Гипербола есть преувеличение. Встречаемся с ней, как в разговорной речи, так и в литературной.
Гипербола призвана усиливать выразительность высказывания для того, чтобы показать е особую значимость.
Сей прием весьма жаловал Маяковский.
Приведем ещ один пример:
Гипербола применяется для создания яркости текста и главным образом нужна для придания выразительности текста.Гипербола намеренно сильно преувеличивает идею или предмет,что это выглядит за почти за рамками реального.Гипербола должна применяться уместно и в тему.
Гипербола (в литературе) - это некий литературный прием, смыслом которого является образное преувеличение того или иного действия в целом. К примеру: Я говорил это уже тысячу и один раз, то есть чрезмерное преувеличение в этом предложении присутствует, так как нормальный человек не будет повторять какое либо слово или выражение тысячу раз.
Гипербола стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчркивания сказанной.
Гипербола - преувеличение в тексте. С помощью гиперболы автор усиливает необходимое впечатление, подчеркивает то, что прославляет или высмеивает.
Я тебе сто раз говорил!
Гипербола, в том числе и в литературе - это преувеличение какого-либо свойства или качества. К примеру в литературе используется есть такое выражение как темно, хоть глаза выколи. Это как раз и является гиперболой.
Гипербола значит преувеличение. Так называется литературный прием, суть которого состоит в умышленном преувеличении качеств или свойств описываемого объекта или персонажа, чтобы усилить впечатление читателя. Например, знаменитое гоголевское редкая птица долетит до середины Днепра - гипербола. Понятно, что до середины Днепра долетит любая птица, но прием Гоголя подчеркивает величие и мощь реки.
Я лично считаю, что применение гиперболы в литературе и особенно литературы для детей просто необходимо. Иначе скучно будет читать. А некоторые произведения просто бы не появились на свет. В многих произведениях это просто необходимо, чтобы подчеркнуть силу и масштаб действий.
Гиперболой можно назвать преувеличение (если говорить просто). Писатели испозьзуют этот прием для большего выражения эмоции, для усиления впечатления.
Пример гиперболы (преувеличения):
Я же миллион раз говорил уже об этом!
Очень часто можно встретить этот прием в народном творчестве (например, в былинах и сказках).
Под таким понятием как гипербола в литературе подразумевается преувеличение разного рода. Очень многие если сказать не все произведения содержать хоть какие-то преувеличения. Примером гиперболы может быть следующее:
Собака была размером с огромную башню.
Гипербола - это преувеличение. Например, Илья Муромец, сражаясь с врагами, побил все неприятельское войско. Один человек этого сделать не может. Значит, автор использовал гиперболу. Гипербола используется, чтобы заинтересовать читателя, усилить выразительность текста, для подчеркивания каких-то деталей.
Слово гипербола пришло в русский язык из греческого (hyperbole) и в языке источнике означает преувеличение. В лингвистике термином гипербола называют чрезмерное преувеличение свойств и качеств какого-либо предмета или явления для создания яркого выразительного образа. Например: сто лет знакомы, реки крови, жду целую вечность, вечно опаздывает, сто раз говорила и т.п.
Примеры гиперболы из художественной литературы:
Литературные тропы - это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.
К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме - литоте.
В википедии говорится, что гипербола - это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.
Гипербола в литературе - это художественное преувеличение . Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.
В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.
Гипербола в художественной литературе
Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:
Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: “то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.”
Часто использует гиперболы автор древнерусской повести Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.
С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“
Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.
Гиперболы в монологах героев гоголевского”Ревизора“:
- Осип – «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
- Хлестаков - «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
- Городничий - «В муку бы стёр вас всех!».
Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».
«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»
Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:
- «В сто сорок солнц закат пылал…»
- ” Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца”
В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.
«Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза.»
С. Есенин
В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.
«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,”
«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
Иногда при объяснении в любви:
«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»
Литота и её значение
Антоним гиперболы - литота, художественное преуменьшение . В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.
Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.
Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.
Не пропустите: художественный прием в литературе и русском языке.
Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях
Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.
Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» . Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.
Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.
Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.
Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.
Гипербола (литература)
Гипе́рбола (_gr. ὑπερβολή , «переход, преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю , где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь , из поэтов - Маяковский .
Примеры
Фразеологизмы и крылатые слова
* «море слёз»
* «быстрый как молния», «молниеносный»
* «многочисленный как песок на берегу моря»
* «мы не виделись уже сто лет!»
* «(Пьяному) море по колено [а лужа - по уши] »
* «кто старое помянет - тому глаз вон! А кто забудет-оба!»
Античные примеры
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.::::Архимед (др.греч. : Dos moipu sto, kai tan gan kinas.)
Гиперболические метафоры в Евангелии
* «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Евангелие от Матфея 7:1-3). В этой образной картине критически настроенный человек предлагает вынуть соломинку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно.
* В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Евангелие от Матфея 23:24). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали вино через ткань. Эти поборники правил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми . В то же время они, образно говоря, проглатывали верблюда, который тоже считался нечистым (Книга Левит 11:4, 21-24).
* «Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передвинуть гору,- способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Евангелие от Матфея 17:20).
* Верблюд пытается пройти через игольное ушко - также гипербола Иисуса Христа , которая наглядно показывает, насколько трудно приходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни, пытаться служить Богу. (Евангелие от Матфея 19:24).
Классики марксизма
Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!::::В.И.Ленин - «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908)::::В.И.Ленин - «Три источника и три составные части марксизма» (Июль - ноябрь 1914 г.)
Проза
...У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями...::::Н.Гоголь - повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835)
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь...::::Н.Гоголь - повесть «Тарас Бульба» (1835)За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!::::Н.Гоголь - комедия «Ревизор» (1851)
Стихи, песни
И будь я негром преклонных годов,::::Владимир Маяковский - поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925)
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин .
Я волком бы выгрыз бюрократизм.::::Владимир Маяковский - «Стихи о советском паспорте» (1929)
К мандатам почтения нету...
На медведя я, друзья, выйду без испуга,::::Песня из к/ф "По секрету всему свету". Муз: В.Шаинского , сл.М.Танича
Если с другом буду я, а медведь - без друга.
О нашей встрече - что там говорить,:::: Владимир Высоцкий ,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий ,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! "(2 раза) "
…
О чем просила - делал мигом я,
Мне каждый час хотелось сделать ночью брачной ,
Из-за тебя под поезд прыгал я ,
Но, слава богу, не совсем удачно... "(2 раза) "…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на "дачу " [Дача - нары (Уголовный жаргон) ] , -
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу! "(2 раза) "И я клянусь - последний буду гад! -
Не ври, не пей - и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену ! "(2 раза) "А вот теперь я к встрече не готов -
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы . "(2 раза) "
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Гипербола (литература)" в других словарях:
- (греч. υπερβολη) стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую… … Литературная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола и её фокусы … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Гипербола. Гипербола (из др. греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и… … Википедия
Гипербола и её фокусы Гипербола геометрическое место точек M Евклидовой плоскости, для которых абсолютное значение разности расстояний от M до двух выделенных точек F1 и F2 (называемых фокусами) постоянно, то есть | | F1M | − | F2M | | = C… … Википедия
Исламоведение Разделы История Ранний ислам Философия Ранняя Современная Эсхатология Теология Концепция Бога Таухид Мистицизм Юриспруденция … Википедия
Гипербола, наряду с разговорной речью, так же используется в литературе. Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Гипербола в литературе имеет свою противоположность – литоту. Литота может быть использована и в качестве «оружия» против гиперболы, гигантизма. Например, предложение Хлеба в доме – ни крошки!
При использовании в разговорной речи гиперболы говорящий пытается обратить внимание на какое-либо событие или предмет. Причем преувеличивая настолько, что в реалии это оказывается за гранью возможного.
С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся ещё в глубокой древности, в произведениях устного народного творчества. Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет «ниже облака ходячего, выше леса стоячего».
Литота в русском языке
Простым языком, это красивое выражение, речевой оборот, который при этом смягчает слова, имеющие «негативный» окрас. При помощи литоты можно выразить в мягкой форме и своё несогласие с собеседником.
Особенно часто применяется литота в стихах. В художественных произведениях тоже часто встречается литота. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Литота в стихах Есенина встречается редко. Всё чаще поэт использует роскошные метафоры. Эти литоты в стихотворениях Есенина показывают трагичность всей ситуации. Литота в психологии – это недооценивание, преуменьшение или обесценивание позитивного.
Есть ещё одна особенность употребления литоты в англоязычном художественном тексте. Если литота в английском языке используется в разговорной речи, то она передаёт сдержанность, воспитанность, а иногда иронию человека.
Гипербола – это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию. Представьте себе, если бы не существовало такой стилистической фигуры, как гипербола, все произведения русских писателей и поэтом потеряли бы свое превосходство и великолепие.
Литота в литературе: значение слова и примеры его использования
Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» — В. Высоцкий. Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя. Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров. Даже в нашей сегодняшней бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу выражения.
Гипербола: что это такое?
Да! Если бы все слёзы, кровь и пот, Пролитые за всё, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп – я захлебнулся б В моих подвалах верных. Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Самые простые литоты появляются в СМИ. Они представляют собой использование уменьшительно-ласкательных эпитетов.
Причём это может быть как «насмехательство», «сарказм», так и «жалость», «нежность». Используется литота и для того, чтобы значительно смягчить какое-то резкое выражение. Так, например, американский посол, реагируя на то, что в Одессе был сожжён дом Профсоюзов, сказал следующие слова: «Восставшие показывают своё недовольство».
Создание уменьшительно-ласкательных форм слов. Например, «покемончик», «колобочек» и т.д. Смещение отрицания в модальную часть предложения. Итак, литота – это намеренное преуменьшение. Важно правильно ставить в нём ударение. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности. Есть даже авторы, которые исключительно на литоте строят свои произведения. Примеры из литературы весьма разнообразны.
Гипербола обычно имеет место в высказывании. Для того чтобы сделать высказывание ярким и выразительным, путем намеренного преувеличения существует такое понятие в русском языке как гипербола. Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Это в русском языке сегодня такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д. Не стоит думать, что образные выражения – это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен.
Значение слова ГИПЕРБОЛА в Литературной энциклопедии
ГИПЕРБОЛА
[греч. — ????????] — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и
538 романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов — Маяковский (см. « Стилистика) ».
Литературная энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГИПЕРБОЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ГИПЕРБОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (от греческого hyperbole - излишек, преувеличение) стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности … - ГИПЕРБОЛА в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого … - ГИПЕРБОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. hyperbole - преувеличение) разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
- риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, напр., в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение … - ГИПЕРБОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
- ГИПЕРБОЛА
(от греческого hyperbole - преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Сравни … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словарике:
I ы, ж. Стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении. Гиперболический - характеризую-щийся гиперболой, свойственный гиперболе. Гиперболизировать - преувеличивать. | Примеры … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение. II … - ГИПЕРБОЛА
ГИП́ЕРБОЛА (от греч. hyperbol; - преувеличение), разновидность тропа, осн. на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота … - ГИПЕРБОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГИП́ЕРБОЛА (греч. hyperbol;), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Г. - множество точек М, разность расстояний … - ГИПЕРБОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? риторическая фигура преувеличения (или, напротив, уничижения) истины, как, например, в выражениях "кровь лилась ручьями", "пот катился градом". Намеренное уничижение … - ГИПЕРБОЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
гипе"рбола, гипе"рболы, гипе"рболы, гипе"рбол, гипе"рболе, гипе"рболам, гипе"рболу, гипе"рболы, гипе"рболой, гипе"рболою, гипе"рболами, гипе"рболе, … - ГИПЕРБОЛА в Словаре лингвистических терминов:
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал … - ГИПЕРБОЛА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-ы, ж. , лит. Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось … - ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русской деловой лексики:
- ГИПЕРБОЛА в Новом словаре иностранных слов:
1) (гр. hyperbole) стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр. : наметали стог выше тучи или вино лилось рекой … - ГИПЕРБОЛА в Тезаурусе русского языка:
‘литературный прием’ Syn: преувеличение, гиперболизация (кн.), утрирование (кн.) Ant: преуменьшение, … - ГИПЕРБОЛА в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - ГИПЕРБОЛА в словаре Синонимов русского языка:
кривая, преувеличение, прием, … - ГИПЕРБОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
1. ж. 1) Стилистический прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-л. качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью … - ГИПЕРБОЛА в Словаре русского языка Лопатина:
гип`ербола, … - ГИПЕРБОЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
гипербола, … - ГИПЕРБОЛА в Орфографическом словаре:
гип`ербола, …