Доктрина трумэна определение. Будьте всегда в настроении

20.09.2019

В рамках разворачивающейся «холодной войны» между СССР и США важной вехой стало провозглашение новой внешнеполитической доктрины Америки – доктрины Трумэна.

По окончании войны противоречия между союзниками касались многих регионов. Так, только перед угрозой новой войны СССР отвели войска из Ирана. Особое беспокойство в верхах США вызывал растущий нажим Москвы на Турцию (по поводу пересмотра статуса проливов) и Грецию, где продолжалась гражданская война между консерваторами и леворадикальными силами.

В феврале 1947 г. английское правительство уведомило Вашингтон, что в связи с тяжелым финансовым положением Великобритания не сможет более оказывать помощь Греции и Турции. Это была фактическая передача полномочий Соединенным Штатам. Грецию и Турцию американские власти рассматривали как поле принципиального столкновения демократии и коммунизма. К тому же обе эти страны занимали важное геополитическое положение в Восточном Средиземноморье, на подступах к запасам нефти и стратегическим коммуникациям, на стыке Европы и Азии. Это было, по определению разработчиков новой доктрины, «подбрюшьем России».

12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 миллионов долларов для оказания помощи Греции и Турции, а также санкционировать отправку в эти страны американского гражданского и военного персонала. Это обращение, названное «доктриной Трумэна», содержало общую оценку международной ситуации, определяющим моментом которой являлся конфликт между двумя образами жизни. Один из них, по словам президента, базировался на свободе личности, свободных выборах, свободных институтах и гарантиях от агрессии. Другой – на контроле над СМИ, терроре и угнетении. Доктрина Трумэна объявляла новую глобальную роль США в противодействии Советскому Союзу и коммунизму. «Для Соединенных Штатов принятие мер по усилению стран, которым угрожает советская агрессия, равносильно защите свободы как таковой». Эта борьба приобретала тотальный характер. Заявлялось, что «подобно тому, как яблоки в бочке испортятся при наличии хотя бы одного гнилого, ситуация в Греции и Турции повлияет на Иран и изменит весь ход событий на Ближнем Востоке, в Африке, Италии, Франции и т. д.». Некоторые сторонники доктрины вполне определенно высказывались и о военном значении Восточного Средиземноморья: «Мы сможем бомбить Россию с близкого расстояния».

Конгресс принял программу оказания экономической помощи Греции и Турции. Провозглашение доктрины стало объявлением всемирной борьбы «добра» против «зла», создало теперь уже и в новейшей истории прецедент вмешательства во внутренние дела независимых государств, поставило перед выбором всю Европу: с кем быть – с СССР или с США? Трумэн намеревался осуществлять поддержку демократии без одобрения и помощи только что созданной ООН. Выступление президента вызвало в Америке массу негативных откликов, однако уже во второй половине 1947 г., согласно опросам, 54 % американцев поддержали действия США в отношении Турции и Греции.

Советское руководство, естественно, дало резко отрицательную оценку доктрине Трумэна. В докладе Жданова на совещании коммунистических партий в сентябре 1947 г. было заявлено, что доктрина «рассчитана на предоставление американской помощи всем реакционным режимам… носит откровенно агрессивный характер».

В тесной связи с новой внешнеполитической концепцией США находился и знаменитый план Маршалла, который позволил Америке осуществлять экономическую экспансию. 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете государственный секретарь Дж. Маршалл сделал доклад об оказании экономической помощи странам Европы, переживавшим кризис после Второй мировой войны. Первоначально предполагалось распространить действие плана на все страны Европы, но СССР и его сателлиты отказались в нем участвовать, поскольку полагали, что его реализация приведет к нарушению политического суверенитета получавших помощь стран.

Первоначально участниками плана Маршалла были 16 государств – Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. Затем действие плана было распространено на ФРГ. Была создана Организация европейского экономического сотрудничества, имевшая задачей составление «программы восстановления Европы». План Маршалла действовал с апреля 1948 по октябрь 1951 г.

США приступили к планомерной помощи европейским странам. В соответствии с планом Маршалла его европейские участники должны были: 1) предпринять меры по облегчению торговли между собой; 2) обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения роста выпуска продукции; 3) предпринять меры по укреплению своих валют; 4) придать европейской кооперации организационное обеспечение. Очень важна была координация странами‑участницами инвестиций.

Были и довольно конкретные условия приема помощи от американцев: отказ от национализации промышленности, сохранение свободы частного предпринимательства, поощрение частных американских инвестиций, свободный доступ американских товаров при одностороннем снижении таможенных тарифов и т. д. Помощь предоставлялась главным образом в форме займов и безвозмездных субсидий. Основную долю (около 60 %) общей суммы, выделенной США, получили Англия, Франция, Италия и ФРГ.

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не самоокупается, а большинство стран Западной Европы было не в состоянии оплатить в долларах эти поставки, основная часть последних шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была быть использована правительствами для уменьшения дефицита государственного бюджета (а следовательно, и темпов инфляции) и для наращивания дефицитных ресурсов: стали, угля, нефтепродуктов, энергетического оборудования, транспортных средств.

Второй вид поставок – промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка. Третий вид поставок – сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и пр. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно‑импортный банк США. В октябре 1951 г. план Маршалла прекратил свое действие. В 1953 г. Дж. Маршалл получил Нобелевскую премию мира.

Ежегодная помощь в 4–5 млрд долларов позволила странам‑получателям за три года увеличить выпуск продукции на 20 млрд долларов. Предпринятые в конце 1940 – начале 1950‑х годов инвестиции повысили конкурентоспособность европейского экспорта на внешних рынках. При этом план, естественно, способствовал усилению экономического, а вместе с ним и политического влияния США. Международные банки, спонсировавшие нуждающиеся страны, оказались под контролем американцев, доллар стал главным орудием их экспансии. Одновременно с экономическим развивалось сотрудничество в военно‑политической сфере, и оно было направлено в первую очередь против СССР.

Двенадцатого марта 1947 года президент Америки Гарри Трумэн выступил с речью, которая осталась в истории под названием доктрина Трумэна. Этому внешнеполитическому курсу Соединенные Штаты следовали следующие два десятилетия. Документ позволил американскому правительству установить собственные правила игры в Европе. Интересно, что отдельным положениям этого плана Белый дом следует до сих пор.

Исторический контекст

В 1947 году, когда Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая программа, определившая отношения США с европейскими странами на два десятилетия вперед, холодная война продолжалась уже как минимум два года. К определению даты начала этой идеологической конфронтации историки подходят по-разному. Одни полагают, что мировой порядок, то есть условные границы влияния Советского Союза и стран Запада, определила Ялтинская конференция 1945 года. Другие считают отправной точкой противостояния «Фултонскую речь» Черчилля.

«Фултонская речь»

Пятого марта 1946 года Уинстон Черчилль в присутствии президента США заявил, что Запад не может и дальше не обращать внимания на то, что свободы и права, которые имеют граждане Соединенных Штатов и Британской империи, не существуют в большом количестве государств, отдельные из которых очень сильны. Все, кто присутствовал на выступлении в Вестминстерском колледже города Фултон, что находится в штате Миссури, поняли, что под этими словами бывший премьер имел в виду Советский Союз.

Контроль СССР в Восточной Европе

Политиков беспокоил тот факт, что столицы восточноевропейских государств фактически оказались под контролем Москвы. Кроме того, в Соединенных Штатах и Западной Европе росла обеспокоенность ростом популярности социалистических и коммунистических партий.

В Греции, например, коммунисты чуть не сосредоточили в своих руках всю полноту власти. При этом страну от захватчиков освобождал не Советский Союз, а Британская империя. С 1944 по 1949 год коммунистическое крыло Демократической партии Греции даже занимало большую часть Афин и вело военные действия против официального (прозападного) руководства. Конечно, это совершалось при поддержке Советского Союза и Югославии. В 1947 году Великобритания вывела свои вооруженные силы из Греции, так что проблема легла «на плечи» Соединенных Штатов.

Греческий вопрос

Официально Британская империя отказалась поддерживать прозападную Грецию из-за внутренних финансовых трудностей. В Вашингтоне тогда были уверены в усилении позиций СССР в регионе, чего допустить, конечно, никак не могли.


Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, попросил политиков оказать Греции экономическую и военную помощь, чтобы предотвратить захват власти коммунистами. Победа коммунистов поставила бы под вопрос политическую стабильность Турции, что ожидаемо приведет к проблемам на Ближнем Востоке. Кроме того, Трумэн отметил, что Соединенные Штаты обязаны помогать свободным народам в борьбе против тоталитарных режимов. Распространение коммунизма, как он считал, подрывает основы международного мира, угрожая внутренней безопасности Соединенных Штатов.

Помощь взамен на лояльность

Законопроект приняли пятнадцатого мая 1947 года. После подписания президентом проект стал законом, отражающим все положения внешней политики Трумэна. Понятие доктрины Трумэна официально было закреплено двадцать второго мая 1947 года.

Предварительным условием выделения финансов и направления в Грецию военных и гражданских лиц «для государственной модернизации и наблюдения за использованием помощи» являлось согласие турецкого и греческого правительств передать под контроль американской миссии выполнение плана. Доктрина Трумэна, таким образом, создала возможность вмешательства США во внутренние дела независимых государств в Европе.

Примерно через месяц было подписано сначала американо-греческое, а затем американо-турецкое соглашение. Из выделенной на помощь суммы 300 млн долларов были предоставлены Греции, 100 млн - Турции. Через пять лет оба государства разместили на своей территории военные базы США, а турецкая сторона даже согласилась на базирование ядерного оружия.

Доктрина Трумэна: общее понятие

Внешнеполитический курс США был основан на резкой критике в адрес режимов, установленных в государствах Восточной Европы. Положения доктрины Трумэна декларировали лидирующую роль США, ответственность Штатов за состояние и дальнейшее развитие международного сообщества.

Общественная поддержка внешнеполитического курса на первых порах была обеспечена давлением на первобытное чувство человека - страх. Заместитель госсекретаря США, например, представлял коммунизм как инфекцию, которая способна поразить все близлежащие цели. Артур Ванденберг, сенатор-республиканец, являвшийся противником политики изоляции, предложил президенту просто «запугать американский народ».

Целью доктрины Трумэна было сдерживание Советского Союза. Положения носили крайне антисоветский характер. В дальнейшем США продолжали оказывать другим государствам различного рода помощь, используя это как средство для вмешательства в их внутреннюю политику. Территория ранее независимых стран превращалась в плацдарм для нажима на СССР и его союзников.


Защита экономических интересов

После окончания войны страны Западной Европы оказались в сложной экономической ситуации: огромные внешние долги и до основания разрушенная экономика. В этих условиях набирали популярность коммунистические партии. Приход к власти коммунистов привел бы к тому, что кредиты не были бы отданы, а США потеряли бы рынок сбыта товаров. Советская промышленность могла бы полностью удовлетворить нужды стран своей сферы влияния, а США не могли этого допустить.

Создание нового мирового порядка

Согласно доктрине Трумэна, США должны помочь «свободным народам» самостоятельно решать собственную судьбу. Средством подобной помощи могло стать ядерное окружение, которым по состоянию на тот момент обладали только Соединенные Штаты. Доктрина Трумэна стала логичным продолжением доктрины Монро. Правда, последняя декларировала сферой интересов Америки исключительно Новый Свет, а внешняя политика Трумэна сделала таковой весь мир.

Навязывание «американской мечты»

Способом защиты распространения влияния СССР в мире стало навязывание населению «американской мечты». Заменить идеалы коммунизма, воодушевлявшие рабочих не только во многих европейских странах, но и в США, на идеалы западного образа жизни. Трумэн так и сказал в свое речи: «Мы способны обеспечить другим странам образ жизни, свободный от принуждения».


Публичная пропаганда

Гарри Трумэн испытывал сильнейшую личную неприязнь к коммунизму, сравнивая левые силы с псами, которых он терпеть не мог. В своей речи он говорил об осуждении инакомыслящих. Под этим словом Трумэн имел в виду нацистов в прошлом, коммунистов - в настоящем. Сдерживание СССР, таким образом, становилось делом личной чести.

«Программа восстановления Европы»

Логичным продолжением доктрины Трумэна стали план Маршалла, или «Программа восстановления Европы», и создание военных блоков, в том числе НАТО. Заявленной целью плана было восстановление экономики, разрушенной войной, модернизация промышленности, устранение барьеров для осуществления свободной торговли и максимально возможное вытеснение коммунистов.

Дело в том, что уже через несколько лет после окончания военных действия США увидели в Европе совсем не ту картину, которую они ожидали. Наибольшее беспокойство было вызвано ростом популярности левых идей. Согласно плану Маршалла, американское правительство выделяло государствам материальную помощь, но взамен требовало от потенциальных партнеров отстранить коммунистов от руководящих должностей.


Эффект «Плана восстановления Европы» оценивается историками неоднозначно. Промышленность в Западной Европе возродилась, а правительства европейских государств рассчитались по внешним долгам. Но даже без помощи американцев, как считают эксперты, европейские государства начали бы выходить из послевоенного кризиса в 1947-1948 гг. Вклад плана Маршалла на самом деле был не настолько существенным, как это представляли американские СМИ. США обеспечили всего 10 % общих объемов.

В стремлении превратить Западную Европу в образец западного образа жизни для идеологического противодействия Советскому Союзу власти США осуществили не только экономическую (план Маршалла), но и военно-политическую привязку. Последнее было достигнуто созданием НАТО. В результате западноевропейские правительства отстранили коммунистов и признали лидерство США в мире. К этому привела доктрина Трумэна.

Холодная война

Термин «холодная война» в официальной обстановке впервые употребил советник Гарри Трумэна в 1947 году. Решение президента США о предоставлении Турции и Греции экономической помощи стало началом противостояния. Кроме того, именно Трумэн определил содержание зарождающегося конфликта как противостояние демократии и тоталитаризма. В СССР же любили говорить о противодействии социализма (коммунизма) капитализму.

Внутреннее противостояние коммунизму

В самих Соединенных Штатах левые движения тоже набирали силу. Необходимо было отражение доктрины Трумэна (год 1947) во внутренней политике. Таким отображением стал маккартизм - движение, сопровождавшее обострением антикоммунистических настроений и репрессиями против граждан, настроенных «антиамерикански».


Жертвами репрессий стали многие деятели культуры и искусства (Чарли Чаплин, Пит Сигер, Эдвард Г. Робинсон и другие), не говоря уже об ученых (Дэвид Джозеф Бом, Роберт Оппенгеймер, Альберт Эйнштейн), политиках (Поль Робсон, Бартли Крум), общественных деятелях (Уильям Эдуард Брекхардт Дюбуа). Преследовали и представителей сексуальных меньшинств.

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

…Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что её изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения её территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни другим нациям.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех её членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путём прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинских соглашений, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах происходили подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбирать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии, и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на воле меньшинства, насильственно навязывемой большинству. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет своё влияние на политические процессы. Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушение Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Нужно посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьёзное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на её соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы её. Крах свободных учреждений и потеря независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это - только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой о поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахско – Американский Университет

СРС на тему: «Доктрина Трумэна»

Выполнила:
Мариненко Е.
ФОГН-МО(09)-IIC*
Проверила:
Тайчикова К.Т.

Алматы 2011
План:
Введение

    Предыстория вопроса
    Становление доктрины Трумэна
    Причины и цели
    Этапы становления доктрины
    Основные положения доктрины Трумэна
Заключение

Введение
Доктрина Трумэна - это внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира.
В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.
Предусматривала выделение в 1947-1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн. дол., Турции - 100 млн. дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939-1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

Предыстория вопроса
В среду 12 марта 1947 года в Конгрессе Соединенных Штатов выступил президент Гарри Трумэн. Медленно зачитанная им по блокноту 18-минутная речь была выслушана конгрессменами с напряженным вниманием и почти не прерывалась аплодисментами. По мнению одного из трумэновских биографов, она «стала, вероятно, самым знаменитым и самым противоречивым президентским выступлением в американской истории ХХ века».
Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной.
Трумэн просил у Конгресса 400 миллионов долларов экономической и военной помощи. Но речь шла не об учреждении еще одной традиционной программы зарубежной помощи. Президент просил средства на создание совершенно новой внешней политики, предполагающей изменение лица мира.
Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.
Мы должны поддержать эту надежду.
Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации.
И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.
Возложение на США этой ответственности было делом вынужденным. И не только факторами политическими. В конце 46 - начале 47 года разрушенная послевоенная Европа переживала не только жесточайший экономический кризис, но и необычно суровую и холодную зиму. Эти обстоятельства вынудили британское правительство в феврале уведомить своих американских союзников, что Англия прекращает свою помощь Греции и Турции (попросту и на себя-то не хватает средств!). Для раздираемой политическими противоречиями и бешеной инфляцией Греции британское решение означало в близкой перспективе установление там коммунистического правления. В Греции шла гражданская война и оказывалась, со стороны, прежде всего, Югославии, активная помощь левым прокоммунистическим силам. Роль Советского Союза в Греции была минимальной. Сталин считал ее британской зоной влияния, исходил из того, что Запад не отдаст Грецию. Еще сложнее обстояло дело в Турции. Уже летом 1945 г. Молотов, по инструкции Сталина, предъявил Турции ультимативное требование создать «совместные» советско-турецкие базы для защиты Босфора и Дарданелл. Главной целью советской политики было изменение режима проливов, получение в лучшем случае контроля над проливами – старая мечта российских царей, а потом коммунистов. Своего апогея эта война нервов достигла летом 46-го года. Сталин рассчитывал на то, что турки дрогнут, а Запад за них не заступится. Он ошибся и в том, и в другом. Так к началу 47-го в Южной Европе назрел военно-политический кризис, который госсекретарь США Джордж Маршалл истолковал, как « имеющий прямое и непосредственное отношение к Соединенным Штатам». 27 февраля обращаясь к лидерам Конгресса США, он сказал: «Советское доминирование может расшириться на весь Ближний Восток до границ Индии. (…) мы стоим перед первым кризисом из серии, которая может привести к советскому доминированию в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии».
Таким образом, даже поверхностный взгляд на события весны 1947 г. позволяет предположить, что доктрина Трумэна, означающая поворот во внешней политике США на десятилетия вперед, вызван отнюдь не реальной «советской опасностью». Однако доктрина была принята, резкое изменение в отношениях со вчерашними союзниками произошло, и мир оказался надолго расколот «железным занавесом». Период, длящийся почти всю вторую половину ХХ века и закончившийся, по сути, только с исчезновением одной из сторон, принято называть «холодной войной», сквозь призму которой мы вынуждены рассматривать все события недавней мировой истории. Тем любопытнее обратиться к ее истокам.

Становление доктрины Трумэна (причины, цели, основные этапы)
Оказавшись перед лицом быстро развивающегося процесса революционных перемен в мире, лидеры США избрали стратегическую внешнеполитическую линию, направленную на слом сложившегося в результате войны соотношения сил, на «оттеснение» Советского Союза с занимаемых им позиций и установление мировой гегемонии США. Эта линия получила название политики «сдерживания коммунизма» и стала официальным внешнеполитическим курсом трумэновской администрации, найдя свое наиболее известное выражение в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла». В теоретическом плане стратегия «сдерживания» строилась на геополитических тезисах, постулирующих «традиционную борьбу» континентальных и морских держав. В идеологическом отношении «сдерживание» опиралось на антикоммунизм и антисоветизм. Выдвижение концепции «сдерживания» определялось стремлением Вашингтона применить комплексный метод давления на СССР - военного, экономического и идеологического.
Перед Потсдамом, во время и после Потсдама советская сторона делала все от нее зависящее, чтобы предпосылки для прорыва в справедливый и безопасный мир воплотились в конструктивных и праведных делах. Американская разведка докладывала своему президенту, что в ближайшие 10 - 12 лет СССР не будет представлять опасности ни для кого. Но с получением ядерного оружия идея мирового господства становилась осью американского политического и военного коловращения. Идеологически-пропагандистский смысл концепции «сдерживания» заключался в том, чтобы запугать население США «коммунистической угрозой» и тем предотвратить критику глобально-гегемонистского курса администрации. Как подчеркивал американский политолог
Дж. Суомли, «холодная война и мнимая угроза советского контроля над миром создавали политическую и „моральную» возможность для Соединенных Штатов направлять свою мощь в различные части планеты под предлогом „опережения» коммунистической мощи». С помощью мифа о «советской угрозе» американскому народу навязали «воинскую повинность в мирное время, НАТО и другие военные союзы, военно-промышленный комплекс и огромные налоги для удовлетворения его требований». 19 июля 1945 г. Соединенные Штаты ревизовали свою военно-политическую доктрину. Если прежде за исходное бралось «отражение нападения», то новая доктрина основывалась на нанесении «превентивных ударов» по противнику. Особо выделялся элемент внезапности при сокрушении любого «источника угрозы». Причем определение характера и степени этой угрозы, как и момент ее элиминирования, оставлялись целиком за Вашингтоном.
В феврале 46-го в Вашингтоне была получена из Москвы знаменитая «длинная телеграмма» посла Джорджа Кеннана в 8 тыс.слов, в которой тот проанализировал советскую политику и намерения лидеров СССР. Кеннан утверждал, что сталинский режим «фанатически убежден» в невозможности «мирного сосуществования» с миром капитализма, в первую очередь США, что правители СССР, как это всегда было в истории России, делают ставку на военную агрессию с целью «обеспечения внутренней безопасности своего слабого режима». Но они, как писал Кеннан, очень чувствительны к «логике силы» и всегда отступают перед ней. Дж. Кеннан рекомендовал «сдерживать советское давление» применением «контрсилы» в различных «постоянно перемещающихся географических и политических точках». Так родилась «стратегия сдерживания». Идея «сдерживания» не мыслилась Кеннаном в категориях пассивной политики «удерживания рубежей». «Соединенные Штаты, - утверждал Кеннан, - вполне способны своими действиями повлиять на внутреннее развитие как России, так и всего международного коммунистического движения». Конечно, было бы преувеличением считать, развивал он свою мысль, что американская политика единолично может «решать вопрос о жизни и смерти коммунистического движения и привести к быстрому падению Советской власти в России». Но Соединенные Штаты, по его мнению, могут усиливать давление на внутренние процессы в СССР и таким путем «содействовать тенденциям, которые, в конечном счете, приведут либо к распаду, либо к постепенному размягчению советской мощи». Внешнеполитический диагноз и рецепты Кеннана имели головокружительный успех в Вашингтоне, поскольку совпали с преобладавшим политическим настроением в столице. После этого президент Трумэн поручил двум своим помощникам Кларку Клиффорду и Джорджу Элси подготовить отчет по вопросам американо-советских отношений. В этом секретном документе, созданном к осени 46-го, говорилось, что генералиссимус Сталин и его окружение предпочитают мощные вооруженные силы любым возможным союзам с заграницей. СССР имеет любые возможности увеличить - прямо или косвенно - область своего контроля для обеспечения дополнительной безопасности в жизненно важных для него районах. В докладе подчеркивалась «необходимость» указать Советскому правительству, что Соединенные Штаты располагают достаточной мощью «для быстрого сокрушения СССР в войне». Война против СССР, разъяснялось в документе, будет «тотальной» в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружений. В докладе предлагалось, чтобы любые переговоры с СССР о разоружении велись медленно и осторожно, постоянно имея в виду, что предложения о запрещении применения атомного оружия и наступательных видов вооружения дальнего действия значительно ограничат мощь Соединенных Штатов». Основные выводы отчета Клиффорда и Элси: «язык военной силы» является единственным средством разговора с Кремлем. Кроме того, США «должны поддерживать и помогать всем демократическим странам, которым угрожает СССР». Эти мысли и легли в фундамент новой политической доктрины, официально провозглашенной в марте 1947 г., которая, по словам тогдашнего заместителя госсекретаря США Дина Ачесона, вовсе не являлась доктриной, охватывающей весь мир. Однако факты говорят об ином. На финальной стадии войны у Москвы были несколько иные заботы. Надлежало поднимать из руин страну, а не мечтать о квазикоммунистической экспансии. До осени 1947 – весны 1948 годов в Чехословакии, Венгрии, Румынии у власти находились правительства, возглавлявшиеся представителями буржуазных партий. В Польше из-за обструкции англичан, коим очень не терпелось внедрить в высший эшелон агента «Интеллидженс сервис», процесс формирования правительства национального единства осложнялся. Тито не спрашивал Сталина, как управлять Югославией. Болгария пошла за Димитровым тоже без наших подсказок. По логике вещей особняком, вроде бы, должен был стать вопрос о Германии. Что предлагал Советский Союз? Сохранение единства, проведение общегерманских свободных выборов, формирование по их результатам национального правительства, скорое заключение с немцами мирного договора и вывод с территории Германии всех иностранных войск. Немцам дозволялось самим определять строй, при котором они хотели бы жить. А как реагировали на советские предложения США? Госсекретарь США застолбил: «У нас нет оснований доверять демократической воле немецкого народа».
Следующим за «доктриной Трумэна» наиболее серьезным шагом в практическом осуществлении стратегии «сдерживания» был «план Маршалла» для Европы. Политический и военный контроль над Западной Европой открывал двери для американской экономической экспансии в данном регионе. Эта часть континента представлялась также важным плацдармом в военно-экономическом противоборств. 5 июня 1947 г. Маршалл предложил оказать европейским странам помощь «с целью восстановить экономику во всем мире так, чтобы возникли политические и социальные условия», при которых могут существовать «свободные нации». Государственный секретарь особо подчеркнул, что политика США не направлена против какой-либо страны или доктрины. Это заявление было тактическим маневром, предпринятым после критики общественным мнением многих стран откровенно антикоммунистического характера «доктрины Трумэна». Главный вопрос, который дебатировался в Вашингтоне, заключался в том, как, исключив СССР, втянуть в «план Маршалла» страны Восточной Европы. Американская программа охватила 16 западноевропейских государств, представлявших лишь половину населения Европы. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было. Подписав «закон о помощи иностранным государствам», Трумэн назначил администратором по его осуществлению крупного промышленника П. Гоффмана. Американский администратор получил полномочия прекратить «помощь», если государство-получатель будет вести торговлю с СССР и с государствами народной демократии сырьем и товарами, признанными в США «стратегическими». «Маршаллизованные» страны включались в замкнутую экономическую сферу, где преобладание США было неоспоримым.
Блокада Берлина повлекла за собой новые изменения на политической арене. На фоне блокады Трумэну удалось одержать победу на президентских выборах в ноябре 1948 года. Одновременно демократы вернули контроль над обеими палатами конгресса. Выборы свидетельствовали о произошедшем переломе в настроениях американцев: они утвердились в представлении о том, что линия обороны Америки находится в Европе и Азии, и отдали предпочтение линии на силовое противоборство с СССР, начатое Трумэном.
Холодная война запускалась США с позиции безнаказанной мощи с ультиматумом в адрес СССР либо подчиниться американскому диктату, либо быть уничтоженным ядерной атакой. Холодная война планировалась Америкой как прелюдия к войне «горячей». Чудом мир избежал этого развития событий. США в тот период легко относились к возможности применения ядерного оружия. Следующие за Г.Трумэном президенты США продолжали вести политику в русле его доктрины.

Основные положения доктрины Трумэна
- «сдерживание СССР», в т.ч. военное
Сразу после отъезда из Германии президент США дал поручение Эйзенхауэру разработать план «Тотэлити» - концепцию военного противоборства с Советским Союзом. В августе 1945 года при участии командования ВВС США была подготовлена «Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии». Документ содержал перечень 15 крупнейших советских городов с обозначением в них первоочередных целей и с прикидками - с учетом опыта Хиросимы и Нагасаки - количества потребных для их уничтожения атомных бомб.
Тогда же комитет начальников штабов США занялся исследованием уязвимости Советского Союза в случае использования американцами ядерного оружия. Продуктом сего труда стал документ № 329/1, предусматривавший нанесение ядерных ударов по 20 советским городам. Полгода спустя возник план «Пинсер» (в переводе «Клещи»). По нему американские демократы примерялись опустошить Россию уже 50-ю ядерными зарядами. 1 января 1957 года должна была начаться самая страшная операция в истории человечества: "Дропшот".
Предполагалось, что совместно с США выступят все страны НАТО. «Общая стратегическая концепция» плана выглядела следующим образом: «Во взаимодействии с нашими союзниками навязать военные цели Советскому Союзу, уничтожив советскую волю и способность к сопротивлению путем стратегического наступления в Западной Евразии и стратегической обороны на Дальнем Востоке». В первый период войны планировалось сбросить на Советский Союз свыше 300 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб, уничтожив до 85 процентов советской промышленности. Во втором периоде продолжается наступление с воздуха и изготавливаются к действию наземные силы НАТО. На третьем этапе переходят в наступление силы НАТО, которые уничтожают Советские Вооруженные Силы в Центральной Европе. В последний, четвертый период,- «дабы обеспечить выполнение наших национальных целей, союзники должны оккупировать» Советский Союз и другие социалистические страны Европы».
- достижение технического и технологического превосходства, наращивание вооружения, в т.ч. ракетно-ядерного
Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Противники стремились достичь превосходства именно в области ядерного оружия и в средствах его доставки. Вскоре таким средствами, помимо бомбардировщиков, стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы (ВПК). На их нужды уходили гигантские материальные средства, лучшие научные силы. СССР прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу, над этой задачей работали советские ученые и разведчики. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые к тому времени не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Создание атомного оружия в СССР было вопросом времени, но этого времени не было, поэтому данные разведки имели большое значение. Наиболее важным, может быть, для разведчиков было то, что их агенты были весьма компетентны и добросовестны. Вот, например, оценка их работы академиком А. Ф. Иоффе: «…Получаемая нами информация всегда оказывалась точной и, по большей части, всегда полной… наличие такого совершенного источника информации на много месяцев сокращает объем наших работ и облегчает выбор направлений, освобождает от длительных поисков. Я не встречал ни одного ложного указания».
В 1949 СССР испытал собственную атомную бомбу. В 1952 США испытали термоядерное устройство, в котором атомная бомба играла роль запала, а мощность взрыва многократно превосходила атомный. В 1953 СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 60-х обгоняли СССР лишь в числе бомб и бомбардировщиков, то есть количественно, но не качественно – у СССР было любое оружие, которым располагали США.
В 1956 ситуация в мире снова ухудшилась в связи с волнениями в социалистических странах и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить Суэцкий канал в Египте. Но на этот раз обе «сверхдержавы» – СССР и США – приложили усилия к тому, чтобы конфликты не разрастались. Президент Эйзенхауэр имел в руках оружие, отличное от того, на которое мог рассчитывать президент Трумэн. Ядерный арсенал США за несколько лет был увеличен многократно, ядерное оружие 50-х годов было в тысячи раз мощнее атомных бомб второй половины 40-х годов. В это время администрацией Эйзенхауэра на полном серьезе обсуждаются планы превентивного ядерного удара по Советскому Союзу и его союзникам. Одновременно со строительством стратегических вооружений в это время разворачивается интенсивное строительство американских военных баз во всех уголках Земного шара.
В Советском Союзе убежденность в решимости США начать ядерную войну и устроить в СССР гигантскую Хиросиму была такова, что армия, с целью обретения опыта ведения боевых действий в условиях ядерной бомбардировки, под руководством маршала Г.К. Жукова провела под Семипалатинском учения с применением атомного оружия. В ходе учений многие тысячи военнослужащих получили огромную дозу радиации.
Огромные средства выделялись ученым, которые под руководством академиков Курчатова и Королева создавали оружие ракетно-ядерного типа. В ноябре 1957г. межконтинентальная баллистическая ракета советского производства вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь уязвимой для ядерного удара стала любая точка планеты, в т.ч. и вся территория США. СССР вышел на рубеж стратегического паритета. Система государственного социализма позволяла концентрировать большие ресурсы на решении одной задачи за счет других. В 1958 американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет. СССР продолжал лидировать, хотя достижения и сохранение ракетно-ядерного паритета в 60-е требовало напряжения всех сил страны.
Успехи в освоении космоса имели и огромное агитационное значение – они показывали, какой общественный строй способен добиться больших научно-технических успехов. 12 апреля 1961 СССР запустил в космос корабль с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. Американцы шли по пятам – ракета с их первым астронавтом Аланом Шепардом стартовала уже 5 мая 1961, но в космос аппарат не вышел, совершив лишь суборбитальный полет.
В 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились. 1 мая, незадолго до советско-американской встречи в верхах, США отправили в полет над территорией СССР разведывательный самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для советских истребителей, но был сбит ракетой прямо во время первомайской демонстрации в Москве. Разразился скандал. На встрече в верхах Хрущев ждал извинений от Эйзенхауэра. Не получив их, он прервал встречу с президентом.
Джон Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра на посту президента США в 1961г., начал с инициативы активизации внутренних и внешних сил для обеспечения решительного лидерства США в Холодной войне. Кредо своей администрации он выразил в своей инаугурационной речи: «Пусть каждая нация вне зависимости от того, желает она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любой бремя, перенесем любые трудности, поддержим любого друга, выступим против любого врага ради обеспечения торжества свободы». Главными элементами ведения Холодной войны при президенте Кеннеди стало ускоренное военное строительство, консолидация союзников, стремление расширить влияние и закрепиться в развивающихся странах, освобождающихся или освободившихся от колониализма, ведение дипломатии, предполагавшей диалог с любым потенциальным противником.
Концепция Кеннеди предусматривала ускоренное наращивание ракетно-ядерных вооружений, с тем, чтобы оставить далеко позади СССР. Помимо стратегических сил, на 300 тысяч человек были увеличены обычные вооруженные силы США. Разрабатывалась стратегия «двух с половиной войн» - когда США могли бы вести две полномасштабные войны в Европе и Азии против СССР и Китая и одну «половинную» - в любом другом месте. Для решения последней задачи создавались также части спецназначения («Зеленые береты»), способные вести боевые действия скрытно и в самых необычных условиях на самых отдаленных рубежах Холодной войны.
- «помощь демократическим странам»
18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.
Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис. Раскол Европы, вызванный разногласиями противоборствующих капиталистических и социалистических сил, тут же сказался на судьбе Германии. Для западных стран, её зоны оккупации стали передовой линией политики "сдерживания". Стало очевидно, что успех этой политики во многом зависит от немцев. США поэтому настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла.
Были прекращены взимания репараций и отгрузка оборудования в счёт этих платежей в СССР. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания сильного государства на основе трёх западных зон оккупации. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа. Замена обесцененной рейхсмарки новой немецкой маркой дала толчок началу нового экономического восстановления. Но она была явным нарушением договорённостей о совместном решении германских проблем. Пользуясь тем, что в соглашении о статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей западных секторов Берлина с Западными зонами оккупации, СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад.
Началась блокада Берлина - первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. Начавшись 24 июня, она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полётам самолётов над территорией Восточной Германии.
1949 год стал годом раскола Германии. Вскоре после денежной реформы в западной зонах была начата работа над конституцией государства, которое должно было быть создано на основании этих трёх зон. В мае 1949 года образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В октябре в восточной зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
- «железный занавес», поляризация мира
«Желе?зный за?навес» - политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший Союз и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. За все годы Советской власти менялась только степень его непроницаемости. Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем. В СССР и странах Восточной Европы арестовывали людей по обвинению в «космополитизме» (отсутствии патриотизма, сотрудничестве с Западом), «низкопоклонничестве перед Западом» и «титоизме» (связях с Тито). В США началась «охота на ведьм», в ходе которой «разоблачались» тайные коммунисты и «агенты» СССР. Американская «охота на ведьм», в отличие от сталинских репрессий, не привела к массовым репрессиям, но и в ней были свои жертвы, вызванные шпиономанией. Советская разведка активно работала в США, как и американская в СССР, но американские спецслужбы решили публично показать, что они в состоянии разоблачать советских шпионов. На роль «главного шпиона» был выбран госслужащий Юлиус Розенберг. Он действительно оказывал советской разведке незначительные услуги. Было объявлено, что Розенберг и его жена Этель «украли атомные секреты Америки». Впоследствии выяснилось, что Этель даже не знала о сотрудничестве мужа с советской разведкой, но, несмотря на это, оба супруга были приговорены к смерти и казнены в июне 1953.Казнь Розенбергов стала последним серьезным актом первого этапа «холодной войны». В марте 1953 умер Сталин, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стало искать пути нормализации отношений с Западом. Окончательно железный занавес пал в конце 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом окончательного падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены.
Мир разделился на два лагеря. Лидером одного из них стал СССР, а второго – США. Следующим шагом стало создание международных организаций, так называемых систем коллективной безопасности. В апреле 1949 года появилась Организация североатлантического договора – НАТО, в которую входили США, Канада и страны Западной Европы. А в мае 1955 года был подписан Варшавский Договор. На момент подписания в него входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.
- борьба за влияние на страны «третьего мира»
Опасность войны между СССР и США заставляла их действовать «в обход», сражаясь за ресурсы мира вдали от Европы. Сразу же после начала «холодной войны» страны Дальнего Востока превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистич
и т.д.................


Гарри С. Трумэн

Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной.

Я не думаю, что американские люди и Конгресс не пожелают услышать просьбу греческого правительства. Греция не богатая страна. Нехватка достаточных природных ресурсов всегда вынуждала греческих людей упорно трудиться, чтобы выжить. С 1940 г. эта трудолюбивая, мирная страна перенесла вражеское вторжение, четыре года жестокой оккупации и междоусобную борьбу.

Когда войска союзников освободили Грецию, они увидели, что отступающие немцы разрушили фактически все железные и шоссейные дороги, портовые сооружения, коммуникации и торговый флот. Более тысячи деревень были сожжены. Домашний скот и домашняя птица почти исчезли. Инфляция уничтожила практически все сбережения. В результате этих трагических событий, воинственное меньшинство, эксплуатируя человеческое сознание, было в состоянии создать политический хаос, который мешает восстановлению экономики.

В Греции сегодня нет капиталов, чтобы финансировать импорт тех товаров, которые являются жизненно важными. Страна отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, чтобы возобновить закупки пищи, одежды, топлива и семян, которые крайне необходимы для пропитания и жизненных нужд ее людей и доступны только из-за границы. Греция нуждается в помощи, чтобы импортировать товары, необходимые для восстановления внутреннего рынка и безопасности. Греческое правительство также попросило помощи опытных американских администраторов, экономистов и техников, чтобы финансовая и другая помощь, оказываемая Греции, использовалась бы эффективно в создании устойчивой и самоподдерживающейся экономики и в улучшении ее государственной службы.

Самому существованию греческого государства сегодня угрожают террористические действия нескольких тысяч вооруженных партизан, возглавляемых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства во многих районах страны, особенно на северной границе. Тем временем, греческое Правительство неспособно справиться с ситуацией. Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции. Соединенные Штаты обязаны предоставить Греции эту помощь. Нет никакой другой страны, к которой еще может обратиться демократическая Греция. Никакая другая нация не желает и не способная обеспечить необходимую поддержку демократическому греческому правительству.

Важно отметить, что греческое Правительство попросило нас помочь ему в эффективном использовании финансовой и другой помощи, которую мы можем предоставить Греции и в улучшении ее государственной службы. Это имеет важнейшее значение, т.к. мы контролируем использование любых средств, предоставленных этой стране.

Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что ее изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью.

Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности. Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечивания свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы.

Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушении Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Необходимо посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьезное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на ее соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы ее. Крах свободных учреждений и потери независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так же как и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войны. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это - только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации.

Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.



Похожие статьи
 
Категории