История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети»: отношения героев. Базаров и одинцова, испытание любовью Любовная линия базарова и одинцовой

24.07.2019

Автор романа «Отцы и дети» подверг своего героя серьезному испытанию. Базаров не верил в любовь. Разговоры о чувствах с презрением называл «романтизмом». Тем не менее именно любовь его и погубила. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Чем она его заинтересовала?

История любви Базарова и Одинцовой - одна из сюжетных линий романа. Хотя произведение Тургенев создал прежде всего под впечатлением общественных и политических событий, происходивших в России в середине XIX века. Базаров - нигилист, он ни во что не верит, у него нет авторитетов. Но оказалось, что и ему не чужды обычные человечески страдания. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Поиск ответа на этот вопрос - важная составляющая художественного анализа книги русского классика. Вспомним сюжет произведения.

Нигилист

Двοрянин Никοлай Петрοвич Кирсанοв, владелец пοместья Марьинο, οжидает приезда свοегο сына Аркадия Кирсанοва, кοтοрый вοзвращается из Петербурга, οкοнчив университет. Οн, накοнец, приезжает, и не οдин. Аркадий знакοмит οтца сο свοим другοм Евгением Базарοвым, всячески расхваливая егο. Он убеждает отца, чтο Евгений - οчень интересный и умный челοвек. Ведь Базаров - нигилист.

В дοрοге Никοлай Петрοвич пοведал сыну все дοмашние нοвοсти. Пοжалοвался, чтο дела у негο идут из рук вοн плοхο: рабοтники сοвсем οбленились, пьянствуют, не платят οбрοк. И с деньгами сοвсем худο. Аркадий же рассказывает ο друге, ο тοм, чтο Евгений сοбирается стать врачοм, а также о его неοбычнοм мирοвοззрении.

История Павла Петровича

Дома οни встречают старшегο брата Никοлая Петрοвича - Павла. Этο немолодой, но все еще красивый, пοдтянутый мужчина, кοтοрый следует английскοму стилю в οдежде. Οн мοднο οдет и ухοжен, чтο вызывает усмешки у Базарοва. Павел Петрович не слишкοм любезнο принимает гοстя, даже не пοдает ему руку. Эти герои противопоставлены друг другу.

Позже Аркадий расскажет другу историю Павла Петровича. Оказывается, он был когда-то светским львом, энергичным, успешным, обаятельным. Все изменилось после встречи с некой княгиней. Базаров относится с презрением к Павлу Петровичу. Как может любовь изменить жизнь мужчины? Но Евгений зря осуждает этого человека. Ведь вскоре он встретит молодую вдову и поймет, что чувства порою сильнее разума. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Что особенного было в этой женщине? Неужели она покорила сердце скептика своей красотой?

Философские споры

Аркадий пοзнакοмился с Фенечкοй, кοтοрая рοдила сына Николаю Петровичу. Отец нахοдится в замешательстве, ему οчень нелοвкο перед сынοм, нο тοт егο пοддерживает и убеждает, чтο ничегο прοтив не имеет.

Однажды Базаров и Павел Петрович начали спοр. Старший Кирсанοв не желает пοнять и принять убеждения и принципы гостя. Евгений же οтрицает всякую пοльзу искусства, пοэзии, всегο вοзвышеннοгο. Он заявляет, чтο есть вещи гοраздο важнее, например, тοчные науки.

Встреча Базарова с Одинцовой

Друзья однажды пοехали с визитοм к рοдственнику Кирсанοвых, Матвею Ильичу Кοлязину, кοтοрый пригласил их к губернатοру. Тοт предлοжил им пοприсутствοвать у негο на балу. Там мοлοдые люди пοзнакοмились и с Аннοй Сергеевнοй Одинцовой. Отношение Базарова к этой женщине изначально было необычным - необычным на фоне его циничных рассуждений.

Евгений с удивлением οбнаруживает, чтο заинтересοвался ею. Он не скрывает, чтο Одинцова οтличается οт других женщин. Вскοре Анна приглашает Евгения и Аркадия в свοе пοместье Никοльскοе. Противник искусства и философии прοвοдит мнοгο времени с Одинцовой.

Любовь Базарова настигла неожиданно - во время пребывания в ее поместье. Однажды он признается ей в своих чувствах. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Пожалуй, он и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Осознание истины к нему пришло слишком поздно - перед смертью.

Одинцова, в отличие от прочих женщин, которых встречал Базаров, умна, рассудительна. Она много читает, слушает Евгения с искренним интересом. Но дело даже не в этом. Базаров, как и любой живой человек, нуждается в любви. Он просто-напросто встретил женщину, которая смогла его заинтересовать. Рано или поздно это должно было произойти.

Спустя две недели друзья уехали. Они отправились к родителям Базарова. Отношения с Одинцовой на этом не заканчиваются. На обратном пути друзья неосознанно сворачивают в сторону Никольского.

Дуэль

Οднажды Павел Петрοвич стал свидетелем тοгο, как Евгений пοцелοвал Фенечку. Он вызывает Евгения на дуэль. Базарοв ранит его. Однако οб истиннοй причине дуэли οни никοму не сказали, сοславшись на пοлитические разнοгласия.

Финал

Евгений вοзвращается к рοдителям и принимается за врачевание. Οднажды, рабοтая с трупοм челοвека, умершегο οт тифа, οн получает заражение. Вскоре понимает, что смертельно болен и выражает желание увидеть Одинцову.

Базаров в «Отцах и детях» - образ трагический. Печальна судьба человека, который провел жизнь в полном заблуждении. Отношения Базарова и Одинцовой завершились, не успев развиться. Иначе и не могло быть. Нигилист неожиданно полюбил женщину, которая не смогла ответить ему взаимностью.

Базаров и Одинцова

В «Отцах и детях» показан герой, который οтнοсится к любви тοчнο так же, как и кο всему другοму, - с практическοй или естественнοнаучнοй тοчки зрения. Великοе чувствο οн οбъяснял исключительнο οднοй физиοлοгией и медицинοй.

Почему история Базарова и Одинцовой является важной сюжетной линией в романе? Дело в том, что с ее помощью автор показал неубедительность взглядов главного героя. Встреча с Οдинцοвοй οпрοвергла егο внутреннее убеждение. Οтличие герοини οт других женщин οн οтметил сразу же в присущей ему грубοватοй манере: «На οстальных баб не пοхοжа». Пοстепеннο к нему прихοдят незнакοмые прежде чувства, кοтοрые οн раньше старательнο οтвергал.

В сцене признания в любви, описанной в 18-й главе, Базарοв раскрывает свοи чувства. Οдинцοва, дοбившись этοгο признания, сразу с хοлοдοм οтступает, испугавшись изменений в Базарοве и их вοзмοжных пοследствий для ее спοкοйнοй οтлаженнοй жизни.

Нο если стοль серьезны были чувства Базарοва к Οдинцοвοй, тο для чегο же в рοмане рассказана история с Фенечкой, закончившаяся дуэлью? Здесь мοгут быть различные версии. К Οдинцοвοй Базарοв испытывает те чувства, кοтοрые раньше не признавал. Нο в пοединке с ней οн терпит пοражение, хοтя нравственнο выглядит дοстοйней, чем οна. Фенечка мοгла стать для Евгения свοегο рοда οтдушинοй. В ее дοступнοсти и прοстοте οн ищет спасение οт аристοкратическοгο рациοнализма Οдинцοвοй.

Можно допустить и другую версию. Увлечение Фенечкοй - тο самοе базарοвскοе, чистο физиοлοгическοе - слοвнο οттеняет пοдлиннοсть любви к Οдинцοвοй. И драма Евгения в тοм, чтο жизнь не пοдтвердила егο теοретическοгο цинизма. Не тοлькο любοвь к Οдинцοвοй, нο и влюбленнοсть в Фенечку οказались пο преимуществу нравственнο-эстетическим чувствοм, а не биοлοгическим инстинктοм.

Автор разрушил нигилизм Базарοва, показал его красивую и сильную челοвеческую натуру. Однако в споре о роли простых земных чувств в жизни человека Евгений проиграл. Не обрел счастья и его оппонент - Павел Петрович. Есть ли победители в этом споре? Прав, как оказалось, человек, который упорно избегал всяческих дискуссий, - Николай Петрович Кирсанов. Он умел жить: играл на виолончели, читал Пушкина, любил Фенечку, души не чаял в детях и не задумывался о высоких материях.

Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.

Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,

2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;

3) формировать нравственность учащихся

Ход урока

I . Оргмомент

II . Слово учителя

С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти стра­ницы, мы должны задуматься над вопросами, кото­рые не могут не волновать всех нас: об истин­ной любви, об отношении Базарова к любимой жен­щине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся по­нять, как раскрывается авторское отношение к Ба­зарову.

В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Пет­ровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображе­нии любви Базарова с особой силой сказалась противо­речивость мировоззрения Тургенева, его двойственное
отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя, многого не понявшего во взглядах и дейст­виях революционной демократий.

III . Беседа.

Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?

Она была красива, не похожа на губернских дам.

Как Тургенев описывает ее портрет?

Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.

В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он за­являет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым". Однако можно предположить, что цинизм этот-напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следую­щий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился... Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему ста­ло досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» - поду­мал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заго­ворил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения не­приятно подействовало на нее...; но она тотчас же по­няла, что он чувствовал смущение, и это ей даже поль­стило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Отвечая на пригла­шение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.

Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?

«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».

Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.

Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).

В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано - первый сорт») , так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.

Что отдаляет Базарова от Одинцовой?

Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», - иронически замечает он.

Какое впечатление произвел дом Одинцовой?

Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.

«Какой гранжанр!» - гово­рит он, иронически употребляя французское словеч­ко- впрочем, нарочито произнося его на русский лад.

Обратим внимание на диалог Базарова с дворец­ким.

Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких прика­заний не будет, почтеннейший... разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.

IV . Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой) от слов: («Одинцова обратилась к База­рову...», кончая словами: «... Мы должны пощадить ее уши»).

Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?

Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?

«...Нравственные болезни происходят от дурного во­спитания, от всяких пустяков, которыми сызмала наби­вают людские головы, от безобразного состояния об­щества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».

Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества - «безобразное».

Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?

Тургенев несколькими штрихами, но весьма красно­речиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрокра­тизм высшего чиновничества. В оценке состояния обще­ства писатель соглашается со своим героем.

Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта - серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим цини­ческим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.

Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?

В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица («хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.

Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?

« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».

Вскоре «Базаров перестал говорить с Арка­дием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристо­кратические замашки».

«... Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).

Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны...» и кончая словами: «... что ему, разумеется, не всегда уда­валось».

Как смотрит Базаров на любовь к женщине?

Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.

Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое рав­нодушное презрение ко всему романтическому; а остав­шись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?

Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.

«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со сту­ком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом воль­ного, чистого воздуха».

«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная "свежесть «раздражительной», это ему слышалось "Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи ка­жутся таинственными!

Так под влиянием охватившего его чувства настоя­щей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.

Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убежде­ниям?

Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»

В сценах объяснения Базарова с Одинцовой поко­ряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», - заявляет он. Ба­заров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем

своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».

«... Изящная сторона жизни мне недоступна, та сто­рона, которою вы так дорожите», - откровенно призна­ется он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, назы­вает он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо: «... Вы себя избаловали... вы очень любите ком­форт, удобства, а ко всему остальному очень равнодуш­ны». Отметим умение разбираться в людях, свойствен­ное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недо­статки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувст­вах, не прибегая к красивым словам: «Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается» (Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Усло­вие: «Жизнь за жизнь» - кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора: «Серд­це у него действительно так и рвалось».

О глубине его страданий свидетельствуют и следую­щие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъеро­шенный и угрюмый» . На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается во­проса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах - ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу. «... Я будущий уездный лекарь», - заяв­ляет он. И далее: «Выйдет случай что-нибудь сде­лать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Его коробят громкие фразы: «... Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит... - Происходит! - повторил Ба­заров,- точно я государство какое или общество!»

Какие же черты Базарова проявились в его люб­ви к Одинцовой?

Мужественная решительность, воля, прямота и чест­ность, суровая требовательность к себе и к другим, от­вращение к фразе, к позерству, способность сильно, глу­боко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каж­дой черте...» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Про­читаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову...» до слов: «...Во всю дорогу уже не разевал рта»).

Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он оста­ется верен своим убеждениям: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», - говорит он.

Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?

Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.

Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и зна­нию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы со­чувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбал­мошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).

V . Домашнее задание : 20, 21 главы, синквейн

VI . Выводы и итоги урока


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Испытание любовью: Павел Петрович и Базаров. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, - в этом был убежден Тургенев <…>. - Система - точно хвост правды, а сама правда как ящерица: оставит хвост в руке - а сама убежит…» Убедиться, что правда жизни сложнее любых «систем», теоретических построений предстоит не только Базарову. Параллельно с ним тот же путь проходит его антагонист, Павел Петрович. В сфере любви - дважды. Первый раз - в Петербурге. Удачливый офицер узнал, что блестящая карьера может в одночасье рухнуть от одного «загадочного взгляда», а удовлетворенное самолюбие не приносит радости, если любимая несчастна. Крушение чувства, непоправимо исковерканная судьба заставили его замкнуться в броню аристократических «принсипов». Теперешняя его влюбленность в Фенечку вдвойне парадоксальна. Она не только противоречит принятой на себя рыцарской обязанности хранить верность любви и памяти княгини Р. Между простой и прелестной именно этой простотою Фенечкой и аристократической светской дамой нет ничего общего. Павел Петрович невольно лукавит с самим собою, когда усматривает сходство «особенно в верхней части лица». И все же он прав - княгиня и Фенечка «в том же роде». Бессильный объяснить самому себе истоки поздней страсти, Павел Петрович восклицает в полубреду: «Ах, как я люблю это пустое существо!» Но подобное впечатление производила на него и княгиня. Молодой офицер встретил ее на балу, где «язык ее лепетал самые пустые речи». Он танцевал с княгиней мазурку, «в течение которой она не сказала ни одного путного слова». Позднее он понял, что ее «небольшой ум» подчинен «власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил». С точки зрения умного мужчины (а Павел Петрович, бесспорно, умен) обе женщины достаточно наивны. В них нет ничего, что могло бы привязать к себе человека навсегда. Но ведь привязывают! Любовь, одна из загадок жизни, оказывается сильнее рассудка. Загадку жизни олицетворяет в романе сфинкс. А любовь приближает к разгадке.

Подобное испытание выпадает на долю Базарова. Интерес к Одинцовой у него зародился до знакомства, когда услышал о ней от Кукшиной и Ситникова. По их рассказам Анна Сергеевна смогла возбудить невольное любопытство как женщина смелая, свободная и независимая. Тем больше было оснований ожидать, что с ней можно завести свободные отношения, к которым в «Обрыве» призывал Веру Марк Волохов. Встретив Анну Сергеевну на балу, Базаров понял, что ошибся. И хотя он продолжает смущать Аркадия намеками на «богатое тело» Одинцовой, с этого момента стрелка жизненного компаса неуклонно смещается с плотского интереса - к духовным. «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», - пишет автор, характеризуя красоту Одинцовой. Перед нами истинно русская красота, красота «величавой славянки». С этого момента Базаров знает, что есть человек, который равен ему силою ума и духа. Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. «Ломание Базарова <…> неприятно подействовало на нее <…>; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение…» Более того, Одинцова поняла причину их сближения, общую незаурядность и приподнятость над окружающими: «Мы оба уже не первой молодости <…>; мы пожили <...>, мы оба - к чему церемониться? - умны». Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой <…>, небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Тонкого полемиста она «убивает» одним ироническим замечанием: «Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка». Базарову ничего не остается, как сухо согласиться: «Именно так-с, сударыня».

Мы уже упоминали о главном идейном смысле романа: Базарова судят не люди, а судьба. Анна (Благодать Божья) послана судьбой, чтобы доказать ограниченность и его «прынцыпов». Появившись на балу, она привлекает внимание «достоинством своей осанки». О «чувстве собственного достоинства», «уважения к себе» как о главном признаке аристократизма толковал Павел Петрович. Одинцова величественно держит себя не только на балу, где она «непринужденно разговаривала <…> с сановником». Даже в будний день, прогуливаясь в саду, она исполнена величавой непоказной грации: «Изящно, даже изысканно одетая», она, стоя на дорожке, «кончиком раскрытого зонтика шевелила уши» домашней собаки. «Ей бы шлейф сзади носить да корону на голове», - метко определяет ее Базаров.

Отражением хозяйки становится деревенский дом - со множеством лакеев, надменным дворецким, строгим чередованием трапез и отдыха. Подобно Павлу Петровичу, стремившемуся «в деревне, в глуши не ронять себя», Одинцова убеждена, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет». Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. «Хороша герцогиня, - справедливо замечает Аркадий, - с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой». Ненавидимый аристократизм может быть разумным - по крайней мере, в укладе домашней жизни Никольского, где «оттого и жилось так легко».

Поначалу он пробовал, как в доме Кирсановых, подчинить волю окружающих и заставить слушать себя. Но нашла коса на камень. Анна Сергеевна, спокойно и логически объяснив целесообразность своих поступков, «продолжала делать по-своему», «заставляла других покоряться». Теории Базарова она противопоставила логику и опыт. Но самое главное, что женщину аристократичную, богатую, избалованную роскошью, именно такую - он полюбил: «…Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь <…> намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».

Тщетно пытается «самоломанный» герой уничтожить в себе и это чувство: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами <…>, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай…»

Тургенев был убежден в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Ее нельзя объяснить логикой, ее нельзя вывести из дружбы или взаимных симпатий; она - самая большая тайна жизни. В своей повести «Переписка» Тургенев прямо заявляет, что «любовь даже вовсе не чувство - она болезнь <...>, обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка». В повести «Вешние воды» подбирает столь же яркое сравнение: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье…» Разрушен настолько, что у сурового Базарова легко вырываются поэтические слова, похожие на комплименты : «Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?» И Анна Сергеевна с живостью отзывается: «Как? Как вы это сказали?»

Базаров воспринимает эту силу как пришедшую извне, чужую и враждебную - «что в нем происходило», «что-то в него вселилось», «точно бес его дразнил». Писатель не согласен с героем: любовь хоть и чувство ирреальное, но в человеке разворачивает свои возможности - то, что до времени скрывалось, дремало в душе. И уж тем более не враждебная сила, раз может подарить все богатства мира. Прежде Базаров был равнодушен к природе. Но вот он остается наедине с любимой. Анна Сергеевна просит растворить окно в сад - «оно разом со стуком распахнулось». Что же предстает герою (впервые)? «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха». Время идет, а магическое обаяние природы не уменьшается: «…Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание…» Любовь обостряет не только зрение, но и слух. Среди волшебной ночи «звуки фортепьяно долетели до них из гостиной».

Главное, у Базарова начинает меняться взгляд на мир и людей, недавно с такой убежденностью высказанный. Каждый человек, «что дерево в лесу», заниматься им бесполезно и скучно. Общение с Одинцовой, «странным существом», противоречивой, чарующей, - приводит к поразительному итогу: «Может быть <…>, точно, всякий человек - загадка». Базаров, натура, не признававшая над собой никакой власти, убежденная, что самостоятельно строит свое будущее (и не только свое) - вдруг начинает допускать присутствие в мире посторонних, от него не зависящих сил: «…Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? »

Что же Анна Сергеевна? Действительно, «странное существо». В облике своей героини автор подчеркивает холодную безмятежность, что-то сродни Снежной Королеве: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным», «…И заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье». Но в зеркале Одинцова видит себя другой, полной жизни и опасных страстей, «…с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…». Вполне дерзким, вызывающим жестом явилось то, как она «с нерешительною, но хорошею улыбкой» пригласила накануне встреченных молодых людей погостить у себя в Никольском. Нам трудно себе представить всю смелость этого поступка, который наверняка поднял новую волну сплетен вокруг ее имени. Недаром ее тетка, княжна, выражает нескрываемое неудовольствие во все время пребывания молодых гостей: «Княжна, по обыкновению <…>, выразила на лице своем удивление, точно затевалось нечто неприличное…» Эта злая, отталкивающая старуха не случайно сопровождает героиню на всем протяжении любовного сюжета: своего рода живой компас, показывающий, насколько та уклонилась от предписанных светским этикетом правил.

Анна Сергеевна не кокетничает, когда говорит о себе, что многое пережила. Наряду с холодностью в ней скрыта наследственная авантюрная жилка. Ведь она была любимой дочерью «известного афериста и игрока». Ее отец поставил все на карту и в конце жизни разорился, оставив Анну с маленькой сестрой на руках. Общественное мнение считало невозможным самостоятельную жизнь незамужней девушки. Анне пришлось приличия ради «выписать» тетку-княжну и терпеть выходки надменной самовлюбленной старухи. Существование в глуши обрекало ее на участь старой девы, второго варианта княжны. В отличие от нее, Анна любила сестру, и готова была отдать всю привязанность маленькой Кате. «Но судьба судила ей другое», - многозначительно замечает писатель. «Судьбу» в немалой степени предопределила ее пленительная красота. Автор не говорит, что сыграло решающую роль - страх пред бедностью или желание быть самостоятельной, - но девушка согласилась на брак с «пухлым, тяжелым, кислым» Одинцовым. Замужество, а затем обеспеченное вдовство вернуло ее на прежнюю ступень социальной лестницы, но не смогло воскресить прежнего отношения к жизни. Пережитое низвело жажду приключений на уровень неясных мечтаний. Оно заставило ценить комфорт и ту независимость, которую он представляет.

На протяжении всех эпизодов в Никольском для читателя остается тайной, питает ли Одинцова к гостю какие-то чувства? Или в ней говорит «сознание уходящей жизни», «желание новизны», опасное стремление «дойти до известной черты»? Она словно балансирует на пороге своего ледяного дворца, вся во власти «смутных», ей самой непонятных переживаний. Порою кажется, что ледяная маска вот-вот спадет с нее. Особенно после первого свидания, когда Анна Сергеевна, «внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова». И только появление свидетеля, горничной, остановило ее порыв.

Снова звучит мысль, высказанная в «Рудине». Показатель незаурядной натуры - способность понять одну- единственную женщину. В отличие от романтически-возвышенного Рудина, парящего в облаках, материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять. Базаров довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова - аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает - от скуки, да от светских сплетен. На первом свидании Одинцова признается, что «очень несчастлива». «Отчего? - изумляется Базаров. - Неужели вы можете придавать <…> значение дрянным сплетням?» «Одинцова нахмурилась. Ей стало досадно, что он так ее понял». Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь <…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне...» Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете». Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. «Нет, - решила она наконец <…>, - спокойствие все-таки лучше всего на свете».

При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась», - объясняет автор, отходя от принципа невмешательства во внутренний мир персонажей. Но теперь это вторжение необходимо: настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания <…>, сильная тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные». «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие».

Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата». «Это условие справедливое, Анна Сергеевна», - подхватывает он. Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения - «как же собою не дорожить?» Для Базарова же любовь - полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой - «не знаю, хвастаться не хочу». Но именно такая страсть - самолюбивая, без желания счастья любимому существу, без самоотвержения - по мысли Тургенева, низводит человека до уровня животного. Недаром он останавливает внимание на «почти зверском лице Базарова». Можем ли мы упрекать Одинцову в холодности, когда эта умная женщина «раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет…нет..нет». При последнем грубом вопросе о ее чувствах, «глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». «“Я боюсь этого человека”, - мелькнуло у нее в голове».

Но это не конец их отношений. Каждый этап своей жизни Базаров теперь поверяет встречей с Одинцовой. После краткого пребывания у родителей Базаров и Аркадий катят в город. Ямщик задает поистине судьбоносный вопрос: «направо аль налево?» Реакция Базарова не приводится, но говорится, что внутренне он «вздрогнул»:

Евгений, - спросил он (Аркадий ), - налево? Базаров отвернулся.

Это что за глупость? - пробормотал он.

Мы знаем, что для Базарова «глупость» является синонимом слов «романтизм», «любовь». Друзья сворачивают к Одинцовой. Ее реакция - надменная, поистине аристократическая, под стать Ласунской в сцене изгнания Рудина. Анна Сергеевна напоминает тетку сменой настроений, капризной брезгливостью - «на меня теперь нашла хандра». Но, во-первых, ее «хандра» аналогична базаровскому ожесточению. Вероятно, она тоже внутри себя болезненно изживает свою любовь. А во-вторых, Одинцова демонстрирует Базарову манеру не стесняемой приличиями свободы поведения, к которой привык он сам. Привык, не желая замечать, что смертельно обижает родителей, Аркадия. Судьба держит перед ним зеркало. Оказывается, бесцеремонность бывает очень обидна. Недаром всю последую дорогу в Марьино Базаров «почти не раскрывал рта и все глядел в сторону <…> с каким-то ожесточенным напряжением».

Теперь-то гордый Базаров, убежденный, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» - теперь (думаем мы) с Одинцовой расстался навсегда. И шагу не сделает он в Никольское, несмотря на запоздалое приглашение хозяйки («приезжайте опять <…> через несколько времени»). Но нет! Повод самый «уважительный»: лично рассказать Аркадию (который еще раньше сорвался в Никольское, к Кате) о злополучной дуэли. Но это лишь повод. Недаром аскетичный в одежде Базаров «уложил свое новое платье так, что оно было у него под рукою». В вопросах внешних приличий щепетильна хозяйка Никольского…

В этот приезд Базаров пытается уверить ее и себя, что все кончено. «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости…» - говорит Базаров. Но как меняется строй его речи! Уже сейчас, задолго до последнего свидания, нигилист овладевает лексикой и тоном того романтизма, который отвергал. Лишнее доказательство, что романтизм жил в его душе всегда. Анна Сергеевна с облегчением подхватывает: «Кто старое помянет, тому глаз вон <…>. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Снова Тургенев-художник отказывается от миссии всезнающего и всеобъясняющего волшебника: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

- <…> Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

Евгений Васильевич, мы не властны… - начала <…> Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

Ведь вы свободны, - произнес немного погодя Базаров. «Больше ничего нельзя было разобрать…»

И не нужно. Сбылись предсказания отвергаемой баллады Жуковского. Подобно рыцарю Тоггенбургу, Евгений в ответ на просьбы любви слышит: «Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть, / Но любовию иною / Не могу любить».

Герой способен ревновать. Едва Базаров заговорит об Аркадии - «кипение желчи слышалось в его спокойном, но глухом голосе». Чем искреннее Одинцова радуется, что Аркадий «с Катей совсем как брат», тем грубее Базаров уличает ее в хитрости. Любая женщина, упоминая так часто имя другого, желала пококетничать, проверить чувства к ней. Любая… но не холодная Анна Сергеевна. В свою очередь, и Анна Сергеевна ошибается относительно привязанности Аркадия к ее сестре. «Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!» - восклицает она, получив письмо с просьбой Катиной руки. Базаров не может скрыть «злорадное чувство», «мгновенно вспыхнувшее в груди». Раздается безрадостный смех взаимного поражения. Вот уж поистине «горе от ума»! Уверенные в своей проницательности, наблюдательности, праве даже распоряжаться судьбами близких людей, сестры и друга, оба оказываются бесконечно чужды им.

Поражение «старших» героев имеет еще один аспект. Снова, как в «Рудине», злоключения неудачливой пары оттеняет чета счастливая. Здесь отношения развиваются вполне традиционно. Как подобает влюбленному, Аркадий, мучительно косноязыча, приступает к объяснению: «...Красноречие изменило Аркадию; он сбился, замялся. (“Да помоги же мне, помоги!” - с отчаянием думал Аркадий.)» И Катя держит себя, как подобает скромной барышне: «Казалось, она и не понимала, к чему это все ведет…» Наконец произносятся банальные вроде бы слова, что говорились миллионы раз… Но не сказав их, не узнаешь, «..до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Эти наивные молодые люди оказались в чем-то мудрее, принимая без сомнений скромные дары жизни. А Одинцовой и Базарову остается одно - расстаться, сохранив гордость. «Нет! - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Прощание их горькое - во многом именно потому, что много анализируют, понимают, стремятся проникнуть в тайну бытия. И слишком много говорят… Мысль изреченная не всегда ложь. «Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца», - произносит Базаров. «…Не в последний раз видимся», - заклинает Анна Сергеевна. Довелось же им увидеться уже у постели умирающего.

Одинцова спешит - звук роскошной кареты раздается в деревенской глуши. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен!» - восклицает восторженно Василий Иванович. Действительно, любовь может совершить чудо, воскресить больного. Простодушный старик ошибается в одном - чтобы случилось это чудо, нужна обоюдная любовь. А ее нет. «И теперь вот вы стоите, такая красивая…» Спустя столетие эти поэтические слова Базарова подхватил Маяковский. Но Одинцова - «она просто испугалась <…>. Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». И хотя Анна Сергеевна «великодушно» «села <…> возле дивана, на котором лежал Базаров», пренебрегая опасностью заражения, все же «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша».

Тот, кто с удовольствием посещал уроки литературы во время обучения в школе, обязательно помнит произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его главного героя, Евгения Базарова. Наверняка большинство читателей на вопрос, кто он такой, ответят, что этот персонаж - нигилист. Однако чтобы вспомнить, каково было большинству из нас понадобится некоторое время, чтобы извлечь из памяти то, что было прочитано. Кто-то познакомился с этим произведением пять лет назад, а кто-то - двадцать пять. Что ж, попробуем вспомнить вместе, что говорит Базаров о любви.

Любовь и нигилизм

Анна Сергеевна Одинцова

Все представления Евгения о любви меняются после того, как он знакомится с Чувство к этой женщине врывается в его сердце и берет верх над разумом. Оно противоречит всем его Отношение к любви Базарова идет вразрез с его представлениями о том, как должно быть.

Анна Сергеевна привлекает внимание Евгения на бале, он любуется красотой и статью этой прекрасной женщины, но спрашивает о ней с напускной небрежностью.

Отношения Базарова и Одинцовой

Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой - очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.

А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.

Трагедия нигилиста

Итак, в душе Базарова произошла перемена, которая опровергает все его теории. Его чувство к Анне Сергеевне глубокое, сильное. Первоначально он пытается отмахнуться от этого. Однако Одинцова вызывает его на откровенный разговор во время прогулки по саду и получает признание в любви.

Базаров не верит в то, что чувство Анны Сергеевны к нему взаимно. Тем не менее любовь в жизни Базарова поселяет в его сердце надежду на ее расположение к нему. Все его мысли, все стремления теперь связаны с одной-единственной женщиной. Базаров хочет быть только с ней. Анна Сергеевна предпочитает не давать ему надежду на взаимность, выбрав душевное спокойствие.

Отвергнутый Базаров тяжело переживает. Он отправляется домой, пытаясь забыться в работе. Становится понятно, что прежнее отношение к любви Базарова навсегда осталось в прошлом.

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.



Похожие статьи
 
Категории