Джордано Бруно — биография. Джордано Бруно: краткая биография и его открытия

23.09.2019

Джордано Бруно биография кратко изложена в єтой статье.

Джордано Бруно краткая биография

БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600) – итальянский естествоиспытатель и философ. Создатель гениального пантеистического мировоззрения, утверждал о бесконечности Вселенной и бесчисленности солнц и планет, следующих там по своим орбитам. Считал мир одушевленным.

Бруно родился в 1548 году в Ноле, провинциальном городе Неаполитанского королевства. Филиппе – такое имя дали мальчику при крещении. В 17 лет Бруно стал монахом католического монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену. При этом он принял новое имя – Джордано.

В монастыре молодой монах получил хорошее образование. Тайно от всех Бруно занимался литературной деятельностью.

В 24 года Джордано Бруно получает сан священника, и это дает ему возможность более близкого общения с людьми вне стен монастыря. В 28 лет Джордано Бруно вышел из доминиканского ордена, совершив с точки зрения церкви, массу неблаговидных поступков. Против него возбудили судебное дело, и Бруно бежал сначала в Рим, затем в Женеву, оттуда перебрался во Францию, а потом в Англию. Так начались многолетние странствия ученого по Европе.

За время своих скитаний во Франции и Англии он читал лекции, писал книги, но нигде не был понят, поскольку Бруно был человеком инакомыслящим. Призывая к раскрепощению ума и мысли, он тем самым посягал на власть над умами людей, до того момента безраздельно принадлежащую церкви. Новое, ошеломляюще смелое учение Бруно, открыто провозглашавшееся им в диспутах с представителями официальной науки, определило дальнейшую трагическую судьбу ученого.

В Лондоне в 1584 г. Бруно издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд “О бесконечности, Вселенной и мирах”. Он отрицал существование какого бы то ни было центра вселенной. Бруно же выдвинул такую идею: звёзды – это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом равное расстояние, вокруг других звёзд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей.

Главным в учении Бруно была идея саморазвития природы. Бруно утверждал: думать, что Вселенная ограниченна, замкнута – значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить Бесконечность.

В 1591 году Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его “тайному знанию” и захотел уехать, раздосадованный “ученик” не отпустил его, насильно запер и донес на своего учителя инквизиторам. Майской ночью 1592 г. Джордано Бруно был арестован, и в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.

Инквизиторы посчитали, что казнить его никогда не поздно, не лучше ли сначала заставить непреклонного коперниканца раскаяться, признать ложным опасное для церкви учение. Восемь лет венецианские и римские палачи терзали свою жертву в застенках, но ни льстивые уговоры и обещания, ни угрозы и мучительные пытки не сломили воли и мужества Джордано.

До 1600 г. он томился в застенках Ватикана.

Джордано Бруно был казнен (сожжен на костре) в Риме, на Кампо ди Фьори. Это преступление свершилось под утро 17 (26) февраля 1600 года.

Джордано Бруно

итал. Giordano Bruno ; лат. Iordanus Brunus Nolanus ; урождённый Филиппо Бруно ; прозвище Бруно Ноланец

итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов; признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма

Краткая биография

Джордано Бруно - великий ученый, философ, поэт, появился на свет в небольшом итальянском городе Нола в 1548 г. Отцом его был простой солдат. При рождении ему дали имя Филиппе и 11-летним подростком отвезли в Неаполь, в монастырь св. Доминика, где он занимался изучением диалектики, логики, литературы, активно пополнял багаж знаний благодаря не только собственному рвению, но и богатству монастырской библиотеки. В 1565 г. его постригли в монахи, и с тех пор он стал носить имя Джордано. Сан священника, полученный им в 1572 г., не помешал ему не только сомневаться в некоторых постулатах христианства, но и открыто выражать мысли. Этим он привлек себе внимание начальства, но, не дожидаясь, пока закончится затеянное им расследование, перебрался в Рим, а затем в Северную Италию, которая казалась ему более безопасной.

С того времени жизнь Джордано Бруно превратилась в постоянные скитания по континенту, он нигде не задерживался надолго. Источником средств к существованию стало преподавание философии. Немного пожив в Швейцарии, он перебрался во Францию. Там им был написан цикл философских сонетов, сатирическая поэма «Ноев ковчег», носящая антицерковный характер, а также комедия «Подсвечник» (1582). Однажды к нему на лекцию заглянул сам король Генрих III Французский. Впечатлившись памятью и энциклопедическими познаниями ученого, монарх пригласил его ко двору и впоследствии снабдил рекомендациями, когда Бруно собрался в Англию.

«Английский» период биографии Джордано Бруно начался в 1583 г. с Лондона. Пребывание в столице Туманного Альбиона под покровительством английского короля оказалось очень плодотворным: именно здесь увидели свет его главные сочинения в области философии и естествознания. Будучи преподавателем Оксфордского университета, Бруно написал трактаты «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», предложил смелую альтернативу господствующему тогда птолемеевскому представлению о мироздании, предвосхитив большое количество открытий, сделанных наукой будущих столетий. Активно пропагандируя учение Коперника, согласно которому Солнце является центром планетарной системы, Джордано Бруно нажил себе огромное число недоброжелателей. Спустя два года, в 1585 г., он вынужден был спасаться бегством во Францию, а потом в Германию, но и в этой стране на его лекции наложили вето.

В 1591 г. Джордано Бруно вернулся в родную Италию и переехал в Венецию: его пригласил к себе в качестве преподавателя некто Джованни Мочениго, молодой аристократ. Однако отношения между учеником и учителем недолго оставались теплыми. В мае 1592 г. венецианский инквизитор получил от Мочениго сначала один донос на наставника, через несколько дней последовали новые - опального ученого арестовали и посадили в тюрьму. Личность Бруно, его влиятельность, смелость убеждений оказались настолько масштабными, что его дело было передано в Рим, куда его перевезли 27 февраля 1593 г.

Семь лет Бруно томился в застенках темниц, подвергался пыткам и испытаниям, но они так и не смогли заставить его признать свою картину миропорядка заблуждением. 9 февраля 1600 г. Бруно был признан инквизиционный трибуналом «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». После лишения сана священнослужителя и отлучения от церкви Джордано Бруно был передан на суд римского губернатора с лицемерным требованием назначить самое милосердное наказание, не проливающее кровь. Светский суд вынес вердикт, согласно которому 17 февраля 1600 г. непоколебимого ученого сожгли на площади Цветов. Три века спустя на этом месте был воздвигнут памятник с надписью «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел» на том месте, где был зажжен костер.

Биография из Википедии

Джорда́но Бру́но (итал. Giordano Bruno; урождённый Филиппо Бруно , прозвище Бруно Ноланец ; 1548, Нола близ Неаполя - 17 февраля 1600, Рим) - итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма. Из-за своей склонности к чтению сочинений, считавшихся католической церковью подозрительными, и по причине высказываемых сомнений относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии, а также своего неортодоксального подхода к трактованию Троицы, навлёк на себя подозрения в ереси и был вынужден покинуть орден доминиканцев (1576) и скитаться по Европе: жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись в Италию (1592), был арестован в Венеции и выдан инквизиционному суду в Риме. Он отказался отречься от своих учений, и после семилетнего тюремного заключения был сожжён на костре как еретик и нарушитель монашеского обета. В 1889 году на месте казни в Риме ему был воздвигнут памятник.

Одно из множества выставленных против него обвинений - учение Бруно о бесконечности вселенной и множестве миров. Противник схоластики и схоластического Аристотеля , Бруно находился под влиянием элейских, новоплатоновских, а отчасти и эпикурейских идей. Его миросозерцание пантеистическое: Бог и вселенная одно и то же бытие; вселенная бесконечна в пространстве и времени; она совершенна, так как в ней пребывает Бог. Простые, неразложимые элементы всего существующего - монады; они не возникают, не исчезают, а только соединяются и разъединяются; это метафизические единицы, психические и в то же время материальные точки. Душа - особая монада; Бог - монада монад.

Бруно выступил против господствовавшей в его время аристотеле-птолемеевской системы устройства мира, противопоставив ей систему Коперника, которую он расширил, сделав из неё философские выводы и указав на такие отдельные факты, которые ныне признаны наукой несомненными: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Славе его деятельности способствовали, прежде других, немецкие философы Ф. Г. Якоби (1785) и Шеллинг (1802).

Ранние годы

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика (1563), где в 1565 году постригся в монахи и получил имя Джордано. Своё первое сочинение «Ноев ковчег» Бруно посвятил папе Пию V во время своего посещения Рима в 1568 году.

В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В Кампанье, в провинциальном городе Неаполитанского королевства, молодой доминиканец впервые отслужил свою обедню.

В 1575 году, во время пребывания в монастыре св. Доминика, Джордано навлёк на себя подозрения в чтении запрещенных книг, кроме того он выносил из кельи иконы и оставлял лишь распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно переехал в 1576 году в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии (Генуя, Турин, Венеция), а затем в Швейцарию - в Женеву, где стал кальвинистом (1578). В 1579 году он оказывается зачисленным в Женевский университет, однако на диспуте его вновь преследует обвинение в ереси - уже со стороны кальвинистов.

Первый французский период (1580-1583)

Перебравшись в начале 1580 года в Тулузу, Бруно получает учёный титул Magister artium и почти 2 года читает курс философии и публичные лекции о книге Аристотеля «De anima» (с лат. - «О душе»).

Летом 1581 года Бруно переезжает в Париж, где становится преподавателем Сорбонского университета. Здесь Бруно публикует свои первые работы по мнемонике («Тени идей»; De umbris idearum) и читает лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство: краткое открытие истины» (лат. Ars magna: compendiosa inventendi veritam; ок. 1272). Там на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. В 1582 году Бруно посвятил Генриху III сочинение «Ars memoriae» и опубликовал другие сочинения, включая театральную пьесу «Подсвечник» (в другом переводе «Неаполитанская улица»; итал. Candelaio‎). Король пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее, когда споры Бруно со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, дал рекомендательные письма для поездки в Англию. В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет.

Английский период (1583-1585)

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, под покровительством французского посланника Мишеля де Шатонеф де ла Мовисьера, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584). Другие труды этого периода: «Пир на пепле»; «Изгнание торжествующего зверя», в котором он упоминает египетские верования; «Каббала пегасского коня» (или «Тайна Пегаса»; 1585); «Килленский осёл»; «О героическом энтузиазме» и другие.

В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц Елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

Возвращение на континент (1585)

В октябре 1585 года Бруно возвращается в Париж, где он издает курс лекций по «Физике» Аристотеля. В июне 1586 года Бруно переезжает в Германию, где безуспешно ищет работу в Майнце и Висбадене. В Марбурге, после зачисления в штат университета, ему было вскоре запрещено читать лекции.

Оттуда он переехал в Виттенберг, где его ждал более радушный приём, и где он пробыл два года (1586-1588), читая лекции. При отъезде Бруно произнёс горячую похвальную речь Лютеру.

В 1588 году 40-летний Бруно переезжает в Прагу, где его литературная деятельность концентрируется на сочинениях на тему магии, особенно его труд «De magia naturali », где он насчитывает девять различных форм магии (1/ магия мудрецов; 2/ медико-алхимическая; 3/ волшебная; 4/ естественная; 5/ математическая или оккультная; 6/ демоническая; 7/ некромантическая; 8/ губительно-зловредная; 9/ пророческая).

В 1589 году он уже в Гельмштедте, а в 1590 году он приезжает во Франкфурт-на-Майне, где публикует свои труды и получает солидный гонорар. Однако в 1591 году Бруно был вынужден спешно покинуть Франкфурт.

Суд и казнь (1592-1600)

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс. По мнению А.Штекли, выдача Бруно стала результатом политических взаимотношений Венеции и Рима, вошедших в конфликт по проблеме "фуорушити" .

27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. 20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком ». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым. В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь - не значит опровергнуть!».

В дошедшем до нас смертном приговоре не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука.

По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай ».

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

Посмертное признание

9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Церемония открытия превратилась в шумную противопапскую демонстрацию. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр ».

На 400-летие смерти Бруно (2000 год) кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Взгляды и творчество

Философия

В своих произведениях Бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Представление о Бруно как о герметике и «ренессансном маге» содержится в работе Фрэнсис Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» (1964). В более поздних исследованиях этот тезис подвергался критике, хотя определённое влияние герметизма на Бруно не отрицается.

Мнемоника

Он написал книги по мнемонической технике «О тенях идей» (1584) и «Песнь Цирцеи», которые, по мнению исследователей творчества Бруно, восходят своими корнями к герметизму.

Космология

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Отвечая противникам гелиоцентрической системы, Бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма Бруно использовал теорию импетуса.

В мышлении Бруно причудливо сочеталось мистическое и естественнонаучное понимание мира. По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано Бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии Бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате «Asclepius».). Коперника Бруно называет «зарёй, которая должна предшествовать восходу солнца истинной античной философии».

Так, немецкий филолог и историк науки Л. Ольшки пишет в 1922 году:

Он читал лекции об учении Коперника по всей Европе, и в его руках коперниканство стало частью традиции герметизма… Бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную в тех же терминах, как это делали Раймунд Луллий, Фичино и Пико, то есть как магическую вселенную. Задачей философа ставилось воспользоваться невидимыми силами, пронизывающими вселенную, а ключ к этим силам находился у Трисмегиста.

Мирча Элиаде считает, что некоторое чувство превосходства Джордано Бруно над Коперником вызвано его убеждением, что последний, будучи математиком, не понимает своей собственной теории, тогда как сам Бруно способен расшифровать схему Коперника в качестве иероглифа божественных тайн..

Подтверждение этого мнения иногда видят и в словах самого Бруно:

Ноланец ответил, что он не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики - как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва, и каков был результат её, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили…Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определённых.

Ряд других историков науки не согласны с мнением о герметическом характере космологии Бруно. При этом указывается, что он приводил в поддержку идеи движения Земли сугубо физические доводы, использовал гелиоцентризм для объяснения наблюдаемых явлений, что его космология во многих отношениях радикально противоречит герметическим представлениям и основана не только на теологических, но и астрономических и логических доводах, что коперниканство вовсе не стало частью традиции герметизма. Согласно этому мнению, гелиоцентризм Бруно был физическим, а не религиозным учением, хотя он и был частью его общей философской доктрины. Данные авторы считают, что претензия Бруно к Копернику была связана не с тем, что тот не установил связь между гелиоцентризмом и герметизмом, а что польский учёный не понял, что из гелиоцентрической системы следует отсутствие необходимости в сфере неподвижных звёзд, а также оставил в своей теории эпициклы и деференты. Ряд доводов сторонников герметической интерпретации космологии Бруно подвергался критике в более поздних исследованиях. Указывается большое влияние его идей о бесконечности пространства и относительности движения на дальнейшее развитие физики.

Космологические вопросы (преимущественно его учение о множественности миров) неоднократно обсуждались во время инквизиционного следствия над Бруно, особенно ближе к концу процесса. Несмотря на то, что во время процесса гелиоцентрическая система ещё не была официально запрещена инквизицией, инквизиционный трибунал указал Бруно, что теория движения Земли противоречит буквальному прочтению Священного Писания. Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления Бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие полагают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.

Литературное творчество

Как поэт Бруно принадлежал к приверженцам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях - антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) - Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Список произведений

  • «О тенях идей» (De umbris idearum; Париж, 1582) - о проявлении Божественных идей в мире;
  • «Искусство памяти» (Ars memoriae; 1582);
  • «Песнь Цирцеи» (Cantus Circaeus; 1582) - о магическом преобразовании мира Цирцеей;
  • «О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия» (De compendiosa architectura et complemento artis Lullii ; 1582) - об искусстве памяти Луллия;
  • театральная пьеса «Подсвечник», также «Светильник», или «Неаполитанская улица» (Candelaio; Париж, 1582);
  • «Искусство запоминания», или «Искусство вспоминания» (Ars reminiscendi ; 1583);
  • «Изъяснение тридцати печатей» (Explicatio triginta sigillorum ; 1583) - запоминания при помощи особых символов;
  • «Печать печатей» (Sigillus sigillorum; 1583) - запоминания при помощи особых символов;
  • «Пир на пепле», или «Великопостная вечеря» (La cena de le ceneri; 1584) - первый из шести итальянских философских диалогов Бруно;
  • «О причине, начале и едином» (De la causa, principio et uno; 1584) - из пяти диалогов, предваряемых стихами «К своему духу», «К времени», «О любви», «Единое, начало и причина…»; 1-й диалог; 2-й диалог; 3-й диалог; 4-й диалог; 5-й диалог;
  • «О бесконечности, вселенной и мирах» (De l"infinito, universo e mondi; 1584) - Вступительное письмо и пять диалогов;
  • «Изгнание торжествующего зверя» (Spaccio de la bestia trionfante; Лондон, 1584) - Объяснительное письмо и три диалога;
  • «Тайна Пегаса», или «Каббала Пегаса» (Cabala del cavallo pegaseo; 1585) - вступительное письмо и три диалога; рассказ-аллегория о перевоплощениях души и истории оккультного знания;
  • «Килленский осёл» (Asino Cillenico ; 1585) - Русский текст;
  • Сборник сонетов «О героическом энтузиазме» (De gli eroici furori; 1585) - 71 сонет, вступление, часть первая из пяти диалогов, часть вторая из пяти диалогов, рассуждения о пяти диалогах в первой части;
  • «Лекция по Физике Аристотеля в образах» (Figuratio Aristotelici Physici auditus ; 1585);
  • «Два диалога» (Dialogi duo de Fabricii Mordentis Salernitani ; 1586);
  • «Торжествующий простак» (Idiota triumphans ; 1586);
  • «О толковании снов» (De somni interpretatione ; 1586);
  • «Поправки, касающиеся светильника Луллия» (Animadversiones circa lampadem lullianam ; 1586);
  • «Светильник тридцати статуй» (Lampas triginta statuarum ; 1586) - пер. Горфункеля А. Х. - Философские науки, 1976, № 3;
  • «Сто двадцать положений о природе и мире против перипатетиков» (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus peripateticos ; 1586);
  • «О комбинаторном светильнике Луллия» (Delampade combinatoria Lulliana ; 1587);
  • «О продвижении и охотничьем светильнике логики» (De progressu et lampade venatoria logicorum ; 1587);
  • «О естественной магии» (De magia naturali ; Прага, 1588; русский перевод);
  • «Прощальная речь» (Oratio valedictoria ; 1588) - произнесенная в Виттенберге;
  • «Слушания в Камбре», или «Камераценский акротизм» (Camoeracensis Acrotismus ; 1588);
  • De specierum scrutinio (1588);
  • «Тезисы против математиков», или «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов сего времени» (Articuli centum et sexaginta adversus huius tempestatis mathematicos atque Philosophos ; Прага, 1588);
  • «Утешительная речь» (Oratio consolatoria ; 1589) - на смерть брауншвейгского курфюрста Юлия;
  • «О сцеплениях вообще», или «О связях вообще» (De vinculis in genere ; 1591);
  • «О трояком наименьшем и мере» (De triplici minimo et mensura ; Франкфурт, 1591);
  • «О монаде, числе и фигуре» (De monade numero et figura ; Франкфурт, 1591);
  • «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых», или «О неизмеримом и неисчислимых» (De innumerabilibus, immenso, et infigurabili ; Франкфурт, 1591);
  • «О сочетании образов, знаков и идей» (De imaginum, signorum et idearum compositione ; 1591) - об образной памяти (воображении);
  • «Луллиева медицина» (Medicina Lulliana ; 1591) - о медицинской магии;
  • «Свод метафизических терминов» (Summa terminorum metaphisicorum ; 1595).

Изданные посмертно

  • «Искусство речи», или «Искусство завершать речи» (Artificium perorandi ; 1612);
  • «Книга о „Физике“ Аристотеля» («Liber Physicorum Aristotelis»)

Несохранившиеся

  • «Ноев ковчег» (L’Arca di Noè ; 1568)
  • «О знамениях времени» (Dei Segni dei tempi ; Венеция)

Издания на русском языке

  • Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. - СПб., 1914
  • Бруно Дж. О причине, начале и едином. - М.: Соцэкгиз, 1934. - 232 с. - 7 000 экз.
  • Бруно Д. Неаполитанская улица (Подсвечник); пер. с сокр. Я. Емельянова, М.-Л., «Искусство», 1940
  • Бруно Дж. Диалоги. - М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.
  • Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. Я. Емельянова, Ю. Верховского, А. Эфроса. - М.: Художественная литература, 1953. - 212 с.
  • Бруно Дж. Трактат Джордано Бруно «Светильник тридцати статуй» \ пер. Горфункеля А. Х. - Философские науки, 1976, № 3
  • Бруно Д. Философские диалоги. - М., 2000
  • Бруно Дж. Избранное / Пер. с ит., вступ. и прим. А. А. Золотарёва. - Самара: Агни, 2000. - 296 с.

На сегодняшний день единственным источником, из которого известна значительная доля сочинений Бруно, является «Московский кодекс», или «Кодекс Норова», названный так по имени крупного российского государственного деятеля и библиофила А. С. Норова, который приобрёл рукопись для своей коллекции и впоследствии передал её Румянцевскому музею. Он сохранил до наших дней бесценные автографические наброски и труды философа. Только в самое недавнее время тщательное научное исследование московской рукописи было, наконец, положено в основу выходящего в авторитетном парижском издательстве «Les Belles Lettres» полного собрания сочинений Бруно.

Культурное влияние Бруно

Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру , или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви».

Джек Линдсей в романе «Адам нового мира» (Adam of a New World ) (1936, русский перевод 1940) и Александр Волков в романе «Скитания» (1963) описали жизнь Д. Бруно.

Бруно посвящён ряд музыкальных произведений, в частности, песня «Еретик» группы «Легион».

О Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno , 1973), а в СССР (Киевской киностудией) в 1955 году - фильм «Костёр бессмертия» (в роли Джордано Бруно - Владимир Дружников).

В 1988 году композитор Лора Квинт написала рок-оперу «Джордано». В главной роли - Валерий Леонтьев.

В 2013 году канадская панк-группа Crusades выпустила альбом «Perhaps You Deliver this Judgment with Greater Fear than I Receive It», посвящённый жизни Джордано Бруно, с его изображением на обложке.

В честь Джордано Бруно был назван один из лунных кратеров.

Поэт Иван Бунин посвятил Джордано Бруно одноимённое стихотворение.


Точная дата рождения Джордано Бруно неизвестна, но, по-видимому, он родился в 1548 году в городе Нола неподалеку от Неаполя. Его отец, обедневший дворянин Джованни Бруно служил в армии неаполитанского вице-короля и при крещении дал сыну имя Филиппо – точно так же звали испанского дофина.

Детство Филиппо прошло в Ноле, и лишь в 1558 году он уехал в Неаполь, к своему дяде, который содержал учебный пансион. Здесь мальчик занимался в частном порядке с монахом-августинцем Теофило де Вайрано. Этого своего учителя Бруно вспоминал позже с исключительной теплотой и, создав рукопись в защиту ноланской философии, одного из участников диалогов назвал в его честь.

Четыре года спустя Филиппо Бруно отправился в монастырь Сан-Доменико Марджоре – один из богатейших монастырей доминиканцев под Неаполем. Целью мальчика было повысить образование, а в те времена орден доминиканцев хранил в своих библиотеках огромное количество книг, посвященных ученой схоластике. Монашеский обет Филиппо Бруно дал в восемнадцать лет и принял новое имя – Джордано. К этому времени он благодаря своей эрудиции прочитал множество сочинений, начиная от Аристотеля и его еврейских, христианских и арабских комментаторов и заканчивая современными философами, поэтами и комедиографами. Из схоластов Джордано Бруно более всего ценил сочинения Фомы Аквинского, а среди арабских философов отдавал предпочтение Аверроэсу и Аль-Газали. Благодаря своему упорству в чтении и способности синтезировать полученные знания юноша, еще находясь в монастыре, понял, что христианские догмы вступают в конфликт с передовой мыслью и древними знаниями людей. Однако самое страшное, с точки зрения церковников, было то, что Джордано Бруно усомнился в Троице. Таланты и память Бруно были столь необыкновенны, что его даже возили в Рим и представили папе, уже тогда именуя будущей славой доминиканского ордена.

Получив в 1572 году сан священника, Джордано Бруно недолго прослужил в одном из провинциальных приходов в Кампанье, после чего вернулся в монастырь, чтобы продолжить занятия богословием. Однако, находясь вне монастыря и обладая относительной свободой, Джордано Бруно успел познакомиться с трудами гуманистов и сочинениями о природе итальянских философов. Но, наверное, самым важным был тот факт, что он прочитал книгу Коперника «Об обращении небесных тел». Из-за свободных высказываний Джордано Бруно в 1575 году против него было возбуждено дело о ереси и начато расследование. Согласно обвинению, Джордано Бруно нарушил сто тридцать три пункта в учении католической церкви.

Предупрежденный друзьями о возможном аресте, Джордано бежал в столицу Италии, желая предъявить оправдания если не самому римскому папе, то хотя бы кому-либо из кардиналов. В то же время в его монастырской келье был произведен обыск. Нашли сочинения Иоанна Златоуста и святого Иеронима в сопровождении комментариев Эразма Роттердамского. Тогда книги, подвергнутые ревизии Эразмом Роттердамским, были внесены в папский индекс – хранение, а тем более чтение таких книг уже было преступлением против церкви. Возможность оправдаться для Бруно бесследно растворилась. Он сменил монашеское одеяние на мирскую одежду и отплыл на корабле в Геную. Из Генуи Бруно уехал в Венецию и здесь, считая себя в безопасности, издал свою книгу «О знаменьях времени» – позже все экземпляры ее были собраны и сожжены.

После двух месяцев жизни в Венеции Джордано Бруно уехал в Падую, а затем побывал в Милане и Турине. Прибыв в Женеву, он получил помощь от земляков, которые устроили его на работу – корректором в местную типографию. Женева дала возможность Бруно ознакомиться с учением кальвинистов, но оно оказалось для Джордано крайне чуждым. 20 мая 1579 года Джордано Бруно стал слушателем Женевского университета. Это заведение занималось подготовкой проповедников кальвинизма, а потому любой студент еще при поступлении был обязан следовать основным догматам кальвинизма и доктрине мироустройства Аристотеля. Однако первые же выступления Бруно во время диспутов вызвали у преподавателей подозрения в еретических мыслях студента. Невзирая на это, Джордано написал памфлет на лекцию Антуана Делафе, профессора философии, и указал на двадцать ошибочных положений в его труде. Но профессор оказался ближайшим другом и соратником главы общины кальвинистов, Теодора Безы. Брошюра с памфлетом еще печаталась в типографии, а осведомители уже донесли Безе ее содержание. Бруно был схвачен и помещен в тюрьму. Женевский магистрат решил, что данный памфлет является не только религиозным преступлением, но и политическим, а потому Джордано Бруно отлучили от церкви, подвергли прохождению унизительного обряда покаяния и в конце лета 1578 года выслали из Женевы.

В Лионе он не нашел применения своим способностям корректора и уехал в Тулузу. Здесь Бруно познакомился с португальским философом Санчесом, который подарил Джордано свою книгу «О том, что мы ничего не знаем». Джордано Бруно прошел конкурс, стал ординарным профессором и приступил к чтению философских лекций. Но в Тулузском университете по уставу было положено преподавать строго по учению Аристотеля, а Бруно не просто разрабатывал, но и озвучивал свою новую философскую систему. Выступления против схоластов преподаватели ему не простили и выгнали Бруно из университета.

В 1581 году летом Джордано Бруно приехал в Париж. Он получил место в знаменитом университете – Сорбонне, но это гнездо свободомыслия с превосходным преподаванием астрономии и математики уже превратилось в вотчину богословского факультета. Приступив к чтению цикла лекций, Бруно заранее объявил, что темой будет «тридцать атрибутов свойств Бога». Весьма смелые положения, которые Джордано высказывал в своих лекциях, принесли ему славу. Слушатели утверждали, что Бруно говорил слишком быстро, и студенты едва успевали за ним записывать. Тем не менее, аудитории во время его лекций были всегда заполнены до отказа. Больше всего студентов поражал тот факт, что их профессор не читал лекции, а думал вслух и диктовал свои мысли.

Книги, которые были изданы в Париже, Бруно написал намного раньше, и одно из самых ранних его сочинений, дошедшее до наших дней, – «Трактат о тенях идей». Фактически это было обоснование и изложение тезисов так называемой ноланской философии. Кроме этой книги, в Париже были напечатаны сочинения Джордано Бруно, посвященные реформе логики и искусству памяти. Слава о смелом профессоре ширилась, и необычайные способности Джордано Бруно, как и его поразительная память, заинтересовали даже короля. Французскому королю Генриху III Бруно посвятил книгу. Джордано стал вхож в избранные круги парижского общества – благодаря своей эрудиции, галантности и остроумию. Знания его были вне конкуренции, а к тому же он свободно владел итальянским, французским и испанским языками.

Но столь приятная жизнь длилась недолго. К весне 1583 года как в королевском дворе, так и в ученых кругах Парижа резко усилили свои позиции реакционные католические группировки. Бруно подвергся нападкам и был вынужден уехать из Франции в Англию. С собой он взял рекомендательные письма от короля для французского посла. В Англии Бруно провел полтора года и считал это время едва ли не счастливейшим в своей жизни. Французский посол Мишель де Кастельно, бывший воин, ставший крупным политическим деятелем, являл собой ярого врага религиозного фанатизма и убежденного сторонника веротерпимости. Он поселил Джордано Бруно в собственном доме, и ученый смог посвятить себя работе, не задумываясь о деньгах.

Бруно покорил своей галантностью не только жену посла Марию Боштель и их дочь – он обрел расположение самой королевы Елизаветы, которую именовал не иначе как «Дианой меж нимфами Севера». При этом благосклонность королевы зашла так далеко, что Бруно имел право входить в ее кабинет без доклада. Однако Бруно считал, что наука и философия превыше любви к любой женщине.

В английской столице Джордано Бруно подружился также с переводчиком и поэтом Джоном Флорио и с его знакомыми, молодыми английскими аристократами. В круг знакомых Бруно входили и канцлер Оксфорда, и фаворит Елизаветы Роберт Дадли, и это позволило ученому читать свои лекции в знаменитом университете. Но постепенно лекции Бруно стали вызывать раздражение ревностных последователей философии Аристотеля, а в июне 1583 года на философском диспуте Джордано столь яростно защищал «гелиоцентрику» Коперника, что предельно поссорился с Ласким, уважаемым польским аристократом. В споре Бруно без особого труда, приведя пятнадцать силлогизмов, пятнадцать раз посадил уважаемого доктора в лужу… Несмотря на то, что опровергнуть в открытом споре идеи Бруно не удалось, ему запретили читать лекции студентам, а после издания латинского трактата «Печать печатей» лондонский типограф Джон Чарлевуд договорился с опальным профессором о том, что будет ставить на его издания ложные выходные данные.

Именно в Лондоне были написаны и изданы книги, которые позже католическая церковь выставит Бруно в качестве обвинения – «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя» и другие, написанные в форме диалогов. Они поднимали уже не столько философские, сколько нравственные вопросы. Одновременно Бруно в своих сочинениях отрицал догматы и призывал к свободному изложению философских мыслей. Он первый высказал идею о бесконечности человеческого познания и воспел как высшую доблесть самоотречение – инструмент постижения истины.

Летом 1585 года король отозвал де Кастельно во Францию, и в октябре Бруно вместе со своим покровителем отправился в Париж. По словам одного из его почитателей мыслитель оставил «раздоры в философских школах Англии и разруху мыслей в университетских умах». По дороге в столицу Франции де Кастельно и Бруно были ограблены разбойниками, а потому в Париже Джордано был вынужден вести полуголодное существование. Бывший посол Кастельно впал в немилость, так как во дворце Генриха III теперь хозяйничали католические нравы, а сам король предавался паломничествам, постам и душеспасительным беседам. Был отменен и эдикт о веротерпимости.

В результате усилий Бруно ему было разрешено прочесть лекцию в университете. Считается, что это было одно из самых значительных его выступлений против философии Аристотеля. Лекция состоялась 28 мая 1586 года в Камбрейском колледже и быстро превратилась в диспут, закончившийся скандалом. В начале июня 1586 года из-за угрозы расправы Джордано Бруно бежал в Германию. Но слава борца с Аристотелем опередила его, и попытки найти работу в Висбадене и Майнце закончились ничем.

В Марбургском университете Бруно занесли в список профессоров, но неожиданно ректор вызвал Джордано и объявил, что запрещает ему публично преподавать философию. Ученый ответил на это заявление в весьма оскорбительном тоне и покинул университет. А вот в Виттенберге его приняли столь радушно, что он назвал этот город «немецкие Афины». Здесь Джордано Бруно провел два года. При этом в своих лекциях он пользовался высокой степенью свободы изложения идей и, кроме того, написал и издал несколько работ. Однако вскоре кальвинисты прибрали к рукам власть в Саксонии, и Бруно пришлось уехать из Виттенберга. 8 марта 1588 года в своей прощальной речи он яростно подтвердил верность канонам и принципам своей новой философии.

Осенью 1588 года в Праге Джордано Бруно опубликовал свою новую работу – «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», в которой наметил переход к более развернутому этапу своей философии и усилил акценты на математических аспектах и разработке атомистического учения. В январе 1589 года он уже был преподавателем Гельмштедтского университета. На счастье ученого, герцог Ьраунгшвейский был непримиримым врагом церковников и пустозвонов-богословов, а потому взял Бруно под свое покровительство. Но герцог умер, и Бруно в очередной раз подвергся отлучению – теперь уже от лютеранской церкви. Из-за отсутствия постоянного заработка и шаткости своего положения он решил покинуть город, но денег у Джордано не было даже на наем повозки. Единственной радостью в то время для Джордано Бруно являлся ученик – Иероним Бесслер, сопровождавший Бруно в качестве слуги, секретаря, друга и помощника в одном лице. Бесслер не только ограждал учителя от мелких забот, он тщательно и аккуратно переписывал сочинения ученого. А это было нелегко – ведь Бруно, как будто предчувствуя близкую беду, работал напряженно и много. Уже осенью 1590 года он завершил свою философскую трилогию.

Летом 1590 года Джордано Бруно прибывает во Франкфурт-на-Майне. На тот момент этот город был центром книжной торговли всей Европы. Издатели соглашаются печатать труды ученого, а вместо гонорара обеспечивают его содержание. Во Франкфурте он прожил полгода, лишь один раз выехав в Цюрих для чтения лекции по метафизике узкому кругу заинтересованных молодых людей. Зимой Бруно получил приглашение от Джованни Мочениго, венецианского аристократа. Мочениго просил его посетить Венецию и обучить страждущих искусству мнемоники и философии. Бруно поехал в Венецию, но его главной целью был Падуанский университет. Прибыв в Падую, он давал частные уроки немецким студентам. Однако надежды на получение кафедры математики в университете не оправдались, и Бруно снова уехал в Венецию.

В Венеции Джордано поселился в доме синьора Мочениго, который считал, что если он с помощью Бруно сумеет овладеть «магическим искусством», то обязательно добьется власти, богатства и славы. Мочениго довольно щедро снабжал своего учителя деньгами, но в то же время предъявлял ему непомерные требования, подозревая, что Бруно намеренно скрывает от ученика тайные и самые главные знания. Джордано в Венеции чувствовал себя достаточно свободно, взглядов своих, как и обычно, не скрывал и с огромным интересом приступил к работе над крупным сочинением «Семь свободных искусств». Но Мочениго предъявлял Бруно все новые претензии и, в конце концов, ученому это надоело. Он заявил ученику, что отправляется во Франкфурт, для того чтобы издать свои новые книги. Мочениго не нашел ничего лучшего, как посоветоваться со своим духовником и написать в святую инквизицию три обличающих Бруно доноса. В мае 1592 года инквизиция арестовала Джордано Бруно. Однако в трибунал были вызваны свидетелями аристократ Морозини, книготорговцы Бертано и Чотто и монах да Ночера. Эти люди дали показания в пользу Джордано, да и сам Бруно предъявил следствию четкую и последовательную позицию, подтверждающую, что реформатором церкви он не является. Обвинения в богохульстве и порочных высказываниях о Христе Мочениго доказать не смог, так как свидетелей этому не было.

Однако Бруно не счел нужным скрывать от инквизиторов и свои сомнения в догме троичности Бога и понимания Христа как богочеловека. Перед судом инквизиции он отстаивал свое мнение о наличии огромного множества миров в космосе и о бесконечной вечной вселенной. 20 июля того же года состоялось следующее заседание суда, на котором Бруно обещал исправиться и даже загладить все содеянное им ранее. На этом процесс в Венеции закончился, и подписанные документы были отправлены в Ватикан. В Риме после изучения обвинения и показаний свидетелей было решено затребовать Джордано Бруно для дополнительного следствия и суда.

Во время следствия в Риме летом 1593 года сокамерник Джордано Бруно, некий Челестино, пытаясь отвести от себя пламя инквизиторского костра, написал донос на ученого. В суд были вызваны и другие соседи Бруно по камере, и они, кто молчанием, а кто косвенно, подтвердили философские измышления Бруно, описанные в доносе. Их показания в значительной мере ухудшили положение ученого. Для уточнения пунктов обвинения Бруно был подвергнут пыткам.

Этот процесс в истории инквизиции не был самым длинным, и все же со времени ареста Джордано Бруно до его казни прошло больше семи лет. Самой главной претензией инквизиции к Джордано было требование раскаяться. Целая комиссия авторитетных богословов и цензоров штудировала книги Бруно в поисках мыслей, противоречащих положениям католической веры. В 1599 году сменился глава следствия, а его место занял образованнейший теолог, кардинал и иезуит Роберто Беллармино. Уже в январе Джордано Бруно было предъявлено восемь основных еретических положений обвинения. Фактически ученый был поставлен перед выбором – сгореть на костре или после отречения провести много лет в дальнем монастыре. Летом Беллармино объявил трибуналу, что Джордано Бруно признал несколько пунктов обвинения истинными. Однако вызванный в трибунал Бруно продолжал настаивать на своей правоте.

В сентябре ученому объявили, что на раскаяние и признание себя виновным ему остается сорок дней. Но на декабрьском заседании трибунала Бруно вновь объявил судьям о своей невиновности и нежелании отречься от своих взглядов. Приговор ему был оглашен 8 февраля 1600 года на заседании трибунала во дворце известного кардинала Мадруцци. Здесь присутствовали не только высшие прелаты католической церкви, но и гости из знати Рима. Бруно лишили сана священника и отлучили от церкви. После этого он был передан в руки светских властей с поручением произвести «наказание милосердное, без кровопролития». Это означало – смерть на костре. По легенде, выслушав судей, Джордано Бруно заявил им, что они произносят приговор с большим страхом, чем он его выслушивает.

Казнь Джордано Бруно произошла 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов. Почти через три столетия после сожжения великого ученого, в 1889 году на этом месте воздвигли памятник человеку, который посмел противоречить святой инквизиции.

А.А. Грицанов, М.А. Можейко

Бруно (Bruno) Джордано Филиппо (1548-1600) - ит. философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжен на костре.

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог, как целое она проявляется во всем единичном - «все во всем».

Этика Б. проникнута утверждением «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на развитие философии Нового времени (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ф.В.Й. Шеллинг и др.).

Итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы. Создатель религии космоса. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. – специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом – это Бог.

Он находится во всем и повсюду, не «вне» и не «над», но в качестве «наиприсутствующего». Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., «божественным бытием в вещах»). В целом, пантеизм Б., материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., «все производит из собственного лона») в контексте преодоления схоластической концепции существования множества «форм», не связанных с материей. Согласно Б., элементарные фрагменты сущего, “minima”, одновременно относятся к материальному и психическому свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б. распространяет на природу в целом. Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. Ф.А.Йейтс, у него «земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную».) «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая же душа у Б. – носитель такого атрибутивного свойства как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием «мировая душа». Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., «другие миры так же обитаемы, как и этот») планетами движутся по собственным орбитам. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой «неподвижных» звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» – вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.

Лучшая процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. – постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а «Бога в вещах»). Вера, по Б., «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б., – самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...». Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым – гносеологическим – содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения «небесной любви» к Донне с восхождением к божественному благу (см. «Веселая наука», Любовь) трансформируется у Б. в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого «философия предстает обнаженной перед... ясным разумением». Мудреца – искателя истины – Б. сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню «в лесах» (т.е. непознанных сферах, «исследуемых самым незначительным числом людей») и «меж вод» (т.е. в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б. видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе «смерть, принесенную мыслями», он, тем не менее, видит в «героическом энтузиазме» познания путь к божественному подъему: «...едва лишь мысль взлетает, Из твари становлюсь я божеством... // Меня любовь преображает в Бога».

Возвышенный полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. «Героический энтузиазм» Б. (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов – месте его сожжения – в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

Список литературы

Ореге latine... Napoli, 1879–1891. Vol. 1–3.

Opereitaliane. Bari, 1925-1927. Vol. 1-3 в рус. пер. - Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914

Диалоги. М., 1949

О героическом энтузиазме. М., 1953.

Антоновский Ю.М. Дж. Бруно, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892

Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М. Л., 1933. Т. 3

Штекли А. Дж. Бруно. М., 1964

Горфункель А. Дж. Бруно. М., 1965

Salvestrini V. Bibliografia di G.Bruno 1582-1950. Firenze, 1958

Galli G. La vita e il pensiero di G. Bruno. Milano, 1973.

Джордано Бруно памятен в истории как страдалец. Пострадал он за свои убеждения. 1600 год — после 8-и лет заточения и непрерывных допросов, был зверски казнен в Риме, на площади Цветов. Кроме того, это человек между молотом и наковальней. Реформация, контрреформация – два цунами, которые сошлись в те времена. А он не с теми, кто выступает за новую организацию церкви, но и не с теми, кто с остервенением защищает старое. Он католик. И от Бога никогда не отрекался. Но он не включен ни в одно из колоссальных течений, определявших эпоху.

Его имя как правило связывают только с Италией, а между тем он был фактически гражданин Европы. Жил и творил, кроме Италии, во Франции, Швейцарии, Англии, Германии. При самом поверхностном подсчете обнаруживается не меньше 20-ти городов Европы, в которых он проживал, писал и публиковал свои труды. От Неаполя до Парижа, от Праги до Лондона и так далее. Он встречался с царствующими особами, что вовсе не соответствует классическому образу еретика.

Он обладал уникальной памятью. Стоило ему прочитать книгу, он запоминал ее полностью и навсегда. Им была даже создана наука о запоминании – мнемоника. Правда, для овладения этими приемами, необходимо, как выяснилось, иметь удивительную память Бруно.

А самое главное, что в эпоху мракобесия и нетерпимости Джордано утверждал бесконечность Вселенной и относительность движения.

Родился Джордано Бруно в 1548 году (день неизвестен) в городке под названием Нола, в итальянской глуши. Это Южная Италия, 24 км на северо-восток от Неаполя. Эти провинции были в значительной степени более отсталыми, чем Милан, Венеция, Генуя. Территория аграрная, постоянно переходившая из рук в руки, от властителей к властителям. Во времена Бруно там правил испанский вице-король. А Нола в то время– почти деревня.

Его имя от рождения было не Джордано, а Филиппо. Вполне верноподданные родители назвали мальчика в честь короля Испании Филиппа II, мракобеса, религиозного изувера, злодея.

Отец, Джованни Бруно, – военный, знаменосец, получавший гроши – 60 дукатов в год, тогда как средний чиновник получал 200–300 дукатов. Мать – Флаулиса Саволино. Родители приличного происхождения, но семья была настолько небогатой, что отец, по рассказам Бруно, занимался садоводством и огородничеством на своем участке. А дворянину не пристало копаться в огороде. XVI столетие, угасание рыцарства!

Джордано, в силу своей уникальной памяти, вспоминал эпизод из младенчества: он лежит в колыбели, а в щель в стене дома заползла змея. (Возможно представить себе качество такого дома!) Прибежал отец и отбивал его у этой змеи. Эта история ассоциируется с мифологическим детством Геракла. Нечто вроде символа будущей великой жизни.

Он очень любил свой край. Это его и погубило. Ведь если бы он не возвратился из своих странствий по Европе, то остался бы жив. Он писал: «Италия, Неаполь, Нола! Страна, благословенная небом, глава и десница земного шара, правительница и победительница других поколений, ты всегда представлялась мне матерью и наставницей добродетелей, наук и человеческого развития». Везувий, который хорошо виден в Ноле, выглядел так, словно за ним заканчивается мир.

Отец много гулял с сыном, и они любовались красотой Южной Италии. Искали могилу Вергилия. Поэтическое детство!

Школа в Ноле сугубо деревенская, там возможно было лишь начать изучать латинский язык. Потом обучение в Неаполе: латынь, литература, логика. Джордано окончил школу в 1565 г., в 17 лет.


Он мечтал о продолжении учебы в Падуе, где в знаменитом университете должен был читать лекции Галилей, но денег не было. Единственное место, где пытливый юноша с феноменальной памятью сможет учиться, – монастырская школа. Это бесплатно.

1565 год — в доминиканском монастыре Сан-Доминико Маджоре появился послушник Филиппо. Проучился год, проявив при этом замечательные способности, и в 1566 г. был пострижен в монахи. С того момента он брат Джордано Ноланец.

Он проходит ступени, положенные в иерархии католической церкви: субдьякон, дьякон, а спустя 6 лет непрерывного обучения, в 24 года, рукоположен в сан священника.

В какой обстановке ему довелось жить эти годы? В школьной инструкции сказано: «За студентами надо установить тщательный надзор. Должен быть назначен специальный брат, без разрешения которого студенты не имеют права вести записи в тетрадях и слушать лекции. Ему вменяется в обязанность принуждать студентов к занятиям и налагать взыскания. Студенты не должны изучать языческие, философские книги, предаваться светским наукам и тем искусствам, которые называют свободными.

Студентам запрещается чтение языческих и философских книг, хотя бы под предлогом изучения благих (как они выражаются) наук и выработки изящного стиля. Запрещено читать Эразма и книги, которые подобны его сочинениям, из которых они могут усвоить вредные учения и дурные нравы».

На протяжении четырех лет он обучался на магистра теологии. Подготовка состояла в многолетнем изучении труда Фомы Аквинского «Свод Богословия», написанного в XIII столетии. Давно канонизированный автор этого трактата сформулировал суть так называемого томизма. Учение церкви есть единственная истина. В той же школьной инструкции утверждалось: «Никто из братьев не смеет излагать или защищать какое бы то ни было личное мнение, все должны следовать святым отцам, изучать их труды, подкрепляя свои мнения цитатами из их книг».

Такого рода духовный диктат мучителен для человека с воображением, с живым умом, с фантазией. Понятно, что Джордано должен был идти на некие внутренние компромиссы. Он защитил две докторские диссертации в Риме, в сердце контрреформации: одну по Фоме Аквинскому, вторую по Петру Ломбардскому. Стал старшим лектором монастырской школы. На диспутах он, с его начитанностью и выдающейся памятью, был совершенно непобедим.

И он начал ощущать Вселенную. Именно ощущать, потому что он не имел возможности проводить эмпирических наблюдений. Первый телескоп создал Галилей лишь спустя 9 лет после казни Джордано Бруно.

А пока он находился в Риме, защищал диссертации и получал новое назначение, на него появился донос. Друзья сообщали ему из Неаполя, что в его келье проводился обыск. Нашли труды Отцов Церкви. Это вроде бы отлично. Но с комментариями Эразма Роттердамского. Эразма, чьи труды занесены в индекс запрещенных книг!

Выходит, что Джордано в течении длительного времени попросту скрывал, что жил в глубоких внутренних противоречиях. Как человек, который вышел из крайней бедности, он решил, что любой ценой займет достойное положение. Но он разоблачен. Комментарии Эразма – это перспектива тюремного заключения и пыток для уточнения того, почему же у него появился запрещенный Эразм.

И тогда брат Джордано порвал со своим саном, надев светское платье, вновь становится Филиппо Бруно и бежит в Европу.

Он, конечно, не предполагал, что это будет таким долгим путешествием. Но получилось так, что он отсутствовал долгих 16 лет. Очень недолго он побыл в Италии: Парма, Генуя, Турин, Венеция. Учил детей латинскому языку, надеясь, что агенты инквизиции не отыщут его.

Но, как видно, тучи сгущались, и он отправился во Францию. В те времена в Европе не было непреодолимых границ. Он двигался в сторону Лиона, потом повернул – и оказался в Швейцарии. Там, в Женеве, он пробыл полгода. Это Женева после Кальвина, умершего в 1564 г. Его ретивые последователи стали делать то же самое, что католическая церковь, – преследовать тех, кто не принимает его учение, кальвинизм. И так же жестоко с ними расправлялись.

Уже сожжен Мигель Сервет, испанец, философ, который высказывал мысли, похожие на те, что в скором времени начал предполагать и Бруно. Специально связанный мокрыми веревками, чтобы медленнее гореть, обложенный сырыми дровами, Сервет, по преданию, сказал из костра: «Неужели того золота, которое вы у меня отобрали, не хватило на хорошие дрова?»

В стране, где шла столь непримиримая борьба, Бруно предложили принять новую, реформированную религию, кальвинистскую. В ответ он заявлял: «Там, в Италии, меня принуждали к суевернейшему, бессмысленному культу». (Разумеется, он назвал так не религию как таковую, а тот ее официальный, ортодоксальный вариант, на котором настаивал Тридентский собор.) Теперь его увещевали принять обряды реформированной религии. Однако вместо того чтобы примкнуть к новому учению, Бруно написал дерзкое сочинение против одного из реформаторов, высмеяв его. У него была независимая натура.

В результате – две недели тюремного заключения, при этом с какими-то издевательскими деталями. Каждый день его вели босого, с ошейником на шее, по улицам, чтобы люди плевали в него и оскорбляли. Вели в церковь, где заново читали приговор.

Генрих III увлекся мнемоникой. Бруно с некоторой самоуверенностью обещал научить любого. Как видно, сам в это искренне верил. На время приближенный к королю, Бруно создал знаменитое произведение «Искусство памяти». Но успех не был достигнут: король так и не смог выучить, к примеру, всего Гомера. И тогда Бруно тихо и спокойно, без конфликтов, удалился в Англию.

В Лондоне он провел замечательное время с 1584 по 1585 год. Ему было уже за 30. Елизавета I, очень умная, аккуратная, со свойственной ей осторожностью стремилась к равновесию реформированной и католической церквей. Она не хотела уподобляться своей старшей сестре Марии Кровавой и истреблять сторонников Реформации. Сама приняв протестантизм, она вовсе никого не собиралась истреблять.

И такая противоречивая фигура, как Бруно, человек, который ни с кем в этой борьбе, просто ученый, не случайно получает статус именно в Англии. Его зачислили в свиту французского посла при дворе Елизаветы I. Это довольно достойное положение. Есть жалованье, можно спокойно писать труды и издавать их. И он это делает. Наступает весьма счастливый отрезок его жизни, в целом, безусловно, трагической.

В одном из своих сочинений он описал не без ядовитой иронии диспут в Оксфорде, в котором принимал участие. Бруно восстановил против себя всю теологическую профессуру. А назвал он это произведение «Пир на пепле». Когда знаешь его дальнейшую судьбу, это воспринимается как некий мистический символ.

В Англии же опубликован его великий труд «О бесконечности, Вселенной и Мирах». В нем он выдвигает свое учение, появившееся на основе трудов Коперника, уникальное, одинокое в ту эпоху, – о бесконечности Вселенной, бесчисленности миров.

К тому времени церковь сдала одну очень важную позицию. Ей довелось признать, что Земля имеет форму шара. Это было ясно всем образованным людям. Уже почти столетие назад открыта Америка… Магеллан совершил кругосветное путешествие. И церковь отступила от некоторых догматических средневековых представлений об устройстве Земли. Но небо она крепко держала в своих руках. По церковным положениям, это свод, купол, на который как бы налеплены звезды, как на какой-то рождественской игрушке.

Разум мыслящего человека эпохи Реформации, гуманизма, Возрождения не мог этого принять. Бунтарь Бруно создавал книгу за книгой. В работе «О причине, начале и едином» он фактически отождествляет Бога с природой. Природа едина, вечна, неисчерпаема, а все остальные категории относительны, к примеру движение. Возможно, он попросту не успел прийти к выводам об относительности времени.

Бруно совершенно не догматически судит о человеке. Разные расы и секты человечества, пишет он, имеют свои особые культы и учения, проклиная культы и учения других. В этом он видит причину войн и разрушения естественных связей. Человек – более страшный враг человека, чем все остальные животные.

Он рубит под корень главные постулаты официальной католической церкви. При этом не вступая с ней в дискуссию.

Его идеи ошеломительны не только для той эпохи. Спустя несколько столетий советские исследователи с грустью констатируют, что Бруно «к сожалению, верил в ». Соблазнительно было как бы «присвоить» себе этого ученого, сделав из него атеиста. Но атеистом он не был. В Бога веровал. Он только хотел, чтобы церковь шире смотрела на вещи. Хотел ей помочь.

Он стремился даже встретиться с папой римским и объяснить ему, что отказаться от догматизма лучше для самой церкви. И ведь оказался в этом абсолютно прав!

Однако тогда, одинокий, парадоксально мыслящий, он нигде не мог прижиться.

Бруно уезжает из Англии. Он вновь в Париже, но там идет непримиримая война между католиками и гугенотами, и он отправляется в Германию. После Лютера в Виттенбергском университете царит относительная интеллектуальная свобода, и там Бруно снова получает должность профессора, издает труды. Затем он в Праге, в Брауншвейге, во Франкфурте-на-Майне.

О незаурядном уме Джордано Бруно уже ходят легенды. Потому германский император Рудольф II приблизил его к себе в качестве алхимика, явно ожидая, что удастся получить много золота. Но Бруно не алхимик и ничего подобного не сотворил, так что эта «дружба» быстро закончилась.

Трагический поворот произошел в 1592 г. Бруно принял приглашение молодого итальянца Джованни Мочениго. Имя это должно быть проклято в Истории как имя провокатора, предателя, доносчика и, как видно, тайного агента инквизиции, хотя последнее и не доказано. Во всяком случае, не исключено, что Мочениго, приглашая Бруно, стремился заманить его в сети инквизиции.

Позвал же он его как бы для обучения искусству памяти и изобретения. Опять мнемоника. Бруно, принял приглашение, которое пришло из Венеции, но он не мог не осознавать, что там решительно действует инквизиция, выше которой только римская. В городе карнавалов аутодафе – сожжения еретиков – были всегда приурочены к какому-либо празднику. И воспринимались как часть праздничного действа.

Почему Бруно решился поехать? Ему тяжело дались 16 лет без родины. Наверно, имел значение и денежный вопрос, хотя он всю жизнь мог довольствоваться малым. Но сейчас ему предложили нечто вроде репетиторства. А все великие деятели Возрождения репетиторствовали. Галилей создал целый пансион: ученики проживали у него дома. Платили ему деньги, он их и кормил, и учил.

Вот и Джордано Бруно приехал обучать молодого итальянца. А тот оказался предателем. Написал три доноса. При этом в первом есть слова: «Как я уже сообщал устно…». То есть вначале он донес лично, после написал три текста. Мочениго удивительно откровенно говорит о том, как поначалу постарался всячески расположить к себе Бруно: «Я стремился, чтобы он стал вести себя со мной доверительно». Он действует как агент, профессиональный провокатор. Он добивался доверительных отношений, чтобы Бруно стал рассказывать, что он думает в действительности. И был потрясен его «ужасными» взглядами.

Бруно в скором времени что-то понял из его поведения, почувствовал, что надо уезжать, и сообщил об этом. И тогда Мочениго его попросту запер. Вначале на чердаке, после явился туда с дюжими ребятами, слугами. Бруно препроводили в подвал. А в Венеции в старых зданиях очень глубокие подвалы с толстыми стенами, обшитыми металлом, и очень надежные запоры, со времен Средневековья. Оттуда не убежать. Тем более что Бруно был уже не юн. Ему 44 года. Он оказался под домашним арестом. А Мочениго, продолжая писать доносы, сдал его с рук на руки венецианским инквизиторам.

Были проведены допросы Бруно. Судя по протоколам, на Бруно собирались наложить не самое крайнее взыскание. Хотели отпустить, потребовав покаяния. Ведь свидетели не подтвердили многого из того, что говорилось в доносах. К примеру, ничего дурного не сказали о нем книгопродавцы. Как нормальный интеллигент, он проводил свободное время в книжных лавках. И инквизиция поинтересовалась тем, в каких книгах он рылся. Ничего крамольного не смогли обнаружить.

Бруно и сам вроде бы вначале поколебался и был готов в самой мягкой форме отгородиться от крайностей, о которых писал Мочениго. А потом вдруг понял, что это и будет покаяние. Что это будет самопредательство. И тогда произошла передача Бруно в руки римской инквизиции, гораздо более свирепой. Не исключено, что римский папа приложил определенные усилия к тому, чтобы независимая Венецианская республика выдала Бруно.

Казнь Джордано Бруно состоялась в Риме, после бесконечно долгих допросов. Все 8 лет Бруно находился в застенках, но его воля только крепла. Он продолжал настаивать, что природа превыше всего, Бог есть природа. В общем, вел себя так, словно сам рвался на костер. Что же, существует версия, что он своей кончиной хотел взволновать мыслящих людей и показать пример несокрушимости.

Следственное дело Джордано Бруно оказалось надолго церковью засекречено. И лишь во второй половине XIX столетия найдено и опубликовано. Тогда же был поставлен памятник Бруно на площади Цветов. Памятник мученику. И свободному человеку.



Похожие статьи
 
Категории