Иоганн Вольфганг Гёте. Изложение: Иоганн Вольфганг Гёте

22.03.2019

Иоганн Вольфганг Гёте

«Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся»

Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться под одним кровом более трёх дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю — чтобы избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти своё окончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать установлению благородных, нравственных отношений между людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучён, но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярных письмах.

Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная семья — муж, жена и дети. Мужчина вёл на поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутанная голубым плащом, под ним она прижимала к груди новорождённого младенца и глядела на него с несказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко обобщённый характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годах учения…» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с её конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более условно. Роман лишён единого сюжета и представляет собой ряд новелл, почти не связанных между собой.

Такая свободная форма — которая представляется поначалу небрежной и почти сырой — дала писателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, что волновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый финал — книга кончается ремаркой «Продолжение следует» — это не столько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.

Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына и друзей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий…» предстаёт как человек, умудрённый опытом и принимающий действительность во всей её бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различает элементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ей глубокий оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звёздное небо. «Что я такое по сравнению со Вселенной? — говорил себе Вильгельм. — Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в её средоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем направлениям…» Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо — в самом человеке, его способности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.

Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы — это образное выражение того, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненного уклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии — женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимых героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение нравственных начал.

Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского — персонажи свободны от эгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть её в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на девушку подействовало то, что её мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь влюблён в некую молодую вдову и совсем не стремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, как и Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлён встречей с этой очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность… Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность по отношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.

Другая новелла — «Новая Мелузина» — рассказывает о фантастической или сказочной истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Она попросила его об одной услуге — чтобы он возил с собой её ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил. Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелёк с золотом, предупредив о том, чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она фактически стала его женой. И однажды он узнал её тайну — оказывается, красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных человечков, жизнь её проходила в ларце, и лишь иногда она принимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свой вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом. Однако вскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса… Сам он вспоминает в романе об этом с чувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.

Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной подготовке.

Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков: «Что такое трагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог весть что?»

Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учёбу в особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочинённая Гете социальная утопия. Педагогическая провинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципом здешних учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути, на которых человеку так легко заблудиться и отклониться от своего призвания».

Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляя гармоничное единство, — тема нравственного самосовершенствования отдельного человека и идея воспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческого единства.

«Нет ничего драгоценней, чем один день» — это также важный афоризм из «Архива Макарии». Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать своё предназначение, деятельно и вместе с тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия — намерение нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новые промышленные отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть страну. Однако затем он остаётся на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вроде образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфере общественного мироустройства.

И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа после долгих поисков призвания остановился на профессии хирурга — чтобы творить «чудо без чудес», опираясь на опыт и знание природы человека.

Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один скульптор. Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувство это вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знанию человек…». Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что «большему можно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежели дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя его отношение к природе, в том числе природе человека.

В последних главах описан волнующий эпизод — Феликс упал с кручи в реку вместе с конём. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавал признаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным током <…>. Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: — Если жить, так с тобою!»

Вильгельм Мейстер, став Отрекающимся членом Общества башни, едет в путешествие со своим сыном Феликсом. Это и было поручением общества. Вот только есть важное условие: Вильгельм не должен оставаться нигде более 3-х суток и отдаляться от предыдущего места пребывания обязан более чем на милю. Первыми на пути Вильгельма и его сына Феликса встречается семья. В седле на осле ехала миловидная девушка с ребенком на руках, а мужчина вел осла. История их любви и счастья была непроста. Гиллария с детства знала, что выйдет замуж за Флавио, но радости особой не испытывала. Все знали, что Флавио влюблен во вдову, молодую и веселую.

Когда в очередной раз Гиллария была в доме у Флавио между ней и отцом ее будущего мужа вспыхнула искра любви. Немного позже отец сам признается сыну, что любит его невесту, но Флавио не огорчается, и представляет отцу свою избранницу – молодую вдову. Но тут его отец увлекается этой вдовой, и та отвечает ему взаимностью. Флавио в полубреду, отчаянный, отправляется в дом к Гилларии. Гиллария долго его выхаживает, и они полюбили друг друга.

Теперь они навсегда вместе по своему желанию, по любви. Следующей Вильгельм описывает невероятную историю, сказочную и фантастическую. Путнику, такому же, как и сам Вильгельм встретилась прекрасная и юная незнакомка в роскошной карете. Узнав, что он много путешествует, красавица попросила взять с собой ее ларец и никогда с ним не расставаться. Взамен щедро одарила путника деньгами и отдала ему свою карету. Вскоре юноша потратил все деньги. Перед ним появилась незнакомки и вновь вручила кошелек с золотыми монетами, но попросила, чтобы он был немного экономнее. Юноша уговорил красавицу остаться с ним и путешествовать вместе. Незнакомка соглашается. Им нравится быть вместе. Она стала юноше почти женой.

Вскоре юноша узнает, что его спутница – эльфийская принцесса. Она со своим народом живет в эльфийском лесу, который находится в ларце и только иногда может появляться в человеческом облике. Принцессе нужен рыцарь, который будет ее оберегать и защищать. И юноша соглашается стать ее рыцарем, спасти умирающий народ и защищать принцессу. Он превращается в маленького эльфа. На его долю выпадает много испытаний и трудностей. Юноша не выдерживает и убегает из волшебного леса, оставив свою эльфийскую принцессу. Долго еще путешествовал Вильгельм, многое видел, но под конец своего странствия решил стать врачом – хирургом. Но трудно ему было препарировать живность для изучения и получения опыта врачевания.

Но тут лошадь, везущая его сына Феликса, поскользнулась, и они свалились в реку. Рыбаки выловили Феликса, но тот был без чувств и никак не приходил в себя. Вильгельм, забыв обо всех своих страхах, схватил ланцет и надрезал вену на руке. Вместе с хлынувшей кровью к его сыну вернулась жизнь. Так Вильгельм навсегда преодолел свой страх перед хирургией. Он перевязал рану на руке своему сыну и тот бодро поднялся на ноги со словами: «Если существовать, так с тобою!»

"Годы учения Вильгельма Мейстера" изображали искания героя, стремившегося найти себе место в жизни, служа искусству. Завершающим событием было вступление Вильгельма в Общество Башни - некое подобие масонских лож XVIII века, посвящавших свою деятельность каким-нибудь филантропическим целям. Принятие Вильгельма в Общество означает конец его ученичества, он становится человеком, способным осуществлять некую положительную миссию.

"Годы странствий Вильгельма Мейстера" начинаются с того, что герой по поручению Общества отправляется в мир, чтобы продолжать его изучение и найти новое призвание, ибо служение искусству, по мысли Гете, само по себе прекрасное, реальной пользы людям принести не может. Сопровождаемый сыном Феликсом, Вильгельм ведет жизнь странника; он связан обязательством нигде не задерживаться дольше трех дней, и читатель наблюдает встречи и происшествия, происходящие во время странствий героя. Основное действие первой книги перебивается тремя вставными новеллами: "Безумная скиталица", "Кто предатель?" и "Смуглолицая девушка".

Книга вторая содержит описание некоей Педагогической провинции, где проводятся в жизнь новые принципы воспитания, отражающие просветительские идеалы истины и пользы. Вильгельм отдает туда на выучку сына. Здесь имеется только один вставной рассказ - "Пятидесятилетний мужчина". Потом возобновляется рассказ о судьбе Вильгельма. Мы узнаем, что он решил стать хирургом. Занятия медициной требуют от него постоянства и оседлости, и Вильгельм освобождается от утомительного обязательства каждые три дня менять местопребывание. В Италии Вильгельм встречает персонажей новеллы "Пятидесятилетний мужчина", которые теперь становятся действующими лицами романа.

После этих эпизодов описывается вторичное посещение Педагогической провинции и продолжается рассказ об этой утопии, ставящей целью образцовое воспитание нового человека, пригодного к практической деятельности. Заканчивается вторая книга собранием афоризмов - "Размышлениями в духе странников", никак не связанными с действием романа, но продолжающими его философскую линию, идущую от правил Общества Башни - или Общества Отрекающихся, как оно именуется в данном романе, - к Педагогической провинции.

В третьей книге Вильгельм намеревается присоединиться к эмигрантам. Рассказ о нем перебивается дневником главы товарищества переселяющихся ремесленников Ленардо, за этим следуют новеллы "НоваяМелузина" и "Опасное пари".

Если композиционный стержень явно имеет условный характер, то вставные новеллы - это реальные жизненные истории. Во всяком случае, они претендуют на то, чтобы их воспринимали как события, действительно имевшие место, хотя каждая из новелл изображает какой-нибудь необыкновенный, редкий, исключительный случай. Главная линия повествования, более или менее связанная с Вильгельмом, касается вопросов общественных, философских, эстетических, моральных. Новеллы посвящены личной жизни и на разные лады освещают тему любви.

В обоих планах повествования - общем и личном - в разной форме и степени выдвигается тема Отречения. В этом понятии нет ничего аскетического, ибо герой и его соратники по Обществу не только не отрекаются от жизни, но, наоборот, идут в самую гущу ее, чтобы помочь людям в решении наиболее трудных проблем.

роман гете воспитание вильгельм мейстер

Если герои романа от чего-то и отрекаются, то от эгоизма, себялюбия, корысти; их идеал - служение человечеству, помощь другим людям, утверждение гуманных начал во всех областях жизни.

Отречение, как оно выражено в романе, заключается также в отказе от абсолюта, от стремления к безграничному и бесконечному. В "Годах странствий." утверждается необходимость самоограничения. Каждый человек, говорится в дневнике Ленардо, всегда стеснен и ограничен со всех сторон. Даже самый разумный человек "должен приноравливать свой ум к насущному миру и поэтому не может постичь целое" . Это отнюдь не приводит Отрекающихся к отчаянию и пассивности. Осознать свою ограниченность означает для человека возможность четкого самоопределения.

На все смущающие человека вопросы дает ответ жизнь, занятая трудом:". и на этот, и на сотню других мудреных вопросов. Неукоснительно выполняйте и впредь тот долг, что налагается злобою дня, и при этом следите, чтобы сердце было чисто и дух тверд" . Еще раньше близкие к этому мысли выражает другой Отрекающийся - Монтан:". думать и делать, делать и думать - вот итог всей мудрости: это искони признано, искони исполняется, но не всяким постигается воочию. И то и другое в течение всей нашей жизни должно вершиться попеременно, как вдох и выдох, и, как вопрос без ответа, одно не должно быть без другого".

Отречение, самоограничение не означает ни отказа от познания, ни бессилия человеческого ума постигнуть законы природы и жизни. Пример такого постижения законов природы подает Ярно, объясняя, как он изучает горные породы; я, говорит он, "смотрю на трещины и расселины как на буквы, стараюсь их разгадать, составить из них слова и научиться бегло читать их" . Это долгая и сложная наука, но именно таким путем - путем конкретного изучения жизненных явлений в их своеобразии - и достигается познание, утверждает Гете. В частном и единичном непременно должно обнаруживаться общее, а это подводит к установлению законов природы и законов жизни человека.

Если таково отречение в своем общем значении, то более буквально оно проявляется в сфере личной жизни. Самый ясный пример этого показан в переживаниях майора из новеллы "Пятидесятилетний мужчина". В одну и ту же девушку влюбляются отец и сын. Почтенный майор оказывается, однако, вынужденным смирить свою позднюю страсть и уступить юную Гиларию сыну. По-своему переживают отречение мужественный Ленардо, добросердечный Одоард, "безумная скиталица". Высшим воплощением отречения является Макария, образ которой очерчен туманно, уклончиво и косвенно, скорее через высказывания окружающих ее лиц: Анжелы, астронома. Поэтому изречения из архива Макарииотнюдь не случайный довесок, а органичное выражение той коллективной мудрости, которую культивировала в своей среде Макария.

Как ни интересны наблюдения над человеческими сердцами, которыми изобилуют новеллы, еще более значительны те социально-экономические и нравственные идеи, которыми Гете наполнил свой роман. Прозорливым взглядом Гете увидел страшную угрозу, которая нависла над человечеством из-за развития капиталистической индустриализации. В романе выразительно говорится о том, как машина вытесняет ручной труд ремесленников. Добрая и прекрасная ткачиха жалуется Ленардо:". мне страшно за будущее. Машина побеждает ручной станок! Опасность надвигается медленно, как туча.". Она рисует мрачную картину постепенного угасания жизни в веселых и красивых долинах, превращающихся в пустыни по мере того, как их покидают лишившиеся заработка обитатели.

Хотя сначала в качестве главного средства борьбы с нуждой выдвигается идея эмиграции, она уступает затем пониманию того, что необходимо преодолеть трудности и противоречия в жизни населения, остающегося на родине. Гете не предлагает коренной ломки существующих государственных установлений. Конституция заморских поселений и реформы, предложенные на родине Одоардом, должны придать государству гуманный характер. Гете ищет золотой середины между сильной властью и индивидуальной свободой граждан. Идеализированное буржуазное общество, основанное на частной собственности, вместе с тем должно быть свободным от анархии и враждебной конкуренции. "Никто не должен причинять неудобства другому" - гласит один из главных законов основываемой колонии. Нарушители подвергаются наказаниям, имеющим разные степени - от порицания до отлучения виновного от гражданского общества, с большей или меньшей суровостью, на более или менее продолжительный срок.

По плану Одоарда, государственная власть должна взять на себя руководство всей хозяйственно-экономической деятельностью общества. Частное владение землей и орудиями производства - не помеха регулированию производства и торговли, хотя главным препятствием на пути прогресса будет эгоизм, - утверждает Гете. Одоард намечает "общие меры, которые, что-то отняв у отдельных лиц, послужили бы ко благу общества, а потом, неожиданно, благодаря содействию и взаимодействию всех, - и на пользу каждому" .

Главная цель этой системы - сохранение ремесленного производства, которое в своем развитии должно подняться на степень подлинного искусства. Превознося деяния и труд, Гете мыслил о них в понятиях традиционного ремесла, ибо, по его мнению, только оно может содействовать развитию личности в отличие от крупной индустрии, превращающей человека в тупой и ограниченный придаток к машине. Социально-утопические воззрения Гете свидетельствуют о неспособности буржуазного гуманизма начала XIX века решить противоречие между техническим прогрессом и стремлением сберечь человеческие ценности.

Гете верил в возможность медленных и постепенных реформ, осуществляемых гуманной властью, что и получило отражение в "Годах странствий Вильгельма Мейстера". Главный упор в романе, однако, делается не на реформы, осуществляемые сверху, а на деятельность многих людей, объединенных идеями человеколюбия и справедливости.

Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться под одним кровом более трёх дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю - чтобы избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти своё окончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать установлению благородных, нравственных отношений между людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучён, но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярных письмах.

Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная семья - муж, жена и дети. Мужчина вёл на поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутанная голубым плащом, под ним она прижимала к груди новорождённого младенца и глядела на него с несказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко обобщённый характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годах учения...» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с её конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более условно. Роман лишён единого сюжета и представляет собой ряд новелл, почти не связанных между собой.

Такая свободная форма - которая представляется поначалу небрежной и почти сырой - дала писателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, что волновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый финал - книга кончается ремаркой «Продолжение следует» - это не столько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.

Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына и друзей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий...» предстаёт как человек, умудрённый опытом и принимающий действительность во всей её бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различает элементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ей глубокий оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звёздное небо. «Что я такое по сравнению со Вселенной? - говорил себе Вильгельм. - Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в её средоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем направлениям...» Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо - в самом человеке, его способности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.

Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы - это образное выражение того, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненного уклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии - женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимых героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение нравственных начал.

Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского - персонажи свободны от эгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть её в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на девушку подействовало то, что её мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь влюблён в некую молодую вдову и совсем не стремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, как и Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлён встречей с этой очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность... Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность по отношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.

Другая новелла - «Новая Мелузина» - рассказывает о фантастической или сказочной истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Она попросила его об одной услуге - чтобы он возил с собой её ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил. Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелёк с золотом, предупредив о том, чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она фактически стала его женой. И однажды он узнал её тайну - оказывается, красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных человечков, жизнь её проходила в ларце, и лишь иногда она принимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свой вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом. Однако вскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса... Сам он вспоминает в романе об этом с чувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.

Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной подготовке.

Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков: «Что такое трагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог весть что?»

Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учёбу в особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочинённая Гете социальная утопия. Педагогическая провинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципом здешних учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути, на которых человеку так легко заблудиться и отклониться от своего призвания».

Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляя гармоничное единство, - тема нравственного самосовершенствования отдельного человека и идея воспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческого единства.

«Нет ничего драгоценней, чем один день» - это также важный афоризм из «Архива Макарии». Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать своё предназначение, деятельно и вместе с тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия - намерение нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новые промышленные отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть страну. Однако затем он остаётся на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вроде образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфере общественного мироустройства.

И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа после долгих поисков призвания остановился на профессии хирурга - чтобы творить «чудо без чудес», опираясь на опыт и знание природы человека.

Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один скульптор. Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувство это вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знанию человек...». Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что «большему можно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежели дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя его отношение к природе, в том числе природе человека.

В последних главах описан волнующий эпизод - Феликс упал с кручи в реку вместе с конём. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавал признаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным током. Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: - Если жить, так с тобою!»

Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в концепредыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своихтоварищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться пододним кровом более трех дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю -чтобы избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти своеокончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать установлениюблагородных, нравственных отношений между людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией геройвременно разлучен, но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярныхписьмах.Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная семья - муж, жена и дети. Мужчина вел на поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутаннаяголубым плащом, под ним она прижимала к груди новорожденного младенца и глядела на него снесказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина святого семейства сразу обозначаетуниверсальный, глубоко обобщенный характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годахучения…» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и полнокровными, адействие происходило в современной Гете Германии с её конкретными приметами, то на сей раз всеповествование значительно более условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой рядновелл, почти не связанных между собой.Такая свободная форма - которая представляется поначалу небрежной и почти сырой - далаписателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, чтоволновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницыпрямых афоризмов, открытый финал - книга кончается ремаркой «Продолжение следует» - это нестолько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына идрузей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий…» предстает как человек, умудренный опытоми принимающий действительность во всей её бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борецсо всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различаетэлементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ейглубокий оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звездное небо. «Что я такое по сравнению соВселенной? - говорил себе Вильгельм. - Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в еёсредоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав вглубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всемнаправлениям…» Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо - в самом человеке, егоспособности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы - это образное выражениетого, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненногоуклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии - женщины, благотворнодействующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзьяМейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимыхгероев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение нравственных начал.Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского - персонажи свободны отэгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть её в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что вдействительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, надевушку подействовало то, что её мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя приочередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец отправился в смущенииобъясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь влюблен в некую молодую вдову и совсем нестремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, каки Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этойочаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где сильнозаболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность… Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувствперсонажи не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность поотношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.Другая новелла - «Новая Мелузина» - рассказывает о фантастической или сказочной истории.
Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Онапопросила его об одной услуге - чтобы он возил с собой её ларец. За это дама ссудила юношу деньгамии отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил.
Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том, чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она фактическистала его женой. И однажды он узнал её тайну - оказывается, красавица была принцессой эльфов, онапринадлежала к племени крошечных человечков, жизнь её проходила в ларце, и лишь иногда онапринимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свойвымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом. Однаковскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса… Сам он вспоминает в романе об этом счувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительныйсимвол мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь при умеломобращении и соответственной подготовке.Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков: «Что такоетрагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог вестьчто?»Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учебу в особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочиненная Гете социальная утопия. Педагогическаяпровинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципомздешних учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека, с прочнымчувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники незаметнонаталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути, на которых человекутак легко заблудиться и отклониться от своего призвания».Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляягармоничное единство, - тема нравственного самосовершенствования отдельного человека и идеявоспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческогоединства.«Нет ничего драгоценней, чем один день» - это также важный афоризм из «Архива Макарии».
Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать свое предназначение, деятельно и вместес тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия - намерениенескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новыепромышленные отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинутьстрану. Однако затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вродеобразцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфереобщественного мироустройства.И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа после долгихпоисков призвания остановился на профессии хирурга - чтобы творить «чудо без чудес», опираясь наопыт и знание природы человека.Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один скульптор.
Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувствоэто вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знаниючеловек…». Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что «большемуможно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежелидальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя его отношение кприроде, в том числе природе человека.В последних главах описан волнующий эпизод - Феликс упал с кручи в реку вместе с конем.
Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавалпризнаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровьбрызнула обильным током. Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончитьперевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: -Если жить, так с тобою!»

Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся

Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться под одним кровом более трех дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю - чтобы избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти свое окончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать установлению благородных, нравственных отношений между людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучен, но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярных письмах.

Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная семья - муж, жена и дети. Мужчина вел на поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутанная голубым плащом, под ним она прижимала к груди новорожденного младенца и глядела на него с несказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко обобщенный характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годах учения…» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с её конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой ряд новелл, почти не связанных между собой.

Такая свободная форма - которая представляется поначалу небрежной и почти сырой - дала писателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, что волновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый финал - книга кончается ремаркой «Продолжение следует» - это не столько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.

Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына и друзей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий…» предстает как человек, умудренный опытом и принимающий действительность во всей её бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различает элементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ей глубокий оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звездное небо. «Что я такое по сравнению со Вселенной? - говорил себе Вильгельм. - Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в её средоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем направлениям…» Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо - в самом человеке, его способности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.

Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы - это образное выражение того, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненного уклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии - женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимых героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение нравственных начал.

Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского - персонажи свободны от эгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть её в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на девушку подействовало то, что её мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь влюблен в некую молодую вдову и совсем не стремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, как и Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этой очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность… Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность по отношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.

Другая новелла - «Новая Мелузина» - рассказывает о фантастической или сказочной истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Она попросила его об одной услуге - чтобы он возил с собой её ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил. Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том, чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она фактически стала его женой. И однажды он узнал её тайну - оказывается, красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных человечков, жизнь её проходила в ларце, и лишь иногда она принимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свой вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом. Однако вскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса… Сам он вспоминает в романе об этом с чувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.

Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной подготовке.

Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков: «Что такое трагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог весть что?»

Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учебу в особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочиненная Гете социальная утопия. Педагогическая провинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципом здешних учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути, на которых человеку так легко заблудиться и отклониться от своего призвания».

Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляя гармоничное единство, - тема нравственного самосовершенствования отдельного человека и идея воспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческого единства.

«Нет ничего драгоценней, чем один день» - это также важный афоризм из «Архива Макарии». Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать свое предназначение, деятельно и вместе с тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия - намерение нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новые промышленные отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть страну. Однако затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вроде образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфере общественного мироустройства.

И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа после долгих поисков призвания остановился на профессии хирурга - чтобы творить «чудо без чудес», опираясь на опыт и знание природы человека.

Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один скульптор. Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувство это вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знанию человек…». Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что «большему можно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежели дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя его отношение к природе, в том числе природе человека.

В последних главах описан волнующий эпизод - Феликс упал с кручи в реку вместе с конем. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавал признаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным током. Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: - Если жить, так с тобою!»



Похожие статьи
 
Категории