Исследование романа Каверина «Два капитана. Исследование романа Каверина «Два капитана Тема мечты в произведении два капитана

04.07.2020

Прежде чем говорить о содержании романа, нужно хотя бы в общих чертах представлять его автора. Вениамин Александрович Каверин - талантливый советский писатель, прославившийся своим произведением «Два капитана», написанным в период с 1938 по 1944 год. Настоящая фамилия писателя - Зильбер.

Вконтакте

Людям, прочитавшим эту историю, она обычно надолго западает в душу. Видимо, дело в том, что она описывает жизнь, в которой каждый из нас может узнать себя. Ведь все сталкивались с дружбой и предательствами, горем и радостью, любовью и ненавистью. Кроме того, эта книга рассказывает о полярной экспедиции, прототипом которой стало плавание в 1912 году пропавших русских полярников на шхуне «Святая Анна», и военном времени, что также интересно с исторической точки зрения.

Два капитана в этом романе - это Александр Григорьев, являющийся главным героем произведения, и руководитель пропавшей без вести экспедиции Иван Татаринов, обстоятельства смерти которого на протяжении книги пытается выяснить главный герой. Обоих капитанов объединяет верность и преданность, сила и честность.

Начало истории

Действие романа разворачивается в городе Энске, в котором находят убитого почтальона. При нем обнаруживается сумка, полная писем, которые так и не дошли к тем, кому они предназначались. Энск - город, небогатый на события, поэтому такое происшествие становится известно повсюду. Поскольку письмам было уже не суждено дойти до адресатов, их вскрыли и читали всем городом.

Одним из таких чтецов становится тетя Даша, которую с огромнейшим интересом слушает главный герой - Саня Григорьев. Он готов часами внимать историям, описываемым незнакомыми людьми. А особенно ему нравятся рассказы о полярных экспедициях, написанные для неизвестной Марии Васильевны.

Проходит время, и в жизни Сани начинается черная полоса. Его отца по обвинению за убийство сажают в тюрьму пожизненно. Парень уверен, что его папа невиновен, поскольку знает настоящего преступника, но он не имеет возможности говорить и ничем не может помочь родному любимому человеку. Дар речи вернется позже с помощью доктора Ивана Ивановича, волей судьбы попавшего в их дом, а пока семья, состоящая из Сани, его мамы и сестры, остается без кормильца, погружаясь во все большую нищету.

Следующим испытанием в жизни мальчика становится появление в их семье отчима, который вместо того чтобы улучшить их несладкую жизнь, делает ее еще невыносимее. Мать умирает, и детей против их воли хотят направить в приют.

Тогда Саша вместе с другом по имени Петя Сковородников сбегает в Ташкент , дав друг другу самую серьезную в своей жизни клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Но добраться до заветного Ташкента ребятам не было суждено. Они оказались в Москве.

Жизнь в Москве

Далее рассказчик отходит от судьбы Пети. Дело в том, что друзья теряются в непривычно огромном городе, и Саша попадает в школу-коммуну один. Сначала он падает духом, но потом понимает, что это место может быть для него полезным и судьбоносным.

Так и получается . Именно в интернате он встречает важных для дальнейшей жизни людей:

  1. Верного друга Валю Жукова;
  2. Настоящего врага Мишу Ромашова по кличке Ромашка;
  3. Учителя географии Ивана Павловича Кораблева;
  4. Школьного директора Николая Антоновича Татаринова.

Впоследствии Саша встречает на улице пожилую женщину с явно тяжелыми сумками и вызывается помочь ей донести свою ношу до дома. Во время разговора Григорьев понимает, что женщина является родственницей Татаринова, директора его школы. Дома у дамы юноша знакомится с ее внучкой Катей, которая хоть и кажется несколько высокомерной, но все же нравится ему. Как оказалось, взаимно.

Катину маму зовут Марией Васильевной . Сашу удивляет, насколько грустной постоянно выглядит эта женщина. Оказывается, она пережила большое горе - потерю любимого мужа, который стоял во главе экспедиции, когда пропал без вести.

Поскольку Катину маму все считают вдовой, к ней проявляют интерес учитель Кораблев и директор школы Татаринов. Последний также является кузеном пропавшего мужа Марии Васильевны. А Саша часто начинает появляться в доме Кати для того чтобы помочь по хозяйству.

Столкновение с несправедливостью

Учитель географии хочет привнести в жизнь своих учеников что-то новое и организует театральное представление. Особенностью его затеи является то, что роли были розданы хулиганам, на которых впоследствии это повлияло лучшим образом.

После этого географ предложил Катиной маме выйти за него замуж. Женщина испытывала теплые чувства к учителю, но принять предложение не могла, и оно было отклонено. Школьный директор, ревнующий Кораблева к Марии Васильевне и завидующий его успехам в воспитании детей, совершает низкий поступок: он собирает педагогический совет, на котором объявляет о своем решении отстранить географа от занятий со школьниками.

По случайному стечению обстоятельств Григорьев узнает об этом разговоре и рассказывает о нем Ивану Павловичу. Это приводит к тому, что Татаринов вызывает Сашу, обвиняет его в доносительстве и запрещает появляться в квартире Кати. Сане не остается ничего другого, как подумать, что это учитель географии проговорился о том, кто рассказал ему о коллективном собрании.

Глубоко уязвленный и разочарованный, юноша решает покинуть школу и город. Но он еще не знает о том, что болен гриппом, перетекающим в менингит. Болезнь осложнена настолько, что Саша теряет сознание и оказывается в больнице. Там он встречается с тем самым доктором, который помог ему начать говорить после ареста отца. Затем его навещает географ. Он объясняется с учеником и говорит о том, что он сохранил тайну, рассказанную ему Григорьевым. Так что директору его сдал вовсе не учитель.

Обучение в школе

Саша возвращается в школу и продолжает учиться. Однажды ему дали задание - нарисовать плакат, который бы призывал ребят войти в Общество друзей воздушного флота. В процессе творчества Григорьеву пришла мысль, что он хотел бы стать летчиком. Эта идея настолько поглотила его, что Саня стал в полной мере готовиться к тому, чтобы освоить эту профессию. Он стал читать специальную литературу и готовить себя физически: закаляться и заниматься спортом.

По прошествии некоторого времени Саша возобновляет общение с Катей. И тогда он больше узнает о ее отце, который был капитаном «Святой Марии». Григорьев сопоставляет факты и понимает, что это именно письма Катиного отца о полярных экспедициях попали тогда в Энск. А также выяснилось, что снаряжал ее директор школы и по совместительству двоюродный брат Катиного отца.

Саша понимает, что испытывает к Кате сильные чувства. На школьном балу, не сумев справиться с порывом, он целует Катю. Но она не воспринимает этот его шаг всерьез. Однако у их поцелуя был свидетель - не кто иной, как Михаил Ромашов, недруг главного героя. Как оказалось, он давно являлся доносчиком Ивана Антоновича и даже вел записи обо всем, что могло быть интересно директору.

Недолюбливающий Григорьева Татаринов вновь запрещает Саше появляться в Катином доме, да и вообще поддерживать с ней какое-либо общение. Чтобы наверняка разлучить их, он отправляет Катю в город детства Саши - Энск.

Григорьев не собирался сдаваться и решил последовать за Катей. Тем временем ему открылось лицо того, кто являлся виновником его злоключений. Саша застиг Михаила , когда тот залез в личные вещи парня. Не желая оставлять этот проступок безнаказанным, Григорьев ударил Ромашова.

Саша отправляется за Катей в Энск, где навещает тетю Дашу. Женщина сохранила письма, и Григорьев смог перечитать их вновь. Более сознательно подойдя к делу, юноша понял больше нового и загорелся желанием выяснить, как пропал Катин отец, и какое отношение к этому происшествию мог иметь директор Татаринов.

Григорьев рассказал о письмах и своих догадках Кате, а та передала их матери по возвращении в Москву. Не сумев пережить потрясения оттого, что виновником гибели мужа оказывался их родственник Николай Антонович, которому семья доверяла, Мария Васильевна покончила жизнь самоубийством. От горя Катя обвинила в смерти матери Саню и отказалась видеться и говорить с ним. Тем временем директор подготовил документы, которые бы оправдывали его вину в происшествии. Эти доказательства были предъявлены географу Кораблеву.

Саня тяжело переживает разлуку с любимой. Он считает, что им уже никогда не суждено быть вместе, но забыть Катю он не в силах. Тем не менее Григорьеву удается пройти испытательные экзамены и получить профессию летчика. Первым делом он отправляется на место, в котором пропала экспедиция Катиного отца.

Новая встреча

Сане улыбнулась удача, и он нашел дневники Катиного отца об экспедиции на «Святой Марии». После это парень решает вернуться в Москву с двумя целями:

  1. Поздравить своего учителя Кораблева с юбилеем;
  2. Вновь встретиться с любимой.

В итоге обе цели были достигнуты.

Тем временем дела подлого директора идут все хуже. Он подвергается шантажу Ромашова, в руки которому попадают бумаги, свидетельствующие о предательстве Татариновым своего брата. С помощью этих документом Михаил надеется на следующие достижения:

  1. Успешно защитить диссертацию под руководством Николая Антоновича;
  2. Жениться на его племяннице Кате.

Но Катя, простившая Сашу после встречи, верит молодому человеку и покидает дом своего дяди. Впоследствии она соглашается стать супругой Григорьева.

Годы войны

Начавшаяся в 1941 году война разлучила супругов . Катя оказалась в блокадном Ленинграде, Саня попал на Север. Тем не менее любящая пара не забывала друг о друге, продолжала верить и любить. Иногда им представлялась возможность получить друг о друге известие, что самый родной человек еще жив.

Однако и это время не проходит даром для пары. Во время войны Сане удается найти доказательства того, в чем он был уверен практически все время. К пропаже экспедиции действительно оказался причастен Татаринов. Кроме того, давний враг Григорьева Ромашов вновь проявил свою подлость, бросив в военное время раненого Саню умирать. За это Михаил предстал перед судом. В конце войны Катя и Саша наконец-то нашли друг и друга и воссоединились, чтобы уже никогда не теряться.

Мораль книги

Анализ романа приводит к пониманию основной мысли автора, что главное в жизни - быть честным и верным, найти и хранить свою любовь. Ведь только это помогло героям справиться со всеми невзгодами и найти счастье, пусть это и было нелегко.

Вышеописанное содержание является очень сжатым пересказом объемной книги, читать которую не всегда хватает времени. Однако если эта история не оставила вас равнодушным, чтение полного объема произведения наверняка поможет вам провести время с удовольствием и пользой.

Саня Григорьев – главный герой романа В.А.Каверина «Два капитана» – всю жизнь посвятил поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Узнав в детстве из найденного письма о трудностях, которые выпали на долю капитана, руководителя экспедиции, он сразу проникся каким-то особым чувством причастности к этой истории. Судьба свела его с семьёй капитана Татаринова, он полюбил его дочку Катю. Когда его обвинили в предательстве и смерти матери Кати, он собрал все свои силы, для того чтобы поступить в лётное училище. Он был невысокого роста и считал себя слабым, но стал тренироваться ежедневно и добился того, что его приняли в лётное училище. Став лётчиком, он отправился на Север, потому что знал, что там находятся ответы на все его вопросы. В итоге он нашёл экспедицию погибшего капитана Татаринова, нашёл остатки корабля и бортовой журнал и доказал виновность брата капитана, который готовил оснащение экспедиции. Так ценой невероятных усилий Саня Григорьев достиг своей цели.

2. И.А.Бунин «Чистый понедельник»

Герои рассказа – люди молодые, красивые, богатые. Они имеют всё для счастливой и спокойной жизни. Главный герой влюблён в героиню и наслаждается этим чувством, мало задумываясь о природе человеческих качеств своей возлюбленной. Она ему кажется девушкой немного странной, но он уверен. Что в браке всё образуется, что рано или поздно она станет его женой, хотя из её уст это слово ни разу не звучало. А будь он повнимательней, он бы заметил, что её странности – вовсе не странности, а серьёзное увлечение, поиски смысла жизни. И портрет «босого» Толстого на стене, и расположение квартиры напротив Храма Христа Спасителя, и посещение курсов сестёр милосердия. А главное – её стремление посещать монастыри, храмы, кладбища. С каким просветлением в лице она рассказывает своему возлюбленному о старинных летописях, письменах! С каким знанием дела она повествует обо всех церковных обрядах. Молодой человек по-прежнему не придаёт значения всем этим фактам. Лишь после объявления, что она уходит в монастырь, ему становится всё понятно. Девушка изначально стремилась к приобщению к святой жизни, искала своё место именно в этой области. Герой принимает выбор любимой спустя два года, когда проходит тем же путём, что и в тот чистый понедельник, в день начала великого поста, и встречает её (именно её) во время службы в Марфо-Мариинской обители. Однажды поставив цель, девушка достигла её, пройдя через все препятствия.

, Внеклассная работа

Цель: научить анализу эпического произведения через эпизод из текста произведения, усвоить необходимые теоретические знания с учетом элементов художественного анализа.

Литературные термины: роман, тема, идея, литературный герой, мораль, нравственность.

Эпиграф: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

Сегодня на уроке мы поговорим о всеми любимом писателе В. А. Каверине и его удивительном романе “Два капитана”. Эта книга – роман достойно вошла в золотой фонд нашей русской литературы. В романе автор поднимает и решает целый ряд важных морально – нравственных проблем, которые и на сегодняшний день остаются все такими же важными, какими были в 40-ые годы 20-го века, когда писалась книга.

Кто же он Вениамин Александрович Каверин? (Автобиографическая справка. Сообщение учащегося).

Эта книга – роман. Давайте вспомним особенности романа как эпического жанра литературы. Назовите основные признаки “Двух капитанов” как романа:

    многоплановость,

    разветвленность сюжетных линий,

    временные пространства,

    большой охват событий,

    многогеройность.

Связь времен прослеживается за счет писем в романе, поэтому здесь присутствует эпистолярный жанр (лит. Жанр произведений, написанных в форме писем).

Понравилась ли вам книга Каверина? (Отзывы учащихся о романе. Оценка мнений).

Итак, вы уже смогли решить для себя, о чем эта книга. Какова же тема романа? Рассказ о жизни Сани Григорьева, который является главным героем романа.

Каковы же основные проблемы романа?

    выбор жизненного пути,

    что есть истина и ложь,

    честь и бесчестие,

    мужество, героизм и долг.

Вот и обозначился круг морально – нравственных проблем.

Об идее сказал сам Каверин: “Восстановление справедливости”.

Итак, давайте разберемся в морально – нравственных проблемах романа.

В чем же заключается истинная красота человека? Когда же человека можно назвать человеком с большой буквы, т. е. настоящим человеком?

Назовем главных героев романа.

Судьбы героев переплелись. Они живут в довоенное время по законам морали и нравственности своего времени.

Вы уже поняли, что они разные люди. Кого – то можно назвать человеком чести и совести, кого – то подлым и ничтожным человеком. Они сделали свой жизненный выбор.

Проблема чести и бесчестия

Обратимся к образу главного героя романа – Сане Григорьеву.

Каким вы его себе представляете? Как он рос? Что влияло на формирование его характера? Как он закалялся и мужал?

Сцена из школьной жизни (гл. 12 “Серьезный разговор”).

Виноват ли Саня Григорьев в смерти Марьи Васильевны? Хватило ли ему мужества продолжить поиски пропавшей экспедиции? Были ли у Сани ошибки?

У него нет жизненного опыта, это и приводит его к ошибкам. Человека формирует сопротивление среде, так произошло и с Саней. Он не может поступать, как все. Он выбирает свое решение. Помните клятву, которую они дали с Петькой Сковородниковым “Бороться и искать…”? Бороться прежде всего c самим собой, с собственными слабостями. Эгоизм, небрежность по отношению к чужим чувствам побеждает в себе Саня Григорьев.

Он вынес из детства высокую нравственную чистоту, и это помогло ему остаться настоящим человеком с высокой мечтой. Для него “искать” - значит иметь перед собой ясную цель и стремиться к ней. Он станет летчиком – это его цель.

Кто из героев произнес фразу: “Каждому охота схватить лакомый кусок”? Что вы можете сказать о Гаере Кулии? Кого из героев романа можно назвать любителями “лакомых кусков”?

Проблема лжи и истины

Мы помним, что идея романа - восстановление справедливости. Борьба против лжи и лицемерия.

Кто из героев является носителями лжи и лицемерия? Кто погубил капитана Татаринова? Чья подлость чуть не явилась причиной гибели Сани? Как вы объясните такое совпадение?

Остановимся на отношении героев к женщине. Почему любовь Николая Антоновича и Ромашова не делает их привлекательными?

Чем заканчивается спор между людьми, которые следуют девизу “бороться и искать”, и теми, для кого главное в жизни - “схватить лакомый кусок”? Сильная воля не только у Сани, но и у Ромашова. Почему же в Сане она привлекает, а у него отталкивает?

Проблема мужества, героизма и долга

Она раскрывается на образе двух капитанов.

Доказывая истину, Саня Григорьев проявил высокое мужество и героизм, ведь найти следы погибшей экспедиции он считал своим долгом. Путь этот был трудным. Нравственные уроки, которые получил Саня при этом, сделали из него настоящего человека.

Как связаны судьбы капитана Татаринова и капитана Григорьева?

События в книге кажутся настолько правдоподобными, что кажется, что она создана на реальных жизненных фактах. Что же в ней правда? А что художественный вымысел? (Сообщение учащегося о прототипах двух капитанов в реальной жизни.)

Иван Львович Татаринов после гибели экспедиции направляется к открытой им земле. Почему? Он считал, что это было его долгом. Для Сани Григорьева долгом стал поиск этой пропавшей экспедиции.

Роман завершается эпилогом – описанием обелиска, установленного в память Татаринова на арктической скале. Это одновременно и памятник делу Григорьева, поскольку на нем высечены слова его мальчишеской клятвы “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. И он с честью выполнил свой долг.

Как он будет следовать этому девизу своей жизни, став взрослым человеком, мы узнаем, читая вторую книгу романа “Два капитана”, в которой решаются все те же морально - нравственные проблемы.

Я хочу рассказать вам о книге, которую я прочитал, когда мне было двенадцать лет. Это замечательный роман Вениамина Каверина «Два капитана». Раньше, до того как я прочитал этот ро- ман, я не очень любил читать, но эта книга произвела на меня глубокое впечатление. Меня поразило то, что немой мальчик, к которому случайно попали последние письма пропавшей экспедиции, поставил перед собой цель - найти экспедицию. И добивается своего.
На мой взгляд, в судьбе главного героя романа - Саньки Григорьева большую роль играет его характер. Благородство, честность, неспособность к подлости, коварству - его главные качества. Также в нем привлекают настойчивость и сила воли.
В. Каверин описывает большой период времени: с дореволюционных времен до последних дней Великой Отечественной войны. Очень хорошо у Каверина получились описания городов: Москвы и Ленинграда. Читая роман, я на самом деле представил себе, что нахожусь на той или другой улице Москвы или на набережной Невы в Ленинграде.
Ярко и реалистично Каверин описывает как природу и климат Заполярья, так и образ жизни людей в экстремальных условиях на Севере.
С первых дней Великой Отечественной войны Григорьев оказывается на фронте. Моменты воздушных боев Саньки с фашистами Каверин описывает так, словно это он сам летал на самолете и сбивал «мессершмитты» и «фокке-вульфы». Я считаю, в этом большая заслуга писателя. Каверин знает досконально то, о чем он пишет: это не только фигуры высшего пилотажа «бочки» и «иммельманы». Он разбирается и в устройстве самолета, в его управлении.
Закончив летную школу и получив квалификацию пилота, Санька просится работать за Полярным кругом. Он бредит Севером. То, что Григорьев просит направить его на Север, говорит не только о его мужестве. Ведь летать в таких условиях опасно. Мало того, что корпус самолета не спасает от холода, так еще машина может повести себя по-разному. Желание служить на Севере говорит и о его упорстве. Он хочет найти экспедицию капитана Тата- ринова. По крупицам собирает сведения о ней. Летая, он представляет себе, как капитан Татаринов и его экспедиция проходили здесь тридцать с лишним лет назад. Те письма, которые попали к Саньке и решили его судьбу, он уже знает наизусть.
Экспедицию капитана Татаринова Санька ищет не только потому, что в детстве дал себе слово выяснить, что произошло с полярниками: он любит дочь капитана, Катю Татаринову.
В романе Каверин изображает людей, их характеры, показывает, как они меняются с течением времени. Персонажей в рома-
не много, как положительных, так и отрицательных. В произведении видно некое противостояние. Противостояние Кораблева, Санькиного учителя, и Николая Антоновича Татаринова, двоюродного брата пропавшего капитана. Николай Антонович - холодный, расчетливый, эгоистичный человек. Еще учась в школе, Санька понимает, что в письме капитан Татаринов обвиняет именно Николая Антоновича в том, что он погубил экспедицию, снабдив ее некачественными продуктами.
Так же противостоят друг другу Санька Григорьев и Ромашов, его одноклассник. Ромашов очень похож на Николая Антоновича. Все их противостояние основывается на любви к женщине. Николай Антонович погубил своего брата из-за любви к его жене, Марии Васильевне. Кораблев тоже любит Марию Васильевну.
По той же причине Санька и Ромашов ненавидят друг друга. Но они влюблены в дочь капитана Татаринова - Катю.
Ромашов - трус; встретив в поезде Саньку, он наставляет на него пистолет, но боится нажать на курок. Когда же состав разбомбили, Ромашов бросает раненого Саньку Григорьева одного в лесу.
Их противостояние прослеживается на протяжении почти всего романа. Борьба добра и зла. Благородство и подлость. Любовь и ненависть. Вот те проблемы, которые сотни лет описывают писатели.
Из этого романа я понял, что у каждого человека должна быть цель, к которой он должен стремиться, преодолевая все трудности.

, Внеклассная работа

Цель: научить анализу эпического произведения через эпизод из текста произведения, усвоить необходимые теоретические знания с учетом элементов художественного анализа.

Литературные термины: роман, тема, идея, литературный герой, мораль, нравственность.

Эпиграф: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

Сегодня на уроке мы поговорим о всеми любимом писателе В. А. Каверине и его удивительном романе “Два капитана”. Эта книга – роман достойно вошла в золотой фонд нашей русской литературы. В романе автор поднимает и решает целый ряд важных морально – нравственных проблем, которые и на сегодняшний день остаются все такими же важными, какими были в 40-ые годы 20-го века, когда писалась книга.

Кто же он Вениамин Александрович Каверин? (Автобиографическая справка. Сообщение учащегося).

Эта книга – роман. Давайте вспомним особенности романа как эпического жанра литературы. Назовите основные признаки “Двух капитанов” как романа:

    многоплановость,

    разветвленность сюжетных линий,

    временные пространства,

    большой охват событий,

    многогеройность.

Связь времен прослеживается за счет писем в романе, поэтому здесь присутствует эпистолярный жанр (лит. Жанр произведений, написанных в форме писем).

Понравилась ли вам книга Каверина? (Отзывы учащихся о романе. Оценка мнений).

Итак, вы уже смогли решить для себя, о чем эта книга. Какова же тема романа? Рассказ о жизни Сани Григорьева, который является главным героем романа.

Каковы же основные проблемы романа?

    выбор жизненного пути,

    что есть истина и ложь,

    честь и бесчестие,

    мужество, героизм и долг.

Вот и обозначился круг морально – нравственных проблем.

Об идее сказал сам Каверин: “Восстановление справедливости”.

Итак, давайте разберемся в морально – нравственных проблемах романа.

В чем же заключается истинная красота человека? Когда же человека можно назвать человеком с большой буквы, т. е. настоящим человеком?

Назовем главных героев романа.

Судьбы героев переплелись. Они живут в довоенное время по законам морали и нравственности своего времени.

Вы уже поняли, что они разные люди. Кого – то можно назвать человеком чести и совести, кого – то подлым и ничтожным человеком. Они сделали свой жизненный выбор.

Проблема чести и бесчестия

Обратимся к образу главного героя романа – Сане Григорьеву.

Каким вы его себе представляете? Как он рос? Что влияло на формирование его характера? Как он закалялся и мужал?

Сцена из школьной жизни (гл. 12 “Серьезный разговор”).

Виноват ли Саня Григорьев в смерти Марьи Васильевны? Хватило ли ему мужества продолжить поиски пропавшей экспедиции? Были ли у Сани ошибки?

У него нет жизненного опыта, это и приводит его к ошибкам. Человека формирует сопротивление среде, так произошло и с Саней. Он не может поступать, как все. Он выбирает свое решение. Помните клятву, которую они дали с Петькой Сковородниковым “Бороться и искать…”? Бороться прежде всего c самим собой, с собственными слабостями. Эгоизм, небрежность по отношению к чужим чувствам побеждает в себе Саня Григорьев.

Он вынес из детства высокую нравственную чистоту, и это помогло ему остаться настоящим человеком с высокой мечтой. Для него “искать” - значит иметь перед собой ясную цель и стремиться к ней. Он станет летчиком – это его цель.

Кто из героев произнес фразу: “Каждому охота схватить лакомый кусок”? Что вы можете сказать о Гаере Кулии? Кого из героев романа можно назвать любителями “лакомых кусков”?

Проблема лжи и истины

Мы помним, что идея романа - восстановление справедливости. Борьба против лжи и лицемерия.

Кто из героев является носителями лжи и лицемерия? Кто погубил капитана Татаринова? Чья подлость чуть не явилась причиной гибели Сани? Как вы объясните такое совпадение?

Остановимся на отношении героев к женщине. Почему любовь Николая Антоновича и Ромашова не делает их привлекательными?

Чем заканчивается спор между людьми, которые следуют девизу “бороться и искать”, и теми, для кого главное в жизни - “схватить лакомый кусок”? Сильная воля не только у Сани, но и у Ромашова. Почему же в Сане она привлекает, а у него отталкивает?

Проблема мужества, героизма и долга

Она раскрывается на образе двух капитанов.

Доказывая истину, Саня Григорьев проявил высокое мужество и героизм, ведь найти следы погибшей экспедиции он считал своим долгом. Путь этот был трудным. Нравственные уроки, которые получил Саня при этом, сделали из него настоящего человека.

Как связаны судьбы капитана Татаринова и капитана Григорьева?

События в книге кажутся настолько правдоподобными, что кажется, что она создана на реальных жизненных фактах. Что же в ней правда? А что художественный вымысел? (Сообщение учащегося о прототипах двух капитанов в реальной жизни.)

Иван Львович Татаринов после гибели экспедиции направляется к открытой им земле. Почему? Он считал, что это было его долгом. Для Сани Григорьева долгом стал поиск этой пропавшей экспедиции.

Роман завершается эпилогом – описанием обелиска, установленного в память Татаринова на арктической скале. Это одновременно и памятник делу Григорьева, поскольку на нем высечены слова его мальчишеской клятвы “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. И он с честью выполнил свой долг.

Как он будет следовать этому девизу своей жизни, став взрослым человеком, мы узнаем, читая вторую книгу романа “Два капитана”, в которой решаются все те же морально - нравственные проблемы.



Похожие статьи
 
Категории