Где похоронен достоевский. Краткая биография Ф.М

09.07.2019

Существует немало примеров, когда люди наверняка предвидели день своей смерти. Одним из таких провидцев оказался гениальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Он умер вечером 28 января (9 февраля) 1881 года. За два дня до этого автор великих романов почувствовал себя плохо. Ночью он по обыкновению работал в своем кабинете. Нечаянно уронил перо, которое закатилось под этажерку. Федор Михайлович решил достать его и попытался этажерку передвинуть. Она оказалась на удивление тяжелой. Писатель напрягся, и тут ему стало плохо. Изо рта потекла кровь. Он вытер ее тыльной стороной ладони. Позже самочувствие улучшилось, и он не придал этому эпизоду серьезного значения. Не позвал на помощь и не стал будить жену. Утром его состояние стало еще лучше. К обеду Достоевский был весел. Он ждал приезда из Петербурга своей сестры. За обедом писатель смеялся, шутил, вспоминал о своем детстве, о времени, когда они жили в Москве. Но сестра Вера приехала не с добрыми намерениями.

Семейная сцена

У семьи Достоевских было имение под Рязанью. К тому времени из-за этого имения перессорилась вся их родня. Веру прислали сестры. Она не поддержала беззаботный разговор брата за обедом, а завела речь о части наследства. Сестра просил его отказаться от своей доли в пользу сестер.


В ходе беседы женщина распалилась, заговорила резко, и, в конце концов, обвинила писателя в жестокости по отношению к родным людям. Кончился разговор ее слезами и чуть ли не истерикой. Будучи человеком эмоциональным, Федор Михайлович сильно расстроился и вышел из-за стола, не закончив трапезы.В кабинете он опять ощутил привкус на губах. Писатель вскрикнул, на звук прибежала жена Анна Григорьевна Сниткина. Срочно вызвали доктора. Но к моменту его прихода кровотечение прошло, самочувствие Федора Михайловича пришло в норму. Врач застал его в добром расположении духа. Отец вместе с детьми читал юмористический журнал. Но вскоре кровотечение возобновляется. Оно очень сильное и его не удается остановить. После большой потери крови Достоевский теряет сознание.


«Будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность» Ф. Достоевский

Но все оказалось не так плохо. Постепенно кровотечение проходит и больной засыпает. Утром к властителю дум приезжают известные врачи: профессор Кошлаков и доктор Пфейфер. Они внимательно осматривают пациента и успокаивают жену:

Все будет нормально, он скоро выздоровеет.

И действительно на следующее утро Федор Михайлович просыпается бодрым и заряженным на работу. На его столе лежит корректура «Дневника писателя» и он принимается за правку. Затем обедает: выпивает молока, съедает немного икры. Близкие успокаиваются.

Анна Сниткина — жена Достоевского

А ночью он зовет жену. Она в тревоге подходит к постели больного. Федор Михайлович смотрит на нее и говорит, что уже несколько часов не спит, потому что понял, что сегодня умрет. Анна Григорьевна застывает в ужасе.


Анна Сниткина

Еще днем все было так хорошо, дело пошло на поправку. И вдруг такое заявление. Жена не верит ему, пытается разубедить, говорит, что кровотечение закончилось, и что он будет жить еще долго. Но Достоевский уверен в скорой смерти. Откуда пришли эти знания? Откуда эта уверенность? Нет ответа! Кажется даже, что он не очень-то и расстроен, во всяком случае, держится мужественно. Он просит жену почитать Евангелие. Она с сомнением берет книгу, читает: «Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай…». Писатель пророчески улыбнулся, повторил: «Не удерживай, вот видишь, не удерживай, значит, я умру».


Но на радость Анны Григорьевны вскоре он засыпает. К сожалению, сон был недолгим. Федор Михайлович резко проснулся и кровотечение возобновилось. В восемь вечера приезжает доктор. Но к этому времени великий писатель уже агонизирует. Через полчаса после приезда доктора изо рта Достоевского вырывается последний вздох. Он умирает, не приходя в сознание.

Доктор Вагнер

Вскоре после смерти мужа к Анне Григорьевне приезжает некто доктор Вагнер. Это профессор из Петербургского университета, в то время известный и популярный в России спирит. Он долго беседует с Анной Григорьевной. Суть его просьбы – вызвать дух великого писателя. Испуганная женщина ему категорически отказывает.


Но в ту же ночь мертвый муж приходит к ней

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За особые успехи ему даровали село Достоево (Подольская губерния), откуда и берет начало фамилия Достоевских.

К началу XIX века род Достоевских обеднел. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медикохирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.

Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. В правом флигеле Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился Федор Михайлович. Мать писателя происходила из купеческого рода. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей - первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.

Семья Достоевских, увеличившаяся со временем до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца Михаила Федоровича. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Похоронили ее на Лазаревском кладбище.

Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение. Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин - любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.

В детские годы будущий писатель пережил трагедию, которая оставила в его душе неизгладимый след на всю жизнь. Искренним детским чувством он полюбил девятилетнюю девочку, дочку повара. В один из летних дней в саду раздался крик. Федя выбежал на улицу и увидел, что эта девочка лежала на земле в изорванном белом платье, а над ней склонились какие-то женщины. Из их разговора он понял, что виной трагедии был пьяный бродяга. Послали за отцом, но его помощь не потребовалась: девочка скончалась.

Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло много замечательных людей. Среди однокурсников Достоевского было немало талантливых людей, ставших впоследствии выдающимися личностями: известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организатор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкий. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.

Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. Но в училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для своих детей и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в его творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.

В годы учебы Достоевский находился под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями». В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушел в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить «христианский подвиг» в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский - религиозный мыслитель-романтик - стал прототипом князя Мышкина, Алеши Карамазова - героев, занявших особое место в мировой литературе.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок - предвестник эпилепсии - тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.

12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года он решил уйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Страсть к литературе Достоевский испытывал давно. Окончив учебу, он занялся переводом произведений зарубежных классиков, в частности Бальзака. Страница за страницей, глубоко вживался в ход мысли, в движение образов великого французского писателя. Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским... Но в январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Возвращаясь в один из зимних вечеров домой с Выборгской, он «бросил пронзительный взгляд вдоль реки» в «морозно-мутную даль». И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». «Вовсе не Дон-Карлосы и Позы», а «вполне титулярные советники». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная». И ему «глубоко разорвала сердце вся их история».

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Герои, так горячо любимые им совсем недавно, жившие в мире романтических грез, были забыты. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» - бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».

В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.

25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».

В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова - русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.

На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, - говорил он, - верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»

Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля - своеобразный, русский вариант христианского социализма.

В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, - «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома» (1861-1863), задуманные и начатые Достоевским еще на каторге. В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» - своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.

В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» - один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году - роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников. Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880). Главный герой этого произведения - Алеша Карамазов - помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни - это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За особые успехи ему даровали село Достоево (Подольская губерния), откуда и берет начало фамилия Достоевских.

К началу XIX века род Достоевских обеднел. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медикохирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.

Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. В правом флигеле Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился Федор Михайлович. Мать писателя происходила из купеческого рода. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей - первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.

Семья Достоевских, увеличившаяся со временем до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца Михаила Федоровича. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Похоронили ее на Лазаревском кладбище.

Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение. Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин - любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.

В детские годы будущий писатель пережил трагедию, которая оставила в его душе неизгладимый след на всю жизнь. Искренним детским чувством он полюбил девятилетнюю девочку, дочку повара. В один из летних дней в саду раздался крик. Федя выбежал на улицу и увидел, что эта девочка лежала на земле в изорванном белом платье, а над ней склонились какие-то женщины. Из их разговора он понял, что виной трагедии был пьяный бродяга. Послали за отцом, но его помощь не потребовалась: девочка скончалась.

Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло много замечательных людей. Среди однокурсников Достоевского было немало талантливых людей, ставших впоследствии выдающимися личностями: известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организатор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкий. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.

Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. Но в училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для своих детей и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в его творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.

В годы учебы Достоевский находился под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями». В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушел в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить «христианский подвиг» в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский - религиозный мыслитель-романтик - стал прототипом князя Мышкина, Алеши Карамазова - героев, занявших особое место в мировой литературе.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок - предвестник эпилепсии - тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.

12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года он решил уйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Страсть к литературе Достоевский испытывал давно. Окончив учебу, он занялся переводом произведений зарубежных классиков, в частности Бальзака. Страница за страницей, глубоко вживался в ход мысли, в движение образов великого французского писателя. Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским... Но в январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Возвращаясь в один из зимних вечеров домой с Выборгской, он «бросил пронзительный взгляд вдоль реки» в «морозно-мутную даль». И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». «Вовсе не Дон-Карлосы и Позы», а «вполне титулярные советники». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная». И ему «глубоко разорвала сердце вся их история».

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Герои, так горячо любимые им совсем недавно, жившие в мире романтических грез, были забыты. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» - бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».

В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.

25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».

В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова - русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.

На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, - говорил он, - верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»

Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля - своеобразный, русский вариант христианского социализма.

В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, - «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома» (1861-1863), задуманные и начатые Достоевским еще на каторге. В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» - своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.

В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» - один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году - роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников. Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880). Главный герой этого произведения - Алеша Карамазов - помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни - это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.

Жизнь Федора Михайловича Достоевского была переполнена событиями. Особой чертой его характера была самоотдача. Это отразилось во всех сферах его жизни. Ярко выраженные политические взгляды (менявшиеся несколько раз), истории любви, азартные игры, а самое главное – литература – вот список основных страстей великого писателя. Его высокая популярность при жизни и условия жесткой нищеты, слава проповедника самых светлых человеческих начал и осознание собственного несовершенства, неповторимый писательский талант и необходимость заключать бесчеловечные контракты с издателями – все это вызывает у читателей интерес к судьбе Достоевского.

14 января 1820 года вступили в брак Михаил Андреевич Достоевский и Мария Федоровна Нечаева. Он был сыном священника, она – дочерью купца III гильдии. Оба в юности получили хорошее образование.

Михаил Андреевич, отец Достоевского, закончил московское отделение Медико-хирургической академии и стал врачом, несмотря на то, что несколько предыдущих поколений выбрали именно стезю священнослужителей. Все же молодой человек отдал дань семейной традиции, предварительно отучившись в духовной семинарии, и хотя он выбрал иной профессиональный путь, Михаил Андреевич на всю жизнь остался глубоко воцерковленным человеком. Именно он привил своим детям высокую религиозность. Начинал он как военный медик, но в январе 1821 года уволился со службы и открыл практику в Мариинской больнице для малообеспеченных слоев населения. Поселилась молодая семья здесь же, во флигеле на территории лечебницы. И 30 октября (11 ноября) 1821 года здесь появился на свет второй ребенок этой четы, Федор. Рождение Достоевского произошло в очень символичном месте, где он подсмотрел многие интересные типажи для своих работ.

Детство

Маленький Достоевский больше всего любил общество брата Михаила. Андрей Михайлович (младший брат) в своих воспоминаниях писал о том, насколько с самых ранних лет были дружны старшие братья. Эти отношения они пронесли через все испытания и горести взрослой жизни. Мальчики росли и воспитывались бок о бок друг с другом. Первым их наставником был отец. Держа их в необходимой строгости, Михаил Андреевич никогда не применял к детям телесных наказаний и не скрывал своей крепкой отцовской любви. Именно он преподавал старшим детям азы латыни и медицины. Позже их образованием заведовал Николай Иванович Драшусов, работавший в Екатерининском и Александровском училищах. Они изучали французский язык, математику и словесность. В 1834 старшие сыновья покинули дом ради обучения в Московском пансионе им. Чермака.

В 1837 году мать семейства, Мария Федоровна, тяжело заболела и умерла от чахоточного заболевания. Смерть этой замечательной женщины, любви и нежности которой хватало на всех отпрысков, родными переживалась очень тяжело. Перед самой смертью, придя в себя, она пожелала благословить детей и мужа. Эта печальная, но глубоко трогательная сцена запомнилась всем, кто пришел проститься с Марией Федоровной.

Почти сразу после этого отец снарядил старших сыновей в дорогу. Образование Достоевского было техническим и требовало отлучки из дома. Они отправились в петербуржский пансион Короната Филипповича Костомарова, где должны были готовиться к вступительным испытаниям в Главном инженерном училище. К этому времени и Михаил, и Федор уже решили, что их призвание – трудиться на литературном поприще, поэтому данная перспектива их немало огорчала, но Михаил Андреевич счел ее наиболее разумной. Молодые люди покорились воле родителя.

Юность

Поступив в инженерное училище, Достоевский не оставил грез о писательской деятельности. Свободное время он всецело посвящал знакомству с отечественной и зарубежной литературой, а также совершал первые пробы пера. В 1838 году, благодаря разожженному в товарищах интересу к этой сфере искусств, был создан литературный кружок.

1839 год внес новое потрясение в жизнь юноши: скончался его отец. По официальной версии, его сразил апоплексический удар, но до сыновей дошло известие, что он пал жертвой расправы крестьян, которые мстили за «жестокое обращение». Это глубоко поразило Федора, он никогда не забудет этого горя, смешанного со стыдом.

Достоевский отучился 1843 году, и сразу же получил должность полевого инженера-подпоручика. Тем не менее, мечта посвятить себя искусству не оставляла молодого человека, поэтому служил он не больше года. После отставки Федор Михайлович решил попробовать устроить в печати свои дебютные работы.

Студенческие будни Достоевский пытался разбавлять трудами над пьесами и рассказами собственного сочинения, а также переводами зарубежных авторов. Первые опыты затерялись, вторые зачастую были незакончены. Так что его дебютом стали «Бедные люди» (1845). Произведение было настолько значимым в его судьбе, что мы рекомендуем вам прочитать . Рукопись высоко оценили даже матерые акулы пера Некрасов и Белинский. Знаменитый и почтенный критик увидел в авторе «нового Гоголя». Роман опубликовали в некрасовском «Петербургском сборнике» 1846 года.

Дальнейший творческий путь автора был в свое время не понят современниками. Следующий роман «Двойник» (1845-1846) многие сочли очень слабым произведением. Открытый Достоевским тип «подпольного человека» признали далеко не сразу. Белинский разочаровался в таланте молодого писателя. Новоприобретенная слава временно померкла, а некоторыми была даже исподтишка осмеяна.

Арест и каторга

В салоне Николая Аполлоновича Майкова, где Достоевского приняли очень тепло, писатель познакомился с Алексеем Николаевичем Плещеевым. Именно он свел литератора с Михаилом Васильевичем Петрашевским. С января 1847 года молодой человек начал посещать встречи кружка, собравшегося вокруг этого мыслителя. Тайное общество активно размышляло над будущим России, над возможностью и необходимостью свершения революции. Здесь в ходу была различная запрещенная литература. В то время особый резонанс в обществе вызвало знаменитое «Письмо Белинского Гоголю». Чтение его в данном круге отчасти послужило поводом к дальнейшим печальным событиям. В 1849 году петрашевцы стали жертвами репрессивной борьбы правительства с инакомыслием и заключены в Петропавловскую крепость, а затем, после рассмотрения их дела, приговорены к гражданской (лишение дворянского звания) и смертной (через расстрел) казни. Впоследствии было решено изменить наказание ввиду смягчающих обстоятельств. 22 декабря 1849 (3 января 1850 года) осужденных вывели на Семеновский плац и зачитали им приговор. Затем объявили о замене кардинальных мер на компромиссные – ссылка и каторга. Об испытанных ужасе и потрясении в ходе данной процедуры устами своего героя – Князя Мышкина – Достоевский рассказал в романе «Идиот» (1867-1869).

24 декабря 1849 осужденные были отправлены из Петербурга. В середине января они провели пересылку в Тобольске. Там отбывали наказание некоторые декабристы. Их знатные и богатые супруги смогли добиться свидания с новыми мучениками за свободу убеждений и передать им библии с припрятанными деньгами. Достоевский хранил книгу всю жизнь в память о пережитом.

В Омск на отбывку каторги Достоевский прибыл 23 января 1850 года. Агрессивные и грубые взаимоотношения между заключенными и нечеловеческие условия содержания узников нашли свое отражение на мировоззрении молодого человека. «Те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу» — откровенно сообщал Федор брату Андрею.

В 1854 г. писатель покинул Омский острог и направился в Семипалатинск, где устроился на военном поприще. Здесь произошло знакомство с будущей первой женой Марией Дмитриевной Исаевой. Она спасла Достоевского от невыносимого одиночества. Федор стремился к возвращению к прошлой жизни и писательской деятельности. 26 августа 1856 года, в день своей коронации Александр II объявил о помиловании петрашевцев. Но, как водится, за каждым фигурантом дела был установлен тайный полицейский надзор с целью удостовериться в благонадежности (его убрали лишь в 1875г.). В 1857 г. Достоевский вернул дворянское звание и получил право печататься. Эти и другие свободы он смог получить во многом благодаря помощи друзей.

Зрелость

«Новую» жизнь Достоевский начал летом 1859 г. в Твери. Этот город — промежуточный пункт перед возвращением в Петербург, куда семья смогла перебраться в декабре. В 1860 г. Федор Михайлович издал собрание своих работ, состоящее из 2 томов, а «повторным дебютом» и возвращением на авансцену литературной столицы были «Записки из Мертвого дома» (1861), публиковавшиеся в 1861-1862 годах в журнале «Время», принадлежавшем брату Достоевского. Описание быта и души каторги вызвало широкий резонанс среди читателей.

В 1861 году Федор начал помогать Михаилу в издательском ремесле. Под его руководством оказались литературный и критический отделы. Журнал придерживался славянофильских и почвеннических (термин появился позднее) взглядов. Их продвигали в массы и развивали наиболее ретивые сотрудники Аполлон Григорьев и Николай Страхов. Издание активно полемизировало с «Современником». В 1863 году на страницах СМИ появилась вызвавшая громкие нарекания статья Страхова «Роковой вопрос» (по поводу Польского восстания). Журнал закрыли.

В начале 1864 года братьям Достоевским удалось получить разрешение выпускать новый журнал. Так появилась «Эпоха». На ее страницах вышли первые главы «Записок из подполья». Вопреки ожиданиям журнал не был столь популярен как «Время», а смерть Михаила, Аполлона Григорьева и финансовые затруднения послужили поводами к закрытию.

Летом 1862 года Достоевский отправился в путешествие по Европе, хотел поправить подорвавшееся здоровье. Осуществить задуманное в полной мере не удалось, в Баден-Бадене им овладела болезненная наклонность — игра в рулетку, которая явно не способствовала улучшению состояния. Улыбнувшаяся ему удача быстро сменилась чередой постоянных проигрышей, что привело к серьезной нужде в деньгах. Страсть к картам мучила Достоевского на протяжении девяти лет. Последний раз он сел за игру в Висбадене весной 1871 года, и после очередного поражения, наконец, смог перебороть страсть к азартным развлечениям.

Михаил умер в июле 1864 года. Это стало для писателя вторым ударом за этот год, ведь он похоронил и горячо любимую супругу. Федор очень хотел поддержать семью брата. Он взял на себя обязанность разобраться с его долгами, еще больше сблизился с вдовой и сиротами, всячески утешая их в этот нелегкий период.

Вскоре Достоевский повстречался и завязал отношения с Анной Сниткиной, увенчавшиеся браком. Она была стенографисткой и печатала роман «Игрок» (1866): в течении одного лишь месяца он придумал весь роман, а она набрала надиктованный текст.

Последними и самыми значительными в творчестве писателя не просто произведениями, но практически проектами стали «Дневник писателя» и «великое пятикнижие». «Дневник» по сути своей был ежемесячным журналом философско-литературной публицистики. Он выходил в 1876-1877 и 1880-1881 годах. Его отличали многоплановость и многожанровость, а также широкая вариативность затрагиваемых тем. «Пятикнижие» — это 5 масштабных произведений автора:

  • «Преступление и наказание» (1866),
  • «Идиот» (1868),
  • «Бесы» (1871-1872),
  • «Подросток» (1875),
  • «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Их характеризует идейно-тематическое и поэтико-структурное единство, поэтому данные романы объединяют в некое подобие цикла. В выборе заглавия наблюдается перекличка с «Пятикнижием Моисея» (пять первых книг Библии евреев и христиан: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Известно, что автор завидовал успеху эпопеи Толстого, поэтому задумал написать что-то, превосходящее масштабный замысел графа, но жесткие рамки контракта и нужна в деньгах заставили его выпускать романы по отдельности, а не единым духом.

Характеристика

Современниками отмечалась противоречивость характера писателя, у него был незаурядный психотип. Мягкость и доброта смешивались со вспыльчивостью и самокритичностью. Примечательно то, что первое впечатление от встречи с Достоевским почти всегда становилось разочаровывающим: обеспечивала его неброская внешность, все интересные качества и свойства личности этого творца начинали проявляться позже, с появлением некоторой степени доверительного отношения к собеседнику. О противоречивости обличия и души литератора Всеволод Сергеевич Соловьев:

Передо мною был человек с некрасивыми и на первый взгляд простым лицом. Но это было только первое и мгновенное впечатление – это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни.

Наш герой давал себе своеобразную характеристику, говоря, как о человеке «с нежным сердцем, но не умеющим высказывать свои чувства». Всю жизнь он строго судил себя за свои недостатки, сетовал на вспыльчивый нрав. Лучше всего изливать чувства у него получалось на бумаге, а именно в своих произведениях.

Друг Достоевского доктор Ризенкампф так говорил о писателе: «Федор Михайлович принадлежал к тем личностям, около которых живется всем хорошо, но которые сами постоянно нуждаются». Невероятная доброта, а также неумение обращаться с деньгами постоянно подталкивали писателя к непредвиденным расходам в следствие желания помочь всем встречными беднякам, просителям, обеспечить наилучшие условия прислуге.

Мягкость и любвеобильность сердца больше всего проявлялась у Достоевского в отношении к детям, которых он обожал. До появления в семье собственных отпрысков, все внимание писателя было обращено на племянников. Анна Григорьевна рассказывала об уникальной способности мужа моментально успокоить ребенка, умение общаться с ними, войти в доверие, разделить интересы. Рождение Софьи (первая дочь от второго брака) благотворно повлияло на атмосферу в семействе Достоевских. Федор Михайлович всегда прибывал в наилучшем расположении духа, находясь рядом с девочкой, и был в высшей степени готов одаривать всех окружающих заботой и лаской, что в целом трудно приписать его постоянному состоянию. Взаимоотношения с женщинами строились у него не всегда гладко. Его пассии отмечали периодические смены настроения и частую критику в их адрес.

Неуживчивость и высокую требовательность в отношении людей из круга его общения отмечали и друзья писателя. Это и толкало его всю жизнь искать отношений близких к идеальным, чтобы создать с избранницей семью, которая станет оплотом их гармоничного существования.

Отношения

Как правило, биографы утверждают, что есть три женщины Достоевского: Мария Исаева, Аполлинария Суслова и Анна Сниткина.

В Омске вчерашний каторжник встретил красавицу Марию Исаеву. Между ними вспыхнуло чувство, но она была связана узами брака с пьяницей и слабовольным человеком А.И. Исаевым. Их пара послужила прототипом супругов Мармеладовых из «Преступления и наказания». В мае 1855 г. чиновник устроился на работу Кузнецке, куда и перебрался с семьей. В августе того же года он скончался. Достоевский сразу сделал предложение возлюбленной, но она колебалась, виной тому было бедственное состояние дел жениха и отсутствие надежды на скорое их поправление. Спешно стараясь выправить свое положение, влюбленный мужчина смог убедить женщину в своей состоятельности. 6 февраля 1857 года Федор и Мария обвенчались в Кузнецке.

Союз этот не принес счастья ни ему, ни ей. Супруги почти ни в чем не имели согласия, жили практически все время порознь. Мария отказалась сопровождать мужа в первой его поездке за границу. По возвращении домой в сентябре 1862 года он нашел жену в очень болезненном состоянии: женщина заболела чахоткой.

А тем самым летом 1863 года (во время второй поездки в Европу) в Баден-Бадене Достоевский познакомился с Апполионарией Прокофьевной Сусловой и страстно влюбился в нее. Трудно представить людей менее схожих во взглядах, чем эта пара: она – феминистка, нигилистка, он – верующий консерватор, придерживавшийся патриархальных взглядов. Тем не менее, они увлеклись друг другом. Он напечатал несколько ее произведений во «Времени» и «Эпохе». Они мечтали о новой поездке в Европу, но некоторые затруднения с журналом, а главное – тяжелое состояние Марии Дмитриевны вынудили их отказаться от первоначальных планов. Полина поехала в Париж одна, Федор вернулся в Петербург в нужде. Они писала ему письма, зазывала к себе, но совершенно неожиданно для писателя известия от Полины приходить перестали. Взволнованный он поспешил в Париж, где узнал, что она познакомилась с испанским студентом Сальвадором и стала жертвой неразделенной любви. Так и завершился их роман, а история этих сложных взаимоотношений получила литературную интерпретацию в «Игроке». В то же время чахотка жены прогрессировала. Осенью 1863 года Достоевские перебрались в Москву, там было удобнее создать приемлемые условия для больной и ухаживать за ней. 14 апреля 1864 года у Марии Дмитриевны случился припадок. 15 числа она умерла.

Хотя их семилетний союз нельзя назвать удачным, вдовец продолжал любить супругу и очень болезненно переживал ее смерть. Покойницу он вспоминал исключительно добрыми и теплыми словами, хоть некоторые злые языки утверждали, что Мария всю жизнь была психически не здорова, поэтому не смогла сделать мужей счастливыми. Единственным, о чем бесконечно сожалел Достоевский, было то, что брак с Исаевой оказался бездетным. Любовь к этой женщине писатель запечатлел в своих произведениях, жена послужила прототипом для многих его героинь.

Кончина жены и воспоследовавшая ей смерть брата тяжелым грузом легли на плечи Достоевского. Забыться он мог только в работе, к тому же писатель остро нуждался в деньгах. В это время издатель Федор Тимофеевич Стелловский предложил писателю денежно выгодный контракт по изданию полного на тот момент собрания его сочинений. Несмотря на кабальные условия, а именно: крайне жесткие временные рамки и требование в короткий срок предоставить еще и новый, ранее не опубликованный роман, литератор согласился. В этот же период началась работа над «Преступлением и наказанием». Этот роман Достоевский предложил напечатать редактору «Русского вестника» Михаилу Никифоровичу Каткову. В связи со всем происходящим к началу октября 1866 года обещанный Стелловскому материал не был готов, а оставался всего лишь месяц. Сочинитель не справился бы с оперативной работой, если бы не стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. Совместная работа очень сблизила Достоевского с этой девушкой. В феврале 1867 года они обвенчались.

Федор Михайлович, наконец, обрел долгожданное счастье и безмятежное существование в лоне семьи. Для Анны этот период жизни начался не столь замечательно, она испытывала на себе сильнейшую неприязнь со стороны пасынка мужа Петра Исаева, который уже давно жил за счет отчима. Чтобы сменить угнетающую обстановку, Сниткина уговорила супруга выехать за границу, где они впоследствии провели четыре года. Именно тогда начался второй период увлечения рулеткой (завершился он отказом от азартных игр). Семья снова нуждалась. Дела поправил приезд в Петербург в 1897 г., ведь писатель снова активно занялся сочинительством.

В этом браке родилось четверо детей. Выжили двое: Любовь и Федор. Старшая дочь Софья умерла, будучи всего несколько месяцев отроду, младший сын Алексей прожил меньше трех лет.

Анне он посвятил свою исключительную работу «Братья Карамазовы», а она, уже будучи вдовой, издала свои мемуары о Федоре Михайловиче. Жены Достоевского встречаются во всех его произведениях, кроме, разве что, ранних. Роковая страстность, судьба и непростой характер Марии лег в основу образа Катерины Ивановны, Грушеньки, Настасьи Филипповны, а Анна Григорьевна — вылитая Сонечка Мармеладова, Евдокия Раскольникова, Дашенька Шатова -ангел спасения и мученичества.

Философия

Мировоззрение Достоевского претерпевало серьезные изменения на протяжении всей жизни писателя. Например, политическая ориентация подвергалась пересмотру и формировалась постепенно. Только религиозность, взращенная в писателе еще в детстве, крепла и развивалась, в вере он никогда не сомневался. Можно сказать, что философия Достоевского основана на православии.

Социалистические иллюзии развенчаны самим Достоевским в 60-х годах, у него сформировалось критическое отношение к ним, возможно, потому, что именно они стали причиной его ареста. Путешествия по Европе навеяли ему размышления о буржуазной революции. Он видел, что простому люду она никак не помогла, и в результате у него сложилось непримиримая вражда к возможности свершения ее в России. Почвеннические идеи, подчерпнутые им в период работы с аполлоном Григорьевым в журналах, отчасти послужили основой позднего мировоззрения Достоевского. Осознание необходимости слияния элиты с простым народом, приписывание последнему миссии по спасению мира от пагубных идей, возвращение в лоно природы и религии – все эти идеи импонировали писателю. Он ощущал свою эпоху как переломную. Страна готовилась к потрясениям и перекраиванию действительности. Литератор искренне надеялся, что люди пойдут по пути самосовершенствования, и новое время ознаменуется перерождением общества.

Шел процесс по вычленению самой сути, квинтэссенции русского национального сознания, «русской идеи» – название, предложенное самим автором. У Достоевского она тесно связана с религиозной философией. Арсений Владимирович Гулыга (советский философ, историк философии и литературовед) так объяснял почвенничество Достоевского: это призыв к возвращению к национальному, это патриотизм, основанный на нравственных ценностях.

Для Достоевского эта идея свободы воли, неразлучно связанной с непоколебимым моральным законом, стала основной в творчестве, особенно в поздних произведениях. Человека писатель считал тайной, в его духовную природу он пытался проникнуть, на протяжении всей жизни стремился найти путь его нравственного становления.

8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности автор прочитал «Пушкинскую речь», которая открывает читателю его истинные взгляды и суждения, а также суть жизни, по Достоевскому. Именно этого поэта автор считал истинным национальным характером. В поэзии Александра Сергеевича писатель видел пророчески изложенный путь отчизны и русского народа. Тогда он вывел главную свою мысль: преображение должно свершиться не через изменение внешних факторов и условий, но через внутреннее самосовершенствование.

Разумеется, главным подспорьем, по Достоевскому, на этом пути служит религия. Михаил Михайлович Бахтин говорил, что «шум», создаваемый многоголосицей персонажей в романах писателя, перекрывается одним голосом – принадлежащим Богу, чье слово идет из души автора. В завершении «Пушкинской речи» сказано, что быть русским – значит…

Стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!

Интересные факты из жизни писателя

  • В 1837 году трагически ушел из жизни Пушкин – любимый автор Достоевского. Смерть поэта Федор Михайлович воспринял как личную трагедию. Позднее он вспоминал, что, если бы не кончина матери, он попросил бы родных носить траур по писателю.
  • Нужно отметить, что мечтания старших сыновей о литературном поприще отнюдь не воспринимались родителями как блажь, но в ситуации нужды, в которую постепенно опускалась семья, заставила Михаила Андреевича настоять на получении мальчиками инженерного образования, способного обеспечить им материально надежное и устойчивое будущее.
  • Первой законченной работой писателя в сфере перевода была «Евгения Гранде» Бальзака. Он вдохновился посещением России автором этого произведения. Работа напечатана в издании «Репертуар и пантеон» в 1844 г., но имени переводчика там не указали.
  • В 1869 году он стал отцом. Интересное из личной жизни писателя описывает его супруга в своих мемуарах: «Федор Михайлович был необыкновенно нежен к своей дочке, возился с нею, сам купал, носил на руках, убаюкивал и чувствовал себя настолько счастливым, что писал критику Страхову: «Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребенка, многоуважаемый Николай Николаевич. Клянусь вам, что в этом 3/4 счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть».

Смерть

Впервые диагноз падучей (эпилепсии) был поставлен автору еще во время пребывания на каторге. Болезнь мучила писателя, но нерегулярность и относительно низкая частотность припадков мало повлияли на его умственные способности (наблюдалось лишь некоторое ухудшение памяти), позволив ему творить до конца дней.

Со временем у Достоевского развилась болезнь легких – эмфизема. Есть предположение, что ее обострением он обязан объяснению с сестрой В. М. Ивановой в 26 января (7 февраля) 1881 года. Женщина настойчиво уговаривала от его уступить долю унаследованного от тетки Александры Федоровны Куманиной рязанского имения родным сестрам. Нервная обстановка, разговор с сестрой на повышенных тонах, сложность ситуации – все это пагубно сказалось на физическом состоянии писателя. У него случился припадок: кровь пошла горлом.

Даже утром 28 января (9 февраля) кровоизлияния не проходили. Достоевский провел весь день в постели. Он несколько раз прощался с близкими, чувствуя приближение смерти. К вечеру писатель скончался. Ему было 59 лет.

Многие пожелали проститься с Достоевским. Приехали родственники, друзья, но гораздо больше было незнакомых людей – тех, кто уже тогда безмерно почитал потрясающий талант Федора Михайловича, кто преклонялся перед его даром. Среди пришедших был художник В. Г. Перов, он нарисовал знаменитый посмертный портрет автора.

Достоевский, а позже и его втора супруга были похоронены на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Достоевские места

Усадьба Достоевских находилась в Каширском уезде Тульской губернии. Село Даровое и деревню Черемошна, из которых состояло имение, отец Федора купил еще в 1831 году. Здесь, как правило, семья проводила лето. Через год после покупки произошел пожар, уничтоживший дом, после этого был отстроен деревянный флигель, где и проживало семейство. Унаследовал усадьбу младший брат Андрей.

Дом в Старой Руссе был единственной недвижимой собственностью Достоевского. Впервые писатель с семьей приехал сюда в 1882 году. С этим местом связаны самые безмятежные дни его жизни. Атмосфера этого уголка была наиболее благоприятной для сосуществования всего семейства в гармонии и для работы писателя. Здесь были написаны «Братья Карамазовы», «Бесы» и многие другие произведения.

Значение

Достоевский не изучал философию и не считал свои произведения проводниками соответствующих идей. Но спустя десятилетия после окончания его творческой деятельности исследователи стали говорить о постановке всеобщих вопросов и о сложности затрагиваемых материй в вышедших из-под пера писателя текстах. За писателем действительно закрепилась слава проповедника, знатока человеческой души. Поэтому его романы до сих пор находятся в списках самых популярных и востребованных произведений по всему миру. Для современного литератора огромной заслугой считается заслужить сравнение с этим русским гением. Чтение подобной литературы является частью принадлежности к интеллигентным кругам, потому что Достоевский стал в определенной степени брендом, означающим исключительность вкуса того, кто отдает ему предпочтение. Особенно творчество Федора Михайловича нравится японцам: и Кобо Абэ, и Юкио Мисима, и Харуки Мураками признавали его своим любимым писателем.

Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд отмечал феноменальную глубину произведений русского автора и их ценность для науки. Он тоже стремился заглянуть глубоко в сознание личности, изучить закономерности и особенности его работы. Они оба раскрывали и препарировали внутренний мир человека комплексно: со всеми его благородными помыслами и низменными желаниями.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Детство, годы учебы

Родился Федор Михайлович в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили очень небогато. Что такое нужда в деньгах, будущий писатель узнал очень рано, и в дальнейшем судьба никогда не позволяла ему это забыть. Однако родители прилагали все силы к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними, приглашали частных учителей.

Первой книгой маленького Феди были "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета".

К семнадцати годам Достоевский прочел Державина, Жуковского, Карамзина, европейских классиков, а Пушкина уже "почти всего знал наизусть".

В 1837 г. отец отвез Федора и его старшего брата Михаила в Санкт-Петербург для поступления в военное учебное заведение – Главное инженерное училище. Михаила не допускают к приемным экзаменам по состоянию здоровья, а Федор поступает.

Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге.

Брат вскоре уезжает учиться в Ревель (ныне Таллинн), отец возвращается в Москву, и Достоевский остается в столице один. Друзей среди соучеников у него было немного. Большую часть свободного времени, которое удавалось выкроить после напряженных занятий и строевой подготовки, он проводил за чтением. В училище он начал писать и сам.

После окончания учебы (1843 г.) Достоевский был зачислен в Инженерный корпус. Открывалась перспектива неплохой карьеры, но Федор Михайлович, почти не колеблясь, спустя несколько месяцев подает в отставку и целиком сосредоточивается на литературной работе.

Блистательный дебют и падение с вершин славы

Почти два года Достоевский напряженно работает над своей первой повестью "Бедные люди" – пишет, переписывает, добавляет, сокращает, снова переписывает. Это история в письмах, которыми обмениваются живущие в одном из мрачных районов Петербурга скромный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Доброселова, зарабатывающая на жизнь шитьем.

Критика увидела в повести лишь горячее сочувствие "маленьким людям" и талантливое художественное обличение несправедливого устройства общества. Но повесть Достоевского сложнее, глубже. Одна из причин жизненного краха Макара и Вареньки в том, что они по-настоящему не слышат друг-друга.

"Бедные люди" еще до выхода в свет (1846 г.) принесли Достоевскому громкий успех (рукопись читалась и горячо обсуждалась в литературных кругах).

В том же 1846 г. появилась новая повесть Достоевского "Двойник". В ней тоже действует мелкий чиновник – Голядкин. Он тайно и тщетно мечтает сделать карьеру, жениться на дочери начальника. Эти долгие бесплодные мечтания приводят к тому, что в сознании героя (или наяву?) возникает его удачливый двойник. Ловкостью, наглостью и коварством он постепенно добивается всего, к чему так стремился сам Голядкин, который теперь оказывается полностью вытеснен из жизни, а главное, с ужасом понимает: двойник поступает именно так, как хотел бы, но не решался поступать он сам.

В этой повести писатель впервые подошел к самой серьезной, по его собственному признанию, идее своего творчества – противоречивости, непредсказуемости человеческой природы, существованию в самом неприметном человеке скрытых от него самого глубин, "двойных" мыслей и желаний. Правда, формы для воплощения своей идеи он тогда не нашел, в чем сам впоследствии признавался.

Третье крупное произведение молодого Достоевского – повесть "Хозяйка" (1847 г.). Ее герой, молодой ученый Ордынов, оказывается участником страшных и загадочных событий. Действие происходит на грани между таинственными снами и явью.

Кружок Петрашевцев. Арест

Весной 1846 г. к Достоевскому подошел на улице незнакомый человек и обратился с вопросом: "Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?" Это был Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821–1866), юрист, философ и литератор.

Вскоре молодой писатель становится частым посетителем "пятниц" – собраний у Петрашевского, где сходились молодежь из самых разных слоев общества и где говорили о литературе, политике, социальных вопросах. Более всего занимали умы модные тогда идеи французских социалистов-утопистов – Сен-Симона, Фурье и др.

Считалось, что человек ведет себя дурно и совершает преступления потому, что его к этому вынуждают окружающая среда и имущественное неравенство, а если устроить жизнь справедливо и разумно, все станут порядочными и добродетельными.

Скоро среди петрашевцев выделилась группа во главе с Николаем Александровичем Спешневым. Цель этой группы – уже не только обмен идеями и выработка проектов будущего общественного устройства, но и организация подпольной типографии, а в дальнейшем, возможно, и "переворот в России". В эту группу вошел и Достоевский.

23 апреля 1849 г. многих из петрашевцев арестовали по доносу и поместили в Петропавловскую крепость. Двадцать один человек, в том числе и Достоевский, были приговорены к смертной казни "расстрелянием". Но затем казнь заменили на каторжные работы (Достоевскому определили четыре года каторги – "и потом рядовым"). Однако поступило распоряжение провести процедуру подготовки к казни и лишь затем объявить окончательное решение.

Ранним утром 22 декабря 1849 года приговоренные были выведены на площадь (ныне Пионерская площадь в Петербурге перед ТЮЗом).

Пионерская площадь в Петербурге.

Из всех, кто ожидал через несколько мгновений смерти, только один подошел исповедаться к священнику (а без этого человек, считающий себя христианином, не мыслит перехода в иной мир). Достоевский сказал Спешневу по-французски: "Мы будем вместе с Христом". "Горстью праха", – ответил ему с усмешкой Спешнев. Тогда Достоевский не смог или не захотел возразить ему.

На осужденных были надеты белые балахоны – саваны. Троих подвели и привязали к столбам; на головы им надвинули белые колпаки. Солдаты подняли ружья и прицелились. Достоевский стоял во второй тройке, и жить ему, следовательно, оставалось не более минуты. Тут раздался барабанный бой: подъехавший офицер подал командовавшему казнью генералу приказ о смягчении приговора.

Прошло еще несколько дней, и петрашевцев отправили по этапу на каторгу в Сибирь. Путь Достоевского лежал через Тобольск. Там состоялась его встреча с женами декабристов – Натальей Дмитриевной Фонвизиной и Прасковьей Егоровной Анненковой. Вместе с едой и теплой одеждой они подарили каждому из арестантов Евангелие. Достоевский вспоминал потом, что долгие годы в остроге эта книга была его единственным дозволенным чтением. Он держал ее постоянно при себе и затем, освободившись, не расставался с нею всю дальнейшую жизнь.

Среди каторжников попадались, конечно, самые разные люди, но в основном это были осужденные за разбой и убийства. Начальство порой превосходило жестокостью многих арестантов.

На каторге Достоевский был лишен права не только заниматься творческой работой, но даже читать и писать, узнавать о том, что происходит в мире и в литературе. Однако все это способствовало невероятной духовной сосредоточенности. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные им трагические судьбы окружающих, Достоевский все яснее понимал, что, с одной стороны, "зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты" и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью.

Понял Достоевский также, что пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к новой, еще большей крови.

Когда-то в детстве, в деревне, маленький Федя, гуляя за оврагом, был напуган криком "Волк бежит!" и в ужасе помчался прочь. Его остановил, успокоил и приласкал пахавший в поле мужик Марей.

Глядя на страшные лица каторжников, Достоевский понял, что одним из них вполне мог быть "тот же самый Марей". "Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом". В каждом человеке, если смотреть на него не сверху вниз, не со страхом, злобой или презрением, а с любовью, как на брата, можно увидеть образ Божий.

На протяжении нескольких лет Достоевский мог читать только Евангелие – то самое, подаренное женами декабристов в Тобольске. Конечно, Достоевский читал его и прежде, "чуть ли не с первого детства". Но на каторге, где приходится жить с максимальным напряжением всех духовных и физических сил, где добро и зло сталкиваются повседневно, евангельские истины понимаются глубже, чем на воле.

Все понятое и пережитое в эти четыре года во многом определило дальнейший творческий путь Достоевского. Действие всех его великих романов происходит в конкретной обстановке какого-то русского города, в определенном году (писатель обычно обозначал даже месяц и число). Но фоном, на котором разворачиваются события, становится вся мировая история и все то, о чем повествуется в Евангелии.

Однако до создания этих романов должно было пройти еще немало лет. Отбыв свой четырехлетний срок каторги, Достоевский вышел в январе 1854 г. за ворота Омской крепости (пережитое там он позже опишет в "Записках из Мёртвого дома"). Возвращение в столичные города было пока невозможно, предстояло служить простым солдатом в Семипалатинске, а затем пять долгих лет жить в Сибири.

В 1857 г. Достоевский женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове семипалатинского чиновника. Сибирские и петербургские друзья и доброжелатели Достоевского хлопочут за него перед императором Александром II и добиваются разрешения печататься и переехать сначала в Тверь, а в конце 1859 г. – в Петербург.

Возвращение в литературу

В литературе и общественной жизни России за время почти десятилетнего отсутствия Достоевского произошло многое. Появились новые таланты. Предстояло опять завоевывать литературную репутацию, выразить в художественной форме пережитое и понятое на каторге и в Сибири.

В обществе шли жаркие споры о том, как и когда отменять крепостное право, какими путями должна развиваться страна. В революционно настроенных кругах – тон в них задавали Чернышевский и Добролюбов – считалось возможным и необходимым насильственно изменить общественный строй.

В одной из листовок Русь звали "к топору". Сторонники решительных действий не сомневались, что "новые люди", вооруженные "передовыми теориями", – подобные героям знаменитого романа Чернышевского "Что делать?" – вправе и обязаны вести массы к светлому будущему.

Достоевский увидел весь "мрак и ужас", который эти идеи принесут России и всему миру, раньше и явственнее остальных.

15 апреля 1864 г. от тяжелой болезни легких скончалась Мария Дмитриевна, жена Достоевского. Через три месяца умирает самый верный и близкий ему человек – брат Михаил.

"В один год моя жизнь как бы надломилась..." – пишет Федор Михайлович. Остается без кормильца семья брата. Достоевский принимает на себя все его долги и вынужден, по собственному признанию, работать тяжелее, чем на каторге, чтобы как-то свести концы с концами. При этом сам писатель уже тяжело болен.

В который раз ему пришлось столкнуться с тем, сколь убийственной, в буквальном смысле слова, может быть нехватка денег. В этих условиях Достоевский начинает работу над произведением, в основе которого – "психологический отчет одного преступления".

Преступление это совершено "молодым человеком... поддавшимся некоторым странным... идеям, которые носятся в воздухе" – так описывал сам автор свой замысел в письме к редактору журнала "Русский вестник" Михаилу Никифоровичу Каткову.

После выхода в свет романа "Преступление и наказание" (1866 г.) , который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым. Он по-прежнему вынужден работать на износ: взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешит потом к сроку закончить его.

По совету друзей писатель решает для ускорения работы нанять стенографистку – Анну Григорьевну Сниткину. В то время ей было двадцать лет – она родилась в год выхода "Бедных людей". Вскоре Федор Михайлович делает ей предложение, и девушка принимает его. Достоевский находит то, чего ему всегда так не хватало – любимую, верную и надежную спутницу в жизни, обретает семью.

После женитьбы Достоевский уезжает с женой за границу – главным образом для того, чтобы хоть временно спастись от кредиторов и написать большой роман, расплатиться с долгами.

Следующий роман Достоевского – "Идиот" (1868 г.) – посвящен размышлениям над тайной воплощения Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы.

Писатель поставил перед собой задачу: создать образ "положительно прекрасного человека" и посмотреть, что с ним произойдет в людском сообществе, как сложатся его отношения с окружающими, как повлияет он на них и они на него.

Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, в черновиках назван "Князь Христос". Так Достоевский обозначил для себя, что в роман предстояло ввести человека, насколько возможно схожего с Христом – добротой, человеколюбием, отсутствием эгоизма, незлобивостью, кротостью.

Предупреждение и завещание

В 1869 г. в Москве руководитель тайного общества "Народная расправа" Сергей Нечаев организовал убийство отказавшегося выполнить его задание студента Иванова. Достоевский воссоздал эту историю в романе "Бесы" (1871–1872 гг.), перенеся действие в провинциальный город.

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 г.

В 1875 г. был написан роман "Подросток" . Главный его герой, Аркадий Долгорукий упорными накопительством и отшельнической жизнью соберет огромное состояние, насладится "уединенным и спокойным сознанием своей силы" и власти над миром, а потом отдаст свои миллионы людям – пусть "распределяют". Сам же Аркадий гордо удалится "в пустыню". Главное для героя не будущий дар людям, а именно сила, власть и превосходство над миллионами "обыкновенных".

Итоговый роман Достоевского – "Братья Карамазовы" (1879–1880 гг.). В нем писатель создал образ самого обаятельного своего героя – молодого монастырского послушника Алеши Карамазова.

Искренне верующему Алеше противостоит его брат Иван, восстающий против Бога, потому что в мире царит слишком много зла. Как же Бог допускает это? Будущее счастье всего человечества, утверждает Иван Карамазов, не стоит одной "слезинки ребенка".

Но всей системой образов романа Достоевский показывает: дети страдают от зла, порождаемого человеком, а не Богом. Бог наделил человека свободой, а значит, и ответственностью; и нет такого зла в мире, ответственность за которое можно с себя снять:

"ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается"… "А потому ты-то и есть за всех и за вся виноват". (Часть вторая. Книга шестая. Гл. III. Из бесед и поучений старца Зосимы).

Но Иван не хочет принимать эту ответственность, возлагает вину и за совершающееся вокруг, и за творимое им самим зло на других людей, на Бога, на черта, являющегося ему в болезненных видениях.

В "Братьях Карамазовых" писатель показывает, насколько ответственен человек не только за свои греховные желания, но и за сочиненные им "теории".

Роман "Братья Карамазовы" был задуман в двух книгах. Во второй должна была разворачиваться деятельность Алеши среди людей, в миру, куда он уходит, покинув монастырь, по совету своего духовного наставника старца Зосимы. Однако Достоевский успел написать только первую книгу.

В конце января 1881 г. у писателя обострилась застарелая болезнь легких. Перед смертью он просил жену погадать ему на Евангелии, том самом, что привез с каторги. Книга открылась на третьей главе Евангелия от Матфея: "Иоанн же удерживал Его... Но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". "Ты слышишь – не удерживай, – сказал жене Федор Михайлович. – Значит, я умру". Через несколько часов Достоевского не стало.

Домашнее задание

Подготовить сообщения /отобрать цитатный материал / составить план ответа (по выбору) на тему: "Бедные люди в русской литературе" .

Литература

Энциклопедия для детей. Аванта+. Том 09. Часть 1. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. М., 1999.



Похожие статьи
 
Категории