Грамматические нормы примеры ошибок. Грамматические ошибки в русском языке: примеры

29.09.2019

Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство. Дело не столько в том, что эти правила сложны. Скорее, они просто неудобны, а некоторые имеют столько исключений и особенностей применения, что их изложение занимает целый лист - кажется, что их невозможно выучить, не будучи академиком.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки в русском языке, совершаемые не школьниками, а достаточно грамотными людьми.

Что считается грамматической ошибкой?

Грамматическая ошибка - это нарушение общепринятой устоявшейся нормы. Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основым предложением

Следует отличать грамматические ошибки от орфографических или речевых.

Самые распространенные ошибки связаны с пунктуацией:

1. Многие привыкли выделять "однако" запятыми и очень удивляются, когда Word подчеркивает запятую после него, как ошибку. Более внимательные замечают, что ошибкой запятая после "однако" считается лишь тогда, когда оно стоит в начале предложения. Действительно, если значение этого слова аналогично "все-таки", "тем не менее", и оно стоит в середине предложения, то оно считается вводным, и его нужно выделить запятыми. Если же оно означает "но", как, например, в предложении "Однако она его не понимала" (= "Но она его не понимала"), то запятую ставить не нужно.

2. Нередко возникает путаница со знаками "тире" и "двоеточие". Многие, сталкиваясь со в которых пропущен союз, интуитивно понимают, что нужно поставить более "солидный" знак, нежели запятая. Но какой именно? Правило на самом деле достаточно простое. Нужно подобрать наиболее подходящие слова вместо пропущенного союза.

Если по смыслу подходят такие слова, как "что", "а именно", то нужно ставить двочеточие. А также двоеточие ставится, если первое предложение оканчивается на слова, обозначающие восприятие и предполагающие, что после них будет идти описание. Это могут быть слова: видеть, понимать, чувствовать и т. п.

Помню (что): был вечер, играла тихая свирель.

Он был сложным человеком (а именно): вспыльчивым, желчным, угрюмым.

Я сразу его узнал: (потому что) на нем был один желтый ботинок.

Вижу: плывет баржа, на ней босой мальчик, загорелый, незнакомый, но сверкает улыбкой и уже в следующу секунду машет мне рукой.

Если вы можете вставить такие слова, как "а", "но", "и", "словно", "это", "поэтому", "словно", то нужно использовать тире.

Широко шагнул (и) - штаны порвались.

За морем телушка (это) - полушка, да рупь перевоз.

Подул ветер - (поэтому) застонал, заскрипел старый бор.

Тире ставится также тогда, когда в начале предложения можно добавить слова "если" или "когда".

(Когда) Подумал о Грише - он тут как тут.

(Если) Получу гонорар - махнем на море!

Грамматические ошибки, относящиеся к морфологии

Сложности вызывают "нн" в суффиксах (хотя стеклянный, оловянный, деревянный помнят все), особенно трудно разобраться с двойным "н" в наречиях. А также многих смущает употребление частиц не/ни. Немало образованных людей, незаметно для себя, ошибаются в управлении. Как правильно, "контроль за" или "контроль над"? Путаница между ними - это еще одна популярная грамматическая ошибка. Пример:

  • контроль за качеством исполнения;
  • контроль над исполнением приказа;
  • контроль уровня воды.

Какой вариант правильный? Все. Тот или иной вид управления в данном случае подбирается в зависимости от особенностей последующего слова. Например, "контроль над" употребляется перед отглагольными существительными (исполнить - исполнение). Есть и другие тонкости.

В этой статье упоминаются далеко не все распространенные грамматические ошибки. Вполне можно научиться не совершать их, изучив правила. Надеемся, нам удалось продемонстрировать, что познание тайн родного языка - дело увлекательное, и порой достаточно поверхностного знакомства с правилом, чтобы осознать всю его логику и целесообразность. Надеемся также, что вы заметили варианты употребления описанных выше правил в самой статье, а не только под заголовками "примеры".

В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.

Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5. Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

1. Ошибочное словообразование

1. «Шуршавые руки» «Раздумчивый взгляд»

«Добрость»

2. Ошибки в образовании форм существительных

2. «Облаки», «пирожок с повидлой», «без носок»

3. Ошибки в образовании форм прилагательных

3. «Более интереснее» «Самый красивейший»

4. Ошибки в образовании форм местоимений

4. «Ихний», «ихи»

5. Ошибки в образовании форм глагола

5. «Ездиет», «ждя его»

6. Нарушение согласования

6. «Он никогда не видел таких глаз, наполненные тоской»

7. Нарушение управления

7. «Жажда к славе» «Мечта к свободе» «Беспокоюсь за него» «Удивляюсь его силой»

8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8. «Дружба с ребятами Вальком и Марусей повлияли на его жизнь»

9. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

9. «Читая книгу, в голову приходят мысли»

«Открыв окно, запахло соснами»

10. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

10. «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из хребтов»

11. Ошибки в построении предложений с однородными членами

11. «Я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

12. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

12. «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупное хозяйство»

13. Смешение прямой и косвенной речи

13. «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить или испить шлемом из Дона»

14. Пропуск необходимых слов

14. «Вадик прибил доску и побежал в футбол»

15. Нарушение границ предложения

15. «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю»

16. Неудачное употребление личного или указательного местоимений

16. «Я вынула книгу из сумки и

положила её на стол» (кого её?)

17. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

17. «Брат сидел за столом и 1 раскрашивает картинки»: «Пугачев выходил из избы и сел в карету»

Нормы оценки сочинений

При выделении орфографических ошибок следует учитывать однотипные ошибки (на одно и то же правило).

Первые три однотипные ошибки считаются как одна, каждая последующая плюсуется. Ошибки не считаются однотипными, если для правильного написания слова, необходимо подобрать совершенно другое проверочное слово. (Например, безударные гласные в корне не относятся однотипными ошибками).

Негрубые орфографические ошибки считаются за 0,5 ошибки (1 н). К негрубым орфографическим ошибкам относятся слова- исключения из правил и трудные непроверяемые словарные слова.

Пунктуационные ошибки однотипными быть не могут!

На оценку «5» за содержание в сочинении допускается: одна незначительная неточность в содержании, т.е. 1 негрубая фактическая или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2 речевых недочёта.

На оценку «5» за грамотность в сочинении допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

На оценку «4» за содержание в сочинении допускается: 2-3 фактические или логические ошибки + 3-4 речевых недочёта.

На оценку «4» за грамотность в сочинении допускается: 1-2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических или 0 орфографических + 4 пунктуационных + 3 грамматических ошибки.

На оценку «3» за содержание в сочинении допускается: 4 фактические или логические ошибки + 5 речевых недочётов.

На оценку «3» за грамотное сочинении допускается

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматических ошибки.

С шести фактических, или шести логических ошибок, или шести речевых недочетов начинается оценка «2» за содержание.

С пяти орфографических, или пяти пунктуационных, или пяти грамматических ошибок начинается оценка «2» за грамотность.

В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается 6 орфографических или пунктуационных ошибок на оценку «3».

При выставлении 1-ой оценки за содержание следует учитывать не только количество фактических, логических ошибок и речевых недочетов.

Оценка «5» ставится за сочинение, которое

    глубоко и аргументированно раскрывает тему;

    свидетельствует об отличном знании текста и других литературно-критических материалов;

    стройно по композиции;

    отличается самостоятельными выводами и глубокими обобщениями;

    написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

На о ц енку «4» требуется то же самое, но с определением «хорошее».

На опенку «3» - с определением «удовлетворительное».

Оценка «2» ставится в том случае, если тема не раскрыта, знание текста поверхностное, нет выводов.

Соответствующие необходимые пояснения (из вышеприведённых) учитель пишет под текстом сочинения, объясняя тем самым выставленную оценку.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устного ответа учащихся учитывается:

      знание текста и понимание его идейно-художественного своеобразияия;

      умение объяснять взаимосвязь поступков героев;

      понимание роли художественных средств;

      знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими в ходе анализа;

      умение анализировать текст в соответствии с ведущими историко-философскими идеями эпохи;

      умение владеть монологической речью.

Требования к речи учащегося

При оценке устных и письменных ответов учитывается их речевое оформление.

Учащийся должен уметь:

        говорить или писать на тему, соблюдая её границы;

        отбирать наиболее существенные факты для раскрытия идей;

        излагать материал последовательно;

        делать необходимые выводы и обобщения;

        строит|> высказывание в определённом стиле;

        отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений,

пауз, правил интонации.

Все названные требования и нормы оценки письменных и устных ответов следует обязательно довести до сведения учащихся и их родителей (сделать соответствующие распечатки, оформить стенд в кабинете литературы и т.д.). Только в этом случае ребята будут понимать аргументированность выставляемых оценок, а учитель сможет быть по-настоящему объективным.

Пути изучения литературного произведения в школе

Путь изучения - это своеобразный порядок анализа, ход разбора произведения.

Особенно важно правильно выбрать путь анализа при изучении крупных эпических произведений.

Существует три основных пути анализа :

          по образам (пообразный)

Пообразный путь

Логика анализа произведения подчинена логике анализа основных образов (например, 1-й урок - « Образ Евгения Онегина », потом - «Образ Татьяны», далее «Образ автора» и т.д.).

«Плюс» этого пути анализа : логика анализа понятна детям; очень эффективен в возрасте 14-15 лет, когда ребята пристально вглядываются в себя, оценивают свои и чужие черты характера => интерес их к характеристикам героев максимален; этот путь экономичен по времени.

«Минус» этого пути:

            к каждому уроку ребята должны просматривать весь текст произведения, подыскивая материал по конкретному образу;

            в художественном произведении все образы тесно переплетены, а мы «отрываем» один образ от другого;

            разрушается художественное единство произведения.

Проблемно-тематический путь

Учитель формулирует для себя круг основных проблем, который рассматривает автор в своем произведении, и каждый урок посвящается решению одной из проблем.

Например:

              «Роль народа и личности в истории» - по роману «Война и мир» (рассматривается круг проблем, связанный с образами Кутузова, Наполеона, Тушина и целого ряда других героев);

              «Патриотизм истинный и ложный» (Шерер, Ростовы, Болконские);

              «Нравственные искания лучших представителей русского дворянства» (Наташа, Болконский, Пьер).

«Плюсы» этого пути:

                позволяет глубоко и серьезно анализировать произведение;

                развивает аналитические способности учащегося;

                учит аргументировать свою точку зрения. «Минусы» этого пути:

                1. этот путь предполагает отличное знание текста и анализ на одном уроке многих образов произведения;

                  на уроке совершенно отсутствует эмоциональное восприятие текста, разговор идет в основном на логическом уровне.

Этот путь эффективен только в старших и очень сильных классах.

Учитель вместе с ребятами анализирует произведение по ходу развития сюжета, при этом берутся только ключевые главы и эпизоды.

«Плюсы» этого пути:

                    сохраняется целостность восприятия текста, так как ребята анализируют сразу и образы, и проблемы, и художественное своеобразие на изучаемом фрагменте текста;

                    сохраняется и часто усиливается эмоциональное восприятие текста.

«Минусы» этого пути:

                      целостная картина произведения становится ясной только в конце изучения =>

                      требуется максимальное количество времени по сравнению с другими путями анализа.

                      есть опасность «раствориться» в тексте. Этот метод универсален для любого возраста.

Опытный учитель умело комбинирует различные пути анализа, делая доминантным какой-либо один путь.

Приемы работы учителя и учащихся на уроках литературы в 9-11 классах

В старших классах можно использовать те же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и особые приемы, которые наиболее эффективны именно в старших классах.

    Лекция учителя (требования к этой форме даны как самостоятельный раздел)

    Семинарское занятие

В 5-8 классах на одном уроке обычно сочетаются и слово учителя, и беседа по новому материалу. В старших классах в связи с большим объемом изучаемого материала бывает целесообразно разделить его на урок-лекцию, где говорит только учитель, и урок - семинар, где отвечают только ученики. Однако и в старших классах широко используется традиционный комбинированный урок. Вопросы и задания к семинарскому занятию даются заранее.

    урок-диспут

Требует серьезной предварительной подготовки: надо распределить учащихся на сторонников одной и другой позиции, заранее побеседовать с «лидерами» сторон и помочь им в подборе аргументов. В диспуте может принимать участие весь класс, а могут несколько человек, остальные ребята вместе с учителем выступают в роли наблюдателей и арбитров.

    Суд над литературным героем

Это своеобразный вариант диспута, но в «заостренной» форме, когда есть обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта форма урока, безусловно, несколько «грубовата» с эстетической точки зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает высокую активность со стороны учащихся и становится эффективной в том классе, где ребята пассивны, с трудом читают изучаемые тексты. «Суд» над героем способен «расшевелить» такой класс.

    Составление киносценария по уже изученному произведению

Для киносценария надо выбрать основные эпизоды, отобрать текст, который будет звучать в кадре и за кадром, определить особенность операторской работы (сочетание крупного плана и панорамы), продумать музыку, художественное оформление, выбрать костюмы. Этот вид работы целесообразно проводить после анализа текста.

    Выбор актеров на роли главных героев

Важны не конкретные фамилии учеников или настоящих актеров, а образ в целом, то есть тип лица, внешний облик, черты характера, особенности темперамента и т. д. Этот прием очень похож на общую характеристику героя, но более интересен по форме.

    Заседание художественного совета театра или редколлегии литературного журнала

по вопросам выбора репертуара или публикации того или иного литературного произведения.

Например: Какие пьесы Островского целесообразно поставить в этом сезоне и почему?

После изучения творчества Бунина: Какие рассказы Бунина целесообразно включить в новое издание книги «Избранное» и почему?

    Монолог актера

по поводу того, как нужно сыграть данную роль. НО!!! Существуют негативные психологические моменты, возникающие из-за стеснительности ребят, которые хотели бы сыграть данную роль, но боятся чьих-то насмешек. Этих психологических проблем можно избежать, если предложить несколько другой вариант задания, а именно «Монолог режиссера» по поводу того, как нужно сыграть данную роль. (Эта форма снимает психологические барьеры, так как режиссер, глубоко понимая то, как нужно играть конкретного героя, не обязан соответствовать ему по внешним данным, иметь портретное сходство и т. д.)

NB!!! Названные приемы работы позволяют ребятам высказать собственное мнение, свое личное видение характеров героев, оставаясь при этом в «тени», как бы за «маской» актера, режиссера и т. д. Это связано с психологическими особенностями возраста ранней юности, когда человек уже имеет свое собственное мнение, но часто еще не готов его высказывать. Данные формы работы лучше давать в качестве домашнего задания.

    Интегрированный полифонический урок:

Это урок с участием «историка», «политика», «искусствоведа».

Этими лицами могут быть заранее подготовленные ученики или настоящие учителя истории, музыки, рисования, МХК. Их комментарии вплетаются в ход урока там, где нужно пояснить трудные для восприятия учащихся фрагменты текста.

10. Составление стихотворных композиций на определенную тему

Класс разбивается на группы по 4-6 человек. Каждая группа составляет композицию и готовит выразительное чтение стихов. Например: любовная лирика и гражданские стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть режиссер, который отбирает стихи, помогает подготовить выразительное чтение. Перед чтением своей композиции ученики объясняют, почему они выбрали именно эти произведения. Композиция может быть литературно-музыкальной. Такое задание можно дать и всему классу, и как индивидуальное - группе учащихся.

Виды грамматических ошибок

1.

  • Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор употребляются с Д. п. (не Р.п.)

ОШИБКА: согласно расписани я , вопреки приказ а


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Запомни ошибки

По приходу, по уходу, по отъезду

По окончанию, по возвращению, по выполнению

НОРМА: по приходе, по прибытии


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Предлог ПО может употребляться с мест. 1 и 2 л. в П.п.

НОРМА: скучаю по нас, по вас.


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Пропуск предлога.

На воде, земле и воздухе – всюду мы

защищены. (в воздухе)

  • Смысл предлога.

Благодаря непогоде мы остались дома.

(вследствие, из-за)


  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • Управление бывает предложное (вера в победу) и беспредложное (тормозить прогресс).

Ошибка возникает при неправильном выборе

падежа или предлога.

ОШИБКА: свойственный для нас,

уверенность в победу, проблема об охране.


  • 2.
  • Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО.

КТО И НИКТО употребляется с глаголами ед.ч.

Те, кто бывали в городе , не могли не любоваться

Те , кто бывал в городе, не мог не любоваться

морем.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Сказуемое должно быть во мн.ч., если оно выражено прил. или прич.

ОШИБКА: Целый ряд сцен в пьесе правдив и

интересен.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Сказуемое должно быть во мн.ч., если в подлежащем есть 2,3,4

ОШИБКА: Три книги лежит на столе.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, должно быть во мн.ч.

ОШИБКА: Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развивается.


  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Если собир.сущ. не имеет управляемых слов, то сказуемое должно быть в ед.ч.

  • 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • Названия произведений, картин, фильмов, заключённые в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нариц.сущ. – жанровое обозначению.

ОШИБКА: В кинофильме «Войне и мире»

С.Бондарчук сыграл роль Пьера.


  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • Если нариц.сущ. отсутствует, то изменяется имя собственное.

ОШИБКА: В «Война и мир» С.Бондарчук сыграл роль Пьера.


  • 4.
  • Если однородные сказуемые имеют одно зависимое слово, надо проверить, могут ли они управлять им.

ОШИБКА: Во время войны народ надеялся и

верил в победу.

(надеялся на победу)


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нарушение однородности понятий.

Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми папоротниками, был очень крутым.

Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.

Я люблю футбол и плавать.

Его выводы просты и понятные.


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нельзя изменять двойные союзы.

ОШИБКА: Хорошо ответили как юноши, а

также девушки.

  • Надо проверять место однородных членов при двойных союзах.

ОШИБКА: Я не только читаю газеты, но и журналы.


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нельзя смешивать родовые и видовые понятия, соединять несовместимые.

В лодке лежали караси, сазаны, рыба.

Он пришёл с женой и плохим настроением.


  • Ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Нарушение падежных форм обобщающего слова и однор.членов

ОШИБКА: Во встрече участвовали представители трёх стран: Англия, Франция, Италия.


  • 5.
  • Дееприч.оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное дееприч., относятся к разным лицам.

ОШИБКА: Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро.


  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • Дееприч.оборот не может быть употреблён в безличном предложении

ОШИБКА: Гуляя вечером, мне не здоровилось.


  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • Дееприч.оборот не может быть употреблён в предложении со страдательной конструкцией.

ОШИБКА: Доставив необходимые медикаменты, самолёт будет осмотрен техниками.


  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • Ошибка при несоотнесённости видовой формы глагола и деепричастия.

ОШИБКА: Встречаясь с гроссмейстером, юный шахматист одержал победу.


  • 6.
  • Разрыв прич.оборота определяемым словом.

ОШИБКА: Приготовленные оладьи мамой были вкусны.


  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Нарушение согласования прич. с определяемым словом.

ОШИБКА: Мы гордимся футболистами, победивших английскую команду.


  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Замена страд.причастий действительными.

ОШИБКА: Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.


  • Нельзя использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица.
  • ОШИБКА: Студент сказал, что я ещё не готов.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью
  • Избыточность союзов

ОШИБКА: Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую работу.

Он спросил, что где его вещи.


  • В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
  • Он любил и увлекался чтением.
  • Нужно проявлять большую заботу к детям.
  • Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.
  • приезжали в наш город, восхищались его провинциальной простотой.
  • Солнце осветило горные вершины, покрываемые снегом.
  • Отдохнув немного, работа стала выполняться быстрее.

Проверь себ я

1. В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2. Он любил и увлекался чтением.

ошибка в построении предложения с однородными членами

3. Нужно проявлять большую заботу к детям.

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4. Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.

неправильное построение предложения с косвенной речью


5. Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной простотой.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6. Солнце осветило горные вершины, покрываемые снегом.

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7. Отдохнув немного, работа стала выполняться быстрее.

нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Прилагательное

  • В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героятяжёл и трагичный . вм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен .
  • Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный !) во многих отношениях.
  • Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хуже . Самый способнейший студент вм. Самый способный студент.
  • Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕсущественен !).

Числительное

  • При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти !) метров. ; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого !) года.
  • Собирательные числительные (двое, трое ) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, трое зайцев вм. три зайца.
  • Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе ): в обеих (НЕ вобоих !) квартирах, обеими (НЕ обоими !) подругами.

Местоимение

  • Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него .
  • Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для ней нет имени вм. Для неё нет имени.
  • Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
    Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
    Правильно: Полиция схватила Ниловну , когда она везла прокламации с речью Павла.

    Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
    Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.

  • Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
    Неправильно: чиновничество . Среди них
    Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество . Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
  • Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
    Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
    Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

    Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
    Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

Глагол

  • Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм. кладет, ездиет вм. ездит.
  • У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу ), я надеюсь победить (а НЕ я побежу ),я должен убедить (а НЕ я убежу ).
  • Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива) : результаты подытожива лись (а НЕ подытоживова лись )
  • При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
    Неправильно: Чуткий художник, он откликается отмечал
    Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

Причастие

  • Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и -ем- (-им-) : исследоваем ый процесс вм. исследуем ый процесс.
  • Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕнарождающего !) класса буржуазии.
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих !) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего (НЕ господствующего !) в то время в России.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированнаярукопись редактором вм.отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
    Неправильно: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
    Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад . Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

Деепричастие

  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
    Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы
    Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
  • В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
    Неправильно: Читая статью и отметив
    Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив )
  • Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
    Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
    Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.


Похожие статьи
 
Категории