Главные герои произведения юшка. Платонов, анализ произведения юшка, план

03.05.2019

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рас­сказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Ан­дрей Платонов в своих произведениях создаёт особый , ко­торый поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься.

Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить . Таким не­обыкновенным человеком предстаёт перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основтя идея рассказа. Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изо­бражаемому, его соотнесение этого изображения с утверждае­мыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и челове­ка. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок не­возможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо лю­бить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но добро, по Платонову, не иссякают, не уходят из ми­ра со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои ма­ленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, вы­учившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки . Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цве­ты, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки ба­бочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и да­же перестаёт чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всём: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоев­ский писал: « есть тайна». Юшка же в своей «нагой» про­стоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохо­жесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответ­ную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наобо­рот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, долж­но быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращён­ную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, сла­бый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и ста­рухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрос­лых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Уйдя да­леко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: бла­гоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умира­ет Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувст­во и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» сво­ей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был ну­жен людям.

Как вы думаете, почему, называя своего героя в рассказе, пи­сатель использует местоимение он? (чтобы подчеркнуть без­личие героя)

Каким человеком предстаёт перед читателями Юшка в начале рассказа? («старый на вид... мал ростом и худ»)

Где жил и работал Юшка? («в кузнице при большой москов­ской дороге»)

Как люди относились к Юшке? (жестоко: били его палками, всячески издевались)

Охарактеризуйте главного героя рассказа А.П. Платонова Юш­ку. (любит людей, беззлобный, мягкий, работящий человек)

Почему именно дети особенно сильно издевались над Юшкой? («Дети... не понимали его... Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает».)

Как сам Юшка относился к людям? (Юшка любил людей.) Почему?

Куда каждое лето на один месяц уходил из кузницы от хо­зяина Юшка? (навестить девушку-сироту, которой он по­могал)

Как умер Юшка? (Однажды один прохожий с силой толкнул Юшку в грудь, а у того была грудная болезнь. Юшка упал и больше не поднялся - умер.)

Как стали люди жить без Юшки? («Однако без Юшки жить людям стало хуже».) Почему? (Отныне людям не на ком было срывать свое ожесточение и злобу.)

Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти? (Юшка вырастил на свои маленькие средства, отка­зывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала вра­чом и помогала людям.)

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приеха­ла в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего при­ёмного отца, девушка всё же остаётся, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юроди­вым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остаётся, чтобы «ле­чить и утешать больных людей, не утомляясь уголять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Рассказ «Юшка» Платонов написал в 30-х годах ХХ века. В литературе произведения автора принято рассматривать в рамках русского космизма – философского течения, центральными идеями которого были тезисы о целостной природе вселенной, космическом предназначении человека, гармонии существования.

В рассказе «Юшка» Платонов затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой произведения, юродивый Юшка, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

Главные герои

Юшка (Ефим Дмитриевич) – «сорок лет отроду» , «болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени» ; двадцать пять лет проработал помощником у кузнеца; его обижали и дети, и взрослые.

Дочь Юшки – девочка-сирота, которой Юшка помог выучиться; стала врачом.

Кузнец – у него Юшка работал помощником.

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек» . Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы» . Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца» .

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако Юшка деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же» .

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь» . Юшка же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его» , «только они не умеют любить, и поэтому терзают его» .

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» .

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге» . Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала Юшку, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить» . Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое» .

Юшка с детства «грудью страдал» , из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, Юшка «дышал благоуханием трав и лесов» , здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы» , «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво» , «чувствуя себя без них осиротевшим» .

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице » и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий» , спрашивая когда уже Юшка умрет. Всегда кротко молчавший, Юшка неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился» , то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя» .

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Юшка упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» . Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны Юшки пришли все люди, которые мучили его при жизни.

«Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на Юшке «оставались среди людей и тратились меж ними» .

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом» . Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Заключение

В рассказе Платонова «Юшка» юродивый Ефим изображен добрым и сердечным человеком. Несмотря на то, что все в городе его обижают, вымещая на нем всю свою злость, мужчина терпит все издевательства. Юшка понимает, что без него в мире стало бы хуже, что у него есть свое особое предназначение в жизни. После смерти юродивого его доброта воплощается в приемной дочери. Заботясь о маленькой сироте, Юшка учит ее любить окружающий мир и людей так же, как любит он. И девушка перенимает его науку, помогая затем всему городу.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1114.

В разделе на вопрос главные герои произведения юшка заданный автором Носорог лучший ответ это - Помощник кузнеца Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка.
- Кузнец.
- Дочь кузнеца.
- Молодая девушка, ставшая врачом благодаря Юшке.
Болевший чахоткой Юшка, подслеповатый и тщедушный, работал помощником кузнеца. Дети, когда он шёл в кузницу или домой, толкали его, бросали в него мусор и камни, а взрослые били, выпуская свой гнев на тяжёлую жизнь. Но Юшка кротко сносил издевательства: не сопротивлялся и не защищался. Часто избитый он не мог подняться. Дочь кузнеца приходила за ним и уводила домой.
Раз в год летом, накопив денег, Юшка уходил из города. Никто не знал, куда он исчезал. Однажды избитый Юшка не смог подняться и умер прямо на дороге. Его похоронили и забыли. Но жизнь в городке без Юшки стала хуже, потому что людям не на ком было теперь срывать свою злобу.
А после смерти Юшки к кузнецу пришла хрупкая сероглазая девушка, обеспокоенная тем, что Юшка в этот год не пришёл её навестить. Оказалось, что он пристроил чужую девочку, оставшуюся сиротой, в семью и выучил на свои деньги. Теперь она доктор. Узнав о смерти своего благодетеля, девушка осталась в городке и стала бесплатно лечить больных чахоткой и все звали её дочерью Юшки.

Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым писатель испытывал истинное сострадание.

В рассказе «Юшка» главный герой охарактеризован как «старый на вид» человек, работник кузницы при большой московской дороге. Юшка, так называли героя люди, вел скромный образ жизни, даже «чаю не пил и сахару не покупал», долго носил одну и ту же одежду, практически не тратил тех небольших денег, которые ему платил хозяин кузницы. Вся жизнь героя состояла из работы: «утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег». Люди издевались над Юшкой: дети бросали в него различными предметами, толкали и трогали его; взрослые также иногда обижали, срывая свою обиду или злость. Беззлобность Юшки, его неумение дать сдачи, бескорыстная любовь к людям делали героя объектом насмешек. Даже хозяйская дочь Даша говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?» Но герой говорил о человеческой слепоте и считал, что люди его любят, но не умеют выразить это.

Действительно, и дети, и взрослые не понимали, почему Юшка не даст сдачи, не накричит, не отругает. Герой же не имел таких человеческих качеств, как жестокость, грубость, злость. Душа старого человека была восприимчива ко всем красотам природы: «не скрывал более своей любви к живым существам», «склонялся к земле и целовал цветы», «гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво». Находясь вдали от людской суеты, человеческой злобы, Юшка чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Живая природа воспринимала героя таким, какой он есть. Юшка все больше слабел и однажды, указав одному прохожему, который смеялся над героем, что все люди равны, умер. Смерть героя не принесла людям желаемого облегчения, наоборот, жить всем стало хуже, так как теперь не на ком было вымещать всю человеческую злобу и ожесточение. Память о беззлобном человеке сохранилась на долгие годы, так как в город приехала девушка-врач, сирота, которую на свои маленькие деньги воспитал и обучил Юшка. Она осталась в городе и стала лечить людей, больных, как и герой, туберкулезом.

Итак, А.П. Платонов изобразил в образе главного героя беззлобного, беззащитного человека, которого люди считали юродивым. Но именно Юшка оказался самым человечным из людей, проявив милосердие к девочке-сироте и оставив о себе память.

(2 вариант)

Главный герой рассказа Юшка – «старый на вид человек»: всего сорок лет, но у него чахотка.

Юшка – человек необычный. В глазах его всегда стояли «неостывающие» слезы, он всегда видел горе людей, животных, растений: «Юшка не скрывал… своей любви к живым существам… он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя осиротевшим». Он умел видеть сердцем. Много Юшка терпел от детей и взрослых, которых раздражала его незлобивость: дети толкали, швыряли в него землю и камни, а взрослые били. Дети, не понимая, почему он не реагирует, считали его неживым: «Юшка, ты правда или нет?» Им нравилось издеваться безнаказанно. Юшка «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Взрослые били за то, что «блажной». Избивая Юшку, взрослый человек «забывал на время свое горе».

Раз в год Ефим куда-то уходил, и никто не знал куда, а однажды остался и впервые ответил человеку, пристававшему к нему: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» Этот первый в его жизни бунт стал последним. Толкнув Юшку в грудь, человек ушел домой, не зная, что оставил его умирать. После смерти Юшки людям стало хуже, так как «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». А потом стало известно, куда ходил Ефим Дмитриевич.

В Москве на деньги, заработанные им в кузне, росла и училась девочка-сирота. Двадцать пять лет он работал в кузне, никогда не ел сахару, «чтоб она ела его». Девочка «знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтоб лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». Девушка не застала Юшку в живых, но осталась в этом городе и всю свою жизнь посвятила чахоточным больным. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Сочинение

Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть. Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.

Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, «подымал с тропинки бабочек и жуков», чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал душой, веселел, забывал о своей болезни и злобе людей.

Но туберкулез все чаще давал о себе знать. Юшка слабел на глазах. Однажды, как обычно, к нему на улице пристал прохожий, стал оскорблять. И Юшка впервые в жизни дал тому отпор, сказал, раз уж он родился, значит нужен всему свету. Прохожий разозлился, толкнул Юшку, тот упал и больше уже не поднялся.

И лишь после смерти бедолаги люди случайно узнали, что на свои с таким трудом сэкономленные деньги Юшка содержал в Москве сироту, бедную девушку. Совсем маленькой он поместил ее в семью, потом, когда она выросла, оплачивал ее обучение. Целью своей жизни Юшка считал дать шанс выжить сироте. Как оказалось, вовсе не зря он жил на этом свете. И хотя долгие года Юшка терпел чужое зло, недоброжелательство и насмешку, он знал, что есть человек, который любит его и будет ему всегда благодарен. Его воспитанница стала врачом, бескорыстно помогала людям, напоминая им о добром и наивном Юшке. Так Юшка, страдая от злости окружающих, остался выше всего этого, прожил свою жизнь достойнее многих, считавших себя совершенством.

Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен человек на добро или зло. Большинство людей реагирует на одни и те же ситуации по-разному - в зависимости от настроения. Если они устали или раздражены, то все представляется в черном свете, если же радостны - вокруг тоже сияет солнце и поют птицы. Однако есть и такие люди, которые могут почувствовать теплоту солнечных лучей и услышать пение птиц независимо от своего настроения и состояния. Таким людям неведомы злоба и ненависть, зависть и раздражительность. Они принимают мир таким, каков он есть, и не стремятся ничего изменить, потому что уверены, что жизнь прекрасна. Таков Юшка - главный герой рассказа А. П. Платонова.

Юшка нес людям любовь и добро. Однако он был такой бедный, больной и молчаливый. Кротость Юшки люди принимали за глупость, а непохожесть на других - за стремление выделиться. Дети бросали в Юшку палки и мусор, толкали его и насмехались, стараясь разозлить, потому что такая реакция была бы им привычна и понятна. А Юшка молчал и улыбался, потому что «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его». Взрослых тоже бесконечно раздражало упорное нежелание Юшки отвечать грубостью на грубость, ударом - на удар. Поэтому «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его... и в этом зле забывал на время свое горе».

Юшка видел мир не так, как другие. И он был уверен, что народ его любит: «Он меня без понятия любит... Сердце в людях бывает слепое». И никто в городе не знал, что старому и «ветхому» Юшке только сорок лет, и это болезнь «давно уже мучила его и состарила прежде времени». Не знали и того, что бедный, экономящий даже не чае, сахаре и одежде Юшка на протяжении многих лет собирал неистраченные за год деньги и помогал сироте, которую поместил сначала «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом». Каждое лето Юшка приносил заработанные тяжелым трудом деньги девочке, чтобы она «жила и училась».

Добро и любовь, питавшие сердце Юшки, остались в мире и после его смерти, потому что живущие люди всегда нуждались в них, хотя никогда в этом не признавались.



Похожие статьи
 
Категории