Где жил кощей. Где живет Колобок

07.03.2019

Давным-давно, в одном поселении православной Руси проживала прекрасная девица Марья Моревна. Всякий молодец, завидевший ее, оказывался пленен красотой и поражен умом ее. Не было отбоя от сватов, но каждого из них ждало разочарование, был у Марьи суженый — богатырь Никита, по прозвищу Кожемяка.

Однажды, когда был он в отъезде, защищая землю родную, несметные полчища Кащея Бессмертного, врага всего живого, вторглись в посад, сожгли все на своем пути, а женщин увели с собой. Вернувшийся вскоре Никита застал лишь пепелище и смертельно раненого защитника, который рассказал, что произошло, и почил в мире. И ничего не оставалось богатырю русскому, как идти войной на Кащея, чтобы освободить Родину свою и вернуть возлюбленную…

В далеком, 1944 году, Александр Роу, снял фильм для детей. Для нынешних и будущих поколений строителей и защитников Отечества. За основу картины он взял множество древних народных сказок и былин, которые рассказывали бабушки своим внукам. Выделить одну историю, по мотивам которой была поставлена лента нельзя. Но возможно проследить за тем, какие герои приняли участие в изложенных событиях и как все было исполнено в то сложное время.

Никита Кожемяка — главный герой этого фильма и персонаж множества сказок Руси. Его отличительной, от других богатырей, чертой была привычка в доказательство своей силы разрывать сырые бычьи кожи. Что прямо указывает на род деятельности героя в быту. В большинстве сказаний он ассоциируется с легендой о победе над Змеем, захватившем дочь князя и влюбившемся в нее. Интересно то, что возможно существовал исторический прототип Кожемяки, в свое время побивший печенежского великана. Прозвище свое он получил, когда в раздражении разорвал кожи, над которыми в тот момент работал. В этой киноленте Никита противостоял более культовому, в сравнении со Змеем (или драконом) по статусу в русских народных сказках герою — Кащею Бессмертному.

Кащей Бессмертный — главный отрицательный персонаж не только этого конкретного фильма, но и великого множества русских поверий и сказаний. Характерные тонкости особенностей этого героя заключаются по большей части в том, что сердце (оно же и смерть его) хранится отдельно от самого Кащея. Зачастую сердце представляет собой иглу, хранящуюся в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, висящем на дубе, а дуб тот на таинственном острове (чаще — Буяне). Переломив иглу и только так можно одолеть могущественного врага. Здесь же, сердце Кащея хранится в яблоке, напоминающем по виду странной формы кондитерское мучное изделие. Яблоко это черное. Висит оно в закрытом черном цветке, на черном дереве, растущем на черной же скале. Только воин без страха в сердце может заполучить черную булку, ибо для иных цветок закрыт навсегда. Оригинальный момент в том, что разломивший яблоко человек, обращается в камень. Еще, Кащей — это могущественный колдун и воин, жадный до чужого золота. Изображается всегда в виде сухого, отталкивающей внешности старика. Зачастую источник жизненных сил злодея — чистая и холодная колодезная вода, кою пить он может целыми ведрами. В одном из самых известных сказаниях, изначально Кащей содержался в заточении в подземелье некоей Марьи Моревны.

Марья Моревна — главный женский персонаж фильма. Упоминания о ней можно встретить в нескольких сказках. Прекрасная королевна-воительница в данном случае простая деревенская красавица. Впрочем, судя по знакам внимания оказываемых целой толпой прислужниц и прочего люда, происходит девица из знатного рода. Но армией способной защитить от налета темных сил не обладает. Похищенная Кащеем, часть фильма Марья притворяется спящей красавицей, просыпающейся, когда на ее палец надевается волшебное кольцо с прозрачным драгоценным камнем, или же в случае смерти чародея, ее пленившего. Нужно особое внимание уделить вышеозначенному кольцу. Существует, по меньшей мере, две его копии и выяснить полные магические свойства их, по данной картине, возможным не представилось. Но помимо восстановления жизненных сил и пробуждения от летаргического сна колечко может остановить на некоторое время водопад, скрывающий потайной выход из башни Кащея. Любопытно, что использовать его можно только один раз, так как для достижения эффекта артефакт нужно выкинуть в пропасть. Собственно перстень — один из нескольких магических предметов, фигурирующих в фильме. Наряду с ковром-самолетом и шляпкой галюциногенного гриба — мухомора. Последняя была подарена Никите Кожемяке эпизодическим персонажем старичком сам-с-перст.

Старичок сам-с-перст не всегда положительный герой русских сказок. Обладает магическими силами и внушительной физической силой, несмотря на малый рост. В этом фильме ему назначена небольшая роль дарителя шапки-неведимки, представляющей собой шляпку большого красного мухомора. Что любопытно, при снятии оной с собственной головы, старичок в ту же секунду сгенерировал себе новую. Среди прочих возможностей сам-с-перст наглядно продемонстрировал умение показывать в водной глади события, произошедшие на его глазах. Возможно, это как-то связано с последствиями приема сырых грибов внутрь. Шапка-невидимка понадобилась главным героям неоднократно, но была утеряна по неосторожности, безвозвратно для потомков. Например, Никита использовал этот предмет для спасения Булата-балагура.

Булат-балагур — друг и главный помощник Кожемяки. Достоверных данных об этом персонаже сказок нет. Известно, что его собирались казнить в какой-то далекой мусульманской стране за попытку кражи ковра-самолета. По его словам, вышеуказанный ковер был необходим Булату для того, чтобы добраться в царство тьмы и собственноручно свернуть шею Кащею Бессмертному, поработившему в числе прочих и его Родину. Однако ответы и тон их на вопросы судьи наводят на мысль, что Балагур мог лукавить и волшебный ковер был нужен ему в тайных и личных целях. После чудесного спасения Никитой из рук палача, преисполненный чувством благодарности он помогает тому расправиться со злобствующими персонажами фильма.

Таким образом, сюжет ленты проходится быстрым шагом по древнерусскому фольклору, надолго нигде не задерживаясь. В этом можно видеть как плюсы, так и минусы. Возможные достоинства — оригинальность и даже где-то уникальность получившегося произведения, а недостатки в обрывочности повествования. Реализован же и воплощен в жизнь сценарий был, по тем временам, просто великолепно. Пусть не было сверкающих осколками и переливающихся взрывов, масштабных побоищ и реалистичных полетов. Зато были красивые и навевающие ностальгическую атмосферу по детству декорации и родные пейзажи. И пусть в Александре Ширшове с трудом угадывался былинный богатырь. Зато Георгий Милляр — стопроцентный Кащей!

В итоге, у режиссера Александра Роу, получилась сумбурная киносказка, повествующая о богатыре, поборовшем злодея и получившем в награду не только прекрасную возлюбленную, но и мир на родной земле. Это кино, погружающее даже взрослого в волшебную атмосферу сказочности, где действуют простые и справедливые законы, и за просмотром которого время пролетает незаметно. На фильмах Александра Роу росло не одно поколение и можно точно сказать, что они ничуть не хуже, блистающих спецэффектами современных фэнтези-лент.

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… - рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

На станции показывали фильм бесплатно… - говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» - и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… - рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» - в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… - говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… - рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе - смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.

Изображение

Этимология

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» - стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» - старшина, начальник коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить "бранить".

Кощей , как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь)

Внешний вид

Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина).

Происхождение

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности: 1. Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики. 2. Кощей Бессмертный - это прототип реального человека. Кощей Бессмертный, фото которого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу. По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Место обитания

Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.

  • ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
  • На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка - золотые окна». Здесь находятся несметные богатства - золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.

Родственники

  • По некоторым ретроспекциям Кощей представляется сыном Матери Земли в древней славянской мифологии.
  • Родственные связи Кощея Бессмертного. Е. В. Караваева отмечает: в сказке непосредственно упоминается о том, что Василиса является дочерью Кощея Бессмертного, которую он не хочет ни за кого выдавать замуж, что является очередным проявлением его жадности и стяжательства, авторитаризма. А имя же Василиса происходит от византийского "базилеос", что значит "царь" или "царица".То есть Василиса - царская дочь, она состоит в родстве с Кощеем и подтверждает его высокий социальный статус царя.

Особенности характера и привычки

Безжалостный, злой, страшный колдун, ужасно скупой.

В словаре русского языка Даля «Кащей» пишется через «А» . И объясняется почему. «Кащей» , по мнению Даля, происходит от слова «кастить» , что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить» . «Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна..

В данном случае имя очень точно определяет характер и привычки нашего героя.

Интересы

Коллекционирует злато-серебро, разные сокровища. Любит похищать красавиц.

Друзья

Друзей в разных сказках мы не обнаружили

Враги

  • Баба Яга. Чаще всего эти два отрицательных персонажа заодно, но в некоторых сказках именно эта старушка рассказывает главному герою о том, как погубить злодея.
  • Богатыри – добрый Добрыня, умный Усыня и смекалистый Горыня.
  • Основной враг Кощея – это всё же Иван-царевич, человек, который не устаёт с ним бороться.

Характерные фразы, цитаты

- "Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несёт!"

- "У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть."

- "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного..."

- "Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет."

- "И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было."

Образ в искусстве

Произведения, в которых встречается существо

Марья Моревна. Царевна-лягушка. Кощей Бессмертный. Булат - молодец. Русские народные сказки

Иван Соснович. Беломорская сказка

Кощеево царство. Житейская сказка

Панюшкин В. Код Кощея: Русские сказки глазами юриста.

Известный литератор Валерий Панюшкин обнаружил истоки современной правовой системы в русских народных сказках: уже тогда тяжущиеся были уверены, что истина недостижима, мера наказания определялась социальным положением преступника, прав всегда оказывался самый сильный, условия договора пересматривались задним числом, а зло в открытом судебном процессе было априори непобедимо. Неужели за столько веков ничего не изменилось?

Ю. Костров Сукин сэр, или яйцо Кощея.

После посещения фирмы "Апогей", которую возглавляет Илья Суворов, таинственно исчезают несколько крупных бизнесменов и политиков. На ничего не подозревающего владельца фирмы начинает охоту всероссийский олигарх по кличке Кальсон, которому удается заманить Суворова в закрытую клинику доктора Сплина, где занимаются странными опытами над людьми. Находчивый и изворотливый Илья Суворов, одновременно находящийся "под колпаком" у полковника из МУРа Петровны и Кальсона, не только выпутывается из цепких лап доктора-экспериментатора, но и успевает одаривать пылкой любовью женщин, встречающихся на пути к спасению...

Шемшук В.А. Встреча с Кощеем Бессмертным. Практика бессмертия.

Фильмография

Фото Кощея Бессмертного

из детского фильма "Кащей Бессмертный" ,Режиссер Александр Роу. Премьера - 27 мая 1945

Римский-Корсаков Музыкальный фильм. 1952г. (Евгений Лебедев)

Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" 1954 год

Огонь, вода и… медные трубы Детский, мюзикл. 1968г. (Георгий Милляр)

Весёлое волшебство Фильм. 19669г. (Фёдор Никитин)

Новогодние приключения Маши и Вити Детский фильм. 1975г.(Николай Боярский)

Там, на неведомых дорожках Детский фильм. 1982г.(Александр Филиппенко)

После дождичка в четверг Детский фильм. 1985г.(Олег Табаков)

На златом крыльце сидели Детский фильм. 1986г.(Виктор Сергачёв)

Сказка про влюблённого маляра Детский фильм. 1987г.(Валерий Ивченко)

Лиловый шар Фантастический детский фильм. 1987г.(Игорь Ясулович)

Кощеево царство . Детский фильм. 2003г. Россия. Режиссер: Светлана Кенециус

  • Чудеса в Решетове Детский фильм. 2003г.(Нодар Мгалоблишвили)

Книга мастеров Детский фильм. 2009г.(Гоша Куценко)

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кощей Меднобородый – в польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных. «Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук – клешни рачьи…высунулось чудище из колодца наполовину – рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится. - Я – Кощей Меднобородый, владыка подземного царства…

Ну что же, дорогие читатели «Ликбеза», День защиты детей на дворе, поэтому предлагаю сегодня для рассмотрения вопрос почти что детский – как правильно писать имя сказочного персонажа, или ?

Для начала вспомним, как водится, историю с биографией: « или Кощей Бессмертный , в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. В русских сказках Кощей уносит героиню на край света в своё жилище, та выпытывает, где скрыта его смерть; передаёт тайну своему герою-избавителю, который добывает смерть, и Кощей погибает».

У Пушкина, если помните, имя этого персонажа пишется через а – : “...Там царь Кащей над златом чахнет...”. Этот мифологический персонаж есть у всех восточных славян: наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, царь, оборотень и чародей, похититель красавиц, моривший их голодом и т.д.

История происхождения и написания имения этого скупого старикана остается во многом неясной.

По одной гипотезе, писать следует – от кошт , кость , “костлявый”. Еще Кощея можно связать с глаголом костенеть – замерзать, затвердевать, впадать в оцепенение: «Кощей – похититель красной девицы-солнца, олицетворяет собой зимние тучи, из-за которых земля костенеет, цепенеет, замерзает». Под действием кощеевых козней герои сказок превращаются в камень, дерево, лед – окостеневают. Отсюда же русское "кощун", "колдун", "кощуны творить".

По другой гипотезе, писать следует – от касть – костить или костерить (бранить). Интересно, что славянское “костить” означает не просто “поносить, хулить”, но и “портить, наносить вред”. Между прочим, такой смысл сохранился и в слове “пакость” – причиненный кому-либо умышленный вред. Действительно, во всех сказках этот старый скряга только и делает, что “костит” - творит пакости положительным героям.



Есть и ещё одна гипотеза, толкующая смысл имени Кощей: оно считается заимствованием из тюркских языков периода ранних славяно-тюркских связей и соотносится с тюркским словом кошчи - “пленник”. Эта гипотеза в качестве единственной представлена в энциклопедическом словаре “Мифы народов мира».

Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?

– (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок.
– 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.

Однако же, можно писать и Кащей – ведь после прочтения этого «Ликбеза» вы наверняка заметили разницу между злокозненным пакостным старикашкой – Кащеем и Кощеем – костлявым скрягой.

За помощь спасибо книге «Образы восточнославянской волшебной сказки» Н. Новикова.

Кощей (Кащей) Бессмертный - один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

1. Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия - имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека - сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).

2. Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие - русскую версию германского бога Одина, третьи - просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

3. Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.

4. Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

5. Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

6. Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб - «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.

Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.

8. Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич - дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.



Похожие статьи
 
Категории