Индейцы, метисы, креолы. Жизнь в горах и на равнинах

21.04.2019
Индейцы кечуа: цивилизация на вершинах гор

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние текстыбольшей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья — Эквадора, Перу, Боливии — не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу — Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора — около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры — от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа — самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах — Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,— как и других этнических групп,— рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых — 46,8, вторых — 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо — 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени — ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса— киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась вомногом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг — деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий — таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной
истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа). В долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

В горах большое значение имеет скотоводство, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах — из шерсти, в долинах — из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-500x311.jpg 500w, https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-768x477.jpg 768w" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px none; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto;" width="550" />

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

ОДЕЖДА

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все - и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем - чульо (кеч. Chullo).

Женщины украшают свои шляпки декорами из кости, камня, раковин, дерева и даже живыми цветами.

В своих поселениях индейцы чаще всего ходят босиком, а в городах они носят легкие кожаные сандалии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • С языка индейцев-Кечуа Мачу-Пикчу (Machu Picchu) переводится как «Старая гора». Рядом находится Уайна-Пикчу (Huayna Picchu) - «Молодая гора», именно она изображена на всех панорамных фотографиях древнего города Инков.
  • Мелодичность, структура и богатый словарный запас языка К. вызывали всеобщее восхищение еще с колониальных времен, а современный испанский почерпнул из него огромное количество слов. target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-2-500x375.jpg 500w" style="margin: 5px 0px 25px 35px; padding: 0px; border: 0px; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto; float: right;" width="433" />
  • По некоторым данным, на языках К. говорят около 13 млн человек. Центральный, или южноболивийский кечуа - крупнейший по числу носителей индейский язык Америки.
  • К. документируется с XVI в., когда была создана их письменность на латинской основе. К. является хорошо изученным языком, даже преподается в школе.
  • Во многие языки из К. пришло большое количество заимствований, особенно названий растений и животных.
  • Языку кечуа наиболее близок Аймара , их даже называют двумя стволами дерева, выросшего из одного корня. Более ¹⁄3 словарного запаса этих языков совпадает.
  • Когда в долину Куско пришли Инки, они быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты структуры языка К., сделав его государственным языком своей Империи.
  • Испанские миссионеры восхищались красотой, стройностью и логичностью языка К.
  • Католические миссионеры по достоинству оценили потенциал этого языка: на К. была переведена Библия, на этом языке читались проповеди.
  • В 60-е годы XX в. многие политические партии андских стран включили в свои программы пункты о повышении статуса Кечуа. В результате, в мае 1975 г. К. стал государственным языком Перу (наряду с испанским), в августе 1977 г. - в Боливии (наряду с испанским и Аймара), а с 2008 г. - в Эквадоре (наравне с Шуар).
  • Когда Ацтеки и Майя довольствовались медью, К. уже вовсю осваивали бронзу.
  • В Андах индейцы-К. живут на высоте в среднем 3650 м над у/м. Интересно отметить, что размер сердца и легких у людей этого племени больше, чем у «земных» людей. Дело в том, что эти увеличенные органы позволяют организму человека усиливать кровообращение, таким образом получая больше кислорода.
  • Интересно, что у индейцев-К. принято ходить босиком. При такой ходьбе подошвы ног становятся настолько загрубевшими, что они спокойно могут ходить даже по обледеневшим скалам, не ощущая холода.
  • С установлением владычества испанской короны многие К. были обращены в католицизм, однако, часть их остались верны своим традициям. Поэтому и сегодня среди индейцев можно встретить приверженцев язычества и шаманизма. И если Вам придется побывать в Южной Америке, где повезет встретиться с К., то Вы можете стать обладателем специально изготовленного магического талисмана или любовного зелья. Способ изготовления колдовских вещей шаманы К. многие века хранят в строжайшем секрете.
  • С некоторой опаской индейцы относятся к тучным людям. Если Вы - любитель покушать с фигурой, даже отдаленно не напоминающей кипарис, не обижайтесь, если К. отнесутся к Вам настороженно. Дело в том, что индейцы верят в существование потустороннего существа «ликичири» . Само слово «ликичири» на языке племени означает «похититель жира». Согласно древней легенде, передаваемой из поколения в поколение, чудовище нападает на спящих толстяков и высасывает из них подкожный жир, отчего человек худеет и вскоре умирает. Чем тучнее человек, тем больше вероятность, что на него нападет вампир. Поэтому при встрече с полным человеком индейцы опасаются, что гость привлечет в их поселок кровожадного монстра. К. считают, что оборотень ликичири может принять облик человека, обезьяны или опоссума. Из-за панического страха перед вампиром жители Анд стараются не переедать, чтобы не поправиться. Индейцы не любят толстяков, и когда в их деревне появляется путешественник, обладающий лишним весом, стараются обходить его стороной.
  • Во время сна индейцы тщательно закрывают двери и окна своих домов и стараются на ночь не оставаться в горах в одиночестве. Часто можно встретить индейца с долькой чеснока во рту - считается, что запах чеснока отпугивает ликичири.
  • К. говорят: «Мы рождены в Андах, но мы - дети Бога».
Серия сообщений "

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период^феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу - Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора - около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры - от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах - Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,- как и других этнических групп,- рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых - 46,8, вторых - 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени - ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса- киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась во- многом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг - деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий - таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

ШИПИБО, ИЛИ ШИПИБО-КОНИБО

Шипибо-конибо - индейское племя, по сути представляющее собой союз двух племен так называемых речных пано. Название племени восходит к животному, с которым оно себя ассоциирует. Так, шипибо происходит от "шипи" (маленькая обезьянка-игрунка) и суффикса множественного числа "-бо". Конибо - от "кони" (один из видов крупных дневных хищных птиц) и также суффикса "-бо". Говорят на языке шипибо-конибо. Населяют амазонскую сельву на территории современного Перу по рекам Укаяли, Пачитеа, Кальярия, Агуайтиа и на берегах озера Яринакоча, которое представляет собой старицу реки Укаяли возле города Пукальпа. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия - земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление "пива" из перебродившего маниока, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм "Иные миры".

Предки конибо пришли на реку Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысячи человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).

В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем ее течении.

В мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог - "Отец Солнце", видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре: мир вод - Хене Нете, с живущим в нем духом-хранителем; мир животных - Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все прочие живые существа; желтый мир - Пансин Нете, мир грехов и дурного духа; чудесное пространство, где находится Солнце, Хакон Нете - мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если мужчина вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана. А если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.

Среди других амазонских племен Перу, а также среди перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо. Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо".

В тех случаях, когда лепится особенно большой горшок, то его делают в два-три подхода, с перерывами, чтобы дать сырой глине слегка схватиться. Готовое изделие сушат некоторое время в тени, ни в коем случае не под прямыми солнечными лучами. Непосредственно перед обжигом весь сосуд полируется специальным камушком, который на языке шипибо называется "ренкати". После обжига вся керамика раскрашивается характерным орнаментом красками, также изготовленными на основе белой и черной глины. В традиционной устной культуре большой популярностью среди шипибо-конибо пользуется мифологический цикл "О трех Инках": о Йоащако Инка - Скупом Инке, о Чеще Инка - Черном Инке и о Щане Инка - об Инке-Птице. Эти мифы любопытны тем, что племена шипибо-конибо обитали и обитают на значительной удаленности от территорий, которые контролировали инки до появления испанских конкистадоров. Сюжет одной из историй об Инке-Птице таков: "Давным-давно Инка-Птица жил в Кумария и управлял конибо. Этот Инка научил своих людей многим занятиям и показал, как делать разные вещи. Он был гончаром и знал очень много про разные типы глины. Ему было известно, из какой глины лепить большие горшки "тинаха", из какой - горшки для приготовления пищи, из какой - делать пиалы. Он знал все о белой и желтой глине. Кроме того, он умел прясть и делать узоры. Этот Инка умел расписывать разными узорами пиалы, которые сам же и лепил. Инка со своими людьми часто ходил в самые отдаленные места, чтобы добыть нужный материал. Ведь он знал все уголки.

Жена этого Инки научила женщин лепить горшки для варки, для пива из маниока - "чичи"; научила делать тарелки и пиалы. Она также показала им, как смешивать голубую глину с золой дерева "апачарама", а потом разминать ее. Она научила женщин конибо "купать" пиалы в краске из глины, полировать их, расписывать узорами и обжигать.

После этого жена Инки показала, как следует прясть нить и как ткать ткань с узорами. Она была очень умелой в том, что касается различных ремесел.

Инка ушел из Кумария, оставив конибо в одиночестве. После него они остались множиться и жить на берегах реки".

ЯГУА

Ягуа - индейское племя в провинции Марискаль Рамон Кастилья департамента Лорето и соседних районах Колумбии. Общая численность оценивается в 4 000 человек. Говорят на языке, включаемом лингвистами в языковую семью пеба-ягуа.

Долгая история ягуа весьма насыщена событиями. В незапамятные времена, до того, как уйти вглубь джунглей, они жили на берегах Амазонки. Потом появились первые испанские конкистадоры, за ними - миграционные волны больших племен омагуа и кокама, поднимавшиеся вверх по Амазонке. Еще позже - отряды португальских охотников за рабами - "бандейрантес", от которых ягуа находили защиту в иезуитских миссиях до тех пор, пока этот церковный орден не выгнали из испанских колоний в Новом Свете.

После исчезновения миссий иезуитов ягуа, как и многие другие индейские племена, попали в зависимость от владельцев крупных земельных участков - "патронов". Все перечисленные выше напасти, обрушивавшиеся одна за другой на племя до середины XX века, вынудили ягуа уходить в труднодоступные уголки амазонских джунглей, спасаясь от истребления, рабства и завезенных инфекций. Жизнь ягуа основывается на выращивании маниока, бананов и других культурных растений, а также сборе диких плодов, охоте и рыбной ловле. Из ремесел высоко развиты изготовление одежды из пальмового волокна, плетение гамаков и корзин. В настоящее время некоторые деревни принимают у себя небольшое количество туристов, что также способствует поддержанию существования племени. Племя состоит из нескольких кланов, представители которых могут жениться или выходить замуж только за человека из другого клана. Любопытная особенность ягуа в том, что не все кланы могут породниться между собой. Так, кланы растений могут обмениваться женами с кланами наземных животных, тогда как кланы птиц - только с другими кланами птиц.

Центральное место в верованиях индейцев ягуа занимает Орикнан - верховное существо и создатель мира. Время, которое необходимо человеку, чтобы стать шаманом и поддерживать тесные отношения с духами, достигает у ягуа пяти годам. Праздники у ягуа длятся по нескольку дней и сопровождаются песнями, исполняемыми мужским и женским хором по очереди.

Ягуа вполне благосклонно принимают у себя как туристов, так и научные экспедиции. В последнее время в связи с развитием туризма в этом районе Амазонии некоторые группы индейцев, когда-то ушедшие вглубь джунглей, снова начинают переселяться поближе к берегам Амазонки, чтобы облегчить к себе доступ для туристов. Тем не менее, наиболее традиционные ягуа продолжают жить на маленьких притоках в джунглях, и чтобы добраться до них необходимо приложить некоторые усилия и запастись как минимум пятью днями свободного времени.

КЕЧУА

Кечуа, или кичуа - индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и на севере Чили. Численность более 12 млн. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке (ряд исследователей выделяют несколько близкородственных языков) кечуа андо-экваториальной семьи. Письменность на основе латинского алфавита. По религии - католики, однако среди кечуа остаются сильны традиционные верования, колдовство, шаманизм и жертвоприношения при полевых работах.

Основное занятие - террасное оросительное земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - кинуа, каньяуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница. Основное орудие - "чакитаклья" - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, викунья, овцы). В настоящее время ремесла находятся на более примитивном уровне, нежели в эпоху инков. Наибольшее значение имеет производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут как женщины, так и мужчины. Распространен примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа "панама", изделий из камыша-"тотора", изготовление лепной керамики, калебасов, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Селение - община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной - "курака" и его помощником - "варайок". Брак неолокальный. Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильем служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую частно надевается вязаный шлем - "чульо". Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причем нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль "льиклью", скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Союз племен кечуа во главе с племенем инка (инкакуна), подчинив соседние племена, образовал империю инков Тауантинсуйю (1438 год). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. Испанское завоевание вызвало ожесточенное сопротивление, а индейские восстания продолжались вплоть до XX века.

На сегодняшний день многие индейцы, особенно в местах массового паломничества туристов - Куско и окрестности, Мачу-Пикчу и другие "руины" инков - живут в основном за счет продажи сувениров и оказания услуг носильщиков на Тропе Инков.

АШАНИНКА

Ашанинка, ашанинга, или кампа - группа индейских народов в составе араваков в Перу (в основном в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа). Небольшая группа ашанинка живет также в Бразилии на реке Журуа.

Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке ашанинка подгруппы майпуре. Диалекты: собственно ашанинка, анти, аутанири, каматика, катонго, кимбири, каринаири, пангоа, тампа, угуничири, унини и чичерен. Распространены также кечуа и испанский языки.

Ашанинка формально являются католиками, однако на практике повсеместно бытует шаманизм и магия.

Контакты с испанцами с конца XV или с начала XVI веков. Живут во внутренних районах перуанской сельвы. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, кукуруза, бобы, сладкий картофель), охота, рыболовство. Из ремесел развиты ткачество и гончарство. Традиционные жилища - полусферические хижины на одну парную семью. Селение состоит из нескольких таких хижин и хижины для холостяков. Одежда - длинная туникообразная рубаха без рукавов - "кушма", тканная из дикорастущего хлопка.

Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей. Брак патрилокальный, счет родства билатеральный. В мифологии известен бог-творец, удалившийся на небо и не вмешивающийся в дела людей.

Несмотря на то, что первые контакты ашанинга с внешним миром состоялись несколько веков назад, отдельные общины жили почти в полной изоляции вплоть до середины XX века. В связи с этим сохранилось немало историй о встрече двух цивилизаций, сегодня превратившихся в мифы и сказки. Вот одна из таких сказок, например, услышанная и записанная нами во время одной из исследовательских экспедиций в Перу. "В прежние времена наши деды не знали самолета. И вот однажды он появился. Деды сказали друг другу: - Это что за птица такая пролетела мимо? Было бы здорово поймать ее и выщипать перья. Мы бы украсили ими наши стрелы. Они тут же схватили свои луки и принялись стрелять: "так-так", но не смогли попасть. А самолет улетел в сторону высокого холма. И вот один человек, ведь он никогда прежде не видел самолета, подумал, что тот опустился где-то на холме, чтобы поспать. Он сказал жене: - Нажарь-ка мне юки, да побольше. Я хочу посмотреть, что это за птица пролетела мимо. Я хочу подстрелить ее, вытащить перья и украсить мои стрелы. И он ушел вместе с двумя братьями, взяв с собой много жареной юки. Они не знали, что самолет улетел туда, куда ему было надо. Наконец они пришли на гору, где жили маленькие зверьки, которые всех убивали. Вот почему там никто не мог пройти. Один из братьев сказал: - Птица где-то здесь. Я ее накануне видел. Ты ступай низом и посмотри, куда она спряталась. Ведь это большая птица. Когда увидишь, позови меня, чтобы я убил ее. Тогда мы съедим мясо и вытащим перья.

Один из братьев искал птицу внизу, но так и не нашел. Он поднялся выше по горе. Туда, где растут маленькие пальмы. И вдруг все вокруг померкло, словно опустилась ночь. Заклубились тучи, и на горе поднялся сильный ветер. На землю посыпались сухие сучья и ветки, которые тут же стали превращаться в больших и маленьких белок, в обезьян и в других животных. Это были звери, которых называют зверьками-убийцами. Увидев, что кусочки веток превращаются в зверьков-убийц, человек бросился наутек. И когда он уже миновал половину пути, те догнали его и убили. Эти зверьки совсем маленькие, но зубки у них очень острые. Второй брат тоже побежал, чтобы спастись. Как и первый он пробежал полпути, а потом лег поспать. Тут зверьки-убийцы догнали его и убили. А вот последний брат добежал до реки и прыгнул в воду: "пок". Вот и спасся.

Так вот рассказывают о том дне, когда наши старики узнали о самолете. А так как никогда прежде они не видели его, то и охотились за ним, чтобы подстрелить и вытащить из него перья".

Кечуа, кичуа, индейский народ в Перу, Боливии, Эквадоре, на северо-западе Аргентины и севере Чили. Численность 14870 тыс. человек, в том числе в Перу 7700 тыс., Боливии 2470 тыс., Эквадоре 4300 тыс. человек. Говорят на языках кечуа. Диалекты северо-центральной части горного Перу наиболее отличаются от остальных. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики.

Во второй четверти XV века в Андах возникло централизованное государство (империя Инков или Тауантинсуйу). В инкский период сформировалась народность кечуа, была создана высокая культура. После испанского завоевания в 1532 и кампании по борьбе с язычеством в 1570-х годах кечуа приняли католичество, сохранив, однако, много традиционных верований. Попытка восстановления империи Инков в 1780 была подавлена, но движения (в том числе вооружённые) под этим лозунгом существуют до наших дней. С 70-х годов происходит массовая миграция кечуа в города, главным образом в Лиму.

Основное занятие - террасное орошаемое земледелие (картофель и другие клубневые культуры, зерновые типа проса - киноа, каньиуа, в долинах - кукуруза, ячмень, пшеница). Основное орудие - чакитаклья - заступ с поперечным выступом для ноги; в долинах применяется примитивный плуг. В горах большое значение имеет скотоводство (лама, альпака, в колониальный период - овцы). До появления грузовиков в середине XX века лама имела большое транспортное значение. Среди народных ремёсел распространено производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением занимаются мужчины, женщины и дети, ткут обычно мужчины. Распространён примитивный ткацкий станок. Развиты выделка фетровых шляп, плетение шляп типа панамы, изделий из тростника, изготовление лепной керамики, калебас, золотых и серебряных украшений, резьба по дереву.

Сельская община, в основном эндогамная, управляется выборным старейшиной и его помощником (варайок). Брак неолокальный.

Поселения в долинах кучевые, в горах - разбросанные. Жилище сырцовое, прямоугольное, с двускатной крышей. Жильём служит одна большая комната, в остальных помещениях - кладовые.

Традиционная мужская одежда - короткие штаны до колен, короткая куртка и пончо из домотканой шерсти. Головной убор - широкополая фетровая шляпа с неглубокой тульей, под которую часто надевается вязаный шлем (чульо). Женщины носят несколько юбок с цветной каймой, причём нижняя юбка длиннее верхних, шерстяную шаль (льиклью), скалываемую на груди большой серебряной брошью. Украшения - из металла, камня, кости, раковин. Большинство кечуа ходят босиком или носят кожаные сандалии.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов. Сохраняются почитание горных вершин, матери-земли Пачамамы, шаманизм, жертвоприношения при полевых работах, строительстве дома и т. д. В фольклоре - сочетание местных (например, истории о трикстере-лисе) и европейских сюжетов; милленаристская идеология отражена в мифе об Инкарри ("Инка-царь"), который должен ожить и уничтожить европейских пришельцев. На основе музыкальных традиций кечуа и аймара сложилась получившая мировую известность современная музыка уайно.

Ю. Е. Берёзкин

КЕЧУА ЯЗЫКИ , группа индейских языков, распространенных в западной части Южной Америки в следующих странах (с севера на юг): Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. В Эквадоре используется наименование «кичуа» (Quichua). Языковой комплекс кечуа рассматривается в разных работах по-разному. Часто говорят о едином языке кечуа, имеющем множество диалектов. Выделяется от двух до четырех диалектных групп. Относительно четко выделяется северная диалектная группа Эквадора и прилегающих районов Колумбии и Перу, а также группа южноперуанских диалектов вокруг диалекта куско. В другой интерпретации (принятой и в данной статье) группы диалектов считаются особыми языками кечуанской семьи. Число выделяемых языков варьирует от 6 до более двух десятков.
Внешние связи языков кечуа не вполне ясны. Наиболее правдоподобна гипотеза о родстве кечуа с языком аймара (см. АЙМАРА). Нередко постулируется объединяющая эти две семьи макросемья кечумара, однако другие исследователи объясняют сходство кечуа и аймара ареальной диффузией.

Языки кечуа являются наследниками языка империи инков, которая сформировалась на территории современного Перу и достигла наивысшего могущества в 15 в. Как особый (ныне вымерший) язык обычно рассматривается классический кечуа – язык правителей инкской империи. Инки быстро распространялись на соседние регионы и ассимилировали местные индейские племена. Позднее, в процессе испанской колонизации, кечуа – язык инков – оказался для индейцев Андского нагорья средством самоиндентификации (независимо от их этнической принадлежности), а для испанцев – удобным средством общения с индейцами.

На языках кечуа говорят ок. 8,5 млн. человек (по некоторым данным, до 13 млн.). Центральный, или южноболивийский кечуа – самый крупный по числу носителей индейский язык Америки: на нем говорят более 3,6 млн. человек. Другие крупнейшие языки кечуа – куско в южном Перу (около 1,25 млн. носителей; этот вариант кечуа пользуется наибольшим престижем, так как в г.Куско находилась столица империи инков), аякучо в южном Перу (около 1 млн.), чимборасо в Эквадоре (около 1 млн.) (всего на эквадорских языках кечуа говорит более 40% населения этой страны), анкаш в центральном Перу (около 800 тыс.). Кечуа имеет статус официального языка в Боливии и Перу (наряду с испанским). В некоторых районах имеется значительное количество одноязычных носителей кечуа, но больше распространено кечуа-испанское двуязычие (в ряде мест также кечуа-аймара-испанское трехъязычие). Языками кечуа владеют также носители ряда мелких индейских языков.

Кечуа документируется с 16 в., когда была создана письменность на латинской основе. Кечуа является хорошо изученным языком, преподается в школе. Существует орфографический стандарт.

Как было показано в исследованиях Е.И.Царенко и В.С.Пестова, с типологической точки зрения кечуа относится к языкам так называемого алтайского типа: агглютинативная суффиксальная морфология, большое число видовых и совершаемостных категорий, аккузативная конструкция предложения, порядок слов «субъект – объект – предикат», большое число нефинитных зависимых предикаций.

Из кечуа в испанский и далее в другие языки пришло большое количество заимствований, особенно названий растений, животных и др. В русском языке среди них наиболее известные: кока (название вечнозеленого андского кустарника, в листьях которого содержится кокаин и другие алкалоиды), кондор, пума, лама, пампа (травянистая безлесая равнина, степь; отсюда также пампасы), гаучо (южноамериканский пастух). Слово inka на кечуа означает "правитель, представитель правящего рода". Любопытна история английского слова jerky "копченое мясо" – от исп. charqui, которое, в свое очередь, происходит от кечуанского chark"i. От aнгл. jerky обратной деривацией образовался глагол to jerk "коптить мясо".

Энциклопедия "Кругосвет".

| Путешествие в Тибет |

Подробнее о программах нашего Клуба Вы можете узнать, написав нам по адресу:

Кечуа, кичуа, кешуа, самый крупный из современных индейских народов Южной Америки, составляющий значительную часть населения Перу, Боливии, Эквадора. К. живут также на С. Чили и Аргентины. Общая численность около 10 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языке кечуа. По религии большинство К. - католики, сохраняются пережитки дохристианских верований. Возникновение государства инков способствовало этническому сплочению племён К. Испанское завоевание 16 в. и различные формы рабовладельческой и феодальной эксплуатации К. со стороны завоевателей привели к ломке племенных перегородок, развитию освободительного движения, становлению единого народного языка. Важную роль в формировании народности К. сыграло восстание Тупак-Амару в начале 80-х гг. 18 в. К концу колониального периода (1-я четверть 19 в.) сложилась народность К., включившая многие этнические группы. Развитие товарно-денежных отношений способствует усилению экономических связей между К., живущими в различных районах. Занимаются главным образом сельское хозяйством, в меньшей степени ремёслами (изготовление утвари, одежды, обуви, музыкальных инструментов и др.). Немногочисленный рабочий класс сосредоточен преимущественно в горной и текстильной промышленности; буржуазия К. малочисленна. Национально-революционная борьба К. за равноправие, за землю, против феодальной и капиталистической эксплуатации часто выливалась в мощные народные восстания. Современное национально-революционное движение К. протекает в рамках общедемократического движения стран, в которых они расселены.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

Ю. А. Зубрицкий.

Язык Кечуа

КЕЧУА ЯЗЫКИ, группа индейских языков, распространенных в западной части Южной Америки в следующих странах (с севера на юг): Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина. В Эквадоре используется наименование «кичуа» (Quichua).
Языковой комплекс кечуа рассматривается в разных работах по-разному. Часто говорят о едином языке кечуа, имеющем множество диалектов. Выделяется от двух до четырех диалектных групп. Относительно четко выделяется северная диалектная группа Эквадора и прилегающих районов Колумбии и Перу, а также группа южноперуанских диалектов вокруг диалекта куско.
В другой интерпретации (принятой и в данной статье) группы диалектов считаются особыми языками кечуанской семьи. Число выделяемых языков варьирует от 6 до более двух десятков.

Внешние связи языков кечуа не вполне ясны. Наиболее правдоподобна гипотеза о родстве кечуа с языком аймара. Нередко постулируется объединяющая эти две семьи макросемья кечумара, однако другие исследователи объясняют сходство кечуа и аймара ареальной диффузией.

Языки кечуа являются наследниками языка империи инков, которая сформировалась на территории современного Перу и достигла наивысшего могущества в 15 в. Как особый (ныне вымерший) язык обычно рассматривается классический кечуа – язык правителей инкской империи. Инки быстро распространялись на соседние регионы и ассимилировали местные индейские племена.
Позднее, в процессе испанской колонизации, кечуа – язык инков – оказался для индейцев Андского нагорья средством самоиндентификации (независимо от их этнической принадлежности), а для испанцев – удобным средством общения с индейцами.

На языках кечуа говорят ок. 8,5 млн. человек (по некоторым данным, до 13 млн.). Центральный, или южноболивийский кечуа – самый крупный по числу носителей индейский язык Америки: на нем говорят более 3,6 млн. человек. Другие крупнейшие языки кечуа – куско в южном Перу (около 1,25 млн. носителей; этот вариант кечуа пользуется наибольшим престижем, так как в г.Куско находилась столица империи инков), аякучо в южном Перу (около 1 млн.), чимборасо в Эквадоре (около 1 млн.) (всего на эквадорских языках кечуа говорит более 40% населения этой страны), анкаш в центральном Перу (около 800 тыс.). Кечуа имеет статус официального языка в Боливии и Перу (наряду с испанским). В некоторых районах имеется значительное количество одноязычных носителей кечуа, но больше распространено кечуа-испанское двуязычие (в ряде мест также кечуа-аймара-испанское трехъязычие). Языками кечуа владеют также носители ряда мелких индейских языков.

Кечуа документируется с 16 в., когда была создана письменность на латинской основе. Кечуа является хорошо изученным языком, преподается в школе. Существует орфографический стандарт.

Как было показано в исследованиях Е.И.Царенко и В.С.Пестова, с типологической точки зрения кечуа относится к языкам так называемого алтайского типа: агглютинативная суффиксальная морфология, большое число видовых и совершаемостных категорий, аккузативная конструкция предложения, порядок слов «субъект – объект – предикат», большое число нефинитных зависимых предикаций.

Из кечуа в испанский и далее в другие языки пришло большое количество заимствований, особенно названий растений, животных и др. В русском языке среди них наиболее известные: кока (название вечнозеленого андского кустарника, в листьях которого содержится кокаин и другие алкалоиды), кондор, пума, лама, пампа (травянистая безлесая равнина, степь; отсюда также пампасы), гаучо (южноамериканский пастух). Слово inka на кечуа означает "правитель, представитель правящего рода". Любопытна история английского слова jerky "копченое мясо" – от исп. charqui, которое, в свое очередь, происходит от кечуанского chark"i. От aнгл. jerky обратной деривацией образовался глагол to jerk "коптить мясо".

КЕЧУА - один из индейских языков Юж. Америки. Официальный язык Республики Боливии (наряду с испанским и аймара) и Республики Перу (наряду с испанским). Распространен в странах Андского нагорья. Общее число говорящих 12,9 млн. чел., в т. ч. в Перу - 6,75 млн. чел., Боливии - 2,1 млн. чел. и Эквадоре - 3,65 млн. чел. Небольшие группы носителей кечуа живут в Аргентине, Колумбии и Чили. Широко представлено кечуа-йен, двуязычие. Место в генеалогической классификации неясно. Традиционно кечуа объединяют с языком аймара в кечумарскую (кечумара) семью. М. Сводеш включает кечумара языки в макросемью кечуа-чон, Дж. X. Гринберг - в андскую ветвь андо-экваториальной филии. Делались попытки генетически связать кечуа с алтайскими языками (Ж. Дюмезиль, К. Боуда). Однако есть основания считать его изолированным.

Выделяются 3 группы диалектов: южная (южное Перу, Боливия, северо-западная Аргентина), центральная (центр Перу) и северная (север Перу, Эквадор, южная Колумбия). Генетически северная диалектная группа является ответвлением южной. Вместе северные и южные диалекты («кечуа А», по Г. Дж. Паркеру) противопоставлены центральным диалектам («кечуа Б»). Взаимопонимание между носителями некоторых диалектов затруднено, поэтому иногда говорят об отдельных кечуанских языках (до 6- 8 языков).

Исконная система гласных содержит 3 фонемы (a, i, u). В диалектах число гласных может доходить до 6. Особенность некоторых южных диалектов (Куско и Боливии), объединяющая их с языком аймара,- наличие трех коррелятивных 1 серий смычных - простые, придыхательные и смычно-гортанные (например, tanta «совокупность, вместе»; thanta «лохмотья»; t"anta «хлеб»). Ударение на предпоследнем слоге. В диалектах с трой-ными сериями смычных действуют четкие законы распределения ларингальных артикуляций в слове.

Грамматический строй агглютинативно-суффиксальный. Развито именное словоизменение (категории числа, падежа, притяжательности). Для категории лица характерна инклюзивность/эксклюзивность. Глагол характеризуется субъектно-объектным спряжением, обилием производных форм. Строй предложения номинативный, порядок слов фиксированный (SOV, определение предшествует определяемому). Употребительны причастные, деепричастные и инфинитивные обороты. Развиты как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения.



Похожие статьи
 
Категории