Государственный деятель – это политик, который ставит себя на службу нации. Жорж Помпиду

23.09.2019

Политик или государственный деятель

Подсознательно мы различаем понятия политик и государственный деятель. «Государственный деятель» звучит уважительно, а «политик» отдает легким презренем. Толковый словарь дает такие определения «политик - человек обслуживающий интересы политической партии», «государственный деятель - политический деятель исключительных способностей».
Определения можно улучшить, прояснив значения вкладываемые в эти слова в повседневной речи. Когда мы говорим «политик» мы имеем в виду человека обслуживающего частные интересы. В худшем случае это интересы собственного кармана. В лучшем - интересы партии, класса или организации представителем которых он себя считает. Мы никогда не ожидаем от политика учета интересов всех вовлеченных сторон, потому что предвзятость и ангажированность которые мы ощущаем в его действиях, подсказывают нам что ему не стоит слишком доверять.
С другой стороны выражение «государственный деятель», обозначает человека достаточно возвышенного над конфликтом борющихся партий чтобы выбрать курс принимающий в расчет большее количество интересов на более долгосрочную перспективу. Именно это имел в виду Эдмунд Брук, когда писал что государство: «не должно считаться чем-то вроде партнерства в торговле перцем, кофе, табаком и прочих мелочах, растворяясь в суете партий... Это партнерство в более высоком и вечном смысле – партнерство во всех науках, всех искусствах, партнерство во всяком достоинстве и любом совершенстве. Поскольку цели такого партнерства не могут быть достигнуты при жизни нескольких поколений, оно становится партнерством не только ныне живущих, но и уже ушедших и еще не рожденных поколений.»

Политик преследует частные целей и узкие интересы. Если он руководит партией он либо пытается купить поддержку отдельных групп конкретными обещаниями, либо, если это непрактично, прибегает к обману. В понятие обмана я включаю все искусство пропаганды - ложь, полуправду, двусмысленности, уклончивость, рассчитанное молчание, лозунги, метафоры и т.д. Все это методы помогают сорвать беспристрастное исследование ситуации. Я не хочу сказать что кто угодно может достигнуть высот в политике вовсе не используя обмана. В современных условиях для избрания на выборную должность приходится быть политиком чтобы заручиться поддержкой множества людей со всевозможными смутными и противоречивыми интересами.

Когда же лидер может стать государственным деятелем? Государственным деятелем человек становится когда перестает лишь удовлетворять или обманывать сиюминутные желания своих избирателей и начинает помогать им осознать свои скрытые реальные интересы, которые достижимы потому что соответствуют реальности и могут быть гармонизированы с интересами их соседей. Политик говорит: «Я дам вам что вы хотите». Государственный деятель говорит: «Вы думаете что хотите этого. Объективно возможным для вас является вот это, таким образом реально вам нужно вот что». Политик возбуждает последователей, государственный деятель ведет их. Политик принимает безответственные прихоти как они есть и либо удовлетворяет их либо громоздит обман на обмане. Государственный деятель занимается учит последователей, побуждая изменить желания в соответствии с реальностью, гармонизирует отношения в обществе на длительную перспективу.

Главный элемент искусства государственного деятеля в наши дни – способность прояснить запутанные и ошибочно понимаемые интересы сталкивающиеся в правительственном кабинете, способность за наивными эгоистичными интересами каждой группы разглядеть ее постоянные реальные интересы. Это трудное дело, требующее большой смелости, глубокой симпатии и огромного количества информации. Вот почему мастера этого искусства встречаются так редко. Но когда государственному деятелю удается направить граждан вместо детской погони за тем что кажется интересным на достижение реальных интересов, он получает такую поддержку, о которой обычный политик не может и мечтать. Беспристрастность – горькое лекарство когда его пробуют впервые, но оно несет здоровье, и когда за человеком закрепляется репутация деятеля привычно и успешно решающего реальные проблемы он получает признание качественно отличающееся от популярности самого успешного искателя общественных симпатий. Его влияние на людей долгосрочно потому что он не обещает ничего недостижимого. Политика рано или поздно разоблачат, потому что оперирует нереальным. И тогда он либо отправляется в тюрьму, либо его цинично терпят как колоритного ручного негодяя, либо он уходит в отставку и больше не мешается в судьбах людей. Слова государственного деятеля доказывают свою цену тем что отражают не мимолетную прихоть, а условия при которых желания могут быть согласованы с реальностью. Его проекты и политика предлагают упорядоченный план действий, в котором все затрагиваемые стороны, по зрелом размышлении найдут для себя выгодным сотрудничать. Его проекты реализуются потому что они ведут к цели к который люди действительно стремятся после того как они прояснят свои желания. Его законы имеют силу потому что мобилизуют энергию людей, которая только и может сделать законы эффективными.

Не обязательно, и даже маловероятно что такая политика государственного деятеля получит поддержку сразу. Не обязательно для государственного деятеля и ждать пока он получит полное согласие. Многое люди не понимают пока не узнают на собственном опыте. Поэтому великий государственный деятель часто должен действовать раньше чем управляемые дозреют до понимания необходимости изменений. Когда он делает это он противопоставляет свое видение будущего, которое люди в конце концов сочтут благом тому что они желают прямо сейчас. В этой способности действовать руководствуясь скрытой реальностью ситуации, вопреки очевидным внешним проявлениям и заключается искусство государственного деятеля. Оно состоит в том чтобы дать людям не то что они хотят, а то что они научатся хотеть. Это искусство требует смелости, возможной только в разуме отрешенном от суеты текущего момента. Оно требует прозрения, которое может дать только объективное и непредвзятое знание фактов, а главное высокого и непоколебимого бескорыстия.

Вальтер Липпман «Предисловие к морали» Глава 13

Формально «государственный деятель» – обозначение наиболее влиятельных должностных лиц (президент, премьер, министр, глава региона и т.п.), представителей страны на международной арене. Однако, содержательно понятие «государственный деятель» формирует представление о политике, который не просто решает конкретные политические задачи, формирует повестку дня, принимает решения и несет за них ответственность, но видит свое главное предназначение в служении Родине, в сохранении и развитии страны. В идеале государственный деятель – личность, ставящая интересы державы выше личных, партийных и иных корпоративных целей и потребностей, способная «мыслить и действовать широко и мудро, в масштабах всего государства» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978). От политиков, ориентированных на получение сиюминутных дивидендов, такого государственного деятеля отличает забота о долгосрочных перспективах развития государства, народа, о сохранении страны в Истории. Иными словами, политик – это тот, кто профессионально занимается текущей политикой, и скорее всего использует власть как средство для достижения определенных целей. Государственный деятель мыслит категориями историческими. Содержательное толкование формирует понятие выдающегося, великого государственного деятеля. Разумеется, реальная жизнь не всегда совпадает с идеалом.

Данный раздел формировался с учетом как содержательного, так и формального подходов к определению того, что такое государственный деятель. Российская цивилизация состоялась и существует в веках, благодаря как выдающимся и великим государственным деятелям, способствовавшим мирному процветанию страны, так и «мощным властелинам судьбы» не раз поднимавшим Россию «на дыбы» (А.С. Пушкин). В то же время в силу определенной исторически и политически персонификации власти колесо русской истории катилось иногда вспять потому, что у руля оказывались люди без государственного – широкого и мудрого – видения.

Однако каким бы ни был государственный деятель – великим или оказавшимся на государственном посту в силу только профессии, а то и просто случая, но не призвания (вспомним трактовку политики и власти, предложенную М. Вебером) – персонализируя систему власти и управления, он в конкретный исторический период олицетворяет собой власть как в глазах общества , так и мирового сообщества в целом.

Таким образом, государственный деятель, есть живое воплощение власти, фигура, концентрированно выражающая определенный период развития конкретной страны, ее политической системы. Например, мы говорим о Руси времен Ивана Грозного, об эпохе Екатерины Великой, о сталинских пятилетках, о брежневском застое.

Отношение к власти, отождествление себя с ней выявляет еще одну важную характеристику государственного деятеля: он – правитель. На протяжении всей истории России функция правления, властвования для государственных деятелей – глав государств (великие князья, цари, императоры, генеральные секретари, президенты) была определяющей. Явно второстепенными, дополняющими власть являлись такие функции, как структурирование общества и властной системы, организация и управление, мобилизация, коммуникация и консолидация, артикуляция и агрегирование интересов различных социальных групп и классов. В России в силу высоко персонифицированной системы власти роль государственных деятелей всегда была непропорционально велика, что стало одной из важных особенностей развития страны.

В данном разделе, построенном по хронологическому принципу, собраны персоналии правителей и государственных деятелей России, начиная с периода формирования древнерусской государственности и вплоть до настоящего времени, оказавших существенное (иногда определяющее) влияние на историческое, политическое, социокультурное и экономическое развитие российского государства и общества.

Раздел включает пять хронологических частей: Древнерусское государство, Московское царство, Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация. Каждая из них начитается статьей об основателе конкретной формы государственности, хотя сам он был частью предшествовавшей эпохи. Это

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

Госуда́рственный де́ятель - политический деятель государственной власти .

Развёрнутый комментарий к этому выражению даёт Уолтер Липпман в книге «Предисловие к морали» (англ. A Preface to Morals ; ):

Подсознательно мы различаем понятия «политик» (politician) и «государственный деятель» (statesman). «Государственный деятель» говорит: «Вы думаете, что хотите этого. Объективно возможным для вас является вот это, таким образом, реально вам нужно вот что». <…> Не обязательно, и даже маловероятно, что такая политика государственного деятеля получит поддержку сразу. Не обязательно для государственного деятеля и ждать, пока он получит полное согласие. Многое люди не понимают, пока не узнают на собственном опыте. Поэтому великий государственный деятель часто должен действовать раньше, чем управляемые дозреют до понимания необходимости изменений. Когда он делает это, он противопоставляет своё ви́дение будущего, которое люди в конце концов сочтут благом, тому, что они желают прямо сейчас. В этой способности действовать, руководствуясь скрытой реальностью ситуации, вопреки очевидным внешним проявлениям, и заключается искусство государственного деятеля.

Политик - это тот, кто умеет управлять государством. Государственный деятель - это политик, умерший 15 лет назад.

Напишите отзыв о статье "Государственный деятель"

Примечания

Литература

  • Ракитянский Н. М. Теория и методология психологического портретирования личности политика: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.12. - СПб. , 2004. - 369 с.
  • Ракитянский Н. М. Личность политика: теория и методология психологического портретирования. - М .: Интерпресс, 2008. - 178 с.

Отрывок, характеризующий Государственный деятель

– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.

Основные документы эпохи

«Повесть временных лет», «Русская правда», «Изборник», «Поучение Владимира Мономаха», «Правда Ярославичей».

Александр Невский (1220-1263) - сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Князь новгородский (1236-1251), великий князь владимирский (с 1252 года). После разгрома шведских военных отрядов Биргера в устье Невы в 1240 году стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена, обеспечив независимость Северо-Западной Руси от иноземцев. Будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на Русь. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных русских землях.

Евпаттий Коловратий - легендарный богатырь, рязанский боярин. В 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на Суздальской земле. Убит в бою. Воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Даниил Александрович (1261-1303) - младший сын Александра Невского. Великий князь московский. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного, основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

Иван Данилович Калита (1296-1341) - сын Даниила Александровича. Великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). Оказав помощь Орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в Костроме. В 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. Значительно пополнил казну. Расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, Иван Калита заложил основы для последующего превращения Москвы в центр собирания русских земель и борьбы против монголо-татарского ига.

Сергий Радонежский (около 1321-1391) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.

Пересеет. Александр (?-1380) - монах Троице-Сергиева монастыря. Герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом битвы.

Ослябя Родион (?-1398) - монах Троице-Сергиева монастыря, брат Пересвета. Герой Куликовской битвы. В 1398 году ездил с московским посольством в Византию.

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь московский (с 1359 года). Главным делом стало укрепление позиций Московского княжества и борьба за великое владимирское княжение. С 1370-х годов усилил сопротивление Орде, в том числе вооруженное. В сражении на реке Пьяна (1377 год) потерпел поражение. На реке Воже (1378 год) разбил ордынское войско. В сентябре 1380 года проявил полководческий талант и одержал победу над огромным золото-ордынским войском Мамая. Значительно расширил пределы Московского княжества за счет мещерских, смоленских, приокских, белорусских земель. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть во Владимирском великом княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

Василий II Васильевич Темный (1415- 1462) - великий князь московский (с 1425 года). В междоусобной борьбе 1425-1453 годов одержал победу. В 1446 году был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель. Принимал меры по освоению вятской, пермской земель, Печерского края. Сократил земельные пожалования светским феодалам. Лично руководил многочисленными военными походами.

Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь всея Руси (с 1478 года). Основатель единого Московского государства. Присоединил к московскому княжеству Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год) княжества, Новгород (1477 год), Тверское княжество (1485 год), ряд других территорий. При Иване III произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 год). При нем оформился аппарат Российского централизованного государства и составлен Судебник 1497 года. Вел активную внешнюю политику.

Василий III Иванович (1479-1533) - великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505 года). Сторонник и продолжатель линии на укрепление Российского централизованного государства. В 1510 году присоединил Псков, в 1521 году - Рязань. В ходе русско-литовской войны в состав России вошел Смоленск (1514 год). Для обеспечения безопасности южных и восточных пределов государства приказал создать Большую засечную черту (1521 год). Стремился ограничить монастырское землевладение. При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства.

Основные документы эпохи

«Судебник» 1497 года, «Судебник» 1550 года, «Стоглав» 1551 года, «Хронограф», «Великие Четьи Минеи», Первая челобитная Ивана Пере-светова, Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Указ о беглых крестьянах» 1597 года.

Исторические деятели

Иван IV Васильевич Грозный (1530- 1584) - великий князь Московский и всея Руси (с 1533 года), русский царь (с 1547 года). В феврале 1547 года женился на Анастасии Романовне Захарьиной - Юрьевой. Первые годы правил с Избранной Радой, реформы которой ознаменовали крупные перемены в стране. Вел активную внешнюю политику. В 1565 году учредил опричнину, которую отменил в 1572 году. Итогом опричнины стало разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства, составлявшего основу экономики страны.

Федор Иванович (1557-1598) - русский царь. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. На начальном этапе царствования реальной властью обладал Регентский совет, назначенный Иваном Грозным. С 1586 года практически соправителем царя стал Борис Годунов. Умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей с ним прекратилась.

Курбский Андрей Михайлович (1528- 1583) - князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны - воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.

Адашев Алексей Федорович (?-1561) - думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540-х годов - руководитель Избранной Рады. Инициатор ряда реформ. Был хранителем государственной казны, печати, возглавлял Челобитный приказ. В 1560 года подвергся опале и умер в Юрьеве.

Сильвестр (?-около 1566) - священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником. Член Избранной Рады. Автор особой редакции «Домостроя» и других произведений. С 1560 года в опале. Постригся в монахи.

Макарий (1482-1563) - церковный деятель, писатель. Митрополит с 1542 года. В 1551 году добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Редактор «Великих Четьи Минеи» и «Книги Степенной царского родословия». При его содействии в Москве была открыта типография.

Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XVI века, идеолог дворянства. В своих челобитных выдвинул целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.

Основные документы эпохи

Крестоцеловальная грамота царя Василия Шуйского (1606 год), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649 год), Новоторговый устав (1667 год), «Житие» протопопа Аввакума.

Борис Федорович Годунов (1552-1605) - русский царь. С 1567 года - член Опричного двора Ивана Грозного. 17 февраля 1598 года Земским собором был избран царем. Выдающийся государственный деятель, обладавший незаурядными способностями и навыками управления огромной страной. В период решающих сражений с войсками Лжедмитрия I умер.

Лжедмитрий I (царь Дмитрий) (?-1606) - русский царь (июнь 1605-май 1606 года). Самозванец. Предположительно беглый монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев.

Василий Иванович Шуйский (1552-1612) - русский царь с 1606 по 1610 год. При избрании на царство дал крестоцеловальную запись о границах своей власти, о верности народу. В сентябре 1610 года был выдан правительством Семибоярщины полякам, вывезен в Польшу, где вскоре умер в заточении.

Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 года. В его царствование заложены основы самодержавной власти.

Алексей Михайлович « Тишайший» (1629- 1676) - русский царь с 1645 года. В подборе ближайших помощников руководствовался в первую очередь их способностями. Был активным участником составления Соборного Уложения 1649 года, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия.

Филарет (в миру Федор Никитич Романов) (1554-1633) - боярин с 1587 года. В 1600 году за подготовку заговора против Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи. С 1605 года - митрополит Ростовский. Попал в плен к полякам. В 1619 году был возвращен в Россию и избран патриархом. Стал фактически соправителем своего сына - царя Михаила Федоровича.

Никон (в миру - Никита Минин) (1605- 1681) - патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). Провел церковно-обрядовую реформу. В 1655 году выступил с идеей первенства церковной власти над светской, что привело к конфликту с властью. В 1666 году по инициативе царя был созван церковный собор, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. Был сослан в монастырь, где и умер.

Основные документы эпохи

Указ о единонаследии (1714 год), Табель о рангах, Указ о покупке к заводам деревень (1721 год), Таможенный тариф (1724 год), «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны» (1730 год), Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству (1762 год), Жалованная грамота дворянству (1785 год), Жалованная грамота городам (1785 год), Манифест о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (1797 год).

Иван V Алексеевич (1666-1696) — русский царь в 1682-1696 годах. Был слаб здоровьем и не стремился к самостоятельному правлению. Отстранен от реальной власти Софьей Алексеевной, а затем и братом Петром I.

Софья Алексеевна (в монашестве - Сусанна) (1657-1704) - правительница России в 1682-1689 годах. Была образованным, властолюбивым и жестоким человеком. После провала заговора против Петра I в 1689 году была заточена в Новодевичий монастырь, а после новой попытки переворота (1698 год) - пострижена в монахини.

Петр I Алексеевич Великий (1672-1725) - русский царь с 1682 года, император с 1721 года. Был выдающимся государственным деятелем, значительно продвинувшим развитие России во всех областях. Главной задачей своего царствования считал выход России к незамерзающим морям. Умер 28 января 1725 года, не успев оставить распоряжений о наследнике престола.

Анна Иоанновна (1693-1740) - российская императрица (1730-1740). В 1710-1711 годах была замужем за герцогом Курляндским, после его смерти жила в основном в Митове. После смерти Петра II члены Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти. Согласившись на эти условия, Анна вскоре «по просьбе» гвардейцев-дворян порвала «кондиции». Правила страной при помощи и поддержке иностранцев.

Елизавета Петровна (1709-1761) - императрица (1741-1761), рождена вне брака. По целому ряду признаков можно сказать, что ее курс был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Вела активную внешнюю политику.

Екатерина II Великая (у рож. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729- 1796) - российская императрица (1762-1796). Родом из Пруссии. Во внутренних делах старалась проводить политику просвещенного абсолютизма, но после крестьянской войны и Французской революции взяла курс на ужесточение режима и усиление репрессий. Во внешней политике - значительно расширила пределы Российской империи.

Павел I (1754-1801) - российский император (1796-1801). По восшествии на престол начал радикальную ломку всего, что создала его мать Екатерина II. Опале подверглись многие ближайшие сподвижники Екатерины. В то же время общая направленность внутренней политики по своей сути не изменилась.

Алексей Петрович (1690-1718) - царевич, старший сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы Петра. Опасаясь преследований со стороны отца, в 1716 году тайно выехал в Австрию, был возвращен, арестован и влиятельным политиком. Человек большого ума, редкой энергии и трудоспособности.

Меншиков Александр Данилович (1673- 1729) - русский государственный и военный деятель, генералиссимус (с мая 1727 года). Был ближайшем сподвижником Петра I. После его смерти возглавил движение за возведение на престол Екатерины I, став фактическим правителем России. Затем был скомпрометирован в глазах Петра II, обвинен в государственной измене, арестован, сослан с семьей в Березов, где вскоре умер.

Государственный деятель - это тот, кому государь доверяет - под своим надзором - бразды правления целиком или частично.
Афинский или римский гражданин сказал бы нам, что долг государственного деятеля состоит единственно в том, чтобы заботиться лишь о благе своей родины и всецело себя ей посвятить, непоколебимо служить ей без всякой надежды на славу, известность, выгоду, не возноситься из-за какой-либо почести и не унижаться, если ему в чем-то откажут, всегда подчинять собственные дела делам общественным, в личных невзгодах утешаться процветанием своей страны, заниматься лишь тем, как бы сделать ее счастливой, одним словом, жить и умереть ради нее одной.
Но здесь я вовсе не буду придерживаться этого возвышенного суждения, которое не соответствует ни нашим нравам, ни нашим идеям, ни характеру строя, при котором мы живем. Достаточно требовать от государственного деятели труда, чести и честности, верного служения своему государю, большего внимания к истине, чем к лжи, любви к порядку и миру, уважения законов, отсутствия стремления к угнетению нации и к использованию во вред ей своей власти.
Простой народ всегда предполагает в хорошо управляющих государственных деятелях необыкновенный ум и почти божественное дарование; однако для успеха зачастую нужны лишь здравый ум, добрые намерения, прилежание, последовательность, благоразумие и благоприятные обстоятельства. Но я убежден, что хорошему министру нужна прежде всего одна страсть - любовь к общественному благу. Вели- ким государственным деятелем является тот, чьи дела славны в потомстве и который оставляет прекрасные следы своей деятельности, полезные его родине. Кардинал Мазарини был только могущественным министром, но Сюлли, Ришелье и Кольбер были великими государственными деятелями1, Александр2 стал великим государственным деятелем после того, как доказал, что был великим полководцем. Альфред3 был всем вместе - самым великим государственным деятелем и самым великим королем, который занимал трон в эпоху христианства.
ГРАЖДАНИН (история древняя и новая, политическое право). Гражданин - это тот, кто является членом свободного объединения многих семей, кто разделяет его права и пользуется его преимуществами. Тот, кто находится в подобном обществе по какому-либо делу и должен покинуть его по окончании дела, не есть гражданин этого общества. Он лишь кратковременный подданный его. Тот, для кого оно обычное местопребывание, но кто отчужден от всех его прав и преимуществ, тоже не является его гражданином, - лишенный их, он перестает им быть. Это звание дается женщинам, маленьким детям и слугам лишь как членам семьи гражданина в собственном смысле, но они не подлинные граждане.
Можно различать два рода граждан - по происхождению и натурализовавшихся. Гражданами по происхождению называются те, которые таковыми родились. Натурализовавшиеся же - те, с которыми общество поделилось своими правами и своими преимуществами, хотя эти граждане и не родились в нем.
Афиняне давали иностранцам звание гражданина их города чрезвычайно бережно и вкладывали в него гораздо более достоинств, нежели римляне. Звание гражданина у них никогда не обесценивалось но, придерживаясь высокого мнения о нем, они не лишали себя, быть может, самой большой выгоды - распространять это звание на тех, которые его домогались.
В Афинах гражданами были лишь лица, родившиеся от граждан. Когда молодой человек достигал двадцатилетнего возраста, его зачисляли и A^iapxiKOV TpaiijiaTiov1. Государство включало его в число своих членов. Его заставляли в церемонии принятия произносить следующую клятву с лицом, обращенным к небу: Агта поп dehones tabo; пес aotstan- tem, quisquis ille fuerit, socium relinquam; pugnabo quoque pro focis solua et cum multes; patriam пес turbabo, пес prodam; navigabo contra quamcumcve destinato fuero regionem; solemnitates perpetuasobservabo; receptis consuetu- dinibus parebo et si quis leges susceptas sustulecit nisi comprobaverit, поп per- mittam; tuebor denique, solus et cum reliquis atqae patria sacra colam (liny- тарх, in Pericl) 2. Вот вам prudenter, которое, предоставляя каждому отдельному лицу составление новых законов, могло вызывать великие смуты. Впрочем, эта клятва весьма хороша и разумна.
Однако в Афинах звание гражданина давалось при усыновлении каким-либо гражданином и при согласии народа; но эта милость оказывалась редко. Если о ком-либо до двадцатилетнего возраста не предполагалось, что он будет гражданином, то он не мог рассчитывать стать им и позднее, когда престарелый возраст не позволит ему исполнять общественные обязанности. Так же обстояло дело со ссыльными и изгнанниками, если это не было связано с остракизмом3. Лица, осужденные таким образом, считались лишь удаленными.
Для получения звания римского гражданина надлежало удовлетворять трем требованиям: иметь жилище в Риме, состоять членом одной из тридцати пяти триб4 и иметь возможность занимать общественные должности. Лица, которым те или иные гражданские права были пожалованы, а не принадлежали от рождения, были, собственно говоря, лишь почетными гражданами.
Существовало большое различие между гражданином и жителем. Согласно закону de incolis только рождение давало звание гражданина и наделяло всеми привилегиями горожан. Эти привилегии не приобретались каким-нибудь сроком проживания. При консулах в этом случае недостаток происхождения мог возмещаться покровительством государства; а при императорах - их волей.
Первой привилегией римского гражданина была его подсудность одному только народу. Законом Portia5 запрещалось предавать гражданина казни. Даже в провинциях он не был подчинен произволу проконсула или пропретора6. Слова civis sum тотчас же обуздывали этих мелких тиранов. В Риме, говорит г. Монтескье в "Духе законов" (книга XI, глава XIX), так же как и в Лакедемоне, свобода граждан и принуждение рабов получили крайне сильное выражение. Однако, несмотря на привилегии, силу и величине граждан, побудившие Цицерона сказать: "An qui amplissimus Galliac cum infimo cive Romano compara- ndus est?" (Orat. pro Font.) 7, мне кажется, что понятие гражданина в Риме было менее точным, нежели в кантоне Цюрих8. Для того чтобы убедиться в этом, нужно лишь внимательно обдумать то, что мы скажем в остальной части этой статьи.
Гоббс9 не делает никакого различия между подданным и гражданином, что будет правильным, если не брать термин "подданный" в его узком смысле, а термин гражданин брать в самом широком и подразумевать, что последний по отношению к законам является тем же, чем первый является по отношению к государю. Они оба находятся в подчинении, но один у существа морального, а другой у физического лица. Название гражданин одинаково не подходит к тем людям, которые порабощены, и к тем, которые живут уединенно. Отсюда следует, что люди, живущие в абсолютно естественном состоянии, как, например, государи, или же те, которым полностью отказано в этом, как, например, рабы, не могут считаться гражданами, если только не думать, что нет разумного общества, в котором не было бы некоего морального существа, неизменного и возвышающегося над физической личностью государя. Пуффендорф10, не взирая на это исключение, разделил свой труд "О долге" на две части: в одной из них трактуется о долге человека, а в другой - о долге гражданина.
Так как законы свободных объединений семей не везде одинаковы и так как в большинстве этих объединений существует иерархический порядок, основанный на достоинствах, то гражданин может рассматриваться лишь в его отношении к законам своего общества и к ступени, занимаемой им в иерархическом порядке. Во втором случае будет некоторое различие между гражданином-чиновником и гражданином- жителем города, а в первом случае - между гражданином Амстердама и гражданином Базеля11.
Аристотель, признавая различия между гражданскими обществами и сословными разделениями граждан в каждом обществе, считал истинными гражданами лишь тех, которые принимали участие в суде и могли надеяться перейти из сословия простых горожан в первые ряды чиновничества, а это возможно лишь в чисто демократических государствах. Следует согласиться, что подлинно общественным человеком может быть лишь тот, кто пользуется всеми этими прерогативами, и нет иного характерного отличия подданного от гражданина помимо того, что последний должен быть общественным человеком, а роль первого может быть только ролью частного лица - quidam.
Пуффендорф, ограничивая звание гражданина теми лицами, которые при первоначальном соединении семей основали государство, и их потомками от отцов к сыновьям, вводит необдуманное различение, проливающее мало света на этот вопрос и могущее внести в гражданское общество большие смуты разделением граждан на прирожденных и натурализованных на основании ложно понятой идеи благородства. Граждане в качестве граждан, то есть в пределах своих обществ, все одинаково благородны. Благородство исходит не от предков, а от общего права на первые чины магистратуры.
Верховная моральная личность по отношению к гражданину является тем же, чем физическая деспотическая личность по отношению к подданному; но если даже подлинный раб не отдает себя полностью своему господину, то тем более гражданин имеет права, которые он сохраняет за собой и от которых он никогда не отступается. Бывают случаи, когда он стоит наравне, я не говорю - со своими согражданами, но с моральным существом, которое повелевает ими всеми. Это существо выражается двояко - в индивидуальном и общественном порядке. В последнем случае оно должно встречать сопротивление, а в первом может сталкиваться с противодействием отдельных лиц и даже оспариваться ими. Так как эта моральная личность владеет территориями, предприятиями, фермами, фермерами и т.д., то нужно, так сказать, различать в нем государя и подданного верховной власти. Он в этих случаях является и судьей и подсудимым. Это, без сомнения, неудобство, но оно относится ко всякому управлению вообще и характеризует его положительно или отрицательно лишь в зависимости от того, насколько часто оно обнаруживается, а не потому, что оно имеет место вообще. Несомненно, что подданные или граждане тем менее будут подвергаться несправедливости, чем реже государь как физическая или моральная личность будет выступать в качестве судьи и подсудимого в тех случаях, когда на него будут нападать как на частное лицо.
Во времена смут гражданин примкнет к людям, защищающим установленную систему; при разрушении системы он последует за согражданами своего города, если они единодушны; если же они разрознены, он присоединится к тем, которые стоят за всеобщее равенство и свободу.
Чем больше приблизятся граждане к равенству в потребностях и имуществе, тем более спокойным будет государство. Среди всех видов управления это преимущество кажется свойственным исключительно демократии, но даже и в самой совершенной демократии полное равенство всех ее членов неосуществимо, и, быть может, в этом и состоит причина распада таких государств, если только ее не устраняют всеми несправедливостями остракизма. Жизнь правительств подобна жизни животных: каждый шаг жизни есть шаг к смерти. Лучшая форма управления не та, которая бессмертна, а та, существование которой наиболее длительно и спокойно.

Похожие статьи
 
Категории