Геноцид в руанде 1994 съемки солдат. Хуту и тутси

21.09.2019

Обычный европеец, оказавшийся среди представителей африканского племени тутси, почувствует себя карликом, ведь средний рост местных мужчин почти 2 метра, а женщины не намного отстают от них. Мы предлагаем совершить путешествие в Центральную Африку, где живут самые высокие люди планеты.

Народ тутси, численность которого составляет около 2-2,5 миллионов человек, проживает на территории нескольких центральноафриканских государств: Руанды, Бурунди, Демократической Республики Конго и в некоторых соседних странах.


Предки тутси, пришедшие в Центральную Африку с территории Эфиопии и Судана в XV веке, занимались скотоводством. Позже они стали смешиваться с более многочисленной этнической группой хуту, переняв у них навыки земледелия и язык. Постепенно произошло и смешение этих двух народов, о чем говорит их генетическая близость. Но скотоводство по-прежнему считается более предпочтительным занятием для тутси, а выкуп за невесту также измеряется количеством передаваемого семье крупного рогатого скота.

Тутси говорят на двух близкородственных языках группы банту - рунди и раунда. Помимо родного языка, многие тутси владеют французским, который является государственным языком Руанды, Бурунди и Демократической Республики Конго. Большинство современных тутси исповедуют католицизм, хотя среди тутси, живущих в деревнях, до сих пор сильны традиционные верования. У этого народа очень богатый фольклор, они знают множество сказок, поговорок и легенд. Традиционным ремеслом, которым в совершенстве владеют тутси, является плетение различных изделий из сухой соломы и камыша. Тутси изготавливают из подручного растительного материала корзины, короба и предметы мебели.


Отличительной особенностью людей народа тутси является их высокий рост, длинные ноги и узкое вытянутое лицо. Средний рост женщин тутси составляет 175 сантиметров, а мужчин - 193 сантиметра, хотя не редкость среди тутси и люди, имеющие рост более 2-ух метров. Исследователи предполагают, что одним из факторов, повлиявших на высокий рост тутси, стало их обитание в условиях полупустынного климата саванн и традиционное занятие скотоводством, которое предполагает значительные ежедневные пешие переходы. На это указывает и тот факт, что в этом регионе Африки проживают и другие племена, представители которых отличаются более высоким ростом по сравнению с другими народами мира. Это динка, масаи, самбуру, луо и другие народы, традиционно населяющие Восточную и Центральную Африку.


Последние десятилетия были очень тяжелыми для народа тутси. Несмотря на многовековое проживание по соседству с народом хуту, обилие смешанных браков и общий язык, между этими племена вспыхнул межэтнический конфликт. Но таковы реалии постколониальной Африки: сотни тысяч тутси стали жертвами конфликта, многие были вынуждены покинуть свои места обитания. Остается лишь надеяться, что в скором времени мир воцарится в этом многострадальном регионе и тутси снова будут водить по просторам саванны свои многочисленные стада коров с грациозными рогами.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.

Тутси (ватутси) – загадочный народ численностью 2 миллона человек, живущий в Центральной Африки, сильно отличается от других негроидных народов. Несмотря на то, что в наше время многие тутси исповедуют как католицизм, так и ислам, они также верят в бога-творца Имаана, дарующего здоровье и плодородие. Духи предков служат у них гонцами у бога, передают его волю людям. Тутси приносят жертвы духам, гадают и верят в то, что их монарх разделяет силу божества, для связи с которым у него есть священный огонь и особые королевские барабаны, а также священные ритуалы.

Тутси - высокие, стройные чернокожие красавцы, имеющие некоторое сходство с эфиопами. У них – удлиненная голова, курчавые волосы. Лицо очень интересное - нос длинный и узкий, а губы полные, но не вывернутые. Некоторые антропологи считают, что такой тип выработался в результате приспособления к степному или пустынному климату. Считалось, что тонкий нос может говорить об европейским происхождении народа, но современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси на 100 процентов имеют местное происхождение с незначительной восточноафриканской примесью.

Сами тутси верят, что их предки жили в Египте. Действительно, на египетских фресках есть изображения коров с огромными лирообразными рогами, и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Есть также косвенные доказательства их происхождения от арабов, так как сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.

Возможно, смешение произошло в 15 веке, во время нашествия арабов в Судан и Эфиопию. Тутси мигрировали в Руанду и Бурунди. Они стали строить собственное государство, занимая в нем привилегированное положение по отношению к коренному народу хуту, как люди более развитые и образованные.

В 1959 году произошло свержение короля тутси, привилегии были ликвидированы, к власти пришло правительство хуту. Сотням тысяч тутси пришлось бежать. Те, кто остались в Руанде, были уничтожены, причем преследователи называли их тараканами, обвиняя в служении белым. Тем не менее, находясь в меньшинстве, они снова пришли к власти. В 1994 году в Конго произошли страшные события, в результате которых погибли 800 тысяч тутси и 200 тысяч хуту.

Самолет с президентом Хабьяриманом возвращался с международной конференции, но на подлете к столице Руанды неожиданно был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Президент погиб. Это послужило сигналом к началу геноцида тутси. Рассвирепевшие хуту поджигали дома тутси, насиловали и до смерти избивали женщин. Толпы, вооруженные дубинами и мачете, истязали и убивали больных, стариков, детей. Малышей тутси брали за ноги и с размаху расбивали им головы о каменные стены. Бандиты расправлялись даже с соплеменниками, которые отказывались участвовать в массовых убийствах.

По реке – истоку Нила, плыли тысячи трупов, полностью забивая русло. Тутси подняли мятеж. Им удалось поставить своего министра обороны. Они стали мстить убийцам, казнили многих подстрекателей геноцида, 1,7 миллиона хуту стали беженцами - в лагерях от холеры умирали ежедневно по 2 000 человек. Межплеменная вражда достигла своего апогея.

В марте 1999 года полторы сотни боевиков из народности хуту окружили туристический кемпинг в лесу на западе Уганды. Сонных западных туристов, приехавших взглянуть на местных горилл, пинками выволокли из постелей и выстроили в ряд перед палатками, отобрали паспорта. Хуту считали, что тутси являются пособниками англичан, поэтому четырех мужчин и четырех женщин с английскими паспортами забили дубинками и изрубили мачете. Одну из несчастных перед этим еще и изнасиловали. Туристов с паспортами других стран были ограблены и избиты. Им чудом удалось спастись.

Лоран Нкунда, военный деятель тутси, обвинил правительство в потворстве боевикам хуту. В 2004 году он поднял мятеж. Мятежники имели вначале успех, но потом правительственные войска их вытеснили. Произошёл раскол, но лишь в 2009 году мятежный генерал Нкунда был арестован. В 2012 году солдаты тутси вновь подняли мятеж и взяли под контроль город Гома. Конфликт там продолжается до сих пор.

Тутси – не только воинственные и конфликтные. Они - прекрасные сочинители песен: охотничьих, колыбельных. Есть у них и «ибикуба» - хвалебные песни для скота. Во время свадьбы невеста должна лить слезы и изливать душу в стихотворной форме. Подруги утешают ее песней, сопровождаемой танцами.

Кроме того, тутси знают множество пословиц, сказок, мифов и загадок. Одна из сказок напоминает русскую сказку о рыбаке и рыбке. В ней говорится о бедняке Себгугугу. Ему помогал бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым, но жадный Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

От африканского фольклора они взяли тамтам, который больше, чем инструмент. Эти люди наделяют его индивидуальностью, считая живым. Кроме того, тамтам внушает им почтение и страх как символ правителя. В языке тутси существуют такие метафоры: «государь передаёт тамтам», что означает - «государь умирает»; «съесть тамтам» - прийти к власти, «сын тамтама» - правитель царской крови. До сих пор практикуется церемония, когда вокруг центрального, ставятся 24 высоких тамтама и барабанщики двигаются вокруг них, по очереди играя, причем каждому доводится постучать по главнму тамтаму.

Тамтам используют во время торжественных ритуалов – свадеб, похорон, церемонии присвоения имени. Церемония присвоения имени проводится на седьмой день рождения ребенка. Если у женщины рождается первый сын, то она клеит на его лоб кружок из соломы сорго, кукурузы или мелкого красного и белого бисера.

У тутси существует полигамия, а подыскивают невест обычно родители и старейшины клана. Они не только находят подходящих невест, но и стараются использовать браки для максимального расширения связей своей семьи с другими общинами. Тем самым создаются условия для большей безопасности и ограничиваются возможности кровосмешения.

Брак заключается после выплаты выкупа за невесту. Он передается семьей жениха семье невесты и служит возмещением за ее потомство, которое отныне будет принадлежать семье мужа. Брачный выкуп - скот. Раньше тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, входили в аристократический слой Руанды. У них были касты, между которыми сохранялись брачные барьеры. Тутси редко брали в жены женщин хуту. Постепенно различия между двумя народами стирались, тутси беднели. В случае невозможности выплаты выкупа, жених работал 2 года на тестя.

Создав семью, тутси поселяются в отдельной усадьбе. В нее входят несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. 20-60 усадеб объединяются в поселения, которые располагаются на холмах. Хижина имеет каркас из древесины и оплетку из камыша и соломы, по форме напоминающую улей. Вокруг жилища ставится высокий забор. Современные же богатые тутси предпочитают жить в современных коттеджах.

Геноцид в Руанде-один из самых тяжелых моментов в истории человечества. Авиакатастрофа в 1994 году с участием президентов Руанды и Бурунди стала поводом для начала организованной кампании насилия в отношении народа Тутси и умеренных мирных жителей Хуту по всей стране.

Приблизительно 800,000 Тутси и умеренных хуту были убиты в тщательно организованной программы геноцида за 100 дней, что делает историю как самый быстрый убийств в мировой истории.

Начало геноцида в Руанде

Гражданская война разразилась в Руанде в 1990 году, усугубив существующую напряженность в отношениях между меньшинством Тутси и большинством Хуту. В гражданскую войну началась, когда в Руанде изгнанники образовали группу под названием Руандийского патриотического фронта (РПФ) и начали наступление на Руанду на своей базе в Уганде.

РПФ, в состав которого входили в основном Тутси, возлагал вину на правительство за то, что оно не обращалось к беженцам Тутси. Все Тутси в стране были охарактеризованы как сообщники РПФ, а все Хуту-члены оппозиционных партий считались предателями. Несмотря на противодействие сил достичь мирного соглашения в 1992 году, политические переговоры продолжились в попытках достичь гармонии между тутси и хуту.

6 апреля 1994 года, когда президент Руанды Ювенал Хабиаримана вернулся из раунда переговоров в соседней Танзании, он был убит, когда его самолет был сбит за пределами столицы страны, Кигали.

После крушения США помощь депутата Государственного секретаря США предупредил о “большая вероятность того, что повсеместное насилие может вспыхнуть.”

Смерть президента стала искрой для организованной кампании насилия в отношении Тутси и умеренных мирных жителей

Хуту по всей стране. Всего за несколько часов повстанцы Хуту окружили столицу и захватили улицы Кигали. В течение дня Хуту успешно ликвидировали умеренное руководство Руанды. По мере того, как недели прогрессировали, Тутси и любой, кто подозревается в каких-либо связях с Тутси, были убиты.

Политический вакуум позволил хуту-экстремистам взять под свой контроль страну. Подробные списки Тутси цели были заранее подготовлены и государственных радиостанций призвал руандийцев, чтобы убивать своих соседей. Эти конкретные списки включены имена, адреса и иногда номерных знаков. Через радио ненависти, призвал людей выйти на улицы и уничтожить тех, кто соответствует списку.

Кто такие Хуту и Тутси?

Руанда состоит из трех основных этнических групп: Хуту, Тутси и тва. Почти 85% населения идентифицировано как Хуту, что делает ее основной группой в Руанде. Тутси составлял 14% населения, а тва — 1%.
Колониальная держава, Бельгия, считала, что Тутси превосходят Хуту и Туу и поставила Тутси во главе Руанды. Однако в конце колониального правления Бельгия начала давать больше власти Хуту. Как хуту получили больше рычагов, они начали гнать Тутси из Руанды и значительно снизил населения Тутси в стране.

Предвестники Геноцида

Этническая напряженность существовала в Руанде на протяжении веков, еще более обостряясь после того, как Руанда получила независимость от Бельгии в 1962 году. В 1990-х годах политическая элита Хуту обвинила население Тутси в росте политических, социальных и экономических проблем в стране. Они также связывали гражданских лиц Тутси с повстанческой группировкой патриотического фронта Руанды (РПФ).

Многие Хуту возмущались Тутси, так как они обычно считались элитой и правили страной на протяжении десятилетий. В результате они также боялись Тутси и были полны решимости сохранить свою собственную власть. Когда разбился самолет Президента Хабиариманы (Хуту), экстремисты Хуту предположили, что именно Тутси его сбил. Тут же Хуту решили уничтожить все население Тутси и отомстить за власть, которая всегда считалась элитой.

Ответ

С самого начала, несмотря на то, что Соединенные Штаты и международное сообщество, утверждая, что их не знают об этих убийствах, знали об опасности и беспорядках в Руанде. Но не было принято никаких мер, чтобы остановить убийства. Месяцев до того, как начались убийства, генерал Ромео Далер, командующий миротворцев ООН в Руанде, отправил сейчас пресловутый “геноцид факс”, предупреждая о “истребление Тутси” сюжет.

Средства массовой информации освещали свидетельства очевидцев и прямые рассказы миссионеров, которые не смогли спасти своих Руандийских друзей от неизбежной смерти. Рассказы попадет на первые полосы газет из Вашингтон Пост и Нью-Йорк Таймс, даже с описания шести футов груды трупов. Там были разведывательное управление Министерства обороны сообщает, заявил, что убийства были напрямую контролируется государством и разведки заметки, которые сообщили зачинщиков геноцида.

Соединенные Штаты

Несмотря на эти отчеты, президент Клинтон специально избегал называть резню геноцидом, чтобы избежать участия США. Администрация Клинтона придерживалась идеи, что в Руанде нет интересов США, поэтому вмешиваться было не их место. Они также полагали, что авторитет США будет снижен, если они будут считать Руандой акты геноцида, а затем не будут вмешиваться.

Высокопоставленный американский чиновник описал решение не вмешиваться в Руанде как “предрешен.” Военного вмешательства не было на столе для обсуждения; он автоматически отметил, что Соединенные Штаты не принимают участие в остановке геноцида в Руанде.

Международное сообщество

Международные лидеры также отказались использовать свою власть, чтобы бросить вызов легитимности правительства, совершившего геноцид. Когда, наконец, прозвучало неодобрение, те, кто совершил убийство в Руанде, не остановили его. Весь мир видел, что происходит, но отказался вмешаться.

В апреле в Руанду была направлена миротворческая операция ООН (МООНПР). Миссия, однако, не удалось быть достаточно и был очень плохо оборудован. Отсутствие функционирования транспортных средств и те, которые были доступны были руки-мне-падений. Медицинские быстро расходные материалы закончились без денег, чтобы пополнить запасы, и другие поставки редко могли быть заменены.

Соединенные Штаты были главным сторонником вывода МООНПР из Руанды. Американские чиновники считали, что небольшая миротворческая миссия приведет к большой и дорогостоящей войне для американцев. Бельгия присоединилась к Соединенным Штатам, призвав к полному выходу ООН в апреле 1994 года. Позднее в середине мая Совет Безопасности проголосовал за возвращение 5000 военнослужащих в Руанду после сообщений о распространении геноцида. Однако к тому времени, когда силы вернулись, геноцид давно завершился.

Те, кто был у власти в то время, утверждают, что имеющаяся информация была упущена из виду путаницу гражданской войны и быстроту, с которой развернулся геноцид. Но недавно опубликованные архивные материалы о дискуссиях в правительство США и Совет Безопасности ООН предлагаю еще могли и должны были сделать для предотвращения и реагирования на геноцид в Руанде.

Последствия

Когда убийство прекратилось, РПФ учредила коалиционное правительство с Пастером Бизимунгу (Хуту) в качестве президента и полом Кагаме (Тутси) в качестве вице-президента и министра обороны.
ООН также восстановила и реорганизовала операцию МООНПР в Руанде, которая оставалась там до марта 1996 года. После геноцида МООНПР оказала гуманитарную помощь.

Отток бывших творящих геноцид сторон через границу в Демократической Республике Конго имеет долгосрочные последствия, которые продолжают ощущаться в области сегодня.

Последствия геноцида для народа Руанды неизмеримы. Люди подвергались пыткам и террору, когда они видели, как те, кого они любят, умирают и боялись потери собственной жизни. По оценкам, почти 100 000 детей стали сиротами, были похищены или брошены. Двадцать шесть процентов населения Руанды по-прежнему страдает от посттравматического стрессового расстройства сегодня.

В 1994 году ООН создал Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), предназначенные для привлечения виновных в геноциде. Несмотря на медленные темпы, МУТР начал судить и обвинять виновных в 1995 году.
Организация Объединенных Наций провела более 70 судебных разбирательств, а Руандийские суды судили до 20 000 человек. Однако судебное разбирательство дел отдельных лиц в судах оказалось сложным процессом, поскольку местонахождение многих преступников было неизвестно.

Иметь дело с тысячами обвиняемых и примирения, в традиционной судебной системе, известной как “Гакака” был использован, что приводит к более 1,2 миллиона делам. МУТР также определил, что широко распространенные изнасилования, совершенные во время геноцида в Руанде, могут также рассматриваться как акт пыток и геноцида. МУТР закрыт в конце 2014 года.

«Руанда может снова стать раем, но для этого потребуется любовь всего мира…и это, как и должно быть, за то, что произошло в Руанде с нами всеми – человечество было ранено в результате геноцида.”
— Immacuée Ilibagiza, Rwandan author

Факты о геноциде в Руанде

Геноцид в Руанде имел место в период с апреля по июль 1994 года. В течение 100 дней этническая группа большинства-Хуту-систематически убивала более 800 000 Тутси, принадлежащих к меньшинствам.
Руандийский народ коллективно известный как Баньяруанда. Баньяруанда связаны исторически, культурно и лингвистически, но состоят из трех этнических подгрупп с различными историческими социально-политическими ролями. Тремя группами являются Тутси, Хуту и тва.
Геноцид в Руанде имеет глубокие исторические корни, включая долгосрочную напряженность в социально и этнически разделенном населении Руанды. Эти разногласия были усугублены в различных отношениях европейским колониализмом.
Официальное название геноцида в Руанде — «геноцид против Тутси», как было решено организацией Объединенных Наций в 2014 году.
Руанда была частично колонизирована Германией с 1897 по 1916 год. После Первой мировой войны в уставе Организации Объединенных Наций Бельгия была назначена колониальным надзирателем Руанды, которая действовала до 1961 года. Бельгийские колонизаторы подняли и без того социально возвышенную Тутси на видное место в местных органах власти, что часто глубоко меняло давние руандийские обычаи и социальные структуры.
Различия между тремя соматическими группами в Руанде-Тутси, Хуту и тва-являются предметом многих научных дискуссий. Ранние европейские антропологи рассматривали их как различные расы, хотя складывающееся мнение было гораздо более неоднозначным относительно точного характера разрыва между тремя социальными / этническими группами.
Взаимосвязь доминирующих Тутси и хуту были более людными исторически сформированная социальная практика, известная как ubuhake, который был похож на пути европейского феодализма. Убухаке был своего рода системой патронажа, в которой Тутси будет позволять защиту и шансы на повышение социальной мобильности для своих клиентов Хуту, которые трудились и воевали от их имени. Убухаке был объявлен вне закона в 1954 году, но его глубоко укоренившиеся последствия остались.
После Второй мировой войны идеологи Хуту начали агитировать за больший контроль над Хуту и осудили то, что они называли социально-экономической монополизацией власти, удерживаемой европейскими сторонниками Тутси.
Европейские колонизаторы в значительной степени отдавали предпочтение Тутси, который имел более светлую кожу и более тонкие черты, чем их Хуту и twa соотечественников. Европейские антропологи построили сложные объяснения и расовые теории, чтобы объяснить различия между группами и защитить превосходство Тутси.
Руандийская динамика власти резко изменилась в 1959 году, когда восстание Хуту унесло жизни многих сотен Тутси и заставило тысячи других покинуть страну. В период с 1959 по 1961 Год Хуту осуществили социальную революцию, которая привела к независимости Руанды от бельгийского правления в 1962 году и к созданию правительства большинства Хуту.
Насилие и беспорядки революционного периода 1959-1961 гг. создали большое количество беженцев Тутси, которые бежали в соседние страны. Эти беженцы начали искать пути восстановления политической власти в Руанде, напрягая расовую и этническую напряженность и создавая почву для насилия 1994 года.
В 1988 году перемещенные Тутси сформировали Руандийский патриотический фронт (РПФ) с целью репатриации Руандийских беженцев и реформирования правительства с целью разделения власти между Хуту и Тутси.
Искра, которая зажгла копилку этнической ненависти и спровоцировала геноцид, была убийством Президента Руанды Ювеналя Хабиаримана. 6 апреля 1994 года возле аэропорта Кигали был сбит самолет Хабьяриманы. Были убиты и Хабьяримана, и Киприен Нтарьямира, президент соседней Бурунди, который также находился в самолете.
Чиновники хуту поспешили обвинить в сбитии самолета Хабьяриманы на рпф под руководством Тутси. Многие Тутси утверждали, что экстремисты Хуту сбили самолет президента как предлог для последовавшей резни Тутси. До сих пор окончательно не известно, кто был ответственен за смерть Хабьяриманы.
Полиция и хуту «Интерахамве», или ополченцами под руководством убийства в течение месяца в руандийского геноцида; однако, подавляющее большинство фактического кровопролития было совершено хуту крестьян.
К 1994 году этническая напряженность в Руанде между Тутси и Хуту была настолько накалена, что даже до убийства Президента Хабиариманы был опубликован Руандийский журнал с заголовком: «кстати, Тутси можно было погасить.»
Французский историк и эксперт по Руанде Жерар Прунье теоретически утверждает, что план полного уничтожения народа Тутси был запланирован некоторыми экстремистскими элитами Хуту еще в 1992 году.
Геноцидное насилие началось с крайней быстроты после смерти Президента Хабьяриманы. Его самолет был сбит в 8:30; в 9: 15 вечера полиция Хуту уже установила блокпосты и начала обыскивать дома Тутси. Это может быть свидетельством общего происхождения заговора об убийстве и совершения геноцида.

Руандийский геноцид носит смешанный характер — частично классический геноцид с систематическим массовым убийством якобы расово чуждого населения и частично политический с систематическим убийством политических оппонентов.
— Gérard Prunier

В первые часы после убийства Хабиариманы агитаторы Хуту сообщали о радиоволнах Руанды о вторжении сил Тутси и о необходимости восстать и уничтожить их. Один радиоведущий крикнул: «могилы еще не заполнены. Кто будет делать добрую работу и помогать нам наполнять их полностью?»
74-летний Хуту, участвовавший в геноциде, признался в содеянном позоре за содеянное РПФ (конкурирующей военной группировкой Тутси). Он защищал свои действия, говоря: «либо вы приняли участие в резне, либо вы были убиты сами. Поэтому я взял свое оружие и защищал членов моего племени против Тутси.» 247.
Одной из первых жертв насилия был премьер-министр Руанды Агата Увилингийимана. Ее белиганские охранники были схвачены, замучены и убиты, и она была убита.
Вместе с Тутси были уничтожены либеральные и умеренные Хуту, а также многие Хуту, которые просто отказались участвовать в кровопролитии.
Лица, виновные в геноциде-или в геноциде-убили многих священников и монахинь просто потому, что они пытались остановить убийц от нанесения вреда другим.
Некоторые люди были убиты просто за то, что они» смотрели на Тутси», говорили на хорошем французском или владели хорошими автомобилями, потому что эти признаки социального различия обозначали их как возможных либералов.
Идеологи хуту подстрекали крестьянство Хуту к насилию по радио, призывая их выйти и уничтожить «Тутси таракана.»
«Геноцидеры» стремились к полному уничтожению Тутси, убивая как пожилых людей, так и младенцев.
Ополченцы и крестьяне хуту использовали изнасилование в качестве тактики войны и запугивания, насилуя сотни тысяч женщин в течение месяцев насилия. Многие женщины подвергались групповому изнасилованию, изнасилованию с применением оружия или заточенных палок, а также калечащим операциям на половых органах.
Большинство убийств с использованием мачете было совершено «геросидерами» — общим инструментом в каждой Руандийской семье.
В период 1990-1994 годов как внутри Руанды, так и со стороны международного сообщества было приложено много усилий для укрепления мира между Хуту и Тутси. В то время как обе стороны участвовали в мирных переговорах, экстремисты в правительстве Хуту уже планировали систематическое убийство Тутси и умеренных Хуту.
В течение месяцев насилия, приведшего к геноциду, было изнасиловано от 150 000 до 250 000 Руандийских женщин
Большинство женщин, изнасилованных во время геноцида, были убиты сразу после этого, хотя некоторым было позволено выжить, но им сказали, что это только для того, чтобы они могли «умереть от печали».
Многие Руандийские женщины были принуждены к сексуальному рабству или» принудительным бракам » с командирами хуту.
В более отдаленных районах Руанды трупы жертв иногда сваливались на четыре или пять футов в высоту; никто не мог похоронить их.
Геноцид поставил некоторых людей в положение невероятной социальной и моральной сложности, особенно в случаях смешанных браков Хуту-Тутси. Дети смешанного происхождения часто спасались родственниками Хуту, в то время как Тутси их семья была убита.
Во время геноцида имели место случаи крайнего героизма среди Руандийского народа. Многие христиане боролись за защиту Тутси, и ряд Хуту рисковали своей жизнью, чтобы спасти Тутси друзей, соседей или близких.
Международное сообщество мало что сделало для того, чтобы остановить геноцид в Руанде. Бельгия вывела свои войска; Франция отправила солдат для создания «безопасной зоны», которая в конечном итоге способствовала бегству многих Хуту; и Соединенные Штаты фактически ничего не сделали.
Число убитых во время Геноцида в Руанде было в пять раз выше, чем в нацистских лагерях смерти.
Во время интервью один из убийц Хуту сказал, что семя геноцида было посажено в ум Хуту в 1959 году, после революции против Тутси. Смерть Президента Хабьяриманы была просто сигналом для начала.
Многие из Хуту-геоцидеров говорят в интервью о насилии с клиническим отрядом, как будто обсуждая сбор урожая.
Поскольку было почти невозможно запечатлеть убийства на видео, большая часть западного мира по-прежнему не знала о масштабах насилия в Руанде.
В целом, международное сообщество не смогло оказать помощь Руанде в трудный для нее час по целому ряду причин, и не в последнюю очередь это было желание оставаться в стороне от ситуации, в которой внутренняя напряженность не была полностью понята.
Насилие прекратилось в начале июля 1994 года, когда военные силы Тутси (РПФ) захватили Руандийский капитал.
РПФ, военная сила Тутси, положившая конец геноциду, возглавлялась полом Кагаме, который стал президентом Руанды в 2000 году.
С 2004 года говорить об этнической принадлежности в Руанде незаконно.

Хуту больше, но тутси выше. В одной короткой фразе - суть затянувшегося на многие годы конфликта, в результате которого пострадали миллионы людей. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

Причина ее очень проста: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - был нарушен единственный в своем роде «общественный договор», существовавший между двумя африканскими народами в течение как минимум пяти веков.

Симбиоз кочевников и земледельцев

В конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту. В XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси именуются баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси улыбнулась удача. Завоевав страну, они сумели создать здесь своеобразную экономическую систему, получившую название убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своеобразный симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п.

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократией, их занятиями были война и поэзия. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Нколе) образовали своеобразную касту "благородных". Земледельцы не имели права владеть скотом, а лишь занимались его выпасом на определенных условиях; они также не имели права занимать административные посты. Так продолжалось многие века. Однако конфликт между двумя народами был неизбежен - как в Руанде, так и в Бурунди хуту составляли большинство населения - более 85%, то есть сливки снимало возмутительное нацменьшинство. Ситуация, напоминающая спартанцев и илотов в Древней Элладе. Спусковым крючком для этой большой африканской войны стали события в Руанде.

Равновесие нарушено

Доколониальная история. Неизвестно, когда первые хуту поселились на территории современной Руанды. Тутси появились в этом районе в начале 15 в. и вскоре создали одно из самых крупных и могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Оно отличалось централизованной системой управления и строгой иерархичностью, основанной на феодальной зависимости подданных от господ. Поскольку хуту признали над собой господство тутси и выплачивали им дань, на протяжении нескольких веков руандийское общество сохраняло относительную стабильность. Бóльшая часть хуту были земледельцами, а большинство тутси - скотоводами.

Руанда в колониальный период. В 1899 Руанда как часть административно-территориальной единицы Руанды-Урунди вошла в состав колонии Германская Восточная Африка. Германская колониальная администрация опиралась на традиционные институты власти и занималась преимущественно вопросами поддержания мира и общественного порядка.

Бельгийские войска захватили Руанду-Урунди в 1916. После окончания Первой мировой войны по решению Лиги наций Руанда-Урунди в качестве подмандатной территории перешла под управление Бельгии. В 1925 Руанда-Урунди была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. После Второй мировой войны Руанда-Урунди по решению ООН получила статус подопечной территории под управлением Бельгии.

Бельгийская колониальная администрация использовала в своих интересах существовавшие в Руанде институты власти, сохранив систему косвенного управления, опорой которой было этническое меньшинство тутси. Тутси стали тесно сотрудничать с колониальными властями, получив ряд социальных и экономических привилегий. В 1956 бельгийская политика коренным образом изменилась в пользу большинства населения - хуту. В результате процесс деколонизации Руанды протекал сложнее, чем в других африканских колониях, где метрополии противостояло местное население. В Руанде противоборство шло между тремя силами: бельгийской колониальной администрацией, недовольной элитой тутси, стремившейся к ликвидации бельгийского колониального управления, и верхушкой хуту, которая боролась против тутси, опасаясь, что последние составят господствующее меньшинство в независимой Руанде.

Однако хуту одержали верх над тутси в ходе гражданской войны 1959-1961, которой предшествовала серия политических убийств и погромов на этнической почве, что послужило причиной первого массового исхода тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев-тутси были вынуждены искать убежище в соседних Уганде, Конго, Танзании и Бурунди. Руандийские власти считали беженцев иностранцами и препятствовали их возвращению на родину.

Независимая Руанда. 1 июля 1962 Руанда стала независимой республикой. Конституция, принятая 24 ноября 1962, предусматривала введение в стране президентской формы правления. Первым президентом Руанды был избран Грегуар Кайибанда, бывший учитель и журналист, основатель партии Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), которая стала единственной политической партией страны. В декабре 1963 группа беженцев-тутси с территории Бурунди вторглась в Руанду и была разбита частями руандийской армии при участии бельгийских офицеров. В ответ правительство Руанды инспирировало резню тутси, которая вызвала новую волну беженцев. Страна превратилась в полицейское государство. На выборах 1965 и 1969 Кайибанда был переизбран на пост президента страны.

Со временем верхушка хуту северных районов Руанды стала осознавать, что правящий режим ее обманул. В результате этнический конфликт перерос в противоборство региона с центральной властью. В июле 1973, за два месяца до запланированных выборов, на которых Кайибанда должен был баллотироваться на безальтернативной основе, в стране произошел военный переворот, возглавленный хуту-северянином генерал-майором Жювеналем Хабьяриманой, министром национальной армии и государственной безопасности в правительстве Кайибанды. Было распущено Национальное собрание, запрещена деятельность Пармехуту и других политических организаций. Функции президента страны взял на себя Хабьяримана. В 1975 власти инициировали создание правящей и единственной в стране партии Национальное революционное движение за развитие (НРДР). Впервые избранный президентом в 1978, Хабьяримана был переизбран на этот пост в 1983 и 1988. Хотя его режим претендовал на то, чтобы называться демократическим, он на самом деле являлся диктатурой, которая правила с помощью насилия. Одним из первых его шагов стало физическое уничтожение ок. 60 политических деятелей-хуту из состава предыдущего правительства. Опираясь на систему непотизма и не брезгуя заказными убийствами, Хабьяримана официально объявил о наступлении в стране мира между этническими группами. В реальности официальная политика, в том числе и в области образования, в 1980-е - первой половине 1990-х годов способствовала еще большему разделению руандийцев по этническому признаку. Фальсифицировалось историческое прошлое Руанды. Для тутси, оставшихся на территории Руанды, был ограничен доступ к получению образования и занятию государственных должностей. В 1973 по распоряжению властей всех граждан обязали иметь при себе удостоверения об этнической принадлежности, которые для тутси позднее стали «пропусками на тот свет». С этого времени хуту стали считать тутси «внутренними врагами».

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год, оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года в результате военного переворота была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Тем временем бежавшие еще в конце 80-х годов из Руанды тутси создали так называемый Руандийский патриотический фронт (РПФ), базирующийся в Уганде (там как раз к власти пришел президент Мусавени, по происхождению родственник тутси). РПФ возглавил Поль Кагаме. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду и захватили столицу Кигали. Кагаме стал правителем страны, а в 2000 году был выбран президентом Руанды.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту стали помогать вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, вынужденным бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалась вовлечена еще одна страна - Конго.

Направление на Конго

16 января 2001 года был убит президент Демократической республики Конго Лоран-Дезире Кабила, причем первыми эту информацию распространили спецслужбы Уганды. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была доля истины.

Лоран-Дезире Кабила пришел к власти, свергнув диктатора Мобуту, в 1997 году. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, которые к тому времени правили как в Уганде, так и в Руанде.

Однако Кабила очень быстро умудрился поссориться с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и расформировывает подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерении "восстановить средневековую империю тутси". В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими устав ООН.

В результате хуту, сбежавшие из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли прибежище в Конго, а в ответ Кагаме ввел на территорию этой страны свои войска. Начавшаяся война быстро зашла в тупик, пока Лоран Кабила не был убит. Спецслужбы Конго нашли и приговорили к смерти убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Чтобы закончить войну, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года два президента - Кагаме и Кабила - подписали соглашение, по которому хуту, участвовавшие в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежавшие в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящийся там 20-тысячный контингент своих вооруженных сил.

Сегодня вольно или невольно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. Танзания стала прибежищем для тысяч беженцев-хуту, а свои войска в Конго на помощь Кабиле послали Ангола, а также Намибия и Зимбабве.

США на стороне тутси

Как тутси, так и хуту пытались найти себе союзников в западных странах. У тутси это получилось лучше, впрочем, у них изначально было больше шансов на успех. В том числе потому, что им проще найти общий язык - элитарное положение тутси многие десятилетия давало им возможность получать образование на западе.

Именно так нашел себе союзников нынешний президент Руанды, представитель тутси Поль Кагаме. В трехлетнем возрасте Поля вывезли в Уганду. Там он стал военным. Вступив в Угандийскую армию национального сопротивления, участвовал в гражданской войне, дослужился до должности заместителя начальника угандийского управления военной разведки.

В 1990 году он прошел штабные курсы в форте Ливенуорт (Канзас, США) и лишь после этого вернулся в Уганду, чтобы возглавить поход на Руанду.

В результате Кагаме прекрасно наладил связи не только с американскими военными, но и с американской разведкой. Но в борьбе за власть ему мешал тогдашний президент Руанды - Жювеналь Хабьяримана. Но вскоре это препятствие было устранено.

Аризонский след

4 апреля 1994 года ракета «земля-воздух» сбила самолет с президентами Бурунди и Руанды на борту. Правда, по поводу причин гибели президента Руанды существуют разноречивые версии. Я связался с известным американским журналистом Уэйном Мэдсеном, автором книги «Геноцид и тайные операции в Африке. 1993-1999» (Genocide and Covert Operations in Africa 1993-1999), который провел собственное расследование событий.

По словам Мэдсена, в форте Ливенуорт Кагаме вступил в контакт с DIA - военной разведкой США. При этом Кагаме, по данным Мэдсена, сумел найти взаимопонимание и с французской разведкой. В 1992 году будущий президент провел две встречи в Париже с сотрудниками DGSE. Там Кагаме обсуждал детали убийства тогдашнего президента Руанды Жювеналя Хабьяриманы. В 1994 году он вместе с президентом Бурунди Киприеном Нтарьямирой погиб в сбитом самолете. «Я не считаю, что Соединенные Штаты несут прямую ответственность за теракт 4 апреля 1994 года, однако, оказанная Кагаме военная и политическая поддержка позволяет предположить, что некоторые члены американского разведсообщества и военных играли прямую роль в разработке и планировании апрельской террористической атаки», - рассказал Мэдсен.

Бельгийский подход

Между тем, три из четырех стран, участвующих в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность остановить конфликт.

По данным Алексея Васильева, директора Института Африки РАН, после того, как боевики хуту расстреляли десять бельгийских миротворцев, Брюссель отдал распоряжение вывести из этой страны всех своих военнослужащих. Вскоре после этого в одной из руандийских школ, которую должны были охранять бельгийцы, было убито около 2 тысяч детей.

Между тем, бросать Руанду бельгийцы просто не имели права. Согласно рассекреченному отчету бельгийской военной разведки SGR от 15 апреля 1993 года, бельгийская община в Руанде насчитывала на тот момент 1497 человек, из них 900 проживало в столице Кагали. В 1994 году было принято решение эвакуировать всех граждан Бельгии.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По нашим данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая «Академия Хуту».

Кстати, по данным эксперта ООН по незаконной торговле оружием и директор Института мира в Антверпене Йохана Пелемана, снабжение хуту оружием в 90-е годы проходило через Остенде - один из крупнейших портов Бельгии.

Выход из тупика

Пока все попытки примирить тутси и хуту оказываются безрезультатны. Провалился способ Нельсона Манделы, опробованный в Южной Африке. Став международным посредником на переговорах между правительством Бурунди и повстанцами, бывший президент ЮАР в 1993 году предложил схему «один человек - один голос», заявив, что мирное урегулирование семилетнего межэтнического конфликта возможно лишь при отказе меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что «армия должна состоять, по крайней мере наполовину, из другой основной народности - хуту, а голосование следует проводить по принципу один человек - один голос». Собственно, после такой инициативы Манделы не удивительно то, что произошло далее...

Власти Бурунди попытались пойти на этот эксперимент. Кончился он печально. В том же 1993 году президент страны Пьер Буйоя передал власть законно избранному президенту-хуту Мельхиору Ндайде. В октябре того же года военные убили нового президента. В ответ хуту истребили 50 тысяч тутси, а армия уничтожила в отместку 50 тысяч хуту. Погиб и следующий президент страны - Киприен Нтарьямира - именно он летел в одном самолете с президентом Руанды 4 апреля 1994 года. В результате в 1996 году Пьер Буйоя вновь стал президентом.

Сегодня власти Бурунди считают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" - значит продолжать войну. Поэтому нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических групп. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, сколько оно продлится, никто не знает.

Положение в Руанде выглядет более спокойным - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, независимо от их национальной принадлежности. Однако жестоко преследует тех хуту, которые виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Алексей Васильев, директор института Африки РАН, журналист-международник газеты «Правда» по Африке и Ближнему Востоку:

Насколько сегодня различаются тутси и хуту?
За многие столетия они породнились, но это все-таки разные народы. Их древняя история не совсем ясна. Тутси больше кочевники, и они традиционно хорошие солдаты. Но язык у тутси и хуту один.
Какова была позиция СССР, а теперь России в этом конфликте?
СССР не занимал никакой позиции. В Руанде и Бурунди, у нас не было никаких интересов. Разве что там, кажется, работали наши врачи. В Демократической республике Конго в то время существовал Мобуту, союзный США. Этот режим был враждебен СССР. Я лично встречался с Мобуту, и он мне говорил: «Почему вы думаете, что я против Советского Союза, я с удовольствием ем вашу икру». У России, тоже не было никакой позиции в отношении событий в Руанде и Бурунди. Только наши посольства, очень небольшие и все.
После убийства Лорана-Дезире Кабилы его место занял сын Жозеф. Его политика отличается от отцовской линии?
Лоран-Дезире Кабила - это партизанский лидер. Видимо, руководствуясь идеалами Лумумбы и Че Гевары, он взял власть в огромной стране. Но он позволял себе выпады против запада. Сын же стал сотрудничать с западом.

P. S. Российское присутствие в Руандене ограничивается посольством. С 1997 г. здесь по линии МЧС России реализуется проект «Автошкола», преобразованный в 1999 году в Политехнический центр.



Похожие статьи
 
Категории