Эволюция общественных отношений. Соседская община

25.06.2019

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община - переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности - появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Можно ли было «удержать» распадающуюся общину?

Во многих философских системах разобщение человечества именуется одним из главных социальных пороков. В разные эпохи «мировые религии» и культурные направления пытались найти средство объединения больших масс людей, разделённых национальными, культовыми, имущественными и прочими различиями. Но возможно ли было сохранение первобытной общины?

Родовая община превращалась в соседскую медленно и постепенно. Ещё при появлении скотоводства и примитивного земледелия племена продолжали жить и трудиться сообща: пашни и пастбища считались общей собственностью, которая обрабатывалась совместно, урожай распределялся между членами общины поровну.

Неравенство между людьми проявлялось биологическое. К примеру, при откочёвке в другие места самые слабые члены племени оставались на старой территории или вообще не выживали, а при переходе к нему присоединялись пришлые люди, которые не были родственниками остальным членам племени. Кто-то умирал на охоте или на войне; кто-то мог работать больше, чем средний член общины.

Обладатели повышенной физической и умственной силы, а также более «навороченными» орудиями не обязаны были делиться урожаем и добычей, полученными с помощью этих преимуществ. В более позднюю эпоху жизненное пространство распределялось так: охотничьи угодья оставались общественной собственностью, однако обрабатываемыми участками каждый род или семья владели по отдельности.

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Вконтакте

Одноклассники

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными .

Сравнение родовой и соседской общин

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую - это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело , с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины - профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья , каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории - «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения . Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) - это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.

ПОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Прежде родовые общины были едиными и сплоченными. Все люди трудились сообща. Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью. Никто из людей не мог самовольно в одиночку распоряжаться общинной собственностью. Но произошло разделение труда, земледелие отделилось от скотоводства, появился прибавочный продукт, и родовые общины начали делиться на семьи. Каждая семья могла самостоятельно трудиться и кормить себя. Семьи требовали разделить всю общинную собственность на части , между семьями. Не случайно такая собственность называется частной .

Сначала частной собственностью стали орудия труда, скот, домашние вещи. Вместо одной большой хижины целого рода каждая семья стала строить для себя отдельное жилище. Жилье тоже стало частной собственностью семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля.

Запомните: частная собственность принадлежит не всему коллективу, а только одному хозяину. Обычно таким хозяином был дед, глава большой семьи. Ему были обязаны беспрекословно подчиняться его взрослые сыновья, жены сыновей и внуки, живущие в его хижине.

Запомните: хозяин может распоряжаться частной собственностью как, захочет. Хозяин мог подарить или одолжить свои орудия труда. Он сам решал, сколько зерна можно съесть, а сколько оставить на семена. Хозяин определял, сколько коров, овец и коз будет иметь семья. И никто не имел права вмешиваться в его дела.

Запомните: частную собственность хозяин передает по наследству. После смерти главы семьи хозяином становился его старший сын. Он был наследником, получавшим право распоряжаться частной собственностью семьи.

Запомните: частная собственность пробуждает в людях интерес к труду. Каждая семья понимала, что теперь хорошая и сытая жизнь зависит только от трудолюбия членов семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля. Если семья трудилась не жалея сил на своем поле, весь урожай принадлежал ей. Он до последнего зернышка попадал в кладовые семьи. Поэтому люди стремились лучше обрабатывать пашню, заботливее ухаживать за скотом.

Иногда говорят, что частная собственность возникает из-за за человеческой жадности, что люди даже рождаются с желанием что-либо присвоить. Утверждают, что частная собственность была всегда по воле божьей. Конечно, это неверно. Запомните: частная собственность возникла только когда хозяйство стало быстро развиваться и когда появились запасы прибавочного продукта.

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА

Родовых общин больше не существовало. Вместо них появились соседские общины . В соседской общине люди уже забывали о своем родстве. Это не считалось главным. Уже не работали сообща, хотя по-прежнему трудились добровольно и без принуждения. У каждой семьи в частной собственности была хижина с огородом, участок пашни, скот, орудия труда. Но общинная собственность сохранялась. Например, реки и озера. Ловить рыбу мог каждый. Любой общинник делал это самостоятельно. Лодка и сеть были его частной собственностью, поэтому улов тоже становился частной собственностью. Лес был общинным владением, но убитые на охоте звери, собранные грибы, ягоды и хворост становились частной собственностью. Пастбищем пользовались сообща, каждое утро выгоняя на него скот. Но вечером каждая семья загоняла в хлев своих коров и овец.



Появились особые метки, которыми обзаводилась каждая семья. Иногда хозяин выцарапывал свое имя, иногда изображал какой-то простой значок. Такие же метки выжигали на коже скота. Археологи, находя такие метки на раскопанных вещах, смело утверждают: у людей появилась частная собственность, они опасались кражи и потому метили вещи.

Но соседская община все-таки продолжала объединять людей. Хотя и не часто, бывали случаи, когда соседи что-то делали совместно. Если вспыхивал лесной пожар, на поселок обрушивалось наводнение, или нападали свирепые враги, с такой общей для всех бедой справлялись совместно.

Запомните: от родовой общины люди перешли к соседской, разделенной на семьи, с частной собственностью, Это стало очень важным шагом вперед в развитии человечества.

Специализация людей на определенных занятиях, развитие обмена привєли к тому, что в посєл^х кроме родственников селились люди из других родов. Население поселков увеличивалось.
В Малой Азии ученые обнаружили древнейшее поселение Чатал-Гуюк, относящееся к 7-му тысячелетию до н. э. В нем проживало около б тысяч человек. Все постройки были сделаны из глины, кирпича и дерева. Они располагались вплотную друг к другу, так что улицы отсутствовали. В дома попадали через отверстия на плоских крышах, поднимаясь по деревянным лестницам. В случае нападения врагов ле-
_ стницы убирали, и поселок превращался
Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция
к в крепость.
Родовая община Соседская община
Чем отличаются представленные на схеме общины? Что в них общего?


\ \ Пастбища
Пашня
Пастбища
Все меньше становилась потребность в коллективном хозяйстве и коллективной собственности. Постепенно каждая семья начинает обрабатывать свой участок земли и получать собственный урожай. Землю стремятся передавать по наследству детям, прежде всего сыновьям. На смену родовой общине пришла соседская община.
В соседской общине жили люди, не обязателЬно свя- зандые кровными узами. Семьи вели хозяйство по отдельности, но объединялись для совместных работ, требующих усилии большого количества людей. Это были подсечка леса, укрепление или создание водоема и другие работы.
Наступление века металлов
Первобштшшс л^ди нередко находили самородки золота и меди. Их можно было расплющить, разрубить с помощью каменного топора. Поначалу из металлов делали лишь украшения, наконечники для стрел, рыболовные крючки. Люди обратили внимание, что при нагревании золото и медь плавятся. Мягкому металлу можно было придавать любую форму. Примерно 7 тысяч лет назад люди стали использовать медь для изготовления орудий труда. Постепенно медь начала побеждать камень, и на смену каменному веку пришел медный век. Месторождений металлов, выходящих на поверхность земли, было немного, поэтому люди научились добывать руду - горную породу, содержащую металлы. При нагревании из руды извлекали чистый металл, который затем ковали и обрабатывали.
Следующим шагом в использовании металлов было изобретение бронзы - сплава меди и олова. Бронза значительно тверже меди, кроме того, она красива. Из нее начали делать орудия труда, оружие, посуду, украшения. Медь и олово стали важнейшими предметами обмена. Наступил бронзовый век.
Появление нового общества
В соседской общине, где каждая семья вела свое хозяйст во, изменилось положение людей. На смену равенству всех членов общины приходит неравенство. Одни благодаря усердному труду, способностям к ремеслу, успешной торговле стали жить лучше, чем их соплеменники. У других богатство было связано с их положением в племени.
Старейшины, вожди, колдуны по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Кроме того, они являлись хранителями ценностей, принадлежавших общине. Однако постепенно они стали распоряжаться этими ценностями как своей собственностью. В общине выделяются группы людей, занимающих высшие посты в общинной иерархии. Главным их занятием было убавление делами общины. Они пользовались особым почетом. Знатность передавалать по наследству от родителей к детям.
Вожди, опираясь на своих воинов, начали совершать набеги с целью грабежа соседних племен. Удачный военный поход обогащал всех его участников и укреплял положение вождей, которые становились постоянными военачальниками. Часто в результате такого похода победители захватывали пленных. Их превращали в рабов, которых использовали на тяжелых работах в домашнем хозяйстве.
Так сложилось новое общество, где были бедные и богатые, знатные и простые общинники, свободные и рабы.

  • Первобытный человек от собирательства и охоты перешел к земледелию и скотоводству. Став земледельцем, он начал вести оседлый образ жизни.
  • Родовая община сменилась соседской общиной.
  • Сложилось новое общество, в котором возникло неравенство между людьми.
Вопросы и задания ишшззв щ
1. Как возникли земледелие и скотоводство? 2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество? 3. Почему медь и золото были первыми металлами, которые начал обрабатывать первобытный человек? 4. Почему стала разрушаться родовая община? 5. Кого называли знатью? 6*. Можно ли было с исчезновением родовой общины избежать появления неравенства? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
  1. Выберите правшьный ответ.
  1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны
а) умение изготавливать орудия труда и оружие
б) длинные руки, свисающие до колен
Б. Основные способы добывания пищи древнейшими людьми
а) собирательство, охота
б) земледелие
в) скотоводство
  1. Основной материал у древнейших людей для изготовления орудий труда
а) кость в) камень
б) дерево г) железо
Г. На смену родовой общине приходит
а) племя в) соседская община
б) человеческое стадо г) государство
  1. Продолжите ряд.
Ранние и простые искусственные сооружения древнейших людей: ветровой заслон
  1. Что лишнее в ряду?
Простейшие орудия труда древнейших людей:
ручное рубило, скребло, каменный топор, меч, палка-копалка.
  1. Установите соответствие.
  1. ремесло а) объединение родов
  2. миф б) действия и слова, якобы обладающие чудодей
ственными свойствами
  1. род в) изготовление вручную различных изделий
  2. магия г) сказания о богах, героях, о происхождении яв
лений природы
  1. племя д) группа людей, ведущих свое происхождение от
одного предка

5 Выберите правильный ответ.
Характерные черты родовой общины

  1. все трудятся сообща
  2. все имущество общее
  3. наличие богатых и бедных семей
  4. каждая семья имеет свой надел, обрабатывает его и получает урожай
  5. люди происходят от одного предка
  6. добытая пища распределяется поровну
  7. поселения, в которых проживали соседи
lgt;a.i;tlt;vi II
ДРевний Восток

Древним Востоком называют обширное пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.
Теплый климат, разнообразный растительный и животный мир способствовали заселению людьми берегов крупных рек: Нила (в Африке), Евфрата и Тигра (в Западной Азии), Инда (в Южной Азии), Хуанхэ (в Восточной Азии). Здесь были плодородные почвы, позволявшие собирать обильные урожаи. Эти реки периодически разливались. Наводнения превращали близлежащие районы в топи и болота. А те места, куда вода не доходила, превращались в выжженную солнцем пустыню. Люди научились осушать и орошать эти земли. Земледелие стало основным видом занятий, но наряду с ним развивались скотоводство, ремесла. Небольшие поселения превращались в хорошо укрепленные города, вожди племен становились правителями городов и народов.

Государства в долинах великих рек

Похожие статьи
 
Категории