«Герой нашего времени» (1) - Урок. Конспект урока по литературе на тему "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе

06.07.2019

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


Данные об авторе

Смирнова Ирина Олеговна

Место работы, должность:

ГОУ СОШ №316

Город Санкт-Петербург

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Цель урока:

  • проанализировать особенности романа
  • раскрыть образ Печорина через взаимоотношения с другими персонажами
  • проследить, как на фоне жизни простых людей выступает противоречивость Печорина

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

«Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»

Учитель русского языка и литературы Смирнова И.О.

Цель урока:

Оборудование: презентация к уроку

Когда был написан роман?

(с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

В чем состоит композиционная особенность романа?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке)

Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и сюжетном порядке.

Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?

Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица - Максима Максимыча; от 2-ого лица - офицера-повествователя), а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица - самого Печорина).

2. -Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного.

Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».

Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет нам в этом «Предисловие» к роману.

3. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.

Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?

(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).

Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного человека!

А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее употребительны.

Я предлагаю вам следующие определения.

1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2 - Главное действующее лицо литературного произведения.

3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова упрёки в безнравственности его героя?

(Третьего!)

Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему - тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению - вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

- Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Идейный кризис - кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения - все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию - характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

В 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности - центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа .

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого - значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять - это и есть, собственно, цель нашего урока.

4. Первая глава, с которой мы знакомимся, - «Бэла».

В ней Печорин показан среди горцев.

От чьего лица ведётся повествование?

(Сначала - от лица русского офицера, приехавшего на Кавказ. Это первый повествователь. Затем - от лица Максима Максимыча - героя-рассказчика).

Но о Печорине мы узнаем далеко не сразу.

Каждую главу, кроме самой последней, Лермонтов будет открывать ПЕЙЗАЖЕМ.

Прочитаем его.

Многие писатели первой половины 19 века, представители романтизма , утверждали, что европейский разочарованный герой может излечиться от скуки и скепсиса через общение с «естественными людьми», через любовь к прекрасной горянке, через любование нетронутой природой.

1)- ПЕРЕД НАМИ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ, ПЕЙЗАЖ.

Романтический или реалистический пейзаж видим мы? Докажите свою точку зрения.

(Реалистический Этот пейзаж яркий, другие -грустные, но главное -ТОЧНЫЕ).

Путешественники остановились на ночлег в дымной сакле.

Для русского человека, оказавшегося на Кавказе, не только природа, но и жизнь горцев будет выглядеть экзотично.

Расскажите о жизни и быте горцев.

Как относятся наши герои к увиденному?

(Офицеру- повествователю - жалко, М.М. осуждает: «Преглупый народ!»)

Мы прочитали уже страниц 5 главы, а ни Бэлы, ни Печорина до сих пор не видим. Ход повествования нетороплив. Это была ЭКСПОЗИЦИЯ. Но вскоре всё меняется. Начинается ЗАВЯЗКА: мы узнаем о Печорине.

Прочитаем первый портрет героя

Что мы узнаём из этого отрывка?

(Возраст - 25,ему кто-то велел остаться в крепости, ЭПИТЕТЫ с суффиксами оценки, СТРАННОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ )

Как М.М. относится к Печорину? Как мы понимаем это?

(Суффиксы оценки, предлагает свою дружбу)

2)- Далее мы узнаём о событиях повести и знакомимся с такими героями, как Казбич и Азамат. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Расскажите об этих героях (портрет, характер).

(рассказ ученика о Казбиче, Азамате)

Какую роль в жизни этих героев сыграл Печорин?

(сломал их жизни)

Какой вывод о характере главного героя мы можем сделать?

(Печорин - человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него - объект эгоистических “экспериментов”).

3)- Печорин хочет выкрасть Бэлу. Почему он хочет сделать это? Он влюблён?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»

Бэла понравилась Печорину, он привык получать то, что ему нравится. Печорин вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, сумел сделать так, Бэла влюбилась в него. Но девушка быстро наскучила ему, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее.

Любил ли Печорин Бэлу? Рассчитывал ли Печорин на столь трагический конец? Как он реагирует на происшедшее?

(Печорин НЕ УМЕЕТ любить. Настоящая любовь диктует человеку заботу о том, кого он любит, волнение за него, желание принести радость. А Печорин ЗАНЯТ СОБОЙ! Ему хочется более насыщенной жизни.

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно... »)

Считал ли Печорин в истории с Бэлой себя виноватым? (нет)

Когда Бэла умирает, Лермонтов пишет: «Я вывел Печорина вон изкомнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражалоособенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец онсел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете,больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и

засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»

Через 3 месяца Печорина перевели в другой полк, и с М.М. они расстались.

4) - С каким чувством рассказывал М.М. о Печорине? Кем стал для него Печорин?

В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера “странным”.

Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.

Почему Максим Максимыч и Печорин при их взаимной искренней симпатии не понимают и так никогда не поймут друг друга?

Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу.

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

Домашнее задание: как раскрывается образ Печорина в главе «Максим Максимыч».

Индивидуальное задание: Образ Максим Максимыча

Тема урока:

М.Ю.Лермонтов, знакомство с романом «Герой нашего времени»

Цель: актуализировать знания из прошлых лет обучения, а также познакомить детей с композицией романа «Герой нашего времени»

Ход урока.

Актуализация темы. (2-3мин)

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А.С.Пушкин - великий поэт-классик, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта .

Как его имя?

2. Введение в тему (Кроссворд) (5-7 мин)

Сегодняшний урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова

По вертикали:

Любимое место Лермонтова в пансионе (библиотека)

Местность, в котором поэт провел свои детские годы, и где он похоронен. (Пенза)

Как звали отца поэта? (Юрий)

Любимый город М.Ю.Лермонтова. (Москва)

Первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное по событиям Отечественной войны 1812 года. («Бородино»)

Место, где М.Ю.Лермонтов жил и обучался в Москве. (пансион)

Здесь находится имение бабушки по материнской линии. (Тарханы)

Бабушка возила его на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него. (Кавказ)

По горизонтали:

Фамилия известного поэта, погибшего в дуэли 1841 года. (Лермонтов)

По вертикали:

Любимое место Лермонтова в пансионе

Местность, в котором поэт провел свои детские годы, и где он похоронен.

Как звали отца поэта?

Любимый город М.Ю.Лермонтова.

Первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное по событиям Отечественной войны 1812 года.

Место, где М.Ю.Лермонтов жил и обучался в Москве.

Здесь находится имение бабушки по материнской линии.

Изображение М.Ю.Лермонтова, написанные многими художниками.

Бабушка возила его на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него.

По горизонтали:

Фамилия известного поэта, погибшего в дуэли 1841 года.

Самым последним произведением в творчестве поэта стал роман «Герой нашего времени».

3. Идейный замысел романа (речь учителя) (1 мин)

- Лермонтов задумал свой роман, как художественное исследование внутреннего мира человека, его души.

- «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», это первый

русский психологический роман.

Психологический роман - это эпический роман, в котором главным является внутренний мир героя, чувства в его душе, причины его поступков.

Тестовое задание

Что значит «герой»

1. человек сильный, смелый, с большими заслугами

2. главное действующее лицо произведения

3. человек, который является представителем какой-нибудь эпохи, времени.

4. Особенности композиции (2-3 мин)

Роман состоит из нескольких повестей. Но расположены они очень своеобразно. События произведения происходили вот так:

Но Лермонтов нарушает эту последовательность.

Роман Лермонтова разделен на эпизоды, которые даны не по порядку. Поэтому создается впечатление беспорядка в жизни.

«Бэла» - восточная повесть

«Максим Максимыч» - путевая повесть

«Тамань» - разбойничья повесть

«Княжна Мери» - светская повесть

«Фаталист» - философская повесть

Но эти эпизоды существуют не сами по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.

5. Работа с текстом

Что же это за загадочный человек, герой времен Лермонтова?

Обратимся к предисловию

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?»

Каков этот портрет? (портрет не одного человека, а целого поколения, составленный из пороков)

Кто же главный герой, в котором раскрывается портрет целого поколения? (Печорин)

6. Итог

Что нового вы узнали?

Знать действующих героев этой повести

Составить план событий, описанный в повести.

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

02.12.2014 12323 0

Цели:

. Образовательные: анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2. Развивающие :обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3. Воспитательные: воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III . Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV . Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V . Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI . Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI . Задание на дом: Творчество М.Ю. Лермонтова



Похожие статьи
 
Категории