Электронный музыкальный инструмент терменвокс. Лев Термен и терменвокс: самый фантастический музыкальный инструмент

03.03.2020

ТЕРМЕНВОКС

Первый в истории электронный музыкальный инструмент.
Изобретен в России в 1919/1920 годах.
Назван по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена .
Последнее десятилетие во всем мире отмечается небывалый всплеск интереса к этому удивительному инструменту.

Звук на этом инструменте возникает не от касания, а только от движений рук исполнителя в пространстве перед специальными антеннами. При этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

В Петрограде .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Терменвокс - музыка из воздуха. Лев Сергеевич Термен.

    ✪ Наше всё. Лев Термен

    ✪ АНСАМБЛЬ ЭМИ п⁄у Вячеслава Мещерина

    Субтитры

История создания

Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе . Испытуемый газ помещался в полость между металлическими пластинами и становился элементом колебательного контура - конденсатором , влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания переменной частоты, а другой - колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле ; на выходе реле формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше [чего? ] . При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон , то сигнал можно было воспринимать на слух. Прибор оказался очень чувствительным: реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, вызванные, например, изменением положения руки человека в пространстве. С изменением ёмкости менялась частота звука. То есть, звук возникал при движении руки человека.

Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт . Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться терменвоксом .

При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижёрским жестам, на расстоянии от инструмента» .

В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента. Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки , стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса .

Высоко оценив перспективы изобретения, Ленин написал записку наркомвоенмору Льву Троцкому :

В результате, несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании при , где изобретатель продолжил свои исследования .

Использование в исполнительском искусстве

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, - частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная - за изменение громкости звука .

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических , эстрадных , джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и т. п.), которые могут найти применение при озвучивании фильмов , в театральных постановках, цирковых программах.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. Производятся как серийные, так и штучные модели.

Со временем сложились различные школы игры на терменвоксе.

Разновидности терменвокса

Классический терменвокс

Классическим считается терменвокс, сконструированный наподобие первых терменвоксов, созданных самим Львом Терменом . При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.

Львом Терменом было создано несколько концертных моделей терменвоксов :

  • терменвокс для Клары Рокмор - одной из первых учениц Льва Термена;
  • терменвокс для Люси Розен (англ. ) ;
  • терменвокс для Натальи Термен - дочери изобретателя;
  • два терменвокса для музеев: Политехнического (где инструмент и хранится) и Центрального музея музыкальной культуры , находящегося в Москве.

Классическая модель терменвокса получила широкое распространение в разных странах мира. Самой распространённой разновидностью классического терменвокса считается инструмент американской фирмы «Moog», начавшей производство терменвоксов с момента своего основания - с 1954 года.

Терменвокс системы Ковальского

Терменвокс системы Ковальского - терменвокс, сконструированный Константином Иоилевичем Ковальским - первым исполнителем и учеником Льва Термена. При игре на подобном инструменте высота звука регулируется правой рукой, левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Терменвокс системы Ковальского не получил столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, продолжает использоваться благодаря ученикам и коллегам Ковальского - Льву Дмитриевичу Королёву и Зое Александровне Дугиной-Раневской, создавшим в Москве свою школу игры на терменвоксе. Конструктор Лев Королёв (1930-2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы : создал инструмент «тершумфон» (разновидность терменвокса, звук которого представляет собой узкополосный шум с ярко выраженной звуковысотностью), создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Исполнители - Ольга Миланич, Пётр Термен (правнук Льва Термена, изобретателя терменвокса).

Матремин

Матремин - музыкальный инструмент, созданный в Японии Масами Такеучи - руководителем школы игры на терменвоксе. Представляет собой терменвокс с автоматической настройкой [чего? ] , спрятанный в корпус матрёшки . При игре на инструменте частота звука изменяется при удалении и приближении руки к матрёшке. Исполнители на матремине собираются в большие ансамбли - до 270 человек.

Виртуальный терменвокс

Виртуальный терменвокс - виртуальный аналог терменвокса в виде программы для смартфона или КПК , оборудованного сенсорным экраном . Программа рисует на экране прямоугольную систему координат с частотой звука на одной оси и громкостью звука на другой; при касании экрана стилусом или пальцем программа определяет координаты точки касания, преобразует координаты в частоту и громкость в соответствии с оторбажаемой на экране системой координат и воспроизводит звук определённых частоты и громкости; так, например, при движении стилуса или пальца по горизонтали экрана может меняться высота звука, а при движении по вертикали - громкость звука. Например, программа «SunVox » российского программиста Александра Золотова реализует виртуальный терменвокс как дополнительную функцию для быстрой проверки фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране; но использовать этот инструмент в создаваемой программой композиции нельзя).

Обучение игре на терменвоксе

Единственная в постсоветском и европейском пространстве школа, обучающая игре на терменвоксе, называется «Russian Theremin School» и работает в Москве и Санкт-Петербурге под руководством Петра Термена (правнука создавшего первый терменвокс Льва Термена) .

Также школа, обучающая игре на терменвоксе, существует в Японии и работает под руководством Масами Такэути.

  • На терменвоксе пробовали играть Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин .
  • Впервые настройку терменвокса по ширине ладони использовала дочь Льва Термена - Наталья Термен . Сейчас этим способом пользуются многие терменвоксисты во всём мире. При такой настройке между «закрытым» и «открытым» положением руки расположена октава .
  • Одними из первых в рок-музыке терменвокс как лидирующий инструмент использовала американская группа «Lothar and the Hand People (англ.) русск. », выпустившая в 1968-1969 годах два альбома в стиле спейс-психоделии . Причём слово «Лотар» в названии группы - имя собственное, имя терменвокса, а музыканты группы позиционировали себя как «первая в мире группа, фронтменом которой является не музыкант, а музыкальный инструмент».
  • Терменвокс используется в песнях рок-группы «Дети Picasso ».
  • Группа «Led Zeppelin » использовала терменвокс, в частности, в композиции «Whole Lotta Love ».
  • В 2001 году концерт на терменвоксе исполнялся в рамках межзвёздного радиопослания «Детское послание » к другим цивилизациям по программе METI .
  • В октябре 2010 года открылся первый русскоязычный портал о терменвоксе - .
  • В конце августа 2011 года в Москве прошёл первый музыкальный фестиваль современной терменвокс-культуры, получивший название «Терменология\Thereminology».
  • Вступительный ролик к британскому телесериалу «Доктор Кто » исполняется на терменвоксе.
  • С октября 2011 года в Москве функционирует проект . Каждые две недели проходят бесплатные мастер-классы и лекции, посвящённые терменвоксу и Льву Термену .
  • В романе Томаса Харриса «Ганнибал » главный герой осваивает игру на терменвоксе.
  • В телесериале «Теория большого взрыва » Шелдон Купер играет на терменвоксе, в том числе исполняет фрагмент песни «Nobody Knows the Trouble I’ve Seen ».
  • В сериале «Убийства в Мидсомере » во время титров звучит мелодия, исполняемая на терменвоксе.
  • В фильме «Ангелы революции » герои играют на терменвоксе.
  • В сериале «

Терменвокс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Первый в истории электронный музыкальный инструмент, прародитель современных синтезаторов. Терменвокс - одноголосный инструмент - не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны.
Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

История

В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде Абрам Иоффе пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Испытуемый газ в полости между металлическими пластинами был элементом колебательного контура — конденсатором, который влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле, на выходе которого формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше. При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон, то сигнал можно было принимать на слух.
Прибор оказался очень чувствительным. Он реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, которая менялась от приближения руки. Соответственно менялась и частота звука. Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротон (звук из воздуха, эфира). Вскоре он был переименован в честь автора и стал называться терменвокс.
При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента»

Разновидности

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне. Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя. Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса. Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу. Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Терменвокс Etherwave

разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники, хотя придется сделать несколько паек. Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелерованные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания. За дополнительную плату Etherwave можно приобрести в полностью собранном и настроенном виде. В комплект также входит видеокассета "Mastering the Theremin" с записью уроков игры на терменвоксе Лидии Кавиной, а также cd "The Art of the Theremin" с записью музыки в исполнении Клары Рокмор.


Электромузыкальный инструмент (ЭМИ), прародитель современных синтезаторов. Изобретен в России в 1919 году, название получил по имени своего талантливого создателя – физика-акустика Льва Сергеевича Термена (терменвокс – «голос Термена»), впервые продемонстрирован в 1920 году. Терменвокс – одноголосный инструмент – не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут использоваться при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д. Собрать терменвокс может любой радиолюбитель, но настоящий музыкальный инструмент получается у единиц.

Такая же ситуация и с исполнителями – лишь единицы становятся виртуозами игры на терменвоксе. Техника игры очень сложна, от исполнителя требуется филигранность движений и безупречный слух. Техникой игры на терменвоксе виртуозно владел первый исполнитель, Константин Ковальский (1890–1976). Лучшая ученица Термена – американка Клара Рокмор (Clara Rockmore) была единственной, кто мог исполнить любую мелодию на терменвоксе, и играла классику на терменвоксе не хуже, чем на скрипке. Внучатой племяннице Льва Термена Лидии Кавиной неплохо удавалось раскрывать терменвокс в разных жанрах – в классике и в роке, в джазе, кино и в поп-музыке. По словам Лидии Кавиной, "по гибкости с терменвоксом может соперничать, пожалуй, только голос". Терменвокс в своем творчестве использовали Led Zeppelin, Marillion, Pink Floyd, Garbage, "Мумий Тролль" и многие другие группы и исполнители.

Жан-Мишель Жарр использовал терменвокс в записи своего альбома Oxygene 7-13 (1997), а необычная атмосфера композиции Oxygene 10 полностью построена на звучании терменвокса. После выхода этого альбома Жарр постоянно использует терменвокс в концертах и демонстрационных выступлениях (например, на фестивале "Printemps de Bourges"). Терменвокс звучит и в электронных композициях французского музыканта Жана-Мишеля Жарра, в том числе на его первом альбоме «Oxygene», принесшем Жарру всемирную славу.

И немного истории:

Лев Сергеевич Термен (в иностранных источниках его чаще называют Leon Theremin) родился 15 (27) августа 1896 г. в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Разносторонние способности проявил уже в детском возрасте. С одинаковым увлечением овладевал игрой на виолончели и занимался опытами по физике. По окончании гимназии он был принят в Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Однако Термену этого было мало, через год он поступает еще и на факультеты физики и астрономии Петербургского университета.

Получить второе высшее образование помешала мировая война. Его призывают в армию. Виолончелист-физик проходит обучение в Военной электротехнической школе. После Октябрьской революции Термен вновь рекрутирован: как военный радиоспециалист он должен был пополнить ряды Красной Армии. Служба проходила на Детскосельской радиостанции под Петроградом и в военной радиолаборатории в Москве.

В начале 1920 г. гражданская война подошла к концу, Термен получил возможность сменить военную одежду на цивильную и вернуться в Петроград. В этом же году Лев Термен отправился для продвижения своего изобретения в США, где впоследствии терменвокс и приобрел наибольшую популярность.

В 1922 году Термен после выступления на 7-м Всероссийском электротехническом съезде встретился с Лениным, который был поражен терменвоксом и понял значимость его изобретений и дал ему "путевку в жизнь" – годовой проездной билет по железной дороге, чтобы Термен мог популяризировать свой инструмент. Благодаря этому Термен объехал с лекциями-концертами 150 городов и сёл.

А вскоре он потряс Европу и Америку. Газеты наперебой рассказывали о русском чуде. В Париже на концерты приходили со стульями и раскладушками: не хватало мест. Почти 10 лет – с 1928 по 1937 год – он жил в Нью-Йорке (где параллельно с научно-технической деятельностью ему приходилось вести разведывательную деятельность по заданиям НКВД), обучал игре, выступал с концертами. изобретал новые инструменты – электронную виолончель, ритмикон, терпситон (инструмент, переводивший движения танцора в музыку). В 37-м Термена вызвали в Москву. Жене Лавинии Уильямс, чернокожей танцовщице, сказал, что вернется через 2-3 недели. Но ему не суждено было вернуться. Изобретателя обвинили как соучастника покушения на Кирова.

В лагере Термен создает симфонический оркестр, придумывает особые рельсы для тачки – и его бригада начинает работать вдвое быстрее. Слух о чудо-заключенном доходит до Берии. Термена переводят в знаменитую "шарашку", где работали А. Туполев и С. Королев. Там Лев Термен по спецзаданию изобретает бесконтактное прослушивающее устройство "Буран" (которое использует радиолуч, отраженный от оконного стекла). В 1947 году он получит за это Сталинскую премию... Вскоре власть "отблагодарит" его запретом на созданную им электронную музыку как идеологически вредную...

Лев Термен за работойВ 1960 в Штатах вышла восторженная статья, посвященная терменвоксу и его создателю – и Лев Давидович был немедленно уволен отовсюду. Друзья с трудом смогли найти ему место для работы. Термен стал сотрудником кафедры акустики МГУ (при этом числился лишь "монтажником радиоэлектронной аппаратуры"!).

В советские времена у Термена практически не было возможности популяризировать свой инструмент и электронную музыку. И только во время перестройки образовалась ассоциация электронной музыки, при Московской консерватории открылся Термен-Центр. А в 1989-м Термен участвовал в фестивале электронной музыки во французском городе Бурж (тогда ему было уже 93 года).

Множество его изобретений были засекречены и отправлены в архивы соответствующих организаций. Также Термен занимался разработками в области телевидения, охранной сигнализации. Термен также считается одним из пионеров светомузыкального оформления – он изобрел прообраз современного стробоскопа.

В набор входит комплект радиодеталей, из которых можно собрать два устройства: простой музыкальный электронный инструмент «Терменвокс», управление звучанием которого происходит приближением или удалением руки к антенне и «Металлодетектор», который получается в результате небольшого изменения в схеме конструкции. Сначала соберём «Терменвокс»: схема состоит из двух независимых генераторов на микросхемах К561ЛЕ9, каждая из которых содержит три логических элемента «3ИЛИ-НЕ». Частота генераторов - несколько сотен герц. Частота генератора на DD2 (нижний на схеме) устанавливается положением переменного резистора R2, частота генератора на DD1 (верхний) фиксированная. Сигналы с выходов обоих генераторов (10 вывод) через конденсаторы С4, С5 смешиваются и поступают на вход диодного детектора VD1, VD2 и далее на наушники. Человеческое ухо хорошо воспринимает звуки в диапазоне частот 20 - 20.000 герц, поэтому сигналы, вырабатываемые генераторами, в наушниках не слышны. При приближении частоты второго генератора к первой на несколько килогерц, детектор начинает выделять звуковой диапазон суммарной или разностной частоты. Слышимый в наушниках сигнал является биениями частот генераторов (в наушниках появляется высокий звук, уменьшающийся по частоте до нуля и вновь повышающийся до исчезновения). Частота первого генератора фиксированная, но на неё влияет ёмкость антенны, подключенной к входу генератора через конденсатор С1. Приближение/удаление руки к антенне изменяет её ёмкость и, соответственно, на небольшую величину частоту генератора, что отражается на звуке в наушниках. Оптимальное положение переменного резистора выбирается прослушиванием звука в наушниках и одновременным перемещением ладони к антенне и от неё. Небольшая переделка превратит Терменвокс в Металлодетектор - из схемы удаляются: антенна, конденсаторы С1, С2 и резистор R1. Вместо С1 устанавливается перемычка (соединяются выводы1,2,8 с 6,11,12,13), а вместо R1 устанавливаются катушка L1 и параллельно ей конденсатор С8. Настройка Металлодетектора заключается в выборе положением переменного резистора R2 именно тех биений частот,
при которых приближение и удаление металлического предмета к поисковой катушке будет максимально изменять тон прослушиваемого в наушниках сигнала. Чёрный и цветные металлы в зоне катушки звучат по-разному. В гнезде и вилке наушников общий (земляной) провод не используется, т.е. капсюли телефонов соединяются последовательно для увеличения сопротивления нагрузки.

Соблюдайте цоколёвку при установке микросхем в панельки и полярность при подключении батареи
к схеме. Нарушение этих правил приведёт к выходу
из строя микросхем!

Содержание радиоконструктора 034:
1. Микросхемы К561ЛЕ10 (2 шт.),
2. Панельки для микросхем (2 шт.),
3. Монтажная плата,
4. Детекторные диоды Д9 (2 шт.),
5. Конденсаторы:
С1 - 390 пФ,
С2, С3 - 15 пФ (2 шт.),
С4, С5, С7, С8 - 1н (4 шт.),
С6 - 47 МкФ,
6. Переменный резистор R2 - 10к,
7. Пластиковая ручка для переменного резистора,
8. Постоянные резисторы:
R1 - 27к (Кр/Ф/Ор),
R3 - 22к (Кр/Кр/Ор),
9. Головные телефоны (наушники),
10. Гнездо для наушников,
11. Катушка для металлодетектора (50 витков),
12. Батарея питания 9В,
13. Разъём для батареи (красный - плюс),
14. Провод для антенны,
15. Монтажные провода,
16. Схема и описание.



Похожие статьи
 
Категории