Гедике произведения. Биография александра федоровича гедике

16.07.2019

Народный артист РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов. Сын органиста и преподавателя фортепиано Московской консерватории Фёдора Карловича Гедике. В 1898 окончил Московскую консерваторию, занимался по классу фортепиано у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова, композицией у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса. За сочинение Концертштюка для фортепиано с оркестром, сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию на Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900). С 1909 профессор Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 заведующий кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вёл класс органа, в котором учениками Гедике были М. Л. Старокадомский и многие другие советские музыканты.

Культура органа наложила печать на музыкальный стиль Гедике. Для его музыки характерны серьёзность и монументальность, ясная форма, преобладание рационального начала, господство вариационно-полифонического мышления. Композитор тесно связан в своём творчестве с традициями русской музыкальной классики. К лучшим его произведениям принадлежат обработки русских народных песен.

Ценный вклад внёс Гедике в педагогическую литературу для фортепиано. Исполнение Гедике-органиста отличалось величавостью, сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами света и тени. Им были исполнены все органные произведения И. С. Баха. Гедике расширил репертуар органных концертов своими переложениями отрывков из опер, симфоний, фортепианных произв. Государственная премия СССР (1947) за исполнительскую деятельность.

Сочинения:

оперы (все - на собств. либретто) - Виринея (1913-15, по легенде из первых веков христианства), У перевоза (1933, посв. восстанию Е. Пугачёва; 2-я пр. на Конкурсе в честь 15-летия Октябрьской революции), Жакерия (1933, на сюжет крестьянского восстания во Франции в 14 в.), Макбет (по У. Шекспиру, в 1944 исп. оркестровые номера); кантаты , в т. ч. - Слава советским пилотам (1933), Родина радости (1937, обе на сл. А. А. Суркова); для оркестра - 3 симфонии (1903, 1905, 1922), увертюры, в т. ч. - Драматическая (1897), 25 лет Октября (1942), 1941 год (1942), 30 лет Октября (1947), симфоническая поэма Зарницы (1929) и др.; концерты с оркестром - для фортепиано (1900), скрипки (1951), трубы (изд. 1930), валторны (изд. 1929), органа (1927); 12 маршей для духового оркестра; квинтеты , квартеты, трио, пьесы для органа, фортепиано (в т. ч. 3 сонаты, около 200 лёгких пьес, 50 упражнений), скрипки, виолончели, кларнета; романсы , обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, трио (6 тетр., изд. 1924); множество транскрипций (в т. ч. произв. И. С. Баха для фортепиано и оркестра).

Александр Гедике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер.

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ― заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов ― Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений.

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике ― наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»).

Александр Фёдорович Гедике умер 9 июля 1957 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Награды и премии

  • народный артист РСФСР (1946)
  • Сталинская премия первой степени (1948) - за концертно-исполнительскую деятельность
04 марта 1877 - 09 июля 1957

русский композитор, органист, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, основатель советской органной школы

Родился в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер .

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского , Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 г. участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ? заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов? Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг , И. Д. Вейс . В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В 1947 за исполнительскую деятельность Гедике был удостоен Сталинской премии.

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике? наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»).

Гедике А. Ф.

Александр Фёдорович (20 II (4 III) 1877, Москва - 9 VII 1957, там же) - сов. композитор, пианист, органист и педагог. Нар. арт. РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов. Сын органиста и преподавателя фп. Моск. консерватории Фёдора Карловича Г. В 1898 окончил Моск. консерваторию, занимался по классу фп. у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова, композицией у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса. За сочинение Концертштюка для фп. с оркестром, сонаты для скрипки и фп., пьес для фп. получил пр. на Междунар. конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900). С 1909 профессор Моск. консерватории по классу фп., с 1919 зав. кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вёл класс органа, в к-ром учениками Г. были М. Л. Старокадомский и мн. другие сов. музыканты. Культура органа наложила печать на муз. стиль Г. Для его музыки характерны серьёзность и монументальность, ясная форма, преобладание рационального начала, господство вариационно-полифонич. мышления. Композитор тесно связан в своём творчестве с традициями рус. муз. классики. К лучшим его произв. принадлежат обработки рус. нар. песен. Ценный вклад внёс Г. в педагогическую лит-ру для фп.
Исполнение Г.-органиста отличалось величавостью, сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами света и тени. Им были исполнены все органные произв. И. С. Баха. Г. расширил репертуар органных концертов своими переложениями отрывков из опер, симфоний, фп. произв. Гос. пр. СССР (1947) за исполнительскую деятельность.
Сочинения : оперы (все - на собств. либретто) - Виринея (1913-15, по легенде из первых веков христианства), У перевоза (1933, посв. восстанию Е. Пугачёва; 2-я пр. на Конкурсе в честь 15-летия Октябрьской революции), Жакерия (1933, на сюжет крестьянского восстания во Франции в 14 в.), Макбет (по У. Шекспиру, в 1944 исп. оркестровые номера); кантаты, в т. ч. - Слава советским пилотам (1933), Родина радости (1937, обе на сл. А. А. Суркова); для орк. - 3 симфонии (1903, 1905, 1922), увертюры, в т. ч. - Драматическая (1897), 25 лет Октября (1942), 1941 год (1942), 30 лет Октября (1947), симф. поэма Зарницы (1929) и др.; концерты с орк. - для фп. (1900), скр. (1951), трубы (изд. 1930), валторны (изд. 1929), органа (1927); 12 маршей для духового орк.; квинтеты, квартеты, трио, пьесы для органа, фп. (в т. ч. 3 сонаты, около 200 лёгких пьес, 50 упражнений), скр., влч., кларнета; романсы, обработки рус. нар. песен для голоса с фп., трио (6 тетр., изд. 1924); мн. транскрипций (в т. ч. произв. И. С. Баха для фп. и орк.). Литература : Левик Б., Александр Гедике, М., 1947; А. Ф. Гедике. Сб. статей и воспоминаний, сост. К. Аджемов, М., 1960; Гедике А. Ф., Нотографический справочник, сост. Г. К. Иванов, М., 1970. И. П. Кулясов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Гедике А. Ф." в других словарях:

    Гедике: Гедике, Александр Фёдорович (1877 1957) русский композитор, органист. Гедике, Роберт Андреевич (1829 1910) архитектор Гедике, Г. Е. архитектор … Википедия

    Александр Фёдорович (1877 1957), композитор, пианист, органист, народный артист РСФСР (1946), доктор искусствоведения (1940). Двоюродный брат Н. К. Мет нера. Основатель и глава отечественной органной школы. 4 оперы, в т.ч. Виринея (1916), Жакерия … Русская история

    Александр Федорович , советский композитор, органист, пианист и педагог, народный артист РСФСР (1946), доктор искусствоведения (1940). В 1898 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано… … Большая советская энциклопедия

    Сотр. "Педаг. сборн." 1867 г. {Венгеров} …

    Фёдор Карлович (наст. имя Фридрих Александр Пауль) (1839, Москва 1916, там же) рус. органист и пианист. Игре на органе учился под рук. отца Карла Г., игре на фп. у А. И. Дюбюка. Преподавал музыку в сиротском Николаевском ин те, был… … Музыкальная энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Гедике Р. А. - ГÉДИКЕ Роберт Андреевич (1829–1910), архитектор. В его постройках эклектичный декор фасадов и интерьеров сочетается с рационально функцион. планировкой (здание дет. Владимирской больницы в Москве, 1876–77) … Биографический словарь

    ГЕДИКЕ - Александр Федорович, род. 20 февраля 1877 в Москве; сын Федора Карловича Г., ученика Дюбюка, преподавателя игры на фп. в московской консерватор. и органиста московской французской церкви (род. 1838); учился игре на фп. в московской консерв. у… … Музыкальный словарь Римана

    Архитектор; род. в 1829 г. По окончании курса в немецком училище св. Петра поступил в 1846 г. учеником Императорской академии художеств, в которой ближайшим его наставником был профессор А. П. Брюллов. Окончив курс в 1852 году, Гедике вскоре за… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • 40 мелодических этюдов для начинающих, сочинение 32. Ноты , Гедике Александр Федорович Категория: Музыка и Ноты Серия: Издатель: Планета музыки , Производитель: Планета музыки ,
  • 40 мелодических этюдов для начинающих, сочинение 32 , Гедике Александр Федорович , Гедике (Гёдике) Александр Фёдорович (1877-1957) - педагог, композитор, основатель советской органной школы. Сборник состоит из 40 мелодических этюдов, многие из которых представляют собой… Категория: Музыка и Ноты Серия: Учебники для ВУЗов. Специальная литература Издатель:

| дорогие имена:

ГЕДИКЕ Александр Федорович

(1877-1957)

Органист, пианист, ученый, композитор, педагог.


Сын органиста и преподавателя фортепиано Московской консерватории Ф.К. Гедике (1839-1916). Ученик В.И. Сафонова (фортепиано). Пользовался консультациями А.С. Аренского и Г.Э. Конюса (по композиции).

С 1909 профессор Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 - камерного ансамбля, с 1922 вел класс органа и концертировал как органист.

В училище преподавал с начала 20-х до середины 50-х гг. (фортепиано, камерный ансамбль, композиция). Долгие годы являлся руководителем класса камерного ансамбля и был автором первой учебной программы по камерному ансамблю для музыкальных училищ (1946). В качестве ассистента Гедике работал пианист и композитор Л.Л. Солин.

Среди учеников: М.Л. Старокадомский, Н.Я. Выгодский, И.Д. Вейс, В.К. Мержанов, С.Л. Дижур, Г.Я. Гродберг , Л.И. Ройзман .

Автор опер «Виринея» (1916), «У перевоза» (1933), «Жакерия» (1933), «Макбет» (1947); 3 кантат, 3 симфоний; концертов для различных инструментов с оркестром, в т.ч. для органа (1927); камерных ансамблей; органных транскрипций; детских фортепианных пьес и упражнений; романсов и песен.

Лауреат премии по композиции на Международном конкурсе имени А.Г. Рубинштейна (Вена, 1900). Лауреат Сталинской премии (1947, за исполнительскую деятельность).


К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ГЕДИКЕ

4 марта /2002 года - Прим. вебмастера/ исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Гедике - русского органиста, композитора и педагога. Его творческая деятельность на протяжении всей жизни была неразрывно связана с музыкальной культурой Москвы, и прежде всего с Московской консерваторией, в которой он преподавал почти полвека.

Александр Гедике происходил из семьи потомственных немецких органистов. Его дед, обосновавшийся в России еще в начале 19-го века, был органистом московской католической церкви святого Людовика. Там же служил и отец Александра Гедике, под руководством которого маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в стране стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов.

«Органные концерты Александра Гедике, а потом и других органистов, прежде всего его учеников, были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России, - рассказывает профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Елена Сорокина. - Почему? Думается, что орган хотя никогда и не был у нас культовым инструментом, но своим тембром вызывал определенные ассоциации и в какой-то мере заполнял духовный вакуум, который, конечно же, ощущался в те годы. Именно органные концерты отчасти восполняли недостаток храмового общения. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало 20-го века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России, как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии».

Выпускник Московской консерватории Александр Гедике сочинял произведения не только для органа. Его композиторское наследие насчитывает около ста опусов. Это оперы, симфонии, инструментальные концерты, квартеты, трио, скрипичные и виолончельные сонаты. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом. В Московской консерватории он вел класс фортепиано, камерного ансамбля и органа. Среди его учеников известный интерпретатор музыки Фредерика Шопена, пианист Виктор Мержанов, а такие талантливые музыканты как Сергей Дижур и Гарри Гродберг. Они составили цвет российского органного искусства.

Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. А сама его жизнь стала символом бескорыстного и преданного служения делу.

«И я, и мой муж - пианист Александр Бахчиев, который был учеником Гедике по классу камерного ансамбля, помним, что мало кого так любили в консерватории в Москве как Александра Гедике. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность и к ученикам, и к себе. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское» высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю. Бегая детьми в центральную музыкальную школу мимо консерватории, - продолжает Елена Сорокина, - можно было видеть пожилого человека, кормящего голубей. Он отправлялся в учебный корпус, выходя из правого крыла здания, которое изначально строилось для квартир профессоров, и в котором Александр Гедике жил до самой смерти. Каждый его день был заполнен занятиями с учениками, экзаменами, концертами, где он играл сам или слушал любимую музыку. И нам казалось, что этот уклад жизни ничто не могло изменить».

В память об Александре Гедике кафедра органа и клавесина Московской консерватории ежегодно проводит концерты, в которых звучит его музыка. К 125-летию со дня рождения Александра Гедике в фойе Московской консерватории развернута выставка, посвященная его творчеству и педагогической деятельности, где представлены фотографии, документы, рукописи, композитора. К юбилею приурочен и органный фестиваль, который проходит сейчас в Московской консерватории. В концерте, открывшем фестиваль, приняли участие молодые органисты, «внучатые» ученики Александра Гедике.



Похожие статьи
 
Категории