Функции и задачи политологии. Методы и функции политологии

11.10.2019

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ПОЛИТОЛОГИИ Предметом политологии явл. феномен полит.власти. Эта наука призвана заниматься исследованием сущности полит.власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, развития и изменения, а также деятельность институтов, которые остаются вне поля зрения, например, полит культура, полит.поведение, полит.жизнь и т.д. Методы: 1.диалектический.позволяет рассматривать процессы и явления полит.сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи 2.эмперико-социологичиский: совокупность приемов и методов конкретных социолог.исследований, направленный на сбор и анализ фактов реальной полит.жизни 3.Системный: рассматривает полит.сферу как определенную целостность.4 .Бихевиоральный: состоит в анализе полит.поведения отдельных людей и групп. Структура политологии: теория политики, теория полит.систем и их элементов, история полит.учений и полит.идеология, теория управления соц-полит процессами, теория междунар.отношений.

Если говорить в самом общем виде, политология выпол­няет две основные функции:

1)познавательную, служащую решению задач исследова­ния политической действительности; результатом выполне­ния политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, вы­раженные в различных формах - от простого описания на­блюдаемых политических явлений до их логического объяс­нения и теоретического истолкования;

2)прикладную, которая находит свое выражение в практи­ческом применении политологического знания, в поиске от­ветов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конк­ретных политических задач.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явле­ний и процессов.

Теоретическая функция - это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Ре­зультатом этой функции выступает политическая теория- целостное, с высокой степенью достоверности, систематиче­ски развиваемое знание о существенных связях и закономер­ностях, присущих явлениям и процессам политической сфе­ры общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.

Описательная функция - накопление, описание, система­тизация фактов, явлений, событий политической жизни. Описательная функция политологии связана с поиском от­ветов на вопросы бытия: какова на самом деле политическая действительность? В чем особенности того или иного поли­тического явления? Как реально происходило определенное событие национального или международного характера? Результатом исследования в данном случае выступают оп­ределенные суждения и высказывания, в которых утвержда­ется или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.

Объяснительная функция - это поиск ответов на возника­ющие вопросы политической жизни, в частности: зачем, по­чему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особен­ности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неиз­вестных, гипотетических причин к уже известным следстви­ям. И хотя эта процедура не дает полной гарантии истинно­сти причин того или иного явления, ею все же не следует пренебрегать на том основании, что она "хуже" описания. Объяснительная функция делает возможным переход от на­блюдаемых разнородных явлений к непосредственно не на­блюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает по­нять сущность данных явлений.

Прогностическая функция - научное предсказание буду­щего развития определенных политических явлений, собы­тий, процессов. Эта функция заключается в поиске ответов на вопросы типа: какой будет политическая действитель­ность в будущем? Когда может произойти то или иное собы­тие? Каковы последствия или цели каких-либо политичес­ких действий? Результатом поиска ответов на подобные воп­росы являются предположения, которые опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного разви­тия. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в от­личие от ранее означенных объяснительных гипотез.

Инструментальная функция - нахождение ответов на во­просы практической политики типа: какие следует предпри­нять действия, чтобы достигнуть желаемого политического

результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, каса­ющиеся проектов действительности, оказались возможны­ми? Выполнение этих задач требует установления достовер­ных сведений о реальном положении вещей, а также знания путей и средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения - правильные, если они ведут к жела­емому результату, неправильные, если прогнозируемый по­литический результат окажется утопическим.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явле­ния в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обы­денного уровня к теоретико-концептуальному, формирова­ние ценностных ориентации, помощь в определении полити­ческой позиции гражданина, группы, партии.

Идеологическая функция - выработка, обоснование и за­щита определенного политического идеала, способствующе­го устойчивости социальных отношений. Wели общественного развития всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических дейст­вий.

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИ ФункцииИ.мировозренческая: обеспечивает формирование адекватного мировоззрения людей с целью решения задач, формирование ценностных ориентации и полит, сознания, формирование ценностных ориентаций.2.методологическая: заключается в выработке способов и приемов анализа полит.процессов; обеспечивает познание полит.действительности, правил и образцов.З. идеологическая: выработка, обоснование и защита определенного полит.идеала, способствующего

устойчивости; формирует программу жизнедеятельности общества и госуд. 4.прогностическая: формирует прогнозы относительно развития процессов в полит.сфере.5. воспитательная: направлена на воспитание полит.культуре и адекватного ей поведения граждан. Политология имеет свой специфический предмет исследования. Благодаря этому обстоятельству она сформировалась в

самостоят.дисциплину.Политология взаимосвязана с др. общественными науками: философия,

полит.экономия,социология,география и тд.

4. СВОЕОБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТ.МЫСЛИ.

Оно связано с исключительно сильным влиянием на нее христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей полит.истории западноевропейского

средневековья шла ожесточенная борьба между папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Одной из центральных проблем - какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (гос-во).Этот вопрос решался в пользу церкви. Ими была создана христ. полит, концепция, где госуд. выступало частью универсального порядка, правителем которого был Бог. Мыслители данного периода: Августин (основная черта его воззрений: оправдание неравенства в об-ве), Аквинский (считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души; верхов, власть принадлеж. церкви), Падуанский (обвинял церковь во всех бедах мира; госуд. должно быть отделено от церкви; народ явл. источником власти.).

6. полит. МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Полит.идеи нов.класса(буржуазии)получают свою всестороннюю разработку в Нов.время.Совокуп.соц полит идей.выдвинутых бурж. мыслителями Нов.времени, получила назв лиоерализмз(свободный).Отец соврем политоп -Гоббс.Свое полит учение он изложил в фил труде«0 гражданине»и трактате«Левиафан,или материя, форма и власть roc-а церковного и гражданского».Гос-о Гоббс рассм.как чел,а не божественное установление.Оно возникло на основе обществ, договора из естествен, догосударств.положения, когда люди находились в сост.«войны всех против всех».Гос-о было учреждено в целях обеспеч.всеобщего мира.В результате на государя были перенесены права отдельн.граждан.добровол. ограничивших свою свободу.Но одновременно на него была возложена ф-ция охраны мира и благоденствия. Концепция обществ.догов.была ядром полит.построений Греция.Спинозы и Локка..Локк выдвинул идею раздел, власти в гос-е между различ.органамидля т.чт.не долу-стить ее деспот использования и злоупотребл.ею. Представителями фр.Просвещения явл.Монтескье,Вольтер,Руссо. Монтескье доказывал.что полит.свобода м.быть гарантирована только при относит независимом существ законодат суд.властей.Полит свобода м.быть обнаружена там, где нет злоупотребл. властью. Вольтер считал сво «/непросвещенную монархию».где просвещен б.только сам монарх,но и его подданные.Руссо выдвинул идею народовластия, революция во Фр вызвала со стороны мыслителей отриц. реакцию на полит идеи просветительства, волну критики либерал.-демократ.нововведений В результате в Нов. время зародился и стал развиваться консерватизм (сохранять). Представители - Верк, де Местр. де Бональд. Консерватизм оформился как полит.течение.ориентирующееся на сохр.,преемственность,учет нац.почвы в

проц.обществ.развития.В период своего становления консерв выступил с противоположными либерализму полит.идеями.Берк полагал.что во имя стабильности общества след.критиковать и высмеивать революц. идеи,противостоять революционерам и их преобразо-ваниям Де Бональд доказывал.что сущ.только единственная подлинная конституция-королевская,а де Местр отстаивал самый недемократ.идеал правления - абсолют, монархию. В XVI-перв.пол XIX в.в З.Евр развивалось направление обществ-полит мысли,представители коте своих трудах целиком отриц.как феодальный,так и буржуазный социал.-лолит.строй,выступая защитниками интересов угнетенных народных низов. В таких произве-дениях обосновывалась необходимость принципиально нов.обществ.лорядков.основанных на равенстве всех членов общ.коллектив.собственности, обязат.труде для всех, обще­ств, самоуправлении. Это утопический социализм.

7.полит мысль др.Руси и Московск гос-ва. Политико-правовая идеология периода Др. Руси -единение русских земель, становление и укрепление рус. гос-ности, утверждение рус. гос-а как равно-правного среди др. зап. и восточных стран. Важ-нейшая политико-идеологич. акция -принятие в 988 г. христианства. Предмет полит, размышлений- происхождение гос-а, правомерность господства пра-вящей династии, пути укрепления княжеской власти, отношения между князьями, светской и духовной властями, проблемы внешней политики. Особо анализировались такие понятия, как «истина», «правда», «закон», «благодать». Гл. тема «Слова о Законе и Благодати» Илариона - выяснение роли Закона и Истины в регулировании поведения людей. Только познание Истины предоставляет чел-у свободу в выборе своего поведения. Путь к совершенствованию чел. отношений в замене щ Закона Истиной. Осн. тема «Повести временных лет» - идея обеспечения единства рус. земли. Лето­пись ос уж-дает междоусобную полит, борьбу и выдвигает идеал согласия князей под началом старейшего из них. «Поучение» Мономаха -проблема организации верховной власти. Он советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония», пра-восудие вершить «по правде», проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Идея консолидации рус. земель перед лицом внешних врагов - «Слово о полку Игореве». Пути укрепления великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей - «Моления Даниила Заточника». В 1573 г. Курбский написал «Историю о великом князе Московском» - полит, манифест тех представителей боярства, кот. выступали за сохранение сословно-лредстави-тельной монархии, против абсолютистских тенден­ций Грозного. Идеальный царь - прежде всего полит, деятель, успехи кот. видны в реальных делах, уме-нии управлять roc-ом и вершить правый суд. Гарантией от монаршего произвола д. служить Совет при царе, сост. не только «из великих княжат», но и др. лиц. Грозный считал, что царская власть нераз-дельна, и никакое вмешательство в ее прерогативы недопустимо. Свою позицию он обосновывает необходимостью сплочения рус. земли, для чего требуется сильная централизованная власть. Интересы рус. дворянства выражала идейная платформа Пересветова. Он осуждал самовластие бояр, неправедные пути обогащения, междоусобицы. Искоренение этих недостатков он связывал только с деятельностью самодержавного государя, олицетворяющего един-ство roc-ной воли, ее верховенство, но не наделенного абсолют, властью. Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, примат «правды» над верой, правовое оформление деят-и органов власти. Боярское ополчение предлагал заменить регулярным войском с жалованьем от казны, установить др. принципы продвижения по службе: награждать и повышать в чинах и жалованьях по заслугам, а не по происхождению. Гос. преобра­зования, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации " общерус. войска, создания единого законодательства и суд. системы.

8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА И РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ РОССИИ

В XVII а. происходит слияние всех рус. земель. Начиная со 2-ои пол. этого века наблюдается преобразование сословно-лредставит. монархии в абсолютную, что получает соответствующее отражение в полит, идеологии. С этого времени ведущее место в полит трактатах занимает проблема верховенства царской власти. Прокопович и Татищев выступили идеологами просвещенной абсолют. монархии. Прокопович неограниченность власти самодержца обосновывает, с одной стороны, ее божественным происхождением вследствие чего государь только самому Богу должен давать ответ. С др. - сознательным отказом подданных от своих прав и свобод, кот., наделяя абсолют, властью правителя, преследуют общее благо. Татищев считал, что форма правления зависит от.ряда объективных условий: места положения страны, размеров ее территории и состояния насел. Демократия осуществима только в небольшой стране, где могут быстро собраться все «домохозяева». Те же страны, кот. занимают обширные территории и имеют слабо просвещенное население, могут правиться не иначе, как самовластьем Потому-то для России как великого гос-а наиболее приемлемой формой правления является «просве­щенная монархия». В «Книге о скудости и богатстве» Посошкова излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество убольшое внимание он уделял обоснованию роли / купечества в жизни общества. Единственным торговым и пром. Законодат., исполнит, и суд. власти выступают у него как проявления единой «державной воли». В силу этого император - «верховный законодатель», «верховное начало силы исполнительной» и «верховный охранитель правосудия». Предлагал учредить Гос-ную думу, призванную выражать «народное мнение». Верховным органом «судной власти» должен был стать Сенат назначаемый императором из числа лиц, ре­комендованных губернскими думами. «Общее соединение всех roc-ных сил» призван осуществлять Гос-ный совет, состав кот. также должен был назна­чаться импера-тором. «Философические письма» Чаадаева состоят из восьми писем, адресованных некой даме кот. желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. Чаадаев реко-мендует ей «размеренный образ жизни», ибо только он соответствует духовному развитию. Он восхваляет Зап. Европу, где идеи долга, справедливости, права, порядка имеют своим источником те историч. события, кот. создали там общество и которые образуют составные элементы соц. мира этих стран. Рос. не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и у нее нет традиций ни того, ни др. Он сформулировал идею, ставшую программной для всех послед, фил. и идейно-полит, исканий рус. мыслителей. Идеи Чаадаева обострили споры о прошлом и будущем Рос., происходившие в среде дворянской интеллигенции. Здесь сложились 2 течения русской общественно-полит, мысли: западники (Анненков, Бабст, Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин) и славянофилы (Аксаков, Киреевский, Самарин, Хомяков, Данилевский, Леонтьев).

9. ПОЛИТ. МЫСЛЬ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСК. ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ К началу периода СССР, когда на полит, арену вышли широкие слои населения, рос. общество, его интеллигенция оказались совершенно неподготовленными в вопросах политики. Об этом рассуждал Кистяковский в статье «В защиту права. (Интеллигенция и правосознание)», опубликов. в знаменитом сборнике статей «Вехи». Он обвинил значит, часть рус. интеллигенции в недооценке важности закона и порядка для норм, развития гос-а и общества. Приводит строки юмористич. стихотворения Алмазова об отношении славянофила Аксакова к правовым нормам и гарантиям. Далее в статье приводится бол. выдержка из одной речи Плеханова. Кистяковский справедливо наз. провозглашаемые Плехановым идеи господства силы и захватной власти чудовищными и высказывает

озабоченность их возможными печальными последствиями для общества. Опасения Кистяковского подтвердились. В начале в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократич. формам полит, жизни. Но этот шанс реализовать не удалось. Демократич. нормам не желало следовать правительство. Не были заинтересованы в их становлении и развитии и противостоящие правительству революционеры. Парламентарии неистово атаковали друг друга и правительство. В ход пошли методы насилия, физического устранения полит. противников. Народ вначале без­молвствовал, потом стал действовать по-своему, в результате страна оказалась ввергнутой в кровопролитную гражд. войну.

10. ПОЛИТ. МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И ВКЛ

Общественно-политическая мысль Беларуси со времен Полоцкого княжества находилась в тесной связи с христианской религией. Наиболее выдающимися представителями Просвещения и общественной мыслью раннего средневековья Беларуси являлась Е. Полоцкая и К.Туровский Их произведения были посвящены укреплению феодальной власти, осуждению междоусобиц, утверждению христианской религии. В период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнич. самосознания белорусов. Он проявляется гл. образом в развитии родного языка, письменности, фил., полит, и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Поэма Гусовского «Песнь о зубре» - замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Гусовский и Скорина (Библия) заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. «Песнь о зубре» отличается глубоким социальным звучанием, в нем отчетливо проявляются ох раны спокойствия и благосостояния общества. Видными представителями бел. полит, мысли этого периода были Волан, Будный, Тяпинский, Литвин, Сапега, Петр из Гонендза, Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Чеховиц и др. В их произведениях анализируются: происхождение и сущность гос-ной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. В целом уровень развития отечественной политической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Все эти идеи носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое. Представители умеренно-гуманистического направления (Скорина, Гусовский, Волан, Будный, Тяпинский, Литвин, Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан.

11. ПОЛИТ. МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими, является усиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующих классов Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как общерусского центра идея вос­соединения с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием все новых слоев православного населения, а с середины XVII в. она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс. Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является, к примеру, известный педагог и по­литический деятель Афанасий Филиппович (1597- 1648). В 1638 г. он посетил Москву - с тем, чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных прав белорусского и украинского народов. Эта миссия описана автором в работе «История путешествия в Москву». Перед нами предстает картина бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов в Речи Посполитой. Надо заметить, что миссия Филиппо­вича в Москве не была безрезультатной. Его «История путешествия» была занесена в Московские государственные акты и направлена царю. Гуманистические идеи, связанные со свободолюбивыми устремлениями белорусов, присущи также произведениям отелелшя Смотрицкого (ок. 1572-1633). Его имя чаще всего вспоминают как автора «Грамматики», которая долгое время служила основным пособием для изучения славянского языка. Но Смотрицкий известен еще и как политический мыслитель. Им написано свыше двух десятков работ. Политическая мысль Беларуси периода Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократич направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальных окраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей в Беларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие в это время в западно­европейских странах. Генератором демократических социально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.

12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗДЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Образование Белорусской ССР и её развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимало и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 20-е годы из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа. Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу а истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства - Ре­спублика Беларусь. Ныне Беларусь - суверенное государство, полноправный член международного сообщества, из этнологии Известно, что между составляющими суперэтнические образования этносами постоянно происходит своего рода «энергетический обмен», благодаря чему осуществляется процесс регенерации, воспроизводства малочисленных этносов. Именно этот фактор, мы убеждены, явился решающей предпосылкой утверждения и сохранений этнической идентичности белорусов, их способности подняться до самостоятельной государственной жизни И именно данный фактор будет и впредь играть решающую роль в дальнейшем развитии белорусов как самобытного народа. С учетом всего этою курс на самоизоляцию Беларуси от России представляется попросту безрассудным.

Разумеется, сегодня нет никаких препятствий и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями.

13. ОСНОВНЫЕ направления современный ПОЛИТОЛОГИИ

Современные направления политологии - проблемы полит, науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Было бы непосильным в наших условиях охарактеризовать все или хотя бы основные направления современной политологии. Здесь можно обозначить лишь ее некоторые важнейшие проблемы и назвать имена наиболее известных современных ученых-политологов. Вообще же тема изучения и осмысления важнейших современных политологических школ и направлений еще ждет отечественных исследователей. Начнем с социологического направления в развитии современной политологии. Пожалуй, оно занимает одно из ведущих мест в западной политической науке, все более заметными становятся и у нас. Представители

направления изучают явления политики в через призму анализа общества во всей многообразии его социальной структуры и процессов. Решающее воздействие на становление и раз­витие этого направления в политологии оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) и фран­цузского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Недавно на русском языке изданы важнейшие произведения этих авторов . Значительный вклад в разработку проблематики политической социологии внес француз Мо-рис Дюверже (р. 1917), фундаментальная книга которого «Социология политики» (1966) выдержала за рубежом не­сколько изданий. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858- 1941) разработали основы современной концепции anixTL. о рампах теории демократии сложилось о правовом государстве, гражданском правах и свободах человека Видными теоретиками данного нап-равления являются американские ученые С. М. Липсет и Р. Даль, австрийский и американский эта концепция получила в трудах М. Вебера, американских социологов Роберта Кинга Мертона (р. 1910), Амина Гоулднера (1920-1980), С. М. Пипсета и др. В их работах всесторонне исследуются функции и структуры бюрократической организации. Процесс бюрократизации представляется как явление, характеризу-ющееся внутренне присущей западному обществу «рациональностью». Важнейшими в этой теории являются вопросы об узаконении (легитимации) бюрократической власти, о со­отношении бюрократии и демократии. Концепции тоталитаризма также являяются предметом современной политологии. Значительное место проблема тоталитаризма i трудах немецко-американского философа и Ханны Арендт (1902-1975), австро-эго экономиста и политолога Фридриха фон Хайека (1899-1988), испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), русского философа И. А. Бердяева (1874-1948) и др. В произведениях указанных авторов дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы»,сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции.

Функции политологии

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в вы полняемых ею функциях:

Гносеологическая (познавательная) функция . Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.

Аксиологическая (оценочная) функция - политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни

5. Понятие политики

Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до «, э. Оно происходит от греческого слова - polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), то есть множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

Политика - это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить следующее английские понятия, наиболее точно отражающие ее различные аспекты: polity - политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями; policy - политический курс, связанный с конкретными общественным» интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений; politics - конкретное «делание политики», определенные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политику можно рассматривать следующим образом; а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности - политическая деятельность; в) тип социальных отношений. Аристотель видал в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - ивотное политическое, то есть общественное, как считал Аристотель. Полис - это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает и усиливается экономическое неравенство. В таком обществе формируются новые механизмы властных отношений, появляется господство одних социальных групп над другими. Однако, политическая власть должна была выразить не только интересы экономически господствующих социальных сил, но и интересы целого, то есть общества, через опосредованное согласование социальных, классовых интересов. Так появляются государство и право.

Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом, разделенным на антагонистические интересы. Задача политики состояла в обеспечении целостности и эффективности функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности как целого, которое состоит из социальных слоев и классов, имеющих различные интересы. Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими с помощью механизма социального господства. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным в механизме Социальною господства - государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика - явление динамическое, она носит процессуальный характер. Это процесс подготовки, принятия и реализации необходимых общества решений. В политическом процессе определяются цели политик, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей; регулируется политическая деятельность и осуществляется контроль за ней, осуществляется анализ полученных результатов и определяются новые цели политики. Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

Политика обладает сложной структурой:

организационный компонент политики - это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;

политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;

политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;

политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Все это составляет политическое пространство в его системном единстве и многообразии. Политика как особая сфера социальности выполняет многообразные функции в обществе. Это выражение и защита социально-значимых интересов различных слоев и групп общества и национально-государственного интереса в целом. Важнейшей функцией политики является структурирование и институирование политической системы общества, 1С функциям политики относятся: управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; интеграция различных слоев общества и поиск баланса социальных интересов; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; формирование политического сознания граждан; определение социально значимых для всего общества целей и мобилизация ресурсов для достижения этих целей. Основной функцией политики является интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности. Политика как сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ, занимает особое место в человеческой жизни. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В широком смысле политика - «это борьба за организацию человеческих возможностей» (американский политолог Д. Хелд).

1.. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политическая наука возникает во второй половине XIX - начале XX вв. Но примитивные представления о политике появляются уже в древности с возникновением политической

власти и государства. Со Н и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества.

На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое

развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Это знание стало мощной корневой системой, на которую опиралась и опирается политология.

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией. В это время возникают политические термины и политические концепции.

Появляется и сам термин «политика». Политическое знание не выделялось еще в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное

внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы

правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков было слово - «полис», т. е. множество людей, живущих совместно. Были и другие политические термины: «монархия», «олигархия»,

«демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Многообразие политической терминологии и политических концепций говорит о развитости политического мышления и об определённой глубине познания механизмов политической власти.

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления* анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из

них. Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления - политики.

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках

философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие и правовое мышление римлян, римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций

принадлежит Цицердщ?Ј\§6-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» (res publica), выражение общего интереса, справедливости и права. Принцип вдшжратии - верховенство

закона, которому подчиняются и граждане/и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.

В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение

государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной

форме правления.

2. Политическая мысль средневековья

Средние века охватывают период с конца V по XV вв. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему Средневековью, а другие - к раннему Новому времени.

В Средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный (354-~430 гг.) и Фома Аквинский (1226-1274 гг.) сыграли главную роль в обосновании христианской, политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти, т. е. власти светского правителя, «Града земного» и власти Церкви, власти «Града Божьего». Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. Как христианский богослов он был убежден, что власть божественна по происхождению. Но то, как

используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли самого властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть, как тиран. Фома Аквинский делал вывод о праве на сопротивление тиранической власти, которая не соответствует божественному установлению.

Только в рамках позднего Средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV веке Марсилий Падуанский в своем труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил

законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной

власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и

вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались "отношения соперничества й сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия. Но даже под религиозным покровом политическая мысль не спала.

Политология возникла и развивается для того, чтобы произвести знания, которые дают человечеству возможность ориентироваться в окружающем мире и благодаря этому активно осваивать его, преобразовывать и сознательно формировать политическую систему общества. Функции, которые выполняет политология, - это выполнение ее базовых обязанностей перед обществом.

1. Теоретико - познавательная функция. П олитология обеспечивает прежде всœего прирост знаний о различных областях политической жизни.

2. Функция рационализации общественной жизни. П олитология дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целœей, интересов, амбиций.

3. Нормативно-ценностная функция. В политической жизни действуют люди, ставящие перед собой определœенные цели, отстаивающие определœенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определœенные ценности и идеалы политической жизни. В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства. I

4. Прогностическая функция. Политология способна вырабатывать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. Наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Политология имеет непосредственно практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политических исследований вырабатываются критерии выделœения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная, оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Политология связана с целым рядом общественных наук, т.к. всœе они объектом своего исследования называют политическую сферу жизни общества.

К их числу относят политическую философию, историю, психологию, политическую географию, теорию государства и права, социологию и др.

Политология - это лишь одна из наук о политике, а это значит, что предмет ее изучения исчерпывается институциональными аспектами политической жизни, прежде всœего, исследованием механизмов власти в институтах государства.

др. терии) является самым популярным направлением в исследовании политики.

Социально-экономические теории политики объясняют происхождение и развитие политики определœенным влиянием экономических отношений общества. Этой теории придерживаются марксисты, которые рассматривают политику как концентрированное выражение экономики.

Правовые политические теории (Р. Моор, Г. Макдональд и др.) рассматривают право как основной системообразующий фактор политики. По их мнению, право обеспечивает четкое взаимодействие и равновесие политических структур и институтов, способствует динамическому развитию политической системы общества.

Демократические или либеральные теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж..-Ж. Руссо и др.) сформулировались в конце 17 - нач. 18 вв. Οʜᴎ провозглашали источником политики и власти народ. Природа и смысл политики объясняются не надприродными силами, а потребностями и интересами людей. Народ добровольно наделяет государство и ее структуры властными полномочиями.

В культурологических теориях основными детерминантами политики рассматриваются духовные качества человека - образование, профессионализм, моральность. К культурологическим теориям относится и культурнрантропологическая теория политики, которая считает главным назначением политики - раскрытие творческого потенциала каждого человека; главным субъектом и источником политики есть личность, а не народ.

Метод политологии

Метод - это совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования.

Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Политология не разрабатывает собственных специфических методов, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. В конкретных ситуациях политология использует соответственные методы в зависимости от изучаемой проблемы.

Сегодня основными методами, применяемыми политической наукой,являются:

1. ценностно-нормативный подход . Он утвердился одним из первых. Мыслители древности и античности рассматривали политические явления с точки зрения соответствия их нормам морали, общего блага. Этот метод способствовал не только формированию идеалов общественного устройства, но и стимулировал развитие общественных движений за их реализацию.

Политика и мораль

А в наши дни, когда крайне важно

Всеобщим, равным, тайным и прямым

Избрать достойного -

единственный критерий

Для выборов:

Искусство кандидата

Оклеветать противника

И доказать

Свою способность к лжи

и преступленью.

По этой причине парламентским вождем

Является всœегда наинаглейший

И найадвокатейший из всœех.

Политика - есть дело грязное,

Ей нужно людей практических,

Не брезгующих кровью,

Торговлей трупами и скупкой нечистот.

Но избиратели досœелœе верят

В возможность из трех сотен

негодяев

Построить честное

Правительство страны.

М. Волошин

Нравственность политики и политиков прямо пропорциональна нравственному состоянию общества. В аморальном обществе честные политики исключены, они отторгаются самим обществом. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает...».


  • - Функции политологии

    Политические партии Законодательная власть (парламент) Органы государственной власти Государство как основной политический институт Парламент – высший законодательный орган государства. Имеет ряд названий: Кнессет... [читать подробенее]


  • - Методы и функции политологии.

    Любая наука имеет определённую методологию-совокупность принципов, норм и методов познания. Политология использует общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Наиболее широкое применение в этой науке получили следующие:... [читать подробенее]


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... [читать подробенее]


  • - Категории и функции политологии. Прикладная политология

    Как и всякая научная дисциплина, имеющая предмет исследования, политология имеет свою систему категорий, т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки. Спецификой политологического категорийного аппарата является то, что будучи сформированным... [читать подробенее]


  • - Функции политологии

    В обществоведении под функцией (от лат. - выполнение, осуществление) понимают роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого. Поскольку такая роль реализуется за многими направлениями, то обычно выделяются несколько функций того... [читать подробенее]


  • - Предмет и функции политологии

    Политология – это общая, интеграционная наука о политике во всех её проявлениях.Она включает в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и все другие политические дисциплины.... [читать подробенее]


  • - Закономерности, категории и функции политологии

    Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают и характеризуют свойственные политической сфере всеобщие, существенные и необходимые формы связей и отношений, реализуемые в...

  • 1) информационно-познавательная (описательная) . Изучающий получает новую социальную информацию, познает законы общественного развития, роль государства, политическую систему общества и т.д. Описание проблемы – это ведь 1-й шаг к более сложным функциям политологии.

    2) регулятивная (прагматическая) . Помогает оценить политическую действительность, действия политиков, ответить на вопросы «что делать?» и «кто виноват?». Без правильного диагноза политической ситуации невозможно принять правильное решение. Общество вправе ждать от политики пользы. И вот политология повышает роль знаний и способностей людей воздействовать на системы управления и ход политических событий. Иногда эту функцию делят на 2: а) объясняющую функцию и б) инструментальную функцию . Первая из них, условно говоря, – это попытка ответить на вопрос «что происходит?», а вторая – на вопрос «что делать?». Но вполне логично и их объединение.

    3) прогностическая функция . Политология призвана дать ответ на вопрос, как в будущем будет выглядеть реальность в случае осуществления тех или иных процессов. Футурология политики стремится придать поставленным вопросам наиболее контролируемую форму и излагает свои выводы научно обоснованно. А это возможно лишь на основе анализа достоверной и полной информации. Научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей – важнейшая задача политологии. Политики, неспособные прогнозировать, обречены на неудачу.

    4) критически-мировоззренческая, воспитательная функция . Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, помогает оценивать общественные явления и отстаивать нравственные и политические ценности. Она не навязывает некую идеологию, а предлагает универсальные принципы общественных взаимоотношений.

    Каков же инструментарий, методы и категории политологии?

    Каждая наука имеет определенный инструментарий, методы, приемы изучения конкретной информации. Политология использует все методы, существующие в общественных науках:

      эмпирический (описание, наблюдение, опрос и т.д.);

      логический (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.);

      теоретический (математическая формализация, аксиоматический эксперимент и др.).

      всеобщий метод (философия): предмет ее исследования – универсальные принципы познания;

      общие методы (их используют многие общественные науки):

      метод комплексного анализа (все компоненты);

      метод системного анализа (еще и все взаимосвязи);

      метод сравнительного анализа;

      ретроспективный метод (изучение ступеней развития);

      частные методы (конкретизация общих методов в применении к сфере политики):

      дифференцированный анализ социальных общностей (выяснение роли той или иной социальной группы);

      структурно-функциональный анализ политических институтов (структура и задачи всех элементов политического явления);

      комплексный анализ политического управления (шаги власти во взаимосвязи с общественным состоянием страны);

      коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса (основные каналы взаимодействия);

      метод политического прогнозирования;

      метод анализа конкретной политической ситуации;

      бихевиоральный метод (исследование общественных явлений через призму поведения отдельных лиц и групп).

    Вместе с методами основу любой науки составляют категории . В политологии они также делятся на 3 группы (по степени обобщения понятий):

      общие: власть, народ, политика, революция и т.д. (их используют все общественные науки);

      частные: демократия, тоталитаризм, либеральная партия и др. (их используют социально-политические дисциплины);

      специфические: политическое поведение, политическое участие, популизм, политическая элита и т.д. (используются преимущественно политологией).

    Как и любая наука, политология должна иметь свои законы – устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи. Политология оперирует как общесоциологическими, так и специфическими законами.

    Общесоциологические: 1) закон взаимосвязи экономики и политики; 2) закон возрастания роли народа в историческом процессе; 3) закон диалектики общечеловеческого и классового и др.

    Специфические: 1) закон взаимодействия субъектов политической жизни (не могут друг без друга); 2) закон диалектической взаимосвязи политических интересов, политических отношений и политической деятельности (интересы социальной группы  политические отношения с другими группами и индивидами  политическая деятельность  снова кристаллизация политических интересов); 3) закон цикличности политических режимов (спираль); 4) закон определяющей роли политического сознания в отношении к политической деятельности; 5) закон организации политической деятельности.

    1) гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий; 2) функция рационализации политической жизни. Политология обосновывает необходимость создания одних и ликвидации др. политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов, тем самым создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ; 3) функция политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения; 4) прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

    от лат. functio - исполнение) - это «существование, мыслимое нами в деятельности» (И.В. Гете, 1749–1832). Политическая наука призвана выполнять ряд функций, которые указывают на социальную значимость и влияние ее на развитие общественно-политической жизни. Гносеологическая (или теоретико-познавательная) функция призвана устанавливать причинно-следственные связи в развитии политических явлений, определять содержание, тенденции и направленность развития политических процессов. Методологическая функция служит для раскрытия закономерностей развития политических явлений, разработки теории и методологии исследования политических явлений, процессов, институтов. Управленческая функция показывает тенденции политического развития, поставляет субъектам власти информацию, которая способствует процессам эффективного принятия решений, руководства и управления, своевременной и адекватной оценке сложившейся ситуации. Прогностическая функция осуществляет прогноз посредством определения тенденций и направленности общественно-политического развития, перспектив социально-политических изменений. Необходима в качестве предупреждения, а также своевременного и эффективного разрешения возникающих конфликтов, противоречий. Идеологическая функция выражается в обосновании политических идеалов, ценностей. Удачно используется и эксплуатируется субъектами власти во благо властных интересов, классами и прочими социальными группами. Воспитательная функция служит задаче воспитания личности гражданина; включает гражданское или гражданско-патриотическое, политическое, политико-идеологическое, духовное воспитание.



    Похожие статьи
     
    Категории