Гроза катерина признание в грехе. Кульминация развития конфликта

03.11.2019

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)


    | | | 4 | | |

    Тема греха и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

    Драма А. С. Островского «Гроза» разнопланова и многолика. В ней поднимаются многие острые вопросы социального и нравственного характера. Но наиболее остро стоят в драме проблемы нравственности, греха и покаяния. Островскому не нужно было охватывать всю страну, ему достаточно было на примере маленького провинциального городка Калинова показать безнравственность и жестокость людей, живущих по законам Домостроя. В драме Островского «Гроза» тема греха и покаяния раскрывается весьма своеобразно. Все персонажи в пьесе делятся на две группы: тех, кто думает, что за любой грех можно получить прощение, и тех, кто уверен, что за любой грех последует наказание и только потом возможно прощение. В большинстве литературных произведений раскаявшийся грешник признает свои заблуждения и ошибки и таким образом искупает свою вину. Но в пьесе Островского Катерина, пожалуй, является самым чистым и светлым человеком в городе Калинове, а ее грех - это не падение, а взлет.

    Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина - это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей «опостылевает» в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет.

    Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви.

    И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести.

    картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.

    По-разному отнеслись к раскаянию Катерины окружающие. Кабаниха готова чуть ли не заживо! похоронить свою невестку, а вот Тихон, напротив, прощает ее и уверен, что Бог тоже простит. Следует отметить и отношение других персонажей пьесы к покаянию и божьей каре за грехи. Кулигин, например, намеревается построить громоотводы, считая, что таким образом спасет людей от «кары небесной». Гроза уйдет в землю, так и кара божья сменится прощением, если покаяться. Дикой, напротив,: не верит в покаяние, он считает, что никто не уйдет от гнева Всевышнего.

    «темному царству», которое душит всякие порывы человека к воле и счастью.

    «точит» так, что даже Тихону, обманутому мужу, становится жаль ее. Но Катерина не хочет смириться с такой долей. Сначала она решает уехать с Борисом в далекую Сибирь. Однако Борис оказывается слабым и безвольным человеком, он покорно следует по воле Дикого в Сибирь и отказывается взять Катерину с собой. И тогда она решается на последний шаг - оборвать свою жизнь. Почему Катерина, набожная и богобоязненная, решилась на такой отчаянный поступок, ведь самоубийство - один из тяжких грехов, который отрезает путь к спасению души? С одной стороны, мне кажется, она решается на этот поступок от отчаяния, чтобы не испытывать страданий в доме жестокой Кабанихи. Это на первый взгляд может показаться. слабостью со стороны Катерины, неспособностью противостоять жесткому укладу в доме свекрови, но (и это самое главное, что хотел сказать Островский) ее самоубийство - протест против страшного «темного царства» и его устоев, нежелание мириться с обществом, где губят любовь и свободу.

    Уходя, она думает только о своей любви, которую не считает греховной. Грех - это значит жить в мире обмана, лжи и насилия. Это грех больший, чем самоубийство. И ее смерть- это не только страшный вызов самодурной силе, но и особый род покаяния за то, что она подчинялась, поддалась этой силе и жила в грехе - во лжи и притворстве.

    Таким образом, Островский показывает в пьесе, что самый страшный грех совершает не Катерина, изменившая мужу, лишившая себя жизни, а хозяева «темного царства», которые губят живые человеческие души, лишая их права на счастье и свободу.

    Каждый из нас грешит, наверное, всякий день. Ведь само понятие "грех" толкуется совсем не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грешок, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче. Но когда речь заходит о более серьезных грехах, покаяние не вечно приносит желаемое душевное умиротворение.

    Одним из ярких примеров греха и покаяния в русской литературе является душевная трагедия главной героини драмы А.Н. Островского "Гроза".

    Измена для Катерины есть большой грешок. Она, прежде всего, переступила через себя, через свою мораль, она – чистейшее, святое существо, в жизни которой большое важность имеет религия. Девушка вспоминает себя "вольной птичкой" в детстве и не хочет мириться с тем, что теперь, в замужестве, она как в клетке. А ведь молода личность Катерины. Говорит ей Варвара: "Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!" Шестнадцатилетняя барышня попала "в сети" свекрови, которая только и делала, что унижала ее, считала какой-то вещью, мужней собственностью. Можно ли осуждать неожиданный порыв души, чувство, посетившее сердце Катерины? Она хотела почувствовать себя полноправным человеком в этом "темном царстве" и искала поддержки в любви к Борису. Девушка осознавала, что совершает грешок, и что более того сама не сможет себе его простить: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". А ведь просила Катерина, чтобы Тихон взял ее с собой, когда тот уезжал, чувствовала она, быть греху. Пыталась она противостоять, заставляла сердце не починяться вспыхнувшему чувству. Просила Катерина взять с нее клятву: "Умереть мне без покаяния, если я…" Не дослушал тот ее просьбу и тем самым лишил девушку последнего шанса защититься от губительной страсти.

    "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что!" И, правда, не за что держаться! Пропасть - любовь к Борису, сам грешок, а край, у которого стоит Катерина – рубежная линия между "темным царством и его обитателями и тем светлым, свободным, что несет в себе чувство любви. Какой же смысл угнетенной девушке держаться за "Домострой", за "клетку", в которой она оказалась, выйдя замуж? Ну и что, что грешок, ну и что, что люди осудят?! Душа-то ее требует любви, гармонии, свободы. Правда, последнее она все равно не обретает. Согрешив, Катерина понимает, что не сможет дальше существовать с таким грузом в душе, и что теперь путь у нее один – покаяться. До безумия доводят Катерину муки совести. Боится она предстать перед Богом "…такая, какая есть, со всеми … грехами…", с "грозой" в сердце. Ей чудится "огненная геенна", барышня буквально сходит с ума, понимая, что гроза – кара небесная – погубит ее. В момент покаяния идет дождина, смывающий грехи, очищающий душу Катерины. И более того формально "очистившись" она уже не может вернуться к прежней жизни, в "лапы" свекрови и того мира, который толкнул ее в ту пропасть под названием "грех". Итак, Катерина, покаявшаяся в измене, в грехе, несомненно, большом, отвергнутая мужем, идет на ещё больший, с точки зрения христианской морали, так много значащей для героини, грешок – самоубийство.

    Финал драмы – погибель не только главной героини, осмелившейся бороться за свою жизнь, пусть и грешным путем, но это ещё и погибель всего мира, обитатели которого не знали, что борьба за свободу и любовь, искреннюю, бескорыстную, не боится ни греха, ни, быть может, губительного покаяния.

    Анализ эпизода драматического произведения

    (6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)

    Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия. Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины. Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?

    Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.

    6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»

    Вот и путь героине указан…

    Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.

    Перед покаянием героини мы отмечаем ремарку: «Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее». Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.

    Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.

    Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»

    Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает ее истинно русскую душу. Сцена покаяния неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.




    Похожие статьи
     
    Категории