Хранить семейные традиции таинственная. Портфолио любви

15.06.2019

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Предварительная подготовка:

  1. Родительское собрание на тему «Духовные традиции семьи».
  2. Поиск старинных документов, вещей, фотографий, хранящихся в семьях. Подготовка выставки «Семейные реликвии».
  3. Написание сочинений-миниатюр на тему «Традиции и увлечения моей семьи».

Оформление :

Оборудование:

  1. Фонограмма песни М. Боярского «Посадите дерево»
  2. Цветная бумага, клей, ножницы.

Место проведения : 2 класс.

Ход беседы

Учитель: – Тема нашей сегодняшней беседы «Помни корни свои». Как вы думаете о каких «корнях» будет наш сегодняшний разговор? (Ответы детей.)

Учитель: – Мы собрались, чтобы поговорить о вашей семье, о ее традициях, увлечениях, о ваших предках. Многим из вас есть, что рассказать своим одноклассникам. Начнём наш разговор с загадки:

Задам сейчас загадку я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.)

Учитель: – Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. Та семья, где были папа и мама, а потом та, которую ты построишь сам. Что такое СЕМЬЯ? (Ответы детей.)

Обобщение учителем : Семья – это группа, живущих вместе близких родственников.

Учитель: – До начала 20 века семья состояла из нескольких поколений. Не случайно же и слово такое образовалось: «СЕМЬ» – «Я». Все жили одной большой семьей, помогали друг другу. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много подтверждений. Вспомним хотя бы народные пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Я буду начинать пословицу, а вы вместе постарайтесь ее закончить…

В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Не нужен клад, … (коли в семье лад).
Чем богаты, … (тем и рады).
Когда семья вместе, … (тогда и душа на месте).
Один в поле … (не воин).

Учитель: – В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. А вот интересно, в какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей.)

Учитель: – А сейчас, мы постараемся вместе ответить на вопрос: «Счастливая семья. Какая она?» (Ответы детей.)

Обобщение учителем: – Счастливая семья – это, когда всем хорошо вместе. Никто никого не раздражает, дети не проказничают, а родители не ссорятся. Когда родители на выходные не оставляют детей с бабушками и дедушками, а всей семьей дружно и весело отмечаются праздники. Когда у родителей находится время поиграть со своим ребенком. Когда у родителей и детей есть общие увлечения. Когда дети и взрослые отдыхают вместе, вместе путешествуют. Когда дети и родители увлечены одним занятием и т.д.

Учитель: – А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? (Ответы детей).

Учитель: – Все семьи разные, они отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, увлечениями, традициями. О своих семьях вы писали в сочинениях, и теперь пришло время рассказать об увлечениях ваших семей. (Рассказы детей.)

Учитель: А есть ли в ваших семьях ТРАДИЦИИ? (Рассказы детей.)

Обобщение учителем: Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений.

Учитель: – Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, трудовые навыки из поколения в поколение. Так рождались ДИНАСТИИ . Династии гончаров, портных, пекарей, военных, строителей, учителей. Вот, например, в моей семье бабушка – учитель русского языка и литературы, мама – учитель французского и немецкого языков, а мы с сестрой – учителя начальных классов.

Об одной очень известной семье расскажет нам мама Алеши – Лариса Ивановна, она – музыковед, заведующая архивом семьи известного музыканта Мстислава Ростроповича.


(Рассказ о семье Ростроповича).

Ученики , в чьих семьях есть династии, рассказывают о них классу.

Учитель: – Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данный период), а другие родители называют своих детей в честь родственников. Вот, например, меня назвали в честь моей прабабушки – Ольги (показ фото). А кого из вас тоже назвали в честь родных? (Ответы детей.)

Учитель: – В нашем классе много детей, носящих красивые старинные имена. Серафима, Матвей, Полина, Людмила, Григорий, Стефания…

Ученица Стефания рассказывает о происхождении своего имени.

Учитель: – Интересно, что самое популярное женское имя всех времен и народов – Анна. По планете Земля разгуливает почти 100 млн. его обладательниц.

Итак, имя каждому из нас выбрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь ему дали родители. А откуда произошла фамилия? Происхождение фамилий идет из далекого прошлого. Некоторые образовались от имен:

Иванов – потомок Ивана; Васильева – Василия; Григорьева – Григория; Захарова – Захара и т.д. Некоторые фамилии произошли от профессии предков: – Кузнецовы, Рыбаковы, Столяровы. Некоторые – от географических названий: Горские, Полянские, Ржевские. Кто-нибудь из вас знает, происхождение своей фамилии? (Ответы детей.)

Учитель: – Что касается самых распространенных фамилий, то с ними дело обстоит следующим образом: только в одной Москве живет более 100 тысяч семей Ивановых, в Швеции более 300 тысяч Карлсонов, которые живут, разумеется, не на крыше, а в Китае 90 млн. китайцев отзываются на фамилию Ли.

Учитель: – Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, событиях. Эти фотографии хранятся в каждой семье. Вот снимок моих прапрабабушки и прапрадедушки. Снимок сделан в конце 19 века. А на этом снимке моя прабабушка со своей мамой Пелагеей. А вот это мой прадед – муж прабабушки Оли, в честь которой меня назвали Ольгой. Мы бережно храним эти фотографии.

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
«Очерк Растрелли» С. Копыткин (1915 г.)

Рассказ детей о старинных фотографиях, хранящихся в семейном архиве.

Учитель: – Пройдет время, и ваши дети и внуки будут смотреть на ваши фотографии, которые вы оставите в семейном архиве.

Ученик: Стихотворение «Семейная фотография» (Валентин Берестов):

Натягиваю новую матроску,
И поправляет бабушка прическу,
На папе брюки новые в полоску,
На маме ненадеванный жакет,
Братишка в настроении отличном,
Румян и пахнет мылом земляничным
И ждет за послушание конфет.
Торжественно выносим стулья в сад.
Фотограф наставляет аппарат.
Смех на устах. Волнение в груди.
Молчок. Щелчок. И праздник позади.

Учитель: – Ребята, а что делает дом домом, непохожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей.)

Учитель: – Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И даже, когда человека уже нет на свете, мы продолжаем беречь его вещи, сохраняя с их помощью память о дорогом нам человеке.

У многих дома хранятся семейные РЕЛИКВИИ – вещи, свято хранимые, как память о прошлом.

Рассказы детей о семейных реликвиях.

Учитель: – С появлением современных средств связи люди все реже и реже пишут письма, все чаще ограничиваются телефонным разговором. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. В моей семье письма и открытки наших родственников являются реликвией. Письма… Они трогательны, таинственны, хранят в себе дух прошлого. Я хочу показать вам письмо, которое мой двоюродный прадед, Степан Аверьянович, написал своей любимой жене Катерине, когда отбывал службу в гвардейском корпусе. Напечатано письмо на старинной пишущей машинке, где еще в конце слов приписывается «Ъ». Письмо датировано 19 января 1918 года. Оно тоже хранится в нашей семье как реликвия (зачитывается отрывок).

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Люди всегда чтили своих предков. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее своим друзьям.

Учитель: – Сегодня мы с вами познакомимся с наукой ГЕНЕАЛОГИЕЙ. Генеалогия – раздел науки, изучающий происхождение рода. В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков .

Историю рода изображают в виде разветвленного дерева, которое называется РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО – перечень поколений одного рода, где устанавливается происхождение и степень родства.

Например, у того же А.С. Пушкина в родословном древе было 5000 исторических имен. Традиция составлять генеалогические древа возвращается в семьи.

(Рассказы родителей о родословных древах семей.)

Учитель: – Для чего нужно следовать семейным традициям, чтить, уважать их, хранить, передавать из поколения в поколение? (Ответы детей):

Чаще спрашивайте своих родных об их детстве, пусть они как можно больше рассказывают вам о своей жизни.

Учитель: – Мы сегодня говорили о ваших семьях. Но не надо забывать о том, что у нас есть еще одна большая и дружная семья – семья учащихся, сплоченных общими интересами. Наш класс – семья на все 11 школьных лет. У нас в коллективе тоже постепенно будут складываться свои традиции: утренники, праздники, экскурсии, походы.

Я предлагаю сегодня посадить дерево дружбы нашего класса.

(Под фонограмму песни Оскара Фельцмана в исполнении М. Боярского «Посадите дерево» учащиеся вырезают из цветной бумаги ручки-листочки и наклеивают на заранее заготовленный ствол дерева).

Подведение итогов классного часа:

Учитель: – Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Кому из вас захотелось больше узнать о своих предках? Какие появились вопросы, которые вы хотите задать своим родителям?

ГЕРОИЧЕСКИЕ, ТРАДИЦИИ НАРОДА - НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО
Основные раскрываемые понятия: герой, героизм, сила духа, традиции, героические традиции.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Традиции всегда играли в жизни людей огромную роль.
Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа.
В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.
Героические традиции как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы
получили в наследство, используются нами в самых различных формах. Они позволяют бережно относиться к героической истории, сохранять наиболее рациональные формы поведения и действия, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям – творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи.
К героическим традиция народа относятся:

Традиции верности героической истории, неизменной приверженности человека
общему делу, истинным идеалам и ценностям, его нерасторжимости с героикой прошлого;
-традиции верного служения Родине;
-традиции уважения к старшему поколению, которое трудовыми и ратными свер-
шениями укрепляли могущество Отечества;
-традиции равнения на жизнь и деяния достойных сынов и дочерей народа нашего,
олицетворенных в обликах героев;
-традиции Памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину;
-традиции сооружения мемориальных комплексов, памятников, огонь Вечной сла=
вы и уход за ними как дань великим свершениям наших предков, дедов и отцов, как мудрое напоминание живущим поколениям: быть верными героическим традициям;
-традиции уважения и почестей государственным, воинским и трудовым символам
Родины;
-традиция оставлять хронику своего времени для потомков;
-традиции передачи бесценного трудового и боевого опыта юным поколениям;
-традиции праздников и выдающихся юбилеев.
Будем помнить : героические традиции для нас – вечное напоминание о прошлом. Напоминание о том, что связь времен осуществляют люди и самая глубокая «загад-
ка» силы традиции – в ее преемственности. Каждый из нас, усваивая заветы, опыт, нравы, обычаи, правила наших предшественников делает эту великую связь времен неразрывной, прочной, динамичной.

Воспитательные цели:

Формирование потребности сохранять и продолжать героические традиции наро-
да, следовать им в своей жизни, участвуя в общественно значимой деятельности, труде на благо и процветание Родины, в подготовке к защите Отечества;
-формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к
выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ

Общение (просвещение)

  1. Цикл бесед, разговоров в Круге общения «О нашем духовном наследстве».
  2. Кинолекторий «Героические традиции россиян в киноискусстве».
  3. «Героические традиции народа в литературных произведениях»
  4. «Героические традиции россиян в живописи и скульптуре»
  5. «Героические традиции в семье».
  6. «Героические традиции в системе жизнедеятельности школьного коллектива»;
  7. «Боевые традиции – в строю!» (на базе воинских частей и подразделений).
Деятельность

1. Забота об увековечивании памяти павших при защите Отечества
Предметом особого внимания для ветеранских организаций, воинских частей и
учебных заведений является сохранение и умножение традиций заботы об увековечивании памяти павших при защите Отечества. Эта забота может выражаться в:
— составлении и изучении Календаря памятных дат российской героической истории;
- поиске материалов о героях;
- присвоении имен героев населенным пунктам, улицам, воинским частям и подразделени-
ям, ОУ, детским и юношеским объединениям;
- написании Книг Памяти;
- занесении героев в списки личного состава воинских частей и подразделений, органов
МВД, Книг Почета ОУ;
- открытии мемориальных комплексов, памятных досок, стел (достойным примером тому
может служить МОУ СОШ №34 г. Самара);
- сохранение, участие в ремонте и реконструкции, имеющихся и открытие новых памятных досок, мемориальных комплексов, памятников, обелисков;
- проведение спортивных соревнований, турниров в память о героях ВОВ и локальных войн и конфликтов.
2. Возрождение школьниками и членами детско-юношеских объединений ритуалов , которые когда-то были приняты во Всесоюзной пионерской организации. Ритуалы, объединенные общим названием «Салют павшим героям!», несомненно, создадут эмоциональную общность в любом коллективе детей и взрослых, вызовут чувство сопереживания, дадут возможность осмыслить более глубоко подвиги старших поколений. Эти ритуалы имеют глубокое содержание, отличаются эмоциональностью, яркостью. Их хорошо помнят бывшие пионерские вожатые, пионеры-знаменосцы, горнисты и барабанщики. Именно эти люди смогут оказать помощь в возрождении данных ритуалов. Вспомним эти ритуалы:
-Ритуал «Поверка героев» - это перекличка и краткий рассказ о подвиге героя;
возложение цветов или гирлянды Славы к портретам, памятникам, обелискам, мемориалам; минута молчания и склонение знамен, флагов; салют в честь памяти погибших. На Поверке чтят память героев, хорошо известных всем участникам торжественного акта: родных и близких учителей и воспитанников школы, односельчан и горожан, погибших в пламени войны; имена героев, о которых современные школьники собирают материалы; имена героев, увековеченных в музеях Боевой Славы, в названиях улиц, проспектов. Ритуал «Поверка героев» может проводиться как отдельное торжественное мероприятие в День защитника Отечества, в День Победы, в День начала Великой Отечественной войны, в День Военно-Морского Флота и т.д., так и как элемент торжественного вечера, встречи с ветеранами, слета красных следопытов, митинга, торжественной линейки.
-Ритуал «Возложение гирлянды Славы». Гирлянда Славы – символ бессмертия
боевых подвигов прадедов, дедов и отцов; символ верности боевым традициям нашего народа. Изготовленные из живых цветов, ветвей дума, ели, сосны и обвитые гвардейской или просто красной лентой, Гирлянды Славы возлагаются в дни гибели героев, в дни памятных торжеств к памятникам, обелискам, мемориалам, братским могилам, Вечному Огню. В эти дни в школах могут пройти торжественные построения, линейки Памяти, на которых выступят ветераны войны, учителя, воспитанники и их родители, гости из воинских частей. Директор школы или музея Боевой Славы зачитывает решение совета школы или совета музея о том, кому доверено право возложить гирлянду Славы к памятному месту. После торжественного построения или линейки их участники во главе с ритуальной группой направляются к месту, где будет возложена гирлянда. Если школа находится далеко от каких-либо памятных мест, то группа отправляется на машине или автобусе вместе с представителями от учителей, воспитанников, ветеранов, родителей и др. участников торжественного акта.
-Ритуал почетного караула может быть установлен по решению совета школы
или совета музея Боевой Славы в День Защитника Отечества и День Победы у портретов героев, мемориальных досках, памятниках и обелисках, мемориалах и братских захоронениях, у Вечного огня. В зависимости от продолжительности караула, формируется количество смен. В каждой смене – два или четыре человека. Смена производится через каждые 10-15 минут. Выход на пост может сопровождаться звуками горна, барабанной дробью (на старых пластинках с сигналами пионерского горна и барабана можно найти специальную мелодию «Поверка героев»). Участникам почетного караула выдаются памятные удостоверения. Группы Почетного караула должны быть одеты в парадную или специально сшитую форму.
3. Передача традиций от старших поколений к младшим
Кто не знает, не помнит героического прошлого, тот не может быть духовно бога-
тым. Вот почему так важно сделать традицией передачу героических традиций прошлого каждому новому поколению. В систему данного вида деятельности может входить:
-сбор материалов и создание книг, посвященных продолжению трудовых и воин-
ских традиций в семьях воспитанников, педагогов, жителей микрорайона «Продолжение ратных и трудовых традиций в нашей семье»;
-встречи с представителями трудовых и военных династий соотечественников;
-разработка и реализация ритуалов передачи традиций от Победителей – наследни-
кам Победы «Подвиг наш детям и внукам в наследство»; «Трудовую славу детям и внукам в наследство»;
-Встреча старшего поколения с поколением юным «Оставляем вам в наследство».
-проведение акций «Священной Памяти верны!»;
-проведение парадов Победителей и их наследников «Салют, Победа!»;
-установление памятников, обелисков, памятных знаков и шефство над ними;
-шефство над памятниками, обелисками, братскими захоронениями, мемориалами;
-проведение эстафеты добрых дел наследников трудовых и ратных подвигов пра
дедов, дедов, отцов.
Сохранению и умножению героических традиций старших поколений будет
также способствовать:
-возрождение шефских связей воинских частей и подразделений с образователь-
ными учреждениями;
-проведение дней открытых дверей в воинских частях;
-возрождение боевых искусств народов России и систем воспитания мальчиков,
юношей, мужчин (например, «Русская здрава»), организация клубов для подростков и юношей;
-работа военно-исторических и военно-патриотических клубов;
-работа профильных объединений типа: «Юные защитники Отечества», «Друзья
российской армии», «ЮДП» (юные друзья пограничников), «Юные спасатели», «Юные моряки», отряды юной морской пехоты, «Юный десантник» и др.;
-проведение военно-спортивных соревнований, военизированных походов, эстафет
«Будем ловки и сильны, как защитники страны», «Пароль: «Верность! Отвага! Честь!»;
-проведение слетов юнармейцев и орлят разных поколений;
-организация работы «Школ юнармейцев» и «Юнармейских гарнизонов»;
-организация военно-спортивных игр «Зарничка» (для уч-ся начальной школы),
«Зарница» и «Орленок»;
-проведение летних сборов, летних лагерей для военно-патриотических клубов,
профильных объединений, юнармейцев и др.;
-проведение слетов, эстафет поколений «Подвиг прадедов, дедов, отцов – сыновь-
ям и внукам в наследство», «Священной Памяти верны!»;
-Проведение слетов, встреч настоящих мужчин «Всегда отличали героев Отчизны
Верность. Отвага и Честь!»;
-проведение учебных сборов с призывной молодежью;
-проведение спартакиад по военно-прикладным видам спорта;
-проведение месячников и декад оборонно-массовой работы, молодежных турни-
ров «Равнение на Победу!»;
-проведение смотров строя и песни, смотров-парадов среди военно-патриотических
клубов, кадетских образовательных учреждений;
-марш-броски по маршрутам, связанным с героической историей Малой Родины,
родного края;
-организация системной переписки учащихся ОУ с выпускниками, служащими в
рядах российских Вооруженных Сил, в миротворческом контингенте войск (акции «Письмо солдату», «Наши поздравления нашим защитникам!», «Подарок защитнику Отечества»);
-организация экскурсионных поездок по местам героических событий;
-проведение «Вахты Памяти».
Отношения
В результате общения и деятельности формируются уважительные отношения к
традициям народа, желание их возрождать и следовать им в своей жизни.
Воспитанники военно-патриотического клуба «Патриот» ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Борское Борского р-на Самарской области на митинге, посвященном Дню Победы и в почетном карауле у портрета выпускника школы Героя России Павла Немцова
Приложение
Из сокровищницы человеческой мудрости
В. А. Сухомлинский :
-«От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих
отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины».
-«Сила духа как нравственная доблесть начинается с веры в нравственные святыни
нашего Отечества, народа. Ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным. Вера в эти святыни дает маленькому человеку исключительно ценные духовные качества: видение и чувствование большого мира общественной жизни, стремление жить в этом мире.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Традиции – это некий обобщенный опыт трудовой и социальной деятельности
коллектива, группы. Этот опыт передается из поколения в поколение.

Героические традиции народа – часть духовного наследия народа, концентрация
трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПАТРИОТ»

ГБОУ Борская СОШ №1 «ОЦ», Борский р-он, Самарская обл.
Руководитель клуба: майор Данилевский О. Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детско-юношеское объединение «Патриот» создано с целью воспитания гражданина– пат-
риота. Предназначено для развития у молодежи допризывного возраста высоких морально-волевых качеств Защитника Отечества; для пропаганды военной службы; для пропаганды знаний в области обороны и самообороны; для занятий физической культурой; пропаганды здорового образа жизни; повышения авторитета армии среди подростков; укрепления здоровья и закрепления на практике знаний по Основам Безопасности Жизнедеятельности.

Основные задачи объединения:
- Готовить ребят к службе в армии;
- Воспитывать готовность к защите своей Родины;
- Воспитывать гражданскую ответственность, уважение к истории, культуре своей страны, хранить традиции народа.
Направления деятельности:
- Уроки мужества, встречи с ветеранами, спортивно-прикладные эстафеты;
- Занятия прикладными видами спорта;
- Участие в областной игре «Орленок»;
- Участие в районных и областных военно-прикладных и спортивных мероприятиях.
Членами объединения являются воспитанники в возрасте от 12 до 18 лет (в основе
курса лежат занятия военно-прикладными видами спорта).
Комплексная программа клуба позволяет подростку усилить свою ориентацию на
развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Обучение проводится поточным методом, группами. Занятия проводятся в малом
спортивнм зале школы. Для эффективности обучения имеются два расположенные рядом помещения. В одном из них оборудована тренажёрная комната, место для разборки, сборки и чистки оружия. При необходимости это помещение может быть быстро переоборудовано в классную комнату для проведения теоретических занятий. Второе помещение – это тренировочно-игровой зал в котором расположены теннисный стол и различные спортивные снаряды. Стрельба в тире должна проводиться при строгом соблюдении мер безопасности с ограниченным количеством занимающихся (3-4 чел. в группе). Поэтому остальные ребята во время групповых занятий находятся в тренажерном зале, где повышают свой физический уровень. Такой метод организации занятий позволяет доступно объяснить новый материал и закрепить полученные навыки на практике, полезно организовать досуг занимающихся с пользой для здоровья. При необходимости быстро сформировать команду или группу для участия в различных школьных, районных, областных соревнованиях, играх, мероприятиях.

Программа рассчитана на два года обучения. В первый год воспитанники получают
основные навыки по различным направлениям деятельности. А на второй – эти навыки закрепляют, расширяют и совершенствуют. Проверкой результатов обучения является участие в военно-спортивных играх. Промежуточными этапами являются соревнования посвященные «Дню допризывной молодежи», различные спортивные мероприятия, соревнования по стрельбе, теннису, участие в митингах посвященным юбилейным датам и Дням Воинской Славы России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Военнослужащий – патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Оте-
чества.Создание Вооружённых Сил России. Военнослужащий – патриот. Ознакомление с программой обучения, с расписанием занятий и местом проведения стрельб.
2. Меры безопасности. Правила поведения в тире. Материальная часть оружия. Основы
стрельбы. Изучение «Инструкции по обеспечению мер безопасности проведении стрельб в тирах и на стрельбищах». Правила обращение с оружием и его переноса. Ознакомление с материальной частью пневматических винтовок ИЖ. Виды прицелов и их устройство. Понятие выстрела. Понятие кучности и меткости стрельбы.
3. Устройство, назначение автомата АКМ. Назначение, боевые свойства автомата. Разно-
видность автоматического оружия. Устройство автомата. Основные сборочные единицы.
4. Приёмы изготовки. Прицеливание. Спуск курка. Показ приёмов изготовки для стрельбы, сидя с опорой локтями о стол или стойку. Положение корпуса, рук, ног, головы, положение кисти правой руки на шейке приклада у плеча. Положение указательного пальца на спусковом крючке. Понятие прицеливания. Спуск курка. Порядок заряжания и разряжения винтовки.
5. Принцип работы ударно-спускового механизма. Ударно-спусковой механизм. Назначе-
ние. Состав, сборочные единицы. Принцип работы.
6. Изучение и освоение приёмов изготовки. Тренировка. Поиск занимающимися (с помо-
щью преподавателя) правильной изготовки путём многократного повторения. Освоение наводки оружия в цель. Прицеливание и спуск курка. Стрельба.
7. Принцип работы возвратного механизма. Возвратный механизм. Назначение. Состав.
Принцип работы.
8. Самостоятельное определение С. Т. П. Внесение поправок на прицельном приспособле-
нии. Тренировка. Стрельба на кучность. Определение средней точки попадания (С. Т. П.), внесение поправок на прицельном приспособлении. Стрельба на меткость. Пристрелка оружия.
9. Разборка автомата. Сборочные единицы. Особенности разборки. Порядок разборки.
Сборка. Сборка на время. Сборка вслепую.
10. Стрелковые соревнования. Определение лучшего стрелка среди классов. Лучший среди юношей. Лучшая среди девушек. Лучший стрелок школы.
Календарно-тематический план 2 года обучения

№ урока

Тема

Дата
1
1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание Защитника Отечества.

2.
2. Меры безопасности. Правила поведения в тире.

3.4.
Ознакомление с материальной частью оружия.


3. Материальная часть оружия

5.6
Основы стрельбы

7.8
Основы стрельбы

9.10
4.

11.12
Устройство и назначение автомата АКМ

13.14
Устройство и назначение автомата АКМ


5. Приемы изготовки

15.
Прицеливание

16
Спуск курка


6. Строевая подготовка

17
Строевой устав

18.19
Понятие строя

20.21
Повороты на месте

22.23
Повороты в движении

24.25
Движение строем


7. Военная история России

26.27
Военная история России


8. Ориентирование на местности

28.29
Ориентирование на местности

30.31
Ориентирование на местности

32.33.
Ориентирование на местности


9. Физическая подготовка

34.35
Кросс, подтягивание

36.37
Кросс, подтягивание

38.39
Кросс, подтягивание


10. Метание гранаты в цель

40.41.42
Метание гранаты в цель


11.Основы рукопашного боя

43.44
Приёмы самообороны

45.46
Приёмы самообороны

47.48
Передние страховки

49.50
Задняя страховка

51.52
Освобождение от захватов

53.54
Освобождение от захватов

55.56
Подсечки

57.58
Броски

59.60
Основы боя


12. Основы туризма

61.62
Преодоление водной преграды

63.64
Преодоление водной преграды

65.66
Преодоление водной преграды


13. Основы медицинских знаний

67.68


69.70
Оказание первой медицинской помощи

71.72
Оказание первой медицинской помощи


14. Основы защиты от О.М.П

73.74
Ознакомление с противогазом

75.76


77.78
Правила пользования противогазом


15. Комплексная подготовка к участию в военно-спортивной игре

79.80 –
95.96
Комплексная подготовка к участию в военно-спортивной игре «Орленок»

Методика проведения занятий

Во время обучения используют различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы занятий:
Беседа, лекция – изложение теоретического материала.
Практика – отработка практических навыков.
Курсовой проект – участие в районных и областных соревнованиях.
Приобретаемые навыки:
Выработка навыков поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Овладение военно-прикладными видами спорта.
Знания, получаемые учащимися: т еоретические сведения об оружии, истории России, основы медицинских знаний.
Конечный результат
Участие в областной военно-прикладных играх.
По окончанию курса обучения

учащиеся должны знать:
- устройство и назначение оружия АКМ; (пневматической винтовки);
- военную историю России;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- правила пользования противогазом
-
учащиеся должны уметь:
- разбирать и собирать АКМ;
- стрелять из пневматического оружия;
- ориентироваться на местности;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- пользоваться С.И. З.
Контрольно измерительные материалы:

Норматив по разборке-сборке автомата-45 секунд
- норматив по одеванию противогаза – 9 секунд
- норматив по стрельбе из пневматической винтовки 45,40,35 очков
- школьные соревнования
- районные соревнования
- областные соревнования
- военно – патриотические игры.
Техника безопасности
1. Занятия проводятся согласно расписания и плана работы клуба.
Учащиеся допускаются на занятия в составе группы во главе со старостой клуба.
2. Инструктаж по технике безопасности и ведение журнала осуществляется по каждому виду в отдельности.
3. Ответственность за организацию и проведение занятий возлагается на руководителя клуба, а во время соревнований – на главного судью.
4. Во время проведения стрельб в тире свободные от стрельбы ученики находятся в специально отведенном помещении и соблюдают установленный порядок.
5. Ученики, нарушающие меры безопасности и правила поведения на занятиях, немедленно удаляются с занятий.

ПАСПОРТ
Дополнительной образовательной программы детско-юношеского объединения
«ПАТРИОТ

1. По степени авторского вклада: авторская.
2. По направлениям образовательной деятельности: военно-патриотическая.
3. По уровню освоения содержания: профессионально-ориентированная.
4. По уровням освоения содержания программы и организации педагогической деятельности: комплексная.
5. По уровням освоения теоретического материала: специализированная.
6. По форме организации детских формирований: групповая.
7. По возрасту обучения детей: основного общего образования.
8. По приоритетному целеполаганию: учебно-воспитательная.

Семья – это основа государства. От того насколько крепкой и дружной будет каждая семья, зависит существование и благополучие государства.

Это добровольно основанная ячейка общества первопричинами создания, которой является любовь и уважение между супругами. Основополагающей задачей каждой семьи является продолжение рода, которое осуществляется при рождении детей, которым по традиции передаются семейные ценности и традиции.


В памяти людей остаются те традиции, которые были заложены и соблюдались в семье, например, обязательная встреча Нового года в кругу семьи.


Празднование 9 Мая

9 Мая – священный праздник для всех россиян, когда они отдают почет и уважение всем, погибшим на полях Великой Отечественной Войны. Новая зародившаяся традиция. Ежегодный марш Бессмертного полка. Эта традиция всколыхнула всю страну, ведь в России нет ни одной семьи, которую не опалило пламя ВОВ. Маршируя в едином строе Бессмертного полка, люди одной страны чувствуют, как они сплочены и готовы отстаивать свободу и независимость своей страны. Эта прекрасная традиция должна передаваться подрастающему поколению, чтобы молодежь знала и чтила память всех погибших на войне.


В России сильна традиция многодетных семей. Ежегодно Президент страны вручает награды лучшим представителям многодетных семей. Каждая семья имеет свои, порой незамысловатые традиции, но они определяют те нормы поведения и взглядов, которые считаются незыблемыми для семьи. Бабушки и дедушки даря свою заботу и любовь внукам, могут быть уверены, что внуки не оставят их в бедственном положении одиноких, забытых стариков, потому что в традиции семьи заложена забота и опека немощных близких людей.


Что делать, чтобы сплотить семью?

Чтобы семья была дружной надо приложить немного усилий, например, взять за традицию устраивать семейные советы. Общие семейные советы, на которых сообща решаются насущные проблемы, и принимается коллегиальное решение.


Вот некоторые советы для того, чтобы семья была дружная:

  1. Всегда отмечать дни рождения всех членов семьи. Для детей очень важно, что их помнят и любят, поэтому устраивают им праздник дня рождения.
  2. Вновь возродившаяся традиция крещения детей. В глубоко верующих семьях эта традиция не прерывалась никогда.
  3. Очень хорошая традиция, когда вся семья выезжает на лоно природы или проводит отпуск вместе. Неплохо всей семьей отправляться в познавательные экскурсии по музеям, городам и странам.

Немаловажное значение для семьи имеют семейные ценности. Причем, это может быть не только шкатулка с драгоценностями. Во всех перипетиях 20 века мало кто мог сохранить фамильные драгоценности, но вот альбомы с пожелтевшими фотографиями могут много рассказать об истории предков семьи. Фотографии помогут восстановить исторические корни семьи и составить родовое древо истории семьи. Дети, видя с какой любовью, родители относятся к прошлому своих предков, перенесут эту традицию в свои семьи, где будут свято чтить и хранить семейные традиции. Вывод:

Семья – это самое важное в жизни человека. Родители должны знать, что заложенная в детстве память о традициях и ценностях семьи, будет надежно храниться и передаваться будущему поколении.


Семейные обычаи и традиции Не служит для отрицания, ни – для утверждения или для уси-
ления отрицания, где не стоит при сказуемом.
126. 1) Водитель сказал, что автобус идет в парк. (Изъясн .)
2) Ученик сделал работу так, что ему пришлось ее переделывать.
(Образа действия .) 3) Друг сказал, что вечером занят. (Изъясн .)
4) Этот праздник удался потому, что ребята очень старались.
(Причины .) 5) Мы не могли понять, что происходит. (Изъясн .) 6)
Вдруг вспомнилось происшествие, что случилось прошлым ле-
том. (Опред .)
127. Хранить семейные традиции (хранить традиции – уп-
равление, семейные традиции – согласование), таинственная
прелесть, ветеран войны (управление), весенний карнавал, рай-
онный фестиваль, юные таланты, кожаный чемодан, стеклянная
витрина, ветряной двигатель, будущие поколения, ветреная пого-
да, подробно комментировать шахматную партию (подробно
комментировать
– примыкание, комментировать партию
управление, шахматную партию – согласование), собирать ста-
ринные монеты, пряная зелень, гостиный двор.
НН пишутся в прилагательных, образованных от существи-
тельных с основой, заканчивающейся на н (весенний , песенный ), а
также с суффиксом енн (исключение – ветреный ).
Н пишется в прилагательных с суффиксами ан (ян ), ин (кожа-
ный , серебряный , мышиный ). Исключения: стеклянный , оловян-
ный
, деревянный .
128. 1) Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлеки-
тесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить... (Изъясн .)
(Д. Лихачев.) 2) Когда у меня в руках новая книга (времени ), я чув-
ствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное
(изъясн .). (М. Г.) 3) Волненью давнему парнишки доступна полно-
стью душа, как вспомню запах первой книжки и самый вкус ка-
рандаша (времени ). (Твард.) 4) Каждая книга писателя, если она
написана кровью сердца (условия ), – это воплощение самых завет-
ных его дум. (Гл.) 5) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занима-
лись (времени ), вам всегда понадобится умный и верный помощ-
56
ник – книга. (Марш.) 6) Чтобы открыть неведомые страны (цели ),
нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо».
(Ильин.) 7) Для того чтобы написать популярную книгу (цели ), на-
до исключительно хорошо знать, о чём пишешь. (П. К.) 8) Книга
учит, даже когда вы этого не ждёте и, может быть, не хотите (ус-
тупки
). Власть книги огромна. (С.-Сок.)
129. (устно).
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
9. Основные виды сложноподчинённых предложений
с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
130. 1) [Мересьев увидел], (как вздрогнул Гвоздев), (как резко он
повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). (Пол.) 2) [Мы бы-
ли на летних каникулах], (когда мать, остававшаяся всё лето в горо-
де, прислала известие), (чтобы мы все приезжали). (Кор.) 3) (Когда
дверь была заперта на ключ), [Арина Петровна приступила к делу],
(по поводу которого был созван семейный совет). (С.-Щ.)
131. I. 1) [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же
пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправ-
ляться). (Повеств ., невоскл ., сложное , сложноподчиненное с дву-
мя придаточными с последовательной связью
; 1 -е , изъяснитель-
ное
, относится к сказуемому главного «не мог узнать » и
присоединено к главному с помощью союзного слова
«когда »; 2 -е ,
определительное
, относится к 1 -му придаточному , к существи-
тельному
«поезд », и прикреплено с помощью союзного слова «с
которым
»; главное двусост ., распр ., полное , 1 -е придаточное
двусост
., распр ., полное , 2 -е односост . безличное , распр ., пол-
ное
.) (Сим.) 2) (Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного
из окон), [ему показалось], (что кто-то, затаившийся в углу, во
тьме, теперь увидит и схватит его). (Фад.) 3) [Кучер Трофим,
|наклонясь к переднему окну|, сказал моему отцу], (что дорога
стала тяжела), (что нам не доехать засветло до Парашина), (что
мы запоздаем). (Повеств ., невоскл ., сложное , сложноподчинен-

В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей?

Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что уже говорить о воскресных обедах всей семьей или коллективном изготовлении елочных украшений.


Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на тему: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестры, братья, дяди, тети и т.д.». Одно из самых популярных определений этого термина гласит: «Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что их объединяет в одно целое, присущее только им, помимо штампов в паспорте.

Это «что-то» и есть семейные традиции. Вспомните, как в детстве любили приезжать к бабушке на лето? Или отмечать дни рождения большой толпой родственников? Или наряжать елку вместе с мамой? Эти воспоминания наполнены теплом и светом.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

Конечно же, это далеко не все «плюсы» семейных традиций. Но даже этого вполне достаточно, чтобы задуматься: а чем живут наши семьи? Возможно, стоит добавить немного интересных традиций?


Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

  • Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
  • Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.
  • Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.
  • Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
  • Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.
  • Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.
  • Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
  • Дни памяти умерших родных и близких.
  • Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. О том, как создать новую традицию, мы поговорим немного позже. А сейчас рассмотрим интересные примеры семейных традиций. Возможно, какая-то из них понравится и вам, и вы захотите ее внедрить в свою семью?


Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?».

Итак, примеры интересных семейных традиций:

  • Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся немногие! Но зато и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!
  • Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
  • Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.
  • Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки. Просто так, без повода и специального художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок.».
  • Вместе с малышней печь коржики на праздник Св. Николая для детей-сирот. Совместные бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и участливее, и вырасти небезразличными людьми.
  • Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.
  • Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное – не повторяться!
  • Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.
  • «Подкладывание» подарков соседям. Оставаясь незамеченными, семья одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!
  • Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные слова и комплименты. Воодушевляет, правда?
  • Приготовление пищи «с любовью». «А ты любовь положил?» «Да, конечно, сейчас положу. Подай, пожалуйста, она в шкафчике!».
  • Праздник на верхней полке. Обычай встречать все праздники в поезде. Весело и в движении!


Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

  1. Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
  2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
  3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
  4. Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

Когда создается новая семья, часто бывает так, что у супругов не совпадают понятия о традициях. Например, в семье жениха заведено все праздники отмечать в кругу многочисленной родни, а невеста встречала эти события только с мамой и папой, а какие-то даты вообще не справлялись. В таком случае, у молодоженов сразу же может назреть конфликт. Что делать в случае разногласий? Совет прост – только компромисс. Обсудите проблему и найдите наиболее подходящее обоим решение. Придумайте новую традицию – уже общую – и все наладится!


В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

Культ семейных традиций в разных странах

В Великобритании важным моментом в воспитании ребенка является цель вырастить истинного англичанина. Детей растят в строгости, учат их сдерживать свои эмоции. На первый взгляд может показаться, что англичане любят своих детей меньше, чем родители в других странах. Но это, конечно же, обманчивое впечатление, ведь они просто привыкли проявлять свою любовь по-другому, не так, как, например, в России или в Италии.

В Японии очень редко можно услышать детский плач – все желания детей до 6 лет сразу же исполняются. Все эти годы мать занимается только воспитанием малыша. Зато потом ребенок идет в школу, где его ждет строгая дисциплина и порядок. Любопытно также то, что под одной крышей обычно живет вся большая семья – и старики, и младенцы.

В Германии существует традиция поздних браков – там редко кто создает семью до тридцати лет. Считается, что до этого времени будущие супруги могут реализоваться на работе, построить карьеру, и уже способны обеспечить семью.

В Италии понятие «семья» всеобъемлющее – в него включаются все родственники, в том числе и самые отдаленные. Важной семейной традицией являются совместные обеды, на которых все общаются, делятся своими новостями, обсуждают насущные проблемы. Интересно, что в выборе зятя или невестки далеко не последнюю роль играет итальянская мама.

Во Франции женщины предпочитают карьеру воспитанию детей, поэтому по истечению совсем недолгого времени после рождения ребенка мама возвращается на работу, а ее чадо направляется в детский сад.

В Америке интересной семейной традицией является привычка с раннего детства приучать детей к жизни в обществе, якобы это поможет их чадам во взрослом возрасте. Поэтому вполне естественно увидеть семьи с маленькими детьми и в кафе, и на вечеринках.

В Мексике культ брака не столь высок. Семьи часто живут без официальной регистрации. А вот мужская дружба там довольно крепка, сообщество мужчин поддерживает друг друга, помогает в решении проблем.


Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

«Любите свою семью, проводите с ней время вместе и будьте счастливы!»
Анна Кутявина для сайта сайт



Похожие статьи
 
Категории