Интерактивные поэтапное рисование изо в начальной школе. Новые образовательные стандарты и уроки изо в начальной школе

06.07.2019

Аннотация к материалу

Презентации по изо - лучший демонстрационный материал, который, благодаря использованию в школе информационных технологий, позволит учителю не только учить детей рисованию, но и даст возможность знакомить с произведениями изобразительного искусства, творчеством художников на уроках рисования в школе. Проведение урока изобразительного искусства без наличия зрительных образов сегодня невозможно. Презентации по рисованию делают урок на любую тему легким в восприятии и понятным детям. Только эти электронные пособия помогут учащимся погрузиться в мир искусства, увидеть работу мировых художников, почувствовать себя начинающим дизайнером и открыть новые техники изображения предметов с помощью красок и кисти, пластилина или нетрадиционных материалов, используемых сегодня в творчестве.

Новые подходы к современному образованию требуют использования учителем на уроках изобразительного искусства мультимедийных презентаций на тему рисование в качестве:

  • Главного источника информации по теме урока
  • Надежного помощника педагога при демонстрации процессов работы или пошагового выполнения рисунка
  • Образца для выполнения ученических проектов
  • Инструмента, позволяющего демонстрировать процесс художественной деятельности при использовании графических программ

Стоит учителю скачать бесплатно презентации по изо, как урок приобретает совершенно иные краски:

  • Он становится привлекательным
  • Его материал содержателен и убедителен
  • Его слайды мотивируют учащихся на получение достойного результата

На уроке изобразительное искусство презентация может использоваться в качестве пособия для объяснения темы или средства для проверки знаний. Учитель может скачать бесплатно презентации по рисованию для начальной и средней школы о жизни и творчестве деятелей искусства (о художниках, архитекторах), о музеях и видах изобразительной деятельности для объяснения нового материала с использованием лучшей наглядности, взятой из виртуальных музеев и картинных галерей Интернета. При обобщении знаний по теме можно скачать презентации к урокам изо с тестами, выполнение которых не занимает на уроке много времени, но позволяет педагогу быстро проверить изученный материал, вызвав живой интерес у ребенка к дальнейшему изучению предмета.

Чтобы дети научились рисовать красиво, это желание и возможности в них надо разбудить. Помогут в этом замечательные презентации по рисованию (изо, изобразительному искусству) скачать которые мы предлагаем бесплатно из разделов по классам. Каждая работа создавалась профессионалом, поэтому дети по достоинству оценят тот материал, который будет представлен на уроке. Вместе с презентациями по изобразительному искусству ко многим занятиям можно скачать и конспекты урока рисования в школе, как начальной, так и средней.

Учите детей рисовать. Возможно именно какая-то презентация по изобразительному искусству, позволит зажечься в ребенке искорке творчества и на Земле появятся картины еще одного талантливого художника, который не потерял свой дар.

ИЗО (изобразительное искусство) - 1 класс

Все маленькие дети обожают рисовать, но, пойдя в школу, у многих пропадает интерес к урокам изо. Вся беда в том, что учитель не может грамотно построить урок и убивает интерес у первоклассников к этой деятельности, требуя от маленьких школьников невозможного. На уроке ИЗО презентация в 1 классе позволяет учителю быть...

ИЗО (рисование) - 2 класс

ИЗО во 2 классе с презентацией - любимый урок многих школьников. Современные электронные пособия полностью изменили привычные занятия, когда учителю необходимо было большую часть урока тратить на объяснения материала урока. А сколько радости доставляет детям виртуальное путешествия по музеям и картинным галереям, знакомство с творчеством художников и созерцание изумительных произведений...

ИЗО (изобразительное искусство) - 3 класс

Урок изо в 3 классе с презентацией - это любимый и долгожданный предмет в школьном расписании каждого младшего школьника. Именно на этих занятиях у детей появляется возможность проявить творчество, показать свои способности, раскрыть характер, вложить душу в предлагаемую работу. Даже те ребята, которые в будущем не станут художниками, в начальной...

ИЗО (изобразительное искусство) - 4 класс

Презентация по изо в 4 классе - это надежное наглядное пособие для учителя, которое способно каждого ученика начальной школы заинтересовать рисованием или изобразительным искусством. В связи с этим каждый современный педагог должен уметь не только пользоваться компьютером, который находится у него в классе, но и уметь составлять мультимедийные разработки, виртуозно...

ИЗО (изобразительное искусство) - 5 класс

Презентации по изо для 5 класса помогут учителю поддержать у школьников интерес к изобразительному искусству и рисованию, когда дети перешли в среднее звено. Иллюстративный материал на этих уроках должен присутствовать в огромном количестве. Ведь учащиеся не только учатся рисовать, они предварительно знакомятся с историей создания вещей, с биографиями художников, с...

ИЗО (изобразительное искусство) - 6 класс

Презентации по изо в 6 классе - это незаменимый материал для проведения современного урока изобразительного искусства. Знакомство с различными видами искусства, обучение рисованию должно вестись с использованием огромного количества качественной наглядности. В век развития компьютерных технологий нет необходимости лишать школьника возможности созерцать, находясь в классном кабинете, красивые картины, всем известные...

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю в сельской школе учителем рисования в начальных классах по программе “Изобразительное искусство и художественный труд” , разработанной под руководством народного художника России, академика Б.М.Неменского. Вот уже десять лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.

Например, в первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным.

Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все. (Приложение № 1)

Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами. (Приложение №2)

На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! (Приложение № 3)

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. (Приложение № 4)

Во втором классе на уроке “Наши друзья – птицы” так же можно использовать уже знакомую вам технику “печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. (Приложение № 6)

На уроке “Сказочная птица” возможно использоваие нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. (Приложение № 7)

Нетрадиционную технику “Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме “Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу и разукрасить. (Приложение № 8)

Урок во втором классе на тему “Кружевные узоры” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке “Четвероногий герой” для выражения характера изображаемых животных используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. (Приложение № 9)

Тему “Человек и его украшения” можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.

Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. (Приложение № 10)

В третьем классе на уроке “Красота букетов из Жостово” можно выполнить коллективную работу в технике “Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне. (Приложение № 11)

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие.

“Портрет друга” можно разнообразить, если выполнить “Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем “Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги. (Приложение № 12)

Урок на тему “Музеи народного декоративного искусства” можно провести при помощи “Коллажа”. Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: “Дымковская игрушка”, “Русская матрешка”, “Гжель”, “Хохлома” и т.д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом. (Приложение № 13)

В 4 классе урок по теме “Пейзаж родной земли” можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть “Ниткография”, “Обрывная аппликация”, “Флористика”, “Гратаж”. Можно вспомнить и “Печать со стекла”, но теперь на стекло нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику “Коллажа” и даже выполнить “Картину из полос бумаги”. А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей “Нетрадиционных техник”.

На уроке в 4 классе, рисуя портрет русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если во втором классе мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.

Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.

Урок рисования для младших школьников. Снегири.

Автор : Хатипова Гульнара Кабировна преподаватель.
Место работы: МОУДОД ДХШ№2

Конспект урока по рисованию.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря;
знакомить с жанром анималистики;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски,их цветовой гармонии; определение пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц,
развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту природы;
формирование эстетических чувств;
формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация «Снегири», репродукции с изображением снегирей, образец работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря.

Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.

Литературный ряд: - стихи, (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы

Музыкальный ряд: голоса разных птиц.
План урока:
1.Оргмомент – 2мин.
2.Сообщение темы – 20 мин.
3.самостоятельная работа – 50 мин.
4.Подведение итогов – 10 мин.
5.Домашнее задание – 5мин.
Ход урока:
I.Оргмомент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
Какие изменения происходят в природе?
(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег, приходят морозы).
Зимой к нам заглядывают гости…Кто?
(Птицы).
Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдём ответ на загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на уроке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Снегири».

Ближайший родственник снегиря- воробей. Живёт снегирь в хвойных таёжных лесах. На зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чёрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.


Как вы думаете кто из них – кто?
(У самки красный цвет замещён буровато-серым.)
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению. Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке. У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящённых этой птице. Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.
У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте её и объясните её смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ . Если птицу расхваливают за её красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их жизни.
Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картины где изображена эта птица.



А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.)Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? (Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; Посмотрите как отличаются ноги у цапли и снегиря
3)длинная или короткая шея; По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это тоже самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь показано как нужно правильно, построить птицу. Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо), голова – окружность, крылья – треугольник, хвост – трапеция. После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.
Последовательность выполнения работы:
1. Выбрать формат
2. Наметить размер снегиря.
3. Нарисовать детали птицы.
4. Выполнить в цвете.
Ваша работа должна получиться - найти характер снегиря, аккуратно выполнена.

III.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы учитель помогает ученикам.

IV.Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом году суровая зима. Птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята.
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших всех снегирей, воробьёв и синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

V.Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. Принести материал для следующего урока.
Спасибо за урок!

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Каждый год новые первоклашки переступают порог школы. Маленький человек поднимается на новую жизненную ступеньку, его ждет целый мир, полный открытий, сомнений, огорчений и радости. Как будут в нем себя чувствовать малыши, зависит от нас, взрослых. Их предстоит многому научить, пробудить и развить чувства ребят, стимулировать их познавательный интерес, воспитывать активную позицию, поощрять стремление самостоятельно творить, исследовать, созидать. Но это в будущем, а сначала им надо научиться быть учениками, освоить школьные правила, научиться слушать и слышать своего учителя, а это непросто.

Огромную помощь здесь могут оказать уроки изобразительного искусства. Дети попадают в волшебный мир цвета, музыки, сказки. Их ждет чудесная страна "волшебных красок", обитатели которой помогают, учат, наталкивают на самостоятельное рассуждение о добре и зле, о хорошем и плохом, учат сопереживать. Здесь появляется из грязной воды Клякса, которая сопровождает ребят из урока в урок. Вредная и противная вначале, благодаря усилиям и помощи ребят она исправляется, приобретает друзей и уже сама проводит малышей по удивительной стране цвета, формы, изображения.

Знакомство с предметом ИЗО можно начать уже 1 сентября. Когда первоклассники совершают экскурсию по школе, их можно пригласить в кабинет ИЗО. Если его нет, занятие проводится в обычном классе.

Вводное (ознакомительное) занятие по изобразительному искусству в 1-м классе

Задачи. Снять напряжение и волнение первого школьного дня; пробудить интерес к предмету ИЗО.

Оборудование. Работы детей, выполненные в разной технике (гуашь, мелки, карандаш, уголь, роспись ткани, лепка и т.д.); поднос с предметами, необходимыми для занятия ИЗО (краски, кисточки, карандаши, ластик, точилка, мелки и т.д.); бумажный цветик-семицветик со съемными листьями, маленькое полено или недлинная толстая палочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Под любую красивую музыку (вальс) дети входят в класс и садятся на поставленные полукругом стулья. На стенах и доске развешены и расставлены детские работы.

II. Знакомство с предметом "Изобразительное искусство"

Учитель ИЗО. Здравствуйте, дорогие ученики 1-го класса! Вы уже познакомились со своей учительницей? Как ее зовут?

Дети называют имя.

– Совершая экскурсию по школе, вы уже были и в спортивном зале, и в библиотеке, и в кабинете музыки. Вы уже догадались, что у вас будет много разных предметов и учителей? Меня зовут... Каждую неделю мы будем встречаться в этом классе. Посмотрите внимательно по сторонам. Чем мы будем здесь заниматься?

Дети. Мы будем рисовать, лепить, делать аппликации.

У. Правильно. Мы с вами будем учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть или придумать, поэтому наш урок будет называться...

Учитель показывает запись на доске, и все хором пробуют ее прочитать.

Д. И-зоб-ра-зи-тель-но-е ис-кус-ство.

Проводится игра "Соберись на урок".
На подносе лежат предметы, необходимые для урока ИЗО, но к ним добавлено что-нибудь лишнее (конфета, ключ, маленькая игрушка).

У. Ребята, рассмотрите эти предметы. Что из них нам пригодится на уроке изобразительного искусства?

Затем учитель вызывает детей, которые отбирают по одному нужному предмету. В результате на подносе остаются вещи ненужные.

– Вы молодцы. Все, что осталось, нам не нужно, это лишние предметы. Мы не будем приносить их на урок.

Проводится игра "Цветик-семицветик".

У. Ребята, отгадайте загадку:

Лепестки волшебные желания выполняют,
По воле хозяйки по свету летают
На север, на юг, на запад, восток.
Как же зовется волшебный цветок?

Д. Цветик-семицветик.

В руках у учителя бумажный цветок с семью разноцветными листьями, которые можно вынуть из сердцевинки.

У. Почему он так называется?

Д. У него семь разноцветных лепесточков.

У. Давайте по очереди вынимать лепестки волшебного цветка. У кого в руках лепесток, тот должен назвать его цвет, а мы все вместе должны вспомнить, что в природе можно встретить такого цвета.

Ребята вытаскивают по одному лепестку.

Д. Красный. (Яблоко, мак, осенние листья и т.д. )
– Желтый. (Солнце, лимон, одуванчик... )
– Оранжевый. (Морковка, солнышко на закате, апельсин, рыжий кот... )
– Синий. (Небо, вода в море, сливы... )
– Зеленый. (Листочки, трава, арбуз... )
– Коричневый. (Стволы и ветки деревьев, земля... )
– Белый. (Облака, морская пена, перья у птиц... )

У. Молодцы. Представьте себе, что у вас много замечательных красок, но у вас плохое настроение и вы совсем не знаете, что нарисовать. Получится работа?

Д. Нет.

У. Чтобы что-то изобразить, это надо придумать, представить себе. Сейчас мы проверим, как вы можете придумывать.

Проводится игра "Чудесное полено".
Учитель показывает классу небольшое полено или короткую толстую палку.

– Посмотрите на этот предмет. Как вы думаете, из какой он сказки?

Д. Из сказки "Золотой ключик".

У. Что сделал Папа Карло из простого полена?

Д. Буратино.

У. Давайте и мы попробуем превратить это полено во что-нибудь интересное. Попробуйте отгадать, чем стало полено в моих руках.

Учитель берет полено, как куклу, и начинает укачивать.

Д. Это кукла.

У. Кто из вас хочет нам что-нибудь изобразить?

Дети "превращают" полено в разные предметы, производя с ним разные манипуляции, класс отгадывает, на что это похоже. (Машина, телефон, мороженое, дудочка, скрипка, самолет, утюг и т.д.)

III. Итог занятия

У. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Мы скоро встретимся с вами на уроке, который называется...

Д. Изобразительное искусство.

У. Подготовьте дома краски, бумагу и кисточки. Всего вам доброго.

Под музыку дети выходят с занятия.

Тема. "Радуга. Основные и составные цвета".

Цель. Знакомство с предметом ИЗО и правилами работы на уроке; знакомство с основными и составными цветами; показ приемов работы кистью; отработка умения слушать объяснения учителя; формирование положительной мотивации; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Оборудование. Гуашь; кисти № 5; бумага для рисования A3 (А4); банки для воды; клеенки; тряпочки; плакат с изображением солнца, облаков и радуги; аудиозапись П.И. Чайковского "Вальс цветов".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель. Дорогие друзья, сегодня у нас с вами первый урок изобразительного искусства. Но прежде чем мы начнем работу, давайте проверим, как вы приготовились к занятию.
Чем мы будем сегодня работать?

Дети. Кисточками и красками.

У. Ребята, возьмите, пожалуйста, свои кисточки и прикоснитесь ими к тыльной стороне ладошек. На что похожа наша кисточка?

Д. На ножку, на хвостик.

У. Если сильнее нажать на кисточку, то ладошке будет больно. Когда мы с вами будем рисовать, надо легко и ласково проводить кисточкой по бумаге, как будто гладишь котенка, не нажимая сильно на "пяточку".

Дети пробуют поводить кисточкой по своим ладошкам.

– Перед тем как взять краску, кисточку необходимо обмокнуть в воду.

Учитель показывает, демонстративно разбрызгивая капли чистой воды вокруг себя.

– Все ли я правильно делаю?

Д. Нет. Кисточку надо аккуратно отжать о край баночки, чтобы не испачкать окружающих, работу и себя.

У. А как мы разместим на рабочем столе краски?

Д. Откроем и поставим перед собой за листом бумаги. Нельзя ставить краски с правой или с левой стороны от себя: их можно случайно смахнуть на пол.

Если ребята затрудняются ответить, учитель помогает найти правильный ответ.

II. Сообщение темы урока

У. Теперь наше рабочее место в порядке, можно приступать к занятиям. Сегодня мы узнаем, откуда же взялись эти замечательные цвета, которые мы видим вокруг нас в природе и которыми мы рисуем.

III. Сказка про радугу

У. Однажды по небу плыло очень маленькое, но очень озорное Облачко. Ему было очень скучно, не с кем было поиграть, побаловаться, полетать наперегонки по сильным ветровым потокам. Ничего и никого не было вокруг, только большое ласковое Солнышко заботливо обогревало с высоты землю. "Вот с кем я поиграю!" – обрадовалось Облачко. Оно стало подлетать к Солнцу то с одной стороны, то с другой, то сверху, то снизу, но Солнышко его не замечало. Облачку стало так обидно, что оно горько всхлипнуло и разревелось мелкими капельками теплого летнего...

Д. Дождика.

У. Сквозь одну из капель проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо: белый луч солнца расщепился на целый многоцветный букет. Через все небо перекинулась яркая...

Д. Радуга.

У. Сколько цветов уместилось на радуге? Давайте их назовем.

Ребята вместе с учителем по порядку называют все цвета радуги.

– Облачко сразу перестало плакать – оказывается, его капельки и тоненький солнечный лучик могут творить такие чудеса.

IV. Изображение радуги

У. Ребята, давайте все вместе нарисуем эту чудесную радугу, чтобы облачку не было очень грустно. Для работы мы с вами возьмем самые яркие, самые главные цвета. Какие именно?

Цвет солнышка.

Д. Желтый.

У. Цвет неба.

Д. Синий.

У. Цвет огня.

Д. Красный.

Ребята открывают и ставят перед собой нужные краски.

У. Начинаем работу красным цветом, проводим через весь лист бумаги широкую дугу, затем рядом с ней проводим дугу желтую.

Учитель работает на доске вместе с ребятами.

– Получается очень красиво, но уж очень резкая граница между цветами. Давайте чистой кисточкой ее уберем.

Учитель чистой кисточкой легкими движениями смешивает краски на границе цветов.

– Что получилось?

Д. Краски смешались, появился ярко-оранжевый цвет.

У. Теперь давайте проведем дугу синего цвета. Она будет у нас довольно широкая – раза в три шире предыдущих. Чистой кисточкой опять убираем границу между желтым и синим цветами. Что получается?

Д. Показывается зеленоватый оттенок.

У. Сколько уже цветов на нашей радуге?

Д. Пять цветов.

У. Между синим и зеленым цветами на радуге еле различим нежно-голубой. Как нам его получить?

Д. С помощью белой краски.

Белый цвет сразу добавляется между синим и зеленым.

У. Мы попробовали уже все краски, которые приготовили. Получилась у нас радуга?

Д. Нет. У радуги должно быть семь цветов.

У. Как быть? Что будет, если нашу радугу свернуть разноцветной трубочкой?

Учитель показывает трубочку из бумаги.

– Какие цвета у нас обязательно должны встретиться?

Д. Синий и красный.

У. Добавляем еще синюю полосу и сразу на нее кладем красную. Какой цвет получается?

Д. Фиолетовый.

У. Вот радуга засияла во всей своей красе.

V. Физкультминутка

У. Вымоем наши кисти в воде и положим на тряпочку: их нельзя оставлять в банке – они могут испортиться. Давайте все вместе отдохнем.

Радуга-дуга,
(Дети прыгают и хлопают над головой. )
Не давай дождя!
Давай солнышко –
(Дети поворачиваются из стороны в сторону .)
Колоколнышко!
(Руки в бок. )

VI. Совместное сочинение сюжета картины

У. У нас получились очень красивые радуги, но им одиноко на наших картинах. Над чем может раскинуться наша радуга?

Д. Над землей, над лугами и полями.

У. Давайте нарисуем травку под нашей радугой и добавим в нее немного солнышка. Покажите руками, как растет травка?

Ребята показывают траву движениями рук сверху вниз и снизу вверх.

У. Какими цветами будем работать?

Д. Работаем зеленым и желтым цветом.

Ученики изображают траву.

У. Где раскинулась радуга? Покажите, как простирается небо.

Дети показывают небо движениями рук из стороны в сторону.

– Какие цвета используем?

Д. Работаем синим и белым цветами.

Ученики изображают небо.

У. Чем или кем мы можем украсить нашу картину?

Д. Цветами, бабочками и божьими коровками.

Ребята завершают свои работы.

VII. Итог занятия

У. Что сегодня вы узнали? Как появляется радуга? Сколько на ней можно увидеть цветов? Какие это цвета? Как получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой цвета?

Дети отвечают с опорой на свой рисунок.
Дети выкладывают свои рисунки на пол в конце класса для просушки и всеобщего обозрения.
Принадлежности для рисования убираются.

Тема. "Перо жар-птицы".

Цель. Закрепление правил работы на уроках ИЗО; знакомство с основными цветами; формирование умения вглядываться в окружающую природу, видеть ее многообразие и многоцветность.

Оборудование. Гуашь; кисти № 5; бумага для рисования; банки для воды; тряпочки; аудиозапись А. Лядова "Волшебное озеро"; перо павлина.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет, как дети подготовили свое рабочее место, расставили краски, налили воду.

II. Повторение пройденного материала

Учитель. Ребята, что мы с вами рисовали на прошлом уроке?

Дети. Радугу.

У. Давайте вспомним, сколько цветов у радуги и сколько красок мы использовали. Почему?

Д. У радуги семь цветов, но мы использовали только четыре краски: красную, желтую, синюю и белую. Мы их смешивали между собой и получали новые цвета.

III. Сообщение темы занятия

У. Сегодня мы с вами продолжим учиться смешивать цвета и узнаем, что стало с чудесной радугой.

IV. Сказка о стране "Волшебных красок"

У. Чудесная радуга, появившаяся в прошлый раз, была волшебной. Она не растаяла на небе сразу после дождя. Ее разноцветные лучики превратились в семь ярких красок, которые поселились в волшебной стране.
Здесь краски весело взялись за работу. Сколько же дел надо было сделать! Краски рисовали мультфильмы и иллюстрации к детским книжкам. Во все сказки, рассказы и стихи разлетались, разбегались, расходились и уезжали их герои. Краскам даже некогда было передохнуть – так они были увлечены работой.
Все шло прекрасно, только вот с ведерком, в которое обмакивались кисточки перед нырянием в новый цвет, стало происходить что-то неладное. Вода в нем давно стала очень грязной, она начала сначала тихо булькать, потом громче, затем забурлила и выплеснулась на землю. Грязная лужица сначала была неподвижной, а затем из нее выползло очень странное существо непонятного цвета с очень маленькими глазками и длинным носом. Это была Клякса. Какой характер может быть у Кляксы, появившейся из грязной лужи?

Д. Она, наверно, была сердитая, недовольная, хмурая, ей все не нравилось.

У. Не успела Клякса осмотреться, как вдруг ее внимание привлекла Жар-птица, сидящая на ближнем кусте.
Чудесная птица закрыла глазки, подставив солнышку свои переливающиеся перья, – не могла же она лететь в сказку, не обсохнув. В какую сказку могла полететь Жар-птица?

Д. "Иван-царевич и Серый Волк", "Конек-Горбунок", "Жар-птица и Василиса-царевна".

У. Настроение у Кляксы стало еще хуже. Как она не любила все яркое, красивое, сказочное! Ей сразу захотелось сделать что-нибудь плохое. Чумазое пятнышко тихонько подкралось к Жар-птице и схватило все яркие цвета, украшавшие чудные перья. Теперь оставалось все это спрятать где-нибудь в надежном месте, чтобы никто и никогда не смог отыскать, особенно эти противные веселые краски, которые только и думают, как сделать мир прекраснее и удивительнее.
Цвета Жар-птицы были очень горячими, они обжигали лапки Кляксы, пока она искала самую глубокую, самую темную, самую сырую пещерку, чтобы спрятаться ото всех.

Учитель открывает заранее нарисованную на доске белым мелом птицу.

Проснувшись, Жар-птица ужаснулась: как же ей быть? Не может же она лететь в сказку бесцветной, потеряв свое оперение! Волшебные краски очень заняты, стыдно их просить снова раскрасить перья, коль старые уберечь не смогла. Как ей помочь? Ребята, давайте нарисуем для нее новые перышки, украсим ее хвост и крылья. Тогда и краски отвлекать от работы не нужно, и птица в свои сказки улетит, ведь.

V. Изображение пера Жар-птицы

У. На кого может быть похожа Жар-птица?

Д. На павлина.

Учитель показывает перо из павлиньего хвоста.

У. Давайте внимательно рассмотрим перо, украшающее павлиний хвост. На что оно похоже?

Д. Перышко похоже на деревце с пушистыми веточками.

У. Оно состоит из основной оси, от которой в стороны отходят пушистые "отросточки". Какие краски нам понадобятся для работы? Почему?

Д. Жар-птица очень горячая, она огненная. Нам будут нужны красный и желтый цвета.

У. Не надо забывать, что в пламени мы можем заметить и синие искорки.

Дети открывают и ставят перед собой три основных цвета.

У. Как называются цвета, которые мы приготовили?

Д. Основные.

Учитель вместе с детьми работает на доске.

У. Выберите, с какого цвета вы начнете свою работу.

Д. Можно начать с красного или желтого.

У. Берем выбранную вами краску на кисточку и смело проводим большую дугу на листе бумаги. Это будет основная ось нашего пера. Затем легкими мазками от оси вверх и вниз делаем "пушистые отросточки". Перышко живое, оно колышется от дуновения ветерка, оно не должно быть похоже на щетку или беззубую расческу. Мазки кладем рядом друг с другом.

Ребята работают самостоятельно под музыку.

У. У нас получаются замечательные перышки. Но наша птица волшебная, она сияет и переливается. Как это нам показать?

Д. Нам надо добавить еще один цвет.

У. Правильно. Кто работал красным цветом, добавит желтый, а кто желтым – красный. Обратите внимание, что новые мазки мы будем класть не поверх старых, а между ними. Что происходит с цветом?

Д. Цвет меняется, красный и желтый смешиваются между собой, и появляется оранжевый.

У. Нам остается украсить перо синими искорками и синим "глазком", как у павлина. Где на перышке мы поставим глазок на его основании или на кончике?

Д. Мы украсим кончик.

Дети работают самостоятельно.

У. Что вы заметили, добавляя на перышки синие искорки?

Д. Если синий цвет попадает на желтый, получается зеленоватый оттенок.

VI. Итог занятия

У. Как вы думаете, хватит ли одного перышка для нового наряда Жар-птицы?

Д. Нет. Перьев надо много.

У. Как же нам с вами быть? Давайте выложим все наши перышки в конце класса (при желании их можно вывесить на доску ). Теперь мы поможем волшебной птице?

Дети выкладывают свои работы, любуются ими, сравнивают с работой товарищей.

– Как нам удалось получить оранжевый и зеленый цвета?

Д. Мы смешали красный с желтым и получили оранжевый, желтый смешали с синим и получили зеленый.

Дети самостоятельно убирают свое рабочее место.

Тема. "Цветочная поляна".

Цель. Отработка умений пользоваться кистью, смешивать краски; закрепление понятий основного и составного цветов, воспитание внимательного отношения к окружающей живой природе.

Оборудование. Гуашь; толстые кисти; тряпочки; баночки для воды; бумага для рисования формата A3; живые цветы (астры, георгины, хризантемы); аудиозапись Рахманинова "Полька".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет, как дети разместили материал для работы на партах.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, обратите внимание, как долго живут в нашем классе цветы, как долго они нас радуют. Как вы думаете, почему?

Дети. Мы за ними ухаживаем, поливаем, мы их любим и бережем.

У. Сегодня мы с вами поговорим о цветах и попробуем нарисовать, чтобы каждый из вас смог унести домой чудесный букет. Для этого мы отправимся в нашу волшебную страну.

III. Сказка о чудесной поляне

У. Целую неделю сидела Клякса у себя в норе и довольно потирала свои лапки. Ух, какой переполох она устроила в волшебной стране! Все они будут знать, как рисовать все красивое и веселое! Теперь пусть побегают, поищут, кто такой ловкий, кто огненные краски забрал. Вот какие вредненькие мысли пролетали в голове Кляксы, и от них настроение у нее поднималось. Она живо представляла себе, как веселые краски перессорятся, погрустнеют, не смогут больше дружно работать. Почему же Клякса была такая?

Д. Она была вредная, не любила ничего доброго и хорошего, старалась всем испортить настроение.

У. Действительно, веселые краски сначала очень огорчились, что кто-то портит их работу, что кто-то вредничает. Они даже собрались в погоню, чтобы узнать, кто же это. В мгновение ока нарисовали краски ковер-самолет и отправились осматривать свои владения.
Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть?

У. Ковер-самолет спустился пониже и замедлил скорость. Краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски сразу забыли о том, что только недавно хотели кого-то наказать. Они подумали: "Зачем гоняться за тем, кто поступил некрасиво, лучше остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело". Так они и сделали.
А Кляксе стало скучно сидеть в своей пещерке, она потихоньку выбралась наружу посмотреть, что происходит. Клякса просто позеленела от злости: вместо того чтобы грустить и сердиться, все весело играли, танцевали, пели песни и любовались цветами.
Вдруг Кляксу охватило странное чувство, ей захотелось пойти на поляну, закружиться вместе со всеми в веселом танце, нюхать цветы, но что-то ее удерживало и не давало сделать ни шагу. Почему Клякса не пошла на поляну? Что ей мешало?

Д. Кляксе было стыдно.

У. Сегодня, ребята, мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника.

IV. Изображение цветочной поляны

У. Ребята, как вы думаете, что у цветков самое красивое?

Учитель берет в руки букет из нескольких цветов и показывает классу.

Д. Самое красивое – сами цветочки, а не стебельки.

У. Если наши краски летели на ковре-самолете, какие части цветов они могли видеть?

Д. Краски видели только головки цветов, а стебли и листья – нет.

У. Давайте внимательно посмотрим на цветочные головки. Что мы заметим?

Д. У всех цветов есть серединка и лепестки.

У. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов?

Д. Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.

У. Давайте откроем наши главные (основные) цвета.

Д (хором ). Красный, желтый, синий.

У. Еще в помощь основным цветам откроем белую краску.

Дети открывают краски.

– Обмакнем кисточку в воду, отожмем. Выберем свой любимый цвет и в любом месте листа поставим точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. (Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев. ) Теперь легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым.

Учитель показывает прием работы на доске, дети работают на своих листах.

– У нас получается очень красиво. Теперь давайте выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине.
Что вы видите на своих работах?

Д. Белый цвет превращает красный и синий в розовый и голубой, желтый и красный превращают друг друга в оранжевый, а синий и красный – в фиолетовый.

У. Может ли на поляне расти всего один цветок?

Д. Нет.

У. Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше.

Учитель еще раз показывает классу букет.

– Все ли цветы мы одинаково хорошо видим?

Д. Нет. Некоторые цветочки прячутся за другими, видны только их половинки.

Ребята работают самостоятельно, каждый цветок изображая двумя красками.
Звучит музыка. Учитель ходит по классу и в случае необходимости оказывает помощь ученикам, подбадривает.

У. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне?

Д. Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.

У. Правильно. Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка "прыгает" по бумаге и оставляет отпечатки своих "следов", а не мазки.

Учитель показывает прием работы на доске.

– Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы?

Д. Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.

Ребята заполняют фон.

У. Наши цветы получились как настоящие, только они почему-то не пахнут.

Д. Мы забыли нарисовать серединки.

У. Каким цветом мы их нарисуем? Будет ли хорошо виден синий цвет на фиолетовом, а белый – на светло-желтом?

Д. Нет. На темных цветах надо поставить светлые серединки, а на светлых – темные.

Дети точками, кружочками или звездочками изображают серединки цветов.

V. Итог занятия

У. Давайте выложим наши работы на пол так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, какие красивые, как в сказке.

Дети убирают свои рабочие места.

Тема. "Сказка о грибах (волшебный зонтик)".

Цели. Развитие чувственно-эмоционального восприятия явлений природы, умения передавать в живописной работе характер и настроение персонажей; формирование навыка работы кистью и смешивания красок.

Оборудование. Фотографии грибов или муляжи; несколько бумажных шляп (для имитации шляпок грибов); гуашь; кисти; баночки для воды; плотная бумага для рисования формата А4; палитры; распылитель для поливки цветов; аудиозапись П.И. Чайковского "Юмореска" и "Звуки природы" (шум дождя).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность рабочих мест учеников.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Какой чудесный лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес?

Дети. Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.

У. Сегодня мы заглянем в осенний лес и узнаем, какие приключения ожидают в нем Кляксу.

III. Сказка о чудесном зонтике

У. Каждый день Клякса разгуливала по своим владениям, рассматривая и примечая все то новое, что приносит каждый осенний денек.

Учитель просит ребят закрыть глаза и представить себе осенний лес.

– Один раз Клякса вышла погулять. Очень довольная, семенила она по узкой тропинке, вертя головой направо и налево. Вдруг раздались странные звуки, похожие на тихий шепот, на легкие удары невидимых пальчиков о листья деревьев. Клякса остановилась, соображая, что же это такое могло быть. Вдруг что-то упало ей на макушку, потом за шиворот. Что это могло быть?

Учитель включает аудиозапись со звуками дождя и легко обрызгивает класс водой так, чтобы на каждого ученика упало по нескольку капелек.

– Когда же звуки и удары усилились, а с носа потекла огромная капля, Клякса очень испугалась. Ничто не могло привести ее в такой ужас, как дождь. Куда бежать, где спрятаться?

Некоторые дети с места будут предлагать всевозможные укрытия.

– До норки было очень далеко, листва кустов уже не была такой пышной и густой, как летом. Что делать? Вдруг недалеко Клякса увидела странный предмет, он не был похож ни на растение, ни на животное: на длинной колонне-ножке покоился кругляшок, напоминающий то ли крышу, то ли шляпку. Как это было похоже на зонтик! Недолго думая, Клякса схватилась за ножку, поднатужилась, вытащила странный предмет из земли и со всех ног побежала к себе домой. Что это такое было?

Д. Огромный гриб.

У. Капельки дождя стучали вокруг Кляксы все сильнее и сильнее, а когда она подбежала к своему дому, пошел настоящий ливень. Клякса влезла в свою норку, а гриб своей красивой шляпкой застрял в двери и никак не хотел прятаться от дождя. Пришлось оставить его снаружи, превратив в красивую крышу для крылечка.

IV. Изображение грибов

Учитель открывает на доске фотографии грибов или показывает муляжи.

У. Каждый гриб имеет свой характер. Как вы думаете, какой гриб могла сорвать Клякса?

Д. Мухомор, сыроежку, лисичку, подосиновик. Белый гриб не похож на зонтик – у него слишком толстая ножка.

У. Чем отличаются грибы друг от друга?

Д. Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстенькие, а у других тоненькие ножки.

У. Может ли гриб иметь свой характер?

Дети могут быть в замешательстве.

– Какой характер может быть у мухомора? Он, наверно, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой.

Д. Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.

У. Какой может быть поганка?

Д. Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой и ядовитой.

Дети пробуют изображать характер грибов, а учитель на доске делает зарисовки.

У. Какими цветами мы можем изобразить грибы?

Д. Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.

У. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края.

Учитель обращает внимание детей на фотографии.

– Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер.

Д. Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.

V. Итог занятия

Все грибы "высаживаются" на общую поляну. Ребята пытаются угадать характер грибов своих товарищей, а авторы рассказывают истории о своих героях.
На уроке, конечно, не хватит на это время. Игру можно продолжить на перемене или на уроке развития речи.

Тема. "Изображение подводного мира. Строение рыб".

Цели. Изобразить уголок подводного царства; показать учащимся все разнообразие мира рыб при их общем строении; обратить внимание на многоцветность окружающего нас мира; развивать навыки работы кистью без предварительной прорисовки карандашом; отрабатывать технику наложения мазков гуашью.

Оборудование. Цветные изображения тропических рыб; гуашь; кисти № 2–3 и 4–5; бумага для рисования формата A3; банка для воды и тряпочка; аудиозаписи: К.Сен-Санс – "Карнавал животных" ("Аквариум"), П.И. Чайковский – "Баркарола" и "Звуки природы" (ручей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами снова встретимся с Кляксой и узнаем, что нового и интересного произошло в стране волшебных красок.

III. Сказка о рыбках

У. Одним прекрасным солнечным утром Клякса выбралась из своей норки и отправилась побродить по лесу. Ей было очень скучно. Все жители волшебной страны были заняты своими делами, только одна Клякса грустно бродила среди деревьев. Вдруг в зарослях кустарника ей послышался странный звук, похожий то ли на звон колокольчиков, то ли на легкое бормотание.

Учитель включает запись звуков ручья.

– Что это такое?

Д. Это плеск реки, журчание ручья, ключ, источник.

У. Правильно. Когда Клякса подобралась и раздвинула кусты, то она увидела лесной ручеек, бегущий по разноцветным камушкам. Кляксе очень захотелось посмотреть, что у ручейка там, на дне, и она смело сунула свой нос прямо в воду. Хорошо, что Клякса сунула только нос, потому что на его кончике сразу образовалась огромная грязная капля. Клякса очень испугалась. Почему?

Д. Наша Клякса боится воды, она может растаять.

У. Пришлось ей быть очень осторожной, и когда разошлись по воде круги, Клякса увидела удивительный подводный мир. Там были водоросли, рыбки, песок.

Подводные растения плавно покачивались в толще воды, яркие раковинки улиток еле-еле ползли по ним. И среди этого великолепия юрко плавали рыбки. Они были большие и маленькие, гладкие и пестрые, яркие и темненькие.

Учитель показывает фотографии подводного мира.

– Кляксе очень понравились рыбки, и она загрустила, что никогда не сможет спуститься к ним, поплавать и поиграть. Ребята, давайте поможем Кляксе и нарисуем для нее маленький аквариум. Каждый из вас изобразит удивительную рыбку, а когда мы сложим рисунки вместе, у нас получится настоящее подводное царство.

III. Изображение рыб

У. Давайте посмотрим, какое строение имеет любая рыба. Из чего она состоит? Что у нее есть?

Д. Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.

У. Есть ли у рыбы шея, может ли она поворачивать голову?

Д. У рыб шеи нет.

У. Какую форму может иметь тело рыбы?

Показ плаката со схематичными изображениями рыб.

Д. Рыбы обычно покрыты чешуей.

У. Чешуя обычно темнее на спинке и светлее на животе рыбы. Дело в том, что когда рыбка плавает у поверхности воды, ее светлое брюшко сливается с солнечными бликами, и рыбка становится незаметной для хищника. А в глубине воды темно, и хищник не заметит темную спинку. Яркая и пестрая окраска чешуи тоже помогает рыбам прятаться на фоне камней и песка или в зарослях подводных растений. Но есть рыбы с очень яркой окраской, которой они отпугивают от себя хищников или предупреждают, что они ядовитые.

Ребята самостоятельно рисуют крупных рыбок, эти рыбки могут быть сказочными. Мы не ставим цели нарисовать настоящих рыб. Во время работы звучит музыка.

– Наши рыбки уже готовы. Что еще можно изобразить на картине?

Д. Разноцветный песок, состоящий из множества разноцветных песчинок. На нем могут лежать камушки, ползать улитки, расти водоросли.

У. Водоросли могут быть похожи на прекрасные букеты.

На доске можно показать прием рисования нескольких видов водорослей. Надо отметить, что водоросли могут быть не только зелеными, но и желтыми, синими, красными.

– Какого цвета может быть вода?

Д. Синей, голубой, зеленой.

У. Если водоросли и рыбка изображены в зеленой гамме, то фон можно сделать голубой или фиолетовый, а если гамма рисунка голубая или фиолетовая, то фон может быть и зеленоватым. Нам важно, чтобы наши рыбки не "потерялись" на картине.

V. Итог занятия

В конце классной комнаты на полу выкладываем все рисунки вплотную друг к другу в несколько рядов. У нас получается кусочек подводного мира. После того как рисунки высохнут, часть из них можно взять на классную выставку, а остальные рисунки ребята разбирают по домам.
Ребята любуются своими работами, своим общим аквариумом.

Тема. "Удивительный мир птиц".

Цели. Изобразить птицу, показать учащимся все разнообразие мира птиц; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанных с различной средой обитания; показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки; смешивать краски на палитре; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование. Картины или фотографии с изображением птиц (лучше экзотических); гуашь; кисти № 2–3 и 4–5; бумага для рисования формата A3; банка для воды; тряпочка; палитра; аудиозапись К.Сен-Санс –"Карнавал животных" (пьесы "Кукушка", "Финал"); плакат с клювами и лапами птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель проверяет рабочее место.

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы сегодня опять заглянем к Кляксе и узнаем, каких новых обитателей волшебного леса она повстречала.

III. Птицы волшебного леса

У. За прошедшую неделю в нашей волшебной стране произошли очень интересные события. Клякса долгое время не могла налюбоваться вашими рисунками с рыбками. Она каждый день старалась пригласить к себе в норку кого-нибудь из знакомых, чтобы показать им свой волшебный аквариум, в который она могла спокойно заглядывать, не боясь намокнуть и растаять. Все шло просто замечательно, но в один прекрасный день, разглядывая причудливые водоросли, Клякса вдруг услышала чье-то негромкое пение. Кто это мог быть? В норке Клякса была одна, ее волшебные рыбки молчали и только всплескивали своими плавниками. Клякса ненадолго задумалась, а потом поняла, что звук доносится откуда-то снаружи. Она потихоньку приоткрыла дверь и высунула свой любопытный нос. И тут на нее обрушился целый букет различных песен: чириканье, посвистывание, треньканье, кукование и многое другое. Что же это было?

Дети. Это были разные птицы.

У. Дело в том, что в этот день веселые краски рисовали картинки для детской книги, и все нарисованные птицы расселись на ветках деревьев обсушить свои перышки. Каких только птиц здесь не было!

Учитель открывает плакаты с изображением различных птиц.

IV. Изображение птиц

У. Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть.

Д. Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.

У. Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей это клюв и что ест его хозяин.

На доске плакат с изображением клюва: (а ) – дятла, (б ) – журавля, (в ) – попугая, (г ) – утки, (д ) – ястреба, (е ) – воробья.

Д. Клюв (а ) – это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых. Клюв
(б ) – это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема. Клюв (в ) – клюв попугая, он шелушит им семечки. Клюв (г ) принадлежит утке, она процеживает им воду. Клюв (д ) – это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу. Хозяин клюва (е ) – воробей, он питается семенами и ловит мелких насекомых.

У. Многое о своем обладателе могут рассказать и лапки.

На доске плакат со схематичными изображениями лапок.

Д. У утки (а ) лапки приспособлены для плавания, у попугая (б ) для лазания по деревьям, у орла (в ) для захвата добычи, а у голубя (г ) – для ходьбы по земле.

У. Чем покрыто тело птиц?

Д. Все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд.

У. Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. И все эти перья у любой птички разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперения, а что тогда говорить о павлинах или попугаях?

Учитель показывает фотографии различных птиц.

– Наша птица на рисунке должна быть крупной и обязательно красивой. Что она будет делать?

Д. Птица может сидеть на ветке, быть в полете или готовиться к нему.

У. Работать будем обязательно с палитрой, густо беря краску, смешивая ее перед использованием. Сначала работу сделаем в общих чертах (придумаем форму птицы и цвет), а уже после подсыхания добавим мелкие детали (глаза, украшения перьев и т. д.). Надо помнить, что птица не находится в пустом пространстве, так что необходимо продумать фон.

Дети начинают самостоятельную работу под музыкальное сопровождение.

V. Итог занятия

После окончания работы все рисунки выкладываются в конце класса на полу, составляя своеобразное панно. Часть работ может быть вывешена на стенд в классе. Остальные работы дети разбирают по домам. (Желательно следить, чтобы работа каждого ученика была представлена на классном стенде в течение месяца или четверти.)



Похожие статьи
 
Категории