Характеристика мечтателя белые ночи. Цитатная характеристика Мечтателя и Настеньки (произведение "Белые ночи" Достоевский)

13.04.2019

Сочинение

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы... Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах... Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда

Она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами...»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

Другие сочинения по этому произведению

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность»)

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» - описание быта героев, их характеристики.

Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя - это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Анализ произведения

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый - прямо, второй - косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» - это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай - живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай - соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: « Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья - это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи - стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра - прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель - полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель - 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими - например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались - ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами - «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это - настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности - жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти - он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой - это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

МЕЧТАТЕЛЬ. "...мне двадцать шесть лет..." "...я, конечно, человек простой, бедный, такой незначительный..." "... я, знаете, Настенька, беден, у меня всего тысяча двести, но это ничего…" "... я там немножко должен за квартиру, да это ничего… Я получу скоро жалованье..." "... я живу в отдаленнейшей части города..." "...Там у – ского моста, в доме Баранникова...", "такой большой дом" , "... в комнатке было темно, на дворе пасмурно..." "... зеленые, закоптелые стены, потолок, завешанный паутиной..." "Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни..." "... странные люди – мечтатели. Мечтатель – если нужно его подробное определение – не человек, а, знаете, какое‑то существо среднего рода..." "Вы спросите, может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…" "Я создаю в мечтах целые романы..." . "... очень умный человек..." "...вы так добры..." (Настенька о герое) "...я отвечаю за себя – буду послушен, почтителен… вы меня знаете…" (герой о себе) . НАСТЕНЬКА. ...теперь мне семнадцать..." "Я простая девушка, я мало училась, хотя мне бабушка и нанимала учителя..." "...я ведь простая девушка; я ведь мало еще видела на свете и, право, не умею иногда говорить..." "...умница: это при красоте никогда не мешает..." "...Настенька, которая слушала меня (МЕЧТАТЕЛЯ) , открыв свои умные глазки, захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом..." "...я вчера поступила, как ребенок, как девочка, и, разумеется, вышло так, что всему виновато мое доброе сердце..." "...Настенька, добренькая вы девушка, коли с первого разу вы для меня стали Настенькой!..." "Сама-то я много знаю, как люди на свете живут!" : "...у вас, верно, есть бабушка, как и у меня. Она слепая, и вот уже целую жизнь меня никуда не пускает, так что я почти разучилась совсем говорить. А когда я нашалила тому назад года два <...> она <...> пришпилила булавкой мое платье к своему – и так мы с тех пор и сидим по целым дням; <...> я подле нее сиди, шей или книжку вслух ей читай – такой странный обычай, что вот уже два года пришпиленная…" ": "У меня тоже никого нет, с кем бы мне можно было слово сказать, у кого бы совета спросить..." "...я сама мечтатель! <...> Ну, вот и начнешь мечтать, да так раздумаешься – ну, просто за китайского принца выхожу…" Она"...захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом..." . "...Могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно; потому что я сама такова..." Внешность: "...она была премиленькая и брюнетка – я угадал; на ее черных ресницах еще блестели слезинки недавнего испуга или прежнего горя, – не знаю. Но на губах уже сверкала улыбка. Она тоже взглянула на меня украдкой, слегка покраснела и потупилась..." "...черные глазки ее засверкали..." "...черные кудри..." "...милая улыбка..." "...она, покраснев, как только могла покраснеть, и смеясь сквозь слезы, которые, как жемчужинки, дрожали на ее черных ресницах..." "Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. «Это девушка, и непременно брюнетка», – подумал я..."

/ / / Образ Мечтателя в повести Достоевского «Белые ночи»

Повесть Достоевского «Белые ночи» названа его самым сентиментальным романом. Сам роман состоит из пяти частей: в четырех - описания ночи, а в пятой - утро.

В образе главного героя показан молодой человек двадцати шести лет, который проживает в городе больше восьми лет, и у которого реальную жизнь заменяют мечты и грезы. Он наивный, не практичный, добрый человек, но очень одинокий. В повести не сказано ни о его образовании, ни о его семье, автор даже не назвал его имя. В один из вечеров, возвращаясь домой, он встретил молодую девушку, Настеньку. В разговоре с ней он про себя сказал, что он просто мечтатель, который считает себя счастливым человеком. Но встреча с Настенькой дает ему понять, что можно быть счастливым человеком и в реальной жизни. Он осознал, сколько счастья может принести живое общение! От собственного счастья хочется обнять всех.

Действительной жизни у героя мало, и его общение с принесло ему маленькие мгновения реального счастья. Мечтатель убежден, что мир прекрасен, и нет в нем несправедливости. Он своими поступками показывает свою наивность и непрактичность. Испытывая самые теплые чувства к Настеньке, парень помогает ей устроить жизнь с другим мужчиной. При этом он искренне верит в то, что так будет лучше. Он любил Настеньку, но не умел и не хотел мешать ее счастью. Он радовался за нее, не упрекая, чтобы ненароком не нагнать тоску на ее сердце. Мечтатель желает ей только ясного неба, светлой улыбки, благодарит ее за те минуты счастья и блаженства, которое она смогла дать его одинокому сердцу.

Но встреча с Настенькой дала ему какое-то осознание того, что происходит с его жизнью. Он признался ей, что у него бывают минуты тоски, невыносимой тоски. Ему тогда даже казалось, что он уже не способен вернуться к реальной жизни, считая, что потерял всякий такт и чутье в действительности.

После фантастической и придуманной жизни в своих мечтах к нему уже приходит мысль, что вокруг идет жизнь, кружится людская толпа, люди вокруг живут наяву, и жизнь их не разлетается, как сон или виденье. А как живет он? Как пугливы его фантазии. Как тяжело очутиться опять в реальности, где он так одинок. Куда же деваются мечты? А как быстро идет год за годом! Что же Мечтатель делает со своей жизнью? Пролетят года, и наступит старость, а с ней и одиночество, тоска и уныние. Тут бы прийти воспоминаниям, но вспомнить-то нечего, кроме своих несбывшихся желаний и мечтаний. Фантастический мир, придуманный тобой, улетит в прошлое, как прошлогодние листки с дерева. Как грустно будет остаться одному, и не о чем хорошем жалеть не придется, потому что все это было только в мечтаниях. То, что раньше так было мило, так сильно трогало душу, и в то же время так шикарно обманывало.

Достоевский на примере своего мечтателя показывает, как люди уходят от действительности, которая им не нравится. В своих мечтах они живут другой жизнью. Яркой, насыщенной, где есть счастье радость и любовь.

Мечтатель — главный герой романа «Белые ночи», рассказчик. В образе много автобиографического. Возможно, один из прототипов — поэт А. Н. Плещеев (1825 — 1893), некоторые мотивы его лирики переосмыслены в исповеди героя. Соотносим с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» и многими героями западных и русских писателей-романтиков. Ему двадцать шесть лет. Он впечатлителен, сентиментален, отзывчив и добр. Восемь лет живет в Петербурге, у него нет ни приятелей, ни знакомых. Единственный друг Мечтателя — Петербург с его улицами и домами, каждый из которых «как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

Хотя в начале произведения мы застаем героя в некоторой тоске, тем не менее он описывает не ее, а свои счастливые состояния, и именно поэтому образ героя в отличие от большинства других сочинений Достоевского пронизан светлым и легким весенним чувством. В упоении обретения собеседника и слушателя — Настеньки — Мечтатель рассказывает о себе так патетически и литературно, что она даже прерывает его, прося рассказывать, «как-нибудь не так прекрасно». Мечтательство характеризуется героем и автором отнюдь не только позитивно. Герой, несмотря на все свое упоение, понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». Он мечтает о настоящей, подлинной жизни, какой живут обыкновенные люди — «живут наяву» и которая более полнокровна и насыщенна, нежели любые бесплотные мечтания. Встреча с Настенькой, влюбленность в нее открывает его душу навстречу действительной живой жизни. Он словно пробуждается от долгого сна. Расставшись с Настенькой, Мечтатель не лелеет свою обиду, но только испытывает к ней благодарность «за минуту блаженства и счастия».

Настенька — главная героиня романа «Белые ночи» Достоевского. Ей семнадцать лет. «Премиленькая брюнетка», задорная и полная жизни, простодушная и проницательная. Сирота. Знакомится с Мечтателем на петербургской улице (он спасает ее от преследования неизвестного господина), выслушивает его исповедь, жалеет его. Подружившись с ним, она тоже рассказывает ему историю своей жизни. Живет она с бабушкой, которая заставляет постоянно быть при ней. Эта зависимость мучает героиню. Влюбившись в квартиранта, Настенька решает уйти вместе с ним, но он — в силу своей бедности и неустроенности — не может пока на ней жениться, однако обещает, что, как только обстоятельства его изменятся, приедет за ней. Настенька знает, что теперь человек этот снова в Петербурге, но тем не менее не дает о себе знать. Мечтатель великодушно помогает героине написать письмо к ее возлюбленному. Они ждут ответа, но отклика никакого. Разочарованная Настенька понимает, что теперь ближе и преданней друга, чем Мечтатель, у нее нет, и решает связать с ним свою судьбу. Однако неожиданно появляется ее возлюбленный, и счастливая героиня уходит с ним, оставляя Мечтателя в прежнем одиночестве.



Похожие статьи
 
Категории