Идеал русской женщины в романе евгений онегин. Татьяны милый идеал

30.03.2019

«Татьяны милый идеал» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выведен женский идеал автора. Его выразителем является Татьяна Ларина, чьим жизненным кредо можно считать слова «но я другому отдана, я буду век ему верна». В этой фразе, на мой взгляд, отражена вся натура героини – чистая, глубоко нравственная, ставящая долг выше своих эмоций, страстей.
Впервые мы встречаемся с Татьяной во второй главе романа. Автор знакомит нас со старшею сестрой Ольги Лариной. Татьяна, по его собственному признанию, гораздо более ему симпатична, чем ее младшая сестра.
С самых первых строк Автор подчеркивает (используя прием отрицания), что его любимая героиня не вписывается в общепринятые каноны красоты. Она наделена просторечным именем («с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей»). Кроме того, она столь ярка и красива, как Ольга. Наоборот, Татьяна «дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива…»
С самого детства героиня отличалась от остальных девочек – она не признавала их игр и занятий, ее не интересовали обычные «девчоночьи глупости»: куклы, моды, балы. Татьяну привлекали необычные вещи:
страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Она предпочитала уединение, общение с природой и самой собой: «Она любила на балконе Предупреждать зари восход…» Автор подчеркивает, что его героиня очень близка к природе и естественному – деревенскому - ходу вещей, укладу жизни. Вся она воплощение гармонии и непосредственности.
Возможно, именно поэтому Татьяна чувствовала себя чужой в родной семье – «Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей…» Она росла и взрослела «сама в себе», под влиянием собственных мыслей и книг, которые ей заменяли беседы с близкими и друзей.
Что же читала эта героиня? В основном, это были французские любовные романы. Там Татьяна находила все – романтическую любовь, героя, которым можно увлечься, бурную и необычную жизнь, отличающуюся от столь чужого ей домашнего быта.
Именно поэтому, мне кажется, познакомившись с Онегиным, она тут же влюбилась в него, ведь Евгений был так не похож на окружающих ее недалеких деревенских женихов. Татьяна сумела разглядеть в герое недюжинный ум, большой потенциал, душевный надлом. Всем этим он был столь близок ее любимым французским героям!
Мы видим, что, влюбившись, Татьяна полностью отдается своему чувству. Все ее мысли, движения души, действия были подчинены одному – Онегину»: «теперь и дни и ночи, И жаркий одинокий сон, Все полно им…»
Поэтому героиня решается на невиданный для своего времени шаг – она первой признается мужчине в любви, написав ему письмо. О чем это говорит? Мне кажется, о силе чувств Татьяны, о ее естественности, о «незашоренности» ее сознания. Эта девушка далека о светских предрассудков – она любит и считает правильным сказать о своей любви.
Важно, что и Онегин оценил шаг девушки. Именно поэтому он отказал ей – герой увидел нравственную чистоту, искренность Татьяны и не захотел воспользоваться чувством такого светлого и чистого существа в корыстных целях:
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Отказ Онегина стал страшным ударом для героини: «Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит!» Но вскоре произошло событие, которое перевернуло ее представление о возлюбленном, дало толчок для нового поворота в ее судьбе.
Онегин убивает на дуэли жениха Ольги – Владимира Ленского, и уезжает из деревни. Волею судеб, в одиночестве и горестных раздумьях, Татьяна попадает в дом Евгения, в его кабинет. Именно здесь ей открывается внутренний мир Онегина. И что же понимает героиня?
Что тот, кого она так боготворила, считала цельной и сильной личностью, во многом подражатель, жертва моды, не герой, а пародия на героя:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, …
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Думаю, эта догадка помогла Татьяне немного освободиться от оков ее чувства, дать согласие поехать в Москву на «ярмарку невест». А чуть позже мы узнаем, что она удачно выходит замуж – за богатого и именитого генерала и превращается в московскую красавицу, настоящую светскую львицу: «Нина мраморной красою Затмить соседку не могла, Хоть ослепительна была».
Именно такой ее вновь встречает Онегин. Он, много передумавший и перестрадавший, кардинально изменившийся, влюбляется в эту красавицу, сумевшую сохранить свою естественность и искренность. Теперь уже Онегин пишет Татьяне письмо с признаниями, однако получает отказ:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В этих словах - вся натура героини, которая честь и долг ставит превыше всего. Никогда она не опустится до измены, никогда не оскорбит этим мужа и себя, даже если ей придется расплачиваться страданиями и слезами.
Таким образом, Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин». Ее, в отличие от Онегина, автор считает идеалом женщины и человека, ни разу не сошедшим с правильного пути, всегда и всюду следовавшим за голосом своей чести, своего нравственного чувства. Именно поэтому Пушкин говорит про нее «Татьяны милый идеал».


Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является самым сложным творением автора. И самым любимым. Автора выдает особое отношение к своим героям: и Татьяна Ларина, и Евгений Онегин очень ему милы. Для А.С.Пушкина Татьяна является неким идеалом русской женщины. Вот этот вопрос и будет нам сегодня интересен.

«Впервые именем таким / Страницы нежные романа / Мы своевольно освятим», - говорит поэт, обращая внимание читателя на то, что эта героиня романа ему очень важна. Как нежно, с любовью вводит А.Пушкин образ Татьяны Лариной в повествование. Он раскрывает основные черты ее характера, так что перед нами предстает «милая Танечка»: простая русская девушка, начитанная, скромная, религиозная, серьезная. Онегин сразу заметил эту девичью простоту. А Татьяна открыла свое сердце: «Пора пришла, она влюбилась». Любовь овладела всем существом Татьяны: «…и дни и ночи, \ …Все полно им». Героиня представляла себе образ возлюбленного: честного, сильного, достойного, - а любовь казалась ей неведомой силой, сжигающей все препятствия на своем пути. Девушка мечтала, гуляя по дорожкам сада, воображала себе героя из французских романов «и Ричардсона, и Руссо», которых прочитала она много. Письмо, которое Татьяна напишет Онегину, тоже навеяно ей «романной любовью».

Особое место в романе А.Пушкин уделил посланию Татьяны к любимому. Оно находится между XXXI и XXXII строфами главы третьей и имеет название «Письмо Татьяны к Онегину». Признание в любви далось нелегко. Татьяна говорит о том, что Евгений - ее избранник: «Нет, никому на свете / Не отдала бы сердца я!» Пламенное чувство живет в ее сердце, и она искренне верит, что Онегин достоин ее чистоты и нежности. Эмоциональность послания автор подчеркивает восклицательными, вопросительными знаками и многоточием.

Что ж делает Татьяна, получив отказ от Онегина? Она смиренно принимает свою долю и продолжает любить, тоскуя и страдая. А.С.Пушкин «страдает» вместе с героиней: «…я так люблю / Татьяну милую мою!» Так и читатель сочувствует Татьяне и разделяет ее печаль. После отъезда Евгения, связанной еще и с гибелью Владимира Ленского, Татьяна попадает в барский дом Онегина, где читает книги из его библиотеки. Ей открывается другой Онегин - безнравственный и сухой. Но любовь Татьяны не меркнет, сердце ее все так же принадлежит ему…

И вот читатель видит Татьяну - светскую модную даму, строгую, всеми уважаемую супругу старого генерала. Видит ее такой и Онегин. Но внешняя сухость и холодность скрывает все те же нежные чувства любви: «Я вас люблю (к чему лукавить?)». Читатель в ожидании развязки - а Татьяна дает Евгению отказ: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».

Идеал русской девушки, женщины воспет А.Пушкиным в образе Татьяны Лариной. И, наверное, читатель понимает, почему автор выбрал такие черты, такие чувства, такой характер для создания своего идеала.

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило в ее душе, ум ее спал.
В.Г. Белинский

В романе «Евгений Онегин» Пушкин демонстрирует не только дворянский уклад жизни, но и вторую менее освещаемую культуру простонародья. Пушкин освещает его быт, нравы, обычаи и фольклор, показывая семью Лариных, а точнее Татьяну.

Образ юной девушки, созданный Александром Сергеевичем, не менее важен, чем образ самого Онегина. Становление Татьяны, ее характера и души, происходило под воздействием мира окружающего ее: простонародной культуры, обычаев, быта, преданий и нравов. Из этого следует, что Пушкин хотел воплотить в ней самые яркие и одновременно самые лучшие черты русской женщины. Татьяна любит природу, но это не обычное поклонение и вознесение природы, в ее чувствах есть отголосок чего-то личного и индивидуального. Все относились к ней по-иному, но Таня - необычная.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Татьяна любит зиму безотчетно. Пушкин отмечает, что его «милый идеал» не похож на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Для нее характерны такие черты, как сдержанность в проявлении чувств, строгость, но ясность и искренность души и взгляда на мир. Кроме того, она способна на «безумные страданья» любви, и, как обнаружится в VIII главе, она склонна к тайной, спрятанной, но не умершей любви. Все эти черты помогают Пушкину показать на почему героине так близка зима. В любви Татьяны к природе нет привычности: каждый раз она воспринимается ей по-новому и оценивается в зависимости от сердечного, душевного состояния. Однако у Татьяны есть вечный неизменный спутник - луна, которая сопровождает ее на всем протяжении романа. Луна озаряет весь путь Татьяны, всю ее жизнь сопутствует ей.

В мире существовали, существуют и будут существовать люди «дневные» и «лунные». «Лунных» делят на 2 категории:

Люди, у которых существует «естественная» близость с луной;
Люди, которые «намеренно» поклоняются, боготворят луну.

Татьяна относится к первой группе, так как помимо естественной любви к ночному светило, она также бледна, как луна. Это подчеркивается тем, что Пушкин часто показывает бледность лица своей героини.

Татьяна погружена в свет своей покровительницы целиком, полностью, привязана к «хладной красе» зимы. Это совместимость всех черт Татьяны создает впечатление гармонии, хоть и печальной, и позволяет автору назвать героиню своим «милым идеалом».

Татьяна росла, воспитывалась в усадьбе своих родителей - помещиков Лариных. Она рано пыталась узнать побольше об окружающем мире, но, видимо, родители и люди старше ее не могли ответить на многочисленные вопросы девочки. И тогда она обратилась к книгам, которым доверяла полностью. У нее просыпается небывалый интерес к романам, которые читает с жадностью, представляя себя героиней то одного, то другого произведения.

Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли все:
Она влюблялась в обманы…

Жизнь, которой жила Татьяна, стала не удовлетворять ее требовательную душу. Читая французские романы, мечтала встретить человека, похожего на Ромео, Дон Жуана. И вот ее мечта сбылась, она встретила Онегина - светлого молодого человека, приехавшего из Петербурга, умного и благородного. Девушка влюбляется в него, но сначала видит в нем только героя романа.

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем…

Татьяна решается на смелый шаг и пишет Онегину любовное послание. Резкий отказ Евгения - неожиданный для Татьяны поворот событий. Но именно этот шоковый отказ, помогает Татьяне понять, что объект ее желаний - не герой ее романа, и далеко не романтический персонаж. По-прежнему питая к Евгению нежные чувства, Ларина не может понять ни одно из его действий.

До глубины души своей
Она проникнута: не может
Никак понять его.

Татьяна находится на распутье: она не может разлюбить естественного Онегина, и в то же время убеждена, что была раньше влюблена в вымышленный образ.

После того, как Евгений отверг любовь Татьяны и на дуэли убил Ленского , девушка, посещая дом любимого, понимает, что человек, которого любила был совсем другим, чем она его себе представляла. Татьяна понимает, что любимый ею образ Онегина был ей самой и придуман. Именно тогда Таня соглашается ехать на «ярмарку невест», но после этого героиня спешит к природе, ищет понимания среди ее красот и естественности:

Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…

В Москве Татьяна выходит замуж. Став княгиней, вместе с титулом она получает уважение и преклонение перед ней «высшего света».

К сожалению, социальные изменения и отказ во взаимных чувствах от горячо любимого человека, не могли не сказаться на Татьяне. Она, как и раньше прелестна, как и раньше в ней жива любовь к Онегину, природе, книгам, родным местам, няне…

… Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

Вновь представшая перед нами Татьяна - княгиня, которой на балах восхищаются все. Она становится образом безупречного вкуса, «верным снимком du comme il faut». Она слишком много и умело играет на публику.

«Беспечная прелесть» - такую роль для себя определила Татьяна. Исполняла она ее безукоризненно, поразительно естественно.

Мы понимаем, что подлинная целостность уже потерянна, прямое и доверчивое проявление чувств исчезло.

Изменения Ззатронули не только душу девушки, но и ее внешность, не зря Онегин едва разглядел в Татьяне «забытые черты».

Но что мы видим? Едва увидев Онегина, Татьяна встрепенулась, хотя виду не подала:

Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило…
Чувства есть, но они спрятаны глубоко в душе девушки.

Душа раскрывается только при личном разговоре с Онегины. Она сказала ему все, что накипело в ее сердце, но даже эти «все» было заключено в рамки светских приличий. Но она не скована приемами «утеснительного сана», почти свободна и преодолевает неловкость неожиданной встречи, которой смущен Евгений. Эта свобода в ограничивающих рамках совершенно поразила Онегина, привела его в оцепенение.

Мы видим, что чувственность и пылкое проявление чувств, характерное для прежней Татьяны, сменилось достаточно холодным самообладанием. Это самообладание не покидает ее и во время визита Онегина. Теперь она, хоть и не полностью, но зависит от мнения света, опасается его. Татьяна - «неприступная богиня» не показывает, что прежние чувства по-прежнему пылают в ее сердце. Но никто, кроме автора и нас, читателей, не видит и не понимает каких внутренних усилий ей это стоит. Одно только появление Онегина заставляет ее меняться. Ее беспечность, наигранная перед обществом, улетучивается, едва она видит Евгения:

Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.

Татьяна по-прежнему любит Евгения, она просто перестала ждать его, разочаровалась в нем.

Последний монолог Татьяны - последний шаг в изучении характеров романа в целом. Первые слова Татьяны очень важны для дальнейшего толкования разговора. Кажется, что раз мы слышим их в обыденной жизни, то они обыкновенные, но, нет, здесь несут определенную символику. Это «довольно» звучит, как призыв очнуться от забытья чувств. Татьяна не скажет: «Я хочу объясниться с вами», - как это сделал Евгений в саду:

Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу.
Татьяна говорит сурово, жестоко:
Довольно: встаньте! Я должна
Вам объясниться откровенно.

Теперь Татьяна стала «равнодушною княгиней», так как свет, видимо, все-таки повлиял на ее характер, ожесточил его. Она говорит: «Я должна вам объясниться откровенно». «Должна», а не «хочу». А все потому, что Татьяна хоть и любит Евгения, но лишена возможности следовать своим чувствам. Теперь в ней есть то, что не подчиненно Онегину - семья, положение в обществе. В Татьяне любовь жива, но она «другому отдана»:

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Это вовсе не риторический вопрос. С недоумением произносит эти слова Татьяна. С недоумение, так как она уже поверила, решила, что Онегин не создан для блаженства. Еще в деревне девушка поняла: «Не может он мне счастье дать». И теперь она судит Онегина по представлениям, которые сложились еще тогда несколько лет назад. В этом ее заблуждении, эта запоздалость «отзыва», ставшая виной Онегина, заставляет Татьяну отвергнуть его.

Начиная объясняться, Татьяна с горечью говорит: «Сегодня очередь моя». Лавры холодного, бессердечного проповедника ее не прельщают. Но ведь она исполняет долг не только перед мужем, обществом, самой собой - перед Онегиным. Ее первое движение в монологе - желание заставить Онегина очнуться от «обидной страсти» вдохновлено любовью. Нет, Татьяна не забыла время, когда она была «влюбленной, бедной и простой», ей дороги «места, где в первый раз» увидела Онегина. Воспоминания живы, Татьяна живет ими, и, может быть, они позволяют ей выжить в «вихре света», а на языке самого поэта - «в мертвящем упоенье света».

Зачем в объяснении Татьяна так сурова с покорным ей Евгением? Зачем отвергает его любовь? Первая причина, наверное, заключается в том, что сердце Татьяны боль от холодного отказа Онегина еще не забыта. Вторая - свет, который Татьяна знает и не сомневается, что общество истолкует его страсть в тонах далеких от благородства. «Высший свет» судит низко, и в вопросах, обращенных к Онегину, звучит возможное мнение «суетной молвы».

Что же ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?..

Эти слова оскорбительны. И не будь они выражены в форме вопроса, Татьяна, по-моему, уже не смогла бы сказать: «я вас люблю» …

Третья причина: Татьяной руководит ошибочное мнение об Онегине. Она ценит его прежнюю холодность больше, чем нынешнее состояние. Складывается ощущение, что Татьяна не видит, что он полностью изменился. Она сама забыла, какой была та Таня, милая Таня. Татьяна теперь далека от себя прежней. Эта отчужденность, отвержение от себя прежней - еще одной препятствие любви. И, наконец, последнее и самое важное:

Я вышла замуж…
… я другому отдана
И буду век ему верна.

Еще в письме Онегину она мечтала стать «верной супругой и добродетельной матерью». Татьяна подчинила свою жизнь дому, обманувшись в счастье. Это подчинение дому делает Татьяну «смиренной» перед судьбой.

Онегин «погребен» под стеной, которую в своей исповеди возводила Татьяна между ними и в конце разрушила одной фразой:

«Я вас люблю (к чему лукавить?) …»

Добившись взаимной любви, Евгений остается одиноким «чудаком», чужим и обществу и самому себе. Он этими последними словами Татьяны поднят на вершину и сброшен в бездну. Его душевные потрясения даны как образы стихийных сил природы:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен,
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

Теперь он поставлен на место Татьяны. Он отвержен. Татьяна Ларина - это первооткрыватель в галерее прекрасных образов русских женщин, созданных писательской мыслью. Она нравственно безупречна и стремится к высоконравственным жизненным целям. Наряду с ней стоят Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обрыв»; героини романов И.С. Тургенева: Наталья из «Руднева», Елена из «Накануне».

В романе «Евгений Онегин» Пушкин не только со-здал образ своего современника, в поэтической форме дал отражение своего века. В каждой строч-ке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев — сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красо-те — красоте не только внешней, но и внутренней, душевной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщи-ны воспеты особенно утонченно. «Милый идеал» Пушкина — его Татьяна — и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или по-вторяешь про себя любимые строчки, всегда не-вольно забываешь о том, что Татьяна Ларина — всего лишь мечта, Пушкинское представление о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, поэта, «одного из самый ум-нейших мужей России». Кажется, что Татьяна — живой реальный человек. И даже в Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина, сохранилась ска-мья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она — мечта самого Пушкина?

Чувствительность, сентиментальность, духов-ная возвышенность, чистота, способность сопе-реживать и понимать то, чего не видят другие, — вот наиболее привлекательные черты Татьяны. Именно тонкий внутренний мир делает Татьяну особенной, неповторимой. Пушкин искусно пи-шет портрет своей любимой героини. В нем нет четкого описания внешнего облика, но зато во всей полноте отражается ее душа:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива...

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Можно цитировать Пушкина дальше, но образ Татьяны все равно останется непостижимым, ма-ло уловимым и таинственным. Душа ее тесно свя-зана с природой. Пейзажи, на фоне которых про-текают события романа, дополняют состояние, чувства героини, прекрасно выражая то, что труд-но передать словами.

Пушкин выделяет Татьяну из окружающего ее дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих его предста-вительниц. Красота природы, постоянное уедине-ние, привычка мыслить самостоятельно, природ-ный ум сформировали внутренний мир ее.

Татьяна романтична и сентиментальна. Ее вле-кут романы, заменяющие ей недостаток духовно-го общения, дают пищу для ее ума и воображе-ния; представление о жизни у Татьяны складыва-ется также под влиянием романов. Для себя она мысленно уже создала своего героя, свой идеал. У него черты Вольмара, Вертера, Грандисона. Он (как и сама Татьяна) неповторим, своеобразен, благороден. Когда пришла пора любви, этому идеалу суждено было воплотиться в Онегине. Что влечет к нему Татьяну? Может быть, независи-мость, непохожесть на всех, кого она знала рань-ше? Трудно сказать, что именно.

Постепенно Онегин, рыцарь в глазах Татьяны, от-крывает лицо человека-скептика, реалиста, не спо-собного к любви (в тот момент). Это мучает ее, она пытается понять своего кумира — и не может.

Письмо Лариной поражает силой чувства, тон-костью ума, полно скромности и искренности. Онегин не разглядел главного в Татьяне: она — одна из тех цельных натур, которые могут любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас».

Дуэль с ее трагическим исходом перевернула жизнь всех героев романа. Евгений, Ольга поки-дают деревню. Все случившееся оставило глубо-кий след в душе Татьяны, повлияло на ее харак-тер и изменило судьбу. Однако любовь ее к Оне-гину не угасла — она жива, но теперь Татьяна поняла, что жить одними чувствами нельзя, не всегда их надо проявлять открыто. Время летит. Татьяна уже «не дитя», и, по настоянию матери, она едет в Москву, где ее сватают за генерала. И Татьяна из «нежной девчонки» превращается в безупречную, изысканную «законодательницу зал». Его гордость, благородство, утонченный вкус — подлинны. А неприступность, равноду-шие и беспечность — это маска, которую вы-нуждена носить пушкинская героиня под давле-нием суровых законов света. Но ее чувства жи-вут, наполняют сердце, хотя глубоко спрятаны, крепко заперты. А в душе она остается прежней Татьяной. Ее сердце рвется назад: в старый дом, в поля, леса, в мир, где она жила, не скры-вая своих чувств, где ей не нужна была маска. Но даже в блестящем и строгом светском окру-жении она до конца не может сдержать свои чувства к Онегину:

Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей...

И все же Татьяна не может освободиться от све-та, несмотря на глубину своих чувств, когда ей «внятно все», когда она разделяет любовь Онеги-на. Она отказывает Онегину. В этом ее трагедия. Трагедия всех героев романа. Они не понимают друг друга, находясь под властью общественных предрассудков.

В чем привлекательность Татьяны? Чем может она нравится? Может быть, тем, что в ней можно найти общие черты с собою? В ней есть неодоли-мая потребность чувствовать, любить, которая встречается теперь все реже и реже. Во многом с ней, наверное, можно не согласиться, но ее чис-тота, неординарность, способность преображать-ся, ее духовность поражают. У нее многому можно научиться, пройдя вместе с ней весь сложный, не-понятный, в чем-то горький путь. Она достойна того, чтобы стать настоящей подругой, с которой всегда жаль расставаться.

Татьяна — решительная русская женщина, кото-рая могла бы последовать за любимым даже в Си-бирь, как это сделали декабристки. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лари-ной Пушкин воплотил черты независимого женско-го характера, но только в области личных, семей-ных, светских отношений. Впоследствии многие русские писатели — Тургенев, Чернышевский, Не-красов — в своих произведениях поставят вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политиче-ской деятельности. У каждого писателя свое пред-ставление о женском идеале. Для Льва Толстого — это Наташа Ростова, для Лермонтова — Вера из «Героя нашего времени», у Пушкина — это Татьяна Ларина.

В нашей действительности облик «милой жен-ственности» приобрел несколько другую канву. Современная женщина более деловая, энергич-ная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность — все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Татьяна - милый идеал

(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его словам, "плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: "И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас".

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять "ветошь маскарада" на сельское уединение. Еў утомляет несносный вздор, который занимает женщину ее круга, она ненавидит волнения.

Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам большого света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и чесность основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем, и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: "Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: "Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой." Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на "ярмарку невест", пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна та решительна русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Л.Толстого это Наташа Ростова, для Лермонтова Вера из "Героя нашего времени", Пушкина Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/



Похожие статьи
 
Категории