Федор григорьевич волков интересные факты. Волков, Федор Григорьевич – краткая биография

28.02.2019

Его называют «отцом русского театра».

Родился Фёдор Волков 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Его отец умер, когда Федор был еще маленьким. Мать в 1735 году вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.

Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и продолжатели своего дела.

Федора отправили сначала в Москву в Заиконоспасскую академию учиться Закону Божию, немецкому языку и математике. Немецкий язык Федор Волков выучил в совершенстве, говорил «как природный немец». В академии молодой Волков постоянно принимал участие в сценических представлениях. По свидетельству А. А. Шаховского, Волков «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Он выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями.

Из академии Полушкин отправил пасынка «для навыка в бухгалтерии и торговле» в одну из петербургских немецких контор. Кроме своих занятий, Волков бывал в придворном театре и посещал итальянскую оперу. Опера произвела на молодого человека глубокое впечатление, еще большее впечатление испытал он, проникнув за кулисы театра, устроенного воспитанниками Шляхетского корпуса, которые разыгрывали драмы А.П. Сумарокова. Там он снял планы и рисунки всего устройства сцены, машин и декораций.

Вернувшись в Ярославль, Федор Волков начал обучать своих братьев, а также знакомых, живописи, музыке, драматическому искусству. Наконец, в одном из амбаров своего отчима Федор Григорьевич устроил театр. Первое представление театра состоялось в день именин отчима 20 июня 1750 года. Первый русский театр начал привлекать зрителей, весть о нем дошла до Петербурга. Императрица Елизавета Петровна повелела «немедленно привезти труппу, на почтовых, ко двору».

Здесь они сыграли несколько пьес, затем наиболее понравившихся актеров она оставила в Петербурге, а остальных, наградив, отправила обратно в Ярославль.

30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». Первым директором театра стал А.П. Сумароков, а Федор Волков «был в оном Первым актером», а позднее заменил Сумарокова на посту директора. Репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

«Тогда Волков показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого Актера и слава его подтверждена была и иностранцами», - пишет Н.И. Новиков. В игре Волкова были простота и страстность, она была основана на чувстве, а не на эффекте.

Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы. Такие актеры, как Дмитревский, Щепкин, Шаляпин, Станиславский, считали себя его учениками.

В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарада, носившего название: "Торжествующая Минерва". Это гулянье стоило ему не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Федор

Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Следов от его могилы не осталось. На кладбище установлена памятная доска.

Главным делом недолгой, но яркой его жизни стал российский профессиональный театр, театр общедоступный. Вот слова из его дневника: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра...»

Знаменитый современник Новиков характеризует Федора Волкова так: «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного, здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант не многих инструментах, посредственный скульптор, и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм; но сие исчезало, когда находился с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любитель воспомоществования».

Фонвизин о Волкове отзывается так: «Волков был муж глубокого разума, исполненный достоинств, он имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».

Талантливый ярославский купец Федор Григорьевич Волков (1729 – 1763) был создателем первого русского постоянного театра.

С детства мастер на все руки – и певец, и живописец, и музыкант, и токарь, и скульптор – он получил образование в Московской академии, где принимал деятельное участие в драматических развлечениях студентов. В Петербурге ему пришлось побывать в кадетском театре. В первый раз, когда он увидал «Синава и Трувора» Сумарокова , в исполнении кадетов сухопутного корпуса, он пришел в такое восхищение, что не знал, где он – «на небесах, или на земле».

Великие актеры. Федор Волков

В Ярославле он устроил маленький театр, где с подобранной труппой разыгрывал разные пьесы: отчасти старые мистерии, отчасти новые произведения, переведенные им с немецкого и итальянского языков. Слава об его театре дошла до Петербурга, и с 1751 года его труппа была переведена в столицу. Императрица Елизавета очень интересовалась новой потехой, – сама убирала волосы будущему знаменитому артисту Дмитревскому, который на первом представлении ярославцев играл «Оснельду».

Артистам этой труппы императрица постаралась дать хорошее образование – и впоследствии некоторые из них сделались знаменитыми артистами (Дмитревский), другие – писателями (Чулков, Попов).

С 1756 года театр был официально признан государственным учреждением. Дирекция поручена была Сумарокову. Волков был премьером этой первой труппы русского казенного театра.

По словам современников, своим звучным, гармоническим голосом и полной страсти актёрской игрой увлекал он и соотечественников, и иностранцев. Иностранцы, видевшие его игру, отзывались о нем, как о великом актере, – равно и в комических, и в трагических ролях.

Репертуар его был самый разнообразный: ставились пьесы Сумарокова, Хераскова , Дмитревского, также Корнеля , Расина , Мольера (особенно нравились «Амфитрион», «Скапеновы Обманы», «Лекарь против воли»). Не отказывался Волков и от старой драмы – и раз с успехом поставил moralité св. Дмитрия Ростовского: «Кающийся грешник».

Волков интересен для нас и как переводчик с немецкого (пастораль: «Евдон и Берфа»), с итальянского (опера Метастазио: «Титово милосердие»), с французского (комедии Мольера: «Любовь доктора», «Жорж Данден», «Жеманницы», «Сицилиец»; Руссо: «Волшебный пояс», Данкура: «Обманутый прибитый и довольный опекун» и др.).

Он сочинил также несколько песен и был композитором нескольких опер. До конца своей безвременно прервавшейся в молодые годы жизни Волков работал над самообразованием и над улучшением в России любимого им театрального дела.

Федор Григорьевич умер 4 апреля 1763 года, простудившись во время маскарада. Он был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря, разрушенного в 1933 коммунистами. При этом разрушении погибла и могила Волкова.

Дата рождения:

Место рождения:

Кострома, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, Российская империя

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

Актёр, режиссёр театра, драматург, поэт, музыкант, художник

Годы активности:

Русский для представления трагедий и комедий театр

(1729—1763) — русский актёр и театральный деятель. Создал первый постоянный русский театр, и поэтому считается основателем русского театра.

Биография

Родился Фёдор 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль.

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры.

В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.

Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Специальным указом 1752 года она вызвала Волкова в Петербург:

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада. На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели », который стал последним творением Волкова. Во время маскарада он простудился и 4 (15) апреля 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

В Ярославле в честь него назван театр, площадь перед ним и улица, а в 1973 году был открыт памятник в сквере у театра. Его инициалы Ф.В. также высечены на фонарных столбах рядом с театром.

(1729-02-20 ) Место рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Годы активности: Театр:

Русский для представления трагедий и комедий театр

Фёдор Григо́рьевич Во́лков ( -) - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

Биография

…Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизвалили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет ». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного , поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада . На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели », который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января , выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».

Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря . Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

(1729-1763) первый русский профессиональный актер, основатель русского театра

Детство Федора Волкова прошло в традиционной обстановке русских провинциальных городов. Он родился в Костроме в семье преуспевающего купца. Отец мальчика умер, когда Федору еще не исполнилось и трех лет. По обычаям того времени мать вскоре вышла замуж вторично за яроcлавского купца Подушкина. Он заменил мальчику отца и позже оставил ему все свое состояние. Полушкин владел в Ярославле несколькими серными и купоросными заводами.

Хотя в семье было четверо детей, Федору, как старшему сыну, отчим дал прекрасное по тому времени образование: вначале с ним занимались домашние учителя, а в возрасте двенадцати лет он был послан на учебу в Москву, где учился в Славяно-греко-латинской академии. Собираясь сделать Федора своим преемником, Полушкин хотел, чтобы пасынок стал всесторонне образованным человеком.

Федор Волков прожил в Москве семь лет и за это время, не только научился свободно говорить на немецком и французском языках, но и преуспел в изучении точных наук, а также философии, истории и литературы. По-видимому, именно в Москве он и увидел первые в своей жизни театральные представления.

В Академии, Федор Волков познакомился с греческим писателем Н. Мотонисом, который организовал небольшую группу слушателей, представлявших публичные игрища во время святок и масленицы. Мы не знаем, принимал ли Волков участие в этих представлениях, но достоверно известно, что он входил в число ближайших друзей Мотониса. Следовательно, юноша вполне мог увлечься его идеями.

Однако Волков был вынужден покинуть столицу и вернуться в свой родной город. Осенью 1748 года его отчим тяжело заболел, и Федор приехал в Ярославль, где принял на себя управление всеми заводами.

После смерти Полушкина, последовавшей через два месяца, он стал наследником и его денежного состояния. Оно было настолько большим, что после устройства всех семейных дел, Федор Волков располагал весьма значительной суммой, которую решил употребить на организацию театральной труппы.

Вместе со своими братьями Гаврилой и Григорием, а также несколькими энтузиастами начал представлять небольшие пьесы на сюжеты из Библии и Жития святых, написанные местным митрополитом Дмитрием Ростовским.

Постепенно репертуар театра расширялся. В нем были поставлены комедия П. Грегори и опера итальянского композитора Метастазио «Титово милосердие». Причем тексты всех произведений перевел на русский язык сам Федор Волков.

Вскоре театр под его руководством стал городской достопримечательностью. Но подлинная известность пришла к нему после того, как на представлении побывал проезжавший через Ярославль правительственный чиновник И. Дмитревский. Слухи о деятельности Волкова дошли до Петербурга, и в 1752 году артистов вызвали в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны.

Она захотела сама увидеть игру русских артистов и распорядилась не только предоставить им помещение в Смольном дворце, но и устроить представление в Зимнем дворце во время святок. Спектакли прошли с триумфальным успехом, и императрица распорядилась оставить актеров в Петербурге на постоянное жительство и зачислить на учебу в кадетский корпус. Там с актерами занимались литературой, иностранными языками, а также музыкой и декламацией.

Федору Григорьевичу Волкову были также предоставлены денежные средства на ремонт специального театрального здания и покупку за границей необходимого реквизита. 31 августа 1756 года в Головинском каменном доме начались спектакли труппы. Руководителем театра был назначен известный поэт того времени А. Сумароков. В репертуаре театра были пьесы самого Сумарокова, как, например, трагедия «Синав и Трувор», а также произведения Мольера, Д. Ростовского.

В Петербурге Волков не только ставил спектакли, но и являлся устроителем придворных праздников. В частности, он был постановщиком грандиозного театрализованного представления, посвященного восшествию на престол императрицы Екатерины II. Императрица была настолько восхищена деятельностью Волкова, что наградила его орденом Андрея Первозванного и предоставила право входить в свои покои без доклада.

После этого представления, Федор Волков был специально командирован в Москву для организации публичного театра и устройства театрализованных торжеств в честь императрицы. Праздник в Москве проходил в течение трех дней. Волков применил тогда идею передвижного театрализованного представления: главное действие разворачивалось на Красной площади, а уже оттуда передвигалось по улицам.

Однако во время яркого радостного праздника, Волков простудился и вернулся в Петербург уже тяжело больным. Он пытался преодолеть тяжелый недуг и 29 января выступил в роли Аскольда на премьере новой трагедии Сумарокова «Семира». Это многочасовое представление окончательно подорвало его силы, и на следующий день Федор Григорьевичр Волков умер от острой горячки.

Но развитие национальной театральной культуры уже нельзя было остановить - основанный Федором Волковым театр продолжал работать.



Похожие статьи
 
Категории