Годы жизни мусоргского композитора. Краткая биография композиторов.М

01.07.2019

Статья посвящена краткой биографии Модеста Петровича Мусоргского - известного русского композитора, использовавшего в своем творчестве народное песенное искусство.

Биография Мусоргского: становление композитора

Мусоргский родился в 1839 г. в небольшом селе Псковской губернии. Музыкой начал заниматься с детства. Образование будущий композитор получил в петербургском военном училище.
С 1856 г. Мусоргский начал службу в Преображенском полку. При этом он продолжал музыкальное образование, беря уроки игры на фортепиано. Изучал он также музыкальную теорию. Занятие музыкой сделали Мусоргского постоянным участником группы музыкантов "Могучая кучка". Впоследствии композитор стал наиболее ярким представителем этого объединения.
В 1858 г. Мусоргский выходит в отставку и принимает решение посвятить всю жизнь музыкальной деятельности. Он пишет различные музыкальные произведения и романсы. Композитор становится одним из известнейших исполнителей на фортепиано. Мусоргский совершает множество поездок по стране, во время которых жадно впитывает в себя все многообразие народной жизни. Эти наблюдения впоследствии ложатся в основу его многочисленных романсов. Мусоргский начинает работу над большим количеством произведений, которые, к сожалению, далеко не все были закончены.
В конце 60-х гг. композитор приступает к работе над масштабной оперой "Борис Годунов". После года напряженной работы он представил оперу на рассмотрение, но она была отклонена дирекцией императорских театров. Современники объясняли это чрезмерным новаторством произведения. Композитор сделал вокальные партии максимально приближенными к старинным народным песням, что безусловно в корне противоречило каноническим оперным традициям. Мусоргский приступает к переработке произведения и пишет вторую редакцию, которая наконец-то была принята. В 1874 г. состоялась премьера оперы Мусоргского "Борис Годунов", имевшая большой успех. Опера стала достижением всей "Могучей кучки", в ней нашли выражение основные идеи этого общества.
Настоящим достижение в области фортепианной музыки стала сюита Мусоргского "Картинки с выставки", посвященная картинам Гартмана. Этот фортепианный цикл заключает в себе все богатство музыкальных приемов композитора и входит в число лучших произведений в этой области.
В 1879 г. композитор совершил поездку по югу, результатом стало создание нескольких фортепианных пьес.

Биография Мусоргского: зрелые годы

Мусоргским было написано около 70 романсов и песен, в которых он смог глубоко проникнуть в истинно народные характеры, отразить психологию русского человека.
Высшей ступенью в развитии музыкального таланта композитора стала работа над оперой "Хованщина", в которой автор хотел воплотить многогранную картину целой эпохи в истории государства. К сожалению, работа не была закончена Мусоргским при жизни. Закончил оперу Римский-Корсаков. Композитор вообще оставил после себя большое количество неоконченных произведений, которые увидели свет только после обработки Римским-Корсаковым. Даже "Борис Годунов" подвергся тщательной переработке, а авторский оригинал был издан только в 1920-х гг. Римский-Корсаков, внося свои изменения, утверждал, что его целью было придание самобытной манере Мусоргского профессионального облика, облагораживание его чересчур народного творчества, напоминающего обычные крестьянские песни. Однако академичность Римского-Корсакова, имея свои плюсы, одновременно наносила вред оригинальным произведениям Мусоргского. Композитор стремился в своих сочинениях передать дух народного самосознания, песенное творчество русского народа он считал огромным достижением и идеалом культурного развития. В этом заключается пламенный патриотизм Мусоргского и его глубокое знание народной психологии.
Напряженная работа композитора не давала ему все-таки постоянного источника доходов. Трудности финансового положения заставили Мусоргского вновь поступить на службу. Казенная работа противоречила творческой натуре композитора и мешала его музыкальной деятельности. Мусоргский все чаще испытывает нервное перенапряжение, отрицательно сказывающееся на его здоровье. Композитор впадает в творческий кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.
В конце концов организм Мусоргского не выдерживает нагрузки и он попадает в больницу. Композитор скончался в 1881 г. Творчество Мусоргского вошло в историю музыки в России, как выражение исконного национального духа.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

Мусоргскому было всего 42 года, когда смерть настигла композитора. В последние годы жизни он был беден и забыт современниками, мучился «белой горячкой» и алкоголизмом, бывал не в себе..

Композитор бомж

13 февраля 1881 года в Николаевский военный госпиталь поступил в качестве пациента денщик одного из ординаторов госпиталя, Модест Мусоргский. На самом деле Мусоргский - никакой не денщик. На эту хитрость пошли его друзья, чтобы поместить тяжелобольного Модеста Петровича в больницу. Ведь он был человеком без места жительства и определенных занятий, проще говоря, бомж. Ну и что, что великий композитор, как это объяснить военному начальству? Мало ли, кем он был в прошлом.

Мусоргский всегда был человеком изысканным, владел иностранными языками, прекрасно одевался, нравился дамам. Но в последние годы жизни он изменился до неузнаваемости, с аристократом произошла страшная метаморфоза. Современники отмечали, что гений страдал от алкоголизма, доведя себя до плачевного состояния. Всемирно известна картина Ильи Репина, на которой изображен Модест Петрович в последние годы своей жизни. На ней он неопрятен, непричесан, сильно располневший. С полотна будто бы глядит очень пожилой, утомленный жизнью человек. Между тем, в тот момент ему еще не было и 42 лет. Из-за пристрастия к зеленому змию, Мусоргский лишился постоянного источника дохода, сильно обнищал. У него начались приступы «белой горячки».

На картине Репина Мусоргский неопрятен, непричесан, сильно располневший. Фото: Commons.wikimedia.org

Вдохновленный столицей

Модест Мусоргский «заболел» музыкой еще в детстве. Он родился в Псковской губернии, в дворянской семье. С 10-летнего возраста получал домашнее образование, тогда же с семьей перебрался в столичный Санкт-Петербург. Окончив школу, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, после - на государственной службе. В 20 лет Мусоргский начал писать музыку.

Композитор вошел в историю, как мастер драматической музыки. Его первое обращение к драме - работа над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип». В 1859 году Мусоргский впервые приехал в Москву и древняя столица России произвела на него неизгладимое впечатление. Знакомство с городом пробудило бурю эмоций, патриотические чувства и позволило прикоснуться к русской истории. Именно в Москве, поразившей его своей красотой, величием исторических памятников, развернутся основные действия его будущих оперных произведений - «Борис Годунов» и «Хованщина».

Работа над «Борисом Годуновым» продолжалась почти 10 лет. Композитор никогда не пользовался черновиками и набросками, всегда писал музыку начисто. Из-за этого - так медленно работал, каждую деталь, каждую ноту он обдумывал месяцами. «Бориса Годунова» автор переписывал с нуля несколько раз.

В 20 лет Модест Мусоргский начал писать музыку. Фото: Commons.wikimedia.org

Большая часть произведений Мусоргского не была закончена при жизни автора. Наследие композитора доводили до ума друзья: Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Благодаря их стараниям музыкальные драмы Мусорского уже после смерти композитора завоевали мировое признание и на сегодняшний день являются наиболее часто исполняемыми произведениями русской музыки на оперных сценах всего мира.

Величественный и опустившийся

В 1965 году Мусоргский сильно захворал, уже тогда появились первые признаки «белой горячки». После болезни композитор стал более замкнутым, насмешливым. Он и раньше изъяснялся вычурно, теперь же стал разговаривать в псевдо-народном русском стиле. Он надел маску юродивого и уже не снимал ее, прятал за ней себя настоящего. Друзья говорили, что единственная его отдушина - это музыка. Он творил запойно, окунаясь в звуки, как в наркотик.

Мусоргский слишком сроднился со своим творчеством. Он буквально поселился в мире своих персонажей и уподобился им. А его персонаж - это народ, непредсказуемый, необузданный, страшный в своих проявлениях. И композитор имел мужество любить этот народ и не боялся замараться.

Творчество безжалостно перемололо благовоспитанного изысканного франта и выкинуло на поверхность совершенно иного человека: величественного и опустившегося…

Модест Петрович Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале 28 марта 1881 года в возрасте 42 лет. Даже на больничной койке он не смог отказаться от пристрастия к алкоголю. За несколько часов до смерти он послал сторожа за бутылкой коньяка, которую сразу же и выпил. После этого состояние композитора резко ухудшилось. Гений, который пытался ломать стереотипы в классической музыке, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии, музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского сильно повлияла на творчество таких композиторов, как Стравинский, Шостакович, Яначек, Берг.

1839 г- 1881 г

История жизни

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.

Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков.

По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого.

Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Творческая деятельность

Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности.

Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867).

Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом.

Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.

Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.

Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!

Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку.

Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.



Похожие статьи
 
Категории