Гоголь год рождения и смерти. Неизвестные факты об известных писателях

22.02.2019
  1. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
  2. Третьим в семье родился Гоголь. Первые два брата писателя родились мертвыми.
  3. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову - министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
  4. Грамматика русского языка и рисования это основные предметы, в которых хорошо разбирался Николай.
  5. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.
  6. Гоголь был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
  7. Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
  8. Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
  9. Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
  10. Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»
  11. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
  12. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
  13. Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным.
  14. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.
  15. Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.

Николай Васильевич Гоголь - одна из наиболее загадочных фигур русской литературы. Известный литературовед Владимир Воропаев, составил, на основе документов и воспоминаний современников, книгу «Однажды Гоголь», которая проливает свет на истинное лицо писателя.

В читательском клубе «Православная книга» на Погодинской«, расположенном в магазине Издательства Московской Патриархии, состоялась встреча с Владимиром Воропаевым, посвященная выходу этой книги. Встречу вела заведующая отделом научно-богословской литературы Издательства Московской Патриархии Жанна Григорьева.

Жанна Григорьева:

Встреча с Владимиром Алексеевичем Воропаевым - большая честь для нас. Больше о Гоголе, чем этот человек, наверное, не знает никто. Ему известны такие факты из жизни Гоголя, которые не только скрывались в советское время, но просто никому не были известны. Ярлык сумасшедшего, помешанного на мистике, преследовал писателя долгие годы, даже десятилетия. И только с 90-х годов прошлого столетия мы можем говорить о личности Гоголя открыто.

Владимир Воропаев:

За Гоголем действительно долгие годы тянулся шлейф сумасшедшего, человека «не в себе». Даже Иван Сергеевич Тургенев вспоминал, что в ноябре 1851 года - меньше, чем за полгода до смерти Гоголя, он ехал к Гоголю вместе с актером Михаилом Ивановичем Щепкиным, земляком и приятелем Гоголя, он так и пишет: «Мы ехали к Гоголю, как к человеку, у которого что-то помешалось в голове», гениальному писателю, но немного сумасшедшему. И вся Москва разделяла это мнение. В советскую эпоху к нему относились также. Даже в «Настольной книге священнослужителя» была помещена статья о психиатрии известного профессора Мелехова Евгения Николаевича, который утверждал, что у Гоголя был депрессивный психоз. Это не имеет ничего общего с действительностью, бесспорные факты говорят о другом. Виктор Николаевич Тростников, наш известный философ и писатель, написал так: «Многие современники считали Гоголя сумасшедшим, а сейчас мы начинаем понимать, что Гоголь, может быть, был одним из немногих здравых людей своей эпохи». Не Гоголь был сумасшедшим, а многие из окружавших его людей, которые забыли о существовании духовной жизни. Как говорит апостол Павел: «Человек душевный не примет того, что от духа Божия, потому что принимает это за безумие». Когда светский писатель заговорил о духовных вопросах, конечно, многим это показалось нелепостью, сумасшествием. И до сих пор наветы на Гоголя можно найти в различных источниках.

Жанна Григорьева: А есть какие-то заключения докторов?

Владимир Воропаев: Да, конечно, есть такой известный психиатр Анатолий Скавош. Он, уже будучи кандидатом медицинских наук, поступил на филфак на вечернее отделение, занимался в моем семинаре и писал у меня диплом, озаглавленный «Мертвые души психиатров». Он разобрал все воззрения психиатров, показал полную нелепость клинического анализа, когда человек спустя столько лет ставит диагноз на основании свидетельств, писем, причем, писем превратно истолкованных, на основании клеветы, пусть и невольной.

То, что Гоголь был болен - это очевидно, но психически он был здоров. Люди, которые о нем писали, сами были неверующие, неправославные, и для них реалии духовной жизни как бы и не существовали. А, например, Сикорский, известный психиатр, писал, что «чувство Бога - это чувство психически нормального человека». То есть, человек верующий - это психически нормальный человек. Духовный склад Гоголя был монашеский, он был, что называется «монах в миру». Не давая монашеских обетов целомудрия, послушания и нестяжания, он в своей жизни эти обеты исполнял. Отсюда и все клеветы на Гоголя. Мир не может выносить существование таких людей. Гоголь был укором многим современникам. Сам факт его существования. В этой книге, в коротких рассказах, я хотел показать, каков был духовный мир Гоголя.

Гоголь был веселым, остроумным человеком, но каждый видел его по-своему. У него был действительно монашеский склад. Это подтверждается бесчисленным количеством свидетельств близко знавших его людей. Известно, что Гоголь, по крайней мере дважды, пытался оставить литературное поприще и уйти в монастырь. У него было призвание художника. Но если вы помните повесть «Портрет», там художник, создавший портрет, уходит даже не в монастырь, а в скит, где живут еще более строгой подвижнической жизнью. И там бдениями, монашеской жизнью художник очищает свое сердце и только потом приступает к творчеству, и создает картину «Рождество Христово», перед которой вся братия, во главе с игуменом, падают ниц, как перед иконой. Здесь Гоголь как бы начертал путь своей жизни - надо уйти от мира, очистить свою душу, а потом вернуться в мир уже в другом качестве.

Гоголь мог и поесть хорошо, и повеселиться, но делал это очень редко, а постился, как самый строгий отшельник, об этом говорят близко знавшие его люди, а во время говения вообще ничего не ел. Духовный отец Гоголя, ржевский протоиерей Матвей Константиновский в первую неделю Великого поста и на Страстной Седмице вообще не вкушал пищу. Но когда бывал среди людей, которые видели в нем святого, мог даже нарушить пост, чтобы его не принимали за святого. Это нормальный образ жизни, были такие подвижники. Гоголь умер во время Великого поста, будучи серьезно болен, он вкушал пищу, мало, но вкушал, просфору, кашицу, запивал липовым чаем. Это к тем, кто говорит, что Гоголь уморил себя голодом. Нет, Гоголь прекрасно знал, что такое пост. Как сказано у апостола Павла «ешь ли ты - ничего не приобретаешь, и не ешь - ничего не приобретаешь». Гоголь понимал пост именно в церковном смысле, его выписки из святых отцов о посте говорят об этом. Гоголь вообще был очень церковным человеком, и мне хотелось это показать в этих маленьких историях.

Вот говорят, что Гоголь был сатирик, юморист, а потом, в последние годы жизни, якобы вдруг, обратился к духовным вопросам, темам, написал книгу «Размышления о Божественной литургии». Да, это последняя его книга, он хотел, чтобы она продавалась по дешевой цене, без имени автора - «для научения всех сословий». Гоголь писал эту книгу для новоначальных, она долго вызревала в его уме и сердце. Но Гоголь с детства, с юности знал и глубоко понимал весь ход Божественной службы, что видно, например, в рассказе «О любви к церковному пению». Рассказы в книге, конечно, литературно обработаны, но все они написаны на документальной основе. У любого факта есть конкретный источник. Автор, мемуарист. Рассказ «О любви к церковному пению» основан на воспоминаниях гимназического приятеля Гоголя, который много интересного о Гоголе рассказал.

Гоголь сложился как личность, как писатель, очень рано. Вот говорят «ранний Гоголь» и «поздний Гоголь». Под «поздним Гоголем» подразумевается автор второго тома «Мертвых душ», «Выборных мест из переписки с друзьями» - это уже вторая половина 40х годов. Последнее десятилетие его жизни. Но одна из первых вещей Гоголя, напечатанная в 1835 году в сборнике «Арабески», очерк «Жизнь». «Бедному сыну пустыни снился сон». Это замечательное стихотворение в прозе, эссе о рождестве Христовом - как все континенты замерли в ожидании момента рождества Христова. Это прекрасная вещь, которая не имеет аналогов. Она опубликована в 1835 году, а написана в 1832 , в год выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки», литературного дебюта Гоголя.

Интерес к этой теме у Гоголя был всегда, с детства. Еще в Нежине он прочитал книгу Иоанна Лествиничника «Лестница, возводящая на небо». Это была любимая книга Гоголя, которая прошла с ним через всю жизнь, он сделал большой конспект всей книги с издания 1785 года на церковно-славянском языке, который он прекрасно знал. До нас дошли только отрывки из этого конспекта, целая рукопись была большого формата, она была описана, но потеряна во время войны, она хранилась в Харьковском архиве, который вывезли немцы. Сохранились отрывки из этой рукописи в других записях Гоголя. Последними его словами перед смертью были: «Лестницу, скорей давайте лестницу». Все его мысли были обращены к горнему миру.

Жанна Григорьева:

Нельзя не вспомнить о матери Гоголя. Она вышла замуж совсем юной, в 14 лет. Ее первые двое детей родились мертвыми, мама горячо молилась святителю Николаю, и обещала, что если Бог сохранит ее дитя живым, она посвятит его Богу и назовет Николаем.

Владимир Воропаев:

Гоголь любил рассказывать, почему его назвали так, у него было много икон святителя Николая, это был его небесный покровитель. Гоголь был большой молитвенник. Он ежедневно читал по главе из Евангелия, Апостолов, Ветхого завета, житие святого, кроме этого прочитывал еще Малое Повечерие, и это бесспорный факт. У Гоголя есть такое произведение «Правило жития в мире», в нем цитируется Малое Повечерие на память, с небольшими лишь неточностями. На это обратил внимание священник отец Димитрий Долгушин. В те времена нельзя было купить, как теперь, календарь с описанием служб, даже не во всех храмах были служебные Минеи. Их переносили из храма в храм. А у Гоголя была своя рукописная книга. Он сделал выписки из «Миней» на каждый день за полгода (это больше ста страниц, целая рукопись) и всегда возил их с собой, не имея возможности возить книги. По всей видимости, в молитвенное правило Гоголя входило чтение стихир, кондаков, тропарей, где описывается содержание праздника или святого. Он делал эти выписки не только для своей духовной жизни, но и для писательских целей.

В 1851 году он написал статью «Чей удел на земле выше?» Но задолго до этого, в письме Языкову, он уже писал: «Нет выше удела на свете, чем звание монаха». Ему ответ был известен заранее. Хотя в статье он говорит, что все уделы хороши, только быть в обители Божией.

Часто задают вопрос - был ли Гоголь похоронен живым? Дело в том, что Гоголь был похоронен на кладбище Свято-Данилового монастыря с Хомяковым и Языковым. В 1931 году, когда кладбище разоряли, часть самых известных захоронений перенесли на Новодевичье кладбище, их могилы тоже. На новой могиле Гоголя, наконец-то, только в 2009 году поставили крест, до этого стоял один памятник. Монумент, на котором Гоголь похож на бухгалтера, и надпись «Николаю Васильевичу Гоголю от советского правительства». Хотя Гоголь в своем завещании просил не ставить никакого памятника, только крест. Перезахоронением занималось НКВД. Были собраны известные писатели, которые оставили впоследствии свидетельства самые разные и взаимоисключающие. Искусствовед Барановская, например, утверждает, что когда вскрыли могилы, она видела череп Гоголя с хорошо сохранившимися каштановыми волосами. Другие утверждают, что черепа Гоголя в могиле не было. Но, кроме писателей, на перезахоронении присутствовал инженер-вакуумщик. В книге Паламарчука «Ключ к Гоголю», зафиксированы все свидетельства, в том числе и этого инженера, который утверждает, что могилу Гоголя не нашли, хоть и рыли до позднего вечера. Такие случаи известны, когда могила как бы уходит вниз. А писатель Лидин утверждает, что когда вскрыли могилу Гоголя, в ней был скелет, а головы не было. И все писатели себе взяли на память - кто косточку, кто ребрышко, Лидин же взял часть кожаного жилета, очень хорошо сохранившегося, и потом якобы переплел этой кожей первое издание «Мертвых душ», книга эта не найдена до сих пор. Из-за этих противоречивых свидетельств вокруг могилы Гоголя бытует много легенд. В общем, вопрос до сих пор остается открытым - что перенесли на Новодевичье - неизвестно. Я так думаю, что все же могилу не нашли, и Гоголь остался на прежнем месте.

А повод к легенде, что он был похоронен живым, подал сам Гоголь. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» он опубликовал завещание, в котором просил не хоронить его до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения, так как в его жизни были случаи, когда он обмирал - немели чувства, пульс не прощупывался. Но, во-первых, Гоголя отпевали - неизвестно еще ни одного случая, чтобы после церковного отпевания человек возвращался к жизни, это невозможно по духовным причинам - когда священник читает молитву разрешительную, душа уже не может возвратиться в тело. Этот аргумент, конечно, убедителен не для всех. Для скептиков есть и сугубо материалистический аргумент - свидетельство скульптора Николая Рамазанова, приятеля Гоголя, еще по Риму, автора известного бюста Гоголя. Он снимал с него посмертную маску и написал в своих воспоминаниях о явных признаках разложения тела, которые он наблюдал лично. В общем, это легенда. Еще и Вознесенский подал повод своей поэмой «Похороны Гоголя Николая Васильевича», где в поэтических красках описал, как Гоголя похоронили живым. Конечно, в памяти обывателя это застряло.

Вопрос из зала: Известно ли, в чем заключалась болезнь Гоголя? Слухи на эту тему тоже противоречивы

Владимир Воропаев: Вообще, болезнь Гоголя это загадка. Перед смертью ему поставили 6 или 7 диагнозов, хотя его осматривали лучшие врачи. Тургенев, например, писал: «Он умер, потому что решил умереть». А многие современники говорили, что это было замаскированное самоубийство. А Чернышевский утверждал, что Гоголь умер от поста, что никогда в жизни не постился, а тут стал поститься, и уморил себя голодом. Эти мнения перекочевали в многочисленные монографии. Безусловно, это неправда. Гоголь был великий постник. Об этом говорят многочисленные свидетельства его близких. Граф Толстой, поняв, что Гоголь умирает, собрал консилиум, весь цвет московской медицины. Диагнозы были поставлены самые разные - менингит, малярия, холера. Но все диагнозы ни на чем не основаны. Судите сами, диагноз - менингит, поставленный профессором Авером, известным клиницистом. Основание - сидячий образ жизни, религиозное убеждение уморить себя голодом, неприветливое отношение к докторам.

Были и вообще нелепые версии - паранойя, шизофрения. Все эти диагнозы были поставлены умозрительно. И никакого отношения к болезни Гоголя не имели. Но болезнь была, Гоголь знал, что он умирает. Это видно из всех его последних действий. Он раздал последние деньги, написал завещание, просил отпустить своего слугу Семена. Сделал всевозможные распоряжения. Когда Гоголь умер, у него оставалось буквально несколько рублей серебром, белье и книги, имущества больше не было. А свою часть имения он еще раньше в пользу сестер и матери отказал. То есть он жил как бессребреник, нестяжатель.

В общем, диагноз неясен по сей день, все из области предположений. Ясно одно, что врачи не смогли оказать Гоголю должную медицинскую помощь. Он сказал Хомякову за три дня до смерти: оставьте меня, я знаю, что я умру.

Мой ученик Скавош написал несколько статей на эту тему. Он доказывал некорректность любых исследований, основанных не на основании осмотра больного, а на основании свидетельств современников и писем. Он доказал ненаучность всех этих диагнозов. Ему, как православному человеку было очевидно, что поведение Гоголя перед смертью свидетельствовало о полностью здравом уме. При том, что он понимал, что окружающие его считают помешавшимся, относился к этому смиренно, как и к мучительному и бесполезному лечению. Он до последнего момента заботился и беспокоился о других. Так, в воспоминаниях Шервуда, упоминается, что Гоголь просил Капниста (московского гражданского губернатора и своего земляка) позаботиться о чиновнике в его канцелярии, который несет уже 10 лет беспорочную службу и все ему нет ходу. «Позаботьтесь о нем, хотя бы в мою память». То есть, до последнего мгновения жизни Гоголь вел себя совершенно адекватно, просил читать молитвы и Евангелие. Он дважды исповедовался, дважды причастился и соборовался перед смертью. Это была кончина праведника.

Комнаты в доме графа Толстого на Никитском бульваре, в которых умирал Гоголь, до недавнего времени носили звание мемориальных, а в 2009 году получили статус музея. Это первый музей Гоголя в России, рекомендую всем его посетить.

Умер Гоголь в своем кабинете, в котором, по легенде, сжигал рукописи. Кстати, тоже загадка - до сих пор непонятно, что именно он сжигал. Все говорят, что 2-й том «Мертвых душ». Но нет абсолютно никаких свидетельств, что этот том был написан. Были написаны черновики, дошедшие до наших дней, это свидетельство отца Матвея, духовного отца Гоголя. Отец Матвей был выдающийся священник, и один из немногих, кто понимал Гоголя. Об этом глубоком взаимопонимании свидетельствует их переписка. По свидетельству отца Матвея все мысли Гоголя в последние годы были о монастыре. В Оптиной пустыни сохранилось предание, что Гоголь хотел остаться в скиту во время своего последнего посещения Оптиной. Но старец Макарий его не благословил. Сестра его также писала, что брат ее мечтал поселиться в Оптиной пустыни. Гоголь трижды посетил Оптину пустынь - первый раз - в 1850 году и два раза в 1851, накануне своей смерти. Гоголь был и в Иерусалиме, собирался на Афон, а потом прикипел всей душой к Оптиной пустыни.

Жанна Григорьева:

Давайте подведем итог. Если отмести все клеветы и домыслы - каким Гоголь был на самом деле?

Владимир Воропаев: Гоголь сам о себе говорил, что идет одной дорогой с 12-летнего возраста - времени поступления в нежинскую гимназию - не отклоняясь в главных понятиях. Самое главное, конечно, то, что он пронес веру до последних дней своей жизни, начиная с детства. Как правило, о духовной жизни писателей мы ничего не знаем, этим никто никогда не занимался. На самом деле, факты, хоть и по крупицам, собрать можно - как молился Гоголь, как постился, как он причащался. Его духовную жизнь можно проследить по его духовным письмам, об это мало пишут, а ведь это основа его жизни - и быта, и творчества. Даже хрестоматийные его произведения - «Ревизор», «Мертвые души» - все имеют глубокий духовный смысл. Почему они мертвые? Гоголь сам раскрыл это - «нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Они мертвые, потому что живут без Бога. Или «Ревизор» - Гоголь сам об этом сказал - «страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба», вот какого ревизора нужно бояться. Немая сцена в конце пьесы - это фактически аллегорическая картина Страшного суда. Гоголь был глубоко церковным православным писателем. Он был одарен художественно, как писатель, но кроме того, он был гениально одарен духовно. И это самое главное в Гоголе, и некого рядом с ним поставить в нашей литературе. Такого писателя-аскета не было, и, наверное, уже не будет.

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .

Николай Васильевич Гоголь – классик мировой литературы, автор бессмертных творений, наполненных волнующей атмосферой присутствия потусторонних сил («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), поражающих своеобразным видением окружающего мира и фантастикой («Петербургские повести»), вызывающих грустную улыбку («Мертвые души», «Ревизор»), увлекающих глубиной и красочностью эпического сюжета («Тарас Бульба»).

Его персона окружена ореолом тайн и мистики. Он отмечал: ««Я почитаюсь загадкою для всех...». Но каким бы неразгаданным не показался жизненный и творческий путь писателя, неоспоримо лишь одно – неоценимый вклад в развитие русской литературы.

Детство

Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Предки его были потомственными священниками, принадлежали к старинному казацкому роду. Дед Афанасий Яновский, владевший пятью языками, сам добился дарования ему родового дворянского состояния. Отец служил при почтамте, занимался драматургией, был знаком с поэтами Котляревским, Гнедичем, Капнистом, являлся секретарем и директором домашнего театра экс-сенатора Дмитрия Трощинского, своего свойственника, потомка Ивана Мазепы и Павла Полуботько.


Мать Мария Ивановна (в девичестве Косяровская) до выхода замуж в 14 лет за 28-летнего Василия Афанасьевича жила в доме Трощинских. Вместе с мужем она участвовала в спектаклях в доме дяди-сенатора, слыла красавицей и талантливым человеком. Будущий писатель стал третьим ребенком из двенадцати детей семейной пары и самым старшим из шести выживших. Он получил имя в честь чудотворной иконы святого Николая, которая имелась в церкви села Диканька, расположенном в пятидесяти километрах от их местечка.


Ряд биографов отмечали, что:

Интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи;

На религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать;

Раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений.

В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук (ныне – госуниверситет им. Гоголя), где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо. Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи.

В городе на Неве

Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем – нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия.


Литературный дебют – издание в 1829 г. сочинения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Акулов – принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию.

К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей.


В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ («Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель») и вскоре вошел в число элитных художников слова (Дельвиг, Пушкин , Плетнев, Жуковский, начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», получившие признание благодаря юмору и мастерскому переложению мистического украинского эпоса.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - отрывок из фильма

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.


На премьере «Ревизора» в 1836 году в Александрийском театре присутствовал император Николай I, подаривший автору в качестве похвалы перстень с бриллиантом. В полном восхищении от сатирического произведения были Пушкин, Вяземский, Жуковский, в отличие однако от большинства критиков. В связи с их отрицательными отзывами литератор впал в депрессию и решил сменить обстановку, отправившись в путешествие по Западной Европе.

Развитие творческой деятельности

За границей великорусский писатель пробыл более десяти лет – жил в разных странах и городах, в частности, в Веве, в Женеве (Швейцария), в Берлине, Баден-Бадене, Дрездене, Франкфурте (Германия), в Париже (Франция), в Риме, Неаполе (Италия).

Известие о гибели Александра Пушкина в 1837-м его в состояние глубочайшей скорби. Он воспринял свою начатую работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» (идею поэмы подарил ему поэт).

В марте он приехал в Рим, где познакомился с княгиней Зинаидой Волконской. В ее доме были организованы публичные чтения Гоголем «Ревизора» в поддержку украинских живописцев, работавших в Италии. В 1839-м он перенес тяжелое заболевание – малярийный энцефалит – и чудом выжил, спустя год съездил ненадолго на родину, прочел друзьям отрывки из «Мертвых душ». Восторг и одобрение были всеобщими.

В 1841-м он снова побывал в России, где хлопотал по поводу издания поэмы и своих «Сочинений» в 4-х томах. С лета 1842 года за рубежом он продолжил трудиться над 2 томом повести, задуманной как трехтомное сочинение.

Живая история - «Тайна смерти Гоголя»

К 1845 году силы писателя были подорваны напряженной литературной деятельностью. У него случались глубокие обмороки с онемением тела и замедлением частоты пульса. Он консультировался с врачами, следовал их рекомендациям, но улучшения состояния не наступало. Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора.

Зиму 1847-1848 гг. он провел в Неаполе, изучая исторические труды, русскую периодику. В стремлении к духовному обновлению он совершил паломничество в Иерусалим, после чего окончательно вернулся из-за границы домой – проживал у родственников и друзей в Малороссии, в Москве, в Северной Пальмире.

Личная жизнь Николая Гоголя

Выдающийся писатель семью не создал. Он был влюблен несколько раз. В 1850 году сделал предложение графине Анне Вильегорской, но получил отказ по причине неравенства социального статуса.


Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить.

Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки.

Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи. Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало.


Точная причина смерти Гоголя до сих пор является предметом дискуссий. Версия о летаргическом сне и похоронах заживо была опровергнута после предсмертного слепка лица писателя. Распространено мнение, что Николай Васильевич страдал от психического расстройства (родоначальником теории стал психиатр В.Ф. Чиж) и в связи с этим не мог обслужить себя в бытовом плане и умер от истощения. Также выдвигалась версия, что писатель отравился лекарством от желудочного расстройства с повышенным содержанием ртути.

Гоголь — самая таинственная и мистическая фигура в пантеоне русских классиков.

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.


В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Несмотря на служебные тяготы, этот период жизни был для писателя самым счастливым. Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

В течении всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,- писал он,- черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой - берцовую кость, третий - сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу - холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа - создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь - ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры - М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,- вспоминал Хомяков.- Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30-40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью - главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда - одна из характеристик и признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!

По материалам:



Похожие статьи
 
Категории