. С достижение ребенка полугода жизни вопрос о докорме будет решаться в индивидуальном порядке, который будет напрямую зависеть от введенного прикорма.

Доктор или консультант, который будет занимать введение докорма, рассчитает количество смеси исходя из имеющегося молока и недобора веса у ребенка. Лучше всего давать ребенку так называемые высокогидролизованныые смеси, которые отличаются от грудного молока менее приятным вкусом. По этим причинам малыш будет стремиться получить вкусное молоко матери, что отлично скажется на лактации и поможет решить проблему недостатка молока.

Вычисленный суточный объем докорма должен разделяться на равные части, например, если в сутки малыша необходимо докормить 300 мл смеси, делим на 6 кормлений, получается что ребенку необходимо давать докорм в размере 50 мл смеси через каждые три часа – начиная с 9 утра и последнее кормление в 8 часов вечера.

Докармливать ребенка необходимо строго в это время. Наравне с этим грудь дается ребенку без каких-либо ограничений и запретов, по требованию. Важно знать главное правило – перед докормом грудь должна быть полностью опорожнена! В ночное время с полуночи и до 9 утра докорм не дается, карапуз должен получать исключительно мамину грудь, как раз в это время наиболее активны гормоны лактации. Таким образом, происходит естественная симуляция лактации, что впоследствии поможет решить проблему недостатка молока.

Даже когда ввели докорм, необходимо проводить «тест на мокрые пеленки», важно следить за количеством мочеиспускания. В том случае если ребенок за сутки помочился менее 8 – 10 раз, необходимо увеличить количество докорма еще на 30 мл, в том случае если мочеиспусканий много, то количество смеси убирается одномоментно на 50 – 100 мл.

В том случае если ребенок не скушал весь докорм, который ему положен в определенный час, то этот объем выливают, и следующий докорм строго по часам, но при этом грудь можно давать и чаще. В том случае если объем смеси небольшой, то ее можно убрать в одно из кормлений, и это ни как не отразиться на малыше.

Пока ребенок получает докорм, необходимо постоянно поводить оценку достаточно ли питания, и когда начнется обратный переход от докорма к полному грудному вскармливанию, необходимо убедиться достаточно ли малышу молока. Единственным объективным методом оценки является прибавка в весе, малыш в первые дни докорма не должен терять массу тела, а после его прибавка в весе должна быть не менее 20 г/сутки. «Тест на мокрые пеленки» является вспомогательным, но и про него не стоит забывать.

Не зависимо от того какой объем докорма получает ребенок, давать его нельзя из бутылочки. В том случае если объем докорма маленький, то его можно давать из, маленькой ложки, пипетки, шприца, в том случае если объем большой, то можно воспользоваться специальными системами.

В том случае если количество мокрых пеленок составляет 12 и более, то рассчитанный объем оставляют еще на неделю. И уже в конце недели проводят контрольное взвешивание, если прибавка в весе удовлетворительная – от 125 г и более, рекомендовано, постепенно убирать смесь. Но в том случае если недостаток веса был велик, на выбранном количестве докорма, остаются немного дольше, до тех пор, пока не покроется дефицит массы тела, и только после этого начинают убирать смесь.

А возможно вернуться на полное грудное вскармливание?

У консультантов по грудному вскармливанию имеется достаточно большой опыт, который подкреплен реальными случаями, возвращения со смешанного и даже полностью искусственного вскармливания на полное естественное. Стоит помнить, что вся эта процедура проводится не в один день, и требует большого желания и усилий у мамочки наладить грудное вскармливание. Практически в каждом случае можно свести к минимуму долю докорма при этом увеличив объем грудного молока.

В том случае если доля докорма небольшая, около 100 мл, то отказаться от смеси можно одномоментно и безболезненно для ребенка. В случае большего объема смеси – 150 – 250 мл, убрать такой объем можно в течение недели, можно сократить докорм до минимума и в последующем его вообще отменить. Большой объем смеси, 300 – 650 мл, обычно сокращают на половину в течение нескольких недель, и в последующем постепенно уходят со смеси за пару недель.

Важно не только поэтапно убрать смесь, но наладить правильное прикладывание малыша к груди. В случае если этого не сделать, ни о какой достаточной стимуляции речи быть не может, и все усилия напрасны. Самым первым и главным правилом при восстановлении грудного вскармливания – это полный отказ от сосок и бутылочек. Бутылочки, соски и грудное вскармливание не совместимы, они взаимоисключают друг друга.

Помимо всего прочего важно стимулировать лактацию, для этого необходимо прикладывать ребенка как можно чаще, в идеале промежутки между кормлениями должны сократиться до 1,5 часов, максимум 2 часа, и не более 3 часов ночью, путем нехитрых вычислений – количество прикладываний ребенка к груди должно составлять 15 – 20 за сутки. Специалисты рекомендуют организовать совместный сон, важно чтобы был как можно больше «контакт кожа к коже». Во время кормления рекомендовано маме раздеваться до пояса и прикладывать к груди голенького малыша.

В качестве дополнительного стимула для лактации можно использовать сцеживание, особенно сцеживание, показано при большом количестве введенного докорма. При сцеживании из груди уходит дополнительный объем молока, а, как известно, грудь наполняется по принципу – «чем больше ушло, тем больше пришло». Сцеженное молоко, можно использовать как докорм, т.е. заменив определенный объем смеси.

Подводя итог, хотелось бы еще раз обозначить, что докорм назначается исключительно специалистом, и исключительно исходя из определенных критериев. При этом докорм считается временной мерой, и должны прилагаться все усилия для того чтобы вернуть естественное вскармливание.

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание - это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х - 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл - из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси - это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

Сладкие - («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти» и др.);


Кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный», «Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт -1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей - «Детолакт -ММ», «Хумана - О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку - «Нутри-Соя», «Симилак - изомил», «Беллакт - Соя» и др.

Для детей с анемией - «Нан -Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями - низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания - энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки :

БАД - 1б (с бифидумбактериями)

БАД - ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

БАД - 1л (с лизоцимом) и другие.

«Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие).

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост - длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

- диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

- гиповитаминозы ;

Анемии;

- рахит ;

Гипотрофии и паратрофии

И др.

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода - это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие - комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий - темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.



Похожие статьи
 
Категории