Грааль - что такое? Значение слова. Загадки истории — Святой Грааль

14.10.2019

По сложившемуся мнению современников Святой Грааль или Чаша Христа представляет из себя драгоценный кубок или чашу, из которой пил вино Иисус Христос во время тайной вечери или чаша, в которую была собрана кровь Христа, когда он висел на кресте. Насколько эти сведения правдоподобны, не знает никто, но тот факт, что первую тысячу лет после вознесения Христа в Царство Небесное о Святом Граале не слышал ни один человек, заставляет задуматься о реальном существовании этого артефакта.

Святой Грааль и “Тайная вечеря”

Discovery: В поисках святого грааля / In search of the holy grail

Первые упоминания о Святом Граале

Относятся к 12 веку, когда 9 рыцарей – дворян из знатных семей Франции решили основать монашеский орден для охраны паломников в Иерусалиме. Насколько известно, эти рыцари в основном занимались раскопками развалин храма Соломона, где через 4 года нашли библию и Святой Грааль.

Впоследствии найденные святыни были перевезены во Францию и маленький монашеский орден в течение короткого времени, превратился в самый могущественный и богатый орден известный как орден Тамплиеров с огромной властью над мирянами. Возможно это случайность, что Святой Грааль был найден в очень удобный момент, когда христианство в лице Римской церкви пыталось бороться с могущественными катарами.

И что характерно, катары в своей вере тоже использовали Святой Грааль. Как атрибут веры, в их ритуальных церемониях тоже присутствовала чаща, из которой испивали медовый, миртовый или иной состав, как гласят сказания каждый раз разные для проявления любви. Но в христианстве Грааль считался чащей с кровью мученика, что позволяло сделать этот артефакт более значимым и низвергнуть веру катаров.

Впоследствии христианство не раз использовало предметные атрибуты веры, чтобы привлечь больше верян в лоно своей церкви. Многим известно, что во имя веры именно в этот период произошли многие кровавые сражения, подводными течениями которых были отнюдь не верность христианству, а возможность приобрести большую власть над людьми.

После уничтожения ордена тамплиеров загадочный артефакт больше упоминался в исторических романах периода правления Короля Артура, что многие современные ученые склонны считать вымыслом. Но в любом таком романе Святой Грааль всегда являлся атрибутом веры, которую нужно спасать и прославлять.

Святой грааль

В реальных исторических фактах были зафиксированы сведения о поиске Грааля

так как существует предание, что испивший из чащи обретет бессмертие и богатство. В эту легенду верил и Гитлер. Вообще он был склонен к мистицизму и верил в чудодейственные свойства многих легендарных артефактов и посылал много экспедиций на их поиск. Он также был восхищен легендой о короле Артуре и мечтал стать его прототипом в современном мире. В замке Вевельсбург стоял круглый стол, за которым проводились не только совещания крупных чиновников Рейха, но и совершались мистические ритуалы.

Гитлер под влиянием Отто Рана поверил в существование святого Грааля, а историю возникновения оного он трактовал по- своему. В его понимании Святой Грааль был святыней катаров, которые проповедовали, светлую и благостную жизнь полную любви, эта святыня была спрятана во время уничтожения последних магистров в святилище Монтесегюра. Сам Святой Грааль представлял из себя толи чашу из драгоценных металлов, толи древний камень с рунами.

Аненербе – в переводе: Наследие предков

Гитлером был создан специальный институт «Аненербе»

который занимался поиском артефактов и всеми мистическими вопросами. И именно сотруднику этого института Отто Рану были даны неограниченные полномочия и приказ найти Священный Грааль. Сам Ран четко не представлял, как выглядит Грааль, но, тем не менее, активно занимался поисками во всех известных местах проживания катаров, начиная с 1928 года, особое внимание он уделяет пещерам, которые расположены в горе возле развалин Монтесегюра.

Так как длительные поиски не принесли положительного результата, Отто Ран изучил документы еще раз. В это время он как раз познакомился с еще одним ученым, который также изучал веру катаров и имел множество ценной информации, при изучении которой Ран обратил внимание на некоторые несоответствия при изучении общего плана здания Монтесегюра. Он предположил, что в этих несоответствиях кроются скрытые помещения, и, начав раскопки в этих местах, обнаружил несколько помещений с множеством рисунков на стенах, которые принадлежали не только катарам, но и тамплиерам.

Существует мнение, что Ран нашел Святой Грааль, но никому об этом не рассказал. Он привез артефакт в Германию, где продолжил изучение культуры катаров. Но через несколько лет было установлено, что Святой Грааль найден и Ран впал в опалу, а Святыня была перевезена в замок Вевельсбург, а после войны Святой Грааль исчез. В 1939 году Отто Ран погиб. Существует три варианта его гибели, несчастный случай, убийство со стороны Рейха и убийство со стороны таинственной организации Приората Сиона, о которой Ран упоминал в своих рукописях.

Аненербе - операция Святой Грааль

Существует мнение, что в настоящее время хранителями Святого Грааля является именно Приорат Сиона

Также при многочисленных исторических исследованиях было установлено, что именно этот древний орден формирует историю и является тайным вдохновителем всех глобальных изменений в жизни человечества как минимум последние 10 веков.

При исследовании древних летописей катаров именно Отто Ран выявил документальное подтверждение этого тайного ордена, который существовал как бы в лоне официальной Римской церкви, но в тоже время не был связан мнением общественности и мог воздействовать на простых людей любыми, даже нечестными способами для завоевания новых адептов для официальной веры. Именно этот орден стоял за уничтожением катаров, а затем за орденом Тамплиеров, которые стали слишком могущественными.

Именно Приорат Сиона являлся инициатором многих крестовых походов во имя христианства, тайной целью которых был захват Палестины для создания собственного государства, но так как ислам победить не удалось, конфронтация существует и по сей день. Все крупные события во имя веры и завоевания умов простых людей были направлены и профинансированы властной рукой Приората Сиона. Почему малочисленная партия Адольфа Гитлера смогла за короткое время стать правящей партией страны и откуда им были предоставлены пожертвования на развития в огромных размерах.

В разное время и в разных регионах нашей планеты в Приорате Сиона в правящей верхушке находились самые известные и влиятельные люди мира. Можно предположить, что и по сей день этот таинственный орден руководит мировой политикой своей тайной, но властной рукой. А тайна о Святом Граале надежно спрятана в глубине их сокровищ.

…Грааль до того тяжеловесен,
что никому из грешных человек не поднять его вовек.

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль

Легенды о Святом Граале не перестают волновать воображение уже много веков. Неясная, таинственная реликвия, один из самых интересных и легендарных символов, который несет в себе неслыханную мощь. Исток легенды о Чаше Грааля лежит, по всей видимости, в мифах древних кельтов. В их преданиях Священный Грааль - это каменный сосуд в виде чаши, сделанный из изумруда, который архангел Михаил выбил мечом из короны Люцифера (согласно другим легендам Грааль - это чаша, вырезанная из дерева).

Эта бесценная мистическая реликвия уцелела во время потопа. И в дальнейшем из этого сосуда на Тайной вечере пил Иисус и из него причащались его ученики. В , согласно старым преданиям, также была собрана кровь Спасителя, пролитая на Голгофе. После казни Иисуса Чаша Грааля таинственным образом исчезла. Распространена легенда, что Грааль и , которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. По сей день бытует мнение, что Грааль какое-то время находился у альбигойцев, но после взятия Монсегюра его там не обнаружили.

По еще одной версии, Грааль - некий священный камень, который связан с тайной мистической жизнью Иисуса. Все последующие поиски исчезнувшей реликвии так и не увенчались успехом, но появилось множество легенд, повествующих о «приключениях» Чаши Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, подчас недостижимой или труднодостижимой.


Принципиально отличаются от «вещественных» версий (чаша, камень) предположения о том, что Грааль - выражение неких мистических духовных идей. Чаша Грааля - это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль - означает достичь просветления.

Исследователи всегда интересовались происхождением легенды о Граале. Британские корни предания о чаше уходят в мифологию древних кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. По легендам Иосиф Аримафейский, взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в нее кровь Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство.

Странствуя Иосиф достиг Британии, где решил остановиться и основать монастырь, названный Гластонбери (согласно некоторым из источников, именно в этом монастыре и была спрятана Чаша, которая стала впоследствии для людей воплощением Божией благодати). Основав монастырь, Иосиф создал монашеско-рыцарский орден, члены которого были первыми хранителями чаши, и они же, несмотря на отчаянное сопротивление, оказанное ими в V–VI столетиях захватчикам Британии - саксам, вынуждены были перевезти святыню в Саррас (местонахождение неизвестно), откуда Чаша Грааля, по одной версии, была «вознесена на небо», по другой - осталась в Гластонбери.

Однако старая церковь в Гластонбери, помнившая, может быть, рыцарей Круглого стола, сгорела в 1184 г., на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства. В этом варианте Чаша связана с преданиями о короле Артуре. Во времена правления легендарного короля священная реликвия была спрятана на дне древнего колодца где-то в глубине острова. Рыцари Круглого стола по наказу Мерлина отправились на поиски.

В некоторых из романов Артуровского цикла Грааль находят и доставляют в Камелот, но чаша не принесла счастья королевству. Видя это, забрал ее с собой на таинственный остров Авалон и таким образом отвел беды от земли бриттов. В течении какого времени Чаша пробыла на Авалоне - неизвестно, но в следующий раз следы ее отыскались только в XIII столетии у еретиков из провансальского городка Альби. И отсюда начинается история Грааля катаров. По легенде, он был спрятан в подземельях Монсегюра вместе с другими сокровищами еретиков - альбигойцев: древними манускриптами, хранящими тайную мудрость, таинственными реликвиями. Но когда крепость - последний оплот катаров - пала, победители не смогли обнаружить никаких следов Грааля.

Есть исследователи которые считают, что сказание о Чаше Грааля связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Среди этих абсолютно различных теорий легенды Артуровского цикла выглядят наиболее привлекательно, но нет ни одного факта, который смог бы подтвердить их. Ну, а гипотезу о тайном оккультном обществе разделяют как правило те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ.

Языческие же корни легенды о Чаше Грааля указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде - символе жизни и возрождения. Со временем эта легенда наполнилась новым смыслом, получив христианскую окраску. Эта реликвия - символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов. По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей только коснуться их губ, возвращаются к жизни.

Обладая способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, Чаша в западной традиции занимает то же место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией - пищей богов. У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Впоследствии это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого стола.

Символика расположения Грааля в центре Круглого стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба, которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка). В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, который обозначал сердце, имел форму сосуда.

Поиск Грааля и в языческой, и в христианской традиции - это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски как правило предпринимаются «солнечным героем», не имеющим представления о своей истинной природе. К примеру, Парцифаль, воспитанный в лесном уединении, юноша, одаренный рыцарскими доблестями, или рыцарь-аскет, девственный Галахад, сын грешного, но величайшего из рыцарей - Ланселота.

Грааль играл довольно значительную роль в тайной символике средневековых алхимиков. Вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто ему служит, Грааль имеет отношение к символике философского камня. Он также выступает в качестве барки, ковчега, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций. Святой Грааль, чаша содержащая кровь, основу жизни, отождествляется с сердцем, а как следствие, с центром.

Грааль соединил в себе два элемента: чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину) олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало, а копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх) - мужское, активное, огненное начало. Эти элементы объединены носителями жизни - кровью или священной жидкостью, стекающей в чашу. Жизнетворные, обновляющие силы, излучаемые солнечным сосудом, и силы уничтожения, являющиеся в образе кровоточащего копья, заключают в себе двойное таинство. Соединение противоположных начал играло важную роль в алхимической трансмутации - превращении.

В христианстве Грааль является неоднозначным символом. Следует отметить, что ни одно из преданий о Граале не признано официальной церковью. Ни один церковный летописец ни разу не обмолвился о Святой чаше, хотя во всех четырех евангелиях сказано о человеке по имени Иосиф, который выпросил у Понтия Пилата тело распятого Христа и, обернув его плащаницей, положил в гробницу, высеченную в скале.

О Граале имеются упоминания только в апокрифах. Но его образ довольно популярен в эзотерическом христианстве - Грааль символизирует святое Сердце Христа. Когда, по преданию, волшебный изумруд был отобран у Люцифера, после низвержения последнего в бездну, и из этого камня и был сделан Грааль, то подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера.

Таким образом, значение Грааля все больше связывается с муками Христа, с идеей добровольной жертвы и искупления. В христианской легенде Чаша была дана Адаму, но оставлена им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре рая, и его нужно снова найти, новый Искупитель обретет чашу и восстановит рай для человечества.

Образ Грааля, конечно, нельзя полностью сводить ни к церковному таинству, ни к кельтскому мифу. Для рыцарской культуры Средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что он соединял дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику.

Эта чаша является символом благородства, чистых помыслов, душевного здоровья и стремления возвыситься, потому как только те из ищущих, кто обладает совершенной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной или недугом, но может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль - это тайна, которая открывается лишь самым достойным.

Легенды о Граале возникли в Средневековье как составная часть легенд об короле Артуре, а в письменной литературе появились на территории Франции в XII столетии. Искатели Грааля Персиваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в свои мистические странствия из Артурова двора, однако на этом сходство между их приключениями заканчивается. Хотя ни одна хроника не подтверждает, что кто-то из рыцарей нашел чашу и привез Артуру, но местонахождение Грааля молва настойчиво связывает с легендами о короле Артуре и с уже упоминавшимся английским аббатством Гластонбери.

Само название «Грааль» восходит к старофранцузскому редкому слову graal, обозначавшему большое блюдо, поднос. Именно такую форму имел священный сосуд, о котором говорится в старейшем из имеющихся текстов о Граале. Самый первый вариант повести о Чаше Грааля - «Персиваль, или Повесть о Граале» - опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180–1182 г. Там Грааль описан как большое выложенное драгоценными камнями блюдо, которое по залам замка проносит дева. Эта повесть осталась незаконченной.

Наиболее сложная версия христианизированной легенды о Граале содержится в романе «Подвиг во имя Святого Грааля», где описано, как Спаситель сходит с небес и участвует в евхаристии, совершающейся в Замке Грааля. Версию легенды о Граале, содержащуюся в этом романе, включил в свою книгу «Смерть Артура» Т.Мэлори. От Мэлори ее перенял А.Теннисон и использовал в «Королевских идиллиях», избрав своим мистическим героем Галахада.

Другой знаменитой интерпретацией граалевского мотива в XIX столетии является «Парсифаль» Р.Вагнера, где композитор усилил религиозный смысл своего источника, «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. В наши дни самая значительная обработка граалевского сюжета - «Бесплодная земля» Т.С.Элиота, где средневековая тема используется для изображения бесплодности цивилизации XX столетия. Опера Вагнера и поэма Элиота поспособствовали возрождению интереса к средневековой легенде.

Следует заметить, что некоторые исследователи полагают, что первичное ядро легенды о Граале имеет не кельтское, а восточное происхождение и что в конечном счете именно на Востоке надо искать ее корни. Считают, что в мавританскую культуру Испании (а из нее в христианскую) эта легенда пришла из Аравии или даже из Персии, другие считают родиной этой легенды Индию. И потому в ряде эпических песен, как, к примеру, у Вольфрама фон Эшенбаха, Грааль возвращается из греховной Европы назад в Индию.

В поэме Эшенбаха чисто христианские элементы отодвигаются на второй план и прослеживается терпимость, даже любовь, к людям Востока - как, впрочем, и в других произведениях. Сам фон Эшенбах признается, что при написании своего труда он использовал утерянную поэму провансальца Киота, источником которой послужила не чисто христианская легенда, но арабское повествование о Граале, обнаруженное в Толедо (Испания) и написанное «язычником» Флегетаном «из рода Соломона».

Флегетан же «был известен как большой знаток звезд, астролог, и в звездах прочел он тайну Грааля». Познакомившись с его трудом, Киот попытался разыскать по латинским книгам, где может находиться «племя чистых сердцем, призванное служить Граалю». Он ознакомился с хрониками разных европейских стран и в городе Анжу нашел рассказ о предках Парцифаля, уводящий на восток, но потому как первоисточник утрачен, то дальнейшие детали теряются во тьме веков.

Постепенно легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, перейдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» - священной чаши, в которой легко можно угадать Чашу Грааля. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров - оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII–XIX столетий.

Оно оказалось востребовано в начале XX столетия, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 г., начало разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказалась востребованной и Чаша… Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран - один из разработчиков нордической теории. В начале 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков не проводил, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов».

1937 год — после своей второй поездки в Лангедок, Ран внезапно исчез. О его судьбе по сей день ничего не известно. В июне 1943 г. в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, проводившая работы в пещерах до весны 1944 г. И хотя она ничего не смогла обнаружить, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, дает возможность надеяться на то, что священная реликвия может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было весьма много…

В мифах, сагах и священных религиозных текстах различных стран и народов можно отыскать множество сюжетов о чудодейственных предметах, которые были оставлены людям или подарены им богами. Среди этих преданий, пожалуй, самыми загадочными являются тексты о Священном Граале.
В реальном существовании этой реликвии не сомневались авторы средневековых рыцарских романов и хроник, на его поиски отправлялись рыцари и искатели приключений, за него воевали и гибли люди, но парадокс состоит в том, что у нас не имеется ни одного свидетельства кого-либо, кто бы собственными глазами видел этот загадочный предмет. Более того, даже не известно, чем же он был на самом деле...

Появление Грааля

Впервые о Граале упоминается во французском стихотворном рыцарском романе конца XII века, написанном Робером де Вороном. Там речь идет о Чаше, в которую Иосиф Аримафейский якобы собрал кровь распятого Иисуса. Затем эту святыню сохраняли маг британских кельтов Мерлин и его воспитанник король Артур.
Впрочем, в кельтском фольклоре есть и другой вариант появления Грааля на Британских островах: в древних сагах говорится о том, что король Артур во время своего путешествия в Аннон (потусторонний мир) добыл магический котел, который затем установил на своем знаменитом Круглом столе. За этим столом у короля Артура собирались лучшие его рыцари. Следует подчеркнуть, что большинство историков считает короля бриттов Артура реальной исторической личностью, жившей в конце V - начале VI века нашей эры.

Наконец, есть и третья версия появления загадочного Грааля. Как пишет Н. К. Рерих, в иранской поэме V века нашей эры «Перси Валь Наме» речь идет именно о Граале и его охраннике Перси Вале, который позже, в рыцарских романах XII-XIII веков Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха и других, превратился в Парсифаля. Один из этих авторов, Вольфрам фон Эшенбах (начало XIII века), дает такое знаменательное объяснение, откуда именно появился Грааль:

«Его (Грааль) когда-то принес отряд, который потом снова возвратился к сияющим звездам».

Очень интересно то, что фольклор кельтов связывает Грааль с Мерлином и другими жрецами-друидами. Известно, что эти жрецы владели тайными науками, понятными лишь посвященным. Те же народные кельтские предания, например, связывают строительство Стоунхенджа и других загадочных мегалитических сооружений Англии и Ирландии с деятельностью жрецов-друидов. Следует добавить, что сами кельты и сегодня являются большой загадкой для историков. Неизвестно, откуда они происходят.

Сегодня на различных диалектах кельтского языка говорят около шести миллионов человек. Это преимущественно сельское население Шотландии и Уэльса, бретонцы северо-запада Франции и большинство сельского населения Ирландии.

Но две-две с половиной тысячи лет назад кельты занимали огромную территорию - от Волги до Атлантического океана, а Н. К. Рерих считал, что в древности они жили еще намного дальше к востоку. Во время своей знаменитой Гималайской экспедиции он находил их следы на Тибете и в горах Ладакха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы видим общие темы и образы в преданиях таких, казалось бы, далеких друг от друга народов, как жители Ирана V века нашей эры и кельты времен короля Артура.

Но вернемся к Граалю. Из рыцарских романов XII- XIII веков вытекает, что в те времена Грааль находился не в Британии. Чаще всего место его хранения связывается с таинственным замком Монсальват, находившимся где-то на Востоке или Юге. Парсифаль, его сын Лоэнгрин и другие благородные рыцари, герои романов этого цикла, заняты именно поисками Грааля. Из текстов вытекает, что найти его может лишь человек чрезвычайно высоких моральных качеств, защитник добра и справедливости, тот, кто ради этой высокой цели отказывается отличной жизни и становится аскетом.

Тот, кому посчастливилось найти Грааль, пишут эти романы, мог «видеть невиданное и слышать неслыханное». Рыцарь, который хотел найти Грааль и посвятить свою жизнь его защите, должен был овладеть почти нечеловеческой собранностью и целенаправленностью, отбросить все лишнее, все, что могло отвлекать и расслаблять на пути к Великой Цели. Потому что служение Граалю давало надежду на победу добра - не для себя, а всех людей, всего мира. Неудивительно, что всякий недостойный, приближавшийся к этой святыне, поражался тяжелым недугом и ранами.

Как же описывается Грааль?

Само слово «Грааль» в провансальском языке, распространенном на юго-западе Франции, значит «чаша» или «кубок». Именно так описывается Святой Грааль - как магическая чаша, изготовленная из цельного изумруда. Она излучала чудесный свет и дарила своим защитникам бессмертие и вечную молодость.

Впрочем, как ни удивительно, Чаша требовала, выражаясь современным языком, «периодической подзарядки» - раз в год с неба слетал голубь, чтобы, как пишут рыцарские романы, «новой силой Чашу укрепить». Удивительно, не так ли? Магическая вещь потому и магическая вещь, что имеет совсем другую природу, чем обычные земные вещи. А здесь описывается что-то наподобие аккумулятора, требовавшего периодической подзарядки.

Впрочем, уже упоминавшийся Вольфрам фон Эшенбах описывает Святой Грааль как камень, который он называет «лапсит эксиллис». Этот непонятный термин одними переводчиками толкуется как «камень мудрости», другими - как «камень, спустившийся со звезд». Здесь вспоминаются другие древние легенды , например, о чудодейственном камне «шампир» царя Соломона, а особенно же о прославленном камне Чинтамани из преданий Тибета и Индии.

Специалисты по средневековой литературе считают, что легенда о волшебном Граале возникла из смеси восточных и христианских источников где-то в Испании или на юге Франции. Наиболее вероятным местом зарождения легенды считается район средневекового государства Лангедок на юго-западе Франции.

Легендарному замку Монсальват, где, согласно рыцарским романам, находилась волшебная Чаша Святой Грааль, очевидно, отвечает замок Монсегюр, руины которого сегодня возвышаются на скалистом обрыве отрогов Пиренейских гор недалеко от города Фуа (департамент Арьеж).

Грааль Чудесный кормилец, тарелка или сосуд, обладающий способностью исполнять любые желания, чтобы каждый рыцарь мог поесть и попить, сколько его душе угодно. Магический Камень (lapis exilis), вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто служил Граалю. Предположительно имеет отношение к символике Философского Камня. Нечто, имеющее способность появляться и двигаться без видимой поддержки и сделанное из золота или драгоценного камня, излучающее ослепительное сияние . Его называют также чашей, и так он вошел в христианскую легенду о чаше Тайной Вечери и чаше, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого на кресте Христа. Обычно Грааль символизирует воды жизни, Святая Святых, космический центр , сердце , источник жизни и бессмертия, чашу волшебника, источник изобилия и плодородия. В западной традиции он занимает то же самое место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, маздейской хаомой или греческой амброзией и имеет евхаристическое значение, являясь также символическим источником физической и духовной жизни. Грааль соединяет в себе два элемента: чаша (треугольник , поставленный на вершину) олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало; копье (треугольник, направленный вершиной вверх) - мужское, активное огненное начало. Эти элементы со единены носителями жизни - кровью или священной жидкостью, стекаю щей в чашу. Чаша, ваза , треугольник, поставленный на вершину символизируют сердце как космический центр человека. В египетском и кельтском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем, как центром жизни. В христианстве Грааль - святое Сердце Христа. Потеря Грааля символизирует потерю Золотого Века, рая, изначальной духовности, чистоты и невинности человека. В христианской легенде Грааль был дан Адаму, но был им оставлен в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре Рая и его нужно снова найти, так как искупитель (прототипом которого является Сет, сумевший войти в рай и получить Грааль) обретает чашу и восстанавливает рай для человечества. Поиски Грааля - это возврат в рай, духовный центр человека и вселенной, и символ инициации через испытания, проверки и встречи со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски обычно предпринимаются солярным героем, часто сыном вдовы, перенесшим заключение и не имеющим представления о своей истиной природе. Символы Грааля - это чаша, ваза или сияющий кубок с сердцем, копье, меч, блюдо, стоящий на вершине треугольник, магический камень. Иногда поиск Грааля символизируется книгой, в этом случае ведется поиск Потерянного Мира.

Словарь символов . 2000 .

Смотреть что такое "Грааль" в других словарях:

    - (старофранц. Graal, Grâl, лат. Gradalis), святой Грааль (Sangreal, Sankgreal), в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно… … Энциклопедия мифологии

    Древнефранц. graal. от средневеков. gradalis, лат. cratalis, от греч. krater, большой сосуд, в котором смешивали вино с водою. Чаша, сделанная, как говорит средневековое сказание, из светящегося драгоценного камня и употребленная Христом за… … Словарь иностранных слов русского языка

    В западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Считалось, что это чаша с кровью распятого Иисуса Христа или чаша для причащения,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (старофраиц. Graal, Gral, лат. Gradalis), святой Грааль (Sangreal, Sankgreal), в западно европейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно… … Энциклопедия культурологии

    грааль - я, м. graal m. <ср. лат. Чаша из светлого камня, якобы употребленная Христом за тайной вечерей. Михельсон 1888 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль» Святой Грааль загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой либо заветной цели, часто недостижимой или… … Википедия

    Легенды о Граале возникли в Средние века как составная часть Артуровских легенд, в письменной литературе появились на территории Франции в 12 в. Искатели Грааля Персеваль, Гавейн, Ланселот, Борс, Галахад все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в … Энциклопедия Кольера

    грааль - Согласно некоторым источникам. Святой Грааль это чаша, из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. По другим источникам, Святой Грааль чаша, в которую была собрана кровь, пролившаяся из раны Иисуса Христа, которую нанес ему центурион (в… … Кельтская мифология. Энциклопедия

    ГРААЛЬ - символ бессмертия, духовной чистоты, мистический центр Земли. Трансформированные в рамках христианской культуры кельтские легенды о Граале были распространены в Испании, Франции, Германии, Англии, Исландии и других странах. По различным версиям… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    В западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Считалось, что эта чаша с кровью распятого Иисуса Христа или чаша для причащения,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Грааль , и другие, Шандель, Рене, Пикнетт, Линн. Р. Шандрель "Война за Грааль" : Книга, проливающая новый свет на историю отношений Марии Магдалины и Иисуса Христа... Книга, содержащая сенсационную информацию об истинно истории Святого…
  • Грааль: Война за Грааль. Тайны "Приората Сиона" . Миф о Марии Магдалине. Меридианы тамплиеров. Золото Бога (комплект из 5 книг в упаковке) , Шандель Р., Пикнет Л., Принс К., Старберд М., Манн У., Кингсли Ш.. "1. Р. Шандрель «Война за Грааль» Книга, проливающая новый свет на историю отношений Марии Магдалины и Иисуса Христа… Книга, содержащая сенсационную информацию об истинно истории Святого…

Проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия .

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля

Хуан де Хуанес. Иисус Христос с причастием

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

В средневековой литературе

  • - гг. - «Персеваль, или Легенда о Граале » , Кретьен де Труа
  • - гг. - трилогия «История Святого Грааля » : «Роман об Иосифе Аримафейском » , «Мерлин » (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • - гг. - «Цикл Вульгаты »: «История Святого Грааля », «История Мерлина », «Книга Ланселота », «Поиски Святого Грааля » и «Смерть Артура » .

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .

Грааль и конспирология

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :

  • Грааль - это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» - «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры , прямо происходившие от Сионской Общины .
  • в широком смысле - это грудь Магдалины , затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии .

Святой Грааль в современной культуре

Артур Хэкер, «Искушение сэра Персиваля »

См. также

Примечания

Литература

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. - СПб.: Евразия, 2007. - 252 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. - Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. - Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? - СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль //


Похожие статьи
 
Категории