Эдуардовна художники рисовавшие для общества святая евгения. Русские рождественские и новогодние открытки

03.03.2020
В Строгановском дворце Русского музея проходит выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века

В Строгановском дворце Русского музея проходит выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века. Община Святой Евгении активно занималась благотворительностью и сотрудничала с такими художниками, как А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , Е. Е. Лансере , К. А. Сомов , Л. С. Бакст , М. В. Добужинский , Ф. Бернштам, Д. И. Митрохин , Г. И. Нарбут , З. Е. Серебрякова , А. П. Остроумова-Лебедева и др. Всего в экспозиции представлено около 300 произведений, среди которых книги, путеводители, «открытые письма», рисунки и акварели.

Русский музей обладает уникальным собранием так называемых «Открытых писем» (открыток), эскизов и пробных оттисков издательства, большинство книжных изданий Общины Святой Евгении попадало в коллекцию музея почти сразу после выхода в свет.

Община Святой Евгении входила в состав «Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста), возглавляемого с 1887 года внучкой императора Николая I, принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской (1845–1925), которая вкладывала в благотворительность немалые личные средства. Именно в честь небесной покровительницы принцессы и была названа Община, состоявшая из сестер милосердия и призванная не только поддержать престарелых и зачастую нищенствующих сестер милосердия, но подготовить достойную смену.

Общине были необходимы деньги для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер, для работы подготовительных курсов медсестер. Средства на благотворительность поступали от частных лиц, от проводившихся Общиной аукционов и художественных выставок. С 1896 года Община Святой Евгении приступила к издательской деятельности, в том числе к выпуску «открытых писем» - иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, в первую очередь русского. Это начинание не только оказалось наиболее успешным способом получения благотворительных средств, но стало заметным явлением в культурной жизни России конца XIX - начала XX века.

Первая продукция - конверты, приуроченные к Пасхе 1896 года, имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись «Для поздравительных карточек. В пользу Общины Св. Евгении». Уже через год к оформлению конвертов подключились художники Е. П. Самокиш-Судковская, В. В. Суслов, Н. В. Султанов.

В 1898 году вышла первая серия из 10 «открытых писем», авторами акварелей для них стали известные художники: И. Е. Репин , К. Е. Маковский , Н. С. Самокиш , Е. М. Бём и др. Выпущенные по 10 000 экземпляров каждая, открытки этой серии имели такой успех, что тираж пришлось повторить.

1900-е годы были годами расцвета, во многом этому способствовал конкурс, посвященный 200-летию Санкт-Петербурга, благодаря которому установились прочные связи с художниками «Мира искусства». Приглашенный в жюри конкурса, Александр Бенуа фактически являлся руководителем издательства. Активно сотрудничавшие с издательством Общины Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, И. Э. Грабарь , Е. Е. Лансере, Г. К. Лукомский , К. А. Сомов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие другие работали почти за символическое вознаграждение, а то и бесплатно.

Благодаря высоким покровителям в 1903 году Общине было разрешено продавать открытки в киосках Красного Креста на многих железнодорожных вокзалах и пристанях по всей России. Тираж одной открытки доходил до 10 000 экземпляров, а некоторые из них переиздавались до 5-6 раз. Общее количество открытых писем за 20 лет существования, начиная с 1898 года, составило более 30 миллионов экземпляров. Все они были выполнены с высоким полиграфическим качеством. Более 6 400 открыток посвящены значительным событиям в жизни Российского государства, государственным деятелям и царскому двору, а также воспроизводят лучшие произведения русского и зарубежного искусства. На открытках с маркой Общины запечатлены 3 000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Среди исполнителей этих видовых открыток И. Я. Билибин и А. Н. Бенуа, а также известные фотографы: А. Павлович, К. Булла, К. Ганн, П. Радецкий, С. Прокудин-Горский, В. Светличный.

Постепенно у издательства сложилась и своя книгоиздательская программа. Приоритетным направлением стали выпуски иллюстрированных изданий русской классической литературы и изданий, знакомящих читателей с коллекциями крупнейших российских музеев и культурными достопримечательностями страны. Это - «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» А. Н. Бенуа (1911), «Художественные произведения Эрмитажа» (1916), карманные путеводители по знаменитым местам России, серия монографий «Русские художники», «1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, с тремя рисунками М. А. Врубеля и книжными украшениями С. В. Чехонина .

Печатная продукция Общины была удостоена наград на международных выставках: Всемирной в Париже (1900), в Сент-Луисе (1904), на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге (1907–1908), Международной строительной выставке в Петербурге (1908) и других.

После революции в 1920 году Евгенинская община была упразднена. Благотворительность как форма социальной деятельности высшего общества перестала существовать. Издательство перешло в ведение Главнауки и продолжило свою деятельность уже под именем Комитета популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры.


Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Рома́нова, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (20 марта 1845, Санкт-Петербург — 4 мая 1925, Биарриц, Франция).

Евгения Максимилиановна происходит из Ольденбургского дома Герцогов Голштейн -Готторпских. Родилась 20 марта (1 апреля) 1845 года и была четвёртым ребёнком и третьей дочерью в семье Великой княгини Марии Николаевны от первого брака и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, герцога Лейхтенбергского из Баварии. Её прабабушкой со стороны отца, была Мария Франсуаза-Жозефина (урожденная Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери), французская императрица, первая жена Наполеона I.

После смерти герцога Максими-лиана (1852 год) Николай I присвоил его де-тям титул Императорского Высочества князей Романовских. Её детские и юношеские годы прошли в Санкт-Петербурге. В детстве дочь Евгению Максимилиановну и её старшую сестру Ма-рию воспитывала Елизавета Андреевна Толстая, приходившаяся известному писателю Льву Николаевичу Толстому (1828—1910) двоюродной те-тушкой. Зимой 1857 года Толстой встретился с 12-летней Женей в Же-неве. Позже в письме он писал: «Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и челове-ческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление…».

При дворе герцогиня Ольденбургская резко выделялась своей экстравагантностью. Почти всегда она носила полумужской наряд — костюм от Тайер светло-серого или бежевого цвета.

С 1868 года — в браке с принцем Александром Петровичем Ольденбургским. В том же году родился сын Пётр. В 1879 году получила в подарок от Александра II имение Рамонь.

Евгения Максимилиановна проявляла большую активность в общественной и культурной жизни. Она выступала как:


  • президент Минералогического общества

  • почётный член Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, созданного в 1901 году для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служивших в частных и общественных учреждениях, «не могущим по старости или болезни своим трудом заработать средства к жизни».

  • почётный член Общества вспомощения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам в Санкт-Петербурге (состоящего под августейшим покровительством Великой княгини Ольги Александровны).

  • почётный член Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), организованного в 1903 году.

Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств, ею была учреждена художественная премия. Не менее значительна была её деятельность по созданию широкой сети художественных школ в Санкт-Петербурге и его окрестностях — была инициатором устройства в рабочих кварталах рисовальных школ «для лиц ремесленного сословия», издания сборника ху-дожественно-промышленного рисунка.http://istram.ucoz.ru/_ph/4/2/425879256.jpg, попечительница общины сестёр Красного Креста, на основе которого возникла община Святой Евгении, получившая название в честь своей покровительницы.
«Общество Святой Евгении» имело своё издательство, оно одно из первых в России стало выпускать художественные (иллюстрированные) открытые письма (открытки). В 1898 году они поступили в продажу. За 20 лет существования, общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Акварельные изображения выполняли известные художники — И. Е. Репин, Е. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский и др. Вышла серия открыток с репродукциями из Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Эрмитажа. Иногда авторами становились и малоизвестные фотографы. Некоторые открытки были с видами Рамони.

С 1868 года — попечительница Рождественнской женской гимназии, переименованной в 1899 году в принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской гимназию, — Лафонская улица (с 1952 года — улица Пролетарской Диктатуры), 1. (Ныне в гимназии № 157 (ул. Пролетарской диктатуры,1) находится мемориальная доска.)
2 апреля 1870 года — стала покровительницей Дома Милосердия — после смерти матери, которая была его основательницей в таком качестве и под таким названием и первой державной покровительницей.
с 1894 года стала попечительницей Максимилиановской больницы.
Во время русско-японской войны 1904—1905 годов Евгения Максимили-ановна возглавила Порт-Артурский «Комитет по оказанию помощи ране-ным солдатам и увековечиванию памяти павших». За свою деятельность она была отмечена женским орденом «За беспорочную службу Отече-ству на ниве благотворительности и просвещения».

С 1880-х Евгения Максимилиановна жила в имении Рамонь, недалеко от Воронежа, жалованным ей с сахарным заводом дядей, царём Александром II, предпочитая в холодные месяцы года жить в Петербурге, где играла боль-шую роль в общественной и культурной жизни России. В 1908 году дворец перешел в собственность сына Петра Александровича, и Евгения Максимилиановна переехала на постоянное место жительства в Петербург.

У Евгении Максимилиановны был талант организатора. Женщина деловая, энергичная, широко образованная, в своём рамонском имении развернула активную хозяйственную деятельность, пере-строив его на капиталистический лад: построила свой дворец в староанглийском стиле (в 1883—1887 годах), реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузионную систему, машинную паровую технику, открыла рафинадный цех (1880—1891), построила «паровую фабрику конфет и шоколада» (1900 г.); соединила железнодорожной веткой Рамонь со станцией Графская (1901); путем покупки земли у соседей помещиков увеличила площадь имения с 3300 до 7000 десятин, перевела земледелие на 8-мипольный севооборот; открыла конезавод, ковровые мастерские, содержала образцовую двухэтажную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров.

Общий вид замка.

Столовая рабочих сахарного завода.

Памятник на дарение Рамони принцессе Е. М. Ольденбургской.

В Рамони приняла на себя заботу о школах, больницах и бедных: открыла начальную школу и лечебницу (1880 г.).

Рамонская начальная школа.

Председательское место занимала на торжестве по случаю открытия в 1896 году Воронеж-ского губернского музея. При открытии в октябре 1889 года сельскохозяйственной школы в селе Конь-Колодезь учредила для учащихся стипендию имени «Ея императорского Высочества принцессы Ольденбургской».

При её участии из Европы были вывезены и запущены в огражденный участок леса одиннадцать оленей с целью разведения и организации на них охоты. Впоследствии они стали родоначальниками ныне действующего стада оленей в Воронежском государственном биосферном заповеднике.

Охотничья "оленья" усадьба.

Центральный ворота кордона "Зверинец".

Евгения Максимилиановна построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание, завоевав большое количество наград на различных всемирных выставках.

Фантики:

Ольденбургские, Александр и Евгения, приняли присягу Временному правительству. После революции 1917 года Евгения Максимилиановна, разбитая параличом, некоторое время находилась в Петрограде. Затем её перевезли в Финляндию, а оттуда во Францию, где она и проживала до конца жизни.


По материалам Википедии. Подробнее об усадьбе в Рамони по ссылке

Рубрикатор / Благотворительность в Петербурге/История/Общины сестер милосердия
История общины восходит к созданию по решению Главного управления РОКК (от 8 апреля 1882) Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста. Ключевую роль в создании этого органа сыграли лица, стоявшие во главе РОКК: ген.-адъютант М. П. фон Кауфман, егермейстер И. П. Балашев и помощник начальника Главного военно-медицинского управления д-р А. И. Беляев. В задачу Комитета, располагавшегося в здании Главного управления РОКК (Инженерная ул., 9), входило оказание помощи сестрам милосердия, побывавшим на театрах боевых действий, но в мирное время оставшимся без средств существования.
Под эгидой Комитета была основана община, в которую первоначально вошло 12 сестер, имевших опыт работы во время войны. Их определили для ухода за больными в частных домах (это делалось впервые) и добились направления на практику в хирургическое отделение Николаевского военного госпиталя. Для сестер была арендована большая квартира на Сергиевской ул. (ныне ул. Чайковского).
В 1887 покровительницей Комитета стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. К тому времени в общине числилось 36 сестер и 9 испытуемых. В ноябре того же года в доме на Калашниковской (ныне Синопской) наб., 30, куда переехало общежитие сестер, открылась аптека и амбулатория, руководство которой взял на себя А. И. Беляев. За первый год существования амбулатории 17 работающих врачей приняли более 600 приходящих больных, преимущественно из числа жителей близлежащей рабочей окраины. С малоимущих пациентов плата не взималась. 21 февраля 1889 в арендованных помещениях на двух верхних этажах над амбулаторией открылось первое в С.-Петербурге Убежище для престарелых и заслуженных сестер Красного Креста имени императора Александра III, рассчитанное первоначально на 20 мест.
7 января 1893, в день 25-летия со дня бракосочетания Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских, община Комитета была переименована в Общину св. Евгении. Ее старшей сестрой, как и ранее, была Н. Н. Лыжина – участница Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В 1897, после смерти Лыжиной, пост старшей сестры занимала А. А. Андреевская, а с 1908 – В. С. Терпигорова, бывшая до этого настоятельницей московской Иверской общины.
В 1896–1898 по проекту архитектора Д. К. Пруссака для общины был возведен новый комплекс зданий на выделенном Городской думой участке бывшего Мытного двора по адресу: Новгородская ул., 2 – Старорусская ул., 3. Он включал жилые помещения для сестер с домовой церковью, учебные классы для курсов, новое здание Убежища имени Александра III, амбулаторию с аптекой и больницу. Последняя состояла из трех павильонов: двух терапевтических – имени Александра III (был построен на средства гофмейстера Ю. С. Нечаева-Мальцова, пожертвовавшего на это 250 000 руб.) и имени императрицы Александры Федоровны, и хирургического «в память великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Софии». Было организовано также гинекологическое отделение.
Убежище им. Александра III, рассчитанное теперь уже на 50 мест, переехало в новое здание в 1898, а 21 февраля 1899 здесь была освящена церковь во имя св. благ. кн. Александра Невского. К 1914 в убежище призревалось 123 сестры из 20 общин, в том числе 12 участниц «севастопольской, турецкой компаний и похода в Ахал-Теке». Ежегодные расходы на него составляли около 20 000 руб. и частично покрывались за счет пенсий самих сестер.
В 1905–1908 здания больницы были существенно перестроены и расширены под руководством гражданского инженера Ф. А. Ситникова. Павильон им. Александра III был надстроен двумя этажами. На 2-м были организованы бесплатные терапевтические палаты им. принцессы Е. М. Ольденбургской, и число мест в терапевтическом отделении увеличилось с 50 до 80. На 3-м этаже разместились операционная, лаборатории, кабинет водолечения и «электризации». Здание было оборудовано лифтами для перевозки кроватей с больными. В 1911–1912 на Новгородской ул., 2 была выстроена часовня для проведения панихид.
На попечении общины находилась загородная дача-санаторий для детей, прошедших курс в ее больнице (преимущественно страдающих костным туберкулезом), которая была открыта 1 июня 1906 в районе железнодорожной станции Дюны близ Сестрорецка. Проект здания осуществил Д. К. Пруссак, строительство возглавила и частично финансировала Е. В. Колачевская – жена хирурга С. Н. Колачевского, который, в свою очередь, взял на себя большую часть расходов по содержанию заведения и завещал ему капитал в 200 000 руб. Санаторий получил имя Колачевской, не дожившей несколько месяцев до его открытия, а в 1911, после смерти Колачевского, к названию заведения прибавилось и его имя. В 1907 для нужд санатория перестроили еще один деревянный дом. Заведение могло одновременно принять 56 детей (к 1914 число мест было увеличено до 70); в нем имелись процедурные кабинеты, рекреационный зал и помещения для сестер милосердия, на которых возлагался уход за детьми и ведение хозяйства. С 1909 при санатории постоянно жил врач С. Ю. Малевский-Малевич. Курировал деятельность заведения директор Ортопедического института хирург Р. Р. Вреден, дочь которого Алиса Романовна, ставшая сестрой общины, также работала в санатории.
Важнейшим направлением деятельности общины стало устройство получивших известность по всей России двухгодичных подготовительных курсов сестер милосердия, которые давали знания в объеме фельдшерского училища. В их программу входили Закон Божий, гигиена, анатомия, физиология, хирургия и десмургия (учение о перевязках), читались лекции о детских, женских и кожных болезнях. Слушательницы проходили практику в аптеке, амбулатории и больнице общины (а до открытия собственной больницы – в Обуховской и Калинкинской больницах, в лечебнице Свято-Троицкой общины и в клинике душевных болезней). Плата за обучение составляла 10 руб. в год, но беднейшие обучались бесплатно. Все прошедшие курс (в их числе были представительницы разных сословий и состояний) зачислялись в запас РОКК, из которого комплектовался состав общин во время войн и иных бедствий, и могли быть зачислены в число испытуемых Общины св. Евгении без экзаменов.
Еще одним направлением деятельности общины, принесшим ей всероссийскую известность, стал начавшийся в 1896 для увеличения финансовых средств выпуск художественных изданий, прежде всего – почтовых открыток («открытых писем»), конвертов и визитных карточек. В 1898 председательница Комитета фрейлина императрицы Александры Федоровны Е. Ф. Джунковская обратилась к ряду популярных художников (Е. М. Бем, Н. Н. Каразин, К. Е. Маковский, И. Е. Репин, Е. П. Самокиш-Судковская, С. С. Соломко и др.) с просьбой безвозмездно пожертвовать свои произведения для воспроизведения на открытках. Первые 4 открытки с акварелями Каразина вышли в свет к Пасхе 1898 года, положив начало большой работе в этом направлении. 7 марта 1899 Комитет объявил конкурс на рисунки для открыток, приуроченный к 100-летнему юбилею А. С. Пушкина. Благодаря этому к делу издания открыток были привлечены художники, сотрудничавшие в журнале «Мир искусства», в дальнейшем создавшие в этой области ряд замечательных образцов (в их числе Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др.).
В 1903 для развития издательской программы общины, которую изначально вел И. М. Степанов, была образована комиссия под председательством гр. В. П. Канкриной, в которую вошли А. Н. Бенуа, В. Я. Курбатов, Н. К. Рерих, С. П. Яремич и др. Одной из особенностей выработанной комиссией программы стал ее просветительский характер. В последующие годы общиной было выпущено более 6 400 наименований открыток суммарным тиражом около 30 миллионов экземпляров, в том числе с репродукциями живописных произведений старых и современных художников, изображениями памятников архитектуры и старины, иллюстрациями к литературным произведениям, портретами членов императорской семьи и выдающихся государственных деятелей прошлого, серии открыток, приуроченные к 100-летию войны 1812 года, к 300-летию Дома Романовых и др. Было выпущено и немало иллюстрированных книг, в числе которых путеводители по дворцовым пригородам С.-Петербурга, по Эрмитажу, Русскому музею, по городам русской провинции, составленные В. Я. Курбатовым, А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангелем, Г. К. Лукомским и др. Издавались и книги по медицине – «Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача», написанная главным врачом общины К. А. Вальтером, и «Таблицы подачи первой помощи», разработанные проф. Г. И. Турнером с иллюстрациями Н. С. Самокиша.
В 1904 в здании Общества поощрения художеств на Большой Морской ул., 38 открылся специализированный магазин общины, который стал популярным среди знатоков искусства. Наряду с продажей в нем устраивались небольшие выставки оригиналов, с которых печатались открытки, а также старинных гравюр, акварелей и рисунков. В 1914–1918 в магазине проводились благотворительные аукционы в пользу раненых воинов, а в ноябре 1914 здесь по инициативе Н. К. Рериха состоялась выставка-аукцион «Искусство союзных народов», сбор от которой был направлен в пользу пострадавшего от военных действий населения Франции, Бельгии и Польши.
С началом I Мировой войны начала работать особая мобилизационная комиссия Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, которой при участии общины были сформированы лечебные учреждения, отправившиеся на фронт в течение августа-октября 1914; в их числе – 200-местный госпиталь и подвижной лазарет имени князей Волконских на 50 коек (в госпитале в качестве сестры милосердия работала вел. кнг. Ольга Александровна), этапные лазареты на 50 коек имени В. Л. Голубева и имени Греческой колонии, 200-местные госпитали имени гр. Е. В. Шуваловой, имени Грозненского нефтепромышленного общества и имени Общества для продажи изделий русских металлургических заводов (в последнем работала вел. кнг. Мария Павловна). В Петрограде раненых и больных воинов принимала больница общины, для чего в ней было устроено отделение на 214 коек для нижних чинов и офицеров, и отделение лазарета общины на Калашниковском пр. (ныне пр. Бакунина), 17.
В 1920 община была ликвидирована, но ее больница продолжала функционировать. В октябре 1918 ей было присвоено имя Фридриха Адлера, а в апреле 1921 она была переименована в Больницу имени Я. М. Свердлова. Издательство общины было передано в ведение Российской академии истории материальной культуры и преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (был ликвидирован в 1929).
В 1990-е бывшей больнице общины присвоено наименование Городская больница № 46 св. Евгении.

Лит.: Курбатов В. О. Обзор художественных изданий Общины св. Евгении. СПб., 1909; Петербургский попечительный комитет о сестрах милосердия Красного Креста: Справочник-указатель художественных изданий. 6-е изд. Пг., 1915; Третьяков В. П. Открытые письма Серебряного века. СПб., 2000; Снегурова М. Община св. Евгении // Наше наследие. 1991. №3. С. 27-33; Сестры милосердия в России. СПб., 2005. С. 118-130.

Благотворительная организация Община Святой Евгении была основана усилиями нескольких неравнодушных и отзывчивых людей для помощи бедствующим сестрам милосердия в 1893 году. Этому событию предшествовала случайная встреча в Севастополе художника Гавриила Павловича Кондратенко (1854–1924) с нищенствующей сестрой милосердия, участницей Русско-турецкой войны (1877–1878) за освобождение славянских народов от османского владычества на Балканах. От нее он узнал о бедственном положении сестер милосердия. По возвращении в Петербург художник обратился за помощью к богатому промышленнику, вице-президенту Императорского Общества Поощрения Художеств Ивану Петровичу Балашову. Именно он ходатайствовал перед Главным управлением Общества Красного Креста и получил разрешение на создание Комитета попечения о сестрах милосердия в Петербурге. Сам И.П. Балашов внес 10 000 рублей в фонд организованного Комитета. Художник Г.П. Кондратенко был устроителем первой благотворительной выставки в пользу Комитета. В 1893 году при Комитете попечения о сестрах милосердия

в Петербурге была образована Община сестер милосердия, которой покровительствовала Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1928). Имя Святой Евгении было дано Общине в честь небесной покровительницы принцессы. Е.М. Ольденбургская была известна своей благотворительной деятельностью и патронировала многие организации: Петербургский Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста, Общину Святой Евгении, Максимилиановскую больницу, Императорское общества поощрения художеств.

Общине Святой Евгении необходимы были средства на содержание «убежища для престарелых сестер и подготовительных курсов для молодых на случай войны». Молодые сестры милосердия оказывали платную медицинскую помощь населению, прибыль же шла на поддержание «убежища». При Общине работали амбулатория, больница, аптека, строилась многопрофильная больница. Дальнейшее развитие и процветание Общины Святой Евгении связано с именем Ивана Михайловича Степанова (1857–1941), он стал организатором развивающейся материальной базы и основателем издательства Общины Святой Евгении. В 1896 году И.М. Степанов начал выпускать благотворительные конверты, в которых

рассылали визитные карточки. Эти конверты назывались «вместо визитов». Выпуск первого конверта (1896) был приурочен к Пасхе и имел большой успех. Конверты оформляли художники Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Б. Зворыкин, Е. Лансере, Г. Нарбут, С. Чехонин, С. Яремич. Идея последующего издания открытых писем также принадлежала И.М. Степанову. По его просьбе популярный в то время писатель Н.Н. Каразин, обладавший и художественным даром, выполнил четыре акварели («Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом»), с которых в Заведении графических искусств Э.И. Маркуса были отпечатаны способом цветной литографии первые четыре открытых письма, которые вышли в свет весной 1897 года. В 1898 году была выпущена первая серия – десять открытых писем с акварелями К. Маковского, И. Репина и других художников, пожертвовавших свои работы Общине Святой Евгении. Издательство Общины стало объявлять конкурсы на рисунки к различным юбилеям. Первым был объявлен конкурс к 100-летию рождения А.С. Пушкина. Первым же произведением Н.К. Рериха, выпущенным Общиной

Святой Евгении, был специально выполненный художником рисунок к стихотворению А.С. Пушкина «Пир Петра Великого». Это рисунок участвовал в последующем конкурсе, приуроченном к 200-летию Петербурга. Это мероприятие сблизило издательство Общины с художниками объединения «Мир искусства». Так художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и другие вошли в Комиссию художественных изданий Общины Святой

Евгении. Художники объединения «Мир искусства», благодаря сложившимся добрым отношениям, стали осуществлять через издания Общины Святой Евгении свои идеи и цели – развитие художественного вкуса у самой широкой публики, популяризацию в России русского и зарубежного искусства. Кроме того, Общиной было издано огромное количество уникальных открытых писем с видами российских местностей и городов,

портретами простых людей: они сохранили своеобразную историческую хронику развития страны на протяжении нескольких десятилетий.

Изначально тиражи открыток составляли всего лишь несколько сотен экземпляров, однако они стали настолько популярными среди покупателей, что количество их выпуска постоянно увеличивалось, а большинство открыток переиздавалось по несколько раз

Газета «Утро России» в 1912 году писала, что издательство произвело «переворот в истории русского открытого письма; оно сумело поднять его на высоту требований самого тонкого ценителя искусства, сделать из него… общедоступную библиотеку по истории искусства».

Издательство Общины Святой Евгении выпускало календари, альбомы, каталоги, плакаты и книги. Так, в 1918 году вышла иллюстрированная монография С. Эрнста «Н.К. Рерих», серия «Русские художники». Выпускался журнал «Открытое письмо» под редакцией Ф.Г. Беренштама – директора Библиотеки Академии художеств, художника-графика, архитектора. В 1920 году издательство Общины Святой Евгении было преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ). С 1896 по 1930 год издательством Общины Святой Евгении, а затем КПХИ, было выпущено более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов, проспектов и около 7000 открыток, которые можно назвать шедеврами русского печатного искусства.


известно и под другим названием - Издательство Красного Креста .

История возникновения издательской группы «Общины святой Евгении» весьма любопытна. Однажды, а это происходило в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста».

Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Олденбургская - внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община Святой Евгении». Председателем Общины была Евдокия Федоровна Джунковская (фрейлина Императрицы Александры Федоровны), секретарем Иван Михайлович Степанов.

В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского. Круг издательских интересов Общины был достаточно широк, но вся она так или иначе по преимуществу была связана с искусством и с художественной сферой. Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные открытки, а также репродукции живописных и графических произведений как в форме открыток, так и плакатов. Вокруг издательства группировались художники из журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России»: А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , М. В. Добужинский , Н. К. Рерих , К. А. Сомов , А. П. Остроумова-Лебедева ; сотрудничал И. Е. Репин и др. Издательство выпустило около 6 тыс. художественных открыток (на 1915).

С 1911 года издавались книги, отличавшиеся высоким качеством художественного и полиграфического исполнения, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции: путеводители (по Эрмитажу А. Н. Бенуа; Павловску, Петербургу В. Я. Курбатова; Костроме Г. К. Лукомского), а также великолепно иллюстрированные издания: «Басни Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута и «Моцарт и Сальери» с рисунками М.А. Врубеля . Были выпущены монографии о Рерихе и Сомове (обложки С. В. Чехонина). Община издавала табель-календари по рисункам Сомова (1905-1908) и Билибина (1911).

После революции 1917 года издательство Общины Св.Евгении было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 году специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием



Похожие статьи
 
Категории