Екатерина шаврина рассказала о необычном отношении к мужчинам после смерти мужа. Екатерина Шаврина: «Я - нестандартная мать Дети екатерины шавриной биография

22.06.2019

Шаврина Екатерина Феоктистовна (р. 1942) – советская и российская эстрадная певица, исполняет народные композиции. С 1983 года имеет звание Заслуженной артистки РСФСР, с 1995 года – Народной артистки России.

Шаврина – единственная среди советских исполнителей, два раза выступавшая в зале заседаний ООН с сольными концертами.

Детство

Катя появилась на свет 15 декабря 1942 года в небольшом посёлке Свердловской области, который назывался тогда Пышма.

У Катиных родителей были интересные имена. Папа, Шаврин Феоктист Евстигнеевич, работал всю жизнь водителем. Мама, Феодосия Евгеньевна (девичья фамилия Мостовщикова), была домохозяйкой. Эти имена староверческие. К староверам принадлежала семья Шавриных и весь их род.

Хотя мама в далёком прошлом имела дворянские корни, была очень нежной, утончённой и грамотной. Но потом встретила Феоктиста, полюбила и в своей любви стала покорной женой, приняла его старообрядческую веру. Эти черты характера от мамы унаследовала и Екатерина: если она любит человека, то покоряется ему и отдаёт всю себя без остатка.
Очень многое от этого староверческого рода на генетическом уровне переняла и Катя. Например, она до сих пор ужасно брезгливая, никогда не сможет попить из стакана, из которого уже кто-то пил, или кушать ложкой, которой кто-нибудь ел до неё. Хотя она понимает, что так нельзя и очень мучается от своей брезгливости.

Это всё из-за того, что у староверов на первом месте была чистота. Ей приходится и сейчас иногда бывать в домах староверов, и всегда Екатерина поражается той стерильности, которая царит в их жилье. В староверческих семьях с ранних лет детвору приучали к порядку и чистоплотности.

Точно так учили и маленькую Катю её родители. Мама была очень строгой и требовательной в вопросах чистоты, и не дай Бог, если дети не сделают то, что им поручили. Если задания мамы они выполняли не так, как положено, то обязательно потом переделывали до нужного результата. И сейчас дома у Екатерины Шавриной стерильная чистота, как в операционной. У неё есть помощница по хозяйству, но иногда певице приходится многое переделывать за ней самой.

В детстве Катя долго не могла заговорить. До четырёх лет ребёнок молчал, и родители очень сильно переживали из-за этого, они никак не могли понять, что происходит с девочкой, думали, что её сглазили. Водили Катю к разным знахарям и предсказательницам, недоброжелатели говорили им, что это родовое проклятие и девочка до конца жизни останется глухонемой. Родители паниковали от таких мрачных прогнозов, пока кто-то в деревне не рассказал о знаменитом профессоре, проживающем в городе Екатеринбурге, который лечит подобные недуги.

Мама с папой очень обрадовались возможности спасти свою девочку, но в семье совсем не было денег. И тогда они приняли решение продать кормилицу – корову. На полученные средства Шаврины с малышкой поехали в город к профессору. Однако после осмотра доктор сказал, что сомневается в положительном исходе операции и вряд ли вообще кто-то сможет помочь Кате. Отцу ничего не оставалось делать, как предложить профессору все деньги, которые были у семьи. Доктор разозлился и накричал, сказал, что никогда в жизни не брал взяток, но потом сжалился над простыми деревенскими людьми и решился на операцию. Исход её оказался успешным, девочка заговорила, а в скором времени ещё и запела.

Екатерина до сих пор помнит, как сильно радовались её мама с папой тому, что дочка начала разговаривать. Она тогда поняла, что нет иного счастья для родителей, чем видеть своих детей здоровыми. А петь Катя стала рано, потому что в доме постоянно было включено радио, оно работало с утра и до ночи. Если кто-то вдруг отключал радио, то отец поднимал скандал. Так что у всех шестерых детей Шавриных (у Екатерины было ещё четыре сестры и один братик) с детства выработалась привычка, что в доме постоянно должен звучать какой-то музыкальный фон. Слушая почти круглосуточно музыку, Екатерина и сама начала петь.

Юность

В школу Катя пошла в городе Перми, куда к тому времени переехала семья. В любом конкурсе, смотре или концерте, где только требовалось петь, девочка принимала активное участие. Она настолько хорошо это делала, что иногда во время перемен, её просили что-нибудь исполнить учителя. В учительской комнате закрывали двери, и Екатерина пела, а педагоги слушали её чарующий голос и таким образом расслаблялись.

Шавриной рано пришлось начинать свой трудовой путь. Она была ещё школьницей, когда скончался папа. Мама осталась сама с шестью детьми, нужно было всех прокормить и выучить. Старшие дочери решили устраиваться на работу.

Их примеру последовала и Катя, прибавив себе два года возраста. Ей было всего 14 лет, а на работу брали с 16. Приученная с детства никогда не стесняться никакой работы, Екатерина устроилась в Дом культуры имени Свердлова уборщицей. К тому времени в этом Доме культуры она пела и давала концерты. В работе Екатерина была очень ответственной и так тщательно драила полы, что в скором времени её фотография оказалась на доске почёта с подписью «Лучшая уборщица Катя Шаврина». Но такое звание юную певицу немного смущало, и она всё время пыталась стянуть фотографию с доски почёта.

Затем Катя устроилась работать на телефонный завод в цех «Динамика», где собирали военные рации. Здесь она трудилась контролёром, проверяла правильность поступления сигналов на рацию. Помимо работы продолжала выступать в Доме культуры в качестве солистки Осинского народного русского хора Пермской области. Она помогала семье заработать на жизнь и юность свою вспоминает как бесконечные репетиции, выступления, домашние заботы, смены на заводе, сон 3-4 часа и опять тот же круг. Было так тяжело, что сейчас она сама себе поражается, как смогла выдержать такой темп.

Из воспоминаний детства в памяти очень сильно отпечатался профессор, который подарил ей возможность говорить. И, наверное, на подсознательном уровне, Екатерина была ему так сильно благодарна, что в какой-то момент решила и свою жизнь связать с медициной. Она поступила в медицинский институт. Но, к сожалению, когда пришло время изучать латынь, Катя была занята одновременно в трёх кружках самодеятельности и сессию за первый курс она провалила.

Любовь к музыке и пению оказалась такой сильной, что никаким другим занятиям в жизни Екатерины Шавриной места не нашлось.

Творческий путь

В 16-летнем возрасте Екатерина стала солисткой Государственного волжского народного хора в Самаре (тогда этот город назывался Куйбышев). Композитор Григорий Пономаренко написал для неё песни, исполнив которые Шаврина стала завоёвывать популярность:

  • «Тополя»;
  • «Колокольчики»;
  • «Нарьян-мар».

Но молодой певице не хватало простора, она понимала, что с её голосом, талантом и неудержимым характером надо ехать в Москву. В столице она отучилась во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Затем окончила музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и ГИТИС.

В Москве становлению Екатерины как певицы во многом способствовала Людмила Зыкина. С 1964 года Шаврина была принята на работу в качестве солистки Москонцерта, там она трудится до сих пор.

С концертами Екатерина объездила вдоль и поперёк весь Советский Союз и многие зарубежные страны. Её выступления включают в себя не только народные песни, но и эстрадные композиции и даже частушки под баян. В её репертуаре две фольклорные программы и три эстрадные современные с русским уклоном.

В 1972 году Екатерина записала специально для неё созданную песню «Гляжу в озёра синие». Лирическая и нежная композиция звучит в знаменитом многосерийном телевизионном фильме «Тени исчезают в полдень», эта песня стала визитной карточкой Шавриной, ни один концерт не обходится без её исполнения.

Голос гордый и светлый, красота исконно русская и непобедимая – вот те качества, которые завораживают почитателей её таланта. Она легко может спеть без музыкального сопровождения, и тогда слушатели душою чувствуют её песни такими, как их создала природа:

  • «Ой, мороз, мороз…»;
  • «Молодушки-молодки»;
  • «Белая черёмуха»;
  • «Серёжа»;
  • «Трава-мурава»;
  • «Окрасился месяц багрянцем»;
  • «По Дону гуляет»;
  • «Живы будем – не умрём»;
  • «Счастье женское»;
  • «Выйду на улицу»;
  • «Ласковый мужик»;
  • «Ах, зачем эта ночь»;
  • «Верила, верила, верю»;
  • «Безмужняя»;
  • «Накуролесила»;
  • «Отцвела сирень»;
  • «К нам приехал»;
  • «Горькая рябина»;
  • «Ромашковая Русь».

За свои творческие достижения Екатерина имеет награды – малую золотую медаль «Меценат столетия», золотой орден «Служение искусству», орден «За самоотверженный труд на благо Отечества»; становилась лауреатом премий Московского комсомола и Ленинского комсомола; является почётным гражданином 11 городов России.

Личная жизнь

В Государственном волжском народном хоре в Самаре Екатерина познакомилась с уже известным в то время композитором Григорием Пономаренко. Ей было 16 лет, ему 41. Сначала это была просто совместная работа, Шавриной и в голову не могло прийти, что Григорий станет её главным наставником в мире искусства, первым мужчиной и отцом её первого ребёнка.

Отношения между ними возникли не сразу. Разница в возрасте вполне способствовала тому, что изначально Григорий воспринимал Катю, как дочку, юная девушка вызывала у него отцовские чувства. Когда Шаврина приехала в Самару, ей негде было жить, и Пономаренко уступил девушке свою квартиру, а сам переехал на время к другу.

Потом, постепенно приглядываясь к юной певице, композитор понял, что влюбился. Екатерина мало что может сказать о своих чувствах к нему. Она была ещё такой молоденькой и неопытной, а он знаменитость всесоюзного масштаба. Григорий сделал Кате предложение руки и сердца, она согласилась. Однако в ЗАГСе отказались регистрировать их брак из-за большой разницы в возрасте.

Григорий и Екатерина стали жить в гражданском браке, в 1963 году у них родился сын Гриша.

Со временем Шаврина решила не засиживаться в провинциальных городах и музыкальных коллективах, собралась уезжать в Москву. Пономаренко ехать с ней не захотел, Екатерина отправилась одна с маленьким сыном на руках.

Сначала она сняла проходную комнату и устроилась в ЖЭК уборщицей подъездов. И попутно с этим строила свою музыкальную карьеру в столице.

Второй раз Шаврина вышла замуж за музыканта Григория Лаздина. В этом браке она родила дочерей Жанну и Эллу. Сейчас уже Екатерина – бабушка замечательных внучат, она обожает, когда они собираются у неё на выходных.

Только очень сожалеет, что дети и внуки выпорхнули из родительского дома и живут отдельно. Она рано начала приучать их к труду и никогда не давала карманных денег. Сын Гриша начал зарабатывать с ранних лет, демонстрируя на подиуме детскую одежду. А уже с его гонораров мама покупала мальчику то, что он хотел, – велосипед, аквариум или магнитофон. Григорий выучился у знаменитого Вячеслава Зайцева и занимается сейчас модельным бизнесом.

Дочь Жанна, окончила медицинский институт. Сейчас является владелицей салона красоты. Вторая дочь Элла обучалась в Австралии, после чего вернулась в Россию и в данное время трудится в одном из московских филиалов иностранного банка.

Екатерине хочется, чтобы дети и внуки были всегда рядом, ей надо о ком-то заботиться, дарить свою доброту и ласку. Именно поэтому у Шавриной постоянно проживают домашние животные. Сейчас в её доме обитает британская вислоухая кошка и собачка породы японский хин.

Шавриной далеко за 70 лет, тем не менее она прекрасно выглядит, может сесть на шпагат, во всём старается находить только позитив, на многие вещи в жизни смотрит с улыбкой. В людях больше всего ценит трудолюбие.

Екатерина по-прежнему живёт гастрольной жизнью. Концертные выступления доводят её порою до изнеможения. Приходится много летать на самолётах, она от этого сильно устаёт и иногда хочется забросить музыку, эстраду, гастроли. Но, как только проходит неделя без выступлений, у Екатерины создаётся впечатление, что она умерла. Всё-таки без музыки Шаврина жить не может.

ПРО ГОЛЫХ КОТОВ

Все лето народная артистка и знаменитая исполнительница русских песен живет на даче в Подмосковье . Интервью она назначила на 8 утра.

Я всегда рано встаю, в 7 уже на ногах. Иначе нельзя. В Москве большие заторы даже утром, чтобы не застрять, приходится пораньше выезжать, - говорит она. – С другой стороны у меня на даче отдых, могу хоть свежим воздухом подышать. Ложусь в 11 часов, и до часа ночи читаю или тексты учу. А сейчас, смешно сказать, слушаю цикл лекций о жизни, здоровье и питании.

- На даче живность есть?

Рядом живет дочка и сын, у них дома. Так вот, когда я уезжаю, они за моими животными приглядывают. Живности полно. У меня голый розовый кот-сфинкс, собачка китайская хохлатая. Есть и еще одна кошка, уже обычная. Живет она не в доме, а на застекленной террасе. Ее мне подбросили.

- Ой, некоторые голых, этих лысых котов не любят.

Какая дурость! Такой кот всегда теплый, его температура выше, чем у человека на четыре градуса. Особенно хорошо, когда отопительный сезон не начался, и ты все ждешь, когда же батареи включат. Так кот залезет под одеяло, прижмется, положит голову мне на плечо и лежит!

- Это получается ходячая грелка.

Да! (смеется). Согревание отличное. Да и потом, у них нет шерсти, они не лезут. Он у меня чистюля. Правда на вид, да – как огромная крыса. У меня у соседей был ремонт, строители были молдаване. И я выпустила котика в сад погулять и поесть травки. Они его увидели и глаза выпучили! Что с ними было! Они думали это большая крыса. И спрашивают у меня: «Феоктистовна, это кто?». Оказывается такого розового кота они увидели впервые.

«ЗА ГРАНИЦУ МНОГО ЕЗЖУ - ИМ НРАВИТСЯ»

- С какой программой приезжаете в Калининград?

Везу то, что нравится зрителю. Будут не только новые песни, но и новые платья. Я же сейчас шью несколько костюмов. А с песнями так – поставишь новую песню, но зрители шлют записки и просят старые песни. Бывает, что и не получается новинки спеть. Люди кричат: «Шрам на душе», «Какой был ласковый мужик», «Судьба, судьба, судьбинушка, будь ласкова со мной» просят. И не успокоятся, пока не споешь. Я жалею зрителя и иду на встречу. Я поеду и в города Калининградской области. Звонят, зовут! А как я откажусь? Я и так от себя пол России отбила, отказывалась в связи с трагедией (имеет ввиду ДТП весной 2014, в которое попала на своем автомобиле, находясь за рулем. В результате аварии ее младшая сестра Татьяна Мудрецова , сидевшая на переднем пассажирском сиденье, погибла, а сидевшая сзади ее старшая сестра, Рада Тунева , была госпитализирована с тяжелыми травмами. Сама Екатерина Шаврина получила травму головы – Ред.). Теперь от концертов не отказываюсь, чтобы не было срывов гастролей, чтобы не было обо мне плохого мнения. И не хочется о плохом говорить.

- Ваш стиль, манера исполнения, меняется с годами?

Нет, прибавляется мастерства. Раньше я пела, зал кричал и вставал в конце. Сейчас у меня есть песни, когда зал два-три раза за концерт встает. А пою я так, как подсказывает сердце и характер. Я делаю стилизацию народных песен. Ритм меняется, а мелодия – нет. Почему и за границу много езжу – им нравится. Чисто народный фольклор они тоже любят, но это немножко не то.

- Надежда Бабкина вам конкурент?

Нет, мы разные. Но мы дружим. Я стою особняком. Делаю свое дело, и не думаю о том. Как и что поют другие, но со многими у меня прекрасные отношения.

- Кого еще можете назвать своим другом?

Тамма Гвердцители, обожаю ее. Лена Ленина , Ангелина Вовк.

- А с Аллой Борисовной Пугачевой не общаетесь?

Она сейчас немножко замкнулась и ни с кем не общается.

- Но вы же с ней все-таки много лет вместе провели.

Да. Мы вместе окончили музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и на одном курсе были в ГИТИСе , в одном классе сидели шесть лет. Знаете, после перестройки у всех отношения немножко изменились. Раньше мы могли сделать пять или десять концертов в месяц и было одно и то же. Сейчас надо работать, трудиться, чтобы выжить. Порой на общение мало времени остается. С Аллой мы виделись года два назад. Но отношения теплые, я ее обожаю, Алюню.

НЕ МОГЛА ДЕРЖАТЬ МИКРОФОН

- Какой у вас сейчас жизненный принцип?

Тружусь, тружусь, тружусь. А еще я всегда с юности говорю: «Я не пью, не курю и не влюбляюсь». Я не пробовала курить даже. До 40 лет не брала в рот алкоголь. Даже запах не переношу. А потом одно время я полюбила пиво. И когда не было концертов, позволяла себе стаканчик. Но сейчас и это – нет. В новогоднюю ночь наливаю себе белого вина. И то, только потому, что узнала, что оно убирает холестерин.

- После той страшной аварии, как в себя приходили?

Лечилась, была в Афинах . Мной занимались высочайшие личности. Я была в горах на Кипре , много молилась. Это была психологическая помощь. Я четыре месяца все время плакала, есть не могла, все время звала Таню, мне было страшно без нее , не хотелось работать, концерты полетели. И нашелся человек из Храма Христа Спасителя, он со мной занимался. Он сделал так, чтобы Таня меня отпустила. Два часа я сидела, просила ее оставить меня. И правда – то ли это действительно действует, то ли я себя психологически заставила. Но как только свеча догорела, мне полегчало. В ту ночь я хорошо заснула и проснулась с улыбкой. Сегодня я помню сестру, все помню. Говорят, время лечит, и боль от утраты затихает. Но у меня утрата большая, у меня эта рана не затянется. И все это во мне сидит все равно. Мы же с детства с сестрой. Я в Москву приехала, ее перевезла. Она работала на заводе «Красный богатырь» по производству сапог и покрышек для машин. Она там вкалывала, каждую копеечку считала: делились, кормились. У нее ребенок, у меня ребенок. Когда сестры не стало, я не хотела жить. Но что делать? Надо дальше трудиться.

- Но за рулем-то вы все равно ездите?

Конечно. Тогда был дождь, скользко, много машин. Мы все время друг другу мешали. Может быть, меня кто-то вытолкнул. Я же ничего не помню, Тани сразу не стало, и Рада не помнила ничего… У меня дома за границей и везде есть машины. Я сегодня езжу активно. И там, где левостороннее движение, и где правостороннее. Я – водитель с 18 лет.

Но аварию я пережила. У меня же рука не действовала, микрофон не могла держать. Но мне мои музыканты помогали. Группа меня поддержала здорово.

«Гляжу в озера синие», «Тополя», «Ах, зачем эта ночь»... В чистый и светлый голос Екатерины Шавриной слушатели влюблялись с первого звука раз и навсегда. Ее дорога к славе была трудной и извилистой, но сирота из небольшого поселка стала знаменитой певицей.

Гастрольный график Екатерины Феоктистовны и сейчас не дает фаворитке миллионов подолгу сидеть дома. Она, как и в юности, разрывается между репетициями, переездами, концертами, потому что всю жизнь привыкла работать.

Красивая, статная, ясноокая. Она и сейчас в прекрасной форме, свой возраст не скрывает – ей семьдесят. Неудивительно, что около русской красавицы всегда вились мужчины. Причем не какие-нибудь, а весьма достойные. Например, ею восторгался сам Фидель Кастро. Они познакомились, когда группа советских артистов гастролировала на Кубе. Рядом с Фиделем всегда была переводчица и телохранитель Соня, которая по просьбе своего шефа тайно привезла молодую певицу на банкет кубинского правительства. Девушка на празднике всем приглянулась, и ее приглашали на Кубу постоянно. Сначала Екатерина не отказывалась, но на восьмой раз призналась, что не может приехать. Надоело.

– Екатерина Феоктистовна, возможно, Фидель Кастро был в вас влюблен?

– Ему нравилось мое творчество, он любил слушать русские напевы. И зачем вы про это вспомнили? Скажут, что я хвалюсь.

Любимая многими исполнительница не любит тех, кто бравирует своим прошлым, но от него никуда не денешься.

Особенно если это была любовь. В то время Екатерина Феоктистовна много гастролировала за границей, ее всегда хорошо принимали. И в Рио-де-Жанейро она познакомилась с мэром города – жгучий 38-летний красавец сразу обратил на нее внимание. Между ними словно вспыхнула искра. Но градоначальник был женат. А о романе с несвободным мужчиной русская певица и думать не хотела. Потом она узнала, что его жена умерла от рака. А через некоторое время мужчина ее мечты сделал ей предложение. Шаврина долго думала, плакала, переживала. Как она в чужой стране, вдали от России? И никак не могла дать ответ. Любимый же получил повышение и уехал работать в город Бразилиа. Больше они не виделись.

– Екатерина Феоктистовна, вы даже ради любви не уехали из России?

– Я рождена в России. И этим все сказано. Здесь жили мои родители, здесь живут все мои родные и близкие. Здесь мой дом. Я родилась в поселке Пышма Свердловской области. Папа Феоктист Евстигнеевич работал водителем, мама Мостовщикова Феодосия Евгеньевна воспитывала детей, взвалив на себя все домашние хлопоты. В нашей семье было шестеро детей, и всех нужно одеть-обуть-накормить. Я сама родилась здоровой, но говорить не могла. И родители обратились к врачам: – оказалось, что у меня что-то с ушами, нужна была сложная операция. Мне ее сделал старичок-профессор, которому я всю жизнь благодарна.

И после этого я, уже четырехлетняя девочка, не только заговорила, но и запела. Правда, жизнь была непростая. Денег дома водилось немного, и я, чтобы помогать маме и папе, уже в 14 лет пошла работать, правда, накинула себе несколько годков. Ведь тогда подросткам работу бы никто не дал. Сначала трудилась уборщицей в доме культуры, потом контролером в цехе «Динамика» на техническом заводе. А в свободное время пела в Осинском русском народном хоре Пермской области. Потом мы поехали на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности.

Меня там заметили, и я поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. А потом случилась беда – умерла моя мама. Ей было всего 47 лет, папа пережил ее на два года. Мне кажется, что они умерли оттого, что много трудились, не давали себе ни отдыха, ни покоя. Мы все остались сиротами. Старшие сестры стали присматривать за младшими – Васей и Аней. Я в то время пела в Пермском хоре, была солисткой. А когда наш хор отправили на Всесоюзный конкурс в Москву, меня заметили. И в 16 лет я уже была в составе известного в то время Государственного Волжского народного хора.

Там же будущая звезда встретила своего гражданского мужа. Первым мужчиной певицы был известный композитор Григорий Пономаренко, который был старше возлюбленной на 27 лет. Сначала он уступил ей свою квартиру, а потом появились чувства. Для девочки из провинции он был царь и бог. Брак в загсе регистрировать отказались из-за большой разницы в возрасте. В СССР неравные браки не поощрялись. В 1963 году у пары родился сын Гриша. Шаврину приглашали в Москву, Пономаренко не хотел категорически. Они расстались. Но всегда поддерживали добрые отношения.

– Я жила в Самаре, а мои родные в основном в Тюмени. И я больше помогала материально, высылала сестрам и брату Васе деньги, в которых они нуждались. И все дети из нашей семьи состоялись, у всех хорошая работа, дети, мужья. Например, наш единственный брат Вася был удивительный профессионал в хореографии, танцор и балетмейстер. Его хорошо знали в Тюмени, где он жил, в Перми, в Екатеринбурге.

Я в то время больше работала за рубежом, пела в берлинском ресторане. А когда у меня выдавались выходные и хозяйка отпускала, мы с музыкантами перегоняли в Россию иномарки, автомобили «Ауди». Сутки за рулем сидели, на центральной площади в Минске часок передохнем и дальше едем, иногда и через Польшу перегоняли. Сложное было время, но ничего не поделаешь, надо было зарабатывать. Тогда мы с Васей всю семью кормили. Васи больше нет, он недавно умер...

Наша младшая сестра Анечка сейчас на пенсии, она у нас была офицером МВД в Тюмени. С ней случилось несчастье. Она спешила на работу, а был холод, гололед, она ждала на остановке автобус. А когда он подъехал, еле-еле в него влезла. Стояла на самой подножке, а когда он тронулся, ее вытолкнули. Она упала на обледенелый асфальт прямо головой, затылком. Службу пришлось покинуть, она тогда была в чине капитана. Но Аня не жалуется, пенсия у нее неплохая.

Кстати, у нас в органах и Рада служила, была полковником МВД и даже работала у Ельцина. У нее два высших образования, она и в университете преподавала, но потом ушла в органы. Сейчас она тоже в Тюмени. Другая сестра, Таня, училась в Москве на товароведа, неплохо знает английский язык. И когда на Красной Пресне открыли валютный магазин, Таню туда пригласили работать. У нее все отлично там получалось, сейчас и она на пенсии. В Тюмени живет и наша Люся. Так что все мы выполнили главное напутствие мамы. Она нам с детства говорила:

«Учитесь, дети мои, всегда учитесь».

Я тоже окончила сначала Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, а потом, уже будучи мамой, поступила в ГИТИС. Я была не единственная молодая мама на курсе, у Аллы Пугачевой тоже была маленькая дочка Кристина. Она жила на Тверской, я к ней иногда забегала на чай. Вы знаете, Алла прекрасно рисовала. У нее вообще все спорилось, она все умела, знала. Я, как и Алла, часто бывала на гастролях. Но когда встречались, скучать времени не было. У нас вообще курс был дружный, собирались на праздники, иногда после сессий праздновали сдачу экзаменов. Все очень дружили, но время разбросало, теперь встречаемся только на концертах.

– Екатерина Феоктистовна, а по вашим стопам кто-то из детей или племянников не пошел?

– Я всегда пресекала желание детей быть артистами. Нельзя в этой профессии быть в середине – только наверху. А если у артиста уровень ниже среднего, это очень тяжело. Условия работы неважные, да и деньги небольшие.

Поэтому я не хотела, чтобы кто-то из родственников пошел в артисты.

Моя дочка Жанна окончила медицинский институт, а я из-за своей актерской натуры и постоянных гастролей бросила медицинский в свое время. А она выучилась, работала терапевтом. Однако ей пришлось уйти из медицины, денег платили мало, а работы очень много было. А у нее двое детей, Филя и Аня, ей их надо воспитывать. Ну, Жанна и стала бизнесвумен, открыла салон красоты на Ленинском проспекте.

Вторая моя дочка, Элла, закончила Финансовую академию, там, будучи студенткой, встретила свою любовь. Они с Никитой поженились. Оба очень образованные, зять знает четыре языка, дочка – три. Поэтому после учебы они поехали работать в Австралию, Никита очень практичный мужчина – купил землю в Новой Зеландии. Дочка Настя у них такая же умница, ей 18 лет, она сначала училась в Англии, потом в Австрии, а теперь будет учиться в Швейцарии.

Мой старший сын Григорий тоже женат, у него есть ребенок. Гриша у меня горе-художник. В детстве он на подиуме одежду показывал, потом был подмастерьем у Славы Зайцева, там он научился замечательно шить. И когда в России было невозможно достать джинсы, Гриша обшивал всю Красную Пресню. Он прекрасно рисует, отлично шьет, но в последнее время решил, что шитье – не мужское занятие. Да, еще у него появилась аллергия на суконную пыль. И шьет только друзьям. Ну, и если я прошу, помогает мне. Я с ним часто советуюсь по поводу сценических костюмов.

Мне же нужно, чтобы они были не только красивыми и яркими, но и удобными.

Кстати, именно Людмила Георгиевна меня надоумила идти учиться. Она мне говорила: «Катюха, иди учиться, хоть заочно. Едешь в машине на гастроли – зубри, есть время в гостинице – зубри!» Я знаю музыкальную грамоту, могу разложить песню на голоса. До этого я просто пела, голос у меня от природы. Очень обидно сейчас узнать, что ее желание открыть в квартире музей ее родственники не выполнили.

– Вы очень много работаете, когда же успеваете отдыхать? Ведь после выступлений нужно восстанавливаться.

– Конечно, нужно. Артисту необходимо выглядеть хорошо, чтобы и кожа, и рожа в порядке были. Если выдается несколько дней отдыха, я уезжаю на Кипр, у меня там квартира. Приеду, чемодан бросила – и к морю. Купаться, дышать свежим воздухом, гулять. Там и есть не готовлю, там целая улочка ресторанчиков. Вот это отдых.

– А родственникам до сих пор помогаете?

– Мои сестры живут сейчас лучше меня. У меня просто характер такой, который меня бесит. Я не могу сидеть сложа руки, бегаю, все время чем-то занимаюсь. Нужно отдыхать, а я не могу. За здоровьем тоже не слежу, почувствую себя нехорошо, лягу полежу, врача не вызываю, само пройдет.

– И конечно, среди поклонников немало мужчин.

– Мой муж, музыкант Гриша Лаздин, уже давно умер. И мне мужчины не нужны, я их как огня боюсь. Они мне надоедают. И если их фраза начинается со слов: «Я вас так...», я сразу пресекаю разговор, я человек творческий, мне этого не надо.

Лия Разанова

Родилась 15 декабря 1943 года в поселке Пышма Свердловской области. Отец - Шаврин Феоктист Евстигнеевич, водитель. Мать - Мостовщикова Феодосия Евгеньевна, домохозяйка.

Детство и юность Екатерины Шавриной прошли в Перми. Почти до четырех лет Катя не могла говорить. Родители не сразу поняли в чем дело - девочка родилась глухой, нужна была серьезная операция. Чтобы добыть средства на лечение родителям пришлось продать корову. Врач, старичок-профессор, которого они нашли, сделал операцию и денег не взял. После этого и петь, и говорить Катя начала одновременно.

С самого детства она притягивала к себе людей, неравнодушных к песне. Екатерина Феоктистовна вспоминает, что в школе, во время перемен, за закрытой дверью учительской она пела для своих наставников - они не могли отказать себе в удовольствии послушать пение талантливой девочки.

Родители умерли рано и на ее попечении остались пять сестер и брат, их надо было кормить и она вынуждена была искать заработок. Пришлось прибавить немного возраста, ведь тогда детям работать запрещалось. Сначала работала уборщицей в Доме культуры им.Свердлова, о чем свидетельствовала Доска почета тех времен, затем - с 14 лет контролером в цехе "Динамика" на техническом заводе.

Она зарабатывала на жизнь большой семьи, а параллельно солировала в Осинском русском народном хоре Пермской области. Артистический дебют Екатерины Шавриной в Москве состоялся на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Она произвела сильное впечатление на жюри, в частности на Ирму Петровну Яузен, предложившую ей переехать в столицу. Несколько месяцев она занималась с Екатериной, которая вскоре поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где ее руководителями были знаменитые танцоры Анна Редель и Михаил Хрусталев. Они помогли ей освоить сценодвижения, считая, что вокальные данные у нее от природы хорошие и поэтому педагога по вокалу ей не нужно.

В 16 лет Екатерина поступила по конкурсу в Государственный Волжский народный хор в Куйбышеве (ныне Самара) - он тогда гремел, стал первым хором, выехавшим за границу, во Францию.

Медицинские впечатления детства, видимо, сказались на выборе Екатерины. Она поступила в медицинский институт, однако не сдала сессию за первый курс, когда пошла латынь, ей было некогда, поскольку одновременно с учебой она занималась сразу в трех самодеятельных кружках.

"Из юности помню только одно, - вспоминает Екатерина Феоктистовна , - концерты, дом, работа, сон 3-4 часа, и снова концерты, и снова репетиции... Было настолько тяжело, что сейчас удивляюсь, как все выдержала..."

Страсть к песне оказалась настолько сильной, что не оставила шанса никаким другим занятиям получить место в жизни Екатерины Шавриной.

Оставив медицинский институт, она окончила Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по классу вокала у Елены Константиновны Гедевановой (1968), затем ГИТИС имени А.В. Луначарского по классу режиссуры у Иоакима Георгиевича Шароева (1981). В ГИТИСе однокурсниками Екатерины Шавриной были Алла Пугачева, Павел Слободкин, Алексей Козлов.

Своим становлением в столице она многим обязана Людмиле Георгиевне Зыкиной, которая взяла ее за руку и повела учиться в музыкальное училище. Успеху молодой певицы на большой эстраде способствовал композитор Григорий Федорович Пономаренко. "Это был удивительный человек, я ему очень многим обязана", - говорит Е. Шаврина . Г.Ф. Пономаренко написал первые песни певицы - "Нарьян-Мар", "Колокольчик" и "Тополя", впервые вывел ее на сцену, открыл ее. В 1966 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Колокольчик", в которую вошли несколько песен Григория Пономаренко в исполнении Екатерины Шавриной.

Безусловно, Россия никогда не была обделена одаренными певцами и талантами. Но здесь есть и голос, и талант, и характер. То, что Екатерина Шаврина делает в искусстве можно охарактеризовать как "русская эстрада". С 1964 года она работает в Москонцерте. В разное время участниками ансамбля, аккомпанировавшего Екатерине Шавриной, были известные ныне музыканты - например, Михаил Шуфутинский. Несколько лет Екатерина Шаврина выступала в дуэте с Михаилом Котляром. В 1970-х годах певица много гастролировала по стране и за рубежом, в том числе в Бразилии, США, на Кубе.

Визитной карточкой Екатерины Шавриной на долгие годы стала специально для нее созданная нежная лирическая песня "Гляжу в озера синие" (музыка Л. Афанасьева, стихи И. Шаферана), которую певица записала в 1972 году для знаменитого многосерийного телефильма "Тени исчезают в полдень". В 1981 и 1983 годах Екатерина Шаврина дала два сольных концерта в зале заседаний Организации Объединенных Наций, став единственной русской певицей, удостоенной подобной чести.

Былинная красота среднерусских просторов с их бесконечными васильковыми полями и березовыми рощами, завораживающая мощь уральских гор, зеркала синих сибирских озер, как и вся остальная Россия, - вот то, без чего нельзя представить творчество Екатерины Шавриной. Ее светлый, гордый голос и исконная, непобедимая красота с первого звука и с первого взгляда не оставляют шанса остаться вне многомиллионной армии ее поклонников.

В 1990-е годы певица резко меняет свой имидж, в этом ей помогают поэт Борис Шифрин и композитор Виталий Окороков, ставший ее музыкальным продюсером. В ее репертуаре появляются самые контрастные вещи - от откровенно городской озорной песенки "Понарошку, понарошку я тебя любила" до романсов "Ах, зачем эта ночь так была хороша" или современного романса "Праздник счастья" (музыка В. Окорокова, стихи С. Белявской) и полюбившихся всем песен "Разлюли-малина", "Судьба-судьбинушка".

Певица имеет две сольные фольклорные программы, три современные эстрадные программы с русским уклоном. Влечение к современной эстрадной музыке появилось в творчестве певицы сравнительно недавно. Ей по душе модерновый европейский хит с многоголосными накладками, усложненными аранжировками, мощным инструменталом. Вместе с тем у Екатерины Шавриной всегда наготове букет, залп, фейерверк из народных песен и частушек под баян, и здесь она буквально преображается. У Екатерины Шавриной есть черта, характеризующая ее как подлинно народную певицу, - умение петь без музыкального сопровождения, петь так, как чувствует душа.

Помимо известных, давно полюбившихся слушателям хитов "Я люблю тебя Россия", "Тополя", "Коля-Николаша (Колокольчик)", "Нарьян-Мар", "Кнопочки баянные", "Гляжу в озера синие", "Судьба-судьбинушка", "Зеленые глаза", "Разлюли-малина", "Волга-река", "Ой, мороз, мороз", "Со вечора, с полуночи", "Молодушки-молодки", "Ах, зачем эта ночь" и многих других, в репертуаре певицы звучат новые песни: "Ласковый мужик", "Осенние журавли", "Засолила огурцы", "Ворон", "Метели", "Безмужняя, бедовая", "Кумушки". Всего в творческом багаже Екатерины Шавриной десятки песен - трудно перечислить хотя бы часть ее репертуара. Она объездила с концертами всю Россию, десятки зарубежных стран.

Личная жизнь

В 16 лет, поступив по конкурсу в Государственный волжский народный хор, Екатерина встретила своего первого мужчину, ставшего наставником в искусстве и отцом ее первенца Григория. Но произошло это не вдруг.

Композитор Пономаренко ей тогда в отцы годился. Вот и воспринимал как девчонку. Жить Кате поначалу было негде, так он ей свою квартиру уступил, отправившись ночевать к другу. Потом пригляделся-присмотрелся, видимо, и чувство какое-то появилось. Про себя певица того же сказать не могла: что она понимала, девчонка 16-летняя? А он был глыба, гремел на весь СССР, а уж на Волге вообще был царь и бог.

Пономаренко делал Катерине предложение, и она была согласна. Но в те времена существовал негласный закон, чтобы браки с большой разницей в возрасте не регистрировали. А у них разница была 25 лет. Так что в загсе Волгограда с ними даже разговаривать не стали. Хоть он был знаменитость, да и Катя в те годы уже была не хухры-мухры, спев свои первые хиты "Тополя" и "Колокольчики".

Лет в 20 она с Пономаренко рассталась. Понимала, чтобы состояться как артистка, ей в Москву надо. А он в Москву не хотел категорически, хотя его туда и звали неоднократно. Пришлось Шавриной с сыном снимать проходную комнату на Петровке. Ее певческих заработков не хватало, а у Пономаренко брать ничего не хотела. Пошла в свой ЖЭК и попросилась мыть подъезды. Взяли на хорошую ставку уборщицы. И свой подъезд мыла, и с кошками по подвалам и чердакам боролась: в мешок их складывала, а они ее царапали и кусали. Так что ходила вся в шрамах. А чтоб не узнавали люди, платочком по самые глаза обматывалась и убирать старалась только по ночам.

До последних дней певица поддерживала с Григорием Пономаренко добрые отношения.

Я со всеми своими мужьями расставалась друзьями. Покупаю им квартиру - и расстаюсь! Самое странное, что после меня они почему-то не женятся - так одни и живут. - говорит сама Екатерина Шаврина .

По-настоящему влюблена певица была только раз в жизни. Она с группой приехала от Общества советско-бразильской дружбы в Рио-де-Жанейро. И их принимал писаный 38-летний красавец - мэр города, очень молодой для такого поста. Катерина влюбилась с первого взгляда окончательно и бесповоротно! Одна подушка знает, сколько было пролито слез. Он был женат, но жена умирала от рака. Шаврина летала в Рио не раз и не два. После смерти жены мэр позвал певицу замуж. Но она все думала, как же там, в Бразилии, без России жить будет. А в очередной приезд в Рио-де-Жанейро ей сообщили, что ее возлюбленный больше не мэр этого города. Его забрали на повышение в столицу, в город Бразилиа, работать в правительстве. Так что увидеться больше не суждено было.

В ухажерах у Шавриной был даже Фидель Кастро! Так как Екатерина была в группе советских артистов, гастролирующих на Кубе, самой юной, то он особенно к ней проникся. Несмотря на то что артисты были под круглосуточным присмотром родных кагэбэшников, Фиделю удалось подослать к певице своего бойца Соню. Она одновременно и переводчицей была, и телохранителем: всегда с пистолетом ходила. Соня тайно усадила Екатерину в "бьюик" и привезла на банкет, где гуляло кубинское правительство. Шаврина всем так понравилась, что потом еще семь раз была по личному приглашению Фиделя. А потом уже отказываться стала. Надоело.

Мужчины обожали Шаврину всю жизнь. Сама артистка вспоминает:

Отдыхала я как-то с семьей в Шардже, и очень нам там понравилось. Почему бы, думаю, не купить здесь дом на побережье? Вот и отправилась с переводчицей вдоль берега смотреть дома, выставленные на продажу. Звоню в одни ворота, спрашиваю цену, а мне отвечают: "Может, какой дом продается, но не этот. Здесь брат шейха живет". В этот момент подъезжает длинный белый лимузин, из которого выходят сам шейхов брат, женщина и слуга с поклажей. Познакомились, попили чай с ромом на веранде. Хозяин отправился нас провожать и вдруг спрашивает, что я сегодня вечером делаю. Я страшно удивилась, так как думала, что он запал на мою молодую красивую переводчицу. Потом мы катались с ним на яхте, были у него на вечеринке, где он меня ни на шаг от себя не отпускал, хотя его женщины были рядом. И в итоге этот товарищ заявил, что раз я хотела приобрести этот дом, то я могу оставаться и жить в нем. И в других его домах тоже. Несколько раз звонил мне в Москву, но... у него ничего не получилось.

Зато получилось у немецкого бизнесмена Александра. Познакомилась Екатерина с ним, когда он еще был российским бизнесменом и владел ресторанами в Москве. Ему в те времена не давали развернуться, рэкет сильно наезжал. Поэтому Шаврина увезла его в Берлин. Сама пела в очень популярном русском ресторане "Катюша", а хозяин ресторана, чистокровный немец, решил помочь ее бывшему мужу открыть в Берлине свой бизнес. Теперь у него еще и отель на Канарах.

Сына Григория Шаврина с детства приучала к труду. Денег карманных ему не давала принципиально. Зарабатывать он начал с того, что на подиуме детскую одежду показывал. С этих гонораров певица ему купила и аквариум, и велосипед. И с тех пор он четко знает, что каждую копейку надо заработать самому. Еще школьником Екатерина определила его в подмастерья к Славе Зайцеву. У Зайцева он замечательно научился шить. Когда джинсы в России невозможно было купить, Гриша обшивал всю Красную Пресню. И до сих пор это ремесло его кормит, хотя он и бизнесом немножко занимается.

С Красной Пресней у певицы связаны и самые неприятные воспоминания. Однажды, когда Екатерина возвращалась с концерта, в подъезде дома ее подкараулил маньяк. Он впихнул артистку в лифт, где приставил нож и начал душить. Екатерина растерялась сначала, пыталась кричать, но не могла из-за хватки на горле. Потом уж разошлась, набросилась на него с кулаками и ногтями и он ослабил хватку. Она так заголосила, что он выскочил из лифта и убежал сломя голову. А Шаврина , полуживая, ввалилась к соседям на первом этаже. Они сразу вызвали милицию, которая оцепила весь район и прочесала чердаки, но так его и не поймала. Во избежание вторичного нападения Шаврину переселили ближе к центру, на Спиридоновку, в охраняемый квартал. За что артистка благодарна местным властям по сей день.

Помимо сына Григория, у Екатерины Шавриной есть еще две дочери. Жанна, окончив мединститут, возглавляет салон красоты. А Эмма, отучившись в Австралии, работает в московском филиале иностранного банка.

Екатерина Феоктистовна Шаврина - народная артистка России (1995), заслуженная артистка РСФСР (1983), лауреат премий Ленинского комсомола и Московского комсомола, почетный гражданин 11 городов России. Имеет общественные награды: орден "За самоотверженный труд на благо Отечества", золотой орден "Служение искусству", малая золотая медаль "Меценат столетия".

Фильмография

О Екатерине Шавриной сняты телевизионные фильмы: "Песни России" (1978), "Мгновения..." (1986), "Судьба-судьбинушка" (1994).

Интересные факты

На многое в жизни Екатерина Феоктистовна смотрит с улыбкой, для нее нет идолов, она ценит только талант и трудолюбие в людях. Среди таких людей - Л. Зыкина, М. Плисецкая, М. Ростропович, С. Дали, А. Шнитке.

Екатерина Шаврина любит балет, театр, кино. Ее любимые актеры: Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Фаина Раневская, Олег Табаков, Александр Калягин, Марина Неелова. Отдает предпочтение классической музыке, особенно произведениям Ф. Шопена, историческим книгам.

Ей нравится творчество выдающихся зарубежных артистов эстрады: Селин Дион, Уитни Хьюстон, Барбары Стрейзанд, Хампердинга, Фрэнка Синатры, Криса Ри, группы "Квин". Среди отечественных исполнителей выделяет Бориса Гребенщикова, в котором ценит самобытность - то же, что есть и у нее.

Екатерина Феоктистовна великолепно водит автомобиль. Имеет 1-й юношеский разряд по лыжам, конькам, акробатике. Не пьет, не курит, с юности может легко сесть на шпагат, встать на голову, пройтись на руках. Любит животных - собак, лошадей. Обожала свою первую собаку - прекрасного голубого мастино. Как говорит сама Екатерина , "если бы я не стала артисткой, я бы выбрала профессию, имеющую отношение к деятельности воспитателя детского сада или связанную с животными - ветеринара".

Зулуса, немецкую овчарку, певица взяла в питомнике МВД уже в годовалом возрасте. Он был натаскан на поиск наркотиков. При первом знакомстве пес запрыгнул в машину Екатерины и тщательно обследовал ее всю до сантиметра - нет ли чего недозволенного? То же самое происходило с домашними или гостями артистки: стоило им только показаться на порог, Зулус тут как тут: "А ну-ка, что у вас, ребята, в рюкзаках?"

Среди домашних любимцев у Шавриной живет кошка породы британская вислоухая. А недавно певица приобрела еще маленькую собачку породы японский хин.

Дискография

1974 Песни советских композиторов
1987 Я песню русскую пою
1994 Понарошку. Песни В. Окорокова
1996 Утопи меня в любви. Песни В. Окорокова
1996 Ах, зачем эта ночь
1996 Ночь без сна
1997 По-русски, за русских!
2003 Разлюли-малина
2004 Имена на все времена

Екатерина Феоктистовна Шаврина родилась в 1948 г. в пос. Пышма Свердловской области. Отец - Шаврин Феоктист Евстигнеевич, водитель. Мать - Мостовщикова Феодосия Евгеньевна, домохозяйка. Имеет двух дочерей-двойняшек - Жанну и Эллу, и сына - Григория.

Детство и юность Екатерины Шавриной прошли в Перми. Почти до четырёх лет Катя не могла говорить. Родители не сразу поняли в чём дело, нужна была серьёзная операция. Чтобы добыть средства на лечение родителям пришлось продать корову. Врач, старичок-профессор, которого они нашли, сделал операцию и денег не взял. После этого и петь, и говорить Катя начала одновременно. Родители умерли рано и на её попечении остались пять сестёр и брат, их надо было кормить и она вынуждена была искать заработок. Пришлось прибавить немного возраста, ведь тогда детям работать запрещалось. Сначала работала уборщицей в Доме культуры им.Свердлова, о чём свидетельствовала Доска почёта тех времен, затем - с 14 лет контролёром в цехе "Динамика" на Пермском телефонном заводе. В 16 лет она поступила в Государственный Волжский народный хор в г. Куйбышеве (ныне Самаре).

Медицинские впечатления детства, видимо, сказались на выборе Екатерины. Она поступила в медицинский институт, однако не сдала сессию за первый курс, так как не смогла полностью освоить латынь, ей было некогда, поскольку одновременно с учёбой она гастролировала и выступала.

Оставив медицинский институт, Екатерина Шаврина окончила в Москве Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, затем Училище им. Ипполитова-Иванова и ГИТИС им. А. В. Луначарского. Своим становлением в столице она многим обязана Людмиле Георгиевне Зыкиной, которая взяла её за руку и повела учиться в музыкальное училище, а успеху молодой певицы на большой эстраде способствовал композитор Григорий Фёдорович Пономаренко. "Это был удивительный человек, я ему очень многим обязана", - говорит Е. Шаврина. Г. Ф. Пономаренко написал первые песни певицы - "Нарьян-Мар", "Колокольчик" и "Тополя", впервые вывел её на сцену, просто открыл её.

У Екатерины Шавриной есть черта, характеризующая её как подлинно народную певицу, - умение петь без музыкального сопровождения, петь так, как чувствует душа, как создала песню природа.

Екатерина Шаврина очень уважает своих коллег, с которыми работает, никогда и никому не завидует. У неё много поклонников, среди так называемых, "сильных мира сего", о чём не любит распространяться, хотя об этом все знают. Ей могут прислать личный самолёт или сопровождать почётным эскортом машин. При всём при этом она всегда окружена друзьями.

Екатерина Шаврина великолепно водит автомобиль. Любит строить, считает себя почти инженером-строителем, хотя родные это увлечение воспринимают с улыбкой. Екатерина Шаврина имеет первый юношеский разряд по лыжам, конькам, акробатике. Не пьёт, не курит, с юности может легко сесть на шпагат, встать на голову, пройтись на руках. Любит классическую музыку, особенно произведения Фридерика Шопена, исторические книги. Любимый вид искусства - балет. Любит животных - собак, лошадей. Имеет прекрасного голубого мастино. Как говорит сама Екатерина, "если бы я не стала артисткой, я бы выбрала профессию, имеющую отношение к деятельности воспитателя детского сада или связанную с животными - ветеринара". На всё в жизни Екатерина смотрин с улыбкой, для неё нет идолов, она ценит только талант и трудолюбие в людях. Среди таких людей - Л. Зыкина, М. Ростропович, А. Шнитке, М. Плисецкая, С. Дали.

Екатерина Шаврина любит театр, кино, её любимыми артистами являются: Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Фаина Раневская, Олег Табаков, Александр Калягин, Марина Неелова.

Её любимые мужчины в жизни - Антонио Бандерас, Кевин Костнер, Робер Оссейн, но самый любимый - сын Гриша. Любит творчество выдающихся зарубежных артистов эстрады - Селин Дион, Уитни Хьюстон, Марая Кэрри, Барбары Стрейзанд, Хампердинга, Фрэнка Синатры, Криса Ри, группы "Квин". Нравится ей творчество современных групп и исполнителей, особенно Бориса Гребенщикова. В нём она ценит самобытность - то же, что есть и у неё.

Россия никогда не была обделена одаренными певцами и талантами. В творчестве Народной артистки России Екатерины Шавриной есть и голос, и талант, и неподдельный характер русской женщины. То, что Екатерина Шаврина делает в искусстве можно охарактеризовать как "русская эстрада". По сей день Екатерина Шаврина солистка Москонцерта. За многолетнюю творческую жизнь она побывала с концертами в каждом уголке нашей необъятной России. С большим успехом проходят концерты Екатерины Шавриной за рубежом, в том числе в Бразилии, Греции, США, Германии, на Кубе.

Единственная русская певица, выступавшая дважды (1981,1983 гг.) с сольными концертами в зале заседаний Организации Объединённых Наций.

В ее репертуаре известные, полюбившиеся слушателям хиты: "Я люблю тебя Россия", "Тополя", "Коля - Николаша", "Нарьян-Мар", "Кнопочки баянные", "Гляжу в озера синие", "Зеленые глаза", "Ой, мороз, мороз", "Со вечора, с полуночи", "Молодушки-молодки", "Ах, зачем эта ночь", сотни других песен, - трудно перечислить хотя бы часть ее репертуара.

Сейчас певица имеет несколько сольных фольклорных, а также современные эстрадные программы с русским уклоном. Влечение к современной эстрадной музыке появилось в творчестве певицы сравнительно недавно. Ей по душе модерновый европейский хит с многоголосными накладками, усложненными аранжировками, мощным инструменталом. Вместе с тем, у Екатерины Шавриной всегда наготове букет, залп, фейерверк из народных песен и частушек под баян, и здесь она буквально преображается.

Артистический дебют певицы состоялся в 14 лет на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в Москве. Тогда, Катя Шаврина солировала в Осинском русском народном хоре Пермской области. Затем, поступив в Государственный Волжский народный хор в городе Самаре, Екатерина Шаврина сотрудничает с композитором Григорием Пономаренко и записывает на пластинке “Колокольчик” (фирма “Мелодия”) несколько его песен. Параллельно с насыщенной творческой деятельностью, Екатерина Шаврина обучается в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова по классу вокала и “ВТМИ” студии эстрадного искусства.

Визитной карточкой Екатерины Шавриной на долгие годы становится нежная лирическая песня, записанная в 1972 году, и которая исполнялась за кадром в к/ф “Тени исчезают в полдень” - Гляжу в озёра синие (муз. Л.Афанасьева, ст. И. Шаферана).

Вскоре, Екатерина Шаврина с успехом оканчивает ГИТИС по классу режиссуры. А в 90-е годы певица резко меняет свой имидж. В её репертуаре появляются самые контрастные вещи - от откровенно городской озорной песенки «Понарошку», до романсов «Ах, зачем эты ночь…» , “Праздник счастья”, и полюбившихся всем песен «Разлюли - Малина», «Судьба - Судьбинушка» . Постоянно совершенствуя и работая на репертуаром, Екатерина Шаврина сотрудничает с многими современными авторами, песни которых в исполнении певицы становятся народными хитами. «Безмужняя - бедовая», «Ласковый мужик», «Ой, да», «Родина» и многие другие с любовью принимаются публикой на концертах, которые по сей день, с аншлагами проходят в России и за её пределами.



Похожие статьи
 
Категории