Идеологические и эстетические принципы культуры классицизма. Что такое идеология? (Тезисная лекция)

11.10.2019

1. Сущность идеологии, её происхождение.

2. Политическая идеология, её специфика, функции.

3. Национальная и государственная идеология, составные элементы и механизм формирования.

1. Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без своей идеологии. Это относится и к Республике Беларусь. За время десятилетней самостоятельной жизни нашего государства выработана Конституция Республики Беларусь, основные принципы внутренней и внешней политики, а совокупность заложенных в них идей, принципов, идеалов и символов составляет сердцевину государственной идеологии.

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Государство должно иметь устойчивую, независимую от конъюнктуры идеологию, обогащенную историческим опытом народа.

В условиях демократизации общества с одной стороны расширяется плюрализм идеологий, с другой возрастает проблема поиска оснований идентичности. В этих условиях выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов, консолидации его может и должно стать государство. Совокупность идей, представлений и убеждений можно назвать государственной идеологией. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов становится доминирующим в ее формировании. Государственная идеология в демократическом государстве представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства граждан или национальных интересов.

В процессе изучения данной темы мы встретимся с целым рядом терминов, таких как «идеология», «политическая идеология», «государственная идеология», «национальная идея» и др. Их различие и характеристика будет сделана ниже. Термин «идеология» [от греч idea – мысль и logos – слово, понятие] ввёл французский ученый Дестют де Траси в работе «Этюд о способности мыслить» и развил его в работе «Элементы идеологии» (1801– 1815, Т. 1-4). В его понимании идеология есть теория идей, т.е. учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим.

Понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюция идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание. Дестют де Траси и его современники в идеологии видели особую науку, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу таких наук, как политика, педагогика, право.

Всесторонний анализ идеологии как общественного явления провели К.Маркс и Ф.Энгельс. Этой проблеме они посвятили специальный труд «Немецкая идеология (1845–1846 гг.)». Под идеологией они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой философии. Поскольку исходным принципом её является положение, согласно которому мир есть воплощение идей, они назвали её «идеалистической». Это представление они квалифицировали как ложное, извращённое отражение действительности. Данному подходу противопоставили свой, согласно которому мысли, идеи людей представляют собой продукт их материального жизненного процесса. «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7).

Классики марксизма трактовали идеологию как явление классовое, коренящееся в реальных противоречиях антагонистического общества. Следовательно, по их мнению, конкретные классовые интересы обусловливают характер той или иной идеологии.

Применение принципа историзма к изучению духовных явлений, деление идеологий на прогрессивные и реакционные, раскрытие характера их внутренней трансформации привело к анализу процесса возникновения и смены форм идеологий, раскрытию процесса становления буржуазной идеологии, превращения её из прогрессивной в реакционную. Раскрывались элементы прогрессивной общественной роли, которую приобретала буржуазная идеология в ранний период своего утверждения, и доказывался тезис о том, что в последующем она потеряла свою прогрессивную роль и стала тормозом развития. Тем самым марксизм утверждал потребность преодоления ложной и реакционной буржуазной идеологии и создания новой объективной теории общества.

Маркс и Энгельс выдвинули свою теорию как альтернативу буржуазной идеологии идеологическому буржуазному сознанию, называя её научным социализмом, пролетарским мировоззрением. Применительно к своей теории термин «идеология» они не употребляли, так как в их понимании идеология ассоциировалась с ложными, неистинными формами сознания. Однако объективно марксизм следует считать идеологией пролетариата, стремящегося и претендующего на историческую миссию перехода от капитализма к социализму.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, смогли найти научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму, идеологии пролетариата. В СССР марксистско-ленинская идеология была принята как официальная государственная идеология. Классический марксизм был возникшей в конкретно-исторических условиях середины XIX в. философской, социально-экономической и социологической теорией, с особыми претензиями на объективность, научность, исключительность, что и привело в дальнейшем на практике к абсолютизации целого ряда идей и взглядов.

Значительный вклад в разработку понятия идеологи внёс немецкий социолог Карл Манхейм. В своей книге «Идеология и утопия», вышедшей в 1929 г. Он анализирует сущность идеологии, пытается создать концепцию, объясняющую специфику отражения социальной действительности. К. Манхейм считает, что предпосылкой возникновения идеологии является ощущение недоверия и подозрения, которое человек на каждой данной стадии исторического развития обычно испытывает по отношению к своему противнику.

К. Манхейм признавал марксово положение о зависимости сознания от их бытия, системы воззрений, т.е. идеологии от реальных общественных, прежде всего экономических отношений. Вместе с тем он считал, что взгляды различных социальных групп продиктованы их непосредственными интересами. По его мнению, история общественной мысли – это столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», т.е. заведомо искажённым и неполным отражением социальной действительности. Следовательно, любая идеология представляет собой взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус‑кво, и поэтому она есть апология (защита) существующего общественного порядка. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят столь же необъективные и пристрастные взгляды обездоленных социальных слоёв, суть содержания которых есть обоснование необходимости уничтожения существующего порядка. Их представления К. Манхейм обозначает не как идеологию, а как утопию.

В настоящее время утвердилось понимание идеологии как формы выражения противостоящих социальных групп и общностей. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В таком контексте идеология включает в себя миропонимание, лозунги и директивы деятельности, связанные с условиями жизни и практическими устремлениями определённых общностей людей.

Представление об идеологии сложилось ещё в древности, начиная с мифологических систем и религиозных учений, ибо в них осознавалось и оценивалось отношение людей к действительности и друг к другу. В дальнейшем представление об идеологии сложилось в форму систематизированных, логически взаимосвязанных идей и представлений, классическими образцами которых стали либерализм, консерватизм и социализм.

С момента появления идеологии существовали различные представления о её роли. Однако при всех расхождениях взгляды на идеологию различные теоретики ни К. Манхейм, ни Р. Михельс, ни Г. Моска, ни В. Парето не отрицали того общего, что идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом. При помощи идеологии вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей. Это означает, что идеология выполняет целеполагающую , интегрирующую и мобилизующую функции (хотя в различных источниках называют до 6–7 функций), посему она играет важнейшую роль в жизни общества.

Следовательно, идеология является таким социальным инструментом , без которого невозможно функционирование государства. В современных условиях всякая социальная деятельность предполагает в качестве предпосылок определённые представления людей о существующих условиях жизни, осознание ими неудовлетворённых потребностей и интересов, целей и устремлений, обоснование выбора необходимых для ее достижения средств. Без этого любые социальные действия бессмысленны и вряд ли возможны. Идеология закрепляет усилия людей по созданию предпосылок своей деятельности, придаёт необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и общностей. Если индивиды и их группы свободны от каких бы то ни было идейных представлений, то они и не являются социальными субъектами. Таковыми они становятся по мере превращения в носителей определённых воззрений. Неслучайно К. Маркс писал, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.422).

Как форма сознания идеология сложна. Претендуя на систематизированное изложение своего содержания, идеология по сути не обладает собственной системой понятий, пользуется понятиями всех гуманитарных наук. Любая идеология представляет собой совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных идей, взглядов, представлений, носителями которых выступают отдельные индивиды, социальные группы и общности, содержание которых отвечает их интересам. Поэтому в отличие от других форм общественного сознания содержание идеологии разнородно, иногда создаёт впечатление эклектичности, несогласованности её элементов.

Идеология всегда представляет определённую систему взглядов и идей, в которой осознаётся и оценивается отношение людей к социальной действительности и друг к другу. Поэтому внешними формами её выражения выступают социально-политические доктрины, учения и концепции . Причём идеология может быть зафиксирована в виде одного систематизированного учения (мировые религии, марксизм) или может быть рассеяна в виде многообразных текстов. Между ними могут возникать смешанные варианты.

Идеологии присущи определённые внутренние закономерности собственного развития. Всякая идеологическая конструкция возникает на основе использования понятий и идей, которые существовали в других формах сознания (в религии, науке, искусстве) и будучи оформленной в виде теоретической концепции начинает своё самостоятельное развитие. Такую развивающуюся на протяжении более или менее длительного исторического времени совокупность идей называют идейным течением.

Особенность идеологии как формы сознания состоит в тесной связи её содержания с интересами определённых социальных групп и общностей. Поэтому выделяют её виды: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, пролетарскую и мелкобуржуазную; а также с другой стороны: национальную, государственную, партийную, политическую, официальную, оппозиционную и др. По сферам социальной жизни идеология классифицируется на гуманитарную, экономическую, социальную. Также существуют и другие виды классификаций.

Можно сделать вывод о том, что каждый социальный субъект пытается представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов всего общества: точное или искажённое, объективное или субъективное, но – общество в целом. Причём это в равной мере относится как к восходящим, прогрессивным социальным субъектам, так и к нисходящим, реакционным субъектам политики. На самом деле, согласно К. Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей в обществе системой идей, идеалов и ценностей.

2. Политическая идеология представляет собой один из её видов , имеет свою специфику . Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации, общества – осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Или иначе, это система идей и представлений, оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть или её использование с целью реализации своих интересов.

Специфика политической идеологии состоит в том, что содержание той или иной идеологии зависит от интересов социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Ибо это упорядоченная система представлений о существующей действительности или её изменениях с точки зрения определённой группы, общности. Поэтому её может отличать предвзятость, субъективность оценок действительности.

По мнению Л.С. Санистебана, при анализе содержания любой идеологии следует выделять два плана: явный и скрытый. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами. После установления явной стороны в содержании идеологии следует вскрыть неявную, скрытую сторону. Иначе говоря, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает, защищает данная идеология.

Поскольку политические идеологии внутренне противоречивы, это может быть причиной расхождения в понимании их содержания. Посему иногда на основе одной и той же идеологии могут возникать противоположные политические движения, например, социал-демократия и коммунизм.

Политическая идеология как форма общественного сознания выполняет следующие социальные функции.

Ориентационная функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

Амортизационная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) – возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп. Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.

Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.

Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней политической идеологии.

Уровни политической идеологии:

· теоретический, концептуальный уровень;

· программно-политический уровень;

· актуализированный уровень.

Теоретический, концептуальный уровень – наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.

Программно-политический уровень – на нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требование этого уровня – максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия.

Актуализированный уровень – позволяет элите (через изучение общественного мнения) определить степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их политическое поведение.

Существуют нравственные потребности в оправдании деятельности субъектов политических отношений, а политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершающими определённые политические действия. Поэтому все идейно-политические учения апеллируют к ценностям общества, пытаются представить соответствующие политические действия таким образом, что они направлены на реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие предстаёт уже не как произвольное выражение чьих-то интересов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и иных принципов.

Следует отметить, что все идеологии связаны с интересами различных социальных групп, которые их разделяют. Поэтому, защищая те или иные положения, они могут искажать действительность. Это ограничивает познавательную функцию идеологии. Недостаточно выдвинуть самые правильные, самые обоснованные идеи, важно их реализовать на практике. А социально-политическая реальность к этому не всегда готова.

Специфика идеологии заключается в том, что она ориентирована на выражение коренных материальных интересов значимого социального субъекта . А это прежде всего интересы экономические и политические. Это – интересы власти, стремление занимать доминирующую роль в каком-либо социальном слое, классе, обществе, государстве и т.д. Это также тесно связанные с властью интересы финансово-экономические, достижения богатства, материального благополучия. Значит, целью любой идеологии, её нервом является экономическая заинтересованность, властно-финансовая, политическая сущность. Важнейший объект и интерес всякой идеологии – государственная власть, финансово-экономическое могущество. Цели могут быть глобальными или локальными (в масштабе системы, государства, отношений различных социальных групп), а сущность та же – притязания на экономическую и политическую власть.

3. Нации как государственно организованные сообщества людей выступают как один из основных субъектов политических отношений. Следовательно, они также являются носителями определённых философских, экономических, политических, правовых, этических и религиозных идей, в которых они осознают себя как целостность, своё положение в окружающем мире, свои интересы как единого целого и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ вырабатывает определённую сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией .

Доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл исторического сознания, называют национальной идеей . Содержанием национальной идеи являются ответы на вопросы, касающиеся смысла жизни: историческая судьба народа, его история, место в мире, цель существования, историческая культурная миссия, отношения с соседями и т.д.

Нациями не рождаются, а становятся. Свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл бытия. С одной стороны, она есть самосознание, самоидентификация нации, а с другой – её послание миру о своём бытии, о своих интересах и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея вырастает естественным образом из совокупности национальных черт и ценностей определённого народа.

Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретно-исторических условиях, развивается и формируется вместе с восстановлением и развитием самой нации. В различных исторических условиях, от эпохи к эпохе национальная идеология может видоизменяться, менять своё содержание и форму. Но при этом в содержании национальной идеологии сохраняется её генетическая основа, т.е. базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или её ассимиляции с другой национальной общностью.

Поскольку выразителем и основным инструментом реализации интересов любого народа является его государство, то образующую национальную идеологию, совокупность идей, представлений, убеждений, устремлений можно назвать также государственной идеологией или идеологией данного государства. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и государственной политики. Государство как форма самоорганизации в единое целое определённого сообщества людей с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. А если совокупность идей противоречит коренным интересам данной нации, она не может являться национальной и, соответственно, государственной идеологией.

Используется также и понятие «национально-государственная идеология». Государственно организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединить народ или народы во имя будущего, во имя цели. Без идеологии государство не состоятельно. Разрушение идеологии приводит к разрушению самого государства. Примером является печальный опыт СССР. Идея идеологизации, которая внедрялась в общественное сознание средствами массовой информации в условиях перестройки, привела к разрушению самого государства.

Хорошо сформулированная государственная идеология способствует эффективному развитию государства. Сенека сравнивал государство с кораблём: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра». Отсутствие государственной идеологии, которая консолидирует и сплачивает народ, отрицательно сказывается на развитии различных сфер жизни и общественной психики.

Не следует отказываться от понятия «государственная идеология» на том основании, что это понятие может быть связано с идеологией правящего правительства. Во многих демократических странах одна партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на фундаментальные ценности, разделяемые данным обществом. Та сила, которая совершит покушение на это, неизбежно утратит статус национальной и уйдёт с политической арены.

Государственная идеология – сложное образование. В качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.

Культурно-историческая составляющая государственной идеологии – это совокупность устоявшихся идей и представлений о происхождении и формировании данного народа, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытной общности, нации, а также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических и национально-культурных особенностей в контексте развития мировой цивилизации в целом.

Политическая составляющая государственной идеологии – это комплекс идей и представлений данного народа об условиях становления и особенностях институтов государственной власти, о сущности политической системы страны, о путях её дальнейшего развития. Сюда входят представления о характере социально-политического строя страны, целях и путях модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизни народа, а также совокупность идей о месте и роли народа в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии – это весь комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Это представления народа об особенностях организации экономической жизни страны, его отношении к различным видам собственности, формам хозяйствования, распределению национального богатства и т.д. Это идеи и представления о месте и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Социогуманитарная составляющая государственной идеологии – это комплекс, осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека. Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Каждое государство имеет свои подходы в регулировании семейных отношений, нравственных норм и т.д.

Государственная идеология имеет несколько уровней: высший, средний и низший.

Высший уровень государственной идеологии составляют литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, имеющие научный характер.

Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это Конституция страны как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Низший уровень государственной идеологии – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии – политическая символик, книги, статьи, лекции, художественная литература, аудио- и видеопродукция, произведения искусства, вузовские лекции, школьные уроки и т.д. Распространение идеологии связано с проблемой сохранения её подлинного содержания, ибо в процессе усвоения может теряться её подлинный смысл.

На массовом уровне неизбежно упрощение идеологии, однако это не является препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных слоёв населения. Политические символы широко используются в пропаганде национально-государственной идеологии. Назначение символов состоит в том, чтобы, отражая в сознание реальность, обеспечивать связь между этой реальностью и воспринимающим субъектом. Политическая символика закрепляет и пропагандирует существенные аспекты национально-государственной жизни. К государственным символам обычно относят флаг, герб и гимн государства (в Республике Беларусь это – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн).

К атрибутам государственности могут относиться явления знакового характера, указывающие на существенные аспекты жизнедеятельности государства, народа. К ним относятся исторические даты, политические ритуалы, архитектурные сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, денежные знаки, политическая топонимика, национальные и политические деятели.

Политическими символами могут являться понятия, которые выражают национально-государственную идеологию: идеал, девиз, проект, лозунг; призыв, афиша, пароль, плакат, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентёр. Все они имеют широкую практику употребления в политической жизни.

Как осуществляется механизм государственной идеологии? Производством политических идей занимаются не только отдельные лица, но и организации и учреждения. Итак, совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии.

Существуют два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. В СССР и других странах бывшего социалистического лагеря существовал централизованный аппарат, сеть специализированных идеологических центров. Но поскольку всё это происходило под давлением сверху и жёстко навязывалось, этот механизм встречал сопротивление со стороны значительной части населения.

Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Распространением политических идей занимались там кроме органов власти университеты, исследовательские центры, общественные фонды, партии, движения, газеты, журналы, издательства и т.д. В качестве идеологов обычно выступают советники в органах власти, сотрудники секретных служб, писатели, журналисты, политики, политологи, философы, историки, социологи и т.д. Эти люди образуют связную идеологическую среду, – как отмечает А. Зиновьев. – Они делают отбор, систематизацию идей и учений, издают и переиздают сочинения определённых авторов, готовят справочники, учебники. Действуют весьма согласованно, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, становиться известными (см. Зиновьева А.А. «На пути к сверхобществу. М., 2000»).

Российский академик Н.Н. Моисеев подчёркивает возрастающую ответственность интеллигенции за судьбы общества: «И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьёзное влияние на судьбу страны и помогло сформулировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определённого видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными». [Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Социально-гуманитарные знания, 1999, №4, с.173–174]

В литературе высказывается мысль о том, что производством идей, их обновлением должны заниматься сотрудники аппарата власти, научно-исследовательские центры, преподаватели вузов, работники средств массовой информации, учреждений культуры. Становление гражданского общества невозможно без согласования индивидуальных, групповых и общих интересов, их баланса. Государственная идеология должна быть концентрированным выражением мнений большинства членов сообщества на основе плюрализма мировоззрений, а правительство должно заботиться о реализации коренных интересов нации в целом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Научное представление об идеологии сформировалось не сразу, а постепенно, начиная с идеологических систем и религиозных учений в процессе освоения людьми социальной действительности и развития самого общества, научных представлений о нем.

2. Идеология может играть в обществе различные роли, присущие ей определенные внутренние закономерности. Политическая идеология как форма общественного сознания выполняет важнейшие функции в развитии общества.

3. Национальная идеология в конкретных исторических условиях может становиться доктриной государственной власти и государственной политики.

Идеология - это, безусловно, духовное образование, ввиду того что в рамках своего содержания постоянно выходит за пределы повседневного опыта. Однако сформированная и действующая идеология общества имеет преимущественно практическое назначение, ввиду чего она сплачивает людей, которые разделяют ее положения, а также определяет мотивацию их дел, поступков.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Существует достаточно много трактовок данного термина.

  1. Согласно социологу К. Марксу, идеология - это ложное сознание, которое выражает особые интересы соответствующего класса, выдающиеся за общественное мнение.
  2. Социолог К. Маннгейм трактовал рассматриваемое понятие как искаженное, неправильное отражение действительности в рамках социума, которое выражает интересы конкретных классов либо групп, стремящихся сохранить устоявшийся порядок вещей.
  3. Социолог А. Гоулднер считал, что идеология - это результат социально-культурных изменений, которые связаны с кризисом классических способов общественного воспроизводства, а также формированием нового вида рациональности именно европейских обществ.

История идеологии

Основные формы политсознания - политическая психология и идеология, среди которых возрастающая роль принадлежит второй форме. Согласно древнегреческой трактовке, идеология - это «учение об идеях», так как состоит из двух корней: «идея», «логос». Данный термин первоначально употреблялся в трудах Платона. В его творчестве сочетались глубокий интерес к общественным отношениям и философский идеализм. Важное значение имеет именно первый корень, который применялся древнегреческими мыслителями и послужил этимологическим обозначением новейшей области знания, а именно идеологии. Впоследствии он применялся для характеристики и социальной жизни в виде ее феномена и элемента сознания социума.

Понятие «идея» появилось в качестве характеристики бытия для обозначения преимущественно нематериального мира. Помимо этого, с самого начала введения данного понятия в научную сферу это был своего рода символ противопоставления явления и сущности, материального и идеального, который сохранился в рамках научного мира и по сей день. Идеология - это результат роста научного знания, в частности его социальной направленности. Несмотря на то что она вместе с социальными науками продолжает развиваться в оппозиции к последним, обе сферы появляются из-за кризиса «устаревших режимов», а также основанных ими различных систем авторитетов. Изменение традиционного социума приводит к возникновению новых выражений и новых способов их объяснения, новых интерпретаций общественной жизни и соответствующих проектов ее трансформации.

Как и религия, идеология обращает пристальное внимание на повседневную жизнь, стремится, так сказать, к примирению существующих миров. К идеологии обращались общественные организации в рамках защиты рационально обоснованных, публичных проектов перестройки социума, опираясь при этом на разум и очевидность. В связи с этим идеология знаменует появление нового способа политдискурса (принципов, согласно которым реальность представляется и классифицируется относительно определенных временных периодов), призывающего к действию, однако не являющегося его оправданием посредством привлечения традиции либо авторитета, либо исключительно эмоциональной риторики. Но все же идеология тесно взаимосвязана с формированием нацидеи и национального государства. На протяжении последних нескольких столетий они стимулировали и дополняли друг друга.

Большинство политических событий периода назревания, проведения Великой французской буржуазной революции основывались на динамичных и радикальных изменениях и в практической жизни, и в сознании французского социума. Этот феномен заинтересовал многих французских ученых сферой общественного сознания в качестве возможности управления социумом посредством идей. В 1796 году французский ученый А. Д. де Траси применил термин «идеология» в одном из своих трудов («Этюд о способности мыслить») для характеристики науки об идеях. Впоследствии он развил данное понятие в рамках многотомного сочинения под названием «Элементы идеологии». Ученый обосновывает это стремлением крупных собственников присвоить государственную власть, воспользовавшись услугами выдающихся ученых и литераторов, сумевших настроить мнение общества против существующего в те времена режима. С того момента во многих общественных науках появились разного рода взгляды относительно данного социально-политического явления, но все же большинство исследователей придерживались мнения касаемо представления о содержании и значимости идеологии в качестве политического инструмента, который способен вырабатывать конкретные цели непосредственно политического развития, а также сплачивать людей, объединять их политическую энергию, обеспечивать укрепление и, как следствие, играть существенную роль в общественной жизни.

Типология идеологий

В XIX веке были следующие основные идеологии.

  1. Либеральная (в рамках классического либерализма это религиозно-светская идеология: сосуществование религиозно-протестантских ценностей и светских либерально-просветительских; а неолиберализма - только светская: идея приватизации госсобственности).
  2. Консервативная (представления незыблемости существующих традиций прошлого).
  3. Социал-демократическая (коммунистическая идеология: теоретически сформированная узкая система мировоззрений).
  4. Националистическая (фашизм: гипертрофированное проявление глубоких националистических чувств).

Идеология государства и политики: определение

Соотношение этих двух явлений - важнейший вопрос в рамках философско-теоретического аспекта. Данная значимость обусловлена необходимостью выявления сущности отличий между такими понятиями, как «идеология государства» и «политическая идеология».

Будет правильным их разграничить по содержанию. Так, идеологическая работа всех политических партий, которые стремятся к власти, и государственная идеологическая деятельность - это совершенно разные явления (виды политической деятельности). У них разные цели, задачи, масштабы и даже применяемые средства.

Во-первых, государственная идеология и политика - качественно отличные социальные феномены касательно своей сути. Первая - программа жизнедеятельности конкретного государства в текущей и долгосрочной перспективе, а вторая - специфическая форма отвлеченно-логического мышления в рамках определенной темы (система идей и представлений, которые выражают интересы, идеалы и мировоззрение социальной общности, сгруппированной политической партией, цель которой - завоевание либо сохранение политической власти).

Их отличительные особенности

Как уже стало понятно, эти идеологии преследуют разные цели. Так, государственная идеология направлена на решение задач упрощения сложившихся властных отношений, а политическая - на завоевание власти.

Также государственная идеология и политика обладают принципиально разными носителями (субъектами). В первом случае - конкретное государство либо нация в качестве подавляющей части его граждан, а во втором - только часть государства либо нации.

Что касается механизма функционирования данных идеологий, то можно говорить о том, что государственная идеология воплощается в жизнь посредством мощной разветвленной системы разнообразных государственных учреждений и же идеология пока лишена таких мощных средств распространения своих идеалов, ценностей и идей. Однако данное состояние дел может кардинально измениться, ввиду того что политическая партия, которая руководствуется определенной доктриной, способна достичь желаемой политической власти либо мирным путем, либо посредством революции (в качестве государственной идеологии). К примеру, такая идеология, как официальная народность (самодержавие-православие-народность), выступившая в ХІХ в. как идеология России (Российского государства), не сумела противостоять напору социал-демократической и была вынуждена отойти в сторону.

Еще одной отличительной особенностью рассматриваемых понятий выступает критерий идейного истока: государственная идеология тесно привязана к определенному государству либо нации и основывается на ее устоях и традициях (этим обеспечена ее устойчивость), а политическая пересекает госграницы (к примеру, социал-демократическая, либеральная идеология и т. п.). Они имеют возможность теоретически и материально воздействовать извне (идеология разрабатывается теоретиками конкретного государства, а вот ее реализация производится за его пределами).

Можно обратиться и к историческим посылкам данных идеологий. Здесь картина следующая: государственная идеология складывается в ходе его возникновения в качестве религиозного сознания (преимущественно на самых ранних стадиях развития государства), а политическая разрабатывается уже на более высоком уровне социального развития (когда на политарену выходят мощные социальные классы).

Но стоит уточнить, что эти идеологии не следует разграничивать на все 100%, так как они органично взаимосвязаны и выступают в роли диалектического тождества противоположных сторон жизни общества.

Взаимосвязь правовой идеологии и политики

Известно, что право и государство тесно взаимосвязаны и генетически, и функционально, и субстанционально, что обосновывается наличием общего знаменателя - политической власти (она материализуется посредством создаваемых ее законов).

Согласно саратовскому ученому А. В. Малько, правовая политика - системная, последовательная и научно обоснованная деятельность как государственных, так и муниципальных органов, направленная на создание эффективного механизма регулирования (правового), а также на цивилизационное применение юридических средств для достижения намеченных целей.

Он также выделил ее характерные черты:

  • взаимосвязь с деятельностью юридической направленности;
  • разнообразие (уголовная, семейно-брачная, конституционная, финансовая и др.);
  • способность управлять сложными процессами правовой эволюции конкретной страны с повышением при этом организованности и упорядоченности юридической составляющей жизни.

По мнению А. П. Коробовой, необходимо четко разграничить такие понятия, как «правовая политика» и «правовая идеология», ведь в противном случае, если интерпретировать правовую политику как комплекс идей, то ее невозможно будет отличить от правовой идеологии.

Многие согласны с мнением С. С. Алексеева по поводу степени соотношения рассматриваемых понятий. Правовая мировоззренческая идеология - самое близкое основание политики в этой области. Итак, можно сказать, что правовая идеология - идея, программа, макет государственной юридической деятельности, а правовая политика - юридическая деятельность сама по себе (ее непосредственная, грубая форма). Первое понятие предшествует второму.

Общественная составляющая идеологии

Специфика рассматриваемого явления - ее возникновение на базе уже существующих в социуме экономических отношений с отражением действительности через так называемую призму данных отношений.

В рамках классового общества экономические отношения являются классовыми интересами, ввиду чего особенность идеологии - ее представление в виде отражения действительности через всю ту же призму интересов конкретных классов, систем их взглядов, идей.

Идеология - самосознание классов, теоретическое оружие (это основная социальная функция). Если говорить о ней с точки зрения эксплуатационных классов, ее теории оправдывали угнетение, социальную несправедливость. А в рамках рабочего класса она служила деятельности по его освобождению в частности и общества в целом от угнетения и эксплуатации, а также по выстраиванию коммунистического общества. В первом случае идеология носит иллюзорный характер, а во втором - научный (марксизм-ленинизм).

Условия формирования данного явления

Общественно-историческая практика доказывает то, что формирование идеологии подразумевает наличие двух условий:

  • наличие конкретной объективной картины (познанные идеологом и наукой объективные закономерности социума и природы);
  • должна присутствовать идеальная, субъективная причина, некоторая устойчивость, значимая тенденция социальной психологии.

В ситуации, когда социальная идеология возникает беспричинно (не отображая значимую тенденцию социальной психологии), то она - «глас вопиющего в пустыне». Не важно, какие идеология сулит блага людям, все равно она останется им не нужной. И наоборот, каждая идеология, которая оказывает влияние на общественную жизнь, всегда имеет определенную причину.

В истории были случаи, когда общественная идеология возникала без необходимых на то условий (без научной поддержки и общественных законов). Тогда она не признается идеологией по своей сути, а является утопией либо определенной религией, не может выступать в качестве материально содержательной, непосредственной, продуктивной цели людей. Однако идеология может иметь обширную духовную либо этическую ценность, выступая в качестве отдаленной, телеологической цели, ввиду чего она все же может приковывать к себе внимание, умы и души многих людей.

Рассматриваемое явление в рамках современности

Многие современные идеологии (политические) состоят из тех, которые развиваются по пути радикальных традиций. Они считают необходимым коренные перемены в политическом и общественном строе. Принято разграничивать радикализм на правый и левый. Первый - преимущественно в форме фашистского движения.

На сегодняшний день сформировалось двойственное восприятие такого явления, как «фашизм». Одни считают его конкретной формой политической идеологии, сложившейся в Италии, Испании, Германии в 20-е гг. XX века и выступающей в качестве средства выхода данных стран из тяжкого послевоенного кризиса, а другие - бессодержательной идеологией, возникающей в местах, где политсилы нацелены на подавление демократии, захват власти.

Центральное место в фашистской идеологии занимают идеи касательно воинской экспансии, расизма, антикоммунизма, шовинизма, применения радикальных мер против всех трудящихся и рабочего класса, широкого распространения государственно-монополистических приемов и методов регулирования экономики и политики, демагогии для укрепления позиций фашистских организаций и партий.

Российская идеология будущего

Многие эксперты считают, что основными условиями и факторами ее формирования выступают перечисленные ниже.

  1. Уход от приоритетности политических целей. Понимание идеологии в качестве системы ценностей, намеченных государственных установок, влияющих на этический комфорт, ментальность, духовное здоровье, межличностные отношения, позитивные настроения в обществе.
  2. Утверждение системы грамотных ценностно-целевых установок, ориентированных на объединение социума по приоритетному принципу «за» независимо от конфессиональных, стратово-классовых, политических, этнокультурных, гендерных взглядов и различий относительно процветания России.
  3. Обращение к бесценному историческому опыту касаемо обеспечения развития и взаимосвязи культурной самобытности именно коренных российских этносов в единой общероссийской культуре.
  4. Подробное исследование с последующим учетом традиционных интересов, глобальных притязаний нашей цивилизации в виде хронологической иерархии для обеспечения нацбезопасности и государственного лидерства на мировой арене.
  5. Активное позиционирование необходимости и важности России для всего мирового сообщества в виде крепкого «моста» между Востоком и Западом.

Национальная идеология современности должна стать базой для разрабатываемой сегодня Национальной доктрины российского развития в перспективе. Но предварительно стоит окончательно определиться в вопросах роли и места России в рамках мирового сообщества.

Лекция 15. Политические идеологии

1. Понятие, структура и функции идеологии

2. Либерализм

3. Консерватизм

4. Коммунизм. Социализм. Социал-демократизм.

5. Анархизм

Термин «идеология » ввел французский учёный Антуан де Траси (1754-1836 гг.), который определял идеологию как учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики и этики. Именно так поначалу и понималась идеология – как наука об идеях, управляющих поведением людей (idea – идея и logos – слово, понятие, знание). Однако очень скоро идеологию стали понимать как «иллюзорное, ложное сознание» (К.Маркс), как совокупность «ловких демагогических ухищрений» (В.Парето), как «способ добровольной мистификации» (К.Манхейм), призванный манипулировать общественным сознанием в угоду правящего класса. Именно этим пониманием идеологии руководствовались сторонники так называемой «деидеологизации» общественного сознания в период перестройки 1985-1991 гг. Однако очень скоро стало ясно, что избавиться от идеологии невозможно в принципе. На место свергнутой идеологии тотчас же появляется другая идеология. Человеческое общество не может жить без той или иной идеологии, которая составляет, согласно определению, приведённому Н.М.Канашевич, «теоретически систематизированную совокупность социально-политических идей, в которой отражается и выражается самосознание определённых социальных субъектов – классов, групп, партий, общественных движений – их отношение к той или иной стороне действительности (взгляды, интересы, потребности, цели, намерения, умонастроения)». Не можем не привести очень удачное, на наш взгляд, определение идеологии, оглашённое Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на встрече с руководящими работниками республиканских и местных государственных органов в 2003 году: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям». Таким образом, идеология представляет собой систему идеалов, ценностных предпочтений людей в сфере политических отношений. И в этом контексте идеология оказывается чрезвычайно важным фактором, определяющим политическое поведение людей.

Идеология, являясь элементом общественного сознания, иерархически структурирована на следующие уровни.

Уровень научных концепций, системно описывающих социально-политические идеалы и ценности общества и отдельных социальных групп, слоёв и классов.

Уровень программ политических партий, в которых формулируются конкретные политические установки и требования тех или иных социальных образований.


Деятельностный уровень, проявляющийся в конкретных фактах социо-нормативного поведенческого и символического воплощения господствующей идеологии в жизни общества и его отдельных членов.

Идеологическая сфера общества структурирована также и по социальным слоям и классам. Можно смело говорить о том, что каждый социальный класс и каждый социальный слой имеет свою собственную идеологию, отражающую его специфические интересы, цели, идеалы, а также понимание того, каким образом следует эти идеалы достигать. Различия между классовыми или сословными идеологиями могут быть существенными, вплоть до антагонистической непримиримости, а могут быть и незначительными, только в деталях. Конституция Республики Беларусь постулирует равноправие всех идеологий. Однако на деле доминирует какая-то одна идеология, получающая статус государственной в той или иной стране.

Идеология каждой страны имеет свою национальную специфику, обретая государственную форму. Однако содержание любой идеологии социально-классовое и потому может быть надгосударственным. Идеологии не имеют национально-государственных границ. Об этом свидетельствует существование международных альянсов на идеологической основе: партийных, например, Социалистический интернационал, религиозно-конфессиональных и политических, например, НАТО или в своё время Варшавский договор. Как об идеологии всемирного масштаба можно говорить о концепции общечеловеческих ценностей. Таким образом, как мы видим, идеологическая сфера имеет очень сложную структуру.

В любом современном обществе идеологии придаётся огромное значение. Это и понятно, поскольку идеология выполняет целый ряд чрезвычайно важных общественных функций. Перечислим основные.

Идеология выполняет важную функцию легитимизации правящего субъекта власти и политического режима в целом, объясняя, обосновывая и оправдывая его перед современниками и потомками.

Консолидирующая и мобилизирующая функции идеологии проявляются в том, что она сплачивает народ единым пониманием цели общественного развития, а также мобилизирует массы на согласованное политическое действие единством средств достижения этой цели. Дело не меняет даже то, что реально эти социально-политические идеалы выражают интересы лишь части общества, зачастую очень небольшой. Государственная идеология придаёт им статус важнейших общественных ценностей.

Социо-нормативная функция идеологии имеет своим результатом создание системы социальных норм, определяющих поведение индивидов как в сфере политических отношений, так и в иных сферах человеческой жизнедеятельности, включая и приватную.

Идеология выполняет конструктивную функцию тогда, когда создаёт новую или укрепляет старую систему ценностей.

Идеология становится деструктивной силой тогда, когда является средством критики существующего режима с позиций контрэлиты ради установления нового политического строя. Ясно, что обе последние функции взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Социально-психологическая, или “терапевтическая” функция идеологии выражается в предоставлении индивиду смысложизненных основ его существования, в оправдании бытовых или моральных трудностей. В этом смысле идеология выполняет те же функции, что и религия, создавая человеку психологический комфорт при наличии реальных проблем.

Таковы сущность, структура и основные функции идеологии как таковой. А теперь присмотримся повнимательнее к базовым идеологическим концепциям.

К лассицизм так же, как и барокко, - реакция на крушение идеалов Возрождения. Если человек-творец превращается в монстра, сметающего все на пути к своей творческой цели, - следует ограничить его волю. Барокко ищет это ограничение в воле Творца, классицизм - в воле государства. Барокко стремится познать истину через смирение перед Господом и мистическое откровение, классицизм - через служение государству и строгое повиновение государственному закону. Барокко воспринимает культуру и философию античности сквозь призму средневекового христианского мистицизма, отождествлявшего Платона и Вергилия с предтечами Христа, угадавшими, предчувствовавшими основы его учения. Классицизм возвращается к формализованному, рационалистическому восприятию античности в качестве свода норм и правил, свойственных представителям ученой драматургии раннего Возрождения. Философ, ставший духовным лидером новой, рационалистической эпохи, - Декарт: “Я мыслю, следовательно, я существую”.

Классицизм к началу 30-х годов XVII века казался во Франции предпочтительным как для художников, так и для власти. Жестокая неорганизованная стихия пьес А. Арди и его менее плодовитых и одаренных собратьев, отсутствие у них внутренней задачи, вкусовая непритязательность пьес маньеризма стали претить взыскательной публике и взыскательным поэтам. Они соскучились по идейности и строгости формы. И эти настроения помогли им на некоторое время объединиться вокруг идей власти.

Но говорить об этом ученикам пока рано. На этом уроке они сами познакомятся с теорией классицизма, попробуют реконструировать классицистические правила и нормы и применить их на практике, поразмышлять об их необходимости и ограничениях, которые они накладывают на художника и зрителя. Полученные знания пригодятся им и в последующих уроках. Предполагается, что ученики уже знакомы с барочной картиной мира (уроки № 1 и 2).

П ространство класса разделено на пять рабочих зон так, чтобы образовалось место для презентации. Осталось разделить класс на четыре (для начала) рабочих группы. Заодно повторим предыдущий урок.

Заготавливаем четыре карточки: удивление, отвращение, горе, порицание – по одной на группу.

Остальные карточки для каждого:

рука с вытянутым указательным пальцем обращена в сторону партнера;

пальцы сцеплены, руки заломлены над головой или опущены к поясу;

голова повернута направо, руки протянуты налево и как бы отталкивают партнера;

руки, согнутые в локтях, подняты до уровня плеч, ладони обращены к зрителям.

Ученики вытягивают карточки и группируются, находя соответствия.

ЗАДАНИЕ 1

Группы получают набор карточек и таблицу для заполнения.

Прочитайте карточки и вспомните ситуацию во Франции в XVII веке.

Королевская власть во Франции к концу XVI века при содействии горожан закончила объединение страны, сломив мощь крупных феодальных сеньоров.

По мере укрепления буржуазии слабело дворянство, существовавшее на свою феодальную ренту, на королевские пенсии и подачки. Однако дворянство все еще оставалось господствующим сословием, привилегии которого являлись нерушимыми до Великой французской буржуазной революции XVIII века.

Некоторые слои и группы дворянства периодически восставали против абсолютизма - и в годы так называемых религиозных войн (1562–1594), и в годы правления кардинала Ришелье (1624–1643), и в период Фронды (1648–1653); все же дворянство в целом по мере укрепления буржуазии цеплялось за королевскую власть, дававшую устойчивую гарантию сохранения его привилегий.

ПриЛюдовике XIII (1610–1643) бразды правления государством находились в руках кардинала Ришелье. Этот знаменитый министр довел до апогея присущую французскому абсолютизму централизацию и монархическую дисциплину. Он покончил с политической независимостью гугенотов, подавил ряд крестьянских восстаний и феодальных заговоров, создал крепкую систему центрального и местного управления.

Ришелье основал Французскую академию, окружил себя поэтами, художниками и критиками, стремясь поставить литературу и искусство на службу своей политике. Он содействовал формированию классицизма как общегосударственного стиля.

После смерти Ришелье и Людовика XIII на престол вступил пятилетний Людовик XIV (1643-1715). Регентшей при нем стала его мать Анна Австрийская, а фактическим правителем государства - кардинал Мазарини. Феодальная знать сделала попытку вернуть былое могущество. Одновременно поднялся утесненный политикой Ришелье парижский парламент. Началась гражданская война, называемая Фрондой (1648–1653). Это было широкое антимонархическое движение, в которое были втянуты представители разных сословий.

При Людовике XIV после подавления Фронды начинается полоса относительно мирного развития абсолютной монархии, ее высший расцвет.

Людовик XIV покровительствовал поэтам, художникам, музыкантам, актерам. При дворе происходили великолепные празднества и спектакли, на которые тратились огромные деньги.

Рене Декарт (1596–1650), великий французский философ и ученый. Философия Декарта представляла своеобразное сочетание материалистических и идеалистических элементов. Его учение о телесной субстанции основывалось на материалистическом истолковании явлений внешнего мира. Напротив, его учение о духовной субстанции было идеалистично, потому что Декарт выводил существование человека и всего внешнего мира из мышления (он утверждал в знаменитом тезисе: “Я мыслю, следовательно, я существую”).

Книга Декарта “Рассуждение о методе” (1637) явилась сигналом к борьбе против всякого рода вольностей в области мышления. Декарт сформулировал здесь основные идейные устремления Франции периода абсолютизма, развив и углубив рационалистическое мышление, появившееся в предыдущем веке и являвшееся характерным признаком ранней буржуазной культуры эпохи Возрождения.

Противопоставление разума и чувства в дуалистической философии Декарта.

Попробуйте представить себя на месте кардинала Ришелье и его последователей. Вам нужно создать новую идеологию и эстетику, отвечающую реалиям времени. Для этого необходимо заполнить пустые клеточки в колонке “Классицизм”.

Группы совещаются, заполняют таблицу, затем выбирают спикера и эксперта. Спикер группы, закончившей работу первой, рассказывает, как они заполнили таблицу, и аргументирует позицию группы, остальные спикеры либо соглашаются, либо добавляют свое, либо выдвигают контраргументы. Затем эксперты совещаются и выбирают наиболее точные, на их взгляд, решения. По окончании задания эксперты возвращаются в свои группы.

Задача педагога - помочь выйти к следующей триаде: Король, Рационализм, Следование долгу. (Хотя, возможно, они будут сформулированы по-другому.)

ЗАДАНИЕ 2

В 1637 г. Ришелье становится инициатором художественно-судебного расследования, которое Французская академия затевает против пьесы “Сид” драматурга Пьера Корнеля, поскольку в ней нарушаются нормы классицизма.

Попробуем разобраться.

Для начала прочитаем манифесты французских классицистов и сформулируем своими словами правила для драматургов. Необходимо письменно составить максимально подробный свод правил.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ

МНЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ АКАДЕМИИ

Ничто беспорядочное не может никому нравиться. Если и случается иногда, что пользуются успехом пьесы неправильные, то это происходит либо потому, что они в чем-нибудь являются верными правилам, либо в силу каких-нибудь исключительных достоинств, которые так увлекают ум, что он долго не замечает идущих рядом с ними искажений. Если же, наоборот, некоторые правильные пьесы не удовлетворяют нас, то в этом виноваты не сами правила, а авторы, коих бесплодный ум не сумел найти достаточно богатый материал для их произведений.

Насколько мы можем судить, Аристотель признавал только два вида правдоподобного: обыденное и необыкновенное. Под обыденным понимается то, что случается с людьми в соответствии с их званием, возрастом, характером и страстями; так, например, купец ищет прибыли, ребенок совершает опрометчивые поступки. Необыкновенное - это то, что случается редко и противоречит обычному порядку вещей; например, если ловкий и злой человек оказывается обманутым или сильный человек - побежденным. К необыкновенному относятся все неожиданные события, приписываемые случаю, но не противоречащие естественному ходу вещей.

Для того чтобы действие было правдоподобным, нужно правильно соблюдать время, место, условия, в которых оно происходит, эпоху и нравы. Главное же - необходимо, чтобы каждый персонаж действовал согласно своему характеру и, например, злой не имел добрых намерений. Стремиться к точному соблюдению всех этих правил заставляет нас то, что не существует иного пути к созданию произведений прекрасных, изумляющих и пленяющих душу и наилучшим образом дающих поэзии возможность приносить пользу.

Но мы утверждаем, что не всякая правда хороша для театра. Бывает правда чудовищная, которую надо изгонять для блага общества, или если ее нельзя совсем скрыть, то говорить о ней как о явлении ненормальном.

B таких случаях главным образом поэт и бывает вправе предпочесть правде правдоподобие и лучше разрабатывать сюжет вымышленный, но разумный, чем правдивый, но не отвечающий требованиям разума.

Одно из основных правил подражательной поэзии - это не перегружать произведение таким множеством материала, которое лишает поэта возможности придать ему необходимое изящество и развернуть действие надлежащим образом.

Франсуа д’Обиньяк.
ИЗ "ПРАКТИКИ ТЕАТРА"

Если со сцены говорит король, то он должен говорить так, как подобает королю, потому что его сан является обстоятельством, которое нельзя обойти, не нарушив правдоподобия (если только не существует причины, устраняющей это исходное обстоятельство, - когда, например, король переодевается другим человеком). Мало, однако, того, что король должен говорить сообразно своему сану; нужно также, чтобы сцена изображала то место, где он произносит речь: ибо многие речи и поступки выглядят правдоподобными только тогда, когда произносятся и совершаются в определенном месте. Кроме того, необходимо обозначить и ясно определить время, когда король произносит речь, поскольку сама эта речь нередко от времени зависит, - например, государь, отправляющийся на битву, говорит совсем не так, как тогда, когда эта битва уже завершилась победой или поражением.

Правило единства места становится ныне общепризнанным, однако находятся еще неучи и люди недалекие, полагающие, что оно уничтожает красоту изображаемых событий. По их мнению, ее нельзя не погубить, подчиняя происшедшие в разных местах события этому правилу. И какой бы довод им ни приводили, они его упорно отрицают, пребывая в напрасной убежденности, что такое правило невозможно соблюсти. Недоучки, которые чаще всего также несведущи, ощущают правоту тех, кто стремится утвердить это правило, но выдвигают все же возражения, столь мало достойные людей, занимающихся словесностью, что я нередко их жалею, хотя они и вызывают у меня сильное желание рассмеяться.

Действие пьесы должно быть ограничено кратким и точно определенным промежутком времени, в соответствии с правилом Аристотеля.

Жан Буало.
ИЗ "ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА"

Старайтесь с первых строк обдуманным зачином
Сюжет наметить нам в движении едином.
Смешон мне тот актер, кто мямлит и везет,
Не в силах сразу нам раскрыть событий ход;
Интриги медленной едва таща сплетенья,
Не развлеченье он дает, а утомленье.
Уж лучше имя бы свое склонял нам он,
Твердя, что он Орест или Агамемнон,
Чем, всякой ерунды нагромождая горы,
Ему не говоря, слух утомлял и взоры.
Не бойтесь же скорей раскрыть сюжет нам свой.
Пусть в рамках действие предстанет предо мной.
За Пиренеями порой рифмач удалый
Всего в один лишь день вгоняет лет немало
И в диком действии событья гонит вскачь;
И юноша герой - в финале бородач.
Но нас, кто разума законы уважает,
Лишь построение искусное пленяет;
Пусть все свершится в день и в месте лишь одном, -
И в зале до конца мы зрителей найдем.
Невероятным нас не мучьте, ум тревожа:
И правда иногда на правду непохожа.
Чудесным вздором я не буду восхищен:
Ум не волнует то, чему не верит он.
Что видеть нам нельзя, пусть нам рассказ изложит;
Живое действие в нас впечатленья множит,
Но вкус разборчивый нередко учит нас,
Что можно выслушать, но должно скрыть от глаз.

Жан Шаплен.
ИЗ "ОБОСНОВАНИЯ ПРАВИЛА 24 ЧАСОВ"

Если воспользоваться вашим же сравнением, то можно сказать, что дело обстоит точно так же, как с написанными по правилам картинами, в которых хороший художник всегда воплощает лишь основное событие, а если изобразит и другие - в глубине или в стороне, - то таким образом, что они будут непременно зависеть от главного; скажу больше: это будут события одного дня и единственно потому, что глаз может объять единовременно лишь одну вещь, а его способность видеть ограничена определенным пространством. Таким образом, если не соразмерять картину с возможностями человеческого глаза, предназначенного быть ее судьей, то вместо того, чтобы убеждать и волновать ярким воспроизведением вещей, а удивленный глаз заставлять обманываться ради собственной выгоды, воображению была бы предоставлена возможность разоблачить ложь показанного и таким образом помешать искусству выполнить его предназначение: затрагивать чувства зрителя утверждением правды. Воспроизведение одного события в едином времени для художника не менее важно, чем наличие всех других элементов, которые, по мнению невежд, будто бы единственно и определяют воздействие картины на зрителей; итак, картина окажется неправдоподобной, если в ней предстанут два различных времени и места и таким образом глазу явится возможность опознать фальшь изображенного подобно тому, что произошло бы, если пропорции отдельных тел оказались неверно согласованными между собой, свет и тени разбросанными наугад, а надлежащая близость и удаленность предметов не принятыми в расчет, и к каждому предмету, короче говоря, пришлось бы пририсовать таблички: это человек, а это лошадь. Думается, что высказанное выше положение извлечено из самой природы, и, хотя многое еще можно добавить в подтверждение его основательности, я полагаю, что изложил основы, и поэтому предпочитаю предоставить вам возможность поразмыслить самому, нежели задерживать ваше внимание на вопросе, на мой взгляд, решенном.

После составления правил группы по кругу зачитывают по одному правилу из свода, пропуская повторяющиеся. Затем сдают эти своды правил вновь собранной группе экспертов (эксперты могут быть другими).

ЗАДАНИЕ 3

Задание это будет разным для рабочих групп и для группы экспертов.

I. Эксперты, пользуясь рабочими листами предыдущих заданий, а также текстом “шпаргалки”, создают на ватмане максимально подробную схему “Мир классицизма”. Для этого понадобятся ватман, цветные карандаши, маркеры.

II. Остальные группы получают рабочий материал и “шпаргалку”. Необходимо найти отступления от идеологии и нарушения норм классицизма в пьесе Корнеля “Сид”, в том числе сравнивая отрывки из этой пьесы с другой пьесой Корнеля - “Никомед”.

“Шпаргалка”

1. Цель классицистического драматического произведения - воспитание идеальных граждан монархического государства. И в этом значительное отличие от аристотелевского понимания цели - достижение катарсиса. Ришелье и воспитанные им теоретики французского классицизма объявляют Аристотеля эстетическим мерилом и святыней, но при этом предлагают свою версию его эстетики, далеко не тождественную первоисточнику.

2. В классицистическом произведении речь должна идти об интересах государства . Представитель этих интересов - монарх. Он один, будучи помазанником Божьим, решает, что есть зло и что благо, и принимает на себя ответственность за все решения, поступки и события. Следовательно, “романтические” литературные сюжеты о любви и личных терзаниях должны быть устранены.

3. Сюжеты должны заимствоваться из истории , желательно, чтобы это была античная история, и лучше всего - римская, потому что там наиболее полно выражена идея гражданственности. Совершенно исключаются фольклорные, средневековые, сказочные и мистические сюжеты - они внерациональны и негосударственны. Исключаются также сюжеты из истории стран, с которыми Франция находится в напряженных политических отношениях. Видеть во врагах героев и граждан - антипатриотично.

4. единство действия . Не должно быть второстепенных сюжетных линий (побочных сюжетов), героев, уводящих нас от основной линии борьбы. Не должно быть места случайности и неожиданным поворотам сюжета. Действие должно развиваться логически рационально по одной магистральной линии. Требование единства действия на самом деле восходит к Аристотелю. Но если для Аристотеля важно, что в ограниченном времени драматического произведения зрительское внимание не должно распыляться, то для Ришелье важно, чтобы действие было логически структурировано и вело к однозначному выводу.

5. В драматическом произведении должно соблюдаться единство времени - события должны охватывать не больше 24 часов, а в идеале - от рассвета до заката. Это требование также приписывалось Аристотелю. Однако он только отмечал, что драматурги классического периода греческой античности чаще всего выстраивают действие в соответствии с этим законом, потому что так легче организовать единство действия. При этом Аристотель отлично осознает, что все древние трагики отступают от этого закона, когда он мешает художественному замыслу пьесы.

6. В драматическом произведении должно соблюдаться единство места . Действие должно проходить самое большее в пределах одного города. Чаще всего - в пределах одной городской площади. А в идеале все должно совершаться в одной зале. И это требование скорее приписывается Аристотелю, чем реально от него исходит. Аристотель отмечает, что несовершенство театральной техники не позволяет античным авторам менять место действия. Однако они его меняют. Как мы помним, очень любит смену действия Аристофан. В пьесе запрещены аффективные сцены . Сильное переживание не должно иметь физического воплощения: никаких драк, убийств, любовных сцен. (Об этом можно только рассказывать, когда все уже свершилось за сценой.) Идея заключается в том, что действие тем напряженнее, чем оно сосредоточеннее на мысли. Никакой физики - только биение духа.

7. Требуется строгое разделение на жанры . Высший - трагедия. Низший - комедия.

Трагедия - высший жанр

Комедия - низший жанр

Адресована высшему сословию - дворянству

Адресована низшим сословиям - мещанству и простолюдинам

Должна воспитывать дворян в духе героического служения государству

Должна воспитывать низшие сословия в духе скромности, непритязательности и трудолюбия

Героями трагедии могут быть только высокородные - дворяне и высшее духовенство

Героями комедии могут быть только представители третьего сословия

Герой трагедии должен вызывать восхищение. Эмоциональное сопереживание нежелательно

Герой комедии имеет право быть только смешон. Простолюдин не имеет права трогать зрительские чувства

Высокий слог. Только высокая патетика. Бытовые слова исключены

В комедии возможна только обыденная разговорная речь, но без площадной грубости и вольностей
Трагедии пишутся только александрийским стихом, то есть шестистопным ямбом - 12 слогов в строке с ударением на втором слоге Комедии могут писаться прозой или облегченным стихом

Синопсис “Сида”

Испания. Война с маврами далека от завершения, но у Кастильи уже есть свой первый король - дон Фердинанд. У короля - два славных полководца. Старый полководец дон Диего помог ему покорить врагов и взойти на престол. Полководец в расцвете лет и славы - дон Гомес - помог отнять у врагов Андалузию и держать в повиновении все завоеванные ранее провинции.

У короля есть дочь - донья Уррака. По положению инфанты она обязана ждать венценосного жениха, но ей мил простой юный рыцарь, ни разу не бывший в бою, Родриго - сын дона Диего. Чтобы побороть страсть, она знакомит Родриго со своей подругой - Хименой, дочерью дона Гомеса, и поощряет рождающуюся в них влюбленность. Инфанта беспрестанно грезит о Родриго, но уговаривает себя, что его любовь к Химене способна охладить ее чувства. Химена грезит о браке с Родриго: отец ценит его, а двор ему покровительствует. Но иллюзиям героев суждено развеяться. Отцы Химены и Родриго дон Гомес и дон Диего вступают в жестокий конфликт.

Король назначает воспитателем наследника дона Диего. Дон Гомес не может смириться с выбором, ибо достойным этой должности считает только себя. Он стремится оскорбить и унизить дона Диего, и даже замечание противника, что “верноподданный не смеет обсуждать приказы короля”, не способно его остановить. Дон Гомес дал пощечину сопернику в королевском парке, а старый дон Диего оказывается неспособным поднять оружие. Сам король требует от дона Гомеса принести оскорбленному извинения, но и тут гордыня побеждает. Дон Гомес уверен, что король без него не удержит власть, и, значит, король не посмеет его наказать. Однако следует приказ короля о заточении дона Гомеса в темницу, но придворные не успевают его исполнить, поскольку юный Родриго по приказу отца вступает в схватку с врагом и убивает его. Теперь Химена для него потеряна - по закону кровной мести она должна требовать смерти Родриго. А инфанта Уррака не может отказаться от надежды получить юного героя.

Тем временем дон Диего не слишком опечален душевной мукой сына, но боится, что тот позорно падет от рук друзей дона Гомеса. Он узнает, что на Севилью, где происходит действие, под покровом ночи идет флотилия мавров. В доме дона Диего пятьсот верных друзей собрались, чтобы отомстить дону Гомесу. Но так как этого уже не требуется, дон Диего решает отдать их под командование Родриго, чтобы тот имел возможность спасти город и корону от врагов и тем заслужить себе славу, монаршью милость и защиту от мести дома Гомесов. Молодой Родриго встречает своего отца. До этого он побывал у Химены, которую просил казнить его за убийство ее отца, но получил отказ.

Он подчиняется воле своего отца и встает во главе войска, сообщая рыцарям, что действует по приказу короля. В бою ему удается не только отбить нападение, но и захватить в плен двух вражеских царей. Те удостаивают его имени Сид, что значит “владыка”, “повелитель”. Теперь король Фердинанд обязан ему сохранностью трона, а инфанта грезит о возведении его самого в высочайшее звание. Химена же, напротив, мнит, что теперь, когда милый сердцу враг силен, она обязана до конца мстить за гибель отца. Леонор, воспитательница инфанты, стремится восстановить в сердце Урраки чувство долга, а Эльвира, воспитательница Химены, - обуздать неразумную гордость своей подопечной.

Король отказывает Химене в просьбе казнить Родриго, но разрешает один поединок с рыцарем, который захочет вступиться за честь Гомеса и в случае победы взять Химену в жены. Родриго полагает, что Химена искренне жаждет его гибели, и готов идти на поединок с доном Санчо, как на казнь. Но тут сама Химена не выдерживает и просит Родриго не отдавать ее без боя нелюбимому супругу. Родриго выбивает меч у своего противника, но оставляет его в живых. Король приказывает Родриго встать во главе войска и совершать новые подвиги, а Химене повелевает через год, по истечении срока траура, стать женой Родриго.

Пьер Корнель. “СИД” (1)

Дон Родриго

Разя виновного, не домогайтесь казни,
Но сами жизнь его прервите без боязни.

Xимена

Эльвира, мыслимо ль? Нет сил перенести!
Родриго у меня! Родриго смел прийти!

Дон Родриго

Пролейте кровь мою; вкусите наслажденья
И гибели моей, и вашего отмщенья.

Xимена

Дон Родриго

Выслушай меня.

Xимена

Дон Родриго

Единый миг...

Xимена

Нет, дай мне умереть!

Дон Родриго

Лишь слово, сердца крик;
Потом ответь мечом, вручаемым любовью.

Xимена

Который весь еще облит священной кровью!

Дон Родриго

Xимена

Убери чудовищный клинок!
В нем страшный для меня и гибельный упрек.

Дон Родриго

Смотри бестрепетно, чтобы с судьбой не спорить,
Чтобы разжечь свой гнев и мой конец ускорить.

Xимена

Ведь эта кровь - моя.

Дон Родриго

Окрась его моей.
Ты этим истребишь последний след твоей.

Xимена

Жестокий человек, отца мечом разящий
И зрелищем меча дочь павшего казнящий!
Прочь, убери его, с ним я не вижу дня;
Ты просишь выслушать - и мучаешь меня.

Дон Родриго

Я подчинюсь тебе, но мысли не покину
Принять из рук твоих желанную кончину;
Затем, что даже страсть не может мне велеть.
О мной содеянном бесславно пожалеть.

“СИД” (2)

Дон Родриго, Xимена, Эльвира.

Дон Родриго

Что скажут о тебе, прощающей врагу?
На преступление ответствуя любовью,
Какие поводы ты подаешь злословыо!
Заставь его молчать и, честь свою храня,
Не медли долее и умертви меня.

Xимена

Еще почетнее тебя в живых оставить;
И должен злейший враг меня до звезд прославить,
О бедствиях моих сочувственно скорбя,
Узнав, что я люблю и не щажу тебя.
Уйди, моя печаль не в силах видеть доле
То, что я призвана утратить поневоле.
Но сумраком ночным окутай свой уход:
Пускай тебя никто не встретит у ворот.
Единственной из всех причиною злоречий
Могла бы послужить огласка нашей встречи.

Мое достоинство избавь от клеветы.

Дон Родриго

Убей меня!

Xимена

Дон Родриго

Так что ж решила ты?

Xимена

Хотя мой правый гнев смущаем так тревожно -
Для мщенья за отца исполнить все, что можно;
Но я бы все-таки счастливою была.
Когда бы ничего исполнить не могла.

Дон Родриго

О дивная любовь!

Xимена

О страшный миг разлуки!

Дон Родриго

Как много за отцов мы примем слез и муки!

Xимена

Родриго, кто бы ждал?

Дон Родриго

Химена, кто бы мог?

Xимена

Чтоб радость всех надежд пресек столь горький рок!

Дон Родриго

Чтоб возле пристани внезапное ненастье
Так неожиданно разбило наше счастье!

Xимена

О скорбь смертельная!

Дон Родриго

О тщетная печаль!

Xимена

Уйди, ужели же меня тебе не жаль!

Дон Родриго

Прощай; иду платить плачевной жизни ношу,
Пока ее навек под топором не сброшу.

Xимена

И если он падет, клянусь тебе, любя,
Ни мига не дышать на свете без тебя.
Теперь прощай; иди и скройся незаметно.

Эльвира

Когда нам кажется, что утешенье тщетно...

Xимена

Ты докучаешь мне, уйди отсюда прочь;
Тоскующей нужны безмолвие и ночь.

Пьер Корнель. “НИКОМЕД”

Прусий, царь Вифинии. Никомед, старший сын Прусия от первого брака.

Прусий

Вот и вы! Что привело сюда?

Никомед

Желанье самому к родительскому трону
С почтеньем положить еще одну корону,
Желанье вас обнять и видеть, как в ответ
Вы мне даруете и ласку, и привет.
Вся Каппадокия, все царства Понта стали
Отныне вашими и как бы право дали
Мне поспешить сюда, чтоб вас благодарить
За вашу доброту, за то, что вам служить
Вы мне позволили и царственной рукою
Своею славою вы делитесь со мною.

Прусий

Объятья ни к чему, и вы могли б вполне
В посланье выразить всю благодарность мне;
И было ни к чему проступками своими,
Победу одержав, свое позорить имя;
Но если армию покинул генерал,
То преступлением я это бы назвал,
И если бы не вы предстали предо мною,
Он заплатил бы мне своею головою.

Никомед

Виновен, признаюсь: порыв так пылок был,
Что разум мой не мог умерить этот пыл;
Сыновняя любовь была тому виною,
Что воинский мой долг сегодня попран мною.
Но если б тот порыв, вняв разуму, угас,
Лишился бы тогда я счастья видеть вас;
И вот я предпочел за столь большое счастье
Виною заплатить, простительной отчасти,
В надежде, что судьей над нею будет вновь
Такая ж пылкая отцовская любовь.

Прусий

Отцу достаточно малейшего предлога,
Чтобы виновного судить не слишком строго.
Вы были лучшею опорой мне, и ждет
Вас ныне при дворе особенный почет;
Я римского посла сегодня принимаю,
И пусть увидит он, как вам я доверяю:
Принц! Выслушав его, ответьте за меня -
Ведь настоящий царь теперь уже не я.
Я только тень царя; одну лишь эту малость -
Почетный титул мой - оставила мне старость,
Теперь не мне, а вам у мира на глазах
О государственных заботиться делах.
Окажут почести сегодня вам, но знайте:
На вас лежит вина, о ней не забывайте,
Верховной власти вред был ею причинен;
Вернитесь же к войскам - вред будет устранен.
Придайте прежний блеск самодержавной власти;
Она утратит смысл, разъятая на части;
Но как нетронутой была мне вручена,
Такой же пусть и вам достанется она.
Народ глядит на вас, готов на вас молиться,
Но, с вас беря пример, он вам не подчинится.
Пример ему другой вам надлежит подать:
Пока вы подданный, покорность мне являть.

Никомед

Я повинуюсь вам, но пусть повиновенье
Получит, государь, от вас вознаграждение:
В Армении давно царицу ждут свою,
Всех преграждавших путь разбили мы в бою;
Коль скоро наш эскорт отправят с нею вместе,
Ее сопровождать я домогаюсь чести.

Прусий

Что ж, домогаетесь вы этого не зря:
В эскорте должен быть сам царь иль сын царя.
Но, отправляя в путь царицу, мы при этом
Решили действовать в согласье с этикетом
И подготовить все как следует, а вам
Покуда предстоит отправиться к войскам.

Никомед

Она хотела бы без лишних церемоний...

Прусий

Нет! Это причинит ущерб ее короне,
Но вот идет посол, готовьтесь к встрече с ним,
А об отъезде мы потом поговорим.

П осле знакомства с рабочими материалами и обсуждения группам необходимо сформулировать свои обвинения в адрес Корнеля с точки зрения теоретиков французского классицизма. Образцом могут служить тексты из предыдущего задания.

Группа экспертов совещается и выбирает самое убедительное, на их взгляд, обвинение, после чего демонстрирует свою работу - наглядную карту “Мир классицизма” и объясняет ее.

Следующее задание можно выполнить в классе, если останется время, или дать в качестве домашнего задания, если времени не хватит.

Предлагается написать эссе на любую из следующих тем:

“Рождение классицизма - необходимость или прихоть элит?”

“Человек в мире классицизма: радости и муки”.

“Мировоззрение классицизма: устаревшее и актуальное”.

В государстве – регламентация, строгое подчинение установленным нормам

В политике – государственный абсолютизм

В обществе – господство высоких нравственных добродетелей

Культура классицизма

В искусстве – соблюдение определенных канонов, его метафизичность, нормативность

В литературе – обращение к образцам и формам античности как к идеальному художественному эталону

В философии – рационализм, приоритет разума, опора на естественные науки

В эстетике – идеи строгой математической симметрии, гармонии и единства

В культуре – прямое администрирование, вмешательство в деятельность учреждений культуры, в творчество ее выдающихся представителей

Классицизм зародился в Италии в XVI в., а затем получил распространение в других странах Европы. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. Классической страной абсолютизма в XVII в. стала Франция, где при короле Людовике XIV установилась неограниченная власть монарха, а он сам говорил: «Государство – это я». В рамках данной монархической идеологии формировались теоретические, ценностно-смысловые принципы классицистического направления в культуре. Абсолютистские власти, признававшие классицизм в качестве единственного «правильного» стиля, вмешивались в деятельность писателей и художников. Так, с этой целью в 1634 году была создана Французская академия, объединившая преимущественно философов, которая была призвана контролировать литературное творчество. Вскоре были организованы Королевская академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. В 1666 г. учреждена Академия наук. Во всех академиях господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства.

В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, в котором переплетались идейно-художественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества (Л.Е. Кертман). В начале XVII столетия идейно-художественная система классицизма была воплощением эстетических идей, вкусов и даже политических позиций господствующего класса, преимущественно той его части, которая была ориентирована на укрепление абсолютной монархии, всеобъемлющего контроля над жизнью и сознанием народа в целом и каждого индивида в отдельности. К концу XVII в., когда поддержка абсолютизма уже не отвечала ценностным ориентациям демократических слоев населения, включая и буржуазию, в классической литературе появляются тираноборческие мотивы, что, безусловно, выражало устремления демократической культуры общества (такова, к примеру, трагедия Жана Расина «Британик», в которой император Нерон приказывает убить своего сводного брата Британика). В этих противоборствующих тенденциях и вырастал классицизм как феномен культуры. С одной стороны, основанный на верности принципам античного искусства (рационализм, симметрия, целенаправленность, сдержанность и строгое соответствие содержания произведения его форме), классицизм стремился выразить возвышенное, героическое, утвердить нравственные, гуманистические идеалы, создать ясные и органичные образцы. А с другой, он содержал в себе черты идеализации, утопизма, академизма, излишней нормативности.

Следуя образцам античности, классицизм и в теории, и, чаще всего, на практике принимал строгое деление жанров литературы, театра и живописи на высокие и низкие.

Иерархия художественных жанров в культуре классицизма

В действительности значимость «высоких » и «низких » жанров в конечном итоге определялась талантом и масштабом личности самого творца того или иного произведения. Это в первую очередь относится к Мольеру (1622-1673) , творчество которого получило всемирное признание. Именно у Мольера комедия перестала быть «низким » жанром: его пьесы получили название «высокой комедии », ибо в них, как и в трагедии, поднимались важнейшие общественные, нравственные и философские проблемы века.



Похожие статьи
 
Категории