Готовые бизнес проекты малого бизнеса. Готовые бизнес-планы для малого бизнеса с расчетами

18.10.2019

Бизнес-план – подробное описание будущего малого, среднего или масштабного предприятия, его теоретическое изображение – модель, которая впоследствии воплотится в фирму, компанию, магазин, производство. Это своего рода расширенная смета, которую нужно составить, чтобы понимать, какой понадобится объем вложений, их последовательность – определение того, что нужно в первую очередь, а какие вещи можно приобрести потом. В этой статье мы расскажем вам, как составить бизнес-план самому. Образец составления будет рассмотрен для открытия малого бизнеса.

Зачем это нужно?

Составление бизнес-плана свидетельствует о серьезном подходе к делу и позволяет поступательно, упорядоченно идти к его реализации. Подробно составленный бизнес-план учитывает все, включая возможные изменения ситуации на рынке и в экономике, что приведет к непредвиденным расходам.

Еще один важный момент – без подробного описания проекта, тщательного анализа, банки не дадут кредит на организацию своего дела. В этом случае бизнес-план должен учесть все возможные моменты, чтобы у специалистов банка не возникало сомнений в успехе предприятия.

От простого к сложному

Составить бизнес-план можно самому. Это не сложно и данная пошаговая инструкция поможет освоить азы такого важного для предпринимателя процесса. Навык самостоятельного планирования бизнеса позволит сэкономить средства при организации собственного дела, а также станет неплохим источником дохода, если правильно использовать теоретическую базу.

Чтобы составить бизнес-план следует двигаться от простого к сложному, постепенно развивая и углубляя степень экономических исследований. Это, в частности, касается обоснования коммерческой целесообразности бизнеса путем изучения рынка.

Образец структуры

Для того, чтобы самому составить простенький бизнес-план, например, на открытие магазина женских сумок , для начала необходимо знать его общую структуру, изучить скелет, который состоит из:

  • Резюме – это общее описание будущего проекта, где вкратце описывается суть бизнес-плана. Составление резюме происходит в произвольной форме и должно быть предельно сжатым, емким, лаконичным. Его объем до 10 предложений.
  • Задачи и цели, где цель – конечный результат, а задачи – описание того, как планируется его достижение. Составление этого пункта обязательно, так как он является основой для дальнейших исследований.
  • Описание конечного результата – это уже работающий бизнес. Здесь рассказывается о его функциональности, осуществляется визуализация намеченного. Это, пожалуй, самое трудное, необходимо, чтобы все было сделано грамотно. Здесь расписывается структура будущего предприятия: отделы, подразделения, их функции, обязанности. Соответственно, необходимо составить штатное расписание. Это можно сделать отдельным подпунктом в виде схемы, чтобы структурное взаимодействие было наглядным. Создание такой схемы для малого бизнеса – дело простое, намного сложней составить описание масштабного проекта.
  • Финансовый план – это объемная часть, подразумевающая подробное описание расходов, включая выплату заработной платы, ежемесячные расходы на содержание предприятия. Кроме того, сюда должны быть включены расчеты рентабельности и определен срок окупаемости. Последние пункты – чисто теоретические выкладки, которые основываются на желаемых данных. Но одновременно они являются ориентиром для развития бизнеса. К примеру, если реальная прибыль значительно ниже расчетной, необходимо провести глубокий функциональный анализ, сделать работу над ошибками. Это важно как для крупного проекта, так и для фирмы, в штате которой не больше десятка сотрудников. Здесь также должны быть указаны источники финансирования. Это собственный капитал или кредит с расчетами процентной ставки по нему и срока выплаты. Тут понадобятся выкладки из маркетингового раздела бизнес-плана. Они во многом влияют на показатели рентабельности, а следовательно, определяют платежеспособность предприятия. Сюда также входит составление прайса или тарифной сетки – определение стоимости услуг или товаров.
  • Маркетинговый план – этот раздел должен содержать информацию о том, на какую аудиторию ориентирован товар или услуга. Например, магазин запчастей будет продавать комплектующие для иномарок премиумного или бюджетного сегмента. Это также могут быть конкретные марки или вовсе один производитель.

Размер инвестиций

По сфере бизнеса:

По размеру инвестиций:

От 2 800 000 р.

Каждый человек ежедневно пользуется бытовой химией. Спрос на нее не зависит от времени года и состояния экономики. Поэтому вероятность того, что средства, вложенные в дело, не оправдают себя, минимален. При правильном подходе магазин бытовой химии будет регулярно приносить прибыль. Чтобы бизнес успешно развивался, предприниматель нужно учесть множество организационных моментов.

Во многих регионах состав питьевой воды, ввиду особенностей климата, состава грунта и техногенных факторов, часто перенасыщен солями и микроэлементами. Избыточное потребление фтора, железа, частиц известняковых отложений, хлора, нитритов, кадмия и других - негативно сказывается на состоянии организма.

От 300 000 р.

Шиншилла - маленький травоядный грызун с густым и мягким мехом. Несложно завести такого зверька в качестве домашнего питомца. Он неприхотлив в еде и содержании, а продолжительность жизни в неволе в среднем составляет 10-12 лет. Экзотические грызуны способны приносить хозяину не только положительные эмоции, но и неплохой доход.

От 160 000 р.

Реализация горячей кукурузы – неплохое дело, которое при больших стараниях и грамотном подходе к созданию и размещению точки, принесет немалую прибыль. Раньше она продавалась в тележках, которые развозили по пляжам и предлагали в курортных городах. Сейчас початки и зерна пользуются большой популярностью. Торговля лакомством принесет еще большую прибыль, если самому выращивать вкусный овощ.

От 100 000 р.

Как можно заработать, если живешь в своем загородном доме? Есть множество вариантов ответов, но один из них мне нравится больше, так как пользуется спросом. Речь пойдет о выращивании цветочной рассады на продажу. Можно выращивать и овощную рассаду, только если у вас не одна маленькая тепличка. В этой статье мы попробуем разобраться как правильно вырастить рассаду на продажу, а также посчитать расходы и доходы от этого вида деятельности, при условии использования собственной теплицы, общей площадью 60м2.

От 500 000 р.

Рано или поздно, хотя бы один раз в жизни, каждый человек задумывается о создании и развитии собственного дела. Предлагаем вам рассмотреть такой вариант, как производство салфеток и туалетной бумаги. Они присутствуют в каждой квартире и расходуются достаточно быстро, поэтому и продаются в большом количестве. Изготовление и реализация салфеток является одним из перспективных направлений бизнеса, этот товар можно продать огромному количеству компаний и магазинов.

От 1 067 000 р.

Бизнес-идея по организации тренажерного зала не нова и актуальности она не теряет и по сей день. Востребованность услуг спортивных залов, танцевальных школ, фитнес-центров и йога-студий возрастает с каждым годом. Красивое тело и поддержание себя в хорошей форме было важно для людей во все времена, а в последнее время только усилилось.

Хозяйственные товары, бытовая химия, средства личной гигиены – те товары, в которых население городов и деревень имеет постоянную потребность. Как открыть магазин хозтоваров с нуля, выбор формы собственности, где найти поставщиков, как подобрать нужный ассортимент и многие другие вопросы обсудим в этой статьи.

Производство поролона – прибыльная идея бизнеса. Получаемое сырье реализуется на нужды мебельного рынка, производство спортивного инвентаря, защитной тары, обуви и мягких игрушек. Поролон изготавливается путем вспенивания жидкого полиуретана. Материал на 90% состоит и воздуха, но обладает большой упругостью. Это качество поролона позволяет его использовать в различных отраслях промышленности.

Бизнес по производству одноразовой посуды можно отнести к категории перспективных направлений с высоким уровнем рентабельности. Ежегодно величина спроса у населения на данную продукцию только увеличивается, и подобная тенденция похоже будет ещё долго сохраняться.

Разведение креветок – довольно перспективная идея бизнеса для нашей страны. При грамотном подходе даже небольшое предприятие может принести своим владельцам довольно большой доход. По оценкам экспертов, креветочный бизнес уже в первый год может выйти на прибыль. Российский потребитель успел оценить вкус и пользу для организма этих ракообразных.

От 800 000 р.

Изготовление современных оконных систем - одно из наиболее перспективных направлений современного производства. Но чтобы открыть свое дело, нужно быть абсолютно уверенным в конечном результате. Поэтому важно просчитать каждую строку расходов и возможные доходы. В этом поможет грамотно составленный бизнес план по производству пластиковых окон.

От 23 400 000 р.

Отрасль мясного животноводства и птицеводства в России активно развивается. Однако, не каждое предприятие или фермерское хозяйство имеет в своем арсенале собственную бойню, а вступивший в силу 1 мая 2014 года технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» устанавливает обязательные требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции.

«Я слишком мало зарабатываю, чтобы позволять себе плохую обувь» - наверняка, хоть раз вы слышали подобную фразу от родственников, друзей или коллег. И действительно, кроме практической, обувь, ее внешний вид, качество играют в нашей жизни огромную роль. Она частенько сравнима с лакмусовой бумажкой, которая определяет наш имущественный, социальный статус, эстетические предпочтения, рассказывает о привычках и образе жизни человека.

От 403 000 р.

Многие из нас слышали такое словосочетание – антикафе. А что такое антикафе? Это кафе, только со своеобразным социальным уклоном. Антикафе – заведение социальной направленности, предназначено для приятного времяпровождения, творческих встреч, дружеских бесед в уютной обстановке, проведения лекций, мастер-классов и коворкинга.

От 500 000 р.

Кормовые смеси для таких домашних животных, как кошки и собаки стали популярны в России чуть более 10 лет назад. До этого производились и реализовывались корма для животных, выращиваемых в сельской местности для производства молока, шерсти или на убой. Производство корма для животных является очень прибыльным делом.

От 70 400 000 р.

Один из интересных и востребованных вариантов производства, который сохранит свою актуальность на протяжении многих лет - производство полиэтиленовой пленки. Существуют и риски в виде массового отказа от данной продукции в пользу биоразлагаемых материалов, однако полный отказ займет многие годы, а это значит, что у Вас в запасе есть несколько лет, за которые можно будет получить неплохую прибыль.

Сегодня существует множество способов выделиться из безликой толпы. Печать на футболках и кружках позволит вам получить эксклюзивный аксессуар, которого больше не у кого не будет. С помощью яркой майки вы сможете привлечь свое внимание. Кружка с интересным принтом и слоганом украсит ваш рабочий стол. Бизнес на изготовлении такой продукции окупает себя очень быстро. В этой статье мы расскажем, как его открыть.

От 530 000 р.

Стремительное развитие технологий привело к появлению на рынке новых видов строительных материалов. Однако, несмотря ни на что, шлакоблок по-прежнему очень популярен среди застройщиков. Дома, построенные из этого материала, отличаются прочностью и долговечностью.

От 1 100 000 р.

Большинству из нас хорошо знакома эта одноразовая обувь, незаменимая в поликлиниках, детских садах и на многих предприятиях. Может быть, кого-то из читателей уже посещала идея начать собственное производство бахил. Но вы не знаете, с чего начать и насколько рискованно будет такое предприятие. Давайте вместе разберемся в этих вопросах.

Но примеров неудач намного больше. Да и отсутствие продуманной стратегии существенно тормозит развитие. Даже в тех успешных случаях, когда предпринимателя создавали бизнес-империи, при правильном планировании можно было добиться аналогичного результата в несколько раз быстрее, и выйти на показатель, полученный через десятилетие всего за несколько лет.

Бизнес-план в первую очередь необходим самому предпринимателю. Расчеты позволяют узнать размер необходимого стартового капитала и время окупаемости. Детальные расчеты ставят все на свои места и дают возможность отказаться от бесперспективного проекта, например с окупаемостью в десять лет или больше, еще до вложения средств.

Планирование деятельности предприятия предоставляет возможность учесть все возможные риски и предотвратить их, заранее разработать план «Б». Без продуманного и детального бизнес-плана вам не удастся привлечь инвестиции ни в банке, ни у частных инвесторов.

Покупать готовый бизнес-проект или сделать самостоятельно?

Если вы ищите бизнес-план для малого бизнеса, его однозначно нужно делать самостоятельно. В процессе расчетов и планирования предприниматель сможет глубже вникнуть в суть открываемого бизнеса и избежать многих ошибок.

Чтобы правильно составить реальный бизнес-план компании, нужно иметь глубокие познания в налоговом и трудовом законодательстве, бухгалтерском и финансовом учете, менеджменте и, конечно же, ознакомиться с сегментом рынка, в котором планируется вести деятельность.

Если вы делаете только первые шаги в предпринимательстве, не имеете профильного образования или практических навыков бизнес планирования, воспользуйтесь нашей базой. В ней представлены примеры бизнес-планов для малого бизнеса, успешно реализованные и доказавшие свою состоятельность. Все проекты систематизированы, вам остается только подобрать готовый пример и на основании готового шаблона с уже приведенными формулами произвести свои расчёты.

Что касается открытия крупной промышленной компании, открытие которой предполагает миллиардные инвестиции, разработку бизнес-плана производства лучше доверить команде специалистов. Чем больше проект, тем больше тонкостей. Ну а представленные примеры помогут изначально оценить приблизительные размеры инвестиций и перспективы проекта.

В нашей базе содержаться подробные бизнес планы с расчетами для:

Открытия магазинов различной направленности, предприятий для оптовой торговли;

Предприятий по производству строительных материалов;

Сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий;

Предприятий в сфере услуг: кафе, рестораны, салоны красоты и др.;

Парков развлечений;

Вендинга (установка торговых автоматов: кофе, игрушки, фотоавтоматы и др.);

Мини-производства и др.;

Интернет-магазинов;

Открытия лавки с хенд-мейд товарами и др.;

Социальных проектов и др.

Обратите внимание! На нашем сайте представлены типовые примеры бизнес-планов с расчетами и они предназначены для ознакомления. Рынок, как и цены, находится в движении. Поэтому приведенные цифры можно использовать лишь как основу. Перед началом реализации проекта нужно все детально просчитать на основании приведенного алгоритма.

Как использовать идеи для бизнеса из нашей базы: алгоритм действий

Детально изучаем пример бизнес-плана. Оцениваем объем инвестиций и срок окупаемости – если эти параметры не подходят, ищем другое направление. При положительном решении переходим к следующему пункту;

Анализируем локальный рынок (где будем осуществлять деятельность). Идеальный вариант – совместить готовые данные экспертов отрасли (можно найти в интернете, газетах, телевизионных бизнес-каналах) и самостоятельно оценить деятельность предприятий конкурентов;

Маркетинговые исследования: анализ деятельности конкурентов, действующих цен на аналогичные услуги, расчет емкости рынка, среднемесячной и среднегодовой выручки с учетом сезонных колебаний;

Оценка расходов: ищем поставщиков оборудования и сырья;

Определение правовой формы и налогового режима, расчет налоговых отчислений, зарплат работникам.

После всех исследований и расчётов мы должны получить главные цифры – размер инвестиций, рентабельность и срок окупаемости.

Типичные ошибки начинающего бизнесмена при составлении бизнес-плана

При расчете бизнес-проекта начинающие бизнесмены чаще всего допускают ряд типичных ошибок:

При определении инвестиций учитывают затраты на покупку сырья всего на один месяц, тогда как для выхода на самоокупаемость обычно требуется от трех до шести месяцев;

При расчёте зарплат занижается реальное количество персонала, к тому же не учитываются больничные, налоговые отчисления за каждого работника;

Не учитываются или занижаются затраты на коммунальные услуги: оплату электроснабжения, водо- и газоснабжения.

Нередко начинающие предприниматели сталкиваются с довольно сложной проблемой – как составить бизнес-план. Эта задача не является легкой, потому что для проработки каждого элемента необходимо иметь определенные знания и понимание той деятельности, в которой собираетесь начать бизнес. Если же их нет, то придется сначала знакомиться с информацией, различными методиками, а уж потом переходить к практике.

Кстати, мы сделали серию статей с примерами и образцами бизнес-планов в разделе . Также рекомендуем обязательно ознакомиться со статьей: . Это поможет написать свой бизнес-план правильно.

А пока переходим к тому, как составить бизнес-план самому.

Ставим для себя конечную цель

Перед тем, как написать бизнес-план, очень важно еще в начале разработки проекта понять для себя, какую конкретную цель будет преследовать организация. Для успешного воплощения необходимо учесть значение трех весомых факторов:

  1. Осознание начального местоположения (то, от чего будем отталкиваться, так называемая точка «А»).
  2. Определение конечной цели, достижение которой и будет самым важным итогом (пусть это будет точка «Б»).
  3. Составление четкой последовательности того, как из точки «А» прийти в точку «Б», а также понимание механизма, его проработка.

Определяем, для кого мы составляем бизнес-план

Далее необходимо понять, для кого этот план составляется. От выбора конечного «читателя» будет зависеть детальность изложения, доказательная база. Составляется любой проект для одного из следующих «потребителей»:

  • Для потенциальных инвесторов . Это могут быть кредиторы, органы государственной поддержки, которые предоставляют развивающемуся бизнесу субсидии и иные поощрения, различные грантодатели.

При написании в данном случае особое внимание нужно уделить доказательной базе состоятельности разрабатываемого проекта, а также убеждению в эффективности использования предоставляемых средств. Актуальной эта информация будет и для тех, кто дает денежные средства в долг, и для тех, кто дает их безвозмездно (субсидии, гранты).

Очень важно при этом все свои действия сделать логичными и последовательными. Часть информации может быть представлена чуть приукрашенной для получения финансовой поддержки. Однако усердствовать с этим не нужно.

Главными параметрами такого проекта будут такие качества как чистота, аккуратность и логичность. Все факты обязаны содержать конкретику, пояснения. Подробность в данном случае также приветствуется.

Презентабельность будет зависеть от выступления перед потенциальными инвесторами, нужно будет использовать слайды, наглядность (образцы, итоги исследований и другое).

  • Для себя . Такой план составляется для действий, которые будут использованы при реализации для достижения максимальной эффективности.

В этом случае важно отразить информацию о необходимых и имеющихся ресурсах. Бизнес-план должен быть максимально приближен к тому, что есть на самом деле.

Стоит понимать, что это совершенно два разных случая, которые требуют индивидуального подхода. Нельзя составить один и тот же бизнес-план для себя и для потенциальных инвесторов. И конечно стоит отметить, что проект для тех, кто возможно предоставит финансовые средства, будет более полным и детальным.

Делаем предварительный анализ

Работа над любым проектом начинается с анализа ситуации в настоящем времени. Для систематизации всей имеющейся информации, описания и наполнения всех разделов, нужно изучить данные, проанализировать их в совокупности. Если исходной информации недостаточно, необходимо восполнить ее, обратившись к специалистам или дополнительно изучить все аспекты ситуации.

Очень часто для предварительной оценки ситуации, а также ее анализа используют признанную во всем мире методику, которая называется SWOT -анализом . Популярность его обусловлена простотой, четкостью и точностью.

Что такое SWOT-анализ и как его применять на практике

Название данной методики расшифровывается как «Сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы». Используется она для оценки всех внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Важным плюсом является объективность SWOT-анализа, он отображает действительно реальную картину.

Нужно серьезно подойти к проработке каждого из показателей. При этом сильные стороны являются изначальными преимуществами работы в данной сфере. Слабости изучаются для их устранения. Так, например, если слабой стороной будет отсутствие собственных помещений, стоит рассмотреть возможности их приобретения, исключив при этом данный недостаток. Эти два параметра относятся больше к внутренним факторам, ведь они обусловлены положением самой организации.

А вот возможности и угрозы непосредственно связаны с внешней средой. На них повлиять фирма напрямую не может. Так, рассмотрев имеющиеся возможности, можно использовать их себе во благо, увеличив эффективность или сэкономив на чем-то. Например, адаптировать дизайн упаковки для рынка потребителей, увеличив при этом спрос на сам товар. А вот рассмотрение угроз и реагирование на них поможет избежать трудностей и убытков. Здесь важно либо использовать политику «избегания», либо попробовать использовать сложившуюся ситуацию себе во благо.

Уже после проработки всех аспектов SWOT-анализа нужно приступать к рассмотрению отдельных разделов бизнес-плана. Кроме того, необходимо уделить внимание оценке ресурсов описываемого проекта, в том числе денежных, трудовых, интеллектуальных, временных. Это значительно сэкономит время, а также поможет предварительно оценить эффективность и затраты проекта.

Ознакомиться со структурой и разделами можно в соответствующей статье, представленной ранее.

Составляем титульный лист, резюме, ставим цели бизнес-проекта

Оформление любого проекта начинается с написания титульного листа, на котором обязательно указываются: вид деятельности, организационно-правовая форма, название организации, ее юридический адрес, а также данные об учредителе и местоположении самой фирмы.

Далее переходят к написанию резюме. Важно понять, что составляют данный раздел уже после проработки остальных. В нем заключена консолидированная информация о том, что будет рассмотрено в проекте. Условно резюме можно назвать некой «выжимкой» из остальных разделов проекта. Важно, чтобы в этом разделе читатель получил ответ на два самых важных вопроса:

  1. Какие выгоды будут у потенциальных инвесторов, если они вложат в проект деньги и он будет успешно реализован?
  2. Каковы возможные риски потерь, а также какие у них масштабы (частичная или полная потеря)?

В разделе «Постановка цели» очень важно указать саму цель, поставленные задачи, возможные проблемы, действия, сроки, а также аргументы, которые позволят инвестору быть уверенным в успехе предлагаемого проекта. Здесь как раз и можно отобразить результаты SWOT-анализа в табличной форме вида:

Анализируем рынок

В данном разделе очень важно отразить текущую ситуацию, собрав самую последнюю информацию, а не пользоваться устаревшей. Рассмотреть конкурентов, а также их сильные и слабые стороны можно в табличной форме:

Преимущества Недостатки Как увеличить свои шансы на победу в конкурентной борьбе
Наша организация
Конкурент №1
Конкурент №2

Необходимо составить портрет потенциального покупателя (объективно оценив ситуацию), рассмотреть возможность привлечения других слоев населения.

Оцениваем возможности организации в данной отрасли

В данном разделе содержится информация о самой организации. Уделить внимание стоит режиму работы и сезонности, так как эти факторы напрямую влияют на размеры возможного дохода, их постоянство. Если бизнес-план составляет уже существующая организация, которая планирует, например, заняться производством нового товара, то описание раздела сводится к перечислению уже известных данных (организационно-правовая форма, способы налогообложения, товары, информация о фирме и другие).

Для тех компаний, которые только планируется открыть, необходимо очень серьезно подойти к выбору ОПФ и системы налогообложения. Будет необходимо изучить и законодательство: различные нормативно-правовые акты и прочие документы.

Описываем товар или услугу

В этом разделе особое внимание нужно уделить товарам и услугам, которые и будут приносить прибыль. Предварительно нужно:

  • Сделать подробное описание основных и второстепенных товаров. Желательно снабдить проект фотографиями готовой продукции (образцов) или самими образцами.
  • Сопоставить товар с описанием портрета потенциального потребителя.
  • Стоит выделить преимущества и недостатки каждого товара, сравнить с конкурентной продукцией в отрасли. На основе полученной информации оценивается конкурентоспособность. Эти данные можно представить в табличной форме следующего вида:
  • Описать процесс поставок товаров или предоставления услуги (опт, розница, конечный потребитель).

Такое подробное рассмотрение поможет понять, в чем особенности именно ваших товаров и рынка сбыта в целом.

Внимание стоит уделить и тому, какие дополнительные документы придется оформить (различные патенты, сертификаты, авторские права).

Составляем маркетинг-план

На основе ранее полученных результатов можно переходить к разработке маркетинг-плана. Особое внимание нужно уделить инструментам продвижения товара. Ими могут стать: реклама, мерчандайзинг, прямые продажи, стимуляция сбыта и другие.

Нужно очень подробно изучить спрос в том сегменте рынка, в котором планируется работать. При этом стоит определить средние цены, эластичность (изменчивость) спроса, способы стимуляции. Важно изучить также целевые сегменты и группы покупателей.

Стоит подумать и о способах сбыта, а также потребителях, будь то юридические лица, физические лица или конечные потребители. Для каждого из них можно разработать отдельную программу сбыта.

Нужно подумать и о возможных способах привлечения покупателей. Кроме того, можно продумать рекламные акции, выставки.

Нелишним будет спрогнозировать объем будущих продаж. Сделать это можно наглядно, используя таблицу следующего вида:

Важно не завышать прогнозируемые продажи, чтобы данные выглядели реалистично. Нужно обосновать количество, дав при этом уверенность кредиторам.

При желании можно составить реалистичный, пессимистичный и оптимистичный сценарии, обосновав каждый из них.

В целом любую маркетинг-программу можно представить в виде:

Составляем производственный план

Составление производственного плана не обязательно для тех организаций, которые не собираются самостоятельно что-то производить. Так, если компания собирается только торговать товарами или услугами, данный раздел можно в принципе не составлять. А вот для тех организаций, которые напрямую связаны с производством, составление производственного плана является чуть ли не первостепенной задачей.

При этом первоначально необходимо рассмотреть имеющиеся и необходимые производственные мощности, в том числе помещения и оборудование. Информация также может быть представлена в табличной форме:

Также очень важно составить схемы поставки сырья, их хранения. Кроме того, нужно наглядно изобразить сам производственный процесс (эту информацию можно поместить в приложения).

Тут же указываются данные о требуемых работниках, составляется штатное расписание, с указанием квалификации, способа начисления заработной платы, графика работы и другой информации.

Составляем организационный план

В этом разделе отображаются все действия, связанные с организацией бизнеса. Важно их разбить на отдельные шаги, указав при этом и сроки реализации по каждому пункту. Можно использовать табличный вид:

Необходимо распределить все шаги в правильной последовательности. Можно информацию представить их и в виде графика реализации.

Кроме того, сюда нужно включить и юридические аспекты.

Составляем финансовый план

Этот раздел посвящен составлению подробной сметы. Другими словами, происходит планирование всех затрат, которые будут необходимы. Делать это лучше всего в табличной форме, обеспечивая наглядность и простоту изучения.

Стоит понимать, что любая организация имеет единовременные затраты и периодические. К единовременным затратам относятся основные средства, а вот периодические в свою очередь делятся на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства. Конечно, имеет смысл говорить о постоянных затратах только в краткосрочном периоде, так как в длительном периоде любые затраты становятся переменными.

После того, как все затраты учтены, при условии, что известна себестоимость, можно находить и точку безубыточности, которая показывает тот объем продаж, при котором доходы будут равны расходам.

Найти точку безубыточности необходимо всем для того, чтобы примерно представлять те масштабы производства или продаж, которые будут обеспечивать не только безубыточность, но еще и прибыльность предприятия. Для наглядности стоит составить и график, показывающий зависимость прибыли от объема проданного товара (услуги). Выглядеть он может так:

Стоит включать в расчеты также амортизационные затраты. Ведь в результате полного износа большинство основных средств требует замены. Кроме того, учесть следует налоговые и пенсионные отчисления (периодические затраты). Наиболее полное отображение всех расходов поможет оценить реальные размеры прибыли.

Для расчета сроков окупаемости можно использовать упрощенную формулу:

Срок окупаемости = Единовременные затраты/Чистая ежемесячная прибыль.

Можно также сюда включить расчеты рентабельности (стоит учесть, что формул много, нужно выбирать подходящую для типа бизнеса и то, рентабельность чего именно рассчитывается).

Рассматриваем риски

В этом разделе можно для наглядности составить таблицу, в которой будет отображаться:

  • Возможные риски.
  • Вероятность их наступления.
  • Способы избегания.
  • Возможные потери.

Если планируется какие-то риски застраховать, это также нужно отобразить в бизнес-плане. Не забыть нужно включить затраты на страхование в финансовый план.

Для чего нужен этот раздел? Все очень просто. Любой инвестор хочет быть уверен в успешности проекта или хотя бы компенсации потерь. Зная возможные опасности, можно всегда попытаться их избежать или сократить потери. Главное в данном случае – знание уязвимых мест и их исключение.

Иногда добавляются различные приложения, в которые включаются схемы, графики, таблицы, сертификаты, договора, лицензии. Можно говорить о том, что это некий наглядный материал, который вынесен в отдельный раздел для того, чтобы не загромождать сам проект.

Приложения

В него нужно действительно приложить все те документы, о которых шла речь в бизнес-плане и которые бы служили подтверждением всего вышесказанного. Это могут быть различные схемы, планы, резюме, справки о кредитоспособности, гарантийные письма, различные уставные документы и т.д.

Самые распространенные ошибки, допускаемые при составлении бизнес-плана

  1. Игнорирование сезонности работы. Такой недочет сводит на нет все сделанные расчеты. Если бизнес является сезонным, то это обязательно нужно учитывать при расчетах объемов продаж, пытаясь при этом компенсировать недостаток в других месяцах.
  2. Завышение планируемых объемов продаж (производства). Такой показатель будет также сказываться на КПД основных средств, загруженности производственных мощностей.
  3. Неверный расчет оборотного капитала. Важно не только определиться с прибылью, но и с той частью, которую придется использовать для дальнейшего функционирования бизнеса.
  4. Смешение денежных потоков. Имеется в виду та ситуация, когда финансирует проект сама компания.
  5. Занижение ставки дисконтирования. Также относится к собственным ресурсам. Связана ошибка с тем, что оцениваются возможности использования денежных средств не в том размере, в котором могли бы быть задействованы.
  6. Слишком большой объем бизнес-плана. Не нужно загромождать проект лишней информацией.
  7. Не реалистичность данных. Вся информация должна быть подкреплена весомыми аргументами.
  8. Нельзя говорить о дополнительном финансировании неуверенно. Оно либо есть, либо его нет.
  9. Неполная информация о финансовых прогнозах. Обязательно до момента окупаемости проекта все финансовые данные должны быть указаны для каждого месяца отдельно.
  10. Поверхностный анализ рынка. Нужно досконально изучить сегмент, в котором вы собираетесь работать, ведь от этого зависит успех дела.
  11. «Приблизительность» затрат. Все они должны учитываться и быть точными, ведь от этого будет зависеть прибыль вашего предприятия.

Вместо заключения

Теперь вы знаете, как составить бизнес-план. Не бывает универсальных бизнес-планов. Многое зависит от выбранной отрасли, особенностей производства и иных факторов. Нужно подходить к разработке проекта осознанно, потратив на него немало сил и времени.

Успешная коммерческая деятельность невозможна без хорошего бизнес-плана. Каждый преуспевающий предприниматель обязан своего успеху именно грамотно спланированному плану действий.

Подробный бизнес-план с расчетами поможет избежать ошибок и в кратчайшие сроки прийти к желаемому результату. В этой статье мы рассмотрим зачем нужен такой план действий.

Что это такое и зачем он нужен

Бизнес-план – это полное описание вашего будущего дела. Действуя согласно плану вы должны преуспеть и получить максимально возможную прибыль.

Бизнес-план содержит следующие данные:

  • сколько потребуется денежных средств для запуска проекта;
  • каковы основные расходы и доходы;
  • окупаемость проекта и насколько он может быть интересен для инвесторов.

Если вы планируете привлекать дополнительные инвестиции в свой проект, то без развернутой концепции с расчетами, которые показывают насколько проект может быть прибыльным, ни один инвестор не решится доверить вам свои средства.

Более того, подробный бизнес-план может быть интересен и вашим будущим сотрудникам. Каждый уважающий себя специалист перед тем, как устроиться на работу, поинтересуется о целях и перспективах развития компании.

Конечно, больше всего выгоды несет в себе бизнес-концепция именно для вас – предпринимателя. Ведь это именно вам нужно все проанализировать, оценить свои силы, ознакомиться с тем, что вам ждать от своего проекта.

Структура бизнес-плана

Для того чтобы не прогореть, бизнес-план должен быть максимально полным и отражать все значимые аспекты ведения бизнеса.

Рассмотрим из чего он состоит:

  • краткое описание идеи или резюме . В этом разделе прописывается общее представление о проекте, цели, выводы;
  • развернутое описание проекта . Здесь следует описать то, с чего вы будете получать доход. Характеристика продукта, что делает его уникальным, отличия от конкурентов и т.д.;
  • маркетинговый анализ . Этот раздел позволяет оценить рынок, предположить объемы продаж, оценить прямых и косвенных конкурентов;
  • план сбыта . Включает в себя описание возможных рекламных кампаний, расходов на их реализацию, маркетинговую стратегию. Также допустимо включить в него метод ценообразования, а также распространения товаров;
  • производственный план . Этот аспект рассматривается только тогда, когда предприниматель решает связать свое дело с производством. Производственный процесс сложен для описания, т. к. включает в себя и описание закупки сырья, поиск поставщиков, расходы на производство;
  • организационный план . Именно здесь находятся расчеты по тому, сколько сотрудников необходимо организации, должности, организационная схема работы, описание взаимодействия должностных лиц;
  • финансовый план . Самый интересный и полезный раздел. Так, в нем содержится вся основная информация о финансовой составляющей будущего бизнеса. Ожидаемые доходы и расходы, график финансирования проекта, показатели того, насколько проект будет эффективен, точка безубыточности. Именно этот раздел интересует вас и инвесторов в первую очередь;
  • риски . Риски проекта могут быть совершенно разные, начиная от конкурентов и заканчивая недобросовестными поставщиками. В этом разделе прописываются все возможные риски и пути к тому, чтобы и минимизировать.

Как видите, готовый бизнес-план с расчетами – это достаточно сложный документ, требующий профессионального и комплексного подхода. Конечно, вы можете попробовать составить его сами. Однако только представьте, что это будет первый бизнес-план в вашей жизни, который не сможет быть на 100% точным и правильным.

Большинство предпринимателей сегодня идут более легким путем, который, однако, всегда заканчивается успехом. При создании своего дела можно воспользоваться уже готовым продуктом, который будет не только качественным и максимально полезным, но и нести верные расчеты.

Функции

Готовая бизнес-концепция дает предпринимателю основу для ведения бизнеса. Она составлена не им самим, т. е. не несет субъективной окраски. Уже готовый бизнес-план по определенному направлению может быть взят за основу предпринимателем для дальнейшей его доработки.

Готовый бизнес-план с расчетами может быть использован для любого вида бизнеса, будь то производство, сельское хозяйство или общепит. Готовый бизнес-план, составленный специалистами, выполняет несколько важных функций в организации, основной из которых, конечно же, является стратегическая функция.

Только специалист, который знает все течения и направления рынка, способен составить стратегию для организации. Определение курса и направления своих действия – это основа успеха любого дела.

Кроме стратегической, бизнес-концепция выполняет следующие функции:

  • планирование деятельности . Связана со стратегической функцией, но направлена больше на то, чтобы оценить развитие организации. Управление бизнес процессами внутри компании, а также постепенное открытие новых направлений также входит в эту функцию;
  • инвестиционная . Нельзя отрицать роль инвестиций в жизни любой уважающей себя компании. Для того чтобы заполучить успех и прийти к максимальной прибыли на начальном этапе требуются вложения. Привлекать инвесторов или кредиты в банке – решать предпринимателю. Однако в любом случае при привлечении источника финансирования потребуется готовый бизнес-план.

Итак, бизнес-план с расчетами обеспечивает полноценное представление об организации, в том числе анализ ее деятельности, ее позиции на рынке, преимущества перед конкурентами. Более того, он определяет маркетинговую стратегию компании, а также организационную структуру.

Преимущества использования готового решения

Для новичка в ведении бизнеса план развития своего дела – то, что поможет не сбиться с пути и не прогореть. План наполнен не только советами, но и идеями, а также путями их воплощения.

Готовый бизнес-план оценят и продвинутые предприниматели, которые знают, что оптимальное решение в любом вопросе – это передать ведение вопроса в руки специалисту, а не браться за его выполнение самому.

Для новичка готовое решение содержит максимум полезной информации, включая рекомендации по выбору формы собственности и системы налогообложения.

Как правило, готовые унифицированные бизнес-планы содержат рекомендации, которые подойдут практически любой компании. Более того, он включает в себя и расчеты, в том числе и финансовый прогноз.

Кроме этого, в готовом бизнес-плане содержится информация о затратах, связанных с налогообложением и отчислениями во внебюджетные фонды, а также советы по тому, как оптимизировать процесс отчисления налогов и сборов в компании.

Чем шире бизнес-план охватывает деятельность организации, тем лучше. Ведь именно от подробности изложения зависит то, насколько он поспособствует эффективности и прибыльности деятельности предпринимателя.

Ни в коем случае нельзя экономить на приобретении готового решения, т.к. покупка готового бизнес-плана с расчетами для малого бизнеса – это инвестиция в ваш будущий успешный проект.

Правильно подготовленный бизнес-план – это главный помощник предпринимателя, без которого успешному бизнесмену точно не обойтись. Возможности, проблемы, пути их решения, финансовые показатели – все это содержит бизнес-план, который составлен специалистами своего дела, приведет предпринимателя к успеху.

Краткий инструктаж

У вас зародилась идея. Вы хотите создать свой бизнес. Отлично. Что же дальше? Дальше необходимо «всё разложить по полочкам», продумать детали (насколько это возможно), чтобы прежде всего понять: а стоит ли развивать этот проект? Возможно исследовав рынок, вы поймете, что услуга или товар не востребованы, или вы не обладаете достаточными денежными средствами для развития бизнеса. Может проект стоит немного усовершенствовать, отказаться от ненужных элементов, либо напротив - что-то внедрить?

Рассмотреть перспективность вашей затеи поможет бизнес-план.

Цель оправдывает средства?

Начиная составлять бизнес-план, помните о его целях и функциях. В первую очередь, вы проводите подготовительную работу, чтобы уяснить, насколько реально достижение планируемых результатов, сколько необходимо времени и средств на реализацию задуманного.

Помимо этого, бизнес-план необходим для привлечения инвесторов, получения гранта или кредита в банке. То есть он должен включать информацию о потенциальной прибыли проекта, необходимых затратах и сроках его окупаемости. Подумайте о том, что важно и интересно услышать вашим адресатам.

Воспользуйтесь небольшой шпаргалкой для себя:

  • Проанализируйте рынок, на который вы собираетесь выходить. Какие лидеры-компании существуют в этом направлении. Изучите их опыт и работу.
  • Определите слабые и сильные стороны вашего проекта, будущие возможности и риски. Одним словом, проведите SWOT-анализ*.

SWOT-анализ - (англ.) Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats - сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Метод планирования, разработки стратегии, позволяющий выявить основные факторы, влияющие на развитие бизнеса.

  • Чётко решите, что вы ожидаете от проекта. Поставьте конкретную цель.

Основное, на что направлен бизнес-план, это помощь, прежде всего, вам самим в разработке стратегии компании и планировании её развития, а также помощь в привлечении инвестиций.

Итак, любой план имеет структуру. В независимости от особенностей проекта и требований инвесторов бизнес-план, как правило, содержит следующие элементы:

1. Резюме фирмы (краткий бизнес-план)

  • Описание продукта
  • Описание ситуации на рынке
  • Конкурентные преимущества и недостатки
  • Краткое описание организационной структуры
  • Распределение денежных средств (инвестиционных и собственных)

2. План маркетинга

  • Определение «проблемы» и ваше решение
  • Определение целевой аудитории
  • Анализ рынка и конкуренции
  • Свободная ниша, уникальное торговое предложение
  • Способы и стоимость привлечения клиентов
  • Каналы продаж
  • Этапы и сроки завоевания рынка

3. План производства товаров или услуг

  • Организация производства
  • Особенности инфраструктуры
  • Производственные ресурсы и площади
  • Производственное оборудование
  • Процесс производства
  • Контроль качества
  • Расчет вложений и амортизации

4.Организацию рабочего процесса

  • Организационная структура предприятия
  • Распределение полномочий и ответственности
  • Система контроля

5. Финансовый план и прогноз рисков

  • Оценка затрат
  • Расчёт себестоимости продукта или услуги
  • Расчёт прибыли и убытков
  • Период инвестирования
  • Точка безубыточности и точка окупаемости
  • Прогноз движения денежных средств
  • Прогноз рисков
  • Способы минимизации рисков

Понятно, что бизнес-план - это одно целое и его части неразрывно связаны друг с другом. Однако грамотно составленная структура поможет вам не забыть важное, а также глубже рассмотреть каждый из аспектов.

Резюме фирмы. Коротко о главном

План маркетинга. Есть свободные места?

При составлении маркетингового плана вам придётся проанализировать рынок, в который вы собираетесь войти. Тем самым вы выявите для себе тенденции, соберете информацию о конкурентах и узнаете лучше своего потребителя, свою целевую аудиторию.

Оценив потенциального клиента, его интересы и предпочтения, вы должны определить оптимальное месторасположение офиса, торговой точки и т.д. Оно должно быть удобным. Рассчитайте необходимое количество клиентов для окупаемости вашего бизнеса и сопоставьте с аудиторией проживающей или работающей вокруг предполагаемого месторасположения бизнеса. Например, для бизнеса в сфере услуг населению, численность этой аудитории не должна быть менее 2% от количества людей, проживающих в радиусе недолгой пешей прогулки или пятиминутной поездки на автомобиле.

Вполне возможно, что рынок, который вы собирались покорить перенасыщен на данный момент. Проанализируйте действия конкурентов, создайте свою стратегию, акцентируйте внимание на своей уникальности, привнесите что-то новое, чтобы занять ещё пустующую нишу в определённой сфере.

Конечно, создать то, что ещё не представлено на рынке, довольно сложно. Однако вы можете тщательно проанализировать обстановку и открыть, например, точку там, где в ней действительно нуждается потребитель или сыграть на разнице цен и уровне предоставляемых услуг относительно близлежащих конкурентов.

Также вам точно предстоит определиться с каналами продаж. Просмотрев существующие на рынке способы - найдите оптимальные для себя. Рассчитайте, сколько стоит вам привлечение каждого клиента.

Наконец, определяясь с ценообразованием, вам нужно будет посчитать: что выгоднее? Высокая цена при небольшом количестве продаж или цена ниже, чем у конкурентов, но большой клиентский поток. Не стоит также забывать о сервисе, потому что для многих потребителей он имеет решающее значение. Они готовы заплатить цену выше среднерыночной, но получить высокое качество обслуживания.

План производства. Что продаём?

Здесь вы наконец расскажете в деталях о сути вашего бизнеса: чем вы занимаетесь?

Например, вы решили производить платья и продавать их. В план производстве укажите поставщиков ткани и оборудования, где вы разместите пошивочный цех, каков будет объем производства. Вы пропишите этапы изготовления продукции, необходимую квалификацию сотрудников, рассчитаете необходимые отчисления в амортизационный фонд, а также логистику. От множества факторов: от стоимости ниток, до стоимости рабочей силы - будут зависеть и затраты на будущий бизнес.

Прописывая технологию создания вашего конечно продукта, вы обратите внимание на множество мелочей, о которых раньше не задумывались. Возможно возникнут вопросы с хранением товара или сложности с импортным сырьем, проблемы с поиском сотрудников необходимой квалификации и т.д.

Когда вы наконец прописали весь путь создания товара или услуги - самое время рассчитать во сколько вам обойдётся ваш проект. Вполне может быть, что впоследствии, составляя финансовые расчёты, вы поймете, что вам необходимо внести коррективы в план производства: сократить некоторые расходы или же в корне поменять саму технологию.

Организация рабочего процесса. Как это будет работать?

Вы будете управлять бизнесом единолично или с партнёрами? Как будут приниматься решения? На эти и ещё множество вопросов вам нужно ответить в разделе «Организация рабочего процесса».

Здесь вы сможете прописать всю структуру предприятия и выявить дублирование полномочий, взаимоисключения и т.д. Увидев, всю схему организации, вам будет проще оптимально распределить права и обязанности между отделами и сотрудниками.

Уяснив, прежде всего для себя, как функционирует ваше компания, можно будет эффективнее разработать систему взаимодействия структур, систему контроля сотрудников и всю кадровую политику.

Важность этого раздела в том, что в нем описывается кто и как будет реализовывать проект в реальности.



Похожие статьи
 
Категории