Иеромонах фотий биография, фото, личная жизнь. Иеромонах фотий биография Сколько лет фотию из голоса

23.06.2019

«У меня был личный кот Зайчик, но он всем мешал»

Я был приглашен к нему домой. У него большая коллекция икон, как в Третьяковской галерее.

- Вас впечатлило это собрание или вам показалось неправильным собирать иконы как коллекцию?

Григорий Лепс - верующий человек, у него есть много вопросов, он человек ищущий. Я не думаю, что он просто коллекционирует иконы без веры.

- Вы как-то оказали влияние на его духовный рост?

Он человек самодостаточный, и я не имею права как-то влиять на него. Я всячески избегал моментов, когда можно было бы читать какие-то нравоучения. Думаю, что Григорий Лепс и так все прекрасно понимает, просто его образ жизни не всегда позволяет быть ему благочестивым. Да и зачем быть благочестивым напоказ? Все ведь должно быть в сердце, это твое личное отношение к Богу.

- Но другой наставник, Баста (Василий Вакуленко), например, брал у вас благословение.

Да, все время брал. Он тоже в свое время прислуживал в алтаре, подкован в духовном плане. У меня со всеми наставниками были хорошие, приятельские отношения. Александр Градский, например, всячески старался помочь, относился ко мне объективно, говорил, что у меня не самый лучший голос на проекте, но в целом мой образ приятен зрителю - и они будут голосовать за меня.

- У вас среди участников были свои фавориты?

Я болел за Ренату Волкиевич, которая приехала на конкурс из Польши. У нее очень хорошие вокальные данные. Мы с ней подружились. Также мне очень нравились Витольд Петровский и Армен Авджан, у которых тоже были большие шансы пройти в финал.

- Вы могли отказаться исполнять какую-то песню?

Мог. Но я не отказывался, принимал все как данность. Раз такую песню дали - значит, на то воля Божья. Хотя многие песни были не в привычном мне жанре.

Последней тройке исполнителей на проекте вручили сертификаты на поездку на двоих во Францию. Вы планируете им воспользоваться?

Он лежит у меня. Поездка рассчитана на три дня, но ее нужно согласовать с митрополитом.

- Если надумаете, кого с собой возьмете в поездку, может, друга, отца Макария?

Ему также надо будет писать прошение. Это осложнит положение. Может, и один поеду, а может, и маму возьму с собой.

- Вы получили в подарок ключи от нового автомобиля. Вам его уже привезли?

Машина еще не сошла с конвейера. На программе была ее презентация.

- Это будет ваша личная машина?

Я давал обет нестяжательства, поэтому, если меня призовут отдать ее монастырю, - я так и поступлю. Не призовут, буду пользоваться, у меня есть права на вождение машины.

- Отец Фотий, о чем вы мечтаете?

У меня мечты достаточно реализуемые. Когда-то я мечтал о рояле, о машине, а также проехаться по Америке. Все это исполняется...

Мы остаемся на вечернее богослужение. В храме Рождества Богородицы, построенном царем Федором еще в 1586 году, прекрасная акустика. Поет монастырский хор. Голоса монахов, отражаясь от потолка, окутывают каждого из молящихся. И внешний мир куда-то исчезает.

Одна из прихожанок, кивая на отца Фотия, говорит тихо: «От избытка сердца глаголют уста». Не потому ли россияне отличаются от европейцев, что на конкурсе голосуют не за эпатажную женщину с бородой, а выбирают скромного священника с ангельским голосом?

Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.

Детство и юность

Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре, часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал ломаться, Виталий посещал церковную школу, где также пел в хоре.

31 мая монах выступил в Пскове. Музыкант исполнил старинные романсы и хиты эстрады. 7 июня 2017 года состоялся сольный концерт певца в Москве, в «Крокус Сити Холле». Гостями Фотия стали коллеги по «Голосу» – , Рената Волкиевич. Позднее в интервью иеромонах упоминал о том, что впервые выступал перед таким количеством публики, что для него оказалось волнительно.

Настоящим подарком для дубненцев стало выступление иеромонаха Фотия, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, ставшего победителем телевизионного шоу «Голос» в сезоне 2015 года. Концерт, состоявшийся 4 ноября во Дворце культуры «Октябрь», собрал переполненный зал зрителей, многие их которых признались, что стали поклонниками творчества певца с первой услышанной в его исполнении песни, а потому не упустили счастливую возможность вживую послушать замечательный голос талантливого исполнителя.

Музыкой иеромонах Фотий (в миру Виталий Владимирович Мочалов) увлекается с детства. Родился он в Нижнем Новгороде в 1985 году. Там же учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем в музыкальном училище на отделении теории музыки. В детском православном лагере при воскресной школе собора впервые попробовал участвовать в литургии и петь на клиросе. Когда семья эмигрировала в Германию, учился там игре на органе. Через несколько лет внутренняя переоценка ценностей привела к взвешенному решению вернуться в Россию и посвятить себя монастырской жизни. В 2005 году он приехал в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где поддержали его музыкальные способности и организовали уроки вокала с профессиональным педагогом-вокалистом Виктором Твардовским. На сегодняшний день иеромонах Фотий является регентом – руководителем хора в обители.

Жизнь в монастыре не стала препятствием для занятий музыкой: помимо духовных музыкальных произведений, он занялся исполнением оперных арий, романсов, баллад, а также известных песен, привлекающих своей душевностью и мелодичностью. Через некоторое время фактически в келейных условиях он записал несколько дисков и разместил в интернете для общего доступа. Телепроект «Голос» сразу заинтересовал иеромонаха Фотия, но подать заявку на его участие он решился не сразу, хотя первоначально эту идею предложили друзья, а затем и духовник – отец Власий благословил и поддержал его желание. Приглашение на кастинг поступило еще в третьем сезоне, а на следующий год Первый канал обратился с официальным письмом на имя митрополита Калужского и Боровского Климента, (председатель Издательского совета РПЦ). После полученного от владыки разрешения отец Фотий принял участие в конкурсе, где достойно проходил от этапа к этапу, дойдя до победного финала.

Такой результат, конечно, предполагал гастрольную деятельность, но концерты иеромонах Фотий дает нечасто: нашему городу необычайно повезло, что дубненским организаторам удалось договориться о его выступлении на сценической площадке ДК «Октябрь». Певец представил разнообразную программу, в которой прозвучали песни на русском, итальянском, испанском, сербском и норвежском языках. Он исполнил классические произведения Сергея Рахманинова, Александра Бородина и Антона Рубинштейна, русскую народную песню «Ах ты, душечка!», неаполитанскую песню «Мама», необыкновенной красоты композиции «Per te» и «Alejate» Josh Groban, романс «Спокойной ночи, господа» и «Молитву» из фильма «Мусорщик», «Свет» Сергея Трофимова, когда-то прозвучавшую на «Евровидении» «Nije Ljubav Stvar» в исполнении Желько Йоксимовича, авторскую песню на стихи немецкого поэта Виктора Шпайзера «Сколь краток век наш» и другие. В исполнении певца столь разные музыкальные произведения прозвучали очень душевно и вдохновенно. Концерт прошел на одном дыхании, а по окончании его иеромонах Фотий, несмотря на усталость, согласился ответить на несколько вопросов, касающихся его творчества.

– Что означает музыка в вашей жизни?

– Музыка для меня, как хлеб, как воздух. Это то, без чего я не смогу жить счастливо. Это не просто некая услада для слуха, а простор для творчества, самореализации – не только музыкального чувства, но и способности создавать, творить. Я хочу быть в музыке не только потребителем, но и созидателем. Мне бы хотелось свою жизнь посвятить тому, чтобы создавать интересную, красивую, не лишенную интеллектуальности музыку. Если Богу будет угодно, возможно, я стану композитором – пока это на уровне увлечения. Но я чувствую большое внутреннее стремление к тому, чтобы писать музыку.

– Не задумывались ли вы о совмещении своей вокальной деятельности с симфоническим оркестром?

– Есть такая идея, которая, надеюсь, осуществится. С симфоническим оркестром мне довелось спеть всего пару раз. Одно из выступлений не осуществилось: мы репетировали, но номер не вошел в концертную программу. А второе состоялось – под музыкальное сопровождение симфонического оркестра мы пели с Ольгой Кормухиной.

– Отец Фотий, прошел почти год после вашей победы в проекте «Голос». Насколько этот проект изменил вашу жизнь?

– Я не разочарован в участии в проекте и с большой благодарностью вспоминаю то время. Сейчас смотрю новый проект и испытываю ностальгию, мне интересно наблюдать за конкурсантами, за их борьбой. Со мной не было такого: я бы не назвал свое участие чем-то похожим на конкурсную гонку. Я чувствовал, что меня ведет какая-то десница, может быть, божья рука, но водимая Григорием Лепсом. Благодаря моему наставнику я дошел до финала.

– На слепых прослушиваниях, когда Григорий Лепс выбрал вас, он сам был удивлен и даже растерян, не понимая, как в формате проекта можно построить работу со священнослужителем. А позднее назвал вас одним из чудес «Голоса». Как строились ваши отношения?

– Григорий Лепс совершенно другой человек, когда с ним общаешься без камеры. Он мыслящий, философствующий, душевный. Ко мне относился с предельным уважением, понимал духовное состояние священнослужителя, что-то менял, если по тесситуре не подходит. И репертуар выбирал так, чтобы произведения были сообразны моему образу, моим взглядам.

– Песни для исполнения выбирал исключительно наставник?

– В основном их предлагал Григорий Лепс и его помощники. И я нисколько не жалею – это очень интересные и глубокие произведения: классические, эстрадные, замечательные песни из репертуара самого наставника. Он также прислушивался и к моим предложением. Например, была взята песня «Per te», с которой я впервые начал себя записывать, посвятив ее дорогому мне человеку.

– В профессиональном плане вы многому научились у наставника?

– Влияние он на меня оказал немалое. Сравнивая сейчас свое исполнение до проекта и после, очень заметно, что это совершенно разные исполнительские техники.

– Как вы относитесь к своей концертной деятельности, которая вошла в вашу жизнь? К вам приходит избранная публика. Получаете ли вы подпитку от своих слушателей?

– Нужно всегда помнить, что артист без зрителя – никто. Не мы нужны зрителям, а они нам, мы для них поем. Я не подразумеваю сбор средств или что-то подобное. Здесь настоящий творческий момент: я пою вживую и именно то, что хочет зритель. Мне важны отзывы моих слушателей, и я получаю их после каждого концерта. Я вижу, что все это не зря и людям нужно, поэтому с удовольствием продолжаю петь дальше.

– Много ли у вас своих произведений, которые вы включаете в концертный репертуар?

– Сегодня прозвучала песня «Сколь краток век наш», есть другие авторские наработки, но по стилистике они не подходят для такого концерта – это духовные песни и их музыкальная обработка. Я очень выборочно и критично отношусь к поэзии, ищу вдумчивые, философские тексты.

– Отец Фотий, ваше имя в переводе с греческого означает «свет, светоносный». Видите ли вы в своей деятельности некую миссию, возможно, просветительскую, ведь музыка, которую предлагаете вы слушателю, может помочь прийти к пониманию важных истин, которые необходимы в жизни?

– Я очень надеюсь, что мое творчество может нести просветительскую функцию, хотя не ставлю это целью для себя. Миссионерский эффект получается сам собой: достаточно просто выйти на сцену и искренне, от всего сердца спеть. При этом нет необходимости что-то пропагандировать. Люди видят в моем стремлении желание донести до них некую музыкальную красоту, и этим поднимается нравственный уровень. А нравственность с духовностью соприкасается очень тесно: без нравственности нет духовности, а нравственность может существовать без духовности, но это база.

Музыка, театр, искусство, литература одухотворяют человека в светском понимании. В советские времена, когда господствовал атеизм, многие люди читали Достоевского и через это приобщались к духовности. Порой даже не понимая этого, они чувствовали христианские истины, о которых автор не говорит открыто, но показывает на примере своих персонажей, какой должна быть христианская жизнь. Многие через Достоевского пришли к вере. Также и в любом виде искусства – если ты наблюдаешь что-то красивое, от этого структурируются мысли, меняется восприятие. Порой достаточно посмотреть на звездное небо, чтобы начать думать о чем-то высоком и вечном. Такое же действие оказывает музыка – это необычное искусство, оно в каком-то смысле абстрактно: понять мелодию композитора намного сложнее, чем мазок художника.

Евгения ШТАЙН

Фото с сайта https://lenta.ru

Иеромонах Фотий (в ми­ру - Виталий Владимирович Мочалов, род. 11 ноября 1985 г.) - насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регент монастырского хора. В 2015 году победил в телевизионном проекте «Голос».

Отец Фотий (Мочалов) сегодня, пожалуй, самый известный стране иеромонах. Его голос и манера исполнения по-настоящему запали в душу не только зрителям одного из телевизионных шоу, в котором он стал победителем. Скромного и тихого молодого монаха полюбила и Интернет-аудитория. Отец Фотий сейчас совершает концертное турне по всей России. Мы поговорили с ним в день его концерта в Красноярске.

Отец Фотий, вам часто приходится соприкасаться с миром эстрады, который многим обывателям, особенно молодежи, кажется притягательным и идеальным. Что на самом деле скрывается за софитами и яркими декорациями?

Когда есть хлеб, хочется еще и зре­лищ. Тогда люди идут в концертный зал и получают то, чего хотят. Музыка бывает разная, как и артисты. А за кулисами идет тем временем повседневная жизнь, полная труда.

Некоторые делают акцент на шоу, на танцах, на внешнем виде, а кто-то на эпатаже «выкручивается». А есть такие люди, как я. Здесь сценический образ совсем не важен, ведь у меня никогда не было цели быть артистом, публичным человеком. Меня никогда не привлекал мир шоу-бизнеса, особенно в том виде, который навязывается нам на ТВ.

- Но сейчас вы медийный человек, во многом благодаря ТВ.

То, что делаю я сейчас - это не массовая культура. У меня очень своеобразный репертуар. Он строится на классике, на своеобразных произведениях, которые являются пограничным жанром. Это кроссовер, рóковые баллады. Есть и разные сюрпризы - иногда я исполняю песни на норвежском, армянском, сербском.

Когда я вижу уникальность произведения, когда я поражен красотой мелодии, мне хочется взять ее в свой репертуар, сделать свой кавер. Мне хочется, чтобы люди прикоснулись к этим прекрасным творениям, которые они иначе нигде не услышат. Я стараюсь популяризировать необычную музыку.

- Встречаются ли по-настоящему верующие люди в эстрадной среде? Это практика или исключение?

Бывало, что я пересекался с людьми, которых раньше видел только по телевизору. Я еще раз убедился, что они такие же люди, как и остальные - у них обычная жизнь, но при этом есть сценический образ. Когда ты видишь «звезд» в неформальной обстановке, слышишь, о чем они разговаривают, какие идеи у них в голове, то встречаешь среди них людей, далеко не глупых, даже мудрых. Там можно найти и духовность. Наверное, как и везде.

Пользуясь случаем, задам вопрос от одного иеромонаха из красноярского Успенского монастыря: «Испытываете ли вы духовную радость от вашего творчества?»

Я бы не сказал, что мое творчество влияет прямым образом на ду­ховную жизнь. Это просто мое дело, мое хобби. Это искусство. Наоборот, на искусство может повлиять духовная жизнь, служение, которое есть у меня на протяжении одиннадцати лет в монастыре. Именно духовность позволяет творчеству быть честным, открытым, она доносит слова до сердец. Не думаю, что есть обратное влияние.

Приходится слышать недовольные отзывы верующих в сторону монашествующих, занимающихся творчеством. Особенно, если его можно назвать «мирским»…

Люди, идущие в монастырь - априори люди не ленивые. Они не настроены лежать сутками на диване в своей келье. Они уже готовы на то, что им каждое утро придется вставать очень рано, идти на молитву, класть поклоны, исполнять послушания. Я думаю, что жажда подвига есть в каждом монахе. И каждый находит некую сублимацию в виде какого-то ремесла, какого-то творчества. Каждый чем-то, да занимается. Не обязательно искусством. Он может быть плотником, или поваром. И он будет делать это хорошо, чтобы все были рады.

У меня сейчас возникают мысли, что мое концертное турне - это некий подвиг. Ведь это очень сложно, особенно, если учесть, что я человек не публичный, а нужно стоять на сцене. И этот процесс не механический, мы всегда варьируем программу. Я всегда лично забочусь о качестве исполнения, всегда выкладываюсь. Постоянные переезды… Это даже физически очень не легко. Главное стараться делать немножко больше, чем можешь. Поэтому я не вижу в своем творчестве чего-то подсудного.

- Гастролировать в Великий пост, наверное, особенно сложно?

В дни поста сократится количество концертов. А в первую седмицу, конечно, выступлений не будет. Нужно молиться в монастыре. Программа тоже изменится, будет больше духовных текстов.

А вообще, с Богом пост не такой уж и сложный. Самое главное - это любовь. Господь пришел на землю не для того, чтобы запретить нам есть творог. Он принес нам не обрядовость, даже не каноны. Христос был распят для того, чтобы мы поняли, что такое любовь. Если мы будем больше любить своих ближних во время поста, то это будет намного лучше, чем забота об ингредиентах супа. Так что главный подвиг в это время - не физический, а духовный.

Святейший Патриарх Кирилл в одном из интервью сказал: «Многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру». Это очень высокая оценка вашего творчества и служения. А вы сами считаете себя миссионером?

В какой-то степени я миссионер. Только моя миссия - не вербальная. Хотя есть такие тексты, которые заставляют человека задуматься, приводят его к покаянию. Это, конечно, не значит, что он сразу после концерта побежит в храм на исповедь. Нет, этого эффекта я не добиваюсь. Для меня главное, чтобы у человека раскрылась душа, чтобы он послушал, что у него в данный момент творится в душе. Наверное, это и есть моя миссионерская деятельность. Это мое служение.

Юрий Пасхальский специально для газеты «Православное слово Сибири» и сайта «Касьяновского дома»



Похожие статьи
 
Категории